ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

на тему

«СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ»

Выполнила Ларюшкина И. В.

группа 401 факультет Менеджмента и Маркетинга

специальность Менеджмент организации

№ личного дела 06ммб00290

Руководитель к. э. н., профессор Н. И. Малышев

Москва 2009 г.

Содержание

Введение                                                                                                 3

Глава I   Сущность инновационно-технологической модернизации       6

I.1. Сущность, основные характеристики процесса

модернизации                                                                                         6

I.2. Условия модернизации российской экономики                    9

I.3. Достижение конкурентоспособности как конечная цель

инновационно-технологической модернизации                                             13    

Глава II   Анализ научно-технического развития зарубежных стран

и России как факторов внешней и внутренней среды                     17

         II.1. Анализ научно-технического развития и конкуренто-

способности зарубежных стран                                                             17

         II.2. Анализ научно-технического развития России.

Конкурентоспособность России на мировом рынке. Анализ

потенциала российской экономики                                                                 30

Глава III    Задачи инновационно-технологической модернизации        40

         III.1. Приоритетные направления инновационно-технологи-

ческой модернизации российской экономики                                       40

         III.2. Цели и задачи инновационно-технологической модер-

низации                                                                                                   42

         III.3. Перспективы формирования инновационно-техноло-

гических стратегий                                                                                 43

Заключение                                                                                            47

Список литературы                                                                              49

         Введение

Современные процессы глобализации мировой экономики обусловлены прогрессом науки и технологий.  Место страны в современном мире сегодня все больше определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования и степенью использования науки и технологий в производстве.

Факторы, которые будут определять положение стран в геополитической конкуренции в XXI веке, включают: образование, здоровье и другие параметры качества жизни населения; развитие науки и информационной среды; развитие ключевых производственных систем высоких технологий, способность хозяйственного механизма экономики генерировать высокую инновационную активность.

Тенденции развития ведущих мировых держав в последнее десятилетие XX века и начале XXI века неоспоримо свидетельствуют о том, что сформирована новая модель развития рыночного хозяйства, постоянно обеспечивающая научно-технический и социальный прогресс.

В настоящее время в России происходит коренная трансформация экономической системы. Традиционная концепция экономического механизма хозяйствования, использовавшаяся на протяжении семидесятилетней истории существования СССР, основывалась на централизованном планировании отраслей и пропорций народного хозяйства, государственной собственности на важнейшие средства производства и законе преимущественного роста средств производства по сравнению с производством предметов потребления. Однако исключение из экономики элементов рыночного хозяйствования не позволяло обеспечить достижения генеральной цели - построения высокоразвитого общества, характеризующегося высокой экономической и социальной эффективностью.

Это привело в середине 80-х годов прошлого века к необходимости реформ, направленных на трансформацию экономического механизма хозяйствования.  Вместе с тем, пятнадцатилетняя история активных рыночных реформ в России показала несостоятельность стратегии, в основе которой лежат чисто рыночные механизмы, реализуемые без учета как глобальных тенденций развития мировой экономики, так и особенностей данной страны.

          Обеспечить стратегическую глобальную безопасность и независимость России, высокий уровень благосостояния и качества жизни ее населения призвана отечественная промышленность. Однако осуществить это на основе существенно снизившегося за время рыночного реформирования экономики страны промышленного потенциала невозможно. Без высокотехнологичной промышленности инновации не станут реальным товаром. Эти проблемы могут быть решены только на основе ускоренной комплексной технологической модернизации всех отраслей материального производства и, прежде всего, промышленности. Всеобщее понимание значимости ускоренной инновационно-технологической модернизации промышленности в качестве главной составляющей государственной социально-экономической стратегии актуализирует проблемы определения направлений, форм и механизмов наращивания промышленного потенциала.

Это и является причиной актуальности проблем организационно-экономического обеспечения процессов инновационно-технологической модернизации промышленности.

         Целью работы является анализ уровня научно-технического и экономического развития России и зарубежных стран, степени их конкурентоспособности, а также оценка условий и возможностей для проведения инновационно-технологической модернизации российской экономики.

         Задачи работы:

1.     Показать сущность инновационно-технологической модернизации промышленности как комплексного процесса формирования устойчивой и конкурентоспособной инновационной экономики России.

2.     Проанализировать экономическое положение России на современном мировом рынке, ее конкурентоспособность, определить уровень развития Российской экономики.

3.     Выявить причины отставания России в научно-техническом развитии от ведущих стран мира.

4.     Определить приоритетные направления инновационно-технологической модернизации, в результате следования которым Россия сможет стать конкурентоспособной на мировом рынке.

5.     Сформулировать цель и основные задачи инновационно-технологической модернизации экономики в России.

         Глава I  

         Сущность инновационно-технологической модернизации

1.     Сущность и основные характеристики процесса модернизации

По самому общему определению, модернизация представляет собой

процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. В теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности, ведущие к формированию современного открытого общества в противовес традиционному закрытому. [8]

         Исходя из приведенных определений, можно сформулировать и определение инновационно технологической модернизации.

         Инновационно-технологическая модернизация – это переход от устаревших, выработавших свой потенциал технологий к инновационным технологиям, созданным на основе применения научно-технических достижений и разработок.

         В рамках процесса модернизации обычно происходят следующие изменения [8]:

         1) совершенствование всей системы общественных отношений и изменение уклада жизни: появление новых процедур и механизмов, регулирующих конфликты и разрешающих общественные проблемы;

         2) повышение сознательности и самостоятельности отдельных индивидов;

         3) максимальное распространение товарно-денежных отношений, появление новых передовых технологий, достижение высокого уровня профессиональной специализации менеджеров и наемных работников;

         4) изменение социальных отношений: переход от иммобильного общества к динамичному, основанному на высокой социальной мобильности и социальной конкуренции.

         В числе характеристик процесса модернизации также выделяют [8]:

         1) комплексность процесса, так как он охватывает все сферы жизни общества;

         2) системность процесса, поскольку изменение любого элемента или целой сферы жизни общества ведет к изменению других;

         3) глобальный характер: начавшись в странах Запада, процесс распространяется на весь мир;

         4) протяженный характер: модернизация не происходит в одночасье, а делится на этапы:

             - появление реформаторской элиты;

             - инициирование преобразований;

             - распространение;

             - закрепление результатов.

         5) дифференцированный, а не однотипный, прямолинейный характер: модернизация в разных странах протекает по-разному, так или иначе учитывает и опирается на традиции национальной культуры и этики, не требует полного отказа от них в пользу западных и европейских ценностей.

         Составной и неотъемлемой частью сложного перехода от традиционного общества к современному или индустриальному (постиндустриальному, информационному) является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как обязательной составляющей общего системного перехода.

         Проблема модернизации для России как страны, уступавшей в уровне социально-экономического развития странам Запада и постоянно стремившейся догнать развитые страны, была и остается актуальной до нынешнего времени.

         Положение дел в российской экономике и анализ ее развития показывают, что подъем после почти десятилетнего катастрофического спада был обусловлен тем, что российская продукция заняла те ниши, которые образовались в результате дохода от роста экспортных цен на нефть и девальвации доллара в 1998 году. На сегодняшний день этот процесс себя исчерпал и движется по инерции. В ситуации общепризнанного спада мировой конъюнктуры страна будет обречена на сокращение темпов роста экономики, если не найдет внутренних источников развития, компенсирующих внешний спад.

         Единственным выходом из создавшейся ситуации для обеспечения нормального стабильного роста является качественная инновационно-технологическая модернизация российской промышленности. Такая модернизация не может совершиться стихийно, без сознательного проведения определенной политики совместными усилиями государства и частного предпринимательства, сложившегося за последние годы как экономическая сила и, по потенциалу, не уступающая государственному сектору.

         Потребность в модернизации обусловлена в первую очередь тем, что значительное количество производителей российских товаров, которые находятся сегодня на рынке, неконкурентоспособны при повышении покупательной способности населения. Эта тенденция проявляется в виде роста импорта из стран ближнего и дальнего зарубежья в соответствии с ростом уровня жизни населения [1, c. 12].

         Неспособность экономики СССР, успешно и выборочно производившего уникальную в мире космическую, военную и прочую технику, обеспечить собственный потребительский рынок конкурентоспособными товарами отечественного производства была одним из факторов, приведший к развалу старой системы. Однако, нельзя не признать, что по этому параметру состояние экономики нового государства в новом тысячелетии технологически и в плане ресурсов еще хуже, чем в начале цикла экономических преобразований конца прошлого столетия. Для того, чтобы произвести нормальную конкурентоспособную продукцию, необходим выход на качественно новые технологии. Именно эти условия диктуют необходимость ускоренной модернизации российской экономики. Без этого невозможно обеспечить переход от третьего и четвертого экономических укладов к пятому и переход в постиндустриальное общество. В ситуации, когда мировой экономический кризис вызвал в целом ряде наиболее развитых стран проблему реформации экономики, у технологической модернизации российской промышленности как все еще основного уклада экономики страны появляются дополнительные шансы. Основными конкурентами России в этой нише международного разделения труда становятся Китай, Индия, Бразилия и Мексика.

         Проведение реформирования конца прошлого века вместо обещанного процветания привело к многочисленным неприятным экономическим последствиям. Выиграло от преобразований менее 10% населения (по социологическим исследованиям). Еще около трети общества считает, что материальное положение их семей за минувшее десятилетие скорее не ухудшилось или незначительно улучшилось. Радикальное реформирование произошло за счет резкого падения производства и, как следствие, падения уровня жизни большинства населения. Примерно 40% сегодня живут хуже, чем в СССР, а для 20% населения последствия стали просто катастрофическими. [8]

2.     Условия модернизации российской экономики

Именно осуществление модернизации промышленности, науки,

обороны, образования и медицины в начале нового тысячелетия определяет, превратится ли Россия в нормальный элемент системы цивилизованных стран или в страну-изгоя, с которой в лучшем случае никто не захочет иметь дела. Вопрос о модернизации особенно важно решать именно в данный момент, поскольку это определяется целым рядом условий, сформировавшихся в России в последние несколько лет.

         В первую очередь это определяется тем, что уже на протяжении последних лет Россия впервые может говорить о достижениях макроэкономической стабилизации. Бюджет имел профицит с 2000 года (2008 и 2009 годы в расчет не берутся, так как имеет место нездоровая общемировая обстановка в экономике), формально присутствует вполне допустимая инфляция для осуществления инвестиционных проектов, страна имеет вполне достаточные на сегодняшний день золотовалютные ресурсы для поддержания стабильности своей собственной валюты [8].

         Во-вторых, за эти последние годы произошло, пусть пока минимальное, изменение и укрепление вертикали власти с ее предсказуемостью и с ее направленностью в сторону продолжения либеральных реформ, затрагивающих все основы жизни общества, включая правовую, судебную реформы, реформу образования, реформу определенного разветвления власти по вертикали между федеральной, региональной и муниципальной. Направленность этих усилий резко повысила предсказуемость властей для внешнего мира и собственного населения, создало довольно благоприятный климат для экономических преобразований в стране.

         Если рассматривать структуру российской экономики, то здесь можно сделать неутешительный вывод о том, что слабое платежеспособное состояние российского населения с его огромной разницей в уровнях жизни не дает возможности рассматривать население России как реального экономического субъекта, способного организовать устойчивый спрос на высокотехнологичные изделия пятого технологического уклада и на наукоемкую продукцию. Возможность сбыта наукоемкой продукции ограничивается тем, что многие отрасли и системы потребления организуются и контролируются государством, а не частным сектором. Имеется в виду система обороны России. Спрос государства в этом секторе минимален.

         Другой момент, определяющий спрос – это медицина. За редким исключением, практически отсутствуют новые системы для исследования заболеваний, диагностики и лечения, определенная аппаратура для проведения операций. Частные клиники не имеют даже оборудования для нормального (мирового класса) лечения. В то же время, приобретение новой медтехники следующего поколения не представляется возможным из-за финансового положения.

         Еще одним ограничением для модернизации можно назвать неразвитость и слабость среднего класса как социально и экономически активного слоя, который мог бы, с одной стороны, предоставлять инвестиции, а с другой стороны, являлся бы потребителем продукции более высокого класса и качества. С третьей стороны, нормальный средний класс – это именно тот класс, который мог бы обеспечить довольно значительную социально-политическую стабильность и способствовать реформации и модернизации всех сфер жизни страны.

         При наличии у частных вкладчиков и предприятий накоплений механизмы нормального перелива частных накоплений в инвестиции практически отсутствуют. Это определяется слабостью банковской и страховой систем, неразвитостью российского законодательства, в том числе и защиты вкладов, это государственная монополия на отдельные виды страхования, включая медицинское, это отсутствие емкого фондового рынка, через который данные средства накопления могли бы перераспределяться в виде инвестиций. Рынок инвестиций не защищен ни законодательно, ни с точки зрения уважения бизнеса к корпоративному управлению.

         Существует несколько ключевых моментов, по которым Правительству и частному бизнесу необходимо достичь компромисса.

         Во-первых, это вопрос промышленной политики, которая в первую очередь будет определять дальнейшее развитие России. Большой риск сделать ставки не на те отрасли промышленности. По анализу мировых рынков можно предположить, какие отрасли производства уже заняты. Причем разговор не должен идти в рамках отраслей или подотраслей, а может идти только об отдельных прорывных технологиях, либо комплексах технологий, которыми обладает Россия. Необходимость проведения промышленной политики государством определяется тем, что именно государство на сегодняшний день является основным потребителем наукоемких технологий и техники, участником по продвижению российской наукоемкой продукции на западные и восточные рынки, собственником наукоемкого производства.

         Соотношение уровня развития среднего, малого, а также структур крупного олигархического бизнеса – еще один вопрос. Зависимость бюджета всех уровней от отдельных экспортно-ориентированных предприятий вызывают нестабильное положение экономики всей страны в целом. Так, бюджетные кризисы 1986, 1997 годов, а также 2008 года определяются мировыми тенденциями падения цен на нефть и на сырье [8]. Такая зависимость бюджета России от этих предприятий, которые по сути образуют на сегодняшний день олигархическую структуру России, является ущербной. Именно средний и малый бизнес чаще всего создают стабильность в стране и налоговые потоки, в гораздо меньшей степени зависимые от состояния и уровня всей мировой экономики. Средним и малым предприятиям гораздо проще приспособиться к изменению конъюнктуры, но крупные национальные компании и транснациональные компании путем создания огромных финансовых ресурсов дают возможность обеспечения долговременного стратегического маневра, весьма важного в проведении модернизации.

         Также определенной проблемой станет проблема обеспечения модернизации необходимыми кадровыми ресурсами. Демографическая ситуация в стране и недостаток высокообразованных, профессиональных менеджеров ставят под вопрос возможность реализации многих глобальных проектов. Таким образом, структура и система образования в России также нуждается в реформировании. Резкое увеличение количества людей, получающих высшее образование по профессиям, избыточность которых для экономики России совершенно понятна, превращает страну в источник бесплатной поставки высококвалифицированной рабочей силы для развитых стран. В то же время, уровень образования, особенно в области модных специальностей провинциальных ВУЗов, не выдерживает никакой критики. Одновременно начинает ощущаться нехватка подготовленной рабочей силы в ряде областей. Решение данной проблемы не может откладываться бесконечно.

         Особое значение приобретает реформирование государственных структур и государственной службы. Парадоксально, что эта наиболее важная для России реформа разрабатывается практически в узком кругу, без участия корпоративных общественных организаций. Более того, с нарушением конституционных прав и свобод человека. И это в стране, которая провозглашает себя демократической республикой. Пока же вместо реформирования делаются отдельные попытки спасти действующую систему государственных структур, многие из которых полностью разложились и не могут осуществлять государственные функции.

        

         3. Достижение конкурентоспособности как конечная цель

инновационно-технологической модернизации

         Под конкурентоспособностью товаров и услуг понимается способность продавать их по рыночным ценам с нормальной прибылью. Следует различать [8]:

         - внешнюю конкурентоспособность – способность продавать товары и услуги на мировых рынках, наличие в структуре экспорта достаточного количества товаров и услуг, обеспечивающих устойчивость платежного баланса страны;

         - Внутреннюю конкурентоспособность – продажи на внутреннем рынке в конкуренции с импортом и другими отечественными товарами, обеспечивающими вместе с экспортом необходимый уровень занятости и доходов населения.

         Обычно внешняя конкурентоспособность предполагает внутреннюю, но не наоборот. Внутренняя конкурентоспособность может быть предпосылкой внешней конкурентоспособности, но не гарантией. Это более низкий уровень конкурентоспособности.

         Также существуют:

         - конкурентоспособность по ресурсам – по природным ресурсам, по качеству человеческого капитала и капиталу – факторам достижения конкурентоспособности по товарам и услугам;

         -конкурентоспособность институтов – соответствие формальных и неформальных институтов страны – законодательства, норм и традиций поведения, распоряжения властью, степени свободы, радиуса доверия требованиям производства конкурентоспособных товаров и услуг.

         Проблема конкурентоспособности российских товаров и услуг и в целом экономики России выходит на первый план. На уровне высшего руководства страны ставится вопрос о путях преодоления отставания российской экономики, еще более возросшего за годы реформ и трансформационного кризиса; о ее модернизации, о целях, задачах и методах модернизации.

