Оглавление

Введение_____________________________________________________ 3

1. Значение и развитие международных стандартов финансовой отчетности  5

1.1. Организация и методология разработки МСФО.____________________________ 5

1.2. Базовые принципы международных стандартов____________________________ 7

1.3. Состав МСФО_________________________________________________________ 10

1.4. Элементы финансовой отчетности______________________________________ 11

Глава 2. Реформа бухгалтерского учета в России_________________ 14

2.1. Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности______________________________________ 14

2.2. Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО____________________ 22

Заключение_________________________________________________ 29

Список использованной литературы____________________________ 31

Введение

Одним из важнейших факторов создания новой экономики является глобализация стандартов, и можно с уверенностью утверждать, что эта тенденция сохранится и в будущем. Нужно рассматривать международные стандарты финансовой отчётности, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход в процессе формирования финансовой информации. Это особенно актуально в начале 21 века, который предъявляет качественно новые требования к компаниям, желающим успешно конкурировать на международных рынках. Организации независимо от размеров и форм собственности придется решать следующую задачу: как остаться жизнеспособной на рынке. Это удастся сделать только в случае предоставления товара или услуги, имеющего дополнительную ценность для потребителя, причем в условиях динамично развивающейся конкуренции. Это подразумевает наличие гибкой организационной структуры, в частности, возможность приспосабливаться к ускоряющимся темпам изменений и циклам деловой активности, а также обрабатывать интенсивные потоки информации, денежных средств и т.п. Успешно функционирующая организация с гибкой структурой следующего столетия должна собирать, анализировать и обрабатывать данные потоки в реальном режиме времени. Переход на МСФО является важным первым шагом любой компании, стремящейся воспользоваться данными ресурсами и возможностями. Пожалуй, главный вывод по первым итогам реформирования российской системы бухгалтерского учёта – наличие определённых положительных результатов. Весьма болезненный процесс трансформации бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями рыночной экономики потребовал прежде всего изменения отношения к профессии бухгалтера. Бухгалтер, ранее являвшийся одной из самых незаметных фигур, превращается в незаменимого советника руководителей предприятия, осваивая совершенно новые функции (такие как финансовый менеджмент, налоговое планирование и др.). Чрезвычайно важно, чтобы реформа продолжалась достигнутым темпами и приобретала законченный характер. Это особенно касается законодательной базы бухгалтерского учёта, где нужно решить одну из самых застарелых болезней регулирования учёта в России – бесконечный поток текущих инструкций, писем, указаний, которые нередко противоречат друг другу. В числе ещё одного из перспективных направлений реформы следует выделить необходимость более широко участия бизнеса в разработке новых стандартов учёта, что может быть достигнуто путём более активного вовлечения в процесс адаптации международных стандартов профессиональных объединений бухгалтеров

1. Значение и развитие международных стандартов финансовой отчетности

1.1. Организация и методология разработки МСФО.

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия. Разработка международных стандартов осуществляется в 6 этапов.

1 этап – формирование Подготовительного комитета (Steering Committee). Комитет формируется Правлением из специалистов не менее чем из 3 стран и возглавляется представителем Правления. В Подготовительные комитеты могут также входить представители других организаций, представленных в Правлении, Консультативной группе и эксперты в определённой области.

2 этап – разработка проекта стандарта. Подготовительный комитет намечает план работы над проектом, затем тщательно изучает практику учёта по данному вопросу в различных странах, в том числе различные учётные приёмы, подходящие различным условиям. По итогам исследования комитет представляет на рассмотрение Правления КМСФО Общий план разработки проекта Международного стандарта финансовой отчётности (Point Outline).

3 этап – подготовка рабочего проекта положений стандарта. В ходе данного этапа, который обычно длится около 4 месяцев, Подготовительный комитет готовит Проект изложения принципов (Draft Statement of Principles) или другой дискуссионный документ. В нём формулируются основные принципы подготовки следующего документа – Проекта международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. Все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.

4 этап – утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. После рассмотрения всех замечаний по Рабочему проекту положений Подготовительный комитет согласовывает его окончательный вариант и представляет на утверждение Правления.

5 этап – составление плана разработки международного стандарта. Подготовительный комитет составляет Проект международного стандарта финансовой отчётности, который после его одобрения двумя третями Правления обычно публикуется, и все стороны могут вносить в него замечания и предложения. Данная стадия может продолжаться от одного до трёх месяцев.

6 этап – подготовка проекта международного стандарта. Подготовительный комитет рассматривает все замечания и передает проект на рассмотрение Правления. Для принятия и опубликования нового стандарта необходимо, по меньшей мере, 12 голосов членов Правления (из 16). В противном случае Правление может принять решение о проведении дополнительных консультаций и внесении необходимых изменений в проект. На практике это требует составления нового Проекта МСФО.

Правление также может сформировать Подготовительный комитет для внесения корректировок в уже существующие стандарты или их замены на новые стандарты. В этом случае процедура внесения изменений в стандарт аналогична вышеуказанной, за тем исключением, что Подготовительный комитет также подготавливает Проект изложения принципов без предварительного составления Схемы вопроса МСФО.

Следует также отметить, что утверждённым текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов КМСФО. В настоящее время МСФО официально переведены на 4 языка (немецкий, русский, французский и польский), идёт работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанский языки. Неофициально международные стандарты переведены на более чем 30 языков.

1.2. Базовые принципы международных стандартов

Международные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО это, по сути, обобщённая практика учёта наиболее развитых учётных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухучёта. Поэтому принципиальной основой перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчётности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements). Принципы подготовки и составления финансовой отчётности сформулированы в виде отдельного документа. Данный документ не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет последовательно уменьшаться.

В соответствии с Принципами “цель финансовой отчётности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений”. К пользователям финансовой отчётности Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.

Помимо целей, концептуальные основы определяют общие принципы составления финансовой отчётности, правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчётности. Общие принципы международных стандартов были приняты Правлением в апреле 1989 г. и их можно разделить на 2 группы: базовые принципы и качественные характеристики информации.

Международные стандарты основаны на 2 основных принципах:

Принцип начислений (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств. Таким образом, операции будут учитываться в том отчётном периоде, в котором они возникли. Данный принцип даёт возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счёт уменьшения финансовых результатов отчётного периода.

Принцип непрерывности деятельности (going concern) предполагает, что предприятие продолжит свою деятельность в ближайшем будущем. А поскольку у предприятия нет намерения сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной  стоимости без учёта ликвидационных расходов.

Для того, чтобы информация могла использоваться на международном уровне, она должна отвечать следующим качественным характеристикам:

- понятность (understandability) информации означает, что она доступна для понимания пользователям, обладающим достаточными знаниями в области бухгалтерского учёта

- уместность или значимость (relevance) информации предполагает, что она будет влиять на экономические решения пользователей.

Значимость информации определяется 3 параметрами: существенностью (искажение информации может повлиять на экономические решения), своевременностью (информация не способствует задержке в принятии решений) и рациональностью (выгоды, получаемые от информации должные превышать затраты на её получение, причём процесс соотнесения выгод и затрат требует профессиональной оценки)

- достоверность или надёжность (reliability) информации имеет место в том случае, если она не содержит существенных оценок и является беспристрастной. Достоверная информация должна удовлетворять следующим требованиям:

§     правдивое представление (faithful representation)

§     приоритет содержания перед формой (substance over form) – информация должна принимать во внимание, прежде всего, экономическую сущность фактов хозяйственных операций

§     нейтральность (neutrality) т.е. ненацеленность информации на интересы определённых групп пользователей

§     осмотрительность (prudence) – это очень важное требование, которое заключается в консервативной оценке активов и пассивов.

Активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы недооценены, т.е. активы отражаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательства – по наибольшей. Иными словами, учитываются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли.

- полнота (completeness) – в отчётности должны получить отражение все факты хозяйственной деятельности за отчётный период

- сопоставимость или сравнимость (comparability) информации должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчётности, как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим компаниям.

