Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретический аспект учета расчетов по налогам и сборам. 4
1.1. Нормативное регулирование расчетов по налогам и сборам. 4
1.2. Виды налогов, налогооблагаемая база, ставки, сроки уплаты федеральных налогов. 5
1.3. Виды налогов, налогооблагаемая база, ставки, сроки уплаты региональных налогов и местных. 13
Глава 2. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом. 22
2.1 Синтетический и аналитический учет федеральных налогов. 22
2.2 Синтетический и аналитический учет региональных налогов и местных. 34
Заключение. 37
Список используемой литературы.. 38
Введение
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
Данные факты определили выбор темы курсовой работы и ее актуальность.
Целью работы является рассмотрение учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Объектом исследования настоящей работы является закрытое акционерное общество «ТрестСтальКонструкция», осуществляющее деятельность по выплавке стали и производству стальных конструкций, оптовой продажей товаров, оказанию на сторону услуг обслуживающих производств.
Глава 1. Теоретический аспект учета расчетов по налогам и сборам
1.1. Нормативное регулирование расчетов по налогам и сборам
Налоговая система РФ имеет трехуровневый характер; в соответствии с Налоговым кодексом налоги Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Трехуровневая система была определена также Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ», однако сам перечень налогов был несколько иным. В переходный период, пока не принята и не введена полностью в действие часть II НК РФ, перечень налогов определяется в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ». С принятием специальной части НК РФ перечень налогов будет регламентироваться Кодексом. Классификация налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ приводится в приложении. Как можно видеть, перечни налогов существенно различаются, и в Налоговом кодексе РФ число налогов значительно сократилось.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Местные налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие ' в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов.
1.2. Виды налогов, налогооблагаемая база, ставки, сроки уплаты федеральных налогов
К федеральным налогам относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина
Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 01.01.92 г. ФЗ от 06.08.2001 №110ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»
Плательщики налога на прибыль установлены в статье 246 Налогового кодекса РФ. К ним относятся: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и получающие доходы от источников в России.
Понятие организации дается в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. В соответствии с этим пунктом организацией-налогоплательщиком является юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации и занимающееся коммерческой или иной предпринимательской деятельностью, на которое в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность по уплате налогов.
Статья 247 Налогового кодекса РФ устанавливает объект налогообложения по налогу на прибыль. Согласно этой статье, объектом признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая определяется следующим образом: для российских организаций - это полученный доход за вычетом сумм произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой; для постоянных представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России, - полученные постоянными представительствами доходы за минусом сумм произведенных ими расходов, исчисляемых по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ; для иностранных организаций - сумма доходов, полученных от источников в Российской Федерации.
Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговой базой по налогу на прибыль является денежное выражение размера прибыли.
Налоговый кодекс РФ устанавливает ставки налога на прибыль. Основная ставка налога для российских организаций 24 процента, из них:
– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;
– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:
– 20 процентов - со всех доходов, за исключением пунктах 3 и 4 ст. 284 НК РФ с учетом положений статьи 310 Налогового Кодекса;
– 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:
– 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации;
– 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 НК РФ. Российские юридические и физические лица, получившие дивиденды от российских организаций, должны заплатить налог с дивидендов по ставке 6 процентов.
Если же российская организация получила дивиденды от иностранного юридического лица, то ставка налога на прибыль составляет 15 процентов.
Иностранные организации, получившие дивиденды от российских юридических лиц, также должны заплатить налог по ставке 15 процентов.
Доходы от государственных и муниципальных ценных бумаг облагаются так:
15 процентов с процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
10 процентов c процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года, а также с процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III.
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.
Налог на добавленную стоимость.
До настоящего времени не существовало и не существует в законодательстве и учебной литературе четкого определения, что же характеризует НДС и что такое добавленная стоимость. Если представляется возможность накопленное в процессе производства изъять из результатов работы механизма, станка, паровоза, самолета, парохода, а не на стадиях купли-перепродажи, то можно говорить о НДС.
Данный вид налога изначально придуман в 1954 году французским экономистом Лоре, который впоследствии стал популярным ввиду быстрого изъятия денежных средств у налогоплательщиков и распространился в странах капитала. В начале 90-х годов США и страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС) обязали и Россию ввести данный налог взамен включения России в Европейское сообщество.
С 1 января 2001 года порядок взимания НДС регулируется 21 главой Налогового кодекса РФ. Эта глава отменила прежний Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Она содержит большое количество изменений и нововведений по сравнению со старым порядком.
"Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, который включается в цену товаров (работ, услуг) и, таким образом, оплачивается их потребителями. Налог на добавленную стоимость - это налог "на потребление", тяжесть бремени которого испытывают не только плательщики этого налога в бюджет, но и покупатели созданных в процессе производства и обращения материальных благ.