         На этапе формировании экономической политики последних лет сталкивались две альтернативных модели – либеральная, делавшая упор на свободную игру рыночных сил и на минимизацию участия государства в экономике, и государственная, настаивавшая на активном участии государства в экономике, причем не только в качестве реформатора, но и действующего субъекта, государственного предпринимателя и инвестора. Сторонники последней модели объясняли болезненность реформ в России, прежде всего, уходом государства из экономики, причем слишком быстрым. Они также всегда выступали за активную промышленную политику. На практике, однако, эти идеи реализовывались в течении краткосрочного периода – в момент пребывания на посту премьер-министра Е. М. Примакова, когда появились бюджет развития и Банк развития России. [8]

         С началом этапа модернизации тот же выбор предстал в новом свете. На первом этапе рыночных преобразований либеральная модель была более адекватной. Но, возможно, на этапе модернизации, когда необходима глубокая структурная перестройка, вторая модель выглядит более адекватной.

         В первые годы нового тысячелетия все же доминировала либеральная политика, и при этом имели место высокие темпы роста. Объяснения находили в девальвации рубля и высоких ценах на нефть. Тогда же был выдвинут лозунг удвоения ВВП за 10 лет, Правительством была поддержана идея диверсификации экономики, призванная решить проблему сырьевой ориентации российского производства и экспорта. [8] За ней следом пришла идея изъятия сверхдоходов нефтяников и снижения налогов на остальных, что дало бы импульс развитию обрабатывающих отраслей.

         Однако, вскоре выяснилось, что доходы нефтяников высоки лишь в силу конъюнктуры и конкурентоспособности их товара, в отличие от большинства других отраслей; что они ничем не выделяются по сравнению с их конкурентами на мировом рынке и чрезмерные изъятия просто приведут к потере ими конкурентоспособности. И так наши нефтяные компании сравнительно недавно приступили к внедрению новых технологий, уже давно освоенных другими странами. А обрабатывающим отраслям еще предстоит достичь конкурентоспособности, доказать, что они могут это сделать в приемлемые сроки.

         Сторонники другого, либерального пути развития настаивали на продолжении структурных и институциональных реформ. Но начатые реформы двигались медленно и за редким исключением (налоги) не приносили быстрых заметных результатов. Этого следовало ожидать, так как такова природа институциональных изменений: сопротивление им со стороны различных слоев общества возрастает, а предельный эффект снижается. [8]

         Государственная политика не может привязываться к определенным теоретическим моделям, а должна основываться на здравом смысле, на анализе затрат и выгод любого решения, на основательных прогнозах, включающих фактор неопределенности. Исходя из этого, можно сказать, что сами по себе рыночные силы не приведут к формированию в России структуры экономики, способной обеспечить процветание страны. Они скорее будут толкать к закреплению сырьевой ориентации, а следовательно, сравнительно низких темпов роста. С другой стороны, традиционные варианты промышленной политики (отраслевые приоритеты плюс государственные инвестиции плюс высокие налоги или масштабные льготы) только будут увеличивать неэффективность, бюрократию и коррупцию.

         В нынешних условиях разумной целью модернизации должно стать достижение высокой конкурентоспособности. Это и масштабная национальная задача стратегического характера, решение которой поставило бы нашу страну по уровню благосостояния населения в ряд наиболее развитых стран, и обеспечило бы ей достойные позиции в мире. Для достижения этой цели необходима отвечающая современным условиям структурная политика, которая в соответствии с поставленной целью позволила бы определить методы и средства ее достижения.

        

         Глава II

Анализ научно-технического развития зарубежных стран и России как факторов внешней и внутренней среды

1.      Анализ научно-технического развития и конкурентоспособности зарубежных стран

         Вторая половина ХХ века неопровержимо доказала, что научное знание, воплощенное в новые технологические разработки, является мощным генератором экономического роста как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

         Благодаря базисным нововведениям в области микроэлектроники, вычислительной техники, информатики, новых материалов, биотехнологии произошли крупные структурные сдвиги в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности. Одновременно появились новые крупные рыночные ниши, связанные с удовлетворением качественно иных, не существовавших ранее, а сформированных в результате технического прогресса личных и производственных потребностей (цветное телевидение, персональные компьютеры, мобильная и факсимильная связь, средства мультимедиа и др.). Освоение этих рыночных ниш стало одним из важнейших источников увеличения валового внутреннего продукта (ВВП) и создания новых рабочих мест сначала в индустриально развитых, а затем и в новых индустриальных странах. [2, c. 100]

         Исходя из опыта последних десятилетий, рынок сегодня обычно дает высокую оценку экономических перспектив научно-технических нововведений. Это способствует дополнительному притоку частных инвестиций в инновационную сферу. В результате многие специально созданные для производства наукоемкой продукции фирмы совершили за последнюю четверть века впечатляющее восхождение из рядов малого бизнеса на первые позиции среди крупнейших мировых производителей по объему капитализации (совокупной рыночной стоимости выпущенных акций), заметно потеснив многих прежних лидеров – крупные финансовые холдинги, сталелитейные, транспортные и торговые компании.

         Возьмем, например, список 500 крупнейших промышленных компаний по объему капитализации – FT Global 500, публикуемый ежегодно газетой «Financial Times». Лидирующие позиции в данном списке занимают, наряду с компаниями, занимающимися переработкой и сбытом нефтепродуктов, автомобилестроением и энергетикой, компании наиболее индустриально развитых стран, специализирующиеся в области производства компьютеров, микропроцессоров, программного обеспечения, телекоммуникаций, фармацевтики и биотехнологий.

         Так, например, в списке FT Global 500, опубликованном в июне 2009 года в числе первых пятидесяти крупнейших компаний мира находятся следующие компании [11]:

         - компании, специализирующиеся в области производства компьютеров и ИТ-оборудования: американские Cisco Systems – 28-е место, Apple – 33-е, Intel Corporation – 40-е, Hewlett-Packard – 44-е;

         - компании, специализирующиеся в области программного обеспечения: американские Microsoft – 6-е место, IBM – 14-е, Oracle Corporation – 37-е, Google – 39-е;

         - компании, специализирующиеся в области мобильной и фиксированной связи: China Mobile (Гонконг) – 5-е место, AT&T (США) – 7-е, Vodafone Group (Великобритания) – 34-е, Telefonica (Испания) – 35-е, Verizon Communications (США) – 38-е;

         - компании, специализирующиеся в области фармацевтики и биотехнологий: Johnson & Johnson (США) – 8-е место, Roche (Швейцария) – 18-е, Novartis (Швейцария) – 26-е, Pfizer (США) – 35-е, GlaxoSmithKline (Великобритания) – 41-е, Sanofi-Aventis (Франция) – 46-е, Abbott Laboratories (США) – 47-е.

На фоне присутствия в числе первых пятидесяти крупнейших компаний компьютерных, интернетовских, телекоммуникационных, фармацевтических фирм оказались не очень заметны лидеры предыдущих технологических укладов. Свои позиции сохранили разве что компании, специализирующиеся на переработке и сбыте нефтепродуктов. Так в 2007 – 2009 годах американская компания Exxon Mobil заняла первое место, а в 2008 – 2009 годах китайская компания PetroChina – второе место [10]. Автомобильных гигантов в рейтинге  2009 года представляют восемь компаний, а в первые 50 компаний входят лишь две: Toyota Motor (Япония) и Volkswagen (Германия). Восемьдесят шестой стала также японская Honda Motor, остальные пять компаний не вошли даже в первую сотню.

         Согласно современным представлениям на рубеже 80-х гг. ХХ века на смену четвертому технологическому укладу (связанному с развитием автомобильной промышленности, авиации, химической и нефтехимической промышленности, полупроводниковых материалов, цветной металлургии и других направлений технического прогресса) пришел пятый технологический уклад, содержание которого определяют базисные нововведения в области информационных технологий (микропроцессор, персональный компьютер, новые удобные и надежные носители информации, программные продукты, рассчитанные на массового пользователя), телекоммуникаций (оптико-волоконная техника, технологии мобильной связи, спутниковая связь, Интернет), биотехнологий (метод рекомбинантных молекул ДНК, клонирование, картирование генетического материала) и других магистральных направлений научно-технологического развития. [2, c. 104]

          Указанные нововведения оказывают сильное влияние на экономику индустриальных стран и всего мира в целом, вызывая заметные сдвиги в структуре и динамике общественного производства. Те страны, которые вовремя переориентировали свою экономику на использование новых передовых технологий, получают в результате значительные конкурентные преимущества перед государствами, сохранившими в качестве основы староукладное производство. Такие конкурентные преимущества сначала реализуются в возникающих новых крупных рыночных нишах, а затем постепенно распространяются на всю национальную экономику в целом.

