Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы страхования............................................ 5
1.1. Понятие и сущность страхования................................................................................ 5
1.2. История страхования..................................................................................................... 19
Глава 2. Страхование в рыночных отношениях.................................... 20
2.1. Значение страхования для экономики......................................................................... 20
2.2. Виды страхования........................................................................................................... 23
2.3. Современное состояние страховой деятельности. Проблемы и пути их решения 26
Заключение.................................................................................................. 29
Список использованной литературы....................................................... 32
Введение
Сегодня рынок страхования является самым динамично развивающимся.
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.
Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей.
При этом чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходиться на долю одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба.
В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов и других интересов предприятий, организаций, фермеров, арендаторов, граждан.
Цель работы: описать страховой рынок России.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть понятие и сущность страхования;
2. описать историю страхования;
3. определить значение страхования для экономики;
4. обозначить виды страхования;
5. дать общую характеристику рынка страхования жизни;
6. провести анализ современного состояния страховой деятельности. Выявить проблемы и пути их решения.
Глава 1. Теоретические основы страхования
1.1. Понятие и сущность страхования
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:
- связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);
- связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);
- связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).
Страхование расположенных на территории Российской Федерации имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.
Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).
Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению до наступления страхового случая.
Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации.
Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 15 процентов, федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов.
Указанный выше размер (указанная выше квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций.
Страховая организация обязана получить предварительное разрешение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении отказывается страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, либо становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) исчерпан или будет превышен при их совершении.
Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.
Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство Российской Федерации.
Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.
Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, могут открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях Российской Федерации, указанный выше.
Общества взаимного страхования
Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.
Страховые агенты и страховые брокеры
Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.
Страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.
Страховые брокеры обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия документа о государственной регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя.
Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, за исключением договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное.
Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность.
Страхованию как одному из самостоятельных звеньев финансовой системы присущи все основные функции категории финансов, но в определенных специфических проявлениях.
Так, распределительная функция финансов проявляется в страховании через такие специфические черты, как предупреждение, восстановление и сбережение.
Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые компании вправе использовать- временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей. Страховые резервы, образуемые за счет страховых взносов, инвестируются в промышленность, строительство, социально-экономические, экологические и иные программы, в государственные ценные бумаги и т.д. За счет этих средств, в частности, могут производиться строительство, переоснащение пожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных и т.п. служб.
Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами.
Страхование может выполнять и сберегательную функцию.
Это происходит тогда, когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. Сберегательная функция наиболее характерна для страхования на дожитие, когда категории «страхование» в наибольшей степени присуща функция накопления обусловленных договором страховых сумм в их денежном выражении.
Контрольная функция как основная функция финансов присуща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов. Данная функция проявляется одновременно с распределительной и является одним из оснований осуществления финансового страхового контроля (надзора) в сфере страхования.
Наличие специфических черт и функций, присущих страхованию, свидетельствуют о том, что страхование является особым правовым институтом, регулирующим круг однородных финансовых отношений.
Как самостоятельное звено финансовой системы Российской Федерации страхование представляет собой совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые фонды денежных средств, за счет которых осуществляется финансирование убытков и потерь, связанных с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Роль и значение страхования многогранны. Страхование играет важную роль в обеспечении постоянного функционирования хозяйствующих субъектов и нормальной работы граждан-предпринимателей. Оно способствует также выравниванию потерь в личных доходах граждан и семейном бюджете, связанных с наступлением чрезвычайных событий и иных страховых случаев.
Учитывая и то, что при страховании часть временно свободных денежных средств юридических лиц и граждан изымается из наличного денежного обращения, страхование имеет определенное значение и для регулирования денежного оборота и укрепления валюты России. Немаловажную роль играет страхование для решения проблем, связанных с госкредитными отношениями в нашей стране и погашением внутреннего государственного долга. Ведь предприятия-страховщики, располагая временно не используемыми достаточными средствами страхового фонда, имеют возможность в значительных размерах приобретать облигации государственных внутренних займов. Основная же роль страхования заключается в формировании страхового фонда для покрытия непредвиденных расходов.
Страховой деятельностью в Российской Федерации могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.
Содержание взаимоотношений государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль (надзор). Системы органов государственного страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.
Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор застраховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а точнее -— его Департамент страхового надзора. Ранее страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор — Федеральную, службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993 г. по ноябрь 1996 г. На Департамент страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по ним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков, установлению правил формирования и размещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности, осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков. В случае обнаружения неоднократных нарушений законодательных актов РФ Департамент вправе предъявлять в арбитражный суд иски об их ликвидации.
Государственный надзор, возложенный на федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Обязательным элементом общественного воспроизводства выступает страховой фонд. Страховой фонд создается в форме резерва материальных и денежных средств для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными бедствиями, техногенными факторами и различного рода случайностями.
Страховые фонды страховых компаний являются важнейшим источником денежных средств для возмещения ущерба и выплат страхового обеспечения (страховой суммы) по договорам личного страхования при наступлении страховых случаев. Кроме того, временно свободные средства страховых резервов, как свидетельствует опыт зарубежных страховых компаний, представляют второй по размерам после банковского капитала источник инвестиций в экономику государств.
Однако, как ни обширен диапазон объектов и событий, охватываемых страхованием, оно все-таки не включает в сферу своей страховой защиты все и вся. Страховые организации осуществляют страховую защиту объектов лишь от потенциально возможных, случайных событий. При этом не любой конкретный объект принимается ими на страхование и от таких событий с неблагоприятными последствиями. Например, не подлежат страхованию наличные деньги (кроме специального вида страхования банковских рисков), документы, а также имущество в зоне, которой по предупреждению соответствующих служб и органов власти угрожает стихийное бедствие (наводнение, землетрясение, сель и т.п.).
Не все страховые организации берутся страховать драгоценные металлы и камни, изделия из них, произведения искусства, различные коллекции или другое дорогостоящее имущество, подверженное высокой степени риска утраты, уничтожения (например, автомобиль «Мерседес», хранящийся во дворе многоквартирного дома без гаража и охранной сигнализации, или дом, построенный в сейсмически опасной зоне с нарушением соответствующих повышенных требований строительных норм и правил).
Наряду с этим не все граждане в состоянии оплатить хотя и осознанную ими и необходимую страховую защиту своих имущественных интересов. Например, добровольное медицинское страхование, страхование дополнительной негосударственной пенсии, банковских вкладов и многих других страховых услуг. Чрезвычайные стихийные события или масштабные по охвату объектов имущества, людей аварии, катастрофы, военные действия также часто оказываются вне перечня рисков, принимаемых на страхование.
Однако государство, заботясь о нормальном существовании и развитии общества, во избежание «провалов на дно пропасти» из-за непредвиденных, разрушительных событий предпринимает разнообразные меры с целью ограничения и если не устранения, то уменьшения, отрицательных последствий таких событий и для членов общества, и для производительных сил, и для окружающей природной среды.
Такие меры вместе со специальными способами государственной социальной защиты населения должны обеспечивать общественное воспроизводство его материально-вещественных элементов и квалифицированной рабочей силы. Для осуществления защитных мер в РФ формируются следующие резервные и иные фонды, включая фонды социального назначения:
1.1. Государственные стратегические страховые резервы формируются государством в соответствии с постановлениями Правительства РФ по ограниченной номенклатуре сырья, материалов, топлива, различных видов продукции и продовольствия. В состав стратегических резервов включаются и финансовые (золотовалютные) резервы.
Материально-вещественная часть этих резервов находится в ведении Российского агентства по государственным резервам. В соответствии с нормативными сроками хранения различных материальных резервов они периодически заменяются новыми. Финансовые резервы находятся в распоряжении Минфина РФ. Стратегические резервы государства предназначены для ликвидации последствий крупных аварий, землетрясений, наводнений, на случай войны и т.п.
1.2. Централизованные государственные фонды социальной зашиты населения включают государственный пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды формируются по установленным законами нормативам отчислений (в процентах от фонда оплаты труда предприятий, организаций, учреждений и от заработной платы работающих — только в пенсионный фонд) с отнесением их сумм на издержки производства предприятий, расходы организаций, учреждений.
Для распоряжения этими фондами созданы специальные органы в центре и на местах. Общая направленность использования средств этих фондов определяется самим их наименованием. Конкретные же направления расходования фондов (кроме пенсионного) весьма многочисленны и разнообразны.
