Содержание

Введение. 3

1. Термин Сибирь. Первые сведения о Сибири. 5

2. Причины движения русских в Сибирь. 6

3. Югра. Печорский «чрезкаменный» и морской пути в Сибирь. Колонизация Поморья в XVI веке. 9

4. Деятельность Строгановых. 11

Заключение. 15

Список литературы.. 17

Введение

         На рубеже 1-2-ого тысячелетий до н.э., на территории Сибири преимущественно появляется новая культура - Ирменская (Сие название происходит от поселения, которое обжилось у устья р.Ирмень, левого притока Оби). Характеризующую эту культуру находки встречаются археологам довольно часто. В них много обломков типичной для этого времени керамики с геометрическим узором. Население в этот отрезок времени занималось скотоводством, земледелием, ткачеством, обработкой шкур и шитьем теплой и красивой одежды.

         Шло время, и вот уже VII - VI вв. до н.э. и территорию Сибири стали заселять лесные племена монголоидного типа.

         В V в. до н.э. в жизни племен Сибирского края наступают большие перемены. Появляются первые железные изделия. Бронзовые орудия постепенно заменяются железными. В это время самыми развитыми племенами Сибири были те, которые жили   на территории  Алтая, Кузбасса, Хакассии, где имелись запасы металла и лучшие условия для занятия скотоводством. Эти племена оказывали большое влияние на своих соседей. Народ с самой развитой культурой обселился на горах Алтая. О чем свидетельствуют их богатые погребения - Пазырские и Башадарские курганы - получили мировую известность.  В Новосибирском Приобье население получило название Большереченское, это названием происходило от Большой реке в Алтайском крае. Археологические исследования того времени уже могли сказать о неком зародыше цивилизации. Скот уже держали в отдельных помещениях. Сохранялось мотыжное земледелие. Распространено было и ткачество.  Появляется расслоение населения. В некоторых могилах можно было увидеть большое  количество разнообразных вещей, а в других лежал только один сосуд. Учащаются военные столкновения между соседними племенами. В связи с этим появляется необходимость в организации обороны поселений, которые укрепляют рядами рвов и валов.

         Находки III в.до н.э. свидетельствуют о появлении на сибирских землях - северных племен. Однако по Оби сохранялись и связи с южным населением Сибири, хотя связи с северными племенами значительно преобладали. Это вызвано новой политической обстановкой на юго-востоке Сибири. Здесь сложился союз воинственных гуннских племен, живших в Забайкалье и монгольских степях. Гунны были давно известны нападениями на своих ближайших соседей. Влияние юга все более стало ослабевать, вопреки этому связи с северными и северо-западными лесными племенами постепенно усиливаются. В результате слияния большереченских племен с северными образовалось население 1-ого тысячелетия Сибири.

         Цель данной работы – рассмотреть открытие Сибири.

         Задачи:

-       выявить возникновение термина Сибирь и первые сведения о Сибири;

-       изучить причины движения русских в Сибирь;

-       рассмотреть печорский «чрезкаменный» и морской пути в Сибирь и колонизацию Поморья в XVI веке;

-       изучить деятельность Строгановых.

1. Термин Сибирь. Первые сведения о Сибири

         Из­вестно, что в древности на среднем Иртыше жило племя угров — «сипиры», или «сыбыры». Позднее часть его под напо­ром тюркских племен ушла на север. Оставшиеся смешались с пришельцами-тюрками.

         До сих пор на Иртыше бытуют легенды о сыбырах. В одной из них говорится: «Однажды с севера надвинулись туманы, на­ползли тучи, пошли проливные дожди, земля пропиталась вла­гой, реки и озера вышли из берегов, а из земли стали расти «рога» (то есть край начал покрываться таежным лесом). Вместе с непогодой на благодатную страну сыбыров обруши­лись полчища мошки, комаров, мух, оводов — они буквально доводили маленький народ до исступления. Собрались племена сыбыров на большой совет и решили уйти со всем своим иму­ществом, со стадами скота на юг, чтобы найти для жизни те же самые условия, в которых они жили на своей родине. Од­нако часть сыбыров не захотела покинуть земли своих пред­ков, древние поселения и могилы отцов. И вот племена раско­лолись на две части: первая из них ушла куда-то на юг, вто­рая осталась. Но долго прожить тут оставшиеся не могли. Зудящая нечисть, от которой не помогали дымы костров, вновь набросилась на людей. Не выдержали сыбыры. Собрались они все вместе и бросились в воды озер и рек, где и нашли свой трагический конец».