Это означает, необходимо раскрывать все изменения в учётной политике таким образом, чтобы данное требование выполнялось.

Международные стандарты устанавливают определённые ограничения, связанные с основными качественными характеристиками информации.

Критерий своевременности (timeliness) связан с необходимостью должного соотнесения надёжности и уместности информации. С одной стороны, для соответствия требованию уместности необходимо полностью собрать информацию по всем имевшимся фактам хозяйственной деятельности. С другой стороны, получение полной и надёжной информации может привести к задержке при предоставлении финансовой отчётности и, соответственно, повлиять на уместность информации. Поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание между этими двумя требованиями.

Соотношение между выгодами и затратами (balance between benefit and cost) означает, что выгоды от информации не должны превышать затраты на её получение, причём процесс соотнесения выгод и затрат требует профессиональной оценки.

Соотношение между качественными характеристиками (balance between qualitative characteristics) должно быть предметом профессиональной оценки бухгалтера и подчиняться задаче удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчётности.

1.3. Состав МСФО

В состав МСФО включается:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет, показывающий либо

- все изменения в капитале;

- изменения в капитале, отличные от операций капитального характера с владельцами и распределений им;

- отчет о движении денежных средств;

- учетная политика и примечания.

Хорошо, если компании представляют не только финансовую отчетность, но и финансовый обзор руководства, в котором описаны и пояснены основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается. Такой отчет может включать анализ следующего:

1) основных факторов и влияний, определяющих финансовые результаты, включая изменение среды, в которой действует компания, реакции компании на эти изменения, инвестиционной политики компании, направленной на поддержание и улучшение финансовых результатов, а также политики в области дивидендов;

2) источников финансирования компании, политику в отношении заемных средств и управления рисками;

3) достоинств и ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе, составленном согласно МСФО.

Многие компании, помимо финансовой отчетности, представляют дополнительные отчеты: отчеты по вопросам охраны окружающей среды и отчеты о добавленной стоимости.

1.4. Элементы финансовой отчетности

Элементы финансовой отчётности – это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности. Выделяются 5 элементов финансовой отчётности.

Активы – это средства или ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод. Активы отражаются в балансе при условии, если существует вероятность будущих экономических выгод и стоимость активов может быть надёжно измерена. При определении актива право собственности на него не является основным. Так, например, арендованная собственность является активом, если организация будет контролировать выгоды от её использования .

Обязательства – это существующая на отчётную дату задолженность, погашение которого приведёт к оттоку ресурсов предприятия. Обязательства отражаются в балансе, только когда существует вероятность будущего оттока ресурсов, воплощающих экономические выгоды, в результате погашения существующего обязательства, и величина такого погашения может быть надёжно измерена.

Собственный капитал – это оставшаяся доля активов предприятия после вычета всех обязательств. Собственный капитал представляет собой вложения собственников и накопленную прибыль.

Доходы – это увеличение экономических выгод предприятия за отчётный период, что приводит к расширению активов и уменьшению обязательств, результатом чего является рост собственного капитала (исключая вклады собственников в уставной капитал). Доход включает выручку, полученную в результате основной (уставной) и неосновной деятельности предприятия.

Расходы – это сокращение экономических выгод, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (исключая изъятия собственников из уставного капитала). При отражении расходов действует правило соответствия (matching concept) – расходы признаются в отчётном периоде, только если они привели к доходам данного периода.

Международными стандартами предполагаются различные вариантов оценки активов и обязательств предприятия.

Первоначальная стоимость (historical cost): для активов – это стоимость их приобретения, а для обязательств – сумма, полученная  в обмен на обязательство. Первоначальная стоимость выражается в фактических ценах в момент совершения сделки.

Текущая или восстановительная стоимость (current cost): для активов – это средства, которые необходимо заплатить, если бы они приобретаются в настоящий момент, для обязательств – сумма, которую нужно заплатить для погашения обязательства в настоящий момент.

