Содержание

Введение. 3

Глава 1. Сущность и особенности конверсии военного производства. 6

1.1. Сущность и основные понятия конверсии военного производства. 6

1.2. Правовое регулирование, цели и принципы проведения конверсии военного производства. 8

Глава 2. Конверсия военного производства в Российской Федерации. 13

2.1. Конверсия военного производства в 90-х гг. XX века. 13

2.2. Проблемы и перспективы развития конверсии военного производства в РФ   20

Заключение. 23

Список литературы.. 25

Приложение. 28

Введение

В переживаемых российским обществом структурных изменениях особое место занимает конверсия военно-промышленного комплекса. Можно без преувеличения сказать, что конверсия, её характер и конечные результаты являются индикато­ром социальной и экономической трансформации общества. Конвер­сия, безусловно, - сложный социальный процесс, который связан с вы­бором наиболее эффективных форм социального управления. И если не сработала предложенная "младореформаторами" схема макроэкономи­ческой стабилизации, то неэффективность экономических новаций имела причину в увлечённости финансовыми регуляторами и, в конеч­ном счёте, экономическим редукционизмом. В социальные реалии рос­сийского общества успешно внедрялся проект "диктатуры финансов", замещающий иерархию социальных институтов, социальных статусов и социальных отношений, присущих индустриальному обществу.[1]

Конверсия есть не просто переход от одной формы экономической организации к другой: она используется для обозначения трансформа­ции экономической необходимости в свободную целенаправленную деятельность. Для проведения конверсии российский ВПК нуждается в актуализации социального управления, комплексе социальных идей и мотиваций, связанных с оптимальным задействованием научно-технического, организационного и социального ресурсов ВПК. Откры­тым является вопрос об участии государственных институтов и умест­но отметить, "непрямую" социальную корреляцию, которая существует во взаимосвязях ВПК и национально-государственных приоритетов.

Действительно, исследовать ВПК вне социального контекста, вне взаимовлияния социальных и экономических факторов, традиций не­возможно для решения частных управленческих задач. Конверсия, как процесс, имеет доминирование социальной модернизации над технико-экономическими изменениями, приоритет социальности перед "веще­ственными" факторами и может быть адекватна в социологическом дискурсе.

Спорность выводов многочисленных публикаций на тему конвер­сии: "техно-" или "экономоцентризме" исследовательских сюжетов, непрекращающейся цепи "техноэйфории", ориентированной на увлече­ние техникой управления. Иными словами, управление понимается как независимая величина от социального фактора ВПК, в то время как со­циальные отношения внутри ВПК и по отношению к внешней соци­альной среде проблемны и основаны на стабильности - состоянии рав­новесия технологических, экономических и социальных параметров.

На уровне конверсионных программ можно проследить сочетание новационных управленческих технологий (реинжениринг, теория аль­янсов) и директивных методов управления, что связано с появлением многообразных горизонтальных социальных связей и инерцией управ­ленческого механизма, выработать в короткий срок эффективную ко­ординационную модель управления. Важно понять, что хозяйственные субъекты являются социальными организациями и "свободное обраще­ние" рыночных институтов существует только в мененджериалистской абстракции: социальное управление действует в поисках рационализа­ции, оставляя пределы социальным импульсам, внеэкономиче­ским мотивациям, "возвратности" в социальной организации. Ры­ночные институты "нейтральны" и их формирование в равной степени может содействовать как достижению целей устойчивого развития, так и привести к конфигурации "упрощённого гомеостаза", социальной гомогенности, технологическому и социальному застою.

"Обвальность" конверсии в России стимулируется жёстко детерми­нированной схемой "экономической эффективности" и стремлением повысить экономическую устойчивость использованием "практики экономического принуждения", что является неадекватным ответом на запросы ВПК, как сложной социальной организации, меняющей пози­ции внутренней саморегуляции и воспроизводства социальных уровней и субуровней, менеджерному и "некогерентному" управлению конвер­сией ВПК с растянутым экономическим и социальным циклом.

Таким образом, в исследовательской мысли преобладают техноло­гические и экономические версии обновления ВПК. Но становится всё более очевидными узость и недостаточность апробированных и одно­временно малоэффективных для решения стратегических задач разви­тия ВПК подходов.

Цель работы – рассмотреть проблемы и перспективы конверсии в РФ.

В работе поставлены следующие задачи:

·        Рассмотреть сущность и особенности конверсии военного производства;

·        Рассмотреть конверсию военного производства в Российской Федерации

Глава 1. Сущность и особенности конверсии военного производства

1.1. Сущность и основные поняттия конверсии военного производства

Конверсия военного производства – процесс перевода предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции. В современных условиях конверсия военного производства - важнейшая составная часть процесса разоружения. Она позволяет избежать экономических и социальных издержек, связанных с закрытием военных предприятий, использовать творческий потенциал высококвалифицированных кадров и передовую технологическую базу этих предприятий для ускорения НТП. Сокращение военных расходов и конверсия военного производства становятся важным фактором экономического развития.[2]

Конверсия военного производства - составная часть демилитаризации экономики; перевод военнопромышленных предприятий на выпуск продукции мирного назначения. [3]

