Содержание

Введение. 3

Глава 1. Организационная структура управления: основные аспекту изучения  4

1.1. Сущность организационных структур управления. 4

1.2. Эволюция организационных структур и современные тенденции их развития  6

Глава 2. анализ организационной структуры предприятия. 7

2.1. Общая характеристика, анализ производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности предприятия. 7

2.2. Оценка действующей структуры и системы управления предприятием. 14

Глава 3. Формирование новой организационной структуры предприятия. 17

3.1. Основные направления реорганизации системы управления. 17

3.2. Разработка состава основных подразделений. 22

3.3. Регламентация организационной структуры.. 25

3.4. Экономическая оценка проекта. 26

Заключение. 29

Список литературы.. 30

Введение

Управление представляет собой централизованное воздействие на коллектив людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства. Необходимость управления связана с процессами разделения труда на предприятии. 

Главной задачей управления является обеспечение роста эффективности производства на основе постоянного совершенствования технического уровня, форм и методов управления, повышение производительности труда как важнейших условий получения и наращивания доходов предприятия. 

В основе управления предприятием лежат принципы, под которыми принято понимать руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления. 

Работу с кадрами на предприятии осуществляют все линейные руководители, а также некоторые функциональные отделы и менеджеры: отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел технического обучения, управляющие (директора, менеджеры) персоналом. 

Наем работников осуществляется из внешних и внутренних источников. 

К внешним источникам относят: региональные биржи труда, государственные центры занятости, высшие учебные заведения и ПТУ. 

Внутренние источники: подготовка работников на самом предприятии, продвижение своих работников по службе, прием на работу по рекомендации своих сотрудников и др. 

Цель работы заключается в изучении совершенствовании структуры управления предприятием

Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:

- изучим сущность организационных структур управления

- проведем анализ организационной структуры предприятия

- рассмотрим реорганизацию системы управления

Глава 1. Организационная структура управления: основные аспекту изучения

1.1. Сущность организационных структур управления

Структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия производственной, общей и организационной структур управления.[4, стр.79]

Совокупность производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их количество и состав определяют производственную структуру предприятия. 

Организационная структура управления - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов.

Между элементами системы управления существуют связи, которые можно подразделить на: 

1) линейные связи возникают между подразделениями разных уровней управления, когда один руководитель административно подчинен другому (директор - начальных цеха - мастер); 

2) функциональные связи характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции на разных уровнях управления, между которыми не существует административного подчинения (начальник планового отдела - начальник цеха); 

3) межфункциональные связи имеют место между подразделениями одного уровня управления (начальник основного цеха - начальник транспортного цеха). 

Известны несколько типов организационных структур управления: 

Линейное управление - наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала. Но руководитель не может быть универсальным специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка. [9, стр.74]

Линейно-штабное управление используется в управлении цехами и отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов. 

Функциональное управление предусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений. 

Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание. 

Матричное управление выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения. [2, стр.60]

В хозяйственной практике часто встречается сложный вид управления - сочетание перечисленных типов организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием. 

1.2. Эволюция организационных структур и современные тенденции их развития

В отношении удовлетворения потребности в специалистах в условиях действовавшей ранее в стране плановой системы заказов на квалифицированную рабочую силу предприятия были вынуждены проводить расчеты как минимум на 2 - 3 года вперед. В настоящее время с функционированием рынка рабочей силы необходимость в предварительных заявках в централизованном порядке отпала. Предприятия выходят на прямые связи с вузами для подбора специалистов на контрактной основе, причем в этом случае предприятия (фирмы) могут влиять на программу обучения специалиста в соответствии со специализацией, нужной для предприятия.

План по численности работников должен был увязан с планом по сбыту продукции, финансовым и инвестиционным планом и др. Поскольку исходной точкой в планировании различных показателей является не план производства, а прогноз сбыта продукции, то и само планирование приобретает вероятностный характер и его результатом является прогноз тех или иных показателей. [5, стр.119]