         В современных условиях экономический рост, конкурентоспособность национальных предприятий и благосостояние отдельных граждан зависят в значительной степени от масштабов практического применения наукоемких разработок новейших технологических укладов.

         Правильный выбор приоритетов научно-технической политики и активная инновационная деятельность способствуют созданию и завоевыванию новых рыночных ниш, а также более эффективному использованию имеющихся в стране, часто весьма ограниченных и невосполнимых, общественных ресурсов.

         Предприятия, которые применяют новые наукоемкие технологии, как правило, создают более высокую добавленную стоимость и выпускают более качественную, отвечающую возрастающим потребностям населения продукцию, которая пользуется повышенным спросом не только на внутреннем, но и на внешних рынках.

         К числу высокотехнологичных отраслей эксперты ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) на основе ряда критериев относят: аэрокосмическую промышленность, производство компьютеров и офисного оборудования, промышленность средств связи (телекоммуникаций), фармацевтическую и медицинскую промышленность, производство научных приборов и инструментов. [2, c. 105]

         Согласно оценкам Global Insight World Industry Service, ведущей базы данных о производстве в 70 странах, на которые приходится в общей сложности 97% всей мировой экономической активности, глобальный рынок высокотехнологичных товаров рос за период формирования пятого технологического уклада (1980 – 2001 гг.) в целом почти в три раза быстрее, чем рынок других товаров обрабатывающей промышленности, - примерно на 6,5% в год по сравнению с 2,4%. [2, c. 105 – 106] Таким образом, можно говорить о том, что высокотехнологичные отрасли промышленности пятого технологического уклада стали к началу XXI века движущей силой мирового экономического роста.

         Большинство ведущих зарубежных индустриальных стран связывает свое экономическое будущее с развитием тех или иных приоритетных направлений наукоемкого производства на основе пятого технологического уклада уже на протяжении двух десятилетий, концентрируя на этих направлениях значительные ресурсы государства и частного сектора.

         Рассмотрим более подробно научно-техническое развитие и конкурентоспособность зарубежных стран на примере наиболее индустриально развитых стран, таких как США, Япония, Великобритания.

         США

         США являются бесспорным лидером мировой экономики уже со времени второй мировой войны. В послевоенные годы американские фирмы не только сохранили завоеванные еще в начале ХХ века ключевые позиции во многих областях, но и расширили число конкурентоспособных в мировом масштабе отраслей благодаря лидерству в технологиях, квалификации рабочей силы и качестве менеджеров. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия конкурентоспособных отраслей.

         В 70 – 80-е годы прошлого века в стране сократились долгосрочные инвестиции, снизилась конкуренция. США утратили преимущества в ряде новейших отраслей в условиях усиления конкуренции со стороны ЕС и Японии. Однако, благодаря своевременному принятию мер по перестройке экономики и снижению издержек производства, они смогли переломить негативные тенденции. В настоящее время страна вернулась на инновационную стадию развития и лидирует в структурной перестройке мировой экономики, где главной составляющей становится исключительно быстрое развитие сферы информатизации.

         США не имеют себе равных в мире по производительности труда в экономике, за исключением некоторых отраслей (автомобилестроения, сталелитейной и бытовой электроники), где они уступают Японии. По индексу микроконкурентоспособности американские компании занимают первое место в мире. Во всем мире известны такие фирмы как IBM, Ford, Hewlett-Packard, General Electric. Их доля растет даже на рынках Японии и ЕС. [5, c. 173]

         Безусловно, после войны в США сложились уникальные условия. Но отсутствие конкурентов, быстрый переход военной промышленности на мирные рельсы, обширный внутренний рынок и многие другие факторы только отчасти объясняют значительное опережение всех стран мира по ВНП на душу населения.

         В США имеется большое число базисных факторов: богатые природные и трудовые ресурсы, крупный капитал. Но, главное, осуществлялись вложения в механизмы создания и улучшения качества факторов, в первую очередь, в образование и НИОКР в самых перспективных отраслях, что позволило стране занять ведущие позиции во многих областях науки и техники.

         Крупные инвестиции в послевоенный период дали возможность США создать высококачественную систему образования, в результате чего американская рабочая сила стала одной из самых квалифицированных в мире. Кроме того, проводилась политика по привлечению лучших умов из-за границы более высокими заработками, доступностью образования и приемлемыми налогами.

         Важную роль в повышении качества трудовых ресурсов играют университеты, которые, особенно технические отделения, считаются одними из лучших в мире, свидетельством чему является большое число иностранных студентов. Благодаря этому в США больше инженеров и ученых, чем в любой другой стране.

         США являются мировым лидером в научных исследованиях. По расходам на НИОКР, государственным и частным, они опережают другие страны. На развитие науки расходуется примерно 3% ВВП. Основными источниками финансирования научных исследований помимо госбюджета являются средства частного бизнеса (74%), университетов (2%), органов власти штатов (0,8%). На фундаментальные исследования в США приходится 16,2% всех расходов на науку (более 40 млрд. долл.), на прикладные исследования – 22,9%, на проектные разработки – 60,1%. Численность научных сотрудников превышает 3 миллиона человек. В США более 180 человек являются лауреатами Нобелевской премии в области науки. Страна лидирует по индексу научного цитирования: 30,1% научных ссылок в мире в области физики, 36% - в области математики, 28,7% - в области космических наук. [4, c. 109]

         Основное направление экономики США – развитие наукоемких отраслей, фармацевтической, электронной, авиакосмической промышленности. Доля металлургии, текстильной промышленности, транспортного машиностроения сокращается. [4, c. 107]

         Основные вложения капитала направляются в аэрокосмическую, телекоммуникационную, биотехнологическую отрасли, компьютерную промышленность и электронику, а также строительство жилья. [4, c. 110]

         По мнению экспертов, экономический рост в США за последние 50 лет наполовину был обусловлен техническим прогрессом. В наукоемких отраслях производится до 40% всей продукции обрабатывающей промышленности. [5, c. 174]

         Япония

         В последние десятилетия Япония стала сильной мировой державой с конкурентоспособной экономикой. На мировой рынок Япония поставляет продукцию широкого круга отраслей, в первую очередь, высокотехнологичных товаров: электроники, биотехнологии, робототехники, а также машиностроения, металлургии и транспорта. В целом ряде отраслей доля японских фирм в мировом экспорте очень высока и сравнима лишь с позициями фирм США.

         Как и Германия, Япония превратилась из побежденной в войне страны в мировую экономическую державу, но в отличие от Германии у нее не было природных ресурсов, а исторически не были развиты такие важные отрасли, как химия и машиностроение. Необычайно успешное и быстрое развитие страны от факторной до инновационной стадии конкурентоспособности обусловлено многими причинами, в том числе, производством качественной продукции с низкими издержками, спецификой трудовых отношений, быстрым внедрением новых технологий.

         Отличительной чертой Японии является бедность природных факторов – земли, полезных ископаемых, что не позволяло развивать сельское хозяйство, лесную и добывающую промышленность.

         Япония служит уникальным примером страны, где почти каждый неблагоприятный базисный фактор давал импульс к прогрессу. Практически все конкурентные преимущества Японии основаны на способности создавать и активно развивать специализированные факторы исключительно быстрыми темпами. Так, почти полное отсутствие природных ресурсов и высокие цены на энергоносители стимулировали быструю разработку одной из самых эффективных в мире энергосберегающих технологий. Нехватка земли (75% территории приходится на горы) поощряла нововведения и создание не требующей складских помещений системы производства «точно в срок» («just in time»). [5, c. 178] Удаленность от рынков сбыта способствовала созданию портов и развитию судостроения.

         Главным благоприятным фактором в Японии являются исключительно образованные и высококвалифицированные человеческие ресурсы благодаря развитым историческим традициям, можно сказать, культа образования. В стране действует прекрасная система среднего образования с упором на математику и точные науки. Хотя высшее образование в гуманитарных науках несколько уступает лучшим европейским высшим учебным заведениям, в технических областях уровень японских университетов очень высок. Численность инженеров в Японии даже больше, чем в США, что считается важной предпосылкой успеха страны в целом ряде отраслей. Отличная практическая подготовка будущих рабочих и менеджеров путем их стажировки в японских компаниях, постоянное повышение квалификации работников являются одной из основ конкурентных преимуществ.

