Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ДОХОДОВ В ТОРГОВЛЕ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ. 5

2.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАДБАВОК В ТОРГОВЛЕ. 14

3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДОХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.. 17

4. ОБОСНОВАНИЕ СУММЫ ДОХОДОВ ОТ ПРОДАЖ И УРОВНЯ ДОХОДНОСТИ   21

5. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТЯИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮДОХОДОВ И ПОВЫШЕНИЮ ДОХОДНОСТИ.. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

ВВЕДЕНИЕ

Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной работы торговых предприятий, что требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рынка.

Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики подчинена цели получения прибыли, поскольку предприятия несут полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности. Убедительные примеры, подтверждающие предположение о максимизации прибыли как единственном долговременном финансовом интересе любой фирмы, приведены в различных изданиях, посвященных экономической теории рыночных отношений. В связи с этим, одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности каждого торгового предприятия является доход, который выступает финансовой основой деятельности, а также основой формирования прибыли предприятия и покрытия его расходов.

Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы, выбранной для данной работы.

Объектом исследования является Павловское райпо - торговое предприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере торговли с 1996 года.

Предметом исследования являются доходы торгового предприятия, и направления их оптимизации.

Таким образом, целью проводимого исследования является всесторонний анализ доходов, получаемых торговым предприятием, а также поиск резервов их увеличения.

В соответствие с целью исследования в данной работе поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыто теоретическое содержание экономической категории доходов торгового предприятия;

- приведена классификация основных видов доходов, получаемых торговыми предприятиями, с учетом бухгалтерского, налогового и традиционного экономического подхода;

- рассмотрена торговая надбавка как источник формирования валового дохода, а также освещен опыт западных стран в формировании торговой надбавки;

- указаны основные направления распределения доходов на торговом предприятии;

- рассмотрены способы расчета валового дохода торгового предприятия;

- проведён анализ динамики доходов Павловского райпо;

- определена точка безубыточности Павловского райпо;

- указаны возможные резервы увеличения доходов торгового предприятия.

1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ДОХОДОВ В ТОРГОВЛЕ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ

Основой жизнедеятельности предприятий и отраслей является создаваемая в них добавленная стоимость, за счет которой возме­щаются потребленные в них авансированные ресурсы и другие затраты, а также формируется прибыль, получение и максимизация которой является  долговременной целью деятельности любого предприятия. От величины добавленной стоимости зависят масштабы расширенного воспроизводства пред­приятий, отчисления ими денежных средств в государственный и местный бюджеты. Показатели прибыли и добавленной стоимости, являющиеся составными частями более общего результата хозяйст­венной деятельности, — реализации товаров — чаще всего высту­пают в качестве целей и мотивов их деятельности.

Обобщающим показателем деятельности предприятий и отрас­лей принято считать валовую продукцию, которая отражает меру их вклада в удовлетворение общественных потребностей. В отличие от промышленности, где обычно применяется термин «валовая продукция», отрасли торговли не производят товары и создаваемая в них стоимость называется валовым доходом (далее по тексту ВД). Эта стоимость создается трудом работников торговли.

Валовой доход на макроуровне отражает долю торговли в сумме цен на товары народного потребления.

Валовой доход торгового предприятия как экономическая категория в традиционном понимании представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли. В его составе можно выделить чистую продукцию. Чистая продукция характеризует собой вновь созданную стоимость, которая, как и в других отраслях экономики, состоит из заработной платы работников и прибыли (рис.1.1 ).

Рис. 1.1. Состав продукции розничной торговли

Размер доходов торгового предприятия выступает одним из результатов его хозяйственной деятельности. Доходы торгового предприятия являются финансовой основой его деятельности. Наиболее полно экономическая сущность доходов предприятия проявляется через следующие важнейшие задачи, выполнение которых они обеспечивают:

1.  Возмещение всех текущих затрат (издержек обращения), связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности. Реализация этой задачи обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

2. Обеспечение выплат различных видов налоговых платежей, обеспечивающих формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнение финансовых обязательств торгового предприятия перед государством.

3.  Формирование прибыли торгового предприятия , за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества, резервный и т.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития торгового предприятия в предстоящем периоде.

Самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование требуют, чтобы размер валового дохода торгового предприятия превышал затраты, необходимые для выполнения им своих задач, т.е. валовой доход торгового предприятия является исходной предпосылкой для конкурентоспособного функционирования предприятия.

Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» валовой доход торговли – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени. [7. с.8]

Под доходами предприятия, с точки зрения бухгалтерского учета (согласно п. 2 ПБУ 9/99), понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)  и (или) погашения обязательств, приводящее к росту капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). [3. с. 235]

В бухгалтерском учете все доходы классифицируются в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Последние, в свою очередь, подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные (рис. 1.2.). Рассмотрим каж­дый вид доходов.

Согласно п. 5 ПБУ 9/99 под доходами от обычных видов деятельности понимается выручка от операций, составляющих предмет деятельности данной организации. Данное положение впервые указало на такое понятие, как «предмет деятельности». Ранее ссылки в норма­тивных актах делались на основную деятельность организации, под которой понимались виды деятельности, указанные в учредительных документах.

Рис. 1.2. Классификация доходов в бухгалтерском учете

Согласно п. 5 ПБУ 9/99 под доходами от обычных видов деятельности понимается выручка от операций, составляющих предмет деятельности данной организации. Данное положение впервые указало на такое понятие, как «предмет деятельности». Ранее ссылки в норма­тивных актах делались на основную деятельность организации, под которой понимались виды деятельности, указанные в учредительных документах.

В ПБУ 9/99 понятие «основная деятельность» было заменено на термин «предмет деятельности», хотя последнее в положении не опре­делено. Анализ ряда пунктов позволяет прийти к выводу, что под пред­метом деятельности понимаются операции, являющиеся источником систематического извлечения доходов. При этом в ПБУ 9/99 не дано никаких количественных критериев отнесения тех или иных опера­ций к предмету деятельности организации, следовательно, это право предоставлено ее руководству. Новодворский В.Д. и Сабанин Р.Л. предлагают следующие признаки предмета деятельности организации [3. с.24 ]:

1. Непосредственное указание данного вида деятельности в учре­дительных документах.

2. Иная деятельность может быть признана предметом деятельно­сти по совокупности следующих признаков:

- доходы извлекаются от операций по продаже товаров, выпол­нению работ, оказанию услуг, предоставлению за плату во временное пользование имущества или имущественных прав или же от участия в уставных капиталах других организаций. Например, в 1998 г. можно было получить большую часть доходов от курсовых и суммовых раз­ниц, однако получение таких доходов не может быть предметом дея­тельности;

- уровень доходов имеет значимый вес в структуре доходов организации. Здесь уместно обратиться к понятию «существенность». Существенной признается такая информация, наличие или отсутствие которой может повлиять на взгляды, решения или действия ее пользо­вателей. Очевидно, что установить критерий существенности на прак­тике - достаточно сложная задача. Во-первых, отсутствует количе­ственная характеристика уровня существенности. Во-вторых, для его установления необходимо взглянуть на проблему с точки зрения вне­шних пользователей информации, в то время как сам уровень, как пра­вило, определяется главным бухгалтером или руководителем органи­зации, т. е. лицом внутри компании.

Операционными доходами согласно п. 7 ПБУ 9/99 являются [3. c.28]:

1.   Поступления от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) имущества или имущественных прав, если эти операции не являются предметом деятельности организации.

2. Поступления от участия в уставных капиталах других организаций, если эти операции не являются предметом деятельности организации.

3.   Поступления от продажи имущества и имущественных прав, если эти операции не являются предметом деятельности организации.

4.   Доходы, полученные организацией от совместной деятельности.

5.   Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств, а также проценты за пользование денежными средствами, находящимися на банковских счетах.

Перечень операционных доходов закрыт, т. е. любые другие поступления, которые не являются доходами от обычных видов деятельности и операционными доходами, необходимо относить к внереализационным (или чрезвычайным). Таким образом, в ПБУ 9/99 не дается какого-либо критерия, на основании которого можно было бы относить различные поступления к операционным или внереализацион­ным доходам

Классификация поступления экономических выгод по видам доходов в соответствии с главой 25 НК РФ представлена на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Поступление экономических выгод в налоговом законодательстве

Традиционный экономический подход к классификации доходов предусматривает разделение всех доходов на четыре основных группы:

1)  доходы от реализации товаров и платных торговых услуг;

2)  доходы от реализации продукции неторговой деятельности;

3)  доходы от реализации другого имущества;

4)   доходы от внереализационных операций.