Через систему действия налога на добавленную стоимость в доход бюджета изымается часть добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства различных видов товарной продукции и доведения ее до потребителей, а также при оказании платных услуг. Добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью реализуемых потребителям товаров (работ, услуг), определяемой исходя из применяемых цен (тарифов), и величиной материальных затрат производственного назначения. Прибыль предприятия-производителя и заработная плата его работников, по сути, являются величиной, добавленной к стоимости материальных ресурсов, использованных или потребленных в процессе производства и обращения товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Налогоплательщиками НДС признаются организации, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. При наличии у организации - налогоплательщика филиалов и иных обособленных подразделений обязанности организаций по уплате налогов исполняют филиалы и иные обособленные подразделения по месту своего нахождения.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Объектом НДС являются следующие операции:
– реализация товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации;
– передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрены случаи освобождения предприятий от уплаты НДС. Необходимым условием для этого является объем выручки от реализации товаров (работ, услуг), не превышающий в сумме 1 млн. рублей без НДС за три последовательных календарных месяца, предшествующих освобождению. Освобождение от обязанностей налогоплательщика производится на срок 12 последовательных календарных месяцев в случае подачи налогоплательщиком заявления и пакета необходимых документов. Не распространяется такое освобождение на обязанности по уплате НДС, возникающие в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, а также на организации и предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Также не действует освобождение при выполнении обязанностей налогового агента [7, с. 35].
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база по НДС представляет собой именно стоимостную характеристику объекта налогообложения, поскольку основой для исчисления налоговой базы по НДС является стоимость реализованных, переданных или ввезенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Налоговая база представляет собой стоимость реализованных товаров (работ, услуг) без учета НДС. При этом стоимость товаров (работ, услуг) определяется их ценой по правилам статьи 40 НК РФ, т.е. по рыночным ценам.
Важное значение имеет момент определения налоговой базы по НДС. Неправильное определение этого момента, как правило, влечет занижение или завышение налоговой базы и, как следствие, неправильное исчисление суммы НДС, подлежащей внесению в бюджет [16, с. 48].
Налоговый период по НДС составляет устанавливается как календарный месяц, если для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Единый социальный налог.
Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
- социальное обеспечение по возрасту;
- социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
- социальное обеспечение в случае безработицы;
- охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
В свою очередь регулирование взносов в выше перечисленные фонды осуществляется единым социальным налогом.
Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для накопления средств на государственное пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую помощь.
Единый социальный налог (ЕСН) установлен в 24-й главе Налогового кодекса.
Основные изменения в исчислении ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование наступили с 1 января 2005 года согласно Федеральному закону № 70-ФЗ от 20.07.04:
1. Регрессивную шкалу по ЕСН и ОПС используют все предприятия и организации, независимо от размера средней заработной платы по предприятию (организации).
2. Уточнено, что в состав застрахованных лиц по ОПС входят только те иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно или временно проживают в РФ (т.е. имеют вид на жительство или разрешение на временное проживание).
Таблица 1.1
Ставки единого социального налога
Налоговая база на каждого отдельного работника нарас-тающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
Фонд социального страхования РФ |
Фонды обязательного медицинского страхования |
ИТОГО |
|
Федеральный |
Территориальный |
||||
до 280 000 руб. |
20% |
2,9% |
1,1% |
2% |
26% |
от 280 001 руб. до 600 000 руб. |
56 000 руб. + 7,9% с суммы свыше 280 000 руб. |
8 120 руб. + 1,1% с суммы свыше 280 000 руб. |
3080 руб. + 0,5% с суммы свыше 280 000 руб. |
5 600 руб. + 0,5% с суммы свыше 280 000 руб. |
72 800 руб. + 10% с суммы свыше 280 000 руб. |
свыше 600 000 руб. |
81 280 руб. + 2% с суммы свыше 600000 руб. |
11320 руб. |
5 000руб. |
7 200 руб. |
10 4800 руб. + 2% с суммы свыше 600 000 руб. |
Согласно Налоговому кодексу Главе 24, налог изымается с работодателя (юридического лица) в государственные социальные (внебюджетные) фонды и по своей сути противоречит принципу, заложенному в Налоговом кодексе: однократного налогообложения. Работодатель начисляет работникам выплаты и вознаграждения за труд, и из них изымается налог дважды: первый - из доходов работника в виде подоходного налога, второй - из отчисляемой суммы работодателя работникам на вознаграждения за труд, которые еще раз облагаются налогом, и работодатель платит еще дополнительный налог. В данном случае работодатель заинтересован как можно уменьшить вознаграждения своим работникам, чтобы снизить налоговое бремя. В данном случае государство получит меньший доход в госбюджет и со стороны работодателя, и от работника.
Хотя налог называется единым, суммы рассчитываются для каждого фонда отдельно. Пенсионный фонд находится под особым патронажем МНС РФ в связи с большой долей отчислений и введения обязательного пенсионного страхования. Для облегчения работы Пенсионного фонда налоговые органы обязаны предоставлять ему копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления деятельности, включая сведения, составляющие налоговую тайну.
1.3. Виды налогов, налогооблагаемая база, ставки, сроки уплаты региональных налогов и местных
Налог на имущество.
Для многих предприятий, прежде всего в сфере производства, налог на имущество оказывает значительное влияние на размер налогового бремени, поэтому целесообразно уделять должное внимание вопросам налогового планирования налогообложения имущества.
Налог на имущество предприятий является региональным налогом. Это значит, что сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.
Особенностью всех региональных налогов и налога на имущество в частности, является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.
Налог на имущество регулируется главой 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», согласно которой плательщиками налога на имущество организаций, так же как и налога на имущество предприятий, признаются российские и иностранные организации. Налог должны уплачивать все организации независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности. В том числе органы государственной власти, некоммерческие и бюджетные организации. Далее мы рассмотрим, какие изменения произойдут в налогообложении имущества российских организаций.
Прежде всего, изменился объект налогообложения. Это очень важно, поскольку нововведение призвано снизить налоговое бремя, сделать «прозрачной» налоговую базу и упростить расчет налога.
Состав имущества, которое является объектом налогообложения по налогу на имущество, определен статьей 374 НК РФ:
для российских организаций – движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета;
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств;
для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, - находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Основное различие между движимым и недвижимым имуществом состоит в том, что недвижимое подлежит обязательной регистрации.
С 1 января 2005 года из-под налогообложения выводятся нематериальные активы, товарно-материальные запасы и затраты, находящиеся на балансе организации.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций не изменится: ею признается среднегодовая стоимость имущества, подлежащего налогообложению. В расчет берется его остаточная стоимость, определенная по правилам бухучета. Если по правилам, принятым в бухучете, по каким-то основным средствам начисление амортизации не предусмотрено, их стоимость для целей налогообложения по-прежнему будет определяться за вычетом износа.
Так как для расчета налоговой базы по налогу на имущество используются данные бухгалтерского учета, указанные объекты (стоимость которых списана с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и отражена на дополнительно открытом субсчете к счету 01 «Основные средства») должны учитываться при налогообложении. Основным признаком, в соответствии с которым объекты недвижимости, государственная регистрация которых не завершена, учитываются в составе объектов налогообложения, является факт начисления амортизации (для целей налогообложения или для целей бухгалтерского учета). Этот же факт можно использовать и при принятии решения о целесообразности отнесения подобных объектов к составу основных средств (сопоставление увеличения налоговой базы по налогу на имущество и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль).
Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) по-прежнему не подпадают под налогообложение налогом на прибыль. Только если ранее это было своего рода льготой, то теперь они просто включены в состав имущества, не являющегося объектами налогообложения. Под природными ресурсами подразумеваются именно ресурсы - полезные ископаемые, содержащиеся в недрах. Добытые полезные ископаемые под это определение не подпадают.
В соответствии со статьей 53 части первой НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по региональным налогам устанавливается НК РФ.
Пунктом 1 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база исчисляется по правилам бухгалтерского учета. Обособленный налоговый учет по данному виду налога не организовывается и не ведется. Более того, данные налогового учета движения амортизируемого имущества, сформированные при определении налоговой базы по налогу на прибыль, использованы быть не могут.
В налоговую базу, по общему правилу, включается остаточная (балансовая) стоимость объектов основных средств.
Максимальная ставка налога составляет 2,2% (ст. 380 Кодекса). Причем законодательные власти субъектов федерации вправе установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Кроме того, ставки могут быть дифференцированы по видам имущества. Например, из состава имущества научных организаций может быть выделено лабораторное имущество для проведения НИОКР, для которого может быть установлена отдельная ставка.
Порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества претерпел изменения. С нового года ее нужно будет рассчитывать по формуле 1 (ст. 376 НК РФ).
Налоговым периодом по налогу является календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев календарного года. В то же время законодательные власти субъектов федерации получили право при введении налога не устанавливать отчетные периоды, тем самым, освободив налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение года.
Сумма налога уплачивается по истечении налогового периода (года). По окончании же отчетных периодов необходимо исчислять и перечислять в бюджет авансовые платежи по налогу. Сумма такого платежа определяется по формуле 2 (ст. 382 НК РФ).
Срок уплаты авансовых платежей и налога по итогам налогового периода определяется региональным законом о налоге на имущество организаций. Законодательные власти субъектов федерации вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей по налогу.
Не позднее 30 дней со дня окончания очередного отчетного периода налогоплательщики должны представить в налоговый орган расчет по авансовым платежам, а не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, — налоговую декларацию. Они подаются по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.
Форму налоговой декларации и расчета по авансовым платежам могут определить законодательные власти субъекта Российской Федерации. Право утверждать форму налоговой декларации и инструкцию по ее заполнению есть и у МНС России. Если субъектом федерации форма налоговой декларации не утверждена, ее разрабатывает МНС России (ст. 80 НК РФ). Поэтому министерство разработает формы отчетности на случай, если в каком-либо регионе они не будут утверждены. По данным формам должны будут сдавать отчетность налогоплательщики в тех регионах, где региональные власти не утвердят свои формы.
Транспортный налог.
Транспортный налог является региональным. Поэтому платить его нужно только в том случае, если органы власти того региона, где зарегистрировано транспортное средство, приняли соответствующий закон и ввели его в действие с 1 января 2003 года.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пунктах 1 и 2, - как единица транспортного средства.
В отношении транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 2 пункта, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в пункте, налоговая база определяется отдельно.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Для налогоплательщиков, являющихся организациями, устанавливаются отчетные периоды по налогу, которыми являются: I квартал, II квартал и III квартал текущего календарного года.
По итогам отчетных периодов не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, организации уплачивают авансовые платежи по налогу.