Реализационная или ликвидационная стоимость (realizable or settlement value): для активов – это сумма денежных средств, которые можно получить в результате их продажи, а для обязательств – это стоимость их погашения при нормальных условиях функционирования предприятия.

Приведённая стоимость (present value): для активов – это дисконтированная стоимость будущих чистых притоков денежных средств в условиях нормального функционирования предприятия, для обязательств – дисконтированная стоимость будущих оттоков денежных средств при погашении обязательств в условиях нормального функционирования предприятия.

Также могут использоваться ещё два варианта оценки. Это рыночная стоимость (market value), т.е. сумма, которая может быть получена в результате продажи активов на рынке и “честная” стоимость (fair value), т.е. величина, по которой активы могут быть обменены между осведомлёнными и желающими это сделать сторонами в ближайшем будущем.

Глава 2. Реформа бухгалтерского учета в России

2.1. Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Реформа бухгалтерского учёта невозможна без серьёзных корректив в законодательстве, прежде всего в налоговом и гражданском. Наш бухгалтерский учёт традиционно ориентирован на налоговое законодательство и возникает проблема необходимости ведения учёта одновременно для налоговых органов и для целей финансового рынка, не говоря о том, что из-за несовершенства нашего налогового законодательства практически все предприятия ведут так называемую “чёрную” бухгалтерию. Так, в результате анализа Гильдии финансовых аналитиков России выяснилось, что если принять за 100 % сумму средств, остающихся у предприятия после покрытия всех операционных расходов, то оно должно уплатить налогов на 124 %. Если говорить о налоге на прибыль, то для всех очевидна некорректность налогооблагаемой базы для него, и предприятия, ведущие учёт одновременно по нашей и западной системе, обнаруживают, что налог на прибыль часто берётся с убытков предприятия. Это лишний раз доказывает, что реформирование системы бухгалтерского учёта должно осуществляться в комплексе с соответствующими изменениями в смежных отраслях законодательства.

26 декабря 1997 года Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров была одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее - Концепция).

По-видимому, именно эту дату и следует считать официальной датой начала перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. Эту мысль подтверждает и то, что наибольшая активность Минфином РФ в разработке и утверждении новых Положений по бухгалтерскому учету была проявлена именно в течение 1998-1999 гг. За этот период были вновь разработаны пять новых Положений - ПБУ 5/98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. фактически в этот же срок попадает и ПБУ 6/97,разработанное в 1997 году, но, в связи с длительностью процесса регистрации в Минюсте РФ, увидев­шее свет только в начале 1998 года. Кроме того, с разной степенью существенности были переработаны (с целью приближения к международным стандартам) еще Два Положения - ПБУ 1/98, и ПБУ 4/98. Таким образом, из общего числа действующих в настоящее время Положений по бухгалтерскому учету не перерабатывались с момента утверждения только два -ПБУ 2/94, ПБУ 3/95. По нашим сведениям деятельность по их переработке в настоящее время осуществляется достаточно активно и, уже в течение первого полугодия 2000 года можно ожидать появления переработанных текстов указанных ПБУ.

Прежде чем переходить к характеристике современного состояния отечественного бухгалтерского учета и его соответствия международным стандартам, необходимо несколько слов сказать о самой Концепции в свете действующих законодательных и нормативных актов.

Во вводной части Концепции сказано, что концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. Новая концепция бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.

То есть уже во втором абзаце Концепции делается акцент на необходимость ориентирования бухгалтерского учета на нужду инвесторов.

Далее в Концепции формулируются цели бухгалтерского учета, причем отдельно определяется цель учета для внешних и для внутренних пользователей. Цель бухгалтерского учета, которая считалась основной – формирование достоверной информации для принятия управленческих решений - определена, как цель для внутренних пользователей, а по расположению в тексте можно сделать вывод, что она является второстепенной.

В пункте 3.3. Концепции приведен перечень заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности: «Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы влас­ти и общественность в целом».

Для сравнения, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о бухгалтерском учете формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имуще­ственном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

То есть, положения Концепции в этой части противоречат Закону о бухгалтерском учете - Концепция на первый план выводит необходимость организации бухгалтерского учета в преимущественно в интересах вне­шних пользователей, а конкретно -потенциальных инвесторов, а Закон о бухгалтерском учете - в интересах внутренних пользователей - руководителей, учредителей и собственников имущества. Заметим, что формулировка Закона о бухгалтерском учете в Большей степени соответствует положениям статьи 2 ГК РФ, в которой сформулировано понятие предпринимательской деятельности -деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи .товаров, выполнения работ или оказания услуг. То есть основным участником предпринимательской деятельности являются юридические и физические лица, сформировавшие уставный капитал организации и имеющие исключительные права на распределение полученной прибыли. Инвесторы к таким лицам не относятся - в деятельности коммерческой организации они уча­ствуют только заемным капиталом (независимо от того, предоставляется он в виде займов или в виде целевого финансирования), а прибыль получают от использования авансированного капитала в части, оговоренной соглашением с собственниками организации. В принятии управленческих решений инвесторы могут принимать участие, но их влияние редко может быть решающим (в том случае, если такие решения принимаются в соответствии с действующим законодательством, а не исходя из краткосрочных интересов части собственников)

Первые серьезные проблемы в применении разработанных Положений по бухгалтерскому учету могут возникнуть уже в связи с составлением и представлением отчетности за 1999 год. Так, ПБУ 7/98 и ПБУ 8/98 обязывают организации отражать в отчетности оценку условных фактов хозяйственной деятельности и событий, происшедших после отчетной даты. Однако, в нормативных документах МНС РФ отсутствуют указания о корректировке данных отчетности, представляемой в налоговые органы в виде налоговых деклараций с учетом указанных фактов.

Справедливости ради, следует заметить, что пункт 2.4. Концепции делает некоторые исключения для субъектов малого предпринимательства: «Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Российской федерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции...». Для прочих же адресантов бухгалтерской отчетности, потребуются дополнительные разъяснения.

В развитие Концепции Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).

В программе:

·   сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

·   определены задачи реформы:

·   сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

·   обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

·   оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;

·   определены основные направления реформы:

·   совершенствование нормативного правового регулирования;

·   формирование нормативной базы (стандарты);

·   методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

·   кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

·   международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:

·   подготовить необходимые измене­ния и дополнения в Федеральный за­кон «О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттес­таций бухгалтеров, и иные норматив­ные правовые акты;

·   в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований меж­дународных стандартов;

·   пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;

·   пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции

·   по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;

·   ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» распоряжением Правительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику.

Результаты выполнения Плана внедрения положений бухгалтерского учета

Таблица 4.

Наименование положений (стандартов)

Срок выполнения

Фактически выполнено

Общие вопросы раскрытия информации

Бухгалтерская отчетность

III квартал 1998 г.

ПБУ 4/98; 06.07.99

Сводная бухгалтерская отчетность

I квартал 1999г.

Прибыль на акцию

I квартал 1999 г.

Информация по сегментам

IV квартал 1998 г.

Информация о связанных сторонах

IV квартал 1998 г.

Прекращенные операции

IV квартал 1999 г.

Учетная политика организации

IV квартал 1998 г.

ПБУ 1/98; 09.12.98

Условные факты хозяйственной деятельности

III квартал 1998 г.

ПБУ 8/98; 25.11.98

События после отчетной даты

III квартал 1998 г.

ПБУ 7/98; 25.11.98

Активы и обязательства организации

Основные средства

IV квартал 1999 г.

ПБУ 6/97; 03.09.97

Материально-производственные запасы

II квартал 1998 г.

ПБУ 5/98; 15.06.98

Нематериальные активы

IV квартал 1999г.

Финансовые вложения

IV квартал 1998 г.

Активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте

II квартал 1999 г.

ПБУ 3/95; 13.06.95

Реорганизация организаций

III квартал 1999г.

Аренда основных средств

III квартал 1999 г.

Доверительное управление имуществом

IV квартал 1999 г.

