Содержание

1. Научно-технический прогресс в машиностроении. 3

2. Практическая часть. 15

Список литературы.. 22

1. Научно-технический прогресс в машиностроении

Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом ), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. [3]

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%).

Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.[2]

Для России, стремящейся сохранить за собой статус мировой высокоразвитой державы, проблемы развития машиностроения являются общегосударственными. Тем не менее, определенная самостоятельность субъектов Федерации, особенно в решении социальных задач, перекладывает на их плечи значительную долю решения машиностроительных проблем. За исключением незначительного числа регионов, машиностроительные производства сохранились практически на территориях всех регионов России. При этом почти в половине из них (44 из 89) машиностроение имеет долю в структуре продукции собственной промышленности, превышающую среднероссийский уровень (свыше 20%).

Выделим некоторые наиболее характерные моменты для современного состояния машиностроения.

1.   Общий спад производства способствовал переориентации российского машиностроительного производства на текущий платежеспособный спрос, чаще всего не связанный с высокотехнологичной продукцией. Наметившийся в последние годы непродолжительный рост происходил только в отдельных машиностроительных производствах. Сокращение производства в машиностроении более, чем на 60 %, обеспечило образование значительных объемов незагруженных мощностей, что в конечном счете привело к непомерно высокой доле условно-постоянных затрат в издержках производства и расширению числа убыточных предприятий (более 40 % от общего числа).

2.   На фоне инвестиционного кризиса и падения спроса на машинотехническую продукцию процесс обновления производственного аппарата в самом машиностроении и в отраслях экономики замедлился и качественно ухудшился - для воспроизводственного процесса поставляются машины и оборудование преимущественно традиционного типа. В результате не происходит технической модернизации основного капитала, и, соответственно, не улучшаются потребительские характеристики готового продукта, на нем производимого.

3.   В структуре машиностроения и металлообработки с начала 90-х годов с 88 до 81 % уменьшилась доля собственно машиностроения и почти в два раза (с 8.5 до 15 %) вырос удельный вес ремонта машин и оборудования. Ремонтная функция машиностроения стала доминировать над инвестиционной. К тому же в структуре производства конечной машинотехнической продукции резко снизился удельный вес наукоемких отраслей, а среди структурообразующих отраслей - станкостроения, но существенно выросла доля машиностроения для инфраструктуры. Это привело к крупному структурному сдвигу - продукция наукоемких отраслей была замещена машинами и оборудованием для отраслей инфраструктуры.

4.   Один из путей выхода из кризиса, наметившийся в машиностроительном производстве, состоит в том, что для повышения качества продукции машиностроительные предприятия начинают кооперироваться с зарубежными производителями и комплектовать ее импортными узлами и деталями. В результате из технологических цепочек выпадают часть НИОКР и целые технологические переделы, нарушается полный производственный цикл. В настоящее время по ряду важных конкурентоспособных изделий - автомобилей, средств связи, самолетов и др. - функцией российского производителя становится в основном сборка готовых изделий из импортных частей.

5.   В результате ошибочной политики конверсии оборонного машиностроения и усиления ремонтно-сервисных и инфраструктурных функций машиностроения не удалось использовать конкурентоспособную часть комплекса высокотехнологичных отраслей в целях обновления производственно-технологических систем как в самом машиностроении, так и в отраслях народного хозяйства. Основная доминирующая тенденция в машиностроительных комплексах развитых стран - рост наукоемкой продукции на основе высоких технологий. Очевидно, что отечественным машиностроением пропущена целая стадия научно-технического прогресса - серийный выпуск высокотехнологичной продукции, поскольку дальше единичных экземпляров ГПС в России дело не пошло. Как следствие, инвестиционный процесс прежде всего в приоритетных с точки зрения современного международного разделения труда сферах экономики (электроника, вычислительная техника, информатика и др.) реализуется с помощью преимущественно импортного оборудования.

6.   Парк технологического оборудования промышленности на 90 % сформирован в докризисные годы из отечественного оборудования. Его массовую модернизацию, замену и обновление невозможно произвести без отечественного машиностроения и хотя в настоящее время для этих нет достаточных инвестиционных ресурсов следует учитывать то что основными причинами и ограничениями экономического роста как в ближайшей, так и среднесрочной перспективе являются факторы, так или иначе связанные с уровнем развития машиностроительных производств: низкий технический уровень и избыточная величина накопленных в отраслях экономики основных производственных фондов; неоднородность технологического пространства и, как следствие, потери качества в технологических цепях; низкий уровень качества отечественной машинотехнической продукции; отсутствие достаточного спроса на продукцию отечественного машиностроения, в том числе со стороны государства; слабый уровень развития отечественного инвестиционного комплекса, особенно машиностроения, излишняя концентрация производства в нем, неразвитость различных рыночных форм, обеспечивающих мобилизацию инвестиционных ресурсов и перелив капитала, быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса, оказание услуг производственного характера и др.[4]

Перспективы существования и развития отечественного машиностроения во многом связаны с развитием в стране взаимоотношений между технологической системой и обществом. России досталось крайне тяжелое наследство от бывшей политико-экономической системы - глубокая технологическая отсталость, во многих случаях необратимая. Первые признаки технологического кризиса появились в конце 70-х годов в виде снижения эффективности общественного производства, падения отдачи от освоенных поколений техники. В годы реформ технологический кризис перешел в регресс научно-технического потенциала. Это явилось следствием того, что реформирование народного хозяйства как в бывшем СССР, так и в России не носило комплексного характера, не было направлено на приоритеты и болевые точки экономики, к числу которых относится технологическое развитие. Анализ разработанных концепций и программ перехода к рынку показывает, что в них рассматривались многие вопросы, но только не технологического развития экономики.[9]

В настоящее время оценка технологических и машиностроительных перспектив должна прежде всего учитывать сложившиеся в российской экономике различные технологические уклады (преобладание устаревших, но и зачатки новых). Перспективы развития технологического потенциала РФ до 2006 г. скорее всего, будут основываться на продолжающемся (и за 2005 г.) заимствованием импортных технологий и готовой машинотехнической продукции с постепенным накоплением опыта их производства на собственных мощностях, а также на развитии отечественных приоритетных прорывных технологий. При этом роль собственно российского машиностроения, при благоприятных рыночных условиях, может свестись к следующему: [9]

1) продолжение выпуска модернизированных машин и оборудования для устаревших, но еще функционирующих технологических укладов;

2) производство (в том числе сборка) прогрессивной машинотехнической продукции на импортном оборудовании и с привлечением иностранного капитала в различных формах;

3) участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества);

4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для прогрессивных отечественных технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Весь вопрос в том, в каких временных и количественных соотношениях будут сочетаться эти четыре вида деятельности отечественного машиностроения. Заметим, что при этом будет затребована, по всей вероятности, только часть мощностей существующего машиностроительного потенциала. [8]

Машиностроение в ХХ веке стало и в ХХI веке сохранится как материальная база реализации научно-технического прогресса всех передовых стран мира. От уровня его развития и от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояние народа. Объективная оценка интеллектуальной собственности России подтверждает высокий уровень имеющегося в машиностроении потенциала, достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в области конструирования, современных технологий и оборудования.[1]

Однако, в последнее десятилетие в связи с огромными сложностями социальных и политических преобразований и системным кризисом во всех сферах хозяйственной деятельности объем промышленного производства сократился примерно в два раза. При этом КИМ сократился в легковом и грузовом автомобилестроении соответственно на 30 % и 75 %, в станкостроении - на 80 %, в комбайностроении - на 85 %, в сельхозмашиностроении - на 90 %. Капиталовложения за эти годы упали в 3 - 5 раз, износ основных фондов в машиностроении достиг 60 - 70 %, а в ряде отраслей энергетики и нефтехимии - 80 - 100 %. Аналогичная ситуация сложилась на предприятиях и объектах оборонного комплекса. Эти обстоятельства поставили под угрозу основные компоненты национальной безопасности России - технологическую, техногенную, оборонную и экономическую.[3]

Большое внимание уделяется приоритетам развития машиностроения, обсуждаются отечественные достижения и отставания, а также особенности развития в современных условиях станкостроения и приборостроения, энергетического и транспортного машиностроения, судостроения и авиационного машиностроения, ракетно-космического и атомного машиностроения. Обсуждается роль Российской академии наук в развитии данных и других отраслей машиностроения.