Конверсия оборонной промышленности - в РФ - регулируемый государством процесс преобразований оборонной промышленности в целях частичной или полной переориентации на выпуск продукции гражданского назначения ранее задействованных в оборонном производстве производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов организаций оборонной промышленности.[4]

Согласно Закону РФ «О конверсии» конверсия оборонной промышленности - регулируемый государством процесс организационных, правовых, технологических, научно - технических и социально - экономических преобразований оборонной промышленности в целях частичной или полной переориентации на выпуск продукции гражданского назначения ранее задействованных в оборонном производстве производственных мощностей, научно - технического потенциала и трудовых ресурсов организаций оборонной промышленности.[5]

Конверсируемая организация - организация оборонной промышленности, научная и (или) производственная деятельность которой по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации сокращается или прекращается и в которой осуществляются мероприятия по разработке новых технологий, в том числе

·                   технологий двойного применения, выпуску продукции гражданского назначения и утилизации вооружения и военной техники;

·                   организация оборонной промышленности - организация независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, осуществляющая научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

·                   научная деятельность и производственная деятельность (оборонное производство) по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации - научные исследования в области вооружения и военной техники;

·                   разработка, производство, испытание, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, в том числе ракетно - космической, используемых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

·                   технологии двойного применения - технологии, которые могут быть использованы при создании как вооружения и военной техники, так и продукции гражданского назначения;

·                   федеральная целевая программа конверсии - социально - экономические, правовые, организационные и другие мероприятия по реализации государственной политики в области конверсии и реструктуризации оборонной промышленности;

·                   региональная целевая программа конверсии - социально - экономические, правовые, организационные и другие мероприятия по поддержке органами государственной власти субъекта Российской Федерации конверсии, проводимой организациями оборонной промышленности, расположенными в данном субъекте.

Уровень конверсии организации оборонной промышленности - комплексный показатель, который определяет глубину конверсии, уровень изменения мобилизационных мощностей, коэффициент технологий двойного применения, другие параметры и от которого зависит или в соответствии с численным значением которого определяется объем государственной поддержки конверсируемой организации.

Глубина конверсии - показатель, определяющий отношение объема производства продукции (работ, услуг), снимаемой с оборонного производства, к общему объему производства продукции (работ, услуг) конверсируемой организации в предшествующий началу проведения конверсии год;

Уровень изменения мобилизационных мощностей - показатель, определяющий изменение отношения объема мобилизационных мощностей к общему объему производственных мощностей конверсируемой организации в текущем году по сравнению с предшествующим началу проведения конверсии годом[6]

Коэффициент технологий двойного применения - показатель, определяющий долю технологий двойного применения в технологическом процессе конверсируемой организации, а также долю технологий, подлежащих применению в условиях конверсии.

1.2. Правовое регулирование, цели и принципы проведения конверсии военного производства

Правовое регулирование конверсии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.[7]

Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников и возникающие при проведении конверсии, регулируются гражданским законодательством.

Целями проведения конверсии являются:

·        обеспечение технического перевооружения промышленности на основе эффективного использования научно - технического и производственного потенциала организаций оборонной промышленности для производства высокотехнологической и конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции (работ, услуг);

·        обеспечение социальной защиты работников конверсируемых организаций, высвобождаемых в связи с проведением конверсии, в том числе посредством создания дополнительных рабочих мест в конверсируемых организациях; обеспечение научно - технического прогресса за счет приоритетного развития наукоемких производств;

·        развитие экспортного потенциала оборонной промышленности; снижение экономической зависимости от импорта продукции за счет создания и развития производства продукции, аналогичной импортной; создание новых конкурентоспособных технологий, материалов и оборудования.

Основными принципами проведения конверсии являются:

·        сохранение потенциала оборонной промышленности на уровне, обеспечивающем обороноспособность и безопасность Российской Федерации;

·        ответственность государства за социально - экономические последствия принимаемых им решений о проведении конверсии;

·        государственная поддержка конверсии посредством предоставления конверсируемым организациям бюджетных средств на возвратной и платной основе и бюджетных ассигнований, государственных гарантий, приоритетного при прочих равных условиях размещения в конверсируемых организациях государственных заказов на поставки продукции (работ, услуг) для государственных нужд, а также посредством осуществления иных мер;

·        предоставление государственной поддержки организации оборонной промышленности для проведения конверсии в объеме, определенном исходя из основных направлений конверсии и уровня конверсии данной организации;

·        сохранение и наиболее эффективное применение при проведении конверсии технологических процессов, используемых организациями оборонной промышленности;

·        ориентация конверсируемых организаций на решение приоритетных научно - технических задач за счет повышения эффективности использования высвобождаемых производственных мощностей и трудовых ресурсов;

·        рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды от техногенных воздействий;

·        создание и широкое использование комплексных методов организации конверсии и управления конверсией;

·        создание экономических условий для конверсируемых организаций в целях сохранения и развития высоких технологий для производства наукоемкой, технологически сложной продукции гражданского назначения, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Основаниями для проведения конверсии являются решение Президента Российской Федерации, решение Правительства Российской Федерации о сокращении или прекращении научной и (или) производственной деятельности по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации по определенным направлениям (номенклатуре продукции, работ, услуг) либо в определенных организациях оборонной промышленности, принятые в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона РФ «О конверсии».

Основанием для сокращения или прекращения в организации оборонной промышленности научной и (или) производственной деятельности по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации является прекращение обязательств сторон государственного контракта (контракта) о выполнении указанной деятельности либо изменение таких обязательств. Высвобождаемые в связи с таким прекращением или сокращением деятельности производственные мощности могут быть конверсированы организацией оборонной промышленности по согласованию с Правительством Российской Федерации или уполномоченными на то Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в области конверсии. Обращения конверсируемых организаций о согласовании принятых ими решений о конверсии высвобождаемых производственных мощностей подлежат рассмотрению в течение месяца с даты поступления.

Началом конверсии считается год, в котором сокращается или прекращается в конверсируемой организации научная и (или) производственная деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации либо начинается перепрофилирование производственных мощностей. Завершением конверсии считается год завершения инвестиционной программы конверсии. Если инвестиционная программа конверсии не согласована в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти в области конверсии, период конверсии такой организации устанавливается не более чем на два года.

Глава 2. Конверсия военного производства в Российской Федерации

2.1. Конверсия военного производства в 90-х гг. XX века

Гигантское сокращение производства вооружений и военной техники, осуществляемое в нашей стране с конца 80-х годов, потребовало решения на государственном уровне проблемы конверсии оборонной промышленности. За десять лет проведения конверсии было разработано четыре государственные целевые программы.

В 1989–1990 гг. была разработана первая программа конверсии оборонной промышленности и развития производства гражданской продукции в оборонном комплексе на период до 1995 г. Предусмотренные программой мероприятия должны были увеличить выпуск гражданской продукции к 1995 г. более чем вдвое по сравнению с 1988 г., прежде всего путем перепрофилирования действующих производств по выпуску ВиВТ, а также за счет наращивания мощностей по производству гражданской продукции при использовании имеющейся производственной инфраструктуры конверсируемых предприятий. В программе были определены 13 приоритетных направлений расширения выпуска гражданской продукции, причем основное внимание уделялось росту производства непродовольственных товаров народного потребления, а также технологического оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, легкой промышленности, предприятий торговли и общественного питания.[8]

В 1989–1990 гг. реализация программы конверсии происходила относительно успешно. Общий объем производства в оборонном комплексе не снижался, рост объемов гражданской продукции практически восполнял снижение выпуска продукции оборонного назначения. Экономические условия еще позволяли обеспечивать оборонные предприятия, получавшие госзаказ на выпуск гражданской продукции, финансовыми и материальными ресурсами и необходимыми средствами на перепрофилирование производства.

Начиная с 1991 г. проблема конверсии оказалась вплетенной в сложный и противоречивый узел более общих экономических и политических проблем. С распадом Советского Союза оборонные предприятия лишились налаженных производственных связей, а также значительной части рынков сбыта своей продукции. Резко сократился оборонный заказ. При составлении программы конверсии предполагалось, что объем производства вооружений и военной техники должен сократиться в 1991 г. на 19% по сравнению с 1988 г., после чего до 1995 г. выпуск военной продукции будет оставаться практически на том же уровне. Однако реальное сокращение выпуска военной продукции по сравнению с 1988 г. уже в 1991 г. составило более 30%. В свою очередь с переходом к рыночным условиям хозяйствования производство гражданской продукции в оборонных отраслях стало определяться реальным платежеспособным спросом покупателей.[9]

Для управления процессом конверсии в новых условиях в 1992 г. был принят Закон РФ “О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации”, а в Правительстве РФ началась разработка Государственной программы конверсии на 1993–1995 гг. Основные задачи Государственной программы были определены как сохранение и эффективное использование производственного, кадрового и инновационного потенциала оборонных отраслей путем перепрофилирования производств и создания дополнительных рабочих мест в гражданской сфере экономики, использовании его для модернизации и реконструкции экономики, развития экспортной базы и импортозамещения.

В рамках Государственной программы конверсии были реализованы конкурсные механизмы государственной поддержки приоритетных направлений конверсии. Предприятия сами составляли свои конверсионные программы, выбирая оптимальные пути перепрофилирования производства и привлекая для этого прежде всего собственные средства. Покупателей конверсионной продукции предприятия тоже должны были искать самостоятельно, изучая спрос, налаживая хозяйственные связи, в том числе внешнеэкономические. Государственное целевое кредитование программ конверсии предприятий, прошедших конкурсный отбор, должно было осуществляться через коммерческие банки. За счет бюджета предусматривалось финансирование НИОКР и дотации предприятиям по социальным выплатам и на содержание социальной инфраструктуры.

В ходе реализации программы были созданы производственные мощности по выпуску многих видов продукции гражданского назначения, отвечающей современным техническим и эксплуатационным требованиям, обеспечивающей снижение закупок по импорту и пользующейся повышенным спросом. Однако в целом контрольные показатели Государственной программы конверсии не были достигнуты. На 1993 г. Программа предусматривала увеличение производства гражданской продукции в оборонном комплексе на 12% по сравнению с 1992 г. Реально же вместо роста произошло снижение гражданского производства на 11%. В 1994–1995 гг. сокращение гражданского производства продолжалось. Ни по одной из целевых конверсионных программ новые мощности не были введены в намеченных объемах.