приказ Минфина РФ от 25.12.98 №68н

Финансовые результаты деятельности организации

Доходы организации

III квартал 1998 г.

ПБУ 9/99; 06.05.99

Затраты организации

III квартал 1998 г.

ПБУ 10/99; 06.05.99

Договоры на капитальное строительство

I квартал 1999 г.

ПБУ2/94; 20.12.94

Расчеты по налогам

I квартал 1999 г.

Государственная помощь

II квартал 1999 г.

Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно «пробуксовывает». Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в будущее, можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не ранее 2004 года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе) претерпят существенные изменения или серьезно изменятся. Вывод неутешителен - работа по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности ведется неудовлетворительными темпами.

2.2. Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО

Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не единственный недостаток процедуры перехода на МСФО.

В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США).

IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP являются более детализированными и фактически могут применяться всеми участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных приемах и методах учетной работы.

Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в масштабах государства. В настоящее время существует только один такой документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн.

Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их применению.

Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности, широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публикациях и в выступлениях на местах выпущен коммерческой организацией «Аскери» тиражом всего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских работников в стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимость издания весьма высока, что дополнительно затрудняет сколько-нибудь широкое распространение стандартов. Кроме того, текст МСФО предваряется записью об охране авторского права и запрете использовать какую-либо часть издания в какой-либо форме. Но, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от «Об авторском праве и смежных правах» официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы не могут являться объектами авторского права.

Нормативные документы бухгалтерского учета РФ и их соответствие МСФО

Таблица 5.

Наименование МСФО

Дата введения

Соответствующий нормативный документ бухгалтерского учета РФ

1

Представление финансовой отчетности

01.07.98

ПБУ 4/99

2

Запасы

01.01.95

ПБУ 5/98

4

Учет амортизации

01.01.97

ПБУ 6/97 (раздел 4)

7

Отчет о движении денежных средств

01.01.94

ПБУ 4/99, Инструкция о годовой отчетности

8

Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки в учетной политике

01.01.95

ПБУ9/99, ПБУ 1/98,

9

Затраты на исследования и разработки

01.01.95

Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции, утвержденные Миннауки РФ, Ми­нэкономики РФ и Минфином РФ 15.06.94 № ОР-22-2-46

10

Условные события и события, происшедшие после отчетной даты

01.01.80

ПБУ7/98, ПБУ8/98

11

Договоры подряда

01.01.95

ПБУ 2/94 (в части договора строи тельного подряда)

12

Налоги на прибыль

01.01.98

Инструкция Госналогслужбы РФ о порядке исчисления налога на прибыль

14

Сегментная отчетность

01.07.98

Информация, отражающая влияние цен

15

Информация, отражающая влияние цен

01.01.83

16

Основные средства

01.07.99

ПБУ6/97

17

Аренда

01.01.99

ПБУ6/97 (раздел 6)

18

Выручка

01.01.95

ПБУ9/99

19

Вознаграждение работникам

01.01.99

20

Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи

01.01.84

21

Влияние изменения валютных курсов

01.01.95

ПБУЗ/95**

22

Объединение компаний

01.07.99

23

Затраты по займам

01.01.95

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п.73

24

Раскрытие информации о связанных сторонах

01.01.86

25

Учет инвестиций

01.01.87

Положение по учету долгосрочных инвестиций (приказ Минфина РФ от 30.12.93 № 160)

26

Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)

01.01.88

27

Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании

01.01.99

приказ Минфина РФ от 30.12.96 №112

28

Учет инвестиций в ассоциированные компании

01.01.90 (кроме параграфов 23 и 24)

29

Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

01.01.90

30

Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов

01.01.91

31

Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности

01.01.92

приказ Минфина РФ от 25 декабря 1998 г. № 68н

32

Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации

01.01.96

33

Прибыль на акцию

01.01.98

34

Промежуточная финансовая отчетность

01.01.99

ПБУ4/99

35

Прекращаемая деятельность

01.01.99

36

Обесценение активов

01.07.99

37

Резервы, условные обязательства и условные активы

01.07.99

Инструкция о бухгалтерской отчетности, ПБУ8/98.