Отмечается большая роль новых передовых технологий в повышении технического уровня и конкурентоспособности изделий отечественного машиностроения, таких как лазерные и электронно-ионноплазменные технологии, робототехнические системы и микромашины, гибкие производственные системы, модульные технологии, вибрационные технологии, электроэкструзия, сверхпластичность, нанотехнологии, технологии диагностирования и контроля и др. Подчеркивается необходимость создания и применения новых машиностроительных материалов (композиты и полимеры, керамические материалы, металлы и сплавы со специальными свойствами, сверхтвердые материалы, материалы для микроэлектроники и др.)[5]

Подчеркивается большая роль кадров в возрождении машиностроительного комплекса страны. Особенно это касается привлечения молодых специалистов и инженеров для работы в научных, конструкторских и производственных организациях машиностроительного комплекса. Последнее тесно связано с такими проблемами, как повышение качества обучения в ВУЗах, повышение квалификации через учебу в аспирантуре и докторантуре, улучшение материального положения молодых специалистов и т.д.

Помимо рассмотренных направлений улучшения дел в отечественном машиностроении в докладе уделяется внимание таким проблемам, как создание новых методов расчета и проектирования машин и конструкций, ставятся новые задачи в области метрологии, стандартизации, качества продукции, повышения ее надежности и ресурса. Уделяется внимание развитию международного научно - технического сотрудничества.[5]

В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менее, различия между отдельными странами достаточно велики.

Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия. [6]

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый — Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция. Второй регион — зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий — Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый регион — страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

В цепом, по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами — в Бразилии. Индии, Аргентине, Мексике и особенно — в «новых индустриальных странах», что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.[6]

Машиностроительный комплекс играет важную роль в экономике, обеспечивая своей продукцией нужды материального производства, непроизводительной сферы, обороны и населения. От него зависит технологический прогресс в обществе, уровень производственного аппарата и качество жизни людей. На современном историческом этапе важно возродить спрос на оборудование в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. Для технологической сбалансированности машиностроительного комплекса, придания необходимой гибкости его производственной базе требуется увеличение выпуска оборудования межотраслевого назначения. В отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей, восстановить производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья. Вместе с тем необходима государственная поддержка тех подотраслей машиностроительного комплекса (в первую очередь оборонных), чьи производственные мощности позволяют провести техническое перевооружение производственного аппарата страны.

Стратегия развития машиностроения предусматривает внедрение новейших технологий с возможностью замены оборудования, постепенное накопление опыта его производства, а затем развитие приоритетных технологий.[2]

При благоприятных рыночных условиях российское машиностроение будет развиваться в следующих направлениях:

• выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшим, но еще функционирующим оборудованием;

• производство наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением иностранного капитала;

• участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества);

• точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий, как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Развитие российского экспорта машин и оборудования может произойти при усилении интеграционных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза продукции российского тяжелого и общего машиностроения для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет восстановление сотрудничества в рамках технического содействия. Весьма значительным остается потенциал российского экспорта оружия и военной техники. Реализация отечественных научно-технических проектов организации производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить весовым источником инвестиций в отрасль.

Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.[2]

К примеру, среди изобретений 2005 года в области машиностроения можно назвать.

Способ увеличения реактивной тяги истекающей струи - изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для создания водометов, например водометных судовых движителей. Изобретение позволяет существенно увеличить реактивную тягу истекающей струи.

Способ улучшения аэродинамически характеристик насыпного материала кипящего слоя. Патентообладатель: ОАО "Тульский проектно-конструкторский технологический институт машиностроения". Изобретатели: А.Д. Шавелкин. Ю.П. Жижин. Номер патента 2243029.

Способ относится к области машиностроения, а именно к разделу термической и химико-термической обработки деталей из металлов и сплавов. Проведенные опыты показали, что Vкр ненауглероженного катализатора больше Vкр науглероженного на 5%. Это позволяет уменьшить расход газовоздушной смеси и снизить энергопотребление, а также расширить диапазон технологий при разных скоростях кипения.

Косилка для уборки трав на сено. Патентообладатель: Открытое акционерное общество АК "Туламашзавод". Изобретатели: В.Н. Ананьев, А.Н. Бессонов, В.И. Боев, В.И. Соловьев, В.Я. Баталов, Л.И. Липатова, Н.Л. Платонов, М.В. Чибисова, С.М. Тененбаум. Номер патента 2239976. Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в конструкциях малогабаритных косилок, предназначенных для механизации тяжелого физического труда в садоводческих и фермерских хозяйствах. Конструкция косилки отличается своей низкой материалоемкостью, простотой конструкции, технологичностью изготовления, а также высоким качеством среза.[4]

С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

2. Практическая часть

Перечень работ по созданию и освоению ИЭТ

Шифр работы

Содержание работ

Исполнитель

Количество человек

3-15

Подготовка основного цеха к переходу на новые ИЭТ

ОсЦ

10

14-18

Оформление, согласование, корректировка и передача КД на ИЭТ основному цеху

ОсЦ

3

18-23

Изготовление опытной партии и ИЭТ

ОсЦ

4

15-18

Изготовление макета, его отладка, уточнение теоретических  разработок конструкций

Все подразделения

1

23-24

Промышленно-экономическая аттестация

Все подразделения

1

Комплексная сетевая модель  создания и освоения ИЭТ представлена на рис. 1.