Спланировав и оценив потребности в кадрах на предстоящий период, служба управления персоналом приступает к набору кандидатов. Набор предполагает поиск нужных работников, привлечение их внимания к данной организации. В отличие от национальных, международные компании располагают более широкими возможностями комплектования своего персонала, используя для этой цели различные источники трудовых ресурсов как собственной страны, так и стран, в которых действуют их филиалы и дочерние предприятия. Когда компания решает перевести в свои зарубежные филиалы часть своих лучших сотрудников, она, во-первых, начинает ощущать нехватку компетентных работников в своём головном (материнском) предприятии. Мировой опыт свидетельствует о том, что лучше посылать за рубеж таких специалистов только в случаях, когда это касается ведущих менеджеров и инженерно-технического персонала. Если же речь идёт о коммерческом персонале, то целесообразнее пользоваться местными источниками трудовых ресурсов, так как они хорошо знают культуру, обычаи, традиции и образ жизни местных потребителей. Во-вторых, важно учитывать и тот факт, что всегда ощущается нехватка специалистов не только владеющих языком страны, где действует филиал или дочернее предприятие международной компании, но и изъявляющих готовность и желание работать и жить определённое время за рубежом чаще всего при более худших условиях, чем в свое стране.

Глава 2. Анализ организационной структуры предприятия

2.1. Общая характеристика, анализ производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности предприятия

ООО Моника - одно из самых популярных торговых предприятий города. На торговой площади  в 450 квадратных метров размещены 4 торговые секции. Персонал составляет 46 сотрудников, 23 из которых заняты непосредственно на обслуживании посетителей.

Ассортимент предлагаемой продукции

1) Парфюмерия.

Духи и туалетная вода входят в ежедневный набор косметических средств более половины (57%) женщин в возрасте 16-45 лет. 77% потребительниц приобретают духи самостоятельно, а остальные получают ароматы в качестве подарка. 2) Декоративная косметика.

76% женщин пользуются декоративной косметикой ежедневно, 9% - 4-5 раз в неделю.

Новосибирск отмечается как регион с наибольшим показателем частоты средств использования декоративной косметики - 84%. Практически одинаково высокая частота использования декоративной косметики отмечается в возрастных группах 16-25, 26-35 и 36-45 лет. Реже эти средства используют женщины 46-55 лет.

3) Косметические средства по уходу за кожей лица и тела. Средства по уходу за кожей совсем немного уступают декоративной косметике по частоте потребления: 73% -ежедневно, 7% - несколько раз в неделю. Наиболее активные потребительницы этой категории косметических продуктов являются женщины в возрасте от 26 до 55 лет.

4) Шампуни и средства по уходу за волосами.

Это продукты скорее двух-трехкратного использования в течение недели (62%). Четверть потребительниц прибегают к этим средствам 4 раза в неделю и чаще. 5) Одна из последних тенденций рынка заключается в большом росте потребления всей гаммы косметических средств для мужчин - от парфюмерии и средств ухода до средств для окрашивания и укладки волос. Среднестатистический мужчина уже больше не стесняется выбирать и покупать косметические продукты, созданные специально для него. Парфюмерия чаще остальных категорий косметических товаров выступает предметом подарка, поэтому, традиционно сложилось так, что в канун таких праздников как Новый год, 23 февраля и 8 марта продажи увеличиваются вдвое.

ООО Моника по товарной специализации относится к специализированным магазинам

По видам ООО Моника - магазин-склад. Склады располагаются в подвале магазина  и  имеют высоту 4м и 3.8м

По формам обслуживания – обслуживание через прилавок.

Основные финансовые показатели деятельности предприятия отраженны в таблице 1.

Таблица 1

Основные технико- экономические показатели деятельности ООО Моника  в 2002-2004 годах

№ п/п

Показатель

Единица измерения

Годы

Изменение

2002

2003

2004

абсолютное

относительное

2003 к 2002 году

2004 к 2003 году

2003 к 2002 году

2004 к 2003 году

1

Выручка от реализации  услуг

тыс. руб.

4153

4679

6324

526

1645

113

135

2

Себестоимость реализации услуг

тыс. руб.

3601

4247

5265

646

1018

118

124

3

Прибыль от реализации услуг

тыс. руб.

552

432

1059

-120

627

78

245

4

Прибыль балансовая

тыс. руб.

713

499

1240

-214

741

70

248

5

Уровень затрат

%

87

91

83

4

-8

105

92

6

Среднегодовая стоимость основных фондов

руб.

3040

2823

2570

-217

-253

93

91

7

Рентабельность

%

17

11

20

-7

9

62

184

8

Фондоотдача

1

2

2

0

1

121

148

9

среднесписочная численность

чел

40

46

46

6

0

115

100

10

Выработка на одного работника

тыс. руб.