         После войны Япония отставала от передовых стран в развитии науки, хотя в ряде областей велись научные работы и во время войны. Так, сотрудничество с немцами в производстве оптических приборов и других областях способствовало развитию авиационной промышленности, средств связи, судостроения и машиностроения. Покупка иностранных лицензий и удивительная способность японских компаний к быстрому освоению и внедрению иностранных технологий, а впоследствии и собственные научные исследования вывели страну на передовые позиции. В настоящее время Япония является одним из мировых лидеров (после США) по доле научных исследований в ВВП. Расходы на НИОКР составляют более 3% ВВП и достигают 4/5 американского уровня. Отличительной особенностью Японии является то, что основное бремя расходов на НИОКР лежит на частном секторе, а государство финансирует лишь 19,4% всех расходов. [4, c. 136] Научные исследования ведутся в основном фирмами, которые считают технологии ключом к повышению конкурентоспособности. В настоящее время фирмы осуществляют большие расходы на фундаментальную науку, что позволило Японии даже стать нетто-экспортером технологий. На японское патентное управление приходится более 40% всех зарегистрированных в мире патентов. В Японии расположен Университет ООН, который готовит управленческие кадры для многих стран мира. Также особенностью японской системы является значительное внимание (гораздо большее, чем в США) разработке прикладных технологий. [4, c. 136]

         Еще одной важной отличительной чертой Японии является лучшее, чем в какой-либо другой стране, развитие информационной сферы. Прекрасные базы данных компаний, государственных учреждений, средств массовой информации далеко обогнали уровень США, что дает Японии неоспоримые преимущества в борьбе с конкурентами.

         Другой сильной стороной японской экономики является структура внутреннего спроса. Благодаря разнообразию природных и климатических условий, а также исключительной требовательности покупателей, в Японии производится продукция, приспособленная для нужд самых разных стран. Ограниченность пространства поощряла разработку компактных и многофункциональных товаров, например, электропианино. Япония вышла на зарубежные рынки автомобилей, телевизоров, фотоаппаратов, копировальной техники, роботов и других товаров раньше других конкурентов, что способствовало легкому их завоеванию.

         Как и в ряде других стран, наиболее важным событием для Японии стала вторая мировая война, которая дала толчок многим переменам. Оккупационные власти разрушили систему монополий и способствовали развитию конкуренции. После войны были привнесены новые американские технологии. Корейская война стимулировала ряд производств для иностранных заказчиков. Энергетический кризис также стал переломным моментом для многих японских компаний, заставивший их перейти к новым технологиям раньше конкурентов. Таким образом, практически все значимые мировые события стали для страны уникальными обстоятельствами, стимулировавшими японские компании к поиску новых конкурентных преимуществ.

         Экономика Японии – яркий пример того, какую роль играет функционирование всей системы конкурентных преимуществ, когда одна конкурентоспособная отрасль стимулирует другую, расширяя круг таких отраслей. Нехватка факторов только стимулирует инновационные процессы и глобализацию стратегий японских фирм.

         Великобритания

         Исторически сильные позиции Великобритании (она была первой промышленной страной мира и в XIX веке главной мировой державой) были подорваны уже в начале XX века, когда стали складываться условия замедления развития экономики и потери конкурентных преимуществ, которые проявились после второй мировой войны. Несмотря на большие запасы накопленных богатств, к 70-м годам прошлого века в большинстве современных отраслей Великобритания уступила позиции США, Японии, Германии и Франции. Снижение конкурентных преимуществ произошло вследствие низкого качества трудовых ресурсов, отсутствия в течение длительного времени конкуренции и снижения уровня спроса. Однако, в настоящее время наблюдается процесс перехода Великобритании к экономике, базирующейся на новейших технологиях и услугах с перспективами устойчивого процветания. [5, c. 184]

         Небольшие размеры и островное положение государства, нехватка многих полезных ископаемых стимулировали развитие передовых технологий, организацию смежных отраслей – страхование, финансирование. Но по мере превращения Великобритании в лидера источником развития стало не преодоление неблагоприятных факторов, а использование накопленного богатства, поскольку перестали работать механизмы совершенствования факторов. Так, в области трудовых ресурсов, которыми исторически славилась Великобритания, как высококвалифицированными, благодаря передовой системе высшего образования, к 80-м годам прошлого века Англия стала отставать от других государств. Причиной такой ситуации стала устаревшая система среднего и даже высшего образования. Университеты Великобритании по-прежнему славились своими элитными специалистами в престижных областях (финансовой, юриспруденции) при недостаточном внимании к подготовке технически образованных специалистов. Кроме того, несмотря на значительное финансирование, была плохо развита система специального образования (его не получала половина занятых). Так, Германия опережала Англию по числу прошедших специальную подготовку служащих в 5 раз. [5, c. 185]

         В последние годы благодаря реформе системы среднего образования, привлечению компаний к спонсированию обучения технических специалистов и финансированию университетских научных программ, а также улучшению системы специального образования повысилось качество рабочей силы и отмечен значительный рост производительности труда.

         К началу 80-х годов в области научных исследований в Великобритании скопилось много проблем: по уровню расходов на НИОКР она значительно отставала практически от всех стран тогда еще «большой семерки», отмечалась чрезвычайно высокая доля средств, идущих на оборону (более 50%) и очень низкий уровень затрат фирм на прикладные исследования. В 90-е годы благодаря значительному увеличению финансирования НИОКР и ослаблению его регулирования был дан мощный стимул развитию венчурных (рисковых) проектов и прикладных исследований. [5, c. 185]

         Благодаря инвестициям были внедрены новые технологии, что было особенно важно в районах с преобладанием традиционных отраслей. Крупными инвесторами стали американские, немецкие, южнокорейские и японские фирмы. Выход на международный уровень помог резко повысить эффективность производства, в частности, в оборонной промышленности. Результатом привлечения капитала и модернизации экономики стало сокращение вдвое дефицита внешней торговли и еще более радикальное уменьшение отрицательного сальдо платежного баланса.

         В настоящее время экономическая политика Великобритании в числе прочих элементов ориентирована на повышение производительности труда и конкурентоспособности национальных товаров. Увеличены инновационный фонд Министерства торговли и промышленности и объем средств, которые выделяются на развитие науки. Создан специальный фонд, предназначенный для коммерциализации НИОКР, осуществляемых в университетах. Разработана национальная стратегия в области развития информационных технологий. Расходы на НИОКР в Великобритании составляют примерно 2% ВВП.

         Наиболее важными секторами в экономике Великобритании являются финансовые и связанные с ними услуги (в Лондонском Сити сосредоточены финансовые, страховые и банковские услуги, а также смежные и обслуживающие отрасли телекоммуникаций, юридических услуг и пр.); потребительские фасованные товары; фаянс, керамика и ковры; нефть и химия, включая краски; производство товаров и услуг для досуга и отдыха (кино-, аудио-, видеозаписи, игры); фармацевтика; производство печатной и информационной продукции; самолеты, двигатели, моторы. [5, c. 186]

         Таким образом, наблюдается относительно небольшое число высокотехнологичных, наукоемких отраслей в экономике Великобритании, а именно: фармацевтика и телекоммуникации.

         В заключение приведем результаты исследований конкурентоспособности по данным рейтингов, которые составляют ведущий в Европе институт менеджмента - Institute of Management Development (IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария) и аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ). [12] По данным рейтинга, составленного IMD, первое место по глобальной конкурентоспособности занимают США. Далее идут Сингапур и Гонконг – на втором и третьем местах соответственно. В первой десятке самых конкурентоспособных стран: Швейцария – 4-е место, Дания – 5-е, Швеция – 6-е, Австралия – 7-е, Канада – 8-е, Финляндия – 9-е, Нидерланды – 10-е. Десятка наиболее конкурентоспособных экономик почти не изменилась по сравнению с рейтингом 2008 года. Исключение составляет лишь Люксембург, который выбыл из десятки, переместившись на 12 место, а его место заняла Финляндия, поднявшись с 15 на 9 место.

         По данным рейтинга, составленного ВЭФ, первая десятка наиболее конкурентоспособных стран выглядит следующим образом: Швейцария – 1-е место, США – 2-е, Сингапур – 3-е, Швеция – 4-е, Дания – 5-е, Финляндия – 6-е, Германия – 7-е, Япония – 8-е, Канада – 9-е, Нидерланды – 10-е.

         Разница в результатах исследования IMD и ВЭФ заключается в том, что изучаются несколько различные факторы, влияющие на конкурентоспособность. Об этих рейтингах подробнее будет сказано в следующем разделе.

2.      Анализ научно-технического развития России. Конкурентоспособность России на мировом рынке

Трудно сравнивать Россию с рассмотренными выше государствами.

Для начала посмотрим на позиции, которые занимает Россия в упомянутых выше мировых рейтингах, а именно: FT Global 500 и рейтинги глобальной конкурентоспособности, составленные IMD и ВЭФ.

         Так, в списке 500 крупнейших промышленных компаний по объему капитализации от 2009 года присутствует шесть российских компаний. [11] Среди них:

- четыре компании, специализирующиеся в отрасли добычи и переработки нефти и газа, - это Газпром, занимающий 36-е место (4-е место в 2008 году), Роснефть – 76-е место (65-е в 2008 году), Лукойл – 125-е (89-е в 2008 году) и Сургутнефтегаз – 173-е (216-е в 2008 году);

- одна металлургическая компания – Норильский никель, занимающая 430-е место (141-е место в 2008 году);

- один банк – Сбербанк, занимающий 374-е место (91-е в 2008 году).

         По сравнению с рейтингом в 2008 году позиции российских компаний существенно упали. Это объясняется отчасти последствиями мирового экономического кризиса и общемировым спадом деловой активности. Ухудшение позиций нефтегазового сектора также обусловлены зависимостью данной отрасли от уровня мировых цен.

         Нельзя не сказать о том, что Россию в данном рейтинге представляет ограниченное количество отраслей и далеко не высокотехнологичного характера. Иная ситуация была в прошлом, 2008 году. В этом же рейтинге присутствовали 13 российских компаний, в том числе компании, специализирующиеся в телекоммуникационной отрасли. Приведем список этих компаний [10]:

         - нефтегазовый сектор был представлен следующими компаниями: Газпром – 4-е место, Роснефть – 65-е, Лукойл – 89-е, Сургутнефтегаз – 216-е, Новатек – 368-е;

         - банковский сектор: Сбербанк – 91-е место, ВТБ – 372-е;

         - металлургия: Норильский никель – 141-е место, Новолипецкий металлургический завод – 376-е, Северсталь – 404-е;

         - электроэнергетика – РАО ЕЭС – 185-е место;

         - услуги мобильной связи (телекоммуникации): Мобильные ТелеСистемы – 358-е место (475-е в 2007 году), Вымпелком – 429-е место.

         Обратимся к ежегодному аналитическому исследованию, проводимому швейцарским институтом менеджмента (IMD) с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. В этом исследовании каждое из государств оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры, а также по ряду других факторов, отражающих ключевые экономические показатели. В 2008 году Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности опустилась по сравнению с 2007 годом с 43 на 47 место из 55 возможных. Вместе с тем, она опережает Турцию (48 место), Хорватию (49), Мексику (50), Индонезию (51), Аргентину (52), Южную Африку (53), Украину (54) и Венесуэлу (55). [12]

         По критерию эффективности государственной политики Россия с 2007 года поднялась с 39 на 30 место в рейтинге. Среди наиболее сильных показателей России авторы отчета назвали уровень налоговых отчислений на социальные нужды (1 место в мире), уровень золотовалютных и иных государственных резервов (3 место), профицит бюджета (4 место). К отрицательным показателям эксперты IMD, в частности, относят состояние пенсионной системы (54 место). [12]

         По оценкам макроэкономических показателей внутренней экономики Россия поднялась по сравнению с 2007 годом с 52 на 49 место. Так, по уровню прямых инвестиций в собственную экономику Россия находится на 10 месте, по инвестициям в иностранную экономику – на 11, по росту ВВП на душу населения (в фиксированных ценах в пересчете на национальную валюту) – на 5, а по реальному росту ВВП – на 8. Зато по уровню диверсификации экономики страна находится на предпоследнем, 54 месте, равно как и по уровню портфельных инвестиций. В целом, по критерию макроэкономических показателей России в рейтинге уступают такие страны, как Украина (50 место), Иордания (51), Индонезия (52), Турция (53), Венесуэла (54) и Южная Африка (55). [12]

         По критерию эффективности бизнеса позиции России в рейтинге также остались низкими – 49 место (в 2007 году – 48). Эксперты поставили ее на предпоследнее место в мире по финансовой прозрачности бизнеса, а по социальной ответственности бизнеса – на последнее. [12]

         По рейтингу стран с точки зрения развитости инфраструктуры (соответствия технологических, научных, трудовых ресурсов потребностям бизнеса) Россия занимает 45 место (в 2007 году – 37 место). В частности, по данным IMD, по уровню инвестиций в телекоммуникации и стоимости широкополосной связи Россия находится на последнем месте в мире. Однако по количеству эксплуатируемых компьютеров – уже на 9 месте, а по уровню цен на электроэнергию для бизнеса и соотношению числа учителей к числу учеников в образовательной системе – на 5. В целом, по критерию развитости инфраструктуры Россия опережает Украину, Аргентину, Филиппины и Индию. [12]

         По мнению одного из экспертов IMD Стефана Гарелли, «проблема России – в высоких прибылях от продажи нефти и газа. Это усложняет диверсификацию экономики. Также есть проблемы с прозрачностью законодательства для бизнеса». [12]

         В 2009 году Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности опустилась с 47 на 49 место из 57 возможных. Она опережает Италию (50 место), Колумбию (51), Грецию (52), Хорватию (53), Румынию (54), Аргентину (55), Украину (56) и Венесуэлу (57). [12]

         Рейтинг глобальной конкурентоспособности, публикующийся ежегодно аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ) основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний – обширного ежегодного исследования, которое проводится ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций – ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В 2009 году более 11000 лидеров бизнеса были опрошены в 134 государствах. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат.

         Рейтинг составляется из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка  товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал». Россия в данном рейтинге заняла 63 место из 133 возможных. В 2008 году она занимала 51 место. Для сравнения, среди бывших советских республик лучшей в рейтинге оказалась Эстония (35 место). Азербайджан занял 51 место, Литва – 53, Казахстан – 67, Латвия – 68. Украина опустилась по сравнению с 2008 годом с 72 на 82 место. Грузия занимает 90 место, Армения – 97, Таджикистан – 122, Кыргызстан – 123. Молдова не была включена в текущий рейтинг из-за отсутствия статистических данных. [12]

         Среди конкурентных преимуществ России можно отметить довольно высокий образовательный уровень населения и квалифицированную рабочую силу, а также научно-технический потенциал. Что касается слабостей, то самые последние места в рейтинге конкурентоспособности наша страна занимает по таким показателям как открытость экономики, роль государства и система управления, финансовая и институциональная сферы и инфраструктура.

         Несмотря на победу во Второй мировой войне и наличие значительного потенциала природных и других ресурсов, России не удалось подняться выше факторной стадии развития, что было обусловлено целым рядом причин. В первую очередь, такими причинами являлись отсутствие частной собственности, государственная монополия во внешних экономических связях и валютной сфере, «зарегулированность» экономики и, главное, практически полное отсутствие конкурентной среды.

         В настоящее время Россия переместилась на 20 место в мире по экспорту по сравнению даже с началом 90-х годов, когда СССР занимал 10 место. [5, c. 189]. Кризис в экономике страны и сокращение производства наиболее перспективной продукции привели к тому, что конкурентоспособность России на мировом рынке не только не повысилась даже по сравнению с СССР, но и понизилась и свелась к чрезвычайно узкому диапазону отраслей. Лишь немногие из этих отраслей производят продукцию, которая может конкурировать на мировом рынке, да и то преимущественно по ценовым показателям. В основном это отрасли, зависящие от сырьевых ресурсов, в первую очередь, топливно-энергетического комплекса, черная и цветная металлургия, нефтехимическая и лесная промышленность. Относительно высокую конкурентоспособность сохраняет российская военная техника и вооружение, отдельные виды которого не имеют аналогов на мировом рынке. Основная масса продукции обрабатывающих отраслей не может конкурировать на мировом рынке. Учитывая глобальную тенденцию к повышению наукоемкости продукции, России все сложнее будет догнать наиболее передовые страны мира.

         Наличие целого ряда ресурсов сослужило плохую службу России, поскольку не стимулировало прогресс. Например, наличие больших ресурсов нефти и газа никак не поощряет разработку энергосберегающих технологий, которые получили быстрое развитие во многих развитых странах в условиях энергетического кризиса.

         К благоприятным факторам можно отнести высококвалифицированные человеческие ресурсы. Россия имеет хорошую систему среднего образования, причем наиболее сильной стороной являются математика и точные науки, уровень преподавания которых намного превосходит аналогичный показатель многих развитых стран. Тем не менее, в настоящее время назрела необходимость реформирования системы образования в сторону повышения творческой составляющей.

         Уровень высшего образования в технических областях высок и является безусловным конкурентным преимуществом России. Свидетельством этому служит тот факт, что целый ряд российских специалистов востребован в зарубежных странах. Однако, в целом ряде областей университетское образование отстает от ведущих европейских и других мировых учебных центров. Главными недостатками являются недостаточно прикладной характер образования (большое внимание уделяется общему образованию в отличие от западных ВУЗов, где лучше развиты прикладные науки) и его направленность в основном на традиционные отрасли, тогда как современное развитие требует подготовки кадров в новых отраслях науки.

         Другими проблемами являются демографическая, проблема безработицы и эмиграции высококвалифицированных специалистов (то есть «утечки мозгов»). Однако эмиграция специалистов – явление неоднозначное, так как, с одной стороны, порождает нехватку специалистов в стране, а с другой, - эти специалисты приобретают международный опыт и в случае изменения условий в стране могут вернуться и использовать полученные знания.

         Неблагоприятным фактором был и остается фактор капитала. Проводимая еще в СССР политика смогла сконцентрировать в руках государства определенный капитал, который направлялся не на стимулирование ключевых эффективных отраслей, а на создание гигантских предприятий-монополий, хотя некоторые из них и производили конкурентоспособную продукцию. В настоящее время крупные вложения осуществляются только в отрасли, приносящие быстрые доходы, - легкую, пищевую промышленности, фармацевтику. [5, c. 192]

         При нехватке своих средств необходимы иностранные инвестиции, для которых существует масса препятствий. В настоящее время иностранные инвесторы в лучшем случае заинтересованы в капиталовложениях в добычу и транспортировку энергоресурсов, а не в наукоемкие производства.

         Научно-технический потенциал России при определенных условиях мог бы стать одним из главных конкурентных преимуществ. Но, к сожалению, в последнее десятилетие произошло его разрушение, причем основы этого процесса были заложены еще в СССР. Главной причиной было то, что наша наука, как и экономика, была закрытой. Основными недостатками в этой области можно назвать огромную долю ассигнований на оборону (70% всех расходов на науку в России) [6, c. 223], относительно невысокий удельный вес прикладных исследований по отношению к фундаментальным.

         С 1998 года в России отмечается некоторое оживление инновационной деятельности: выпуск новой конкурентоспособной продукции, усовершенствование производственных технологий. Инновации осуществляют свыше 1,2 тысяч предприятий. Основным источником финансирования инновационной деятельности остаются собственные средства предприятий (74%), на кредиты и займы приходится 5%. В целом доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, однако, не превышает 13-17%, что негативно отражается на развитии экономики. Государственные расходы на НИОКР в России составляют менее 1,5% ВВП и в основном данные расходы направляются на фундаментальные исследования. В 60-80-е годы прошлого века расходы на НИОКР составляли от 2,3 до 3,1% ВВП. [4, c. 198 – 199]

         Сокращение финансирования научных исследований привело к резкому уменьшению числа ученых, причем за счет наиболее молодых перспективных кадров. В условиях низкой заработной платы наиболее мобильная часть ученых уходит из науки в бизнес или эмигрирует за границу.

         Представление о том, что в России имеется много уникальных технологий не совсем верно. Большинство из них трудно поддаются коммерциализации, многие ценные технологии были проданы в первые же годы после развала СССР, хотя и в настоящее время в ряде отраслей российской промышленности есть интересные разработки. Преимущественно это технологии отраслей военно-промышленного комплекса, хотя имеются и конкурентоспособные технологии в области информатизации, голографии, создания новых материалов, систем глобального мониторинга окружающей среды, лазерные, биотехнологии и целый ряд других [5, c. 193].

         В настоящее время относительно низкий уровень доходов населения плохо стимулирует спрос на передовые товары и услуги. В условиях отсутствия госзаказа снизился спрос на наукоемкую продукцию. В целом ряде отраслей потребители недостаточно требовательны, что усиливается отсутствием в стране развитой системы сбыта. Превалирует мелкая розничная торговля, только в последние годы в самых крупных городах появились крупные супермаркеты. Продаются в основном дешевые товары. Почти во всех отраслях слабо развиты связи между потребителями, посредниками и производителями.

         Наиболее важными секторами экономики в России являются энергетика, сталелитейная отрасль, ВПК, выпуск транспортного оборудования и связанное с ним машиностроение, станкостроение (СССР был одним из лидеров в этой области), аэрокосмическая отрасль [5, c. 194].

         В то время, когда в мире центр тяжести в конкурентной борьбе все более смещается в область НИОКР, борьба должна вестись не между конкретными лицами и за власть, а за нововведения и повышение эффективности производства. Слабо развитый спрос и наличие монополий также способствуют ослаблению конкуренции. Отсутствие местной конкуренции затрудняет успех большинства крупных компаний. Хотя в этой области есть и некоторые успехи: такие компании, как Газпром и Норильский никель.

         Как и в ряде других стран, наиболее важным событием для России стала Вторая мировая война, которая дала толчок многим переменам. Были разрушены многие производства, на их место после войны были перенесены некоторые немецкие предприятия. Однако, в целом Россия недостаточно использовала случай, как это сделал целый ряд развитых стран, для поиска новых конкурентных преимуществ.

         Таким образом, наличие ряда благоприятных факторов не позволило России эффективно распорядиться ими и использовать их для повышения конкурентных позиций страны, а преодоление неблагоприятных факторов не стало достаточным стимулом для инновационных процессов.

         Учитывая разносторонний потенциал нашей экономики, Россия может и должна создать преимущества, связанные с характером спроса, мотивацией работников, родственными и поддерживающими отраслями, необходимыми для достижения конкурентоспособности в новых условиях глобализирующейся мировой экономики. Это чрезвычайно сложные задачи, требующие разработки долгосрочной государственной стратегии. Необходимо сосредоточить усилия не на развитии ресурсоемких производств, в которых мы вряд ли сможем конкурировать с другими странами на мировых рынках, а, учитывая новые требования времени, использовать в первую очередь интеллектуальный потенциал России.

         Глава III

         Задачи инновационно-технологической модернизации

1.              Приоритетные направления инновационно-технологической

модернизации российской экономики

Проблема выделения приоритетных направлений инновационно-

технологической модернизации в России приобрела особую актуальность в связи с сокращением бюджетного финансирования НИОКР. Данной проблеме уделяется постоянное внимание на самых различных уровнях управления.

         Большой интерес к этому вопросу обусловлен тем, что постоянно возрастает роль науки и высоких технологий в развитии общества и экономики в современных условиях. Внедрение высоких технологий является в настоящее время непременным условием конкурентоспособности на мировом рынке.

         В настоящее время можно говорить о первых итогах проделанной работы, определяющей направление инновационно-технологического развития России. В марте 2002 года в Кремле состоялось совместное заседание Совета Безопасности президиума Госсовета и Совета по науке и технике при Президенте РФ, на котором обсуждались «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Целью государственной политики в этом документе, подписанном действующим на тот момент Президентом РФ В. В. Путиным, назван «переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов». [2, c. 167]

         Здесь же определены важнейшие направления государственной политики в области науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также система экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. Их реализация направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов России, к которым относятся повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Основы политики в рассматриваемой сфере формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов субъектов Российской Федерации. Развитие науки и технологий должно служить решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. Базой развития науки и технологий в России должны стать [2, c. 167 – 168]:

1)    научно-технический комплекс, представляющий собой

совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;

2)    фундаментальная наука, имеющая признанные научные школы и

достижения мирового уровня, а также развитая система высшего образования;

3)    важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный

потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел;

4)    высококвалифицированные кадры научных работников и

специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;

5)    опыт концентрации усилий на решении сложных научно

технических и технологических проблем национального масштаба;

6)    богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и

коммуникационная инфраструктура.

Приоритетные направления научно-технического развития России [2, c.169]:

1)    индустрия наносистем и материалов;

2)    живые системы;

3)    информационно-телекоммуникационные системы;

4)    перспективное вооружение, военная и специальная техника;

5)    транспортные, авиационные и космические системы;

6)    энергетика и энергосбережение

7)    рациональное природопользование

На уровне Президента РФ был утвержден перечень критических

технологий РФ. Это те технологии, развитию которых в нашей стране должно уделяться приоритетное внимание. Утвержденный список охватывает широкий спектр областей, которые находятся на переднем крае научного и технологического развития или отвечают актуальным социально-экономическим потребностям.

2.              Цели и задачи инновационно-технологической модернизации

Главной целью инновационно-технологической модернизации является обеспечение высокого уровня жизни населения России и конкурентоспособности России на мировом рынке.

Выделим несколько ключевых задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

1.     Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки

до уровня развитых зарубежных стран. Привлечение предпринимательского сектора к финансированию прикладных разработок.

         2. Реформирование налоговой системы с целью стимулирования малого и среднего бизнеса к внедрению инноваций.

3.              Укрепление престижа российской науки, усиление притока в

научную сферу молодых кадров.

4.              Повышение патентной активности российских изобретателей.

5.              Рост уровня инновационной активности в экономике в целом, в

том числе в сфере малого бизнеса.

6.              Реформирование системы высшего профессионального

образования с целью обеспечения баланса между количеством определенных специалистов, востребованных частным и государственным сектором, и числом выпускников по этим специальностям.

7.              Равномерное развитие регионов России, в частности, обеспечение

всех регионов полным перечнем жизненно необходимых коммуникаций.

8.              Повышение культуры населения. Необходимо выработать у

населения страны осознание того, что каждый человек является значимым и неотъемлемым элементом целостной развивающейся системы.

