Содержание

Введение. 3

1. Проблема. 4

2. Стереотипы и установки. 5

3. Общение и коммуникация. 7

4. Невербальное общение. 8

5. Недостаток внимания и взаимопонимания. 10

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Глоссарий. 14

Введение

         Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной пси­хологии. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в тра­диционной социальной  науке не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому тер­мину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психоло­гической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или иссле­дованы в других системах социально-психологического знания.

         Цель данной работы – выявить особенности и закономерности по теме «Эмпатия».

         Задачи:

1.     изучить литературу поданной теме;

2.     классифицировать информацию в виде концентрированного текста и графических иллюстраций;

3.     представить комплекс по самосовершенствованию.

1. Проблема

Действительное состояние дел

                

            

           

             проблемы

            Стереотипы

          Коммуникация

           Невербальное                               

               общение

         Долговременные

           коммуникации

             Недостаток

              внимания

           

Идеальное состояние дел

1. Действие стереотипов

1. Отсутствие стереотипов

2. Недостаток квалификации для анализа истинной цели каждой коммуникации

2. Грамотный анализ истинной цели каждой коммуникации

3. Недостаточное знание невербальных моментов в деловом общении ведет к недопониманию собеседников

3. Внимание ко всем невербальным проявлениям собеседников

4. Установление коммуникаций для сиюминутных целей

4. Установка коммуникации не только на сегодня, но и на завтра

5. Не используются возможности включения в сообщения важных моментов для собеседника

5. Использование возможностей, когда они предоставляются, включать в сообщение

6. Недостаток внимания для того, чтобы следить, как срабатывает коммуникация

6. Постоянно держать в поле зрения то, как срабатывает коммуникация

         Выводы: Переоценка предыдущего опыта с точки зрения измене­ний, происходящих на каждой новой стадии роста, кри­тическое осмысление собственных ошибок без жесткой кри­тики является мощным психологическим стимулом обретения уверенности в себе. Надо помнить, что право на ошибку имеет каждый, а последствия ошибок должны быть проанализированы как ценный опыт прошлого, важный урок, который преподносит нам жизнь. Слишком критичное отношение к себе оказывается неконструктивным, мешает творчеству и самовыражению, порождает страх неудачи в будущем. Таким образом, стереотипы мешают и затрудняют общение, также как и недостаток внимания, недостаточность коммуникационных процессов.

2. Стереотипы и установки[1]

Надпись: неосознаваемая готовность человека определенным образом воспринимать и оценивать какие-то ситуации, людей
Надпись: Когнитивное Надпись: Аффективное Надпись: Поведенческое
Надпись: Мнения, убеждения относительно какого-либо объекта, которые позволяют человеку судить, что, на его взгляд, является истинным, правдоподобным или возможным Надпись: Положительные или отрицательные эмоции, отношения Надпись: Готовность к определенным реакциям, соответствующим его убеждениям
 

         Вывод: На восприятие других людей боль­шое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным сте­реотипом понимается устойчивый об­раз или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социаль­ной группы.

         Для человека, усвоившего стерео­типы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого челове­ка. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», по­зволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они име­ют свою «разрешенную» сферу соци­ального применения. Например, сте­реотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

3. Общение и коммуникация

 

         Вывод: Существуют разнообразные виды общения, которые имеют свои стороны и функции, без знания которых невозможно установить контакт с собеседником[2]. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры[3].

4. Невербальное общение

 

        ХАРАКТЕРИСТИКИ                                                        ВИДЫ

Надпись: Значение речи и языка  Надпись: Визуальные
Надпись: Акустические
Надпись: Свойства речи и языка
Надпись: Тактильно-кинестезические
Надпись: Функции речи и языка
Надпись: Виды речи и языка Надпись: Ольфакторные
 

         Вывод: Общение возможно лишь при помо­щи знаковых систем. Различают вер­бальные средства общения (когда ис­пользуется речь) и невербальные сред­ства общения, когда применяются неречевые средства общения[4]. В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека[5]. Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, являет­ся не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.

         Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между парт­нерами; обогащать значения, переда­ваемые словами, направлять истолко­вание словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование си­туации.

5. Недостаток внимания и взаимопонимания[6]

Надпись: ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
 

 

Составные части

 

Предпосылки эффективности

 

Условия взаимопонимания

 

Причины недопонимания

Надпись: отсутствие или искажение вос¬приятия людьми друг другаНадпись: различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналовНадпись: дефицит времени для переработки получаемых и выда¬ваемых сведенийНадпись: умышленное или случайное ис¬кажение передаваемой информацииНадпись: отсутствие возможности испра¬вить ошибку или уточнить данныеНадпись: отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведенияНадпись: потеря или перенос на другую цель совместных действий 

         Вывод: Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать спе­циальные условия. Важнейшими усло­виями взаимопонимания являются:

1) понимание речи взаимодейству­ющей личности;

2) осознание проявляющихся ка­честв взаимодействующей личности;

3) выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;

4) выработка соглашения и практи­ческое его выполнение по установлен­ным правилам.

         Соблюдение условий взаимопонима­ния на практике, в жизни является кри­терием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более при­емлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партне­ров. Для этого их необходимо периоди­чески исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей и обстоя­тельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.

Заключение

         Изучена литература Андреева Г.М., Вересов Н.Н., Казначевская Г.Б., Ковальчук А.С., Столяренко Л.Д., которая позволила выявить основные особенности и закономерности эмпатии в общении.

         Изученная литература представлена в виде концентрированного текста 9 страниц, а также схем и таблиц.

         Представлен комплекс по совершенствованию в виде правил.

         Таким образом, задачи контрольной работы решены и цель достигнута.

  

Список литературы

1.     Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения. / Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2001.

2.     Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 224с.

3.     Казначевская Г.Б. Менеджмент – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 352с.

4.     Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 256с.

5.     Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672с.

6.     Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 416с.

Глоссарий

         Взаимопонимание — социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: 1) согласо­вании индивидуального осмысления предмета общения и 2) взаимопри­емлемой двусторонней оценке и при­нятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в хо­де которых наблюдается близость или схожесть (полная или частич­ная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы дости­жения результатов совместной де­ятельности.

         Внутриличностная функция общения реализуется в общении чело­века с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

         Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы.

         Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.

         Коммуникативно-информацион­ная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представле­ниями, идеями, интересами, настроени­ями, чувствами, установками и т.п.

         Компромисс (от лат. сompromissum) означает соглашение, достигнутое путем взаимных уступок. Компромисс включает в себя как субъективный, так и объективный фактор.

         Конативная (поведенческая) сто­рона общения служит целям согласо­вания внутренних и внешних противо­речий в позициях партнеров.

         Конфликтное общение характе­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия.

         Культура организации делового обще­ния — это знания, идеи, оценки, установки, мотивы, лежа­щие в основе активного социального поведения (поступков, действий), принятия решений, демократически направлен­ная деятельность менеджера, нормированная речь.

         Культура общения — это совокупность ценностей (свободы, справедливос­ти, прав и обязанностей, ответственности и самосознания) и способ их реализации в системе социальных, экономических, культурных отношений людей, основанных на раскрытии индивидуальных возможностей и способностей личности.

         Массовое общение — это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­никация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

         Межличностная сторона обще­ния отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с дру­гими людьми и теми общностями, с ко­торыми он связан своей жизнью.

         Межличностное обще­ние связано с непосредственными кон­тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

         Моральные (нравственные) отношения – отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для индивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права.

         Моральное сознание – включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку.

         Мотив - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация, - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок.

         Нравы и обычаи — это устойчиво проявляющиеся  в  поступках  людей нормы поведения,   соответствующие   требованиям   определенного   общества.

         Результат – материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.

         Установки – неосознаваемая готовность человека определенным образом воспринимать и оценивать какие-то ситуации, людей

         Эмотивная сторона общения свя­зана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контак­тах партнеров.


[1] Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения. / Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2001.

[2] Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 224с.

[3] Казначевская Г.Б. Менеджмент – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 352с.

[4] Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 256с.

[5] Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 416с.

[6] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 672с.