10

10

14

0

4

96

138

11

Средняя зарплата на одного работника

тыс. руб.

6

6

6

0

0

102

102

Как видно из таблицы 1, в организации заметны следующие тенденции:

1)                увеличение  выручки от реализации на  526  тыс. руб. в 2003 году или на 13 %  и на 1645 тыс. руб. или 35 %  в 2004 году.

2)                Рост себестоимости услуг  на 646 тыс. руб. или 18 % в 2003 году, и  на  1018 тыс. руб. или на 24 % в 2004 году.

3)                Снижение прибыли от реализации на 120 тыс. руб. или  на 22 % в 2003 году  и  рост на  627 тыс. руб. или на 145 %  в 2004 году

4)                Основная проблема: рост уровня затрат на  5 % в 2003 году, однако в 2004 году эта проблема была решены и уровень затрат упал на  8 %.

5)                Проблема : падение рентабельности на 7 5 в 2003 году, однако в 2004 году рентабельность выросла на  9 %.

6)                 В 2003 году фондоотдача не изменилась, однако в 2004 году она выросла  на 48 %

7)                среднесписочная численность в 2003 году выросла на 6 человек или на 15 %, однако в 2004 году она не изменилась

8)                выработка на работника в 2003 году осталась на том же уровне, однако в 2004 году выросла на 38 %

9)                средняя зарплата рабочего выросла на 2 % в 2003 году и в 2004 году.

В таблице 2  представлена система  общеэкономических и кадровых показателей в организации.

Таблица 2

Система общеэкономических и кадровых показателей в организации предприятия ООО Моника

№ п\п

Наименование показателя

Единица измерения

Динамика по годам

2002

2003

2004

Общеэкономические показатели

1

Объем производства

тыс. руб.

4153

4679

6324

2

Величина основных фондов

тыс. руб.

3040

2823

2570

3

Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения

%

45

48

52

4

Производительность труда

тыс. руб.

10

10

14

5

Прибыль

тыс. руб.

552

432

1059

6

Удельный вес фонда потребления в прибыли

%

45

45

49

Кадровые показатели

7

Численность персонала , всего

чел.

40

46

46

в том числе по категориям

8

служащие

чел

13

14

271

9

руководители

чел

11

12

13

10

специалисты

чел

14

16

16

11

прочие служащие

чел

2

4

3

12

Коэффициент текучести

0,12

0,11

0,13

Образовательный состав персонала

чел

40

46

46

неполное образование

4

5

5

общее образование

8

9

5

среднеспециальное

20

21

25

высшее

8

11

11

13

Возрастной состав персонала

чел.

40

46

46

до 18 лет

0

0

0

18 - 25 лет

0

0

0

26-  36 лет

10

16

6

37- 50 лет

25

14

23

свыше 50 лет

15

16

17

14

Средний возраст работающих

лет

40

40

40

15

Структура персонала по полу

%

женщин

90

85

90

мужчин

10

15

10

16

Распределение ППП по стажу

чел

40

46

46

до 1года

12

14

14

1-3 года

18

21

23

3-5 лет

4

4

5

5- 10 лет

6

7

4

17

Средняя заработная плата на одного  работника ППП

тыс. руб.

6

6

7

18

Затраты на обучение персонала, повышение квалификации

тыс. руб.

25,6

28

45

19

Затраты на осуществление льгот для персонала

тыс. руб.

37

39

44

20

Количество прогулов на одного работника

час

5

5

7

В таблице 3 отражен анализ  движения  рабочей силы.

Таблица 3

Анализ  движения рабочей силы в ООО Моника

№п/п

Показатель

2002

2003

2004

Динамика

Темп изменения, %

2003 к 2002

2004 к 2003

2003 к 2002

2004 к 2003

1

Среднесписочная численность, чел.

40

46

46

6

0

115

100

2

Принято на предприятие, чел.

12

6

3

-6

-3

112,50

93,33

3

Выбыло с предприятия, чел.

6

6

6

0

0

103,33

98,39

4

В том числе на учебу, чел

2

2

2

0

0

100,00

100,00

5

на вооруженные силы, чел.