Расчет сумм авансовых платежей производится исходя из налоговой базы транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщиков, являющихся организациями, в течение отчетного периода, и одной четвертой установленных налоговых ставок.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и так далее) в течение отчетного периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Окончательный расчет суммы налога производится по итогам налогового периода.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, производят окончательную уплату суммы налога, исчисленной за налоговый период, за вычетом сумм, уплаченных в виде авансовых платежей, не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Глава 2. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом
2.1 Синтетический и аналитический учет федеральных налогов
Рассмотрим хозяйственные операции, оказывающие влияние на исчисление налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
1) За шесть месяцев текущего года реализовано:
- произведенной собственной продукции на сумму 1 425 600 рублей (в том числе НДС 217464 руб.);
- услуг по реализации на сторону тепловой энергии на сумму 180 000 рублей (в том числе НДС 27457 руб.).
2) 15 апреля 2005 года Обществом получено извещение от Российской организации ОАО "Резонанс" о начислении дивидендов за 2003 год в сумме 2300 рублей, а 23 апреля дивиденды получены на расчетный счет.
В соответствии с п.5 ст.286 НК РФ, если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на источник выплаты доходов.
3) 1 июня 2005 года предприятием получены по сроку установленные проценты по муниципальным облигациям в сумме 600 рублей.
4) Организацией от физического лица, не являющегося участником общества, в апреле месяце текущего года безвозмездно получен принтер "Epson LX-800", рыночная стоимость которого составляет 6700 рублей. Стоимость документально подтверждена прайс-листами организаций, являющихся продавцами данной продукции.
Обязанность подтверждения рыночной стоимости налогоплательщиком имущества полученного безвозмездно предусмотрена ст.250 НК РФ.
За отчетный период начислена амортизация по безвозмездно полученному основному средству - 200 рублей.
В бухгалтерском учете отнесено со счета доходов будущих периодов на финансовые результаты предприятия 200 рублей (доход, в объеме начисленной амортизации).
5) В апреле 2005 года Обществом реализован деревообрабатывающий станок по цене 24 000 рублей, в том числе НДС - 3661 руб. Первоначальная (восстановительная) стоимость станка 120 000 рублей. Остаточная стоимость станка на 1 января 2005 г. 40 600 рублей. Оставшийся срок полезного использования станка на предприятии по состоянию на 1 января 2005 г. равен 14 месяцам. Расходы, связанные с реализацией станка (демонтаж и предпродажная подготовка), составляют 1000 рублей. Демонтаж станка произведен индивидуальным предпринимателем Сидоровым А.А. на основании заключенного с ним соглашения.
В соответствии со ст.259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо, когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
Таким образом, остаточная стоимость определяется с учетом начисленной амортизации за апрель и по состоянию на 1 мая 2005 г. составляет 29 000 рублей, оставшийся срок полезного использования - 10 месяцев.
В соответствии со ст.268 НК РФ полученный убыток от реализации амортизируемого имущества включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ).
Учитывая, что основное средство реализовано с убытком, в целях ведения налогового учета бухгалтеру необходимо составить расчет на сумму убытка, принимаемого в течение оставшегося срока амортизации выбывшего имущества.
Расчет принимаемого убытка представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Справка бухгалтера по операции реализации основных средств
за январь – июнь 2005 г.
Наименование показателя |
Сумма |
|
Договор № 381 от 10 апреля 2005 г. |
||
Доход от реализации ОС за отчетный период (без НДС) |
20 000 |
|
Первоначальная стоимость |
120 000 |
|
Остаточная стоимость на 1 мая 2005 г. |
29 000 |
|
Установленный срок амортизации на 1 января 2005 г. |
14 мес. |
|
Оставшийся срок использования на момент реализации |
10 мес |
|
Расходы по выбытию ОС |
1000 |
|
Финансовый результат от операции — убыток |
10 000 |
|
Убыток, принимаемый в отчетном периоде 2005 г. (убыток, принимаемый в мае и июне 2005 года) |
10 000 : 10 х 2 |
2000 |
Перенесено убытка на будущее на конец отчетного периода |
8000 |
|
6) В апреле месяце 2005 года Обществом приобретена партия телевизоров "Sony" по цене 3600 рублей за единицу, в том числе НДС 549 рублей, в количестве 10штук. Общая стоимость приобретенной партии 36000 рублей.
В мае месяце текущего года предприятием приобретена партия телевизоров "Sony" по цене 4800 рублей за единицу, в том числе НДС 732,3 рублей, в количестве 20 штук. Общая стоимость приобретенной партии 96000 рублей.
Телевизоры реализованы:
В апреле 5 штук по отпускной цене 7800 руб. НДС 1189,9 руб.
В мае 15 штук по отпускной цене 7800 руб. НДС 1189,9 руб.
Так как учетной политикой Общества предусмотрено списание товаров по методу ФИФО, необходимо произвести расчет стоимости списания и стоимости оставшейся партии.
Расчет стоимости списания и стоимости оставшейся партии произведен бухгалтерией предприятия следующим образом:
Апрель - 5 телевизоров по стоимости 3000 руб. (без НДС). Итого 15 000 руб. (телевизоры из первой партии). Остаток на складе - 5 штук по цене 3000 рублей.
Май - 5 телевизоров по стоимости 3000 руб. Итого 15 000 руб. (телевизоры из первой партии) и 10 телевизоров по стоимости 4000 руб. Итого 40 000 руб. (телевизоры из второй партии).
