Исходя из усиления процессов регионализации экономических систем, а также возрастания роли территориальных финансов и расширения сферы их использования возникает необходимость дальнейшего укрепления финансовой базы органов власти субъектов РФ.
Основные проблемы и задачи, стоящие перед Управлением федерального казначейства по Удмуртской Республике, тесно переплетаются с теми сложностями, которые возникают в целом у всей системы Федерального казначейства РФ.
Эффективность функционирования казначейства на всех уровнях удалось обеспечить путем отмены системы отсрочек, различных форм зачетов, а также путем введения единой классификации доходов всех участников бюджетного процесса и повышения качественного уровня используемых информационных технологий в системе казначейства.
В области межбюджетных отношений более справедливыми являются рассуждения не о генезисе концепции межбюджетных отношений, а о рассмотрении их развития как непрерывного процесса. Формирование межбюджетных отношений и становление федеративного устройства государства взаимообусловлены. Прежде всего, необходимо выработать такую концепцию, которая бы в полной мере отвечала требованиям федерализма. Затем следует разработать финансовый механизм ее реализации и, что не менее важно, создать целостную законодательную базу, которая обеспечит реализацию всех принципов федерализма в бюджетной сфере экономики.
Реализация бюджетной политики в условиях федерализма зависит от определенных условий:
122
· справедливое разграничение между всеми уровнями власти расходных и доходных полномочий;
· минимальное обеспечение субъектов межбюджетных взаимо действий необходимыми финансовыми ресурсами;
· наличие реальной методики межбюджетного регулирования, которая обеспечивает гарантированный государством минимум соци альных стандартов на всей территории страны.
В сфере формирования доходной части бюджета был внедрен ежедневный режим зачисления причитающихся квот налогов в соответствующие уровни бюджетной системы, где также ведется автоматизированный и полный учет всех доходных поступлений.
На региональном уровне в последние годы удалось реализовать следующие мероприятия:
· обеспечение движения средств через систему единого счета Федерального казначейства для эффективного исполнения федераль ного бюджета как по доходам, так и по расходам, что позволило иметь ежедневные оперативные данные о поступлении доходов феде рального бюджета по региону;
· реализация концепции межбюджетных отношений путем пере вода исполнения местного бюджета, бюджета Удмуртской Республи ки через органы Федерального казначейства с целью жесткого кон троля за движением и использованием средств местного бюджета и пропорциональное распределение средств между уровнями бюд жетной системы Удмуртской Республики.
Это позволяет проводить полный и обособленный учет государственных бюджетных и внебюджетных средств, осуществлять контроль за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доход бюджетов, целевым характером расходов, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное управление государственными бюджетными средствами на едином счете Федерального казначейства.
В бюджетной практике УР в межбюджетных расчетах используется показатель экономического развития УР, характеризующий динамику и структуру производимого и используемого валового регионального продукта с учетом инфляции, производство продукции, промежуточное потребление в ценах производителей и основных ценах, объемы, структуру и источники инвестиций, оборот розничной торговли и др.
Экономический показатель ВРП является тем показателем, кото рый отражает влияние экономической активности на уровень налого вого потенциала, налоговой базы и непосредственно на поступления налоговых доходов в бюджетную систему (рис. 3.1), .