1. Доходы от реализации товаров и платных торговых услуг являются основным видом доходов торговых предприятий, непосредственно связанных с отраслевой спецификой их деятельности. В их состав входят доходы как от розничной, так и от оптовой реализации товаров. Источником формирования доходов от реализации товаров является торговая надбавка (торговая наценка), выступающая как разница между продажной и покупной ценой реализуемых товаров. Источником формирования доходов от реализации платных торговых услуг выступает цена оказываемых услуг (речь идет только о тех платных услугах, которые оказываются покупателям персоналом торгового предприятия и включаются статистикой в состав розничного товарооборота). Совокупность доходов от реализации товаров и платных торговых услуг формирует на торговом предприятии валовой доход от торговой деятельности. Его доля в общем объеме доходов торгового предприятия составляет около 80%.

2. Доходы от реализации продукции неторговой деятельности формируются за счет реализации товаров, работ и услуг вспомогательных и обслуживающих производств торговых предприятий, если эти производства не имеют отдельного баланса (например, реализация транспортных услуг сторонним предприятиям автотранспортом торгового предприятия).

3. Доходы от реализации другого имущества формируются за счет выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и финансовых активов торгового предприятия.

4. Доходы от внереализационных операций формируются за счет поступления средств, не связанных непосредственно с реализацией товаров и платных торговых услуг, другой продукции или имущества торгового предприятия.

Основу формирования дохода торговых предприятий (а на многих торговых предприятиях - единственный источник его формирования) составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль. Валовой доход торгового предприятия от реализации - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью.

Исходные данные о доходах торгового предприятия содержатся в "Отчете о прибылях и убытках". Распределение доходов производится согласно этому отчету в такой последовательности: отчисления в бюджет, на по­гашение ссуд банков, отчисления в централизованные резервы и фонды, в резервный фонд , в фонд развития (потребления и накопления), в фонд социальной сферы.

Наиболее наглядно схема распределения финансовых результатов торгового предприятия показана на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Распределение доходов торгового предприятия

Доходы к распределению представляют собой разность между валовыми доходами (суммой реализованных торговых надбавок и доходов от других видов деятельности) и издержками обращения, себестоимостью продукции, работ и услуг по неторговой деятельности (без расходов на оплату труда). Полученная сумма увеличивается на доходы по операциям с тарой, излишки товарно-материальных ценностей и отчисления, полученных при отпуске товаров. При расчете доходов к распределению  не учитываются  внереализационные доходы, оставляемые в распоряжении предприятий (штрафы, пени, неустойки полученные и т.п.) и внереализационные расходы и потери, возмещаемые за счет доходов (штрафы, пени, неустойки уплаченные; потери товаро-материельных ценностей сверх норм убыли; потери по таре; убытки от списания дебиторской задолженности и долгов; проценты за банковский кредит, уплаченные по повышенным ставкам, и др.).

Торговля участвует и в некоторых внеотраслевых затратах. К ним относятся платежи местным органам на содержание дорог, мостов, на охрану приро­ды и т.д. Такие затраты в издержки обращения не включаются и представляют собой прямой вычет из валового дохода.

Часть валового дохода может пойти на покрытие непланируемых расходов (штрафов, пеней, неустоек), если они не перекрываются непланируемыми доходами.

Оставшаяся часть распределяемых доходов (остаточные доходы) направляется на формирование резервного фонда, фонда накопления, фонда социальной сферы и фонда потребления.

Часть дохода направляется на формирование резервного фонда, который предназначается для покрытия непроизводительных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целей прибыли отчетного года.

Фонд накопления предназначается для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляются финансирование строительства новых производственных объектов, расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста собственных оборотных средств и др.

Фонд социальной сферы предназначен для финансирования капитальных вложений в развитие объектов социальной сферы: строительство жилья, культурно-просветительных учреждений, санаториев, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дошкольных учреждений и т.д.

Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонда накопления.

Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия (выплата дивидендов, процентов по акциям и вкладам; разовое премирование работников в виде единовременного поощрения за выполнение особо важных заданий; оказание материальной помощи; надбавки к пенсиям и единовременные пособия уходящим на пенсию; предоставление льготного или бесплатного питания; оплата проезда к месту работы; оплата путевок на лечение и отдых и т.д.).