2

3

3

1

0

150,00

100,00

6

По собственному желанию, чел

2

1

1

1

8

50,0

100,00

9

Коэффициент оборачиваемости  по выбытию

0,15

0,13

0,13

0

0

88,13

100,31

10

Коэффициент оборачиваемости по  приему

0,10

0,10

0,09

0

0

95,95

95,16

11

Коэффициент текучести

0,12

0,11

0,13

-0,01

0

90,51

115,68

        

         Как видно из таблицы 3 в 2003 году среднесписочная численность работающих на предприятии выросла по сравнению с 2002 годом на 69 человек, а 2004 году уменьшилась на 9 человек.

2.2. Оценка действующей структуры и системы управления предприятием

На рис. 1 приведена линейно-функциональная структура управления ООО Моника. В такой структуре управ­ления предусматривается сочетание линейных и функциональ­ных связей в аппарате управления. В ней хорошо сочетаются централизация и децентрализация управления. Эта структура получила наибольшее распространение в управлении организа­циями. Она частично устраняет недостатки трех предыдущих иерархических структур, сочетая централизацию управления с децентрализацией.

Структура управления на предприятии имеет следующий вид:

Организационная структура

Генеральный директор

 
ООО Моника

Надпись: Юридический отдел Надпись: Директор по экономике и финансам.Надпись: Помощник директора по общим вопросам – 1 ч.Надпись: Директор по производству. Надпись: Отдел кадров Надпись: Отдел внутреннего учета Надпись: Секретарь- референт Надпись: Сметно-экономический отдел
 

                                                                                                                                       

 

                                                                                  

 

Рис. 1. Организационная структура ООО Моника

В линейно-функциональной структуре управления создают­ся специальные службы, которые подчинены руководителям по уровням управления, и такие службы не имеют прямого выхода на исполнителей и на руководителей высшего уровня. Эти спе­циальные службы, как правило, готовят информацию руководи­телю для оперативного и стратегического планирования и управления.

Торговый  отдел ООО Моника консолидирован. Для нормально работающей организационно функции в ООО Моника должно быть:

·                     создан финансовый отдел;

·                     три отдела - планирования, бухгалтерского учета и финансовый - достаточно для эффективного выполнения организационно-производственной функции;

·                     главный бухгалтер должен официально отчитываться перед генеральным директором, но работать в тесном контакте с финансовым директором;

·                     хотя юридический отдел напрямую подотчетен генеральному директору, он должен работать в тесном контакте с финансовым директором по вопросам обеспечения необходимой юридической поддержки при структурировании сделок;

·                     отдел информационной технологии должен быть подотчетен финансовому директору, так как деятельность этого отдела сосредоточена на бухгалтерских и финансовых аспектах работы предприятия.

Результаты от изменений возникают уже по ходу процесса, однако полная значимость реорганизации будет выявлена в конце. Наиболее значительные результаты достигаются с течением времени по ходу развития и роста предприятия, когда появляется необходимость и проявляются все возможности новой организационно-производственной функции.

Штатное расписание фирмы разработано на основе годового объема выпуска, размера фирмы, производственной трудоёмкости продукции и функций управления производством.

Глава 3. Формирование новой организационной структуры предприятия

3.1. Основные направления реорганизации системы управления

На сегодняшний день в организации существует немало недостатков  системы управления кадровых процессов, рассмотренные выше, которые необходимо  устранить. Устранение недостатков возможно при  осуществлении  ряда мероприятий по направлениям развития  и изменения кадровой политики в организации.

Прежде  всего, необходимо провести ряд реорганизационных мероприятий по проектированию  системы управления персоналом  и стимулирования труда персонала в ООО Моника.

Перестройка деятельности кадровой службы в ООО Моника  должна осуществляться в следующих направлениях[5, 16 и др.]:

¨ обеспечение комплексного решения задач качественного формирования и эффективного использования кадрового потенциала на основе управления всеми компонентами человеческого фактора: от трудовой подготовки и профориентации молодежи до заботы о ветеранах труда;

¨ широкое внедрение активных методов поиска и целенаправленной подготовки нужных для предприятия и отрасли работников. Основной формой привлечения необходимых специалистов и квалифицированных рабочих для предприятий должны стать договоры с учебными заведениями. Актуальна опережающая подготовка рабочих и специалистов для освоения новой техники и технологии, что требует от кадровой  службы совершенствования планирования подготовки кадров;

¨ планомерная работа с руководящими кадрами, с резервом для выдвижения, которая должна строиться на таких организационных формах, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам,  ротационные передвижения руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях;

¨ активизация деятельности кадровых служб по стабилизации трудовых коллективов, повышению трудовой и социальной активности работников на основе совершенствования социально-культурных и нравственно-психологических стимулов;

¨ обеспечение социальных гарантий трудящихся в области занятости, что требует от работников по кадрам соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождаемых работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций;

¨ переход от преимущественно административно-командных методов управления кадрами к демократическим формам оценки, подбора и расстановки, широкой гласности в кадровой работе;

¨ укрепление кадровой службы квалифицированными специалистами, повышение их авторитета, в связи с чем становится актуальным создание системы подготовки специалистов для кадровой службы организации, их переподготовки и повышения квалификации;

¨ обновление научно-методического обеспечения кадровой работы, а также ее материально-технической и информационной базы.