1.3. Фонд обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке РФ (ЦБ РФ) — Федеральный резервный фонд ЦБ РФ формируется в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности». Каждый коммерческий банк по установленным ЦБ РФ нормативам (в процентах) для разных видов рублевых и инвалютных депозитных вкладов (до востребования, срочных и др.) производит отчисления в Федеральный резервный фонд исходя из сумм, привлекаемых в эти вклады.
Формирование и использование средств Федерального резервного фонда ЦБ РФ направлено на достижение двух основных целей: постоянное обеспечение необходимого уровня ликвидности коммерческих банков и регулирование ЦБ денежной массы.
1.4. Федеральный фонд обязательного страхования банковских вкладов граждан должен создаваться в соответствии со ст. 38 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.
Необходимость создания этого фонда обусловлена существующим положением, характеризующимся потерями вкладов граждан в связи с банкротствами многих банков.
В США и Канаде, например, созданы такие фонды и в соответствии с законодательными актами за счет этих фондов страхованию подлежит сумма в пределах до 100 тыс. долл. Сумма вклада, превышающая эту предельную величину, остается не застрахованной. В странах Европейского Союза (ЕС) устанавливается максимальная сумма вклада, подлежащая страхованию, в размере 20 тыс. ЭКЮ.
Для формирования фонда страхования банковских вкладов граждан коммерческие банки производят отчисления в этот фонд по установленному нормативу (в процентах) от суммы вклада, не превышающей предельной его величины, подлежащей страхованию.
1.5. Фонды самострахования создаются децентрализованно юридическими и физическими лицами для обеспечения нормального существования и развития при наступлении непредвиденных событий с неблагоприятными для них последствиями.
Предприятия создают достаточно большое количество разнообразных резервов (запасов). Например, предприятия обрабатывающей промышленности создают:
• технологические (операционные) запасы сырья, материалов или полуфабрикатов собственного производства;
• страховые запасы сырья, материалов, комплектующих изделий на случай сбоев в графиках их поставки или изменения темпа выпуска продукции;
• сезонные запасы, связанные с сезонностью заготовки и поставки сырья (например, сахарной свеклы на сахарных заводах или семян подсолнечника на маслозаводах, сплавляемой древесины на деревообрабатывающих предприятиях).
На предприятиях промышленности, в строительно-монтажных организациях имеются резервные машины, механизмы, оборудование, создаются и финансовые резервы (резервные фонды). Торговые организации не могут работать без создания определенных (нормативных) объемов товарных запасов и финансовых резервов.
Физические лица также создают своего рода фонды самострахования в виде сезонных (на зиму) запасов продовольствия, резервных бытовых приборов, технических средств, одежды, обуви, денежных сбережений.
Страхование — это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.
Страховые отношения, закрепленные в письменном договоре страхования как гражданско-правовая сделка, известны по крайней мере с эпохи позднего Средневековья. Тогда благодаря великим географическим открытиям заметно расширились горизонты морской международной торговли. Предпринимателям потребовались крупные капиталы, чтобы использовать новые горизонты открывшихся возможностей.
Исторически возникнув в связи с необходимостью обеспечить компенсации убытков, не подлежащих переложению на других лиц, страхование претерпело в ходе своего длительного развития существенные изменения и распространяется сейчас на многие случаи, когда наступление убытков связано с гражданско-правовой ответственностью их причинителя. В таких случаях страхование служит для потерпевшего дополнительной гарантией охраны его имущественных интересов. В дальнейшем наряду с имущественным страхованием, обеспечивающим возмещение убытков, связанных с утратой или повреждением материальных благ, появилось личное страхование, гарантирующее выплаты определенных денежных сумм при наступлении смерти, увечья, болезни, при дожитии до определенного возраста человека.
Страхование и предпринимательство тесно взаимосвязаны. Для предпринимательства характерны организационно-хозяйственное новаторство, поиск новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, готовность идти на риск.
При этом возникают определенные страховые интересы, обусловленные природой предпринимательской деятельности. Эти страховые интересы, закрепленные в соответствующих договорах страхования, ориентируют предпринимателей на овладение перспективными формами развития, на поиск новых сфер приложения капитала.
Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.
Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки: наличие перераспределительных отношений; наличие страхового риска (и критерия его оценки); формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков; сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов; солидарная ответственность всех страхователей за ущерб; замкнутая раскладка ущерба; перераспределение ущерба в пространстве и времени; возвратность страховых платежей; самоокупаемость страховой деятельности.
1.2. История страхования
Рынок страхования – один из самых динамичных, поэтому страховые компании проявляют повышенный интерес к системам для автоматизации своих бизнес-процессов. Страхование — очень сложный бизнес, что обуславливает специфические требования страховщиков к программным продуктам.
Страховой рынок в России успешно развивается с 1992 года. До этого существовала государственная монополия на страхование, в СССР действовали две государственные страховые компании: «Росгосстрах» (страховала внутристрановые риски) и «Ингосстрах» (страховала внешнеэкономические риски). После кризиса 1998 года рынок показывает стабильный рост. Именно поэтому последние годы он вызывает интерес у всех: инвесторов, западных партнеров, государства и, разумеется, ИТ-компаний.
В настоящее время рынок можно охарактеризовать следующими цифрами: оборот около 10 млрд. долларов в год, около 1400 страховых компаний, ежегодный прирост дохода страховщиков 50%. Основные тенденции, проявляющиеся на рынке, таковы: рост, освобождение от финансовых схем, концентрация, универсализация, фрагментация, увеличение доли обязательного страхования, часто меняющееся законодательство.
Глава 2. Страхование в рыночных отношениях
2.1. Значение страхования для экономики
Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующей типу экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, болезни, наводнения и др.) и техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая защита жизни, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.
Граждане и юридические лица — страхователи, вступая в страховые отношения, стремятся к получению компенсации за причиненный имуществу и другим имущественным интересам ущерб, возникший в результате случайных, непредвиденных обстоятельств, уплачивая за предоставляемую страховую услугу определенные денежные взносы. В некоторых видах личного страхования целью гражданина может быть получение капитализированной суммы к окончанию срока страхования либо наступлению определенных обстоятельств или событий.
Для организаций, занимающихся страховой деятельностью, — страховщиков страхование является определенным видом предпринимательской деятельности, позволяющим за счет поступающих взносов формировать фонды для страховых выплат. Однако поскольку наступление страховых событий, влекущих выплаты, происходит не всегда, страховые компании имеют в своем распоряжении значительные денежные средства, которые они вправе в установленном порядке пускать в оборот, инвестировать в другие сферы экономики, получая соответствующую прибыль.
Таким образом, страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) путем возмещения убытков за счет денежных фондов, формируемых из оплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
В основе страхования лежит математический закон больших чисел, оно может быть эффективным только тогда, когда распространяется на большое количество объектов, подвергающихся одинаковым рискам, но не одновременно. Финансовые же риски имеют достаточно высокую вероятность наступления и требуют соответствующего страхового покрытия ущерба. Понятно, что это под силу только крупным, финансово устойчивым страховым компаниям.
Отношения в сфере страхования регулируются правовыми актами различной юридической силы. Прежде всего это гл. 48 ГК РФ, посвященная страхованию (ст. 927—970). Важное значение имеют Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" [1] и некоторые другие федеральные законы, содержащие нормы, предусматривающие в качестве меры социальной защиты обязательное государственное страхование жизни и здоровья определенных категорий граждан. Кроме того, отношения по страхованию регламентируются Правилами по отдельным видам страхования, определяющими общие условия и порядок его проведения, которые в соответствии с законодательством устанавливаются страховщиками самостоятельно.
Переход к рыночной экономике обеспечивает существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширяет сферу страховых услуг и развитие альтернатив государственному страхованию. При командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за ее сохранность страхование никак не могло получить подобающего ему места в экономике и общественных отношениях.
Развертывание рыночных отношений, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несет за это ответственность, повышает роль и значение страхования. При этом наряду с традиционным предназначением — обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и,др), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.) — объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.). Предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев предприятий (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).
Изменения затрагивают также сферу имущественного и личного страхования граждан, что непосредственно связано с экономическими интересами населения. Соотношение долгосрочных и краткосрочных договоров страхования, сочетание рисковых, предупредительных и сберегательных условий страхования, уровень банковского процента на резерв взносов по договорам страхования жизни, учет ценовых тенденций и осуществление антиинфляционных мероприятий с переходом к рыночной экономике неизбежно становятся предметом страховой политики. Возрастает предложение страховых услуг. Происходит постепенное формирование страхового рынка. Приоритет отдается добровольным видам страхования, хотя в определенных сферах сохраняется или даже вводится обязательное страхование (например, медицинское, военнослужащих от несчастных случаев и др.).
