Исходя из усиления процессов регионализации экономических систем, а также возрастания роли территориальных финансов и расширения сферы их использования возникает необходимость дальнейшего укрепления финансовой базы органов власти субъек­тов РФ.

Основные проблемы и задачи, стоящие перед Управлением феде­рального казначейства по Удмуртской Республике, тесно переплета­ются с теми сложностями, которые возникают в целом у всей системы Федерального казначейства РФ.

Эффективность функционирования казначейства на всех уровнях удалось обеспечить путем отмены системы отсрочек, различных форм зачетов, а также путем введения единой классификации дохо­дов всех участников бюджетного процесса и повышения качественно­го уровня используемых информационных технологий в системе ка­значейства.

В области межбюджетных отношений более справедливыми яв­ляются рассуждения не о генезисе концепции межбюджетных отно­шений, а о рассмотрении их развития как непрерывного процесса. Формирование межбюджетных отношений и становление федератив­ного устройства государства взаимообусловлены. Прежде всего, не­обходимо выработать такую концепцию, которая бы в полной мере отвечала требованиям федерализма. Затем следует разработать фи­нансовый механизм ее реализации и, что не менее важно, создать це­лостную законодательную базу, которая обеспечит реализацию всех принципов федерализма в бюджетной сфере экономики.

Реализация бюджетной политики в условиях федерализма зависит от определенных условий:

122

·   справедливое разграничение между всеми уровнями власти расходных и доходных полномочий;

·   минимальное обеспечение субъектов межбюджетных взаимо­ действий необходимыми финансовыми ресурсами;

·   наличие реальной методики межбюджетного регулирования, которая обеспечивает гарантированный государством минимум соци­ альных стандартов на всей территории страны.

В сфере формирования доходной части бюджета был внедрен ежедневный режим зачисления причитающихся квот налогов в соот­ветствующие уровни бюджетной системы, где также ведется автома­тизированный и полный учет всех доходных поступлений.

На региональном уровне в последние годы удалось реализовать следующие мероприятия:

·   обеспечение движения средств через систему единого счета Федерального казначейства для эффективного исполнения федераль­ ного бюджета как по доходам, так и по расходам, что позволило иметь ежедневные оперативные данные о поступлении доходов феде­ рального бюджета по региону;

·   реализация концепции межбюджетных отношений путем пере­ вода исполнения местного бюджета, бюджета Удмуртской Республи­ ки через органы Федерального казначейства с целью жесткого кон­ троля за движением и использованием средств местного бюджета и пропорциональное распределение средств между уровнями бюд­ жетной системы Удмуртской Республики.

Это позволяет проводить полный и обособленный учет государст­венных бюджетных и внебюджетных средств, осуществлять контроль за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доход бюд­жетов, целевым характером расходов, что, в конечном счете, обеспе­чивает эффективное управление государственными бюджетными средствами на едином счете Федерального казначейства.

В бюджетной практике УР в межбюджетных расчетах использует­ся показатель экономического развития УР, характеризующий дина­мику и структуру производимого и используемого валового регио­нального продукта с учетом инфляции, производство продукции, промежуточное потребление в ценах производителей и основных це­нах, объемы, структуру и источники инвестиций, оборот розничной торговли и др.

Экономический показатель ВРП является тем показателем, кото­ рый отражает влияние экономической активности на уровень налого­ вого потенциала, налоговой базы и непосредственно на поступления налоговых доходов в бюджетную систему (рис. 3.1),       .