Остаток на складе - 10 штук по цене 4000 рублей (остаток телевизоров из второй партии).
Всего реализовано телевизоров 20 штук, в том числе: полностью первая партия и 10 телевизоров из второй партии на общую покупную стоимость 70 000 рублей.
Издержки обращения за отчетный период составили 9847 рублей в том числе:
- текущее содержание склада 2335 рублей
- заработная плата и ЕСН кладовщика 7512 руб.
В соответствии со ст.320 НК РФ данные расходы являются косвенными и уменьшают доходы от реализации 2005 месяца (в нашем примере отчетного периода).
7) В июне 2005 года Обществом реализованы неликвидные материалы на сумму 1800 рублей, в том числе НДС 275,6 руб. Покупная стоимость, реализованных материалов составляет 1100 рублей.
8) В марте Обществом приобретен пакет акций ОАО "ТНК", обращающихся на организованном рынке ЦБ, в количестве 5000 штук по цене 15 рублей за одну акцию. Общая стоимость приобретенного пакета 75 000 рублей.
В апреле предприятием дополнительно приобретен пакет акций ОАО "ТНК", обращающихся на организованном рынке ЦБ, в количестве 1000 штук по цене 16 руб.50 коп. за одну акцию. Общая стоимость приобретенного пакета 16 500 рублей.
15 мая предприятием приобретен пакет акций ОАО "ТНК" обращающихся на организованном рынке ЦБ в количестве 5000 штук по цене 17 рублей за одну акцию. Общая стоимость приобретенного пакета 85 000 рублей.
20 мая продано 7000 штук акций по цене 17 руб. 05 коп, за одну акцию. Общий портфель продаж составил 119 350 рублей.
Кроме того, предприятием оплачено вознаграждение брокеру за оказанные услуги по реализации ценных бумаг в сумме 4 950 рублей.
Метод списания ценных бумаг при их реализации - по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).
Расчет стоимости списания и размера расходов, связанных с реализацией ценных бумаг, произведены бухгалтерией предприятия следующим образом:
Списаны ценные бумаги всего на сумму 108 500 руб. в том числе:
5000 шт. х 15руб. = 75 000 руб.
1000 шт. х 16,5руб. = 16 500 руб.
1000 шт. х 17руб. = 17 000 руб.
Всего предприятие понесло расходов, связанных с реализацией ценных бумаг за отчетный период 113 450 рублей (108 500 + 4950).
9) 5 апреля 2005 года отгружена продукция на сумму 170 000 рублей. Условиями договора-поставки оплата за реализованную продукцию предусмотрена до 30 апреля 2002 года.
Убыток от уступки права требования по данной операции составляет 5000 рублей.
В соответствии со ст.279 НК РФ, размер убытка для целей налогообложения не может превышать суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований ст.269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг).
Продукция собственного производства отгружена 10 мая. Условиями договора поставки оплата за реализованную продукцию предусмотрена 15 мая 2005 года.
10 июня предприятие уступает дебиторскую задолженность в сумме 35 000 рублей за 30 500 рублей по договору уступки права требования. Убыток от уступки права требования по данной операции в бухгалтерском учете составляет 4500 рублей.
В соответствии со ст.279 НК РФ, размер убытка налогоплательщика принимается в целях налогообложения в следующем порядке: 50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования; 50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 дней с даты уступки права требования.
Таким образом, необходимо сделать дополнительный расчет на сумму убытка, принимаемого в целях налогообложения.
Расчет принимаемого убытка представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Справка бухгалтера по реализации права требования за январь-июнь 2005 г.
Наименование |
Сумма |
|
Договор № 81 от 10.04.2002 г. (уступка до наступления срока платежа) |
||
Задолженность за реализованную продукцию |
170 000 |
Дата оплаты по договору 30.04 |
Стоимость переуступки права требования |
165 000 |
Дата уступки 9.04 |
Убыток от уступки |
||
Ставка ЦБ 25% годовых 25%*1,1 |
27,50% |
|
165 000 ґ 27,5% : 365 ґ 21 |
2611 |
|
Договор № 89 от 10.06.2002г. (уступка после наступления срока платежа) |
||
Задолженность за реализованную продукцию |
35 000 |
Дата оплаты по договору 15.05 |
Стоимость переуступки право требования |
30 500 |
Дата уступки 10.06 |
Убыток от уступки |
4500 |
|
Убыток принимаемый |
2250 |
Таким образом, убыток по уступке права требования, принимаемый в целях налогообложения с учетом требований главы 25 НК РФ составляет по первой операции уступки - 2611 рублей.
Убыток по уступке права требования, принимаемый в целях налогообложения за отчетный период с учетом требований главы 25 НК РФ составляет по второй операции уступки - 2250 рублей.
10) Обществом в мае месяце 2005 года приобретено право требования к ООО "Вереск" на сумму 35 000 рублей. Указанное требование приобретено за 34 800 рублей. В июне данное требование было погашено в полном объеме. Начислен НДС по доходу от уступки права требования в сумме 33 рубля (200 : 118 х 18).
II. Расходы предприятия
Расходы по выплавке (производству) стали
11) Переданы в производство (цеха) материалы необходимые для производства стали в соответствии с нормами, предусмотренными технологической картой производства (лимитно-заборными картами) на сумму 202 516 рублей.
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10 «Материалы».
Данные материальные расходы в целях налогового учета рассматриваются как прямые, так как являются необходимым компонентом при производстве стали и образуют ее основу.
12) Переданы в процесс производства запасные материалы, инструменты для станков (циркулярные пилы, ножи и т.д.) на сумму 84 400 рублей.
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10 «Материалы».
Оплачено поставщикам за потребленную электроэнергию, воду для нужд цехов в общей сумме 47 904 рубля (в том числе НДС 7307 руб.).
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетный счет».
Данные расходы являются косвенными.
13) Начислено за отчетный период заработной платы рабочим производственных цехов в сумме 148 136 рублей (в том числе ЕСН 38515,36 руб.).
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 69 «ЕСН».
Данные расходы в налоговом учете являются прямыми.
14) Начислено за отчетный период заработной платы слесарям, персоналу обслуживающему производственный процесс (водители автокаров, погрузчиков, грузчики, электрики и т.д.) в сумме 38515,36 рублей.
Дебет 23 «Вспомогательное производство» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Дебет 23 «Вспомогательное производство» Кредит 69 «ЕСН».
Данные расходы в налоговом учете являются косвенными.
15) Начислено амортизации по основным средствам, используемым при производстве мебели (производственные цеха, станки т.д.) в сумме 11 244 рублей.
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 «Амортизация основных средств».
Данные расходы в налоговом учете являются прямыми.
Расходы по деятельности обслуживающих производств.
Расходы по котельной предприятия:
16) Материальные затраты - затраты, израсходованные в процессе производства: тепловая энергия запасные части, материалы, инструменты, на сумму 47 700 рублей.
Дебет 25-1 «РСЭО» Кредит 10 «Материалы».
Оплачено поставщикам за потребленную электроэнергию, воду, газ в общей сумме 38 760 рублей (в том числе НДС 5912 руб.).
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетный счет».
Данные расходы являются косвенными.
17) Начислено за отчетный период заработной платы производственным рабочим котельной в сумме 45 000 рублей (в том числе ЕСН 11 700 руб.).
Дебет 25-1 «РСЭО» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Дебет 25-1 «РСЭО» Кредит 69 «ЕСН».
Данные расходы в налоговом учете являются прямыми.
18) Начислено за отчетный период заработной платы обслуживающему персоналу котельной (водители погрузчиков, автомобилей, АУП и МОП котельной.) в сумме 40 000 рублей (в том числе ЕСН 8253 руб.).
Дебет 25-2 «Общепроизводственные расходы» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Дебет 25-2 «Общепроизводственные расходы» Кредит 69 «ЕСН».
Данные расходы в налоговом учете являются косвенными.
19) Начислено амортизации по основным средствам, используемым при производстве тепловой энергии в сумме 1500 рублей.
Дебет 25-1 «РСЭО» Кредит 02 «Амортизация основных средств».
Данные расходы в налоговом учете являются прямыми.
20) Начислено амортизации по подстанции котельной в сумме 800 рублей.
Дебет 25-2 «Общепроизводственные расходы» Кредит 02 «Амортизация основных средств».
Данные расходы в налоговом учете являются косвенными.
21) Финансовый результат от реализации услуг обслуживающего производства - убыток в размере 17 300 рублей.
Дебет 99-9 субсчет «Убытки» Кредит 90-1 субсчет «Выручка».
Данный убыток не принимается в целях налога на прибыль, в данном отчетном (налоговом) периоде, т.к. не соблюдаются условия, предусмотренные ст.275.1 НК РФ.
В соответствии со ст.275.1, убыток, полученный обслуживающими производствами, не признается в отчетном периоде, если не выполняется хотя бы одно из условий:
1) стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием подобных объектов;
2) расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
3) условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
Расходы по объектам, не приносящим доход.
По рассматриваемым данным к таким расходам относятся расходы по содержанию спортивного комплекса и сауны, предназначенных для личного пользования сотрудниками предприятия. Плата за пользование не взимается.
Данные расходы в налоговом учете не признаются в качестве расходов, в соответствии с требованиями ст.275.1 НК РФ. В данной статье законодателем установлено, что для целей главы 25 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам. Безвозмездное предоставление услуг работникам в целях исчисления налога на прибыль не является реализацией.
Понесены следующие расходы:
22) Материальные расходы - израсходованные материальные ресурсы в процессе использования этих объектов в общей сумме 30 000 рублей. Из них использовано материалов на сумму 10 000 рублей и оплачено поставщикам за потребленную электроэнергию, воду, газ в общей сумме 20 000 рублей.
23) Начислено за отчетный период заработной платы персоналу, обслуживающему данные объекты в сумме 45 000 рублей (в том числе ЕСН - 9285 руб.).
Таким образом, общая сумма расходов, не признаваемых в целях налогообложения составляет 75 000 рублей (10000 + 20000 + 45000).
Управленческие и прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Все управленческие и прочие расходы, связанные с производством и реализацией, включаются в состав косвенных расходов.
24) Начислено за отчетный период заработной платы АУП предприятия в сумме 113000 рублей (в том числе ЕСН – 23317 руб.).