         Местные жители до сих пор чтят память о сыбырах — слав­ных людях, так любивших свою родину, что предпочли смерть уходу в чужие благодатные земли.

         В XIII—XIV веках территорию, которую ранее населяли сы­быры, стали называть Сыбыр (в русском произношении — Си­бирь). Позднее этот термин перенесли на все земли от Урала до Тихого океана.

         Первым правителем Сибирского ханства, по преданию, был Мамет, происходивший из местного знатного рода Тайбуги.

         Со временем территория Сибирского ханства значительно увеличилась. К середине XVI века в него были включены улу­сы барабинских татар. Дань (она по-прежнему называлась ясаком) во многом сохраняла черты военной добычи. Размеры ее не определялись. Иногда наезд ханских сборщиков разорял «черных людей» так же, как и вражеское нашествие. Зависимость от сибирского хана признали и чаты. Эта зависимость была крайне непрочной и держалась силой оружия.

         Местные князьки имели право сбора ясака с населения сво­их улусов. По свидетельству летописи, они собирали «соболи и лисицы и прочих зверей и рыб» и передавали ханским сбор­щикам или отправляли в Кашлык с провожатыми.

         До недавнего времени считалось, что заселение Сибири началось около 20— 30 тысяч лет тому назад и шло по трем направлениям — из Средней Азии, Восточной Европы и Центральной Азии. Однако раскопки археологов на берегу р. Улалинки в Горно-Алтайске позволили сделать вывод, что человек в Сибири и, в частности, на Алтае появился еще в доледниковый период, бо­лее 600 тысяч лет тому назад, то есть, возможно, даже рань­ше, чем в Западной Европе. Древнейшие люди пользовались примитивными каменными орудиями, вели подвижный образ жизни и постепенно заселяли соседние с Алтаем области.

         В VII—VI веках до нашей эры на территорию Сибир­ского Приобья проникают северные лесные племена, принесшие свои хозяйственные традиции. Пришельцы смешались с мест­ным населением, передав ему некоторые элементы своей куль­туры. В связи с этим возросло значение рыбной ловли и охоты, несколько потеснивших скотоводство[1].

2. Причины движения русских в Сибирь

         Разгром Кучума произвел огромное впечатление на местное население, ко­торое поспешило добровольно принять русское подданство, так как увидело в Российском государстве силу, способ­ную обеспечить мирную жизнь и защитить от разорительных вторжений кочевников южных степей.

         Очевидно, чаты сообщили о гибели войска Кучума своим се­верным соседям — томским татарам. В 1604 г. в Москву прибыл князек Тонн, просивший поставить в землях томских татар рус­ский город и принять их «под высокую государеву руку».

         В конце сентября того же года на берегу Томи возник Том­ский острог, ставший военным и административным центром обширного Томского уезда. В его ведении находились и земли чатских татар, и кочевья телеутов. Острог должен был защи­щать население бассейна средней Оби от разрушительных втор­жений с юга и юго-востока.

         Из Томска началось продвижение к верховьям р. Оби. Уже в 1618 г. томские служилые люди основали Кузнецкий острог (ныне Новокузнецк), ставший опорной базой для продвижения в глубь Горного Алтая.

         Барабинские татары, в состав которых в XVII веке оконча­тельно влились и обитавшие ранее на севере лесостепи группы ханты, оказались под ведомствам тароких воевод. В Бара­бинской лесостепи для «береженья» жителей был построен не­большой укрепленный пункт — Барабинский острожек, куда по­сылались на временную службу казаки и стрельцы из ближай­ших городов.

         Одной из причин, побудивших население бассейна верхней Оби и Барабы добровольно принять русское подданство, было появление в степных районах Западной Сибири многочислен­ных западно-монгольских племен — «черных колмыков». Воин­ственные кочевники захватили все земли от Алтая до Волги и стали сильно теснить население лесостепи.

         Дальнейшее продвижение русских на юг оказалось невоз­можным. В Западной Сибири на рубеже лесостепи и степи уста­новилась временная граница Российского государства. Земли барабинцев более столетия оставались пограничными.