В связи с необходимостью реализации новых подходов к управлению процессом конверсии, в 1995 г., еще до истечения срока действия предыдущей программы, была разработана третья Государственная программа конверсии оборонной промышленности на 1995–1997 гг. В основу программы были положены следующие принципы:

·        переход в условиях жестких финансовых ограничений к селективной государственной поддержке отдельных перспективных производств и видов гражданской продукции, уменьшение числа приоритетов, определенных в предыдущей Государственной программе;

·        постепенный перенос акцента с инвестиционных методов государственной поддержки конверсии на организационно-институциональные методы (расширение самостоятельности предприятий, создание рыночной системы, предполагающей свободное перемещение материальных ресурсов и рабочей силы, развитие фондового рынка и т.д.).

Программа включала в себя 8 подпрограмм организации разработки и серийного производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции гражданского назначения по важнейшим отраслям народного хозяйства (гражданской авиационной техники, продукции гражданского судостроения, оборудования для топливно-энергетического комплекса, наукоемкой медицинской техники, электроники, средств связи и информатики, производства материалов, комплектующих изделий и оборудования для выпуска конкурентоспособной сложной бытовой техники, технологического оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса).

Финансовое обеспечение Программы предполагалось осуществить за счет конверсионного кредита, предоставляемого из федерального бюджета на возвратной основе, бюджетных ассигнований (на проведение НИОКР, выделение дотаций на выплату выходного пособия и переквалификацию работников, содержание объектов социальной инфраструктуры), а также внебюджетных источников (средств предприятий, заказчиков и др.). Для осуществления смешанного кредитования конверсионных проектов за счет государства и частных инвесторов был образован Государственный фонд конверсии.

Намеченных в Программе обобщенных показателей развития гражданского производства в оборонном комплексе достичь снова не удалось. В 1996 г. Программой предусматривалась стабилизация производства гражданской продукции в отраслях оборонного комплекса, а в 1997 г. – его рост на 3–5% к уровню 1996 г. при увеличении удельного веса гражданской продукции в общем объеме производства. Фактически же объем гражданского производства в комплексе сократился в 1996 г. по сравнению с 1995 г. на 18%, а без учета атомной промышленности – на 30%.

Невыполнение Федеральных конверсионных программ было обусловлено следующими факторами:

·        неудовлетворительным финансированием технического перевооружения оборонного комплекса (в 1995 г. объем реально выделенного кредита составил 22,5% от объема, предусмотренного в федеральном бюджете и в Программе на этот год, в 1996 г. – 11%, а в 1997 г. – 0,85%);

·        ухудшением экономического положения оборонных предприятий в связи с сокращением оборонного заказа и его недофинансированием, что резко ограничило собственные инвестиционные финансовые возможности предприятий;

·        недоучетом изменений платежеспособного спроса, что явилось одной из причин медленной окупаемости бюджетных средств;

·        недостаточно эффективным использованием высвобождаемых из военного производства мощностей и научно-производственного потенциала;

·        недостаточной государственной поддержкой конверсионных предприятий (в области налогового, таможенного законодательства и т.д.);

·        несоответствием реально выделенных бюджетных средств запланированным по достаточно многочисленным программам и мероприятиям по конверсии.

Однако главной причиной невыполнения первых трех программ, а также и первого этапа реализации четвертой, о которой речь пойдет ниже, стала неверная оценка Правительством макроэкономических тенденций. Вместо ожидавшейся стабилизации и последующего роста в 1993–1998 гг. наблюдался спад производства, углубление финансового и бюджетного кризиса.

Средства из федерального бюджета в рамках конверсионных программ в основном расходовались на дотации предприятиям (выплата выходного пособия, переквалификация работников, а также содержание социальной инфраструктуры), т.е. не на техническое перевооружение производства, а в основном на решение социальных вопросов. Причем доля дотаций в общих расходах на конверсию с каждым годом увеличивается. В то же время удельный вес льготного конверсионного кредита составил в 1997 г. менее 1 % всех расходов.[10]

В основном конверсионные программы на предприятиях финансируются за счет собственных средств (42%). Коммерческие банки все меньше проявляют заинтересованность в финансировании конверсионных программ по причине высоких инвестиционных рисков. За 1994–1997 гг. их доля в общих расходах снизилась с 31% до 6%, причем основная часть кредитов коммерческих банков предоставлялась предприятиям авиационной промышленности.

В 1994 г. выпуск промышленной продукции в оборонном комплексе России сократился по сравнению с 1993 г. на 35%. Это обусловлено увеличением спада производства гражданской продукции с 4-11% в 1992 -1993 гг. до 33% в 1994 г. Темпы снижения производства военной продукции в эти годы не изменились, составив в 1994 г. 39%.[11]

В 1994 г. производство товаров народного потребления в оборонном комплексе сократилось на 44% и было более значительным, чем в 1992 - 1993 гг. Уменьшение производства гражданской продукции обусловлено снижением платежеспособного спроса потребителей продукции производственно-технического назначения и ухудшением конъюнктуры спроса на непродовольственные товары народного потребления из-за их низкой конкурентоспособности по сравнению с импортными товарами.