Рис. 1. Сетевая модель

Построим сетевую модель для расчета основных параметров сети (рис. 1.)

Ранний срок свершения i-го события: Tpi = L(1 ÷ i)max, L – путь от 1 до i события, путь max.

Поздний срок совершения i-го события: Трi = Lкрит – L(I - K)max, К – конечное событие.

Поздний срок – это такой срок, превышение которое вызовет аналогическую задержку свершения завершающего события.

Резерв события – это такой промежуток времени, на который может быть отсрочено наступление данного события без нарушения сроков завершения разработки в целом.

Ri = Тпi - Тр

Полный резерв работы – это max срок, на который может увеличиться продолжительность данной работы, не нарушая продолжительность критического пути.

Rпij = Тпj – Трi – tij, Тпj – поздний срок свершения j-го события; Трi – ранний срок i-го события; tij – продолжительность работы ij.

Свободный резерв – это max время, на который м увеличиться продолжительность данной работы, не изменяя при этом ранних сроков начала последующих работ.

Rcij = Tpj – Tpi – tij

Коэффициент напряженность выполнения работы – показывает степень сложности работы в установленный срок.

Кнij = tij /(Rпij + tij).

Трнij = Ррi ранний срок работы ij

Тнн = Тпj – tij позднее начало работы

Троij = Трi + tij раннее окончание работ ij

Тпоij = Tпj позднее окончание работы ij.

Вариант

Группа сложности

Группа новизны

Уровень унификации

Директивный срок выполнения работ

Подразделение

Объем работ, чел./дн.

Вариант картотеки случайных ситуаций

6

3

2

0,45

15

НТО

1800

2

7

1

3

0,67

15

КО

3750

2

8

2

2

0,58

15

ТО

2100

2

9

3

4

0,50

15

ОсЦ

1800

2

10

1

5

0,7

15

ВсЦ

1800

2

Общая трудоемкость работ:

Тн = Т1*Кс*Кн *Кун*Кдн

Где Тн – базовая трудоемкость, нормо-ч

Кс – коэффициент, характеризующий группу сложности;

Кн – коэффициент, характеризующий группу новизны

Кун – коэффициент, учитывающий использование унифицированных элементов при разработке ИЭТ, равный Кун = 1 – 0,25 Ку. Где Ку – уровень унификации разрабатываемого изделия

Кдт – коэффициент дополнительных требований

Тн = Т1*Кс*Кн *Кун*Кдн

Для основного цеха общая трудоемкость работ равна:

Тн = 1800 * 2*1,8*0,875*1 = 5670

Исходя из этого графика можно определить критический путь 61 день.

Номер операции

Содержание работ

Трудоемкость работ

Трудоемкость работ, %

Задание на разработку технологии получено

85,05

1,5

1

Разработка маршрутной технологии на изделие

85,05

1,5

2

Разработка операционных технологических карт механической обработки

396,9

7,0

3

Конструирование оснастки для механической обработки

1134

20

4

Изготовление технологической оснастки для механической обработки

396,9

7

5

Разработка технологических процессов

396,9

7

6

Проектирование оснастки

68,04

1,2

7

Изготовление технологической оснастки

1701

30

8

Изготовление отливок для опытного образца

567,0

3,3

9

Механическая обработка деталей опытного образца

85,05

1,5

10

Механическая обработка деталей из стандартных заготовок

85,05

1,5

11

Разработка технологических процессов сборки изделия

396,9

7,0

12

Проектирование оснастки для сборочных процессов

85,05

1,5

13

Изготовление сборочной оснастки

85,05

1,5

14

Комплектация и подача на сборку покупных элементов

85,05

1,5

15

Сборка образца и его испытание

396,9

7,0

5670

Данные можно представить на ресурсной диаграмме (рис. 3)

Рис.3. Ресурсная диаграмма

Составим календарный план  работ:

Календарный план

Номер операции

Содержание работ

Время проведения

Задание на разработку технологии получено

1.01.2006

1

Разработка маршрутной технологии на изделие

1.01.2006 – 6.01.2006

2

Разработка операционных технологических карт механической обработки

7.01.2006 – 16.01.2006

3

Конструирование оснастки для механической обработки

7.01.2006 – 15.01.2006

4

Изготовление технологической оснастки для механической обработки

16.01.2006 – 21.01.2006

5

Разработка технологических процессов

1.01.2006 – 12.01.2006

6

Проектирование оснастки

13.01.2006 – 27.01.2006

7

Изготовление технологической оснастки

28.01.2006 – 05.02.2006

8

Изготовление отливок для опытного образца

06.02.2006 – 14.02.2006

9

Механическая обработка деталей опытного образца

15.02.2006 – 22.02.2006

10

Механическая обработка деталей из стандартных заготовок

22.01.2006 – 29.01.2006

11

Разработка технологических процессов сборки изделия

1.01.2006 – 09.01.2006

12

Проектирование оснастки для сборочных процессов

10.01.2006 – 23.01.2006

13

Изготовление сборочной оснастки

24.01.2006 – 31.01.2006

14

Комплектация и подача на сборку покупных элементов

01.01.2006 – 16.01.2006

15

Сборка образца и его испытание

23.02.2006 – 2.03.2006

Более подробно календарный план представлен в приложении 1.

В качестве оптимизации графика можно предложить увеличение численности работающих на операции 5 – до 6 человек; на операции 6 – до 12 человек; на операции 7 – до 16 человек; на операции 10 – до 9 человек; на операции 12 – до 8 человек; на операции 14 – до 4 человек. Данные мероприятия позволят сократить длительность процесса на 30 дней.

Рациональными сроками для начинания работ являются:

Начальный – с первого дня.

Конечный – 31 день.

Список литературы

1.                            Баранчеев З.П., Гришин В.Н., Гунин В.Н., Ляшша С.Ю., Онищенко С.И. Рабочая тетрадь к учебнику "Управление организацией". Раздел 4 "Инновационный менеджмент». - М.: ИНФРА-М, 2005 - 128 с.

2.                            Гунин З.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”.Модуль 7.- М.: ИНФРА-М., 2005 - 328 с.

3.                            Инновационный менеджмент: Справочное пособие /Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л. Э. Миндели. Изд. 2-е перераб. и доп. - М., ЦИСН, 2004 - 568 с.

4.                            Казанцев А.К., Подлесных ЗЛ., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Уч. пос. - М: ИНФРА-М., 1998.-367 с.

5.                            Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов по спец. "Менеджмент организации". — М.: ИНФРА-М, 2002. — 293 с., с. 106-115

6.                            Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./ Г.В.Савицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003. – 640 с.

7.                            Стародубцева О.А. Инновационный менеджмент: Уч. пос.- Новосибирск, изд-во НГТУ, 2000 - 103 с.

8.                            Развитие машиностроения - основа научно-технического прогресса в условиях либерализации экономики // Наука и промышленность России, 2001 N9.- С.4-7.

9.                            Воронов А.А. Оценка состояния и перспектив развития конкурентоспособности машиностроительного производства // Машиностроитель. - 2003. -№ 7. - С.24-27.

10.                       Почукаева О. В., Орлова Т. Г.  - Оценка влияния технологического и финансового факторов на развитие машиностроения //Проблемы прогнозирования, № 6, 1999. – с. 57-59

11.                       Борисов В. - Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность //Экономист, № 7, 2002. – С, 20-22

12.                       Вороненко В.П., Схиртладзе А.Г., Брюханов В.Н.. Машиностроительное производство. Учебник .-М.: Высшая школа.,2002г.,302с.

13.                       Колесов И.М. Основы технологии машиностроения. Учебник. М.: Высшая школа. 2003г.,589с.

14.                       Машиностроение. терминологический словарь под ред. М.К.Усова., Э.Ф.Богданова. - М.: Машиностроение. 1995г., 590с.

15.                       Основы отраслевых технологий и организации производства . /Под ред. В.К.Федюкина. С-Пб.: «Политехника». 2002г., 311с.

16.                       Технология машиностроения. / Под. ред. Гусева А.А. Учебник. М.: Машиностроение. 1986г.,479с.

17.                       Технология машиностроения. /  Под. ред. Дальского А. М.Учебник в 2т. М.: МГТУ им. Баумана Н.Э. 2001г. 560с., 539с.


[1]