         Уже с конца XVI века началось мас­совое переселение в Сибирь населения из европейской части страны. Энер­гичную деятельность по заселению но­воприобретенных земель развернуло само правительство: в Си­ирь отправляли «прибранных» (то есть завербованных) цар­скими воеводами крестьян северных уездов страны, ссыльных, жителей городов (посадских людей).

         Однако решающую роль в формировании постоянного крестьянского населения сыграли вольные переселенцы. За Урал хлы­нули земледельцы, бежавшие от растущей феодальной эксплуа­тации. Это были государственные крестьяне поморских уездов. Их привлекали слухи о свободных плодородных землях и воль­ной жизни. Переселенцы распахали земли по Туре, Тоболу, Ищиму, Томи и другим рекам, создали крупные очаги земле­делия. Развивались ремесла, обрабатывающая промышлен­ность, промыслы и торговля.

         Из-за постоянных вторжений джунгар территория нашей области оставалась вне основной зоны расселения русских. Крестьяне предпочитали оседать в более безопасных районах. Кроме того, на протяжении всего XVII века царское правитель­ство интересовала прежде всего таежная зона Сибири с ее бо­гатыми запасами «мягкого золота» — пушнины.

         Присоединение Сибири к Российскому централизованному феодальному государству было продиктовано экономическими и военно-политическими причинами. Этого требовали развиваю­щаяся внешняя торговля, интересы обороны страны и захват­нические планы западно-европейских государств в отношении Зауралья.

         Разгром Сибирского ханства осуществили бывшие волжские казаки во главе с Ермаком. Их успехи закрепили новые отряды служилых людей. После полного разгрома Кучума чатские и барабинские татары и телеуты добровольно приняли русское подданство, увидев в Российском государстве силу, способную избавить их от опустошительных набегов воинственных кочевников южных степей.

         Барабинские татары и телеуты после включения в состав России были обложены натуральной податью, которая вноси­лась пушниной. Они оказались в наиболее тяжелом положении. Чаты в основном вошли в разряд служилых татар — привиле­гированную группу коренного населения, помогавшую царской администрации охранять границы, отражать натиск внешних врагов и держать в повиновении эксплуатируемую массу насе­ления.

         Присоединение территории нашей За­падной Сибири к Российскому государству имело прогрессив­ное значение. Создалась более благоприятная обстановка для развития промыслового и скотоводческого хозяйства, ремесла, торговли. Появилась возможность освоения бассейна средней Оби переселенцами из европейской части страны, которые при­несли с собой более высокую культуру обработки земли и бо­лее совершенные способы ведения животноводства и передали их (об этом речь пойдет дальше) коренным жителям — тата­рам. Местные племена были освобождены от гнета Кучума, из­бавлены от гибели в результате междоусобиц местной знати, от порабощения раннефеодальными объединениями кочевников[2].

3. Югра. Печорский «чрезкаменный» и морской пути в Сибирь. Колонизация Поморья в XVI веке

         В результате длительного перемещения и смещения различ­ных племен в лесостепной зоне Западной Сибири сформиро­вались тюркоязычные группы, получившие общее название «сибирские татары». Их экономическое, политическое и куль­турное развитие было надолго задержано нашествием кочевни­ков-завоевателей.

         Постепенное развитие хозяйства у населения Новосибирско­го Приобья и Барабы привело к зарождению феодального об­щества. Однако становление классового общества тормозилось, политической обстановкой в крае, гнетом монголо-татаров и междоусобной борьбой знати. В целом по уровню развития бара­бинские и чатские татары, а также немногочисленные группы ханты и телеутов, обитавших на территории области, значи­тельно отставали от русского населения Европейской России.

         Войны и все увеличивавшиеся поборы тяжело отражались на положении рядового населения улусов, подрывали его хо­зяйство, обрекали на экономическую и культурную отсталость.

         После распада Золотой Орды основная масса местных жи­телей попала в зависимость от правителей Сибирского ханства.

         После покорения Казанского (1552 г.) и Астраханского    (1556 г.) татарских ханств перед русскими людьми откры­лись пути на восток — в Зауралье.