Спад производства в отраслях промышленности оборонного комплекса существенно различался. Наибольшим он был в авиационной промышленности, промышленности средств связи, электронной промышленности (почти в 2 раза). В 1994 г. впервые с начала конверсии произошло снижение на 20% объема производства в атомной промышленности.[12]

Снижение производства в оборонном комплексе обусловило дальнейшее сокращение численности работающих. В 1994 г. по сравнению с 1993 г. численность промышленно-производственного персонала сократилась на 16%,ив 1993 г. сокращение составило 12%. На 24% сократилась численность промышленно-производственного персонала на предприятиях электронной промышленности и на 20% в промышленности средств связи. Темпы сокращения численности занятых в оборонном комплексе более чем вдвое отставали от снижения объема производства, что привело к росту скрытой безработицы.[13]

В 1994 г. уровень заработной платы на предприятиях оборонного комплекса составлял менее 70% от средней заработной платы в промышленности РФ. Наиболее низким он был на предприятиях электронной промышленности - 42%, радиопромышленности - 51%, промышленности средств связи - 52%.

В 1994 г. Госкомстатом РФ по программе, разработанной совместно с Центром экономической конъюнктуры, было проведено обследование 400 научных организаций оборонного комплекса, которое показало, что сокращение численности занятых научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР) замедлилось. Если в 1993 г. численность научных работников оборонного комплекса сократилась на 15%, то в 1994 г. - на 10%. При этом численность докторов и кандидатов наук в 1992 - 1994 гг. не изменилась.

По оценке центра, в 1994 г., как и в 1993 г., общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в оборонном комплексе сократился почти на 25%. При этом темпы сокращения объема НИОКР по военной тематике составили 29 %, по гражданской тематике -20%. В большей мере, чем в целом по комплексу, снизились объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в радио- и электронной промышленности, а также промышленности средств связи.

В расходах на конверсию в научных организациях по-прежнему основную роль играют средства федерального бюджета (около 60%). Средства иностранных инвесторов остаются незначительными.

В 1 квартале 1995 г. по сравнению с 1 кварталом 1994 г. объем производства в оборонном комплексе снизился на 10%, в том числе по производству военной техники -на 30%, гражданской продукции - на 13%. Численность работающих на предприятиях оборонного комплекса по сравнению с 1 кварталом 1994 г. сократилась на 17%.[14]

Основные показатели оборонных отраслей промышленности представлены в Приложении.

 

 2.2. Проблемы и перспективы развития конверсии военного производства в РФ

Конверсия военного производства является на данном этапе главной особенностью оборонного комплекса России. При этом предусматривается переориентация военного производства на реализацию народно-хозяйственных приоритетов при минимальных затратах.

В соответствии с принятыми правительством России приоритетами освобождаемые от военных заказов мощности, научно-технический потенциал и трудовые ресурсы предусмотрено направить в первую очередь на развитие производства высококачественной продукции для сельского хозяйства и потребительского сектора, медицины, топливно-энергетического и химико-лесного комплексов, транспорта и связи, для решения экологических проблем.

В настоящее время примерно на 700 предприятиях отраслей промышленности осуществляются работы по конверсии оборонного производства. Самым актуальным вопросом конверсии в ближайшие годы будет ее финансирование. [15]

Предприятия должны знать, что им предстоит делать по основным видам продукции в ближайшие годы. Безусловно, стабильность придает тот факт, что уже определен заказ на закупку вооружений и военной техники.

По оценке экспертов, чтобы завершить начавшийся в российском ВПК процесс конверсии, потребуются семь-восемь лет и сумма порядка 150 млрд. долларов. [16]

Разработанные предприятиями конверсионные программы потребуют продолжения кредитования предусмотренных в них мероприятий.

На конверсию оборонной промышленности РФ в 2004 году планируется выделить 230 млн. рублей

Проектом закона «О федеральном бюджете на 2004 год» расходы на конверсию оборонной промышленности предусмотрены в размере 230 млн. руб., что на 20 млн. руб. меньше утвержденных бюджетных назначений.

Эти 230 млн. руб. будут использованы на частичное возмещение затрат по фонду оплаты труда работников, высвобождаемых из военного производства, а также на передачу объектов социальной инфраструктуры с баланса предприятий в ведение органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

В пояснительной записке аудиторов Счетной палаты отмечается, что финансирование конверсионных расходов осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно–промышленного комплекса (2002–2006 годы)», утвержденной правительством РФ в октябре 2001 г.

«На 2004 год программой предусматривались бюджетные средства в сумме 267 миллионов рублей. Невыполнение заданий программы и сокращение бюджетных расходов на социальную поддержку работников оборонно–промышленного комплекса в процессе его реформирования приведут к потере квалифицированных рабочих кадров», — констатируют аудиторы Счетной палаты.

Они отмечают, что эта рабочая сила может быть особенно востребована «в условиях намечаемого приоритетного финансирования в 2004–2006 годах перспективных разработок вооружения и военной техники».[17]

Заключение

На сегодняшний день необходимость и целесообразность конверсии не рассматриваются однозначно. Многие развитые страны придерживаются мнения о том, что сильный ВПК поддерживает экономику, обеспечивая рабочие места и научно-технический прогресс. С этой точки зрения нельзя рассматривать ВПК только как объект конверсии, как перепрофилирование оборонных мощностей на выпуск традиционных промышленных и потребительских товаров. К примеру США, усвоив опыт последних провальных попыток конверсии военного производства в конце 70-х годов отвергли конверсию в том виде в каком она имеет место в России (обвальный спад производства продукции по всему оборонному комплексу в целом и особенно по военной продукции).

