Стратегия как инструмент стратегического менеджмента
Лосева С.Ю., аспирант
Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова
Основной идеей стратегического менеджмента является идея органичного последовательного приспособления предприятия к изменяющейся обстановке внешней среды, идея целевого подхода к решению любых управленческих задач и предприятия в целом. Но чтобы уметь приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом всегда выдерживать курс на достижение поставленных целей, предприятие должно иметь стратегию.
Формирование стратегии становится жизненно необходимым в тех случаях, когда возникают внезапные изменения во внешней среде предприятия. Причинами таких изменений являются: насыщение спроса, крупные изменения в технологии внутри и вне предприятия, неожиданные появления многочисленных новых конкурентов, изменение социально-экономических условий и т.д.
А.Н. Лапин определяет стратегию компании как «определенный образ действия компании, направленный на достижение ее цели». Л.И. Евенко считает, что «стратегия – это конкретизация пути развития предприятия исходя из динамики внешней среды посредством формулировки долгосрочных целей, поиска ресурсов по их достижению и планирования конкретных действий на перспективу». По мнению автора, стратегия – это определение и реализация системы методов достижения желаемых результатов (долгосрочных целей) предприятия.
Стратегия должна стать «нитью времени», связывающей прошлое и будущее. Выбираемые стратегии должны эффективно капитализировать сильные стороны предприятия, преодолению им своих слабых сторон, извлечение преимуществ, благодаря внешним условиям, и успешное уклонение от внешних угроз.
Единой оптимальной стратегии для всех предприятий отрасли не существует. Каждое из них, учитывая профиль деятельности, цели и возможности, навыки и ресурсы, разрабатывает собственную стратегию. Как отмечает известный американский специалист в области менеджмента М. Портер, сущность стратегии заключается в создании уникальной и эффективной позиции предприятия на рынке путем выборов видов деятельности, которые отличны от конкурентов.
Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Стратегия должна определять: что предприятие должно делать и чего оно не должно делать; что более важно, а что менее важно в осуществляемой им деятельности.
Стратегии можно классифицировать по разным признакам. С точки зрения иерархии управления, стратегии делятся на корпоративную, деловую и функциональную.
Например, предприятия сахарной промышленности считаются монопроизводственными, то есть они конкурируют на конкретном товарном рынке (рынке сахара), корпоративный уровень у них отсутствует, и стратегия разрабатывается для хозяйственного стратегического центра или центра прибыли, то есть на деловом уровне.
Все многообразие стратегий, которые используют предприятия, являются различными модификациями нескольких эталонных, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состоянии внешней и внутренней среды.
В литературе выделяются следующие базовые стратегии развития предприятия: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсификация, целенаправленные сокращения (рис. 1).
|
|
|
|
Рис. 1 Типы стратегий предприятия
Существует множество стратегических направлений достижения конкурентных преимуществ, но наиболее общими, которые имеют универсальный характер и применимы для любой конкурентной силы являются:
· преимущество в издержках – достижение конкурентных преимуществ за счет более низкой себестоимости товара;
· дифференциация – способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность продукта для покупателя;
· фокусирование - связано с фиксацией определенного сегмента рынка и концентрацией усилий предприятия на этом сегменте;
· ранний выход на рынок (стратегия первопроходца) – предприятие первое предлагает на рынок оригинальный товар;
· синергизм – это преимущество бизнеса, возникающее благодаря установлению его связей с другими бизнес-единицами в рамках подразделения или предприятия.
Среди основных ключевых факторов, определяющих стратегию предприятия, можно выделить следующие:
§ Преимущества предприятия и отрасли, в которой оно
функционирует.
§ Цели предприятия.
§ Интересы и отношение высшего руководства.
§ Финансовые ресурсы и обязательства предприятия.
§ Степень зависимости от внешней среды.
§ Фактор времени.
Серьезным тестом хорошей стратегии является степень, в которой стратегия предприятия:
- улучшает возможности предприятия успешно конкурировать на своем месте на рынке;
- увеличивает возможность предприятия добиваться конкурентных преимуществ;
- позволяет получать сверхприбыль.
Эффективная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности предприятия в условиях не спадающего кризиса. Стратегия – это сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современное предприятие может противостоять меняющимся условиям, позволяет не только выжить в конкурентной борьбе, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке.