Автореферат к диплому «Проблемы социализации ребенка в детском доме»

За последнее десятилетие в России резко увеличилось количество социальных сирот, т.е. детей изъятых из семей вследствие лишения родителей родительских прав. Число учреждений общественного воспитания выросло так быстро, что система образования не успела обеспечить их специально подготовленными, профессионально обученными кадрами. Чаще всего с воспитанниками работают вчерашние воспитатели детских садов, учителя-предметники и даже просто случайные люди. При этом известно, что контингент этих детей совершенно особый. Все они имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Чаще всего они живут по сценарию «агрессивный неудачник». Ко всему этому можно прибавить качества, формируемые уже самой обстановкой детского дома - конформизм, иждивенчество, несамостоятельность, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.

Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Научно-практические исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот, отсутствие в «сиротских» учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей, порождают серьезные проблемы в их социальном и личностном развитии. Эти проблемы проявляют себя в низком уровне социальной активности и компетентности, которые выражаются в неумении воспитанников учреждений планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях. Для них характерна неадекватная самооценка, сниженный по сравнению с другими детьми уровень учебной и познавательной мотивации[1].

Анализ педагогической практики показывает, что разработка отдельных мероприятий в этом направлении, не затрагивающих глубинных причин явления, оказывается малоэффективной, а отсутствие авторских вариативных моделей организации жизнедеятельности детей в условиях детского дома, созданных силами педагогического коллектива, затрудняет решение задач их успешной  социализации.  На практике педагоги, зачастую, применяют общие, не адаптированные к условиям конкретного учреждения модели, которые воспринимаются ими как директивные предписания. При этом остаётся не реализованным кадровый и творческий потенциал воспитательного учреждения,  личные гражданские позиции членов его коллектива. Это приводит к отторжению даже самых безупречных, но чужих моделей или их формальному исполнению. Кроме этого, самые значимые для воспитанников детского дома люди – воспитатели, как правило, не задействованы в процессе  выбора путей по решению проблем своих воспитанников.

Поэтому, на сегодняшний день в работе учреждений интернатного типа, остается актуальной проблема проектирования и организации необходимых условий для успешной адаптации и развития воспитанников, включающая деятельность по их социально-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и личностному саморазвитию, что является необходимым условием успешной социализации ребёнка-сироты, его интеграции в общество.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Проблемы социализации ребенка в детском доме» актуальной и своевременной.

Цель работы: Проанализировать проблемы социализации ребенка в детском доме.

Исходя из поставленной цели работы, можно сформулировать следующие задачи:

1.            Изучить психолого-социально-педагогические особенности воспитанников детского дома.

2.            Рассмотреть особенности социализации воспитанников детского дома.

3.            Проанализировать принципы создания особой воспитательной седы для социально-педагогической коррекции процесса социализации ребенка в детском доме.

4.            Организовать и провести исследование особенностей социализации воспитанников детского дома.

5.            Разработать рекомендации по решению проблем социализации детей в детском доме.

Объект исследования – дети - воспитанники детского дома.

Предмет исследования - проблемы социализации ребенка в детском доме.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы исследования, статистические методы обработки информации.

Гипотеза: Мы предполагаем, что социально-педагогическая работа с воспитанниками детского дома может помочь в решении проблем их социализации.

Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, помогающих стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающих нормальное социальное функционирование. Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности.

Это возможно только в случае, если социализация оказалась успешной и проходила в семье, так как в других случаях этот процесс очень редко бывает успешным.

Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ.

Воспитание в детском доме часто не является удачным, так как очень существенно отличается от семейного.

Особенности социализации воспитанников детского дома связаны с обедненностью их мотивационно-потребностной сферы; слабой осоз­нанностью социальных отношений и недостаточностью социальных представлений; трудностями овладения знаково-символической дея­тельностью.

Правомерен вывод о необходимости реформирования детских домов, развития института приемной семьи, фостерной семьи, где ребёнок сможет строить нормальные отношения, учиться им и пытаться их реализовывать.

Для практического изучения проблем социализации детей в детском доме нами было организовано и проведено исследование. В исследовании приняли участие 30 подростков – воспитанников детского дома. Эксперимент проходил на базе Детского дома №7 при участии психолога и социального педагога учреждения.

Цель эксперимента: Проанализировать проблемы социализации детей в детском доме.

Задачи эксперимента:

1.            Изучить уровень тревожности воспитанников детского дома.

2.            Исследовать уровень агрессии воспитанников детского дома.

3.            Проанализировать уровень самооценки воспитанников детского дома.

4.            Изучить сформированность коммуникативных навыков воспитанников детского дома.

Для определения уровня тревожности подростков – воспитанников детского дома, нами была использована методика Спилбергера, в русскоязычном варианте адаптированная Ю.Л. Ханиным (см. приложение 1). Это наиболее приемлемая методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Текст методики включает в себя 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (СТ), то есть самочувствия подростка в данный момент и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ), обычного самочувствия подростка.

При интерпретации показателей, можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая; 31-44 – средняя; 45 и более – высокая тревожность[2].

Для исследования уровня агрессии воспитанников детского дома нами была использована методика А. Басса-А. Дарки (см. приложение 2).

Для изучения самооценки воспитанников детского дома мы использовали тест «Самооценка» (см. приложение 3). Испытуемым было предложено из 4 наборов качеств выписать те, которые они считают наиболее ценными. Затем каждый испытуемый в выписанных качествах должен был выделить те, которыми он, на его взгляд, реально обладает.

Для исследования сформированности коммуникативных навыков воспитанников детского дома нами была использована методика КОС (коммуникативные и организаторские способности). Опросник КОС - это тест (методика Синявского В. В. и Федоришина Б. А.), который позволяет выявить коммуникационные (КС) и организаторские (ОС) способности тестируемого (см. приложение 4). Низкие показатели КС и ОС свидетельствуют о необходимости развития этих способностей. Для достижения высоких профессиональных результатов необходимо наличие как коммуникационных, так и организаторских способностей. Низкий уровень каких-либо одних способностей может приводить к внутренним конфликтам, которые могут быть разрешены путем саморазвития.

Проведя диагностическое исследование, мы получили следующие результаты.

Результаты первичной диагностики

Уровень тревожности

Уровень агрессии

Уровень самооценки

КОС

30

26

11

1

40

19

58

1

28

20

15

2

28

18

12

1

46

20

67

1

45

18

68

1

47

19

67

2

30

22

46

3

33

17

69

1

50

28

28

3

47

19

17

2

45

19

11

3

35

20

35

3

25

25

39

3

47

27

10

2

32

26

19

1

38

29

24

2

43

21

27

3

48

18

14

2

35

22

35

2

28

19

28

1

49

29

68

2

37

20

53

2

45

28

27

1

48

28

69

1

45

27

12

1

47

25

11

2

41

22

27

1

39

21

24

3

40

26

25

2

Исследовав уровень тревожности у подростков – воспитанников детского дома, мы получили, что низкая тревожность у 20% воспитанников, средний уровень тревожности у 33,3% подростков, высокий уровень тревожности у 46,7% воспитанников.

Изучив уровень агрессии, мы получили, что низкий уровень агрессии у 43,3% подростков, средний уровень агрессии у 23,3% воспитанников, высокий уровень агрессии у 33,4% подростков.

Исследовав уровень самооценки, мы получили, что неадекватно низкий уровень самооценки у 26,7% подростков, низкий уровень самооценки у 36,7% подростков, уровень самооценки ниже среднего у 10% воспитанников, средний уровень – у 3,3% подростков, самооценка выше среднего у 3,3% воспитанников, неадекватно высокий уровень самооценки у 20% подростков.

Проанализировав уровень сформированности коммуникативных навыков, мы получили, что низкий уровень развития коммуникативных навыков у 40% воспитанников, уровень ниже среднего – 33,4% подростков, средний уровень развития коммуникативных навыков у 26,6% воспитанников. Никто из подростков не показал уровня развития коммуникативных навыков высокого или выше среднего (0%).

Таким образом, наше исследование подтвердило данные, полученные в ходе теоретического анализа литературы, о том, что воспитанники детского дома отличаются высоким уровнем тревожности, неадекватной самооценкой, высоким уровнем агрессии и несформированностью коммуникативных навыков. Все это приводит к возникновению проблем социализации воспитанников детского дома.

Проанализировав данные диагностики и выявив основные социально-психологические проблемы воспитанников детского дома, мы разработали следующие рекомендации для решения проблем социализации детей.

1. Необходимо разработать такую систему работы детского дома, которая осуществляла бы деятельность в следующих сферах:

а)            в процессе обучения воспитанников-сирот (деятельность педагога и ребенка по освоению учебного материала, социальных навыков и приобретения необходимого социального и допрофессионального опыта и подготовку в рамках социально-ориентированного обучения, самообразования, участия в тренингах социальной компетентности). Результатом такой деятельности должен стать усвоенный детьми разнообразный социальный опыт как приобретённый ресурс для последующего развития и профессиональной самореализации;

б)            в сфере жизнеобеспечения воспитанников (трудовая деятельность взрослых и детей в столовой, по поддержанию порядка в доме, на территории и т.д.). Здесь воспитанники должны получить тот багаж знаний и навыков, который поможет им наладить свой быт и семейную жизнь в будущем.

в)             во внеучебной сфере детского дома (деятельность ребенка по интересам - досуговая, туристская, спортивная, социальная, клубная и пр.). Результатом данной деятельности должно стать открытие и реализация детьми своих талантов и продуктивных творческих способностей.

г)            в сфере подготовки к самостоятельной жизни через социальное проектирование и сопровождение процесса жизненного и профессионального самоопределения. Данная деятельность включает наработки предыдущих направлений и вместе с тем выделяется в качестве самостоятельного направления. Она с одной стороны организуется с учётом критериев готовности к выпуску, с другой стороны предполагает преемственность средств и методов при «передаче» выпускника другим помогающим службам в процессе постинтернатной адаптации.

2. Деятельность детского дома по социализации воспитанников может осуществляться через реализацию следующих программ:

а) Программа «Моя семья».

Цели: Создание предпосылок для успешной интеграции воспитанников детского дома в общество в постинтернатный период через:

а) восстановление  их  родственных связей:

б) формирование представлений о строительства собственной семьи. 

Направления    деятельности: расширение контактов с родственниками, создание положительной мотивации на создание собственной семьи, приобретение необходимых навыков строительства успешной семьи.

Предполагаемый     результат:

-                Дети имеют положительную мотивацию на строительство успешной семьи.

-                Воспитанники владеют основными умениями и навыками ведения домашнего хозяйства и создания  взаимоотношений в семье.

-                Родственники оказывают помощь выпускникам детского дома в устройстве дальнейшей жизни в постинтернатный период.

б) Программа «Стать гражданином»

Цель: Формирование  активной  гражданской  позиции у воспитанников детского дома, позволяющей им в постинтернатный период  успешно интегрировать в современное общество.

Направления  деятельности: «Мы живём в этой стране!», «Кто, если не я?» (Патриотизм. Подготовка к службе в вооружённых силах), «Мой труд – мой успех!» (Профориентация, подготовка к трудовой деятельности).

Предполагаемый   результат:

-                У воспитанников существуют чувства гордости за свою страну и ответственности за её успешное развитие.

-                Мальчики готовы служить в Вооружённых силах РФ.

-                Воспитанники осознанно выбрали свою будущую профессию.

-                У воспитанников имеется достаточный уровень знаний для овладения желаемой профессией.

-                У детей сформирована активная жизненная позиция.

в) Программа «Восхождение»

Цель: Создание развивающей среды, создающей условия для саморазвития личности воспитанников и  развития их общей культуры.

Направления   деятельности: организация жизнедеятельности воспитанников, создание условий для разностороннего развития, коррекция недостатков развития.

Предполагаемый   результат:

-                У воспитанников вырабатывается привычки рефлексии и  активных строителей самого себя.

-                Воспитанники осознанно выбирают пути самореализации.

-                У воспитанников имеется достаточный уровень культуры, чтобы успешно строить деловые контакты и взаимоотношения с окружающими людьми.

г) Программа «Расти здоровым»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни.

Направления   деятельности: реализация комплекса мер по охране здоровья детей, профилактика заболеваний, «Внимание, опасность!».

Предполагаемый   результат:

-                У воспитанников вырабатываются стремление и навыки здорового образа жизни.

-                Воспитанники укрепляют своё здоровье, меньше болеют.

-                У воспитанников формируется неприемлемость  к антиобщественным  проявлениям  растраты личного здоровья: табакокурение, алкоголизм, наркомания, СПИД и т.п.

-                Воспитанники знают  здоровье сберегающие приёмы труда и различных видов жизнедеятельности, неукоснительно  выполняют их.

-                У воспитанников сформировано нормативное поведение при чрезвычайных ситуациях.

В работе по преодолению проблем социализации детей в детском доме необходимо участие не только работников детского дома (педагогов и воспитателей), но также специалистов, консультантов и общественности.

Педагоги должны:

-                создавать условия для успешной социализации;

-                участвовать в проектировании адаптивно-развивающей среды.

Специалисты:

-                проводят диагностику;

-                осуществляют реабилитацию;

-                проводят обучение социальным навыкам.

Консультанты:

-                Разрабатывают организационно-педагогическую модель успешной социализации;

-                Консультируют администрацию и специалистов;

-                Проводят анализ промежуточных результатов;

-                Проектируют следующий этап.

Общественность:

-                принимает участие в моделировании жизнедеятельности детского дома;

-                предлагает и реализует различные виды развивающей и досуговой деятельности (кружки, секции; акции и мероприятия; индивидуальная работа с воспитанниками; помощь в обучении и т.д.);

-                участвует в анализе и выработке решений.

Только комплексная работа всех названных выше подразделений может способствовать преодолению проблем социализации детей в детском доме.

В соответствии с разработанными нами рекомендациями, в детском доме была организована работа по преодолению проблем социализации воспитанников детского дома. По окончании работы по программам (см. выше) нами была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что и в начале исследования.

По результатам повторной диагностики, мы получили:

Результаты повторной диагностики

Уровень тревожности

Уровень агрессии

Уровень самооценки

КОС

26

20

11

1

35

18

58

1

27

20

15

2

28

17

12

1

36

17

67

1

30

16

68

1

37

18

67

2

29

19

46

3

33

16

69

1

38

22

28

3

38

18

17

2

39

16

11

3

30

18

35

3

25

21

39

3

36

22

10

2

31

21

19

1

30

18

24

2

39

20

27

3

33

17

14

2

33

21

35

2

27

17

28

1

37

22

68

2

36

20

53

2

39

25

27

1

37

24

69

1

34

18

12

1

33

21

11

2

32

20

27

1

29

18

24

3

28

25

25

2

Для того, чтобы доказать, что результаты первичной и вторичной диагностики значительно отличаются, и в ходе работы с воспитанниками детского дома удалось добиться значительных изменений по всем диагностируемым показателям, применим метод статистической обработки данных и вычислим t-критерий Стьюдента.

Выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:

, где – очередное значение выборки,  – среднее значение. – выражение, означающее, что для всех от первого до последнего в выборке необходимо вычислить разности между частными и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать.

t-критерий Стьюдента:

, где  - среднее значение по одной выборке данных, - среднее значение по другой выборке данных. и – интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин. и в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

и , где  – выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке) – выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке),  – число частотных значений переменной в первой выборке,  – число частотных значений переменной во второй выборке.

1. По тесту «Уровень тревожности».

Средние значения по выборкам, соответственно равны: 39,16 по результатам первичной диагностики и 33,16 по результатам повторной диагностики.

Определим выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:

1691,05 – выборочная дисперсия для выборки первичной диагностики.

539,37 – выборочная дисперсия для выборки повторной диагностики.

Вычислим t-критерий Стьюдента:

3,81

Сравним значение с табличным, для степеней свободы 30+30-2=58. Полученное значение больше, чем табличное 2.01, следовательно, выборки статистически достоверно отличаются друг от друга. Это говорит о том, что в работе с уровнем тревожности воспитанников детского дома удалось добиться положительных изменений.

2. По тесту «Уровень агрессии».

Средние значения по выборкам, соответственно равны: 22,28 по результатам первичной диагностики и 19,32 по результатам повторной диагностики.

Определим выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:

450,27 – выборочная дисперсия для выборки первичной диагностики.

188,47 – выборочная дисперсия для выборки повторной диагностики.

Вычислим t-критерий Стьюдента:

3,51

Сравним значение с табличным, для степеней свободы 30+30-2=58. Полученное значение больше, чем табличное 2.01, следовательно, выборки статистически достоверно отличаются друг от друга. Это говорит о том, что в работе с уровнем агрессии воспитанников детского дома удалось добиться положительных изменений.

3. По тесту «Самооценка».

Средние значения по выборкам, соответственно равны: 36,68 по результатам первичной диагностики и 45,44 по результатам повторной диагностики.

Определим выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:

13190,91 – выборочная дисперсия для выборки первичной диагностики.

2566,13 – выборочная дисперсия для выборки повторной диагностики.

Вычислим t-критерий Стьюдента:

2,09

Сравним значение с табличным, для степеней свободы 30+30-2=58. Полученное значение больше, чем табличное 2.01, следовательно, выборки статистически достоверно отличаются друг от друга. Это говорит о том, что в работе с уровнем самооценки воспитанников детского дома удалось добиться положительных изменений.

4. По тесту «КОС».

Средние значения по выборкам, соответственно равны: 1,84 по результатам первичной диагностики и 3,16 по результатам повторной диагностики.

Определим выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:

18,17 – выборочная дисперсия для выборки первичной диагностики.

19,49 – выборочная дисперсия для выборки повторной диагностики.

Вычислим t-критерий Стьюдента:

6,45

Сравним значение с табличным, для степеней свободы 30+30-2=58. Полученное значение больше, чем табличное 2.01, следовательно, выборки статистически достоверно отличаются друг от друга. Это говорит о том, что в работе с уровнем коммуникативных способностей воспитанников детского дома удалось добиться положительных изменений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа, проводившаяся с воспитанниками детского дома, дала положительные результаты. Удалось скорректировать уровень тревожности, уровень агрессии, самооценку и уровень коммуникативных способностей воспитанников детского дома, что должно способствовать преодолению проблем их социализации.

Результаты нашего эксперимента доказали наличие проблем социализации воспитанников детского дома и подтвердили нашу гипотезу о том, что социально-педагогическая работа может помочь в решении проблем социализации детей в детском доме.

Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Дети, оставшиеся без попечения родителей есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать за следующим поворотом. Но в последнее время все чаще обращаются к детям-сиротам социальным или как иногда их называют в литературе «брошенные дети». Это дети, которые воспитываются в детских домах при живых родителях. Это дети, чьи родители отказались от их воспитания, забыли про них или не выполняют свою воспитательную функцию в правильном русле. Такие дети составляют основной контингент детских домов. Эти дети воспитываются в детском доме, воспитатели заменяют им и пап, и мам, в них проходит их начальный период жизни.

Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники детских домов являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Это является следствием их воспитания в детском учреждении, вырывания из привычной жизненной среды. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.

Для преодоления проблем социализации воспитанников детских домов, необходимо развитие у детей основных, жизненно, социально, личностно значимых качеств, умений и навыков, способных обеспечить оптимальный уровень жизненного, профессионального успеха, самоутверждения и самореализации личности, без ущерба для ее физического и психического здоровья:

-                знание себя, своих возможностей, особенностей эмоционально-поведенческих реакций, что позволит более осознанно найти достойный выход из сложных жизненных, личностно значимых ситуаций;

-                знание своего тела, верное, достаточно полное представление о нем, о своих психо-физиологических возможностях (с учетом возраста и наследственной предположенности; умений ухода за своим телом; знание способов поддержания и укрепления мышления, физического тонуса, соматического здоровья, работоспособности, выносливости, способности к напряжению (физическому и психическому), обеспечивающих возможность без напряжения, без срывов решать поставленные жизнью и самим человеком задачи;

-                умение выработать свой имидж и поддерживать желаемый уровень привлекательности своей внешности, быть опрятным, аккуратным (в одежде, манерах, прическе и т.п.), что может стать надежной предпосылкой раскованности, способности без комплексов включаться в процесс общения с окружающими;

-                психическая, эмоциональная устойчивость к непредвиденным фрустрирующим (конфликтным) ситуациям, способным неустойчивую личность быстро вывести из состояния равновесия, а потому принять необдуманное, стихийное решение, совершить импульсивные действия, за которые в последствии, возможно, придется расплачиваться. Эмоциональное здоровье, способность к эмоционально-поведенческой саморегуляции;

-                оптимизм, воля и настойчивость в достижении сознательно поставленных целей. Толерантность (способность к терпению, терпимости), устойчивость при столкновении с трудностями и негативными жизненными обстоятельствами. Способность к выживаемости в меняющихся условиях жизни;

-                взрослость, способность быть самостоятельным и ответственным, получать от этого удовлетворение;

-                правовое сознание. Знание и понимание своих прав, умение их отстоять без нарушения правовых, этических норм. Признание своих обязанностей как члена общества и того коллектива (трудового, семейного и др.), который станет ближайшим окружением выпускника в его взрослой жизни;

-                достаточно развитый интеллект, в том числе и социальный, то есть по Ю.Н. Емельянову (автору этого понятия в отечественной психологии) устойчивую, основанную на специфики мыслительных процессов, эффективного реагирования и социального опыта, способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Практическая сметка, умение адекватно ориентироваться в значимых ситуациях жизни и деятельности;

-                общая осведомленность;

-                позитивные качества;

-                разнообразные интересы и склонности в соответствии с природными возможностями и приобретенными знаниями, умениями. Знание своих способностей, наличие определенного опыта реализации в деятельности их, развитие, совершенствование;

-                выработанные ценностные ориентации в соответствии с социальными ценностями своего времени: убеждения, идеалы, которые дадут силу отстаивать их, бороться за их реализацию в жизни без ущерба для личности, физического и психического здоровья;

-                культура чувств и переживаний с учетом возможностей возраста; управляемость чувств и эмоций, способность регулировать их и не быть у них в плену, подчинить разуму (разумность чувств);

-                умение осуществлять совместную деятельность с другими лицами, то есть согласовывать цели, задачи, средства, способы совместной деятельности, анализировать ее результат;

-                навыки общения со старшими, младшими, сверстниками;

-                умение вести себя в общественных местах, знание традиций и соблюдение их в официальной обстановке, умение вести себя достойно в различных житейских ситуациях;

-                знание народных (национальных) обычаев, обрядов, умение их соблюдать, поддерживать; или не оскорблять достоинства других лиц, уважать традиции и ритуалы других народов;

-                умение общаться с противоположным полом в соответствии с правилами, традициями;

-                гигиена половой жизни;

-                умение вести домашнее хозяйство, готовить, стирать, обустраивать жилище, ухаживать за растениями, животными, иметь навыки самообслуживания;

-                подготовленность к самостоятельной семейной жизни;

-                элементарная экономическая грамотность в вопросах ведения домашнего хозяйства, разумного использования материальных ресурсов, денежных средств, их экономии;

-                знания и умения по созданию семьи, регулированию семейных отношений; по уходу за детьми (важны не только девушкам, но и юношам);

-                знание и понимание не только своих достоинств, «сильных» сторон, но и «слабых», недостатков; способность анализировать свои ошибки и на этой основе обогащать жизненный опыт навыками позитивного решения возникающих проблем;

-                наличие жизненных планов («Кем быть?», «Каким быть?»);

-                уровень развития трудолюбия, самостоятельности и ответственности;

-                профессиональные интересы и склонности, предпочтения с учетом своих возможностей (в том числе здоровья, типологических и личностных черт, жизненного опыта, семейных традиций, реальных возможностей получения профессионального образования, возможности трудиться);

-                навыки и приемы психологической защиты без негативных последствий для своей личности и ее развития;

-                потребности и умения, связанные с самопознанием, самоанализом, самосовершенствованием, с личностным ростом и развитием. Уважительное отношение к себе, своей личности, стремление сохранить положительный «Я-образ», который будет способствовать сохранению психологической активности, пробуждать соответствующую мотивацию, внутренние силы человека;

-                способность противостоять негативным, дурным влияния, отказаться от вредных привычек и не стать на пути противоправных действий в любой, даже самой сложной, конфликтной ситуации; сохранить, отстоять свою личностную, гражданскую позицию[3].

Таким образом, проблема социально-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната и т. д.

Список литературы

1.            Алексеева И.А., Гордеев П.Н. и др. Дети риска. – СПб.: Сфера,  2002. – 366 с.

2.            Адреса опыта: Обобщение и анализ опыта работы образовательных   учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по основным направлениям Федеральной программы «Дети-сироты». – М.: СПК «Инфо», 1998. – 220 с.

3.            Бурлакова, Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т. Т. Бурлакова. -  Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001. – 284 с.

4.            Влияние детско-родительских отношений на формирование ситуации социального сиротства / Под ред. Алексеевой Л.С. – М.: Проспект, 2002. – 312 с.

5.            Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. -  М.: Прогресс, 2001. – 294 с.

6.            Воспитание и развитие детей в детском доме. - М.: ВЕЧЕ, 1996. – 416с.

7.            Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Кл. руководитель. - № 3. – 2000.

8.            Галигузова Л. Н., Лисина М. И. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником. — В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной.— М.: Наука, 1980 – 458 с. С. 55—78.

9.            Голикова М.И. Организация работы с трудными детьми // Классный руковод. - № 1. - 1999.

10.        Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 528 с.

11.        Дроздова Л.П. Психологические особенности развития детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд. СГУ, 2004. – 446 с.

12.        Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. - Ясная Поляна, 1997. – 252 с.

13.        Залысина И.Л., Смирнова Г.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Материалы научно-практической конференции. – Псков: РКЦ «Центр-Про», 2004. – 460 с.

14.        Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. - М.: МИР, 2002. – 272 с.

15.        Землянухина Т. М., Лисина М. И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте. — В сб.: Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной. — М.: Наука, 1982. – 408 с. С. 38—59.

16.        Колашникова А.А. «Брошенные дети» - проблемы социализации // Сборник научных статей студентов ФСН. – Нижний Новгород: Изд. НГУ, 2003. – 426 с.

17.        Лисина М. И. Генезис форм общения у детей.— В кн.: Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М.: Мысль, 1978. – 416 с. С. 268—295.

18.        Лисина М. И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника.— В кн.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. — М.: Мысль, 1979. – 506 с. с. 4—8.

19.        Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Проспект, 1999. – 422 с.

20.        Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: ПРОГРЕСС, 2002. – 328 с.

21.        Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни / Под общ. ред. Алексеевой Л.С. - М.: Проспект, 2001. – 312 с.

22.        Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретические аспекты и педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. -  Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 77 с.

23.        Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения // Выпуск 4. (И.В. Дубровина, Э.А.Минкова). - М.: Педагогика, 1995. – 246 с.

24.        Постинтернатная адаптация детей-сирот / Под. ред. Шипициной Л.М.,   Абрамовой И.Г. - СПб.: ВЕЧЕ, 2001. – 352 с.

25.        Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990. – 378 с.

26.        Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. – 1982. - № 2. С. 80—86.

27.        Радина Н.К. Вклад «непсихологических» факторов в адаптированность выпускников интернатных учреждений // Психологическая наука и образование. - №3. - 2003.

28.        Социальная педагогика. Курс лекций. / Под ред. Галазуровой М.А., - М.: Проспект, 2000. – 470 с.

29.        Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.

30.        Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М.: Просвещение-АСТ, 2002. – 524 с.

31.        Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки.- М.: Сфера, 1997. – 360 с.

32.        Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методы работы с детьми «группы риска». – М.: ВЕЧЕ, 2002. – 368 с.

Шуржунов Е.В. Опыт работы социально реабилитационного центра г. Балахны Нижегородской области по социальному патронажу семей // Материалы научно-практической конференции. – М.: Изд. РГУ, 2004. – 488 с.


[1] Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретические аспекты и педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. -  Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. С. 3.

[2] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. С. 485.

[3] Шуржунов Е.В. Опыт работы социально реабилитационного центра г. Балахны Нижегородской области по социальному патронажу семей // Материалы научно-практической конференции. – М.: Изд. РГУ, 2004. С. 275.