К середине 90-х годов общественное сознание в России пришло к пониманию того, что ВПК – это кладезь передовых наукоёмких технологий, “локомотив” промышленности, материал для формирования финансово-промышленных групп, а так же важнейший не сырьевой источник экспортных доходов. И как любой другой источник доходов ВПК должен использоваться  очень грамотно и перепрофилироваться с наименьшими потерями. Примером этому является реализующаяся в настоящее время в России “Федеральной программы конверсии оборонной промышленности” (только в 1993 году было принято 14 подобных федеральных программ, из которых не одна не выполнена). Она предполагает поддержку многих конверсионных технологий, разработанных по типу “двойного применения”. Например, Тульским КБ точного машиностроения, одним из создателей оружия лазерного наведения, изобретён лазерный хирургический комплекс, позволяющий осуществлять хирургическое вмешательство на любую глубину ткани кожного покрова для применения в онкологических, сердечно-сосудистых операциях. К сожалению, в России это только единичные примеры, а на западе все гражданские проекты рассматриваются оборонными компаниями только в рамках стратегии разработки технологий “двойного применения”.

Сейчас российский ВПК выживает лишь за счёт научно-технического задела, созданного к началу 90-х годов. Но если оставить его  без финансовой поддержки, то в следующем веке Российский ВПК не будет иметь и этой основы. Он не сможет конкурировать с западными производителями вооружения, особенно, если учесть, что в наши дни развёртывается новый этап военно-технической революции (электронизация вооружённых сил, создание глобальных информационно-насыщенных оборонных систем).

Ведущие страны Запада в последнее время значительно снижают свои военные расходы, сокращают численность вооружённых сил, свёртывают военно-экономическую деятельность, но делают это очень осторожно, даже не предполагая отказываться от дальнейшего развития военной мощи. Наоборот, всеми силами стараясь повысить экономическую эффективность своей военной промышленности. Крайне сложно решить и такие проблемы, возникающие в ходе конверсии, как: переподготовка и трудоустройство высвободившихся кадров; уничтожение  ядерного и химического оружия, военной техники, оборудования узкоспециализированного военного производства, которое не поддаётся конверсии; хранение дорогостоящих материалов, которые в перспективе могут стать неисчерпаемыми источниками энергии.

Список литературы

1.     Федеральный Закон «О конверсии оборонной промышленности» в Российской Федерации от 13 апреля 1998 года N 60-ФЗ  (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

2.     Амосенок Э.П. Конверсия: нарушение иллюзий / Э.П.Амосенок, В.А.Бажанов // ЭКО. - 1995. - N 7. - С.34-47.

3.     Астахов А.А. Основа совершенствования управления конверсией в России // Финансы. - 1996. - N 2. - С.3-5.

4.     Астахов А.А. Реформирование оборонно-промышленного комплекса: проблемы, поиски, решения / А.А.Астахов, Т.Э.Чепасов // Финансы. - 2003. - N 4. - С.12-15.

5.     Барабанов В.А. Конверсия российского ВПК: исторический опыт и проблемы // Соц.-гуманит. знания. - 2003. - N 1. - С.196-210.

6.     Барабанов М. Конверсия военной промышленности и национальная безопасность России / М.Барабанов, М.Грешнев // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1995. - N 12. - С.48-61.

7.     Белова А. Конверсия с точки зрения классической теории маркетинга: современная практика // Маркетинг. - 1993. - N 3. - С.58-70.

8.     Бжилянская Л. Конверсия оборонных предприятий в ракурсе технологического развития // Российский экономический журнал. - 1994. - N 3. - С.31-41.

9.     Бляхман Л.С. Конверсия - центральное звено реформирования промышленности России / Л.С.Бляхман, М.Ф.Замятина // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 1998. - N 2. - С.19-24.

10.                       Колчин С. Проблемы конверсии в России / С.Колчин, О.Николаев // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1995. - N 9. - С.125-135.

11.                       Лазинцев Ю.Н. Создание корпорации в оборонной промышленности и формирование ее внутренней организационно-производственной структуры / Ю.Н.Лазинцев, А.Б.Воякина, С.Г.Федоров // Экономика и коммерция. Электрон. пром-сть. - 2002. - Вып.3. - С.31-37.

12.                       Липсиц И. Проблемы российской конверсии // Экономист. - 1995. - N 1. - С.14-21.

13.                       Ожегов А. Конверсия оборонной промышленности и преобразование экономики СССР / А.Ожегов, Е.Роговский, Ю.Яременко // Коммунист. - 1991. - N 1. - С.54-64.

14.                       Пустякова Н.Г. Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности. Проблемы и перспективы  // Экономический журнал ВШЭ. 1999.  Т. 3. № 4. С. 569-580.

15.                       Самсонов К. Конверсия предприятий оборонного комплекса промышленности в условиях перехода к рынку // Вопр. экономики. - 1993. - N 9. - С.89-99.

16.                       Сибирь: проблемы конверсии: Секция "Конверсия": Материалы Всерос. конф. по экон. развитию Сибири, Новосибирск, июнь 1993 г. - Новосибирск, 1993. - 73с., табл.

17.                       Уроки реконструирования: конверсия оборонной и высокотехнологичной промышленности в 1992-1994 гг.: Обзор // Пробл. прогнозирования. - 1995. - N 3. - С.98-113.

18.                       Шадов М.И. Направления конверсии в интересах добычи и использования минерального сырья / М.И.Шадов, Ю.А.Чернегов, Н.Ю.Чернегов // Энергия: экономика, техника, экология. - 1995. - N 3. - С.7-10.

19.                       Ягодин Д.В. Резервы расширения конверсии // Экономика и коммерция (Электр. техн. Сер.9). - 1994. - N 1. - С.32-34.

20.                       Яременко Ю.В. Ипостаси конверсии / Ю.В.Яременко, В.Н.Рассадин // ЭКО. - 1993. - N 12. - С.3-13.


Приложение

Динамика производства продукции и численность ППП в 1993 - 1995 гг.

(% к соответствующему периоду предыдущего года)

 

 

 

 

1993 г.

1994 г.

1-й квартал 1995 г. (оценка)

Общий объем продукции

84

65

84

В том числе объем продукции:

военной

70

61

70

гражданской

89

67

87

Численность промышленно-производственного персонала, всего

88

84

83

Индексы объемов производства и численности ППП

(% к предыдущему году)

Общий объем продаж

Численность промышленно-

производственного персонала

1993 г.

1994 г.

1993 г.

1994 г.

Всего по оборонному комплексу

84

65

88

84

В том числе по отраслям:

авиационная

81

53

90

85

судостроительная

88

74

90

87

радиопромышленность

93

63

86

83

промышленность средств связи

78

56

82

80

электронная

66

55

81

76

промышленность вооружений

82

62

91

86

промышленность боеприпасов и спецхимии

82

64

89

82

промышленность ракетно-космической техники

95

71

89

86

атомная промышленность

103

80

97

94

Справочно:

В целом по промышленности

84

79

93

89

Динамика НИОКР в оборонном комплексе (% к предыдущему году)

1993 г.

1994 г.

(оценка)

Общий объем работ, выполненных собственными силами

77

76

В том числе:

военного назначения

67

71

гражданского назначения

88

80

Численность работников, занятых НИОКР

85

90

Производство отдельных видов продукции предприятиями оборонного комплекса

Объем производства

 

% к предыдущему году

 

1993 г.

1994 г.

1993 г.

1994 г.

Электромашины крупные, тыс. шт.

1

9,6

4,9

60

54

2

1,3

0,6

49

45

3

14

12

Станки металлорежущие, тыс. шт.

1

38,7

18,2

78

48

2

12,1

4,6

94

43

3

31

25

Оборудование нефтепромысловое, буровое, геологоразведочное и запасные части к нему, млрд. руб.

1

125,0

389,3

90

72

2

19,0

64,1

118

51

3

15

17

Установки буровые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения, комплектов

1

91

16

80

18

2

35

9

80

26

3

39

56

Вагоны грузовые магистральные, тыс. Шт.

1

11,3

7,0

67

57

2

6,9

3,4

65

48

3

61

48

Оборудование технологическое для легкой промышленности и запасные части к нему, млрд. руб.

1

75,2

128,3

69

39

2

63,2

108,1

72

40

3

84

84

Оборудование технологическое для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса и запасные части к нему, млрд. руб.

1

72,5

189,2

69

58

2

55,3

149,4

70

63

3

76

79

Автомобили грузовые, тыс. шт.

1

526

215

81

38

2

44

28

75

64

3

8

13

Турбины газовые. тыс. кВт

1

971

670

76

69

2

688

592

83

86

3

71

88

Дизели и дизель-генераторы,

тыс. шт.

1

11,1

4,1

72

37

2

6,4

2,3

81

35

3

58

55

Плиты электрические бытовые, тыс. шт.

1

854

345

99

40

2

582

267

101

46

3

68

78

Холодильники и морозильники бытовые, тыс. шт.

1

3478

2631

109

76

2

3264

2120

107

65

3

94

81

Машины стиральные, тыс. шт.

1

3855

2107

90

54

2

3049

1602

89

52

3

79

76

Магнитофоны, тыс. шт.

1

2213

720

80

33

2

2182

701

80

32

3

99

97

Видеомагнитофоны, тыс. шт.

1

268

82

60

30

2

234

61

59

26

3

87

74

Устройства радиоприемные,

тыс. шт.

1

2869

1048

71

37

2

2845

1025

71

37

3

99

98

Телевизоры, тыс. шт.

1

3963

2176

108

55

2

3908

1893

107

51

3

99

87

Телевизоры цветного изображения, тыс. шт.

1

2144

1093

105

50

2

2103

1034

104

49

3

98

95

Электропылесосы, тыс. шт.

1

3559

1545

82

42

2

2610

996

78

37

3

73

65

Фотоаппараты, тыс. шт.

1

852

442

53

52

2

852

442

53

52

3

100

100

Мотоциклы, тыс. шт.