25) Начислен средний заработок за период нахождения работников (АУП) в отпусках в сумме 14 158 рублей (в том числе ЕСН – 2921 руб.).
26) Начислено амортизации по основным средствам, используемым в управлении процессом производства в сумме 17 616 рублей.
27) Предприятием в январе 2005 года заключен договор со страховой компанией по добровольному страхованию имущества предприятия (помещений и транспортных средств). Срок действия договора по 30 июня текущего года включительно, стоимость страховых взносов 12 000 рублей. Взносы внесены полностью.
В феврале предприятие заключило договор страхования предпринимательского риска по контракту со своим контрагентом в сумме 5000 рублей. Договор оплачен полностью.
Данные расходы в налоговом учете не признаются в качестве расходов в соответствии с положениями ст.263 НК РФ.
В январе предприятием заключен договор на добровольное страхование жизни работников предприятия на 3,5 года в сумме 385 000 рублей.
Сумма страховых выплат, приходящаяся на отчетный период, составила 55 000 рублей (385 000 : 42 мес. х 6 мес.).
В соответствии со ст.255 НК РФ данные расходы подлежат нормированию и учитываются в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.
Таким образом, сумма, принимаемая в целях налогообложения, составляет 35 934 рубля.
Кроме этого предприятием заключен договор добровольного личного страхования работников предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников на срок один год. Сумма страховых выплат за 6 месяцев текущего года составляет 16 000 рублей.
Договор оплачен полностью.
Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда.
Сумма, не принимаемая в налоговом учете, составляет 7 016 рублей.
Расчет расходов на страхование произведен бухгалтерией предприятия следующим образом (таблица 2.4).
Таблица 2.4
Справка бухгалтера по расходам на страхование за январь — июнь 2005 г.
Наименование показателя |
Сумма |
Примечание |
Договор № 1 от 12.01.2005 г.; № 2 от 12.01.2005 г. № 14 от 30.12.2003 г. |
||
Расходы по страхованию имущества за отчетный период |
12 000 |
|
Расходы по страхованию имущества за отчетный период не принимаемые в налоговом учете |
5000 |
(не учитываются) |
Медицинское страхование работников за 1 полугодие 2005 г. |
16 000 |
3% |
Добровольное страхование жизни работников на 3,5 года |
385 000 |
12% |
Расходы, приходящиеся на 1 полугодие 2005 года 385 000/42 ґ 6 |
55 000 |
|
Фонд оплаты труда |
299 451 |
|
Норматив на медицинское страхование 299 451 х 3% |
8984 |
|
Норматив на добровольное страхование жизни 299 784 ґ 12% |
35 934 |
|
Расходы сверх норматива не принимаемые в налоговом учете |
31 082 |
|
в том числе: |
||
Добровольное страхование жизни работников на 3,5 года |
19 066 |
|
Медицинское страхование работников за 1 полугодие 2005 г. |
7016 |
|
Расходы по страхованию имущества |
5000 |
28) В июне 2005 года произведен капитальный ремонт основных средств предприятия силами сторонней организации. Затраты по ремонту составили 44 400 рублей (в том числе НДС 6772).
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В соответствии со ст.260 НК РФ данные расходы рассматриваются, как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (если не создается резерв).
Так как по условиям задачи в соответствии с учетной политикой в целях налогообложения Общество не создает ремонтного фонда, все расходы принимаются в целях налогообложения в полном объеме.
29) За 6 месяцев отчетного года предприятием начислено налогов, принимаемых в качестве расходов в целях налогообложения, в сумме 17 580 рублей.
30) Выплачено командировочных расходов работникам предприятия в сумме 8490 рублей, в том числе суточные расходы сверх установленных законодательством норм, в сумме 1200 рублей.
В соответствии со ст.264 НК РФ суточные или полевое довольствие принимаются в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.
2.2 Синтетический и аналитический учет региональных налогов и местных
В состав региональных налогов, уплачиваемых ЗАО «ТСК», входят
Данные для расчета налоговой базы об остаточной стоимости имущества ЗАО «ТСК», являющегося объектом налогообложения, на 1-е число каждого месяца отчетного периода и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, приведены в табл. 2.15. Отчетный период, за который представляется налоговый расчет по авансовому платежу, - I квартал.
Таблица 2.15
Остаточная стоимость основных средств (руб.)
По состоянию на |
Остаточная стоимость |
|
всего |
В том числе недвижимое имущество |
|
01.01. |
697000 |
590000 |
01.02. |
710000 |
603000 |
01.03. |
682000 |
575000 |
01.04. |
644000 |
537000 |
Итого |
2733000 |
2305000 |
Согласно налоговому законодательству налоговая ставка установлена в размере 2,2%.
Рассчитаем сумму авансового платежа. Для этого среднегодовую стоимость всего имущества умножаем на ставку налога и делим на 4:
2733000 руб. х 1/4 х 2,2 : 100 = 15032 руб.
Рассчитанную сумму авансового платежа следует заплатить в бюджет согласно срокам, установленным региональным законодательством. В нашем случае статьей 3 Закона N 263-ОЗ определено, что авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Авансовый платеж за I квартал 2005 года в размере 15032 руб. необходимо уплатить не позднее 5 мая 2005 года.