2.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАДБАВОК В ТОРГОВЛЕ

Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода. Будучи ценой сферы торговли, надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия (фирмы), правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения, стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный период функционирования.

В действующих условиях хозяйствования уровень торговой надбавки должен определяться с учетом конъюнктуры рынка, соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены, издержек обращения, прибыли, ставок косвенных налогов.

Основные требования, предъявляемые к обоснованности торговых надбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльной работы торгового предприятия; отражать специфику реализации отдельных товаров, стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов, учитывать территориальное размещение производства (поставщиков) и пути продвижения отдельных товаров к потребителю, способствовать сокращению перевозок продукции от места производства до потребления, содействовать упрощению практики расчетов и совершенствованию отношений торговых предприятий между собой, с предприятиями других отраслей деятельности, с банками, финансовыми и налоговыми органами.

При определении размера средней торговой надбавки (оптово-сбытовой)рекомендуется использовать следующую формулу:

Тн = ИО+Н+П,                                                (1)

где ИО - плановый размер издержек обращения;

Н - размер налогов (НДС и другие обязательные отчисления и налоги, исчисляемые от валового дохода);

П - прибыль.

Издержки обращения при расчете торговых надбавок рекомендовано определять по отчетным данным за предшествующий период и корректировать их на коэффициент роста или снижения объемов деятельности.

Минимально возможный уровень рентабельности, включаемый в торговую надбавку, не должен превышать сложившегося за предшествующий период.

Налоги, включаемые в расчет торговых надбавок, исчисляются по методикам, предусмотренным налоговым законодательством.

При этом косвенными налогами, включаемыми в состав торговой надбавки являются акциз, налог на добавленную стоимость.

В практике зарубежных торговых предприятий также используется система торговых надбавок. Они предназначены для покрытия торговых расходов и формирования прибыли, т. е. для создания условий успешного функционирования торгового бизнеса. В составе марк-ап (надбавки, наценки) имеется торговая маржа (превышение), предназначенная для покрытия косвенных затрат и получения прибыли.

Однако методика их расчета несколько иная. Различия обусловлены более стабильными условиями работы магазинов, различиями в составе затрат торгового предприятия (включается стоимость закупленных товаров) и методическим обеспечением. При определении размера торговой надбавки (марк-ап) исходят из необходимости покрытия затрат и получения «разумной» торговой прибыли.

Расчет торговой надбавки производится в следующей последовательности. Вначале анализируются результаты торговли за прошлый год и определяется средняя торговая маржа (ежегодная маржинальная прибыль по отношению к продажной цене) как отношение разности между объемом продаж и прямыми расходами к объему продаж, умноженное на 100.

Далее оценивается размер торговой прибыли по критерию ее достаточности для развития предприятия. Если результаты прошлого года не удовлетворяют данному критерию, тогда руководство магазина решает, как поправить свои дела. Для этого необходимо или увеличить цены, или сократить затраты. Чтобы добиться реализации планов по прибыли, необходимо зафиксировать маржу на каждый отдельный товар, с тем, чтобы продажа в целом давала приблизительно среднюю маржу. Сделать это не просто. Через полгода делается промежуточная сверка результатов, позволяющая определить, завышен или занижен размер средней маржи. Если он занижен, тогда рекомендуется закупить для продажи больше предметов роскоши, на которые маржа может быть выше, или повысить цены на имеющиеся в продаже товары. Но может быть и так. Маржа удовлетворяет поставленным целям, но продажа товара не возрастает, идет вяло. Чтобы увеличить объем продаж, лучше в этом случае понизить маржу.

После расчета торговой маржи определяется размер торговой надбавки (наценки). Для обеспечения этой задачи за рубежом используют специально разработанную таблицу взаимозависимости торговой маржи от наценки (марк-ап).

В последние годы в отечественной литературе и в практике хозяйствования ставится вопрос об оптимальности размера торговых надбавок. Высказываются различные точки зрения: от установления минимального размера торговой надбавки до полного отказа от контроля за их формированием.

В связи с этим интересен опыт стран дальнего зарубежья, где нет официального предела торговых надбавок, но где государство оставляет за собой право оценки эффективности торговли в национальном масштабе.

Эффективность торговли обычно оценивается по двум критериям: стоимости сбыта (сумма валовых наценок), а также качества и перечня услуг, оказываемых покупателю (по экономии времени, затрачиваемого покупателем на поиск и приобретение товара).

3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДОХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Доходы, доходность и рентабельность наряду с товарооборотом являются основными показателями, по которым оценивается работа торгового предприятия. Валовой доход составляет порядка 80 % всех доходов предприятия, поэтому анализу именно этого показателя уделяется наибольшее внимание. Анализ валового дохода, как и других результативных показателей, предполагает:

а) изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;

б) оценку воздействия объективных экономических законов и факторов субъективного характера;

в) использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;

г) выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;

д) определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;

е) изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта и использование его при принятии управленческих решений.

Основной целью анализа валового дохода является поиск резервов роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления им.

С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.

В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических значений прогнозным (плановым), определяется динамика валового дохода, рассчитываются темпы роста, устанавливаются причины его роста или снижения.

Анализ валового дохода, как и других показателей деятельности предприятия, является основой для принятия управленческих решений. Экономический анализ предшествует решениям, обосновывает их и является базой научного управления предприятием, повышает его эффективность.

Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый. К математическим методам относятся: математическое программирование, моделирование, корреляция, регрессия и т.д.

Объектом исследования является Павловского райпо.

Структура доходов розничной торговли Павловского райпо представлена в табл. 1.

Таблица 1 – Структура доходов розничной торговли Павловского райпо

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Отклонения

Отчетный год в % к предшествующему году

Сумма

% к итогу

Сумма

% к итогу

По сумме

По структуре

Доходы торговли (без НДС и акцизов)

В т.ч.

8733,1

100

10222,4

100

1489,3

-

117,05

От продажи товаров

7859,8

90,0

9813,5

95,9

1953,7

5,9

124,85

От прочей операционной деятельности

349,3

3,99

255,6

2,5

-93,7

-1,49

73,17

От внереализационных операций

524

6,00

153,3

1,59

-360,7

-4,41

29,25

Как видно из табл. 1, доходы торговой организации в отчетном году увеличились на 17,05 %. Увеличение доходов торговой организации наблюдается за счет увеличения доходов от продажи товаров (на 24,85 %). Доходы от прочей операционной деятельности, а также доходы от внереализационных операций снизились на 26,83 % и 70,75 % соответственно.

Более наглядно структуру доходов Павловского райпо можно представить на рис. 1.

Проведем анализ доходов розничной торговли Павловского райпо.

Из рис. 1 видно, что в структуре доходов Павловского райпо наибольшую долю занимают доходы от продажи товаров (90 % и 95 % в отчетном и предшествующем году соответственно).

Рисунок 1 - Структура доходов Павловского райпо

Доходы от прочей операционной деятельности составляют 3,99 и 2,5 % в отчетном и предшествующем году соответственно. Доходы от внереализационных операций составляют 6 и 1,59 5 в отчетном и предшествующем году соответственно.

Доходы розничной торговли от реализации товаров представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Доходы розничной торговли от реализации товаров

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Отчетный год в % к предшествующему, откл. (+,-)

Влияние факторов на отклонение

По плану

Фактически

% выполнения отклонения (+, -)

От плана

От пред. года

Доходы от реализации (валовой доход) сумма

7859,8

8887,05

9813

110,42

124,85

-

-

% к обороту

26,0

26,1

26,5

101,53

101,92

148,28

185,16

Оборот розничной торговли

30230

34050

37032

108,76

122,5

790,23

1768,52

Расчет влияния структурных сдвигов на уровень доходов от продаж по торговле Павловского райпо представлен в табл. 3.

Таблица 3 – Расчет влияния структурных сдвигов на уровень доходов от продаж по торговле Павловского райпо

Группа товаров

Оборот розничной торговли

Доходы от продаж

Относительное изменение отклонения по доходам

Уровень доходов, скоректированный

Пред. год

Отч. год

Пред. год

Отч. год

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

В % к обороту

Сумма

В % к обороту

По уровню, %

В сумме

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11=4*6

Продовольственные

199518

66,0

23330,16

63,0

5028,16

25,2

6066,05

26,0

107,7

120,64

1387,6

Непродовольственные

10278

34,0

13701,84

37,0

2831,64

27,55

3747,45

27,35

99,27

132,34

1019,35

Итого

30230

100

37032

100

7859,8

26,0

9813,5

26,5

101,92

124,8

26,07

Таким образом, видно, что оборот продовольственных товаров в Павловском райпо составляет 66,0 % в структуре доходов. В отчетном году доля продовольственных товаров снизилась на 3,0 %. Доходы предприятия от розничной торговли  продовольственными товарами  в отчетном году увеличились на 0,8 % . По непродовольственным товарам значительных изменений в структуре доходов в отчетном году относительно предыдущего не наблюдается.

4. ОБОСНОВАНИЕ СУММЫ ДОХОДОВ ОТ ПРОДАЖ И УРОВНЯ ДОХОДНОСТИ

Финансово-экономические показатели торговой деятельности Павловского райпо на планируемый год представлены в табл. 4.

Таблица 4 - Финансово-экономические показатели торговой деятельности Павловского райпо на планируемый год

Показатели

Отчетный год

Планируемый год

Оборот розничной торговли, тыс. руб.

37032

45105

Из общего оборота – доля социально значимых товаров, %

38,0

37,5

Издержки обращения, всего – тыс. руб.

8147

10013

В том числе:

Постоянные

3462,5

4335,6

Переменные

4684,5

5677,4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

1666,5

2255,25

Рентабельность продаж, %

4,5

5,0

Доходы от продаж(без НДС и акцизов), тыс. руб.

9813,44

12268,25

Уровень доходов от продаж, %

26,5

27,2

Как видно из табл. 4, в планируемом году  предусматривается увеличение оборота розничной торговли на 21,8 %. Планируется также увеличение прибыли от продаж на 35,32 %.

Необходимая плановая сумма доходов от продаж определяется по формуле:

Дп = (Ппл + Ипост + Упер* Т)/ (1 - Сндс)

Где Дп – плановая сумма доходов от продаж;

Ппл – плановая целевая прибыль от продаж;

Ипост – сумма постоянных издержек обращения;

Упер – уровень переменных издержек;

Сндс – ставка НДС в % к доходам по розничным ценам, выраженная десятичной дробью.

Дп = (Ппл + Ипост + Упер* Т)/ (1 - Сндс)

Дп = (2255,25 +4335,6 + 0,125*45105 )/ (1 – 0,18) = 14913,38 тыс.руб.

Минимальный объем продаж (точка безубыточности) определяется по формуле:

Тmin = Ипост/ (Уд - Уип) * 100

Тmin = Ипост/ (Уд - Уип) * 100 = 4335,6 / (27,2-12,5)*100 = 29493,87 тыс. руб.

Критическая сумма дохода – Дкр = Ипост/Кмд

где Кмд – коэффициент маржинального дохода

Дкр = Ипост/Кмд = 4335,6/0,619 = 7004,2

Кмд = (Дп – Ипер)/Дп * 100 % = (14913,38 - 5677,4)/ 14913,38*100 = 61,9

Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле:

ЗПФ = (Дп - Дкр)/ Дп* 100 = (14913,38 – 7004,2)/14913,38 = 53,0%

Определим план расходов от продаж по торговле Павловского райпо по товарным группам (табл. 5):

Таблица 5 – Расчет доходов от продаж по торговле Павловского райпо на планируемый год

Наименование товаров

Оборот по плану, тыс. руб.

Уровень, %

Сумма с НДС

Уровень, %

Сумма

Доход от продаж без НДС

А

1

2

3

4

5

6

Мясо и птица

433

30

99,92

10

9,08

90,84

1

2

3

4

5

6

7

Колбасные изделия и копчености

2967,9

36

785,6

10

71,4

714,2

Рыба

1312,5

32

318,2

10

28,9

289,3

Масло растительное

297,7

36

78,8

10

7,2

71,6

Молоко и молочная продукция

956,2

28

209,2

10

19

190,2

Сахар

1118,6

40

319,6

10

29

290,6

Кондитерские изделия

1835,8

36

486

20

81

405

Фрукты

559,3

30

129,1

20

21,5

107,6

Продолжение табл. 5

1

2

3

4

5

6

7

Остальные продовольственные товары

19020,8

36

5034,9

12,4

555,5

4479,5

Непродовольственные товары

16603,2

45

5152,7

20

858,8

42939

Итого

45105

-

12613,95

-

1681,71

10932,54

Алгоритм расчет:

∑ ТН = (ОТ*Утр)/(100 + Утн)

∑ НДС = (∑ ТН*Сндс)/(100+Сндс)

Др = ∑ ТН - ∑ НДС

Где ∑ ТН – сумма торговой надбавки с НДС;

ОТ – оборот торговли;

Утн – уровень торговой надбавки;

Сндс – ставка НДС;

Др – доход от продаж без НДС

Таким образом, в работе проведен анализ доходов торгового предприятия на примере Павловского райпо. Анализ показал, что деятельность предприятия рентабельна, доходы предприятия превышают издержки обращения. В структуре товарооборота наибольший удельный вес занимают продовольственные товары. В динамике наблюдается увеличение доходов предприятия. Плановые показатели дохода предприятия составляют 14913,38 тыс.руб.

Критическая сумма дохода рассчитана в размере 7004,2 тыс. руб.

Запас финансовой прочности предприятия составляет 53,0%

5. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТЯИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮДОХОДОВ И ПОВЫШЕНИЮ ДОХОДНОСТИ

Основными резервами повышения доходов за счет сниже­ния уровня цен закупки товаров являются:

а) сокращение числа посредников при закупке товаров, не требующих длительного периода хранения и оптовой под­сортировки. Наиболее низкий уровень цены может быть обеспечен при закупке товаров у непосредственных произво­дителей;

б) использование всей системы ценовых скидок в процессе "уторговывания" партий закупаемых товаров, в первую очередь, скидок на количество или сумму закупаемых то­варов, а также скидок постоянным партнерам;

в) закупка отдельных товаров за рубежом в периоды благоприятных соотношений курсов национальной и иност­ранных валют (снижении курсов иностранных валют);

г) осуществление товарообменных (бартерных) операций при благоприятном соотношении уровней цен на обменивае­мые товары на различных региональных рынках;

д) закупка партий товаров на сезонных и предпраздничных их распродажах по существенно сниженным ценам. Это мероприятие может осуществляться в увязке с возможнос­тями и стоимостью хранения таких товаров и лишь при гарантии последующей быстрой их реализации.

Основными резервами повышения доходов за счет увели­чения объема реализации товаров являются:

а) осуществление эффективной маркетинговой политикина предприятии;

б) диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, позволяющих повысить комплексность покупок;

в) предоставление потребительского кредита при реализации дорогостоящих товаров;

г) интенсификация рекламной и информационной деятельности торгового предприятия.

Основными резервами повышения доходов за счет увеличе­ния уровня цен реализации товаров являются:

а) эффективное осуществление разработанной ценовой по­литики предприятия на потребительском рынке; обеспе­чение своевременной ее корректировки в необходимых случаях;

б) использование благоприятной торговой конъюнктуры на отдельных этапах планового периода, особенно при реали­зации сезонных товаров;

в) повышение уровня торгового обслуживания с соответст­вующим повышением уровня цен на отдельные товары.

Ценовая политика является не только одной из главных составляющих системы управления доходами торгового предприятия, но и важнейшим механизмом, обеспечивающим многие приоритеты его экономического развития.

Торговая деятельность имеет свою специфику, требующую учета при формировании  ценовой политики:

1. Торговые предприятия не могут самостоятельно в полном объеме формировать уровень цен на товары, осу­ществляя свою ценовую политику на потребительском рын­ке. Основы ценовой политики на товар на потребительском рынке формирует его производитель, избирая ту или иную маркетинговую стратегию. Как правило, производственная составляющая в цене товара многократно превосходит его торговую составляющую. В связи с этим, при формировании своей ценовой политики торговые предприятия вынуждены в значительной степени ориентироваться на ценовую поли­тику производителя.

2. В отличие от производителей, торговые предприятия в подавляющем большинстве случаев формируют свою ценовую политику не по конкретным разновидностям то­варов, а по определенной ассортиментной их совокуп­ности. Иными словами, на предприятиях торговли ценовая политика носит не монотоварный, а политоварный характер.

3. Кроме непосредственно товарного элемента, на цено­вую политику торговых предприятий накладывает сущест­венный отпечаток и уровень торговых услуг. Это связано с тем, что уровень цен, по которым осуществляется реализация товаров на предприятиях торговли, неотделим от конкрет­ного уровня обслуживания, предлагаемого покупателям на этих предприятиях.

3. Ценовая система на предприятиях торговли носит, как правило, более жесткий характер, чем на производственных предприятиях

4. Торговые предприятия не применяют обычно ряд ценовых стратегий производителей, связанных с длитель­ной неблагоприятной ситуацией на рынке конкретного потребительского товара. Как правило, условия торговой деятельности позволяют торговому предприятию быстро покинуть такой товарный рынок, т.е. прекратить закупку и реализацию этого товара, в то время как производитель должен активно бороться за возврат средств, инвестирован­ных в его производство.

5. Предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов — торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры пот­ребительского рынка, условий своей хозяйственной дея­тельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предприятие формирует самостоятельно. Несмот­ря на высокую степень связи с ценой производителя, уровень торговой надбавки далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Эта специфика торговой деятельности определяет осо­бенности формирования ценовой политики предприятия торговли. Под формированием ценовой политики торгового предприятия понимается обоснование системы дифферен­цированных уровней торговой надбавки на реализуемые това­ры и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на пот­ребительском рынке и условий хозяйствования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе, можно сделать ряд выводов.

Самофинансирование предприятий торговли требует, прежде всего, получения доходов от хозяйственной деятельности и, как минимум, превышения этих доходов над текущими затратами.

Доходы предприятия могут классифицироваться с учетом бухгалтерского, налогового и традиционного экономического подходов, в которых имеются определенные различия.

Конкретные пропорции распределения и направления использования доходов, которые делятся на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления, имеют большое значение для экономического регулирования хозяйственной деятельности предприятия и определяется им самостоятельно, т.к. от абсолютных размеров и соотношения различных фондов и отчислений зависят финансовые возможности данного предприятия и направления его дальнейшего развития.

Исследование текущего состояния Павловского райпо показало, что это динамично развивающееся торговое предприятие. Поступаемых доходов, достаточно для покрытия расходов, а также для образования прибыли.

Анализ структуры валового дохода показал, что наибольшую долю в объеме валового дохода занимают такие продовольственных товары.

Проведенный анализ безубыточности Павловского райпо показал, что критический объем товарооборота составляет 7004,2 тыс. руб., запас финансовой прочности предприятия составляет 53,0%

 Выделяют несколько основных групп методов планирования доходов на торговом предприятии: нормативные, расчётно-аналитические, балансовые и экономико-математические. Выбор конкретного метода зависит от длительности планового периода, возможностей торгового предприятия, а также от квалификации специалистов, проводящих планирование.

Тщательный анализ и планирование доходов позволяют выявлять резервы их увеличения. В Павловском райпо резервы можно выявлять по трём направлениям:

1.   за счёт снижение уровня цен закупки (снижение количества посредников и  использование различных систем скидок при закупке товаров, закупка товаров на сезонных распродажах и ярмарках);

2.   за счёт увеличение уровня цен реализации (эффективная ценовая политика, использование благоприятной торговой конъюнктуры, повышение уровня торгового обслуживания);

3.   за счёт увеличение объёмов реализации (эффективная маркетинговая политика, диверсификация ассортимента, интенсификация рекламных кампаний).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие.- М.: Изд. «Дело и Сервис», 2000. – 512с.

2.     Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Экономика, 1990. 352 с.

3.     Баканов М. Экономический анализ в торговле. – М.6 Финансы и статистика, 2006.

4.     Бланк. И.А. Торговый менеджмент. Киев. УФИМБ. 1997г. 408 с.

5.     Валовой доход и его планирование в торговле. Максименко Р.А., Ушакова Н.Н. - Киев, «Высшая школа», 1981г. 230 с.

6.     Виноградова С.Н. Организация и технология торговли. – М.6 Высшая школа, 2005.

7.     Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Минск, «Высшая школа», 1995г. 285 с.

8.     Ньюмэн Э. Розничная торговля: организация и управление. – СПБ.: Питер, 2005.

9.     Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения. М.: ИНФРА-М, 2001. 220 с.

10.                       Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М: ИНФРА-М, 2002. 336 с. – (Серия «Высшее образование»).

11.                       Шейнов В. Искусство торговли. Эффективная продажа товаров и услуг. – М.: Харвест, 2005

12.                       Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 1997

13.                       Торговое дело: экономика и организация: учебник / под общ. Ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М. : ИНФРА - М, 1997г. 256 с.

14.                       Экономика торгового предприятия: учебное пособие. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. - Минск: «Высшая школа», 1996г. С. 153-179.

15.                       Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян и др.; - М.: Экономика, 1996. 238 с.

16.                       Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 295 с.