1

526

181

87

38

2

404

112

86

32

3

77

62

Велосипеды (без детских) ,тыс. шт.

1

1795

867

75

48

2

1312

721

76

66

3

73

83

Моноблоки и мотокультиваторы со сменными орудиями, тыс. шт.

1

221

170

123

74

2

209

166

123

76

3

95

98

Мини-тракторы, тыс. Шт.

1

7,7

1,5

138

20

2

6,7

1,4

138

21

3

87

90

Примечание:

1- производство в целом по России.

2 - производство в оборонном комплексе России.

3 -производство в оборонном комплексе в % к общему производству.

Динамика объема НИОКР и численности занятых в отраслях НИОКР оборонного комплекса по данным обследования 400 научных организаций

(% к предыдущему году)

Общий объем работ,

выполненных собственными силами

Численность работников, занятых НИОКР

 

1993 г.

1994 г.

1993 г. (оценка)

1994 г.

(оценка)

Оборонный комплекс,

в том числе по отраслям:

77

76

85

90

авиационная промышленность

68

83

87

89

судостроительная промышленность

89

85

85

89

радиопромышленность

70

69

82

88

промышленность средств связи

78

59

84

90

электронная промышленность

70

68

83

87

промышленность вооружений

87

77

85

91

промышленность боеприпасов и спецхимии

84

73

83

90

ракетно-космическая техника

78

75

87

92

атомная промышленность

84

84

93

93

Структура расходов на конверсию в научных организациях оборонного комплекса по источникам финансирования (%)

 

Источники финансирования:

1992 г.

1993 г.

1994 г. (оценка)

Федеральный бюджет

54,2

58,9

60,9

Региональный бюджет

0,6

1,9

2,2

Внебюджетные фонды

3,4

2,7

2,9

Собственные средства

4,0

3,0

3,8

Привлеченные средства

32,9

27,8

27,1

Из них:

кредиты банка

22,6

19,4

17,7

иностранные инвесторы

0,0

0,06

0,02

Прочие средства

4,9

5,7

3,1


[1] Астахов А.А. Реформирование оборонно-промышленного комплекса: проблемы, поиски, решения / А.А.Астахов, Т.Э.Чепасов // Финансы. - 2003. - N 4. - С.12-15.

[2] Астахов А.А. Реформирование оборонно-промышленного комплекса: проблемы, поиски, решения / А.А.Астахов, Т.Э.Чепасов // Финансы. - 2003. - N 4. - С.12-15.

[3] Липсиц И. Проблемы российской конверсии // Экономист. - 1995. - N 1. - С.14-21.

[4] Там же

[5] Лазинцев Ю.Н. Создание корпорации в оборонной промышленности и формирование ее внутренней организационно-производственной структуры / Ю.Н.Лазинцев, А.Б.Воякина, С.Г.Федоров // Экономика и коммерция. Электрон. пром-сть. - 2002. - Вып.3. - С.31-37.

[6] Лазинцев Ю.Н. Создание корпорации в оборонной промышленности и формирование ее внутренней организационно-производственной структуры / Ю.Н.Лазинцев, А.Б.Воякина, С.Г.Федоров // Экономика и коммерция. Электрон. пром-сть. - 2002. - Вып.3. - С.31-37.

[7] Федеральный Закон «О конверсии оборонной промышленности» в Российской Федерации от 13 апреля 1998 года N 60-ФЗ  (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

[8] Бляхман Л.С. Конверсия - центральное звено реформирования промышленности России / Л.С.Бляхман, М.Ф.Замятина // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 1998. - N 2. - С.19-24.

[9] Уроки реконструирования: конверсия оборонной и высокотехнологичной промышленности в 1992-1994 гг.: Обзор // Пробл. прогнозирования. - 1995. - N 3. - С.98-113.

[10] Уроки реконструирования: конверсия оборонной и высокотехнологичной промышленности в 1992-1994 гг.: Обзор // Пробл. прогнозирования. - 1995. - N 3. - С.98-113.

[11] Бляхман Л.С. Конверсия - центральное звено реформирования промышленности России / Л.С.Бляхман, М.Ф.Замятина // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 1998. - N 2. - С.19-24.

[12] Лазинцев Ю.Н. Создание корпорации в оборонной промышленности и формирование ее внутренней организационно-производственной структуры / Ю.Н.Лазинцев, А.Б.Воякина, С.Г.Федоров // Экономика и коммерция. Электрон. пром-сть. - 2002. - Вып.3. - С.31-37.

[13] Бляхман Л.С. Конверсия - центральное звено реформирования промышленности России / Л.С.Бляхман, М.Ф.Замятина // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 1998. - N 2. - С.19-24.

[14] Лазинцев Ю.Н. Создание корпорации в оборонной промышленности и формирование ее внутренней организационно-производственной структуры / Ю.Н.Лазинцев, А.Б.Воякина, С.Г.Федоров // Экономика и коммерция. Электрон. пром-сть. - 2002. - Вып.3. - С.31-37.

[15] http://www.imemo.ru/file/russia/rfp30/1995/091rfp3095.htm

[16] Там же

[17] http://www.imemo.ru/file/russia/rfp30/1995/091rfp3095.htm