Необходимость подобной перестройки работы кадровой службы в ООО Моника  связана и с тем, что кадровый состав, а также статус и уровень оплаты труда кадровиков не соответствует задачам реализации активной кадровой политики в организации.

Организационные рекомендации для ООО Моника

Рассмотрим организационные рекомендации, которые  подразделяются на: структурные; связанные со стимулированием персонала; коммуникационные[4, 15 и др.].

Структурные рекомендации для ООО Моника

Названия должностей должны давать повод для гордости работникам, их занимающим.

В организации должна быть гибкая система отпусков для всего персонала, а не только для руководителя. При добросовестном и преданном отношении к работе и фирме никто не позволит себе задерживаться на долго. Обязательно надо делать исключения для отпусков по уважительным причинам.

Для успешного функционирования ООО Моника необходимо осмысленное неподчинение специалистов. В этом случае снижается риск принятия и, что главное, выполнения сотрудниками неправильных и непродуманных решений, в том числе и решений руководителя. Каждый сотрудник должен иметь право отстаивать свою точку зрения по поводу решения вплоть до резких мер (увольнение по собственному желанию).

Необходимо стремиться ликвидировать совместительство, если это причиняет вред фирме.

В отношении привилегий в ООО Моника целесообразно следовать ориентации на всех работников организации: сокращении специального дорогого  канцелярского оборудования для начальства; запрещение музыки на рабочем месте, кроме тех мест, где не требуется умственных усилий; снижение количества звуковых сигналов в офисе, включая телефон; запрещение найма штатных психологов или проведения психологических исследований для начальства; честность в любых отношениях, отказ от приятельских и фамильярных отношений внутри организации между начальником и подчиненным (во избежания несправедливости к хорошим, но не симпатичным руководителю работникам); отказ от постоянного привлечения новых сотрудников; отказ от условностей во всех областях деятельности, отягчающих ее и внутрифирменное общение в организации.

Создание и поддержание в оптимальном состоянии системы обратной связи в коллективе ООО Моника  позволит преодолеть любые негативные моменты в жизнедеятельности фирмы через информацию от сотрудников.

Рекомендации по стимулированию персонала    ООО Моника

Общие характеристики эффективной системы стимулирования труда и участия в прибылях ООО Моника:

§     непосредственная и тесная связь с достигнутыми успехами в работе в виде дохода от роста прибыли, выраженного в процентах для каждого работника;

§     заранее согласованные принципы, вознаграждения за перевыполнение плана, внесенные в систему бухгалтерского учета;

§     отсутствие «потолка» для премий, основанных на участии в прибылях;

§     соответствие зарплаты реальному вкладу сотрудника в успехе фирмы и разумным жизненным расходам;

§     ограничение базовых окладов для руководителей высшего уровня;

§     принцип материального стимулирования носит постоянный характер;

§     жесткая схема начисления премий, включающая только три категории оценок результатов работы для каждого работника (хорошо, удовлетворительно, плохо), рейтинг работы;

§     каждая премия вручается непосредственным начальником и сопровождается беседой и поздравлениями; с работниками, неполучившими премии, беседа по поводу основания для лишения премии проводится обязательно и наедине;

§     не должно быть никаких выплат, независящих от результатов работы; лучше не премировать вообще никого;

§     плохие работники не могут быть премированы ни в каком случае и ни каким образом; никогда нельзя наказывать материально работников, которые допустили ошибки по вине руководства, даже в дни кризисов. Если работник выполняет работу на своем участке отлично , он должен быть поощрен;

§     в фирме не должно быть никаких секретных или излишних накладных расходов, отрицательно влияющих на премиальную систему.