В рыночной экономике страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты, ценные бумаги и т.д.
Страхование служит важным фактором стимулирования производственной активности и обеспечения здорового образа жизни, создает новые стимулы роста производительности труда в соответствии с личным вкладом в производство и обеспечения собственного благополучия.
2.2. Виды страхования
В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. В соответствии с этим критерием всю совокупность страховых отношений можно подразделить на четыре отрасли: имущественная, страхование уровня жизни граждан, страхование ответственности и страхование предпринимательских рисков.
В имущественном страховании в качестве объекта выступают материальные ценности; при страховании уровня жизни граждан - их жизнь, здоровье и трудоспособность. Если в связи с последствиями определенных событий жизненный уровень понижается, то на помощь приходит страхование.
По страхованию ответственности в качестве объекта выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещать материальный и иной ущерб, если он был нанесен другим лицам. Когда, например, при автоаварии владелец средств транспорта нанес ущерб имуществу и здоровью другого лица, то в силу действующего гражданского законодательства о возмещении вреда он обязан оплатить соответствующие расходы пострадавшему. При страховании ответственности соответствующее возмещение вреда производит за него страховая организация. То же при страховании ответственности по погашению задолженности.
Объектами страхования предпринимательских рисков являются потенциально возможные различные потери доходов страхователя, например, ущерб от простоев оборудования, упущенная выгода по несостоявшимся или неудавшимся сделкам, риск внедрения но вой техники и технологии.
Между тем деление страхования на указанные отрасли еще не позволяет выявить те конкретные страховые интересы предприятий, организаций, граждан, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов необходимо выделение из отраслей - подотрасли и виды страхования.
Имущественное страхование делиться на несколько подотраслей, в зависимости от форм собственности и категории страхователей: страхование имущества государственных предприятий, колхозов, совхозов, арендаторов, кооперативных и общественных организаций, имущество граждан.
Страхование уровня жизни граждан имеет две подотрасли: социальное страхование рабочих, служащих и колхозников и личное страхование граждан. В свою очередь, социальное и личное страхование может иметь более конкретные подотрасли. Например, по социальному страхованию: страхование пособий, страховые пенсии, страхование льгот; по личному страхованию: страхование жизни и страхование от несчастных случаев.
По страхованию ответственности подотраслями являются: страхование задолженности и страхование на случай возмещения вреда, которое также называют страхованием гражданской ответственности.
В страховании предпринимательских рисков - две подотрасли: страхование риска прямых и косвенных потерь доходов.
К прямым потерям относятся, например, потери от простоя оборудования, к косвенным - страхование от перерывов в торговле, страхование упущенной выгоды.
Для вступления страховщика со страхователями в определенные страховые отношения страховые интересы страхователей должны получить свое выражение в потребности застраховать те или иные объекты от тех возможных опасностей, которые угрожают этим объектам.
При выяснении видов страхования происходит конкретизация страхователя, объема страховой ответственности и соответствующих тарифных ставок.
Видом страхования называется страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам.
В качестве видов социального страхования выступают: страхование пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.д.
Страхование может проводиться в обязательной и добровольной форме. Общество в лице государства устанавливает обязательное страхование, то есть обязательность внесения соответствующим кругом страхователей фиксированных страховых платежей, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи задевает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы. Поэтому социальное страхование строений и некоторых животных у граждан, страхование военнослужащих, пассажиров и некоторые другие виды страхования в нашей стране являются обязательными.
2.3. Современное состояние страховой деятельности. Проблемы и пути их решения
Формирующийся страховой рынок Российской Федерации заполняется страховщиками различных форм собственности и организационно-правового статуса, установленных Гражданским кодексом РФ и правовыми нормами общего законодательства. Специфические страховые отношения регулируются Законом РФ "О страховании". Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными актами Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора).
Основная часть страховых компаний — более 58% — относится к смешанной форме собственности, к частной — 36%, государственной — 5%, муниципальной и собственности общественных организаций —1%.
