Содержание
Введение. 3
1.Сущность понятия, принципы и формы безналичного денежного оборота. 5
1.1. Безналичный денежный оборот на предприятии. 5
1.2. Принципы организации безналичных расчетов. 7
1.3. Общая характеристика АКБ Менатеп. 10
2. Организация безналичного денежного оборота. 13
2.1. Формы безналичных расчетов. 13
2.2. Порядок осуществления расчетных операций по счетам клиентов. 15
3. Основные направления совершенствования безналичных расчетов в современных условиях. 22
3.1.Развитие безналичных расчетов. 22
3.2. Развитие расчетов по пластиковым картам как совершенствование безналичных расчетов. 23
Заключение. 26
Список используемой литературы.. 27
Введение
В рыночной экономике между предприятиями постоянно совершаются сделки по поводу покупки средств и предметов труда, реализации продукции (работ, услуг). За все приобретенное со стороны следует уплачивать деньги и соответственно получать средства и за отгруженную продукцию или оказанные услуги.
В процессе хозяйственной деятельности предприятия ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.
Банки представляют одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Это — организации, созданные для привлечения денежных средств юридических и физических лиц и размещения их от своего имени на условиях платности, срочности и возвратности.
Осуществляя расчетно-кассовые операции, банки способствуют развитию реального сектора экономики. Кроме того, выполняют функции агента валютного контроля. Начинающий бухгалтер коммерческого банка — это не только тот, кто только что закончил специальное учебное заведение, но и тот, кто владеет практически специальностью -бухгалтера: бухгалтера промышленной или строительной, или транспортной, или торговой организации. Учет в коммерческом банке имеет существенные особенности и по характеру операций, отражающихся в бухгалтерском учете, и по организации учетной работы, по форме содержанию бухгалтерской и другой учетной документа-, ну и, конечно, по основным бухгалтерским проводкам. Всем этим необходимо овладеть бухгалтеру, начинающему свою работу в коммерческом банке.
Вхождение экономики России в рынок - сложный и противоречивый процесс. В условиях рыночных отношений, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Таким образом, появилась острая необходимость проведения независимого контроля всех коммерческих структур, в том числе и банков.
В ходе работы банки периодически составляют финансовые отчеты о проведенной работе, достоверность которых проверяется с помощью внешних и внутренних аудиторов, которые выражают свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Данные финансовой (бухгалтерской) отчетности, позволяют пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении банков и принимать соответствующие решения.
На данный момент для стабильного функционирования банка, наиболее важным является максимизация его доходов и минимизация его расходов, где не последнюю роль играет оптимизация налогообложения банка, посредством выбора наиболее выгодной налоговой политики.
Цель данной работы изучение учета и организации безналичного денежного оборота на примере АКБ Менатеп.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
· Изучим понятие безналичного денежного оборота
· изучим сущность безналичных расчетов
· учет расчетных операций с юридическими лицами
· рассмотрим формирование конечного финансового результата и распределение прибыли
1.Сущность понятия, принципы и формы безналичного денежного оборота
1.1. Безналичный денежный оборот на предприятии
Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты: (а) за приобретенные сырье и материалы и (б) за проданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.
В России так же, как и в других странах, для обслуживания платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающей формой расчетов. Совокупность всех платежей в наличной и безналичной формах, при которых деньги выступают в функции средства обращения, средства платежа и накопления за период времени, составляет денежный оборот страны. Денежный оборот опосредствует товарный оборот, нетоварный оборот и перераспределительные операции, разделяясь по нескольким денежным потокам: товарным, трудовым, финансовым и кредитным. Из экономического содержания понятия денежного оборота можно выделить ряд частных понятий и построить взаимосвязанную, внутренне субординированную структуру денежного оборота. Платежный оборот представляет собой совокупность платежей с использованием денег в качестве средства платежа. Он поглощает все безналичные платежи и часть налично-де-нежных, связанных с оплатой труда, налоговыми платежами, покупкой ценных бумаг, лотерейных билетов и т. п. [1,13]
Безