ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Заикин А.А., асп.
Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова
Становление рыночных отношений в России, уход от централизованного планирования и регулирования создали условия, которые коренным образом изменили влияния внешних и внутренних факторов окружающей среды на функционирование предприятий. Реформы, проводимые в рамках рыночных отношений, усилили воздействие внешних факторов на благополучное развитие предприятий в сфере материального производства. Однако эти же условия создали ситуацию, при которой существенно изменились факторы, зависящие от деятельности самого предприятия. При таких обстоятельствах важным моментом является разработка и реализация стратегии развития предприятия, которая заключается в эффективности функционирования стратегического управления. Но прежде, чем подойти к выше названному стратегическому процессу, необходимо поставить стратегическую цель, в которой будет выражена будущее состояние экономической системы предприятия. Как правило, стратегическая цель, является результатом стратегического прогнозирования. Допустим, предприятие поставило перед собой глобальную цель по улучшению социально- экономического положения предприятия, тогда стратегическое прогнозирование будет базироваться на имеющихся ресурсах, а именно: материальных, трудовых, финансовых, природных и информационных. Собранная информация об этих ресурсах должна быть подвергнута тщательному анализу, который поможет определить влияния внутренних и внешних факторов, препятствующие созданию материальных и социальных благ. То есть деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, именно она должна привести к длительной жизнеспособности предприятия в изменяющихся условиях.
Стратегическое управление направлено на систематизацию основных организационных решений по поводу проблем, ориентированных на будущее, связанных с генеральными целями предприятия и находящихся под воздействием неконтролируемых внешних факторов. Предмет стратегического планирования и управления можно определить по следующим направлениям:
· проблема, непосредственно определяющая генеральную цель предприятия, направленная на повышение эффективности ее деятельности, через обеспечение взаимосвязи задач, ресурсов и результатов;
· проблемы и решения, связанные с каким – либо элементом организации, необходимым для достижения поставленной цели, но в настоящий момент отсутствующим, или не имеющем в нужном объеме;
· проблема, связанная с неконтролируемыми внешними и внутренними факторами, как правило, большее влияние оказывают внешние факторы. Следовательно, во избежание ошибок необходимо определить, какие экономические, политические, социальные, научно- технические и другие факторы окажут влияние на будущее предприятия при выборе стратегии и направления развития предприятия.
На современном этапе выделяют два направления развития стратегического управления.
Направление 1 - основано на логическом развитии стратегического планирования (анализ и реализация стратегии). Стратегическое планирование придает организации индивидуальность и определенность, которая позволяет получить уверенность в результативности предпринятых действий и последующем успехе предприятия. Практика показывает, те предприятия, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают на рынке более успешно и получают прибыль. Концепция стратегического менеджмента возникла на основе методологии стратегического планирования. В отличие от обычного долгосрочного планирования, стратегическое планирование учитывает не только тенденции, характерные для долгосрочного планирования, но и систему возможностей и опасностей в развитии предприятия, возникновение чрезвычайных ситуаций, способных изменить сложившиеся тенденции в предстоящем периоде. Следовательно, кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает поставленной цели. В этой связи особое внимание следует уделить управлению инвестиционной деятельностью предприятия.
Направление 2- основано на решение неожиданно возникающих стратегических задач. Это характерно для тех отраслей, в которых изменения во внешней среде происходят часто и, как правило, непредсказуемы, вследствие чего приходится реагировать немедленно, времени на пересмотр стратегии не остается. В международной практике план стратегического развития предприятия представляется в виде заранее разработанного бизнес- плана, он является структурированным проектом развития предприятия. Как правило, такие проекты связаны с привлечением инвестиций. Следовательно, речь пойдет об инвестиционной стратегии. Ее разработка на предприятии в современных условиях базируется на методологических подходах новой концепции управления - стратегического менеджмента - активно внедряемых с начала 70-х годов прошлого столетия в корпорациях США и большинства стран Западной Европы. Концепция стратегического менеджмента отражает четкое позиционирование предприятия, представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизмов взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структур и форм адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
Инвестиционная деятельность предприятия напрямую связана со стратегией развития и миссией предприятия. Разрабатывая программу и формируя инвестиционный портфель предприятия, руководство должно не только рассматривать и просчитывать показатели его эффективности, но и проводить стратегический анализ и оценку влияния данного мероприятия на его позиции, и экономический потенциал. Формирование инвестиционной деятельности предприятия можно представить в виде следующих шагов:
· Формулировка проекта. Высший руководящий состав предприятия анализирует текущее состояние предприятия и определяет наиболее приоритетные направления дальнейшего его развития. Собственно говоря, это формирование бизнес – плана, о чем говорилось ранее.
· Подготовка проекта. После того как бизнес – план прошел предварительную проверку, делается более глубокий анализ перспектив, прорабатываются все возможные варианты, до момента, пока не будет принято окончательное решение, причем оно может быть как положительным, так и отрицательным. В целом успех от реализации такого проекта, будет, зависеть от поиска и сбора исходной информации, которая поможет правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процессе проектного анализа.
· Экспертиза проекта. Затрагивает техническую сторону, она может проводиться как консалтинговыми фирмами, так и собственными силами.
· Осуществление проекта. Представляет собой реальное развитие бизнес – плана. Сюда входит отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со стороны надзирающих органов, а также иностранных и отечественных инвесторов.
· Оценка результатов. Оценка проекта производится по завершении или в процессе его выполнения.
Основная цель заключается в том, чтобы получить реальную обратную связь между заложенными идеями и степенью их фактического выполнения. Стоит также обратить внимание на оперативное управление реализацией стратегии развития предприятия. Разработанная модель оперативного управления реализации стратегии предприятия предусматривает: организацию мониторинга выполнения оперативных и стратегических планов, разработку методов экономической оценки резервов и недостатков, разделение всей полученной оперативной информации, влияющей на достижение оперативных и стратегических задач, формирование базы данных о недостатках и резервах, о причинах и виновниках, а также о потенциальных потребителях этой информации, организацию сбора, обработки и передачи информации в режиме времени с использованием доступных средств, организацию пользования оперативной информацией с учетом фильтрации и корректировки, текущих и стратегических планов, увязку результатов достижения оперативных и стратегических целей персонала со служебной карьерой и вознаграждением.
Управление реализацией стратегии представляет собой стратегические и тактические изменения, которые обеспечиваются следующими моментами:
· Четкая постановка задач и доведении оперативных и стратегических планов до исполнителей.
· Сформирована организационная структура, способная успешно выполнять стратегические задачи.
· Созданы возможности реализации стратегии и сконцентрированы необходимые ресурсы на стратегически важных направлениях.
· Персонал заинтересован в выполнении поставленных задач.
· Принимаемые обоснованные решения своевременно доводятся до исполнителей, при- чем выполнение обеспечивается системным мониторингом и контролем.
· Производится объективная оценка результатов, оперативное, стратегическое регулирование на основе экспресс - диагностики.
Следовательно, управление реализацией стратегических планов представляет собой динамичный процесс, при котором должны отслеживаться негативные причины, риски и тенденции развития по сферам управления и принятия своевременных необходимых решений по их предупреждению или разработке мер по их ликвидации.
В заключение хотелось бы отметить, что планирование инвестиций является стратегической и наиболее сложной задачей управления предприятием. При этом важно учитывать все аспекты экономической деятельности предприятия, начиная от окружающей среды, показателей инфляции, налоговых условий, состояния и перспектив развития рынка, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта. Объективный анализ всех этих показателей и корректная оценка рынка, а также сильных и слабых сторон предприятия являются надежной основой правильного стратегического выбора высшего руководства предприятия.