В бухгалтерском учете начисление налога на имущества предприятия отражается следующим образом:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» – 15032 руб.
ЗАО «ТСК» имеет на балансе три зарегистрированных транспортных средства: два автомобиля ВАЗ-2104 и катер.
Мощность автомобилей - 75 л.с., а мощность катера - 110 л.с.
Установлена ставка для автомобиля ВАЗ-2104 - 5 руб./л.с., для катера - 20 руб./л.с.
Автомобиль ВАЗ-2104 N 1 принят к учету 28 февраля 2003 года.
Автомобиль ВАЗ-2104 N 2 принят к учету 20 марта 2005 года и снят с учета 3 октября 2005 года.
Катер принят к учету 2 июля 2005 года и снят с учета 25 июля 2005 года.
ЗАО «ТСК» исчисляет сумму налога за 2005 год. Значения поправочных коэффициентов будут такими: по ВАЗ-2104 N 2 - 0,66 (8 мес. : 12 мес.); по катеру - 0,08 (1 мес. : 12 мес.).
По автомобилю ВАЗ-2104 N 1 коэффициент не рассчитывается, так как он был зарегистрирован за фирмой в течение всего 2005 года.
Сумма налога по отдельным транспортным средствам будет равна: по ВАЗ-2104 N 1 - 375 руб. (75 л.с. x 5 руб./л.с.); по ВАЗ-2104 N 2 - 247,5 руб. (75 л.с. x 5 руб./л.с. x 0,66); по катеру - 176 руб. (110 л.с. x 20 руб./л.с. x 0,08).
Общая сумма транспортного налога за 2005 год составит:
375 + 247,5 + 176 = 798,5 руб.
Начисляя налог по производственному транспорту, ЗАО «ТСК» была сделана проводка:
Дебет 91 Кредит 68 субсчет "Расчеты по транспортному налогу"
- начислен транспортный налог.
Перечислен налог в бюджет:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по транспортному налогу" Кредит 51
- перечислен в бюджет транспортный налог.
Таким образом, в данной главе дипломной работы было рассмотрено исчисление основных налогов, уплачиваемых ЗАО «ТрестСтальКонструкция» за период 2003-2005 гг.
Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что предприятие помимо бухгалтерского учета ведет налоговый учет, налоги уплачиваются в сроки, установленные законодательством РФ. Налоговые платежи влияют на эффективность финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, минимизация которых позволит увеличить прибыль предприятия. С целью минимизации налоговых платежей необходимо реализовать методы налоговой оптимизации. Характеристика возможных систем налогообложения приведена в следующей главе работы.
Заключение
Таким образом, налоговая система развивалась и складывалась по влиянием различных факторов в несколько этапов: от становления и развития до этапа реформирования с целью совершенствования.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Принципы налогообложения представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой системы с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий развития общества. Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.
Основными налогами, уплачиваемыми предприятиями являются налог на прибыль, налог на имущество, НДС, ЕСН, транспортный налог.
Далее было рассмотрено исчисление основных налогов, уплачиваемых ЗАО «ТрестСтальКонструкция» за период 2003-2005 гг.
Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что предприятие помимо бухгалтерского учета ведет налоговый учет, налоги уплачиваются в сроки, установленные законодательством РФ. Налоговые платежи влияют на эффективность финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, минимизация которых позволит увеличить прибыль предприятия.
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 01 января 2006 г.).
2. Налоговое право. Особенная часть (Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации) / Под ред. О.А. Борзунова, Н.А. Васецкий, Ю.К. Краснов. - СПС "Гарант", 2005. – 687 с.
3. Практическая налоговая энциклопедия. Том 1. Налоговая оптимизация / Под ред. Брызгалина А.В. – М.: Налоги и финансовое право, 2006. – 645 с.
4. Практический комментарий к главе 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" / Под общей ред. Мельникова Ю.В. - "Главбух", 2005 г. – 384 с.
5. Бобоев М.Р., Наумчев Д.В. Государства - участники Евроазиатского союза: анализ систем налогообложения // Аудиторские ведомости. - 2006. - N 3. – С. 12.-13.
6. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. – 2005. - №3. – С. 32-33.
7. Корепанова Н. Заполнение декларации по налогу на прибыль: что изменилось? // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь. - 2005. - № 43. – С. 7-8.
8. Красноперова О.А. Динамика законодательства Российской Федерации в сфере налоговых льгот // Гражданин и право. - 2005. - N 3. – С. 32.
9. Куприянов С.А. Можно принять НДС к вычету, если он не выделен в платежке? // Главбух. – 2006. - №4. – С. 17.
10. Лаптиев А.А., Сугак В.В. Об изменениях налогового законодательства в 2002 году // Налоговый вестник. - 2005. - N 9. – С. 12-14.
11. Ракитина М.Ю. Налог на добавленную стоимость // Российский налоговый курьер. - 2005. - N 4. – С. 24.
12. Филиппенко Е.И., Яшин И.А. Покупка недвижимости: оптимизируем налоги // Главбух. 2005. - №5. – С. 15.
13. Худолеев В.В. Налоговый учет по налогу на прибыль организаций // Консультант бухгалтера. - 2002. - N 9. – С. 14.
14. Шкель Т. Кого позвать на ковер? // Российская газета. – 24 июня 2005 г.