После демонополизации страхового дела в России сфера государственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна.
• Государственный сектор страхования, возглавляемый АО "Росгосстрах", имеет достаточно разветвленную сеть региональных дочерних страховых компаний (81), обладает крупными резервными фондами, богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе сельскохозяйственного страхования, относительно низким уровнем затрат на страхование, специализируется на общественно значимых видах страхования. В настоящее время АО "Росгосстрах" обеспечивает поступление страховых платежей в размере 28% от их общего объема на страховом рынке России и ведет активную работу по развитию страхования индустриальных и экологических рисков, страхованию грузов, транспортному, морскому и авиационному страхованию.
Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноценного страхового рынка возможно только на основе интеграции государственных, частных и акционерных страховых интересов.
• Коммерческий сектор страхования представлен страховыми акционерными обществами открытого и закрытого типов, а также товариществами с ограниченной ответственностью. В России около 3000 страховщиков имеют лицензии на проведение операций страхования, однако только 10% из них обладают достаточными уставными капиталами и страховыми резервами. Для остальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления их финансовых возможностей, поиска дополнительных источников привлечения средств.
Отношения в сфере страхования регулируются правовыми актами различной юридической силы. Прежде всего это гл. 40 ГК РФ, посвященная страхованию (ст. 927—970). Важное значение имеют Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании»[2], Закон РФ от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.) «О медицинском страховании граждан в РФ» и некоторые другие федеральные законы, содержащие нормы, предусматривающие в качестве меры социальной защиты обязательное государственное страхование жизни и здоровья определенных категорий граждан, например, Закон РФ от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих», Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР», Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. (в редакции от 14 апреля 1993 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» и др.
Среди актов, издаваемых органами исполнительной власти, наиболее значимыми являются указы Президента РФ, в частности, Указ от 6 апреля 1994 г. «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования», а в числе ведомственных — Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации и некоторые другие.
Помимо указанных нормативных актов, отношения по страхованию регламентируются Правилами по отдельным видам страхования, определяющими общие условия и порядок его проведения, которые в соответствии с законодательством устанавливаются страховщиками самостоятельно.
Рынку страхования в России всего чуть больше 10 лет. За это время он успел пройти путь от хаотичного страхования рисков невозврата кредитов в страховых кооперативах в начале 90-х годов до разработанных на уровне международных стандартов высококлассных страховых программ в настоящее время.
Сегодня рынок страхования является самым динамично развивающимся. Но развиваться он может только вместе с нами. Если в 1997-98 годах на одного жителя нашей страны приходилось около $30 страховых взносов, то сегодня эта цифра увеличилась до $60. Условием роста страхования, как и многих других отраслей экономики, служит только наличие денег у населения, когда основные потребности, без которых не может жить человек, удовлетворены. Именно тогда возникает необходимость защитить то, что у вас есть - здоровье, машину, квартиру, дачу, имущество.
Общая структура страхового рынка России (середина 2002 года)[3].
|
Принцип страхования прост и понятен даже ребенку: вы платите страховой компании взносы, а она берет на себя расходы по восстановлению вашего здоровья, машины, домашнего имущества, если с ними что-то случится. Она обязуется выплатить компенсацию иной раз в тысячи раз больше первоначальной платы. Для клиентов страхование является услугой, защищающей их от лишних расходов.
Заключение
Подводя итоги выполненной работы можно сделать следующие выводы. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы: связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование); связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).
Существенные условия договора страхования определенны в ст. 942 ГК. К ним относятся: страховой риск, страховой интерес, страховая сумма, срок договора страхования.
Сейчас страховые компании сами устанавливают размеры страховых тарифов, вкладывают временно свободные средства в ценные бумаги, банки. Для контроля за страховыми компаниями создан Росстрахнадзор, который выдает лицензии, может выезжать с проверками компаний на предмет соблюдения законодательства.
Проблемы развития страхового рынка:
1. Недостаточные масштабы рынка страхования.
2. Высокая инфляция мешала проявлению страхового интереса.
3. Порядок включения страховых взносов в с/с продукции, работ и услуг предприятий и организаций. Основная масса страховых взносов уплачивается из налогооблагаемой прибыли и не включается в с/с.
