Содержание

Введение. 3

Первообразы права в античной мифологии. 4

Заключение. 7

Список литературы.. 8

Введение

Политическая теория развивалась в течение многих веков через накопление знаний, выдвижение новых идей, разработку собственных методов теоретического анализа, обобщение практического политического опыта. Всю историю возникновения и развития политической мысли можно представить в виде этапов: с момента возникновения до XIX в. политические знания развивались в русле ряда наук, главным образом в рамках философии; конец XIX — начало XX вв. — формирование в основном целостной системы знаний о политике, превращение ее в самостоятельную научную дисциплину; со второй половины XX в. и по настоящее время — современный этап в развитии политической мысли.

Изучение истории развития политической мысли позволяет понять внутреннюю логику становления политологии как науки, увидеть разнообразие научных подходов, вызванное потребностями развития теории и практики, выявить истоки современного взгляда на политику.

Первообразы права в античной мифологии

Самые ранние представления о политике, власти, политических отношениях возникли в мифологической форме, восходят к мифологическим истокам. Земные порядки, в том числе и отношения власти, исходя из этих представлений, имеют божественное происхождение, являются внеисторическими, выступают частью мировых, космических порядков. Закрепление и распространение этих взглядов можно обнаружить в многочисленных мифах разных народов. Так, в древнекитайских мифах божественный характер власти находит воплощение в деятельности императора — верховного правителя Поднебесной, который олицетворяет собой уникальную связь с внеземными силами. В египетской мифологии боги являются одновременно источником власти правителя и вершителями земных судеб. В античной мифологии древнегреческие боги приобретают почти реальный облик, являясь непосредственными законодателями и правителями.

Миф есть царство всеобщего оборотничества: вещь не только вещь, но одновременно и одушевленное существо; животное — и животное (добыча) и священный дух; солнце — это и тот огненный шар, который мы каждый день видим на небе, но одновременно это и грозный бог, дающий и плодородие и засуху. Для первобытного человека эти представления есть нечто изначальное, а вовсе не результат соединения (ассоциации) двух образов.

Отсюда можно сформулировать определение мифа: миф это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.

Иными словами, миф есть не что иное, как проекция человеческой души вовне, в космическое целое. Слово “космос” здесь используется не в том значении, какое оно приобрело в наши дни. Космос — это древний образ мироздания, в котором человек не “царь природы” (это понимание возникает лишь в христианскую эпоху), а всего лишь ее часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. Ясно, что в роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическим воображением.

У каждого племени возникают свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Отсюда пошел возникший уже в христианскую эпоху термин “язычество”: в отличие от духовного универсализма христианской Европы в древности каждому особому языку (племени) соответствует своя система верований. Языческие боги носят самый разнообразный характер, но сами верования и мифы достаточно типичны по своей внутренней структуре и способу взаимодействия природы и человека. .

Конечно, можно оценивать миф, сравнивая его с современной системой знаний, однако это увело бы нас далеко в сторону от его действительного назначения. Миф и не призван давать объективную картину мира, он призван придавать миру смысл, и это свое предназначение успешно выполняет. Так “индейцы пуэбло верят, что они — дети Солнца-Отца, и эта вера открывает в их жизни перспективу, выходящую далеко за пределы их ограниченного существования. Это позволяет им жить полноценной жизнью” . И в то же время надо помнить, что эта смысловая полнота достигалась при полном отрицании самостоятельного достоинства человека.

Слово «полис» означает город (государство). Рабовладельческие полисы были основой греческой и вообще античной культуры, именно полисная организация общественной жизни необычайно ускорила развитие культуры. Главная роль полисов заключалась в том, что они предварительно «проиграли» целый ряд проблем, которые потом встали перед европейским человечеством XX века.

Самым демократичным в Греции был Афинский полис. Здесь любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, с предложениями по вопросам внутренней и внешней политики. Полисная демократия защищала не только жизнь и имущество горожан, но и права и свободу их личности. В условиях полисной культуры и родилась личность, так как данная культура предполагала способность к самооценке, умение сдерживать себя, соотносить свои интересы с интересами других. Правда, помимо этого она предполагала также умение скрывать свои интересы, маскироваться и лицемерить. Все эти черты составляли существо «полисной» личности.

Афинский полис породил много ярких, выдающихся личностей. С его падением (в V в. до н. э.) начался упадок античной культуры.

Итак, выделим характерные черты древнегреческой культуры:

1. Природные условия, повлиявшие на формирование культуры Греции, стали основанием, на котором развился образ жизни и деятельности племен, осевших на ее территории. Они же стали причиной особенностей расселения людей и организации общества. Отсутствие единого государства до некоторой степени "возмещалась" единством языка, верований, характером уклада каждого из населивших побережье Малой Азии, острова и Балканский полуостров народов.

2. Полисный уклад был во многом продолжением общинного образа отношений: общее собрание, которое решало основные вопросы, стало основой демократической организации. Однако демократия греческого полиса несла в себе и некоторые элементы олигархии: власть могла принадлежать лишь земельным собственникам. Но даже и среди этой части населения в управлении могла участвовать лишь ограниченная часть мужского населения. Тем не менее греческий полис выработал определенный идеал человека, который стал образцом для подражания в повседневной жизни и в искусстве.

3. Греческий менталитет предполагает представление о едином Космосе, в котором каждый элемент связан с другими его элементами, а каждый человек — это микрокосм, организованный на тех же гармонических началах и основаниях. Из этого мировоззрения вытекает общая гармония мира, в которую входят все стороны человеческого существования.

4. Подвижный и разнообразный в целом характер духовной культуры.

5. Развитый индивидуализм, явившийся предпосылкой рождения личности.

6. Развитая система заимствования, и трансформации культурных традиций: у египтян - солнечный календарь и сведения об устройстве государства; у вавилонян - многие математические открытия; у финикийцев - алфавит. Заимствуя, греки учились у своих учителей, а это великое умение, лежащее в основе саморазвития.

7. Самобытность и самостоятельный характер национальной культуры, проявляющийся, прежде всего, в присущей грекам свободе Они сотворили себя сами, а ведь свобода в том и состоит, что человек делает себя сам. У греков была поговорка, смысл которой заключается в следующем: человек, страдающий насморком, должен чаще вытирать свой нос, а не винить мир в своих страданиях. Космологичность сознания.

8. Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.

9. Пластичность и гармония греческой культуры ярко проявлялась в драматургии, поэзии, ваянии и других жанрах, в которых форма должна соответствовать содержанию.

10. Одновременно история Древней Греции была полна безумия и фанатизма, насилия и тирании. Примером является Спарта, с ее казарменными устоями, с жестоким регулированием даже личной жизни людей (слабых новорожденных сбрасывали в пропасть). Те же афиняне, гордившиеся своей демократией, приговорили Сократа к смертной казни за свободомыслие. Примечательно и то, что ручной труд считался уделом рабов и был постыден для свободного гражданина.

Обобщая, отметим: свободный характер культуры Древней Греции, равно как и ее противоречивость, во многом обусловлены тем, что греки не копировали другие народы, а полагались на свои представления, они созидали самих себя, и в этом их величие.

Заключение

В мифе человек магически овладевал миром, но не следует думать, будто это приносило ему свободу. Ведь магическая связь сама делает своим пленником того, кто к ней обращается. В мифе и магии человек выступает не как самоценное существо, а как часть целого, вписанная в его незыблемый порядок. Даже в глазах своих последователей магия не всесильна, ибо она основана на мистических связях мирового целого, космоса, в котором Судьба одинаково всесильна и над людьми и над богами. “...Нет сильнее силы, чем всевластный рок”, “Умение любое — пред судьбой ничто. И Зевс от предрешенной не уйдет судьбы” — говорит миф устами величайшего бунтаря древности — Прометея (Эсхил. Прометей Прикованный Античная драма. М., 1970. С. 83,96). Но древний человек и не стремился к свободе. Миф и магия выражают стремление не к свободе, а к выживанию, но выживание здесь осуществляется за счет подавления любых проявлений свободы.

Миф есть исторически первое и потому очень ограниченное осуществление творческого человеческого духа, когда этот дух еще не развит и не готов совладать с собственной свободой.

И даже в более позднюю эпоху, когда человек уже вышел из первобытного состояния и стал понемногу овладевать силами своей души, он воспринимал свой самоконтроль как результат помощи богов мудрости — против богов гнева и ярости.

Список литературы

     Алесеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2000.

     Античная философия. М., 1985.

     Аристотель. Метафизика. //Соч. в 4-х тт. - М., 1975.

     Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1976.

     Богомолов В. С. Античная философия. - М., 1988.

     Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. - Кемерово, 1986.

     Платон. Сочинения в 3-х тт.. - М., 1971.

     Радугин А. А. Философия: курс лекций. - М.: Центр, 1999.

     Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2000.