Помимо премиальной системы  в ООО Моника должна существовать сис­тема регулярного пересмотра зарплат в два этапа: на пер­вом — заплаты пересматривает коллектив, на втором — ру­ководитель. При желании последнего и с согласия коллек­тива этапы можно поменять местами.

Важно помнить, что оплата труда руководителя в ООО Моника не должна быть выше более чем в 2 раза оплаты труда ведущих специалистов, так как объем управ­ленческой работы не настолько велик, чтобы его выражала столь большая денежная сумма.

Когда нужно повысить сотрудника в должности в ООО Моника, часто кажется, что в организации нет человека, способного занять вакантный пост. В таком случае, следует найти такого, ко­торый соответствовал бы требованиям только на 50% и дать ему эту работу. Через некоторое время он достигнет 100% к всеобщему удовлетворению. Но брать человека со стороны неэффективно, даже если он подходит на 110%, так как да­же через длительный промежуток времени он все еще будет знакомиться с секретами деятельности фирмы. Также не стоит назначать на более высокую должность работников фирмы, имеющих большой потенциал, но низкие результа­ты труда: потенциал располагает к лени и много шансов за то, что работник провалит порученное дело.

Обязательно должен существовать регулярный контроль результатов деятельности ООО Моника всех работников в любой форме, приемлемой и руководителем и подчиненными, с основной целью — предотвращением ошибок или их исправлением на самой ранней стадии возникновения. [4, стр.79]

Коммуникационные рекомендации для ООО Моника

 В рамках коммуникационных  рекомендаций выделим  основные  рекомендации, представленные ниже[7 с. 78].

Обращаться к руководителям высшего ранга  в организации лучше напрямую, так как промежуточные участники общения усложнят контакты и могут исказить информацию.

3.2. Разработка состава основных подразделений

На основе рассмотренных ранее положений по найму, конкурсному отбору, подбору и  расстановке по рабочим местам, на предприятии Моника  можно предложить ряд усовершенствований c целью снижения затрат на привлечение кадров и получения более целевого набора персонала.

На предприятии недостаточно используется внутренний резерв, я предлагаю уделить внимание повышению уже работающих кадров на предприятии. Предлагается замещение вакантной должности  с использованием процедуры внутреннего конкурса, либо из внутреннего резерва, путем  отбора сотрудников  соответствующих требованиям к должности, имеющих положительные результаты деятельности. Информирование о таких вакансиях  разместить в виде объявления на  информационной доске предприятия, доступной каждому работнику или объявляется на общем собрании коллектива. В объявлении для внутреннего конкурса помимо содержания работы, отражаются квалификационные требования к кандидату на вакансию. Итоги конкурса подводятся через две недели после его объявления.

На предприятии недостаточно используется и услуги служб, имеющих выход на широкий круг заинтересованных в данной работе кандидатов. Я предлагаю при подборе персонала из внешних источников, пользоваться услугами служб по трудоустройству, частных агентств по найму, так как при этом экономится время на беседу с  кандидатами, явно несоответствующими предъявляемым требованиям, и отбор кандидатов является более целевым.

В отдел ВЭС необходимы специалисты хорошо знающие ассортимент продукции и имеющие техническое образование по автомобильным и тракторным запчастям. Поэтому, предлагается делать акцент на студентов технических ВУЗов выпускных курсов, а именно: сотрудничать с НГТУ. Проводить предварительную работу, начиная с середины предпоследнего семестра.   

Методы работы со студентами:

- возможное материальное стимулирование лучших студентов для сотрудничества с предприятием;

- предоставление прохождения практики на предприятии;

- предложение тем дипломных проектов, в разработке которых заинтересованно предприятие;

- проведение конкурса среди студентов для найма на вакантную  должность.

Так как необходимо соответствие личных качеств кандидата требованиям к должности, мною предлагается при найме кандидата на вакантную должность пользоваться услугами профессионального психолога. Наличие на предприятии психолога также облегчает разрешение различных внутрифирменных конфликтов, возникающих при производственном процессе.

При подборе кандидатов из внешних источников на должность специалиста или руководителя можно предложить анкету «Самооценки личности» с заранее подготовленными вопросами.  Пример анкеты указан ниже. Это ускорит знакомство с кандидатом и повысит эффективность и надежность найма. После этого экспертами проводится работа по определению наличия качеств у кандидатов на вакантную должность и сте­пень обладания ими каждым кандидатом по каждому качеству. Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необхо­димыми для вакантной должности качествами, занимает эту должность. [8, стр.88]

Пример анкеты «Самооценка личности»:

- Каковы долгосрочные и краткосрочные цели кандидата?