         Продвижение за Урал было продиктовано, прежде всего, экономической необходимостью. Ко второй половине XVI века расширились торговые связи Российского государства с За­падной Европой и Средней Азией, где большим спросом поль­зовались русские меха. Старые промысловые районы страны не могли удовлетворить запросы внешнего рынка. Пушные звери в изобилии водились за Уралом, однако для русских был досту­пен лишь опасный и трудный «чрезкаменный» путь в Сибирь — по северным рекам и волокам. Для регулярного сообщения он оказывался непригодным. Более удобные южные дороги пре­граждали сибирские татары.

         Правительство России    стремилось   также обезопасить во­сточные рубежи страны. Сибирский правитель Кучум  все откровеннее притязал на русские приуральские владения. В 1577 г. он отправляет своих послов к крымскому хану с просьбой ока­зать военную помощь для борьбы с Россией в виде огнестрель­ного оружия. Хотя крымский хан на этот раз и ответил отка­зом, не было гарантий, что в будущем он не объединится с Кучумом. Это создало бы серьезную опасность для окраинных рай­онов Российского государства.

         В XVI веке зауральские земли привлекают внимание анг­лийских и голландских купцов и промышленников. Они стара­тельно собирают сведения о землях, лежавших за Уралом, об условиях плавания в Северном Ледовитом океане. Предприни­маются попытки проложить морской путь к устью р. Оби. Угро­за проникновения в Сибирь иностранцев крайне беспокоила Москву, особенно в связи с ухудшением отношений с Сибирским ханством.

         В XVI веке северные земли Прикамья составляли особую административную область, называвшуюся Пермью Великой. Центром ее был город Чердынь. Чердынские наместники подчинялись Новгородскому приказу. Они объединяли в своих руках гражданскую, военную и судебную власть на всей территории края, кроме земель Строгановых и монастырей.

         В последней четверти XVI века основное направление в колонизации Прикамья шло вниз по Каме и по ее притокам. Появляются новые населенные пункты: Уфа (1574 год), Сарапул (1596 год), село Архангельское (будущий город Бирск), Солеваренный городок (Табынск). Уфа стала самостоятельным административным и военным центром (здесь был воевода). Все земли в окрестностях города были заняты поместьями русских дворян.

         Колонизация Зауралья развертывается с походом Ермака в Сибирь. Еще до этого Строгановы, реализуя жалованную грамоту в 1574 г. на зауральские земли, заняли верховья рек Лозьвы, Южной Сосьвы и Туры. Дальше они продвинуться не могли и даже потеряли часть освоенных земель.

4. Деятельность Строгановых

         С Сибирским ханством непосредствен­но граничили владения   купцов Стро­гановых, которым   были пожалованы обширные земли в бассейнах рек Камы и Чусовой. С разрешения правитель­ства Строгановы строили укрепленные городки, нанимали «охо­чих людей» и казаков для обороны своих владений.

         В 1574 г. Строгановы получили царскую грамоту на вла­дение землями по рекам Туре и Тоболу, в пределах Сибирского ханства. Грамота предоставляла Строгановым право наряду с обороной восточных границ предпринимать походы против Ку­чума — «в полон сибирцов имати и в дань за нас приводите». С этой целью, с ведома московского правительства, Строгановы наняли отряд волжских казаков во главе с Ермаком.

         Биография Ермака историками окончательно не выяснена. Одна из летописей сообщает, что дед Ермака, Афанасий Гри­горьевич Аленин, был посадским человеком и жил в Суздале. Дети Афанасия — Родион и Тимофей — «от хлебной скудости» перебрались на р. Чусовую, в вотчину Строгановых. Здесь у Ти­мофея родился сын Василий. По свидетельству летописи, «оный Василий был силен и велеречив и остр, ходил у Строга­новых на стругах (речных судах) в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость и, прибрав себе дружину малую, пошел от работы на разбой и от них звался атаманом, прозван Ермаком». Другая летопись назы­вает Ермака уроженцем русского Поморья[3].

         Осенью 1581 г. после длительной подготовки Ермак во главе отряда казаков и служилых людей строгановских городков двинулся по р. Чусовой и ее притокам к притоку Туры — Тагилу, в глубь Сибирского ханства. В ряде сражений Ермак, про­явивший себя талантливым военачальником и дипломатом, на­нес поражения Кучуму и его вассалам, занял столицу ханст­ва — Кашлык.

