Содержание
Введение. 3
1. Проблема. 4
2. Стереотипы и установки. 5
3. Общение и коммуникация. 7
4. Невербальное общение. 8
5. Недостаток внимания и взаимопонимания. 10
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Глоссарий. 14
Введение
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной науке не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания.
Цель данной работы – выявить особенности и закономерности по теме «Эмпатия».
Задачи:
1. изучить литературу поданной теме;
2. классифицировать информацию в виде концентрированного текста и графических иллюстраций;
3. представить комплекс по самосовершенствованию.
1. Проблема
Действительное состояние дел |
проблемы Стереотипы Коммуникация Невербальное общение Долговременные коммуникации Недостаток внимания
|
Идеальное состояние дел |
1. Действие стереотипов |
1. Отсутствие стереотипов |
|
2. Недостаток квалификации для анализа истинной цели каждой коммуникации |
2. Грамотный анализ истинной цели каждой коммуникации |
|
3. Недостаточное знание невербальных моментов в деловом общении ведет к недопониманию собеседников |
3. Внимание ко всем невербальным проявлениям собеседников |
|
4. Установление коммуникаций для сиюминутных целей |
4. Установка коммуникации не только на сегодня, но и на завтра |
|
5. Не используются возможности включения в сообщения важных моментов для собеседника |
5. Использование возможностей, когда они предоставляются, включать в сообщение |
|
6. Недостаток внимания для того, чтобы следить, как срабатывает коммуникация |
6. Постоянно держать в поле зрения то, как срабатывает коммуникация |
Выводы: Переоценка предыдущего опыта с точки зрения изменений, происходящих на каждой новой стадии роста, критическое осмысление собственных ошибок без жесткой критики является мощным психологическим стимулом обретения уверенности в себе. Надо помнить, что право на ошибку имеет каждый, а последствия ошибок должны быть проанализированы как ценный опыт прошлого, важный урок, который преподносит нам жизнь. Слишком критичное отношение к себе оказывается неконструктивным, мешает творчеству и самовыражению, порождает страх неудачи в будущем. Таким образом, стереотипы мешают и затрудняют общение, также как и недостаток внимания, недостаточность коммуникационных процессов.
2. Стереотипы и установки[1]
Вывод: На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.
3. Общение и коммуникация
Вывод: Существуют разнообразные виды общения, которые имеют свои стороны и функции, без знания которых невозможно установить контакт с собеседником[2]. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры[3].
4. Невербальное общение
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ
Вывод: Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда используется речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения[4]. В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека[5]. Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
5. Недостаток внимания и взаимопонимания[6]
Составные части
Предпосылки эффективности
Условия взаимопонимания
Причины недопонимания
Вывод: Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Важнейшими условиями взаимопонимания являются:
1) понимание речи взаимодействующей личности;
2) осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;
3) выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;
4) выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.
Соблюдение условий взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.
Заключение
Изучена литература Андреева Г.М., Вересов Н.Н., Казначевская Г.Б., Ковальчук А.С., Столяренко Л.Д., которая позволила выявить основные особенности и закономерности эмпатии в общении.
Изученная литература представлена в виде концентрированного текста 9 страниц, а также схем и таблиц.
Представлен комплекс по совершенствованию в виде правил.
Таким образом, задачи контрольной работы решены и цель достигнута.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения. / Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2001.
2. Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 224с.
3. Казначевская Г.Б. Менеджмент – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 352с.
4. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 256с.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672с.
6. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 416с.
Глоссарий
Взаимопонимание — социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: 1) согласовании индивидуального осмысления предмета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.
Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).
Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
Компромисс (от лат. сompromissum) означает соглашение, достигнутое путем взаимных уступок. Компромисс включает в себя как субъективный, так и объективный фактор.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Культура организации делового общения — это знания, идеи, оценки, установки, мотивы, лежащие в основе активного социального поведения (поступков, действий), принятия решений, демократически направленная деятельность менеджера, нормированная речь.
Культура общения — это совокупность ценностей (свободы, справедливости, прав и обязанностей, ответственности и самосознания) и способ их реализации в системе социальных, экономических, культурных отношений людей, основанных на раскрытии индивидуальных возможностей и способностей личности.
Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Моральные (нравственные) отношения – отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права.
Моральное сознание – включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку.
Мотив - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация, - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок.
Нравы и обычаи — это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества.
Результат – материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.
Установки – неосознаваемая готовность человека определенным образом воспринимать и оценивать какие-то ситуации, людей
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.
[1] Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения. / Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2001.
[2] Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 224с.
[3] Казначевская Г.Б. Менеджмент – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 352с.
[4] Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 256с.
[5] Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 416с.
[6] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672с.