- почему и как он готовит себя к их достижению?

- каковы цели кандидата в жизни, не связанные  с работой, на последующие пять лет?

- что кандидат реально хочет в жизни?

- что для кандидата более важно: деньги или работа, которая нравится?

- что побуждает кандидата прикладывать наибольшие усилия?

- считает ли кандидат, что его образование позволяет выполнять ту работу, на которую он претендует?

- за сколько дней кандидат сможет продемонстрировать себя на работе?

- планирует ли кандидат продолжать образование?

- как кандидат работает в стрессовых условиях?

- что является наиболее важным для кандидата в работе?

- почему именно этот кандидат должен быть принят на работу?

При подборе кандидатов на вакантную должность менеджера целесообразно использовать методы оценки и отбора, указанные в таблице 7, так как к кандидатам на должность менеджера ВЭС предъявляется широкий спектр требований и необходимо комплексное изучение личностных, профессиональных и других качеств.  Данная методика была взята из книги  Кибанова  А. Я. [1, стр.87] и рекомендовалась для найма кандидатов на руководящие должности. 

При подборе кадров и расстановке по рабочим местам можно использовать практические методы установления степени соответствия кандидата рабочему месту путем отдельных поручений, временного замещения должности, стажировки и пр.

Таким образом, в данном разделе было рассмотрено существующее положение по найму, отбору и подбору персонала, были выявлены недостатки в работе и предложены рекомендации по усовершенствованию процессов отбора и подбора персонала на предприятии Моника ООО c целью снижения затрат на привлечение кадров и получения более целевого набора персонала.

Таблица   5

Методы  оценки  и  отбора  персонала

Наименование оцениваемых качеств

Методы оценки и отбора

Анализ анкетных данных

Психоло­гическое тестиро­вание

Оценочные делове игры

Квалифи­кационное тестиро­вание

Проверка отзывов

Собесе­дование

1. Интеллект

++

++

+

2. Эрудиция (общая, экономическая и правовая)

+

++

+

3. Профессиональные знания и навыки

+

+

++

+

+

4.Организатор-

ские способности и навыки

.   .    +

++

+

+

+

5.Коммуникативные способности и навыки

+

++

++

6. Личностные способности

(психологический портрет)

++

+

+

++

7: Здоровье и работоспо­собность

+

+

+

++

8. Внешний вид и манеры

+

++

9. Мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлага-

емую ра­боту в данной организации)

+

++

++

Условные обозначения:         ++ (наиболее эффективный метод);

                                                    + (часто применяемый метод).


3.3. Регламентация организационной структуры

Менеджеру по персоналу, проводящему кадровый аудит, важно понять, какие процессы и с какой эффективностью идут в организации. Краткое описание таких процессов представлено в следующей таблице 6

Таблица 6

Характеристика  кадровых процессов

Основные кадровые процессы организации

Индикаторы аудита (параметры диагностики)

1. Планирование трудовых ресурсов

Оценка наличных ресурсов, целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в кадрах

2. Набор персонала

Описание способов распространения информация о потребности в персонале, используемых способов набора. Оценка результативности набора (финансовой и качественной). Оценка перспективного списка кандидатов на работу, обеспеченности вакансий кандидатами Оценка результативности разработанной программы оценочных процедур  Анализ изменений кадрового потенциала организации

3. Отбор персонала

4. Разработка системы  стuмулирования

Анализ структуры оплаты труда, доли базовой и премиальной ставок, наличие схем, персонифицирующих выплаты в соответствии с эффективностью. Оценка соответствия разработанных принципов, структуры зарплаты и льгот условиям на рынке труда, производительности и прибыльности организации. Проведение сравнительных исследований, определение эффективной системы вознаграждения.

5. Адаптация персонам

Описание используемых процедур адаптации, оценка их эффективности (количество работников, увольняемых в течение полугода, одного года, конфликты в подразделениях новичков). Описание проблем, возникающих в период адаптации

6. Обучение персонала

Анализ целей и используемых форм обучения.

Оценка количества прошедших обучение (по темам). Анализ процесса сбора и распространения в организации информации о программах обучения.

Анализ системы оценки эффективности обучения (выделение параметров оценки: с точки зрения затрат, количества персонала, практической ориентированности программ, фактических результатов, изменения мотивации к труду и социально-психологического климата и т.д.)