Недостатки страхового рынка:
1. Высокие тарифы.
2. Много мелких ненадежных страховых компаний с низкой финансовой устойчивостью. Чтобы повысить финансовую устойчивость должны развиваться перестраховочные операции. У нас только 1-2% страховых взносов попадает в перестрахование.
3. Некоторые страховые компании работают без лицензии, предоставляют некачественные отчеты в Росстрахнадзор, часто несвоевременно.
В прошлом году российские страховые компании собрали 300,4 млрд руб. страховых премий, что на 8,1% превышает показатели 2001 года. При этом сборы по страхованию жизни значительно снизились, что свидетельствует об отказе страховщиков от налогосберегающих схем и переходе к реальному страхованию. Так рост сборов страховых премий по страхованию имущества составил 54,9%, ответственности 32,1%. Доля страхования в ВВП России превысила 3%. Конечно, по сравнению с западными странами, этот показатель еще очень мал. Но, учитывая, что рынку коммерческого страхования в России немногим более 10 лет, результаты неплохие.
Страховой рынок России к 2010 году может увеличиться в 5 раз и достигнуть 74,9 млрд долларов, такой прогноз содержится в материалах Всероссийского союза страховщиков - (ВСС). По мнению экспертов ВСС, такой сценарий является реалистическим и базируется на 25-процентном темпе увеличения страховых премий.
Прогноз ВСС содержит еще 2 варианта развития ситуации на страховом рынке - оптимистический и пессимистический. Первый из них проецирует достигнутые за последние 5 кварталов темпы роста поступлений страховых взносов на будущий период. В этом случае объем страховых взносов к 2010 году может составить 165 миллиарда долларов. Это соответствует размерам западноевропейского страхового рынка в 1984 году, отмечается в материалах ВСС.
Пессимистический сценарий исходит из 10-процентного роста страхового бизнеса (с учетом инфляции). В этом случае к 2010 году объем российского страхового рынка составит всего 37,5 млрд долларов.
Это превышает нынешний показатель Бельгии, но уступает показателю Голландии, отмечается в материалах ВСС.
"Страхование останется одним из самых быстрорастущих сегментов российской экономики, который сохранит положительную динамику даже в период возможного замедления общего экономического роста", - отмечается в материалах союза. По мнению экспертов ВСС, "сохранению высоких темпов развития страховой индустрии будет способствовать наличие большого числа незастрахованных объектов, распространение культуры страхования, необходимость защиты имущественных интересов, предприятий и граждан, распространение потребительского кредитования, ипотеки, лизинговых схем, введение новых видов страхования и страховых продуктов, повышения уровня управленческой культуры в российских страховых компаниях. Согласно прогнозу, на компании-члены ВСС к 2010 году будет приходиться 90-95% всех операций по классическому страхованию, осуществляемых на российском рынке.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1. Конституция Российской федерации 1993г.
2. Гражданский Кодекс РФ (часть вторая)
3. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.)
4. Основные требования к проведению открытых конкурсов по отбору страховщиков для осуществления страхования за счет средств соответствующего бюджета (приложение к постановлению Правительства РФ от 4 октября 2002 г. N 737)
5. Постановление СМ РФ от 26 июня 1993 г. N 609 "О территориальных органах страхового надзора"
6. Приказ Минфина РФ от 5 августа 2002 г. N 77н "Об отчете о составе акционеров (участников) страховой организации". Пункт 1
7. Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни (утв. приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н)
Литература
1. Гражданское право России. Ч. 2. Обязательственнное право/Под ред. О.Н. Садикова. М., 1997.
2. Грачева Е. Ю. Финансовое право России. М.: 1995г.
3. Справочник по государственному страхованию // Москва “Мир” 1987 г.
4. Страховое дело. Учебник под редакцией профессора Рейтмана Л. И. М., 1992 г.
5. Шахов В. В. Страхование: Учебник для вузов. — М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997.
6. Цыганов А.А. Российская статистика как основа для регулирования и развития страхового рынка //Страховое дело. – 2004. – №5.
[1] ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56 (в дальнейшем именуется — Закон).
[2] ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56 (в дальнейшем именуется — Закон).
[3] Цыганов А.А. Российская статистика как основа для регулирования и развития страхового рынка //Страховое дело. – 2004. – №5.