         9. Сокращение доли государственного сектора в российской экономике в связи с неэффективностью и отсутствием конкуренции в данном секторе.

         Решение этих задач должно оказать существенное влияние на укрепление конкурентных позиций российской экономики за счет обновления ключевых секторов промышленности, развития человеческого капитала, достижения рациональной степени технологической независимости в сфере обороны и обеспечения благоприятных социальных условий для развития научной и технической интеллигенции.

        

3.      Перспективы формирования инновационно-технологических

стратегий

         Инновационно-технологическая модернизация российской экономики невозможна без региональной модернизации. Любой производственный и инновационный процесс имеет территориальную дислокацию. Определенная на государственном уровне макростратегия будет реализовываться посредством размещения централизованных ресурсов по предприятиям и организациям конкретных регионов. Эти предприятия и организации используют местные сырьевые, производственные и трудовые ресурсы, производственную, образовательную, научную инфраструктуру. Если какой-либо из указанных элементов недостаточно развит, то возможности реализации макроинновационной стратегии на данной территории, а также в целом существенно ограничиваются.

         Необходимость учета региональной проблематики на макроуровне связана и с тем, что государство должно быть заинтересовано в развитии своих территорий. В противном случае социально-экономическая деградация отдельных регионов может привести не только к снижению общего потенциала, но и к обострению региональных проблем, усилению сепаратистских тенденций, что особенно характерно для стран с федеративным устройством. Кроме того, каждый регион имеет собственные интересы, связанные с необходимостью социально-экономического и научно-технического развития.

         Можно выделить четыре основных фактора, которые обусловливают необходимость формирования и реализации региональной стратегии [2, c. 235]:

1)    региональный аспект макроинновационных стратегий;

2)    государственную политику развития территорий;

3)    собственные социально-экономические и научно-технические цели развития регионов;

4)    микроинновационные стратегии предприятий, требующие наличия необходимого научно-технического, производственного и социально-культурного уровня развития регионов их дислокации.

Региональный аспект макроинновационной стратегии.

Макроинновационная стратегия может быть реализована двумя

путями: концентрацией ресурсов в высокоразвитых районах с целью максимально полного использования их потенциала и распределением ресурсов между значительным количеством регионов с целью увеличения суммарного территориального научно-технического потенциала. Второй путь более дорогой, так как требует создания на периферии научно-технических и производственных объектов и соответствующей инфраструктуры. Но государство вынуждено идти этим путем, так как многие макроинновационные проекты технологически требуют территориальной локализации (например, космические и ядерные проекты). Таким образом, в процессе реализации инновационных проектов необходимо межрегиональное взаимодействие, причем взаимодействие регионов с различными научно-техническими уровнями.

         Возникает проблема трансфера технологического потенциала

высокоразвитых районов в слаборазвитые для достижения требуемой синхронности выполнения макроинновационного проекта. Для того, чтобы такие трансферы стали реальными, необходимы определенные стимулы, среди которых важное место занимают финансово-кредитные и налоговые. Эти стимулы должны быть нацелены в условиях рыночной экономики на создание заинтересованности предприятий регионов-лидеров поделиться накопленным технологическим потенциалом, а у территорий-аутсайдеров – воспринять этот потенциал.

         Государственная стратегия развития территорий.

Данная составляющая государственной региональной стратегии выражает необходимость гармоничного развития всех территорий государства, подъема деградирующих районов, дальнейшего развития регионов среднего уровня, модернизации старых промышленных районов.

         Необходимым условием проведения такой политики является оценка и ранжирование регионов по уровням научно-технического развития и составляющим этого уровня. Проведение такого ранжирования будет способствовать определению регионами того, куда необходимо вкладывать средства в первоочередном порядке с учетом наиболее актуальных направлений этих вложений. Так, низкий уровень развития сектора образования в регионе вызывает необходимость предоставления региону субсидий на его развитие. Аналогичные подходы могут быть применены к другим составляющим научно-технического и производственно-технического потенциала.

         Инновационная стратегия регионов.

Помимо государственной региональной политики, проявляющейся в рассмотренных выше аспектах реализации макроинновационных стратегий и политики инновационного развития территорий, важным  фактором регионального развития является политика самих регионов, формируемая ими самостоятельно, исходя из собственных интересов. Эта политика и интересы будут различными у регионов неодинакового уровня развития.

         Региональная инновационная стратегия предприятий.

Поскольку деятельность предприятий привязана к конкретным территориям, они объективно заинтересованы в развитии своего региона. Но действующий механизм экономики не всегда создает достаточные стимулы для усиления такой заинтересованности в части регионального аспекта развития научно-технического потенциала, включая развитие научно-технической инфраструктуры региона (научно-технические центры, научные библиотеки), сферы образования, в том числе ВУЗов в регионе, научных организаций, выполняющих контрактные исследования для предприятий регионов.

         Учитывая все вышеизложенные факторы, можно сделать вывод, что обозначенная задача равномерного развития всех регионов России приобретает в современных условиях особую важность и является одной из первостепенных задач, решение которой позволит продвинуться далеко вперед на пути к достижению главной цели инновационно-технологической модернизации нашей страны.

         Заключение

         За годы реформ в России произошли заметные качественные изменения в структуре национальной экономики. Переход к рыночным отношениям придал новый импульс развитию ряда экспортно-ориентированных сырьевых и добывающих отраслей промышленности, отраслей начальной стадии переработки сырья, сферы услуг. Вместе с тем не наблюдается ощутимых темпов роста объемов выпускаемой продукции машиностроения и других высокотехнологичных отраслей, увеличения их доли в валовом внутреннем продукте. Очень незначительно количество предприятий, созданных в этот период, которые производят сложную, конкурентоспособную на мировом рынке, наукоемкую продукцию.

         В результате России, обладающей большим научным и образовательным потенциалом, принадлежит лишь около 0,3% объема мирового рынка гражданской наукоемкой продукции, в то время как доля США составляет 36%, а Японии – 30%.

         Проведенный анализ научно-технического развития России показал, что сырьевая ориентация экономики, существующая на данный момент в стране, препятствует процессу инновационно-технологической модернизации. Наряду с этим фактором довольно серьезным препятствием является также слабое развитие регионов страны. Без разработки эффективной стратегии развития регионов модернизацию экономики в России осуществить будет невозможно.

         Очевидно, что необходимо разработать эффективную стратегию инновационно-технологической модернизации, в результате реализации которой наша страна смогла бы конкурировать с ведущими зарубежными странами на мировом рынке в высокотехнологичных отраслях и, как следствие, обеспечила бы устойчивое развитие экономики России, высокий уровень и качество жизни ее населения.  При разработке стратегии необходимо учитывать успешный опыт зарубежных стран, национальные особенности российской экономики, а также приоритетные направления и основные задачи инновационно-технологической модернизации, обозначенные в данной работе.

         Список использованной литературы

1.     Инновационное развитие малого предпринимательства: Монография / А. Г. Михайлов, А. О. Блинов, Р. М. Шафиев; ВЗФЭИ. - М.: Б.и., 2008.

2.     Инновационный менеджмент: Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие / Под ред. Аньшина В.М., Дагаева А.А. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Дело, 2006. - 584с.

3.     Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: Учебное пособие / Антонец В.А., Н.В. Нечаева, К.А. Хомкин, В.В. Шведова; Под ред К.А. Хомкина. - М.: Дело, 2009. - 320с.

4.     Мировое хозяйство и экономика стран мира: Учебное пособие / В. П. Воронин, Г. В. Кандакова, И. М. Подмолодина; Под ред. В. П. Воронина. – М.: «Финансы и статистика», 2007. – 240 с.

5.     Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Н. Н. Ливенцева. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия», 2001. – 512 с.

6.      Цыпин И. С., Веснин В. Р. Мировая экономика: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 248 С.

7.     Акопова Е. С., Воронкова О. Н., Гаврилко Н. Н. Мировая экономика и международные отношения. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 416 с.

8.     Конкурентоспособность и модернизация российской  экономики. Статья. http://www.moderniz.org.ru/index.shtml

9.     Спицын А. Инновационные приоритеты развития / А. Спицын // Экономист. - 2004.- № 5. - С. 31-35.

10.                        Рейтинг крупнейших компаний мира по объему капитализации за 2008 год. http://media.ft.com/cms/889d77f0-4142-11dd-9661-0000779fd2ac.pdf

11.                        Рейтинг крупнейших компаний мира по объему капитализации за 2009 год. http://rway-online.ru/News57_23376.aspx

12.                        Результаты глобального исследования конкурентоспособности стран мира за 2008 и 2009 гг. http://gtmarket.ru/news/state/2008/05/17/1666; http://gtmarket.ru/news/state/2009/09/08/2166

13.                        Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 2009 год. http://kreml.org/other/228520626