7. Оценка трудовой  деятельности

Оценка аттестации, периодичности ее проведения, представляемых результатов и решений, принимаемых по результатам аттестации

8. Повышение,  понижение, перевод,  увольнение

Оценка эффективности используемой системы кадрового мониторинга, адаптация компьютерных методов кадрового мониторинга. Оценка результативности методов планирования карьеры

9. Подготовка  руководящих кадров

Анализ и проектирование управленческой деятельности в организации. Оценка управленческого потенциала и определение потребности в подготовке управленческого персонала

10. Мониторинг  социально- психологической  ситуации и организация  коммуникации  внутри предприятия

Диагностика кадровых процессов и социально-психологического климата, оценка уровня социальной напряженности в организации. Диагностика организационной культуры, типа управленческой команды, оценка уровня их соответствия другим элементам организации (целям, структуре, технологии, финансам, системе управления, кадровому составу). Определение потребности в подготовке и реализации программ развития внутриорганизационной коммуникации

Следующий шаг связан с оценкой соответствия кадровых процессов стратегии и целями развития организации. Для этого необходимо разработать систему индикаторов и построить механизм мониторинга кадровых процессов.

3.4. Экономическая оценка проекта

Оценка эффективности  проектирования системы управления персоналом включает  расчет ряда показателей, представленных в таблице 7

Таблица 7

Оценка эффективности системы найма , отбора и подбора персонала в ООО Моника

№ п/п

Показатель

Значение до проектирования

Значение после проектирования

Отклонение

1

Объем продукции , тыс. руб.

4679,0

6324,0

1645,0

1,4

2

Среднегодовая численность персонала, чел

46,0

46,0

0

0

3

Производительность труда, тыс. руб.

10,0

13,7

3,8

1,4

6

Социальные выплаты и льготы

345,0

460,0

115,0

1,3

7

Средства материального стимулирования

120,0

270,0

150,0

2,3

8

Прибыль, тыс. руб.

1200,0

2640,0

1440,0

2,2

9

Относительная экономия за счет численности персонала, тыс. руб.

-37,6

10

Коэффициент опережения темпов роста производительности на темпами роста заработной платы

0,8

11

Относительная экономия за счет  отдачи зарплаты, тыс. руб.

-210,3

12

Прирост выпуска продукции за счет роста производительности труда и отдачи  затрат, руб.

-247,9

13

Эффективность использования средств материального стимулирования

39,0

23,4

-15,6

60,1

14

Эффективность мотивации по прибыли

10,0

9,8

-0,2

97,8

Как видно из таблицы 6, по большинству показателей в организации после применения кадровой политики  эффективность намного повысилась. ОБ этом свидетельствует рост заработной платы, производительности труда. Однако, эффективность мотивации по прибыли упала на 2 %,  также как и эффективность использования средств материального стимулирования. Соответственно, именно эти вопросы остро стоят перед организацией в ближайшем будущем.

Заключение

Организационная структура управления - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов.

Известны несколько типов организационных структур управления: 

Линейное управление - наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала. Но руководитель не может быть универсальным специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка. 

Линейно-штабное управление используется в управлении цехами и отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов. 

В структуре управ­ления ООО Моника предусматривается сочетание линейных и функциональ­ных связей в аппарате управления. В ней хорошо сочетаются централизация и децентрализация управления. Эта структура получила наибольшее распространение в управлении организа­циями. Она частично устраняет недостатки трех предыдущих иерархических структур, сочетая централизацию управления с децентрализацией.

Список литературы

1.                Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2.     Бовыкин В. И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 1997.

3.     Генкин Б. М. Эффективность труда и качества жизни: Учебное пособие. – СПб: СПб ГИЭА, 1997.

4.     Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5.     Дудяшова В.П. Мотивация труда в менеджменте: Учебное пособие. – Кострома: издательство КГТУ, 1996.

6.     Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб. Проспект, 2002.

7.     Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Часть. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника», 2002.

8.     Максимов П.Ю. Труд в контексте социализации человека // Человек и труд, 2003, № 6.

9.     Менеджмент организации: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА – М, 2003.

10.    Основы управления персоналом: Учебник для вузов / под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 1996.

11.    Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент работников. – М.: Зевс, 2002.

12.    Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Психология управления. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2003.

13.    Ситников А.Д. Управление персоналом организации. Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2003.

14.    Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000.