         По численности татары значительно превосходили русских, но ружьям и пушкам могли противопоставить лишь луки и стрелы. Главная же причина неудач Кучума — отсутствие един­ства в его войсках, ненависть к нему порабощенных народов и «черных улусных людей», видевших в русских своих избави­телей.

         Кучум после потери Кашлыка откочевал на юг, в степь, где сформировал новые отряды и продолжал борьбу с казаками и местным населением, признавшим власть русского царя. Од­на из схваток произошла на р. Тартас, недалеко от того места, где сейчас находится районный центр Северное.

         В августе 1584 г. татарам удалось заманить Ермака с не­большим отрядом в засаду у устья р. Вагая — притока Ирты­ша. В происшедшей схватке Ермак погиб. После гибели атама­на остатки его поредевшей дружины покинули Кашлык, но Сибирскому ханству был нанесен сокрушительный удар, от ко­торого оно уже не оправилось.

         В ноябре того же 1584 г. в Сибири появились новые русские отряды, уже не встретившие серьезного сопротивления. В 1586г. служилые люди основали на месте татарского городка Чимгатура крепость Тюмень. Через год на берегу р. Иртыша, непода­леку от Кашлыка, вырос новый русский острог, положивший начало Тобольску. Вскоре возникли другие русские крепости и города: Березов, Пелым, Сургут, Нарым, Тара.

         Кучум, кочевавший в степях, оставался противником Рос­сийского государства. Все попытки урегулировать с ним отношения мирным путем оказались безрезультатными, и москов­ское правительство решило «усмирить» его силой.

         В августе 1598 г. из, Тары выступил воинский отряд под ко­мандованием воеводы Андрея Воейкова. Половину отряда со­ставляли сибирские татары, поступившие на русскую службу. После нескольких сражений с кучумовцами в Барабинской лесостепи Воейков двинулся к р. Оби, где находилась ставка ха­на. Отряд шел быстро; впереди основных сил ехали, конники, обеспечивавшие разведку.

         Утром 20 августа Воейков напал на главную ставку Кучума у устья р. Ирмень, на ее правом берегу (сейчас там Обское мо­ре). Разгорелась битва, в которой участвовало более 800 чело­век. Отряд Кучума был уничтожен. Лишь 50 всадникам удалось вырваться из окружения и бежать. Они пытались укрыться в чатских улусах, но были настигнуты и разбиты[4].

         В 1558 году Григорий Строганов, сын крупного сольвычегодского солепромышленника Аникия Строганова, получил первую жалованную грамоту от Ивана IV на земли по обоим берегам реки Камы от устья Лысьвы в районе Соликамска и вниз до реки Чусовой. В 1568 году другой сын Аникия Строганова - Яков получил земли по реке Чусовой, а в 1597 году Строгановым были пожалованы среднекамские земли по рекам Нытве, Югу, Очеру и Ошапу. Обширные владения Строгановых простирались по Каме от реки Лысьвы (несколько южнее Соликамска) на севере до реки Ошапа (несколько южнее Оханска) на юге. Строгановы стали на Урале крупными феодалами-земледельцами.

         В обязанность Строгановым вменялось строить укрепленные городки, содержать ратных людей, искать руду и плавить для казны металл, развивать солеварение и сельское хозяйство. Строгановы были на двадцать лет освобождены государственных налогов и повинностей. Им было дано право населять эти земли людьми «неписьменными и нетяглыми». Однако это правило, они постоянно нарушали, принимая беглых.

         По праву владения строгановские земли в первое время были близки крупному поместью. В 1566 году по челобитью Строгановых их земли были взяты в опричнину. Строгановы пользовались правом феодального иммунитета (особый суд, невмешательство воевод и в их внутренние дела). На их землях разрешался свободный беспошлинный торг. Крестьяне после истечения льготных лет вносили оброки и несли государственные повинности не прямо в казну, а через Строгановых. Все это создавало особо благоприятные условия для заселения строгановских вотчин.

         С помощью Строгановых и на их землях создается Пыскорский монастырь (1560 год), ставший одним из крупнейших духовных феодалов в Прикамье.