38

Нематериальные активы

01.01.99

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, пп. 55-57

39

Финансовые инструменты: признание и оценка

При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства. Во-первых, ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеют дату ввода в действие более позднюю, чем стандарты с последующими порядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состоянии постоянного совершенствования и переработки, а это, в свою очередь, обуславливает разработку и внедрение новых редакций ранее действовавших стандартов.

Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых МСФО в той или иной степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ и МНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок на законодательные акты (например, ГК РФ, Закон об акционерных обществах и т.п.), которые в той или иной степени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности.

 

Заключение

В заключение важно отметить, что в случае полного перехода России на МСФО не следует ожидать, будто иностранные инвестиции рекой хлынут в Россию. Однако это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми.

Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного. По итогам первых  двух лет реформы уже можно говорить об определённых как положительных результатах, так и о проблемах перехода. Тем не менее реформа будет реально закончена лишь, когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний - действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации. Это означает, что более активно должна вестись работа по повышению квалификации бухгалтеров.

В числе других задач реформирования следует отметить необходимость окончательного разделения бухгалтерского учёта на финансовый, управленческий и налоговый, как это принято в международной практике. При этом финансовый анализ будет ориентирован на внешних пользователей (собственников, инвесторов, кредиторов, дебиторов и т.д.), управленческий учёт будет использоваться для систематизации затрат, принятия управленческих решений и планирования, а налоговый учёт – применяться для исчисления налогов. В то же время ещё раз следует подчеркнуть, что реформа бухгалтерского учёта должна  осуществляться с учётом сложившихся национальных традиций, специфики экономического развития России, а не путём слепого копирования западного опыта.

Весьма положительно можно расценить недавнее заявление члена Европейской Комиссии по внутреннем рынку и налогообложению Ф. Болкештайна о том, что он будет рекомендовать МСФО к принятию для всех европейских компаний, присутствующих на рынках ценных бумаг.

Это будет частью стратегии ЕС, направленной на построение единой транспарентной системы учёта на европейском рынке капитала. Значение  этого шага, который, по всей вероятности, будет скоро реализован, трудно переоценить для России, традиционно ориентированной именно на европейские рынки.

Предполагается, что в 21 веке информация станет самым ценным ресурсом. В данном контексте финансовую информацию можно рассматривать как важнейший инструмент принятия хозяйственных решений, т.к. её качества зависит эффективность привлечения инвестиций. Хочется надеяться, что российские предприятия будут рассматриваться на внешних рынках в качестве равноправных партнёров и в полной мере использовать широкие возможности, предлагаемые международными рынками капитала.

Список использованной литературы

1.     Постановление Правительства от 6 марта 1998 г. № 283 “Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности»

2.     Артёменко В.Г., Беленгир М.В,, “Финансовый анализ”, “Дело и сервис”, 2002

3.     Бернстайн Л.А,, “Анализ финансовой отчётности”, Москва, “Финансы и статистика”, 2003

4.     “Использование зарубежного опыта в условиях перехода России на международные стандарты в области учёта и статистики”, Сборник научных трудов кафедры учёта, статистики и аудита, п/р Н.Е. Григорчук, МГИМО (У), Москва, 2004

5.     Карлин Т.П., Макмин А.Р.,III, “Анализ финансовых отчётов (на основе GAAP)”, Москва, “Инфра-М”, 2003

6.     Качалин В.В., “Финансовый учёт и отчётность в соответствии со стандартами GAAP”, Москва, “Дело”, 2000

7.     Ковалёв В.В., “Введение в финансовый менеджмент”, Москва, “Финансы и статистика”, 2000

8.     Кондраков Н.П., Краснова Л.П,, “Принципы бухгалтерского учёта”, Москва, “ФБК Пресс”, 2002

9.     “Международные стандарты финансовой отчётности”, Москва, “Аскери-АССА”, 2003

10.            Михалкевич А.П., “Бухгалтерский учёт на предприятиях зарубежных стран”, Минск, “ООО Митанта”, 2002