         На землях, принадлежащих Строгановым, строятся укрепленные городки: Канкор (1558 год), Кергедан (Орел-городок, 1564 год), Нижний Чусовской (1568 год). До 1579 года возникли Сылвенский и Яйвинский острожки, в 1597 году – Очерский острожек, в 1610 – Верхний Чусовской городок. Кроме городков, были построены слободки, так же, как и городки, являвшиеся центрами небольших округов. В 1606 году возникает крупный центр солеварения – Новое Усолье[5].

Заключение

         По примерным подсчетам историков, на огромной территории Сибири проживало всего 200-220 тыс.человек. Аборигенное население, более плотное на юге и чрезвычайно резкое на север, различались по общему уровню развития.

         Этническое положение и соотношение население Западной Сибири на период XVI - XVII в.в. от Урала до р.Хатанги - ненцы, энцы, нганасаны (общее название самоеды. Численностью около 8 тыс.человек). Южнее их, в таежной тайге проживали вогулы и остяки (финно-угорские племена хантов и манси. Численность 15-18 тыс. человек). Остяками также именовали южных самодийцев-селькупов (около 3 тыс. человек), обитавших на средней р.Оби и ее притоках, и кетоязычные племена аринов, коттов,  ястынцев на среднем Енисее.

   По югу Западной Сибири - в лесостепи и степи кочевали тюркские племена; на среднем Иртыше и его притокам Ишиму и Тоболу - сибирские татары, численностью 15-20 тыс.человек; в верховьях Енисея - енисейские киргизы; на Алтае и в верховьях Оби и Енисея  - танские, чулымские и кузнецкие татары.

         Почти по всей Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря и от тундры до Монголии и Амура, расселялись тунгусские племена (около 30 тыс. человек).

         В Забайкалье, по рекам Оному и Селенге, и в Прибайкалье, по реке Ангаре и в верховьях Лены - жили кочевые монголоязычные племена, в последствии составившие этническую основу бурят: эхириты, булагаты, икинаты, хоритуматы, табунуты, хонгодоры (25 тыс. чел.).

         На верхнем и среднем Амуре проживали оседлые племена монголоязычных дауров и тунгусоязычных дгочеров,  в низовьях Амура и Приморье  - татки, гиляки (нивхи) и предки нанайцев, ульчей, удэге, а по рекам Лене, Вилюю, Яне  - тюркоязычные якуты (30-40 тыс. чел.).

         Северо-восток Сибири от низовьев Лены до Анадыря занимали кагиры. На севере Камчатки и прилежащим к ней побережье Берингова и Охотского морей жизни коряки, на Чукотском полуострове и в низовьях Колымы - чукчи (при покорении Сибири эта этнические группа оказывала самое жестокое сопротивление русским). Чукчи, которые оседло  проживали на морском побережье вошли как особый этнос - эскимосы, также в него входили и ительмены, и шлики Амура. Эти народы принадлежали к полеоазиатам – самым древнейшим обитателям Северной Азии. Они были остатками племен, некогда населявших всю Сибирь и оттесненных  "на край света" пришельцами с юга - тюрками, монголами, тунгусами, самодийцами.

         Единственным народом Сибири, имевшим государственное устройство, были татары. Их государство - сибирское ханство, возникло в результате распада империи Чингис-хана. До конца XV в. в нем правили шейбаннды (потомки Чингиса), а потом Тайбугинны (династия Бок Мамет Тайбула).

Список литературы

1.     Белавин А.М. Страницы истории земли Пермской. – М.: Книжный мир, 1996

2.     Быкова А.Г., Рыженко В.Г. Культура Западной Сибири: История и современность. Омск, 2002.

3.     Миненко Н.А. История Новосибирской области. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983.

4.     Новосибирск. Энциклопедия. / Под ред. Попова А.М. – Новосибирск, 2003.

5.     Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории. Материалы всероссийской научной конференции. Новосибирск, 1998.


[1] Быкова А.Г., Рыженко В.Г. Культура Западной Сибири: История и современность. Омск, 2002.

[2] Новосибирск. Энциклопедия. / Под ред. Попова А.М. – Новосибирск, 2003.

[3] Миненко Н.А. История Новосибирской области. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983.

[4] Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории. Материалы всероссийской научной конференции. Новосибирск, 1998.

[5] Белавин А.М. Страницы истории земли Пермской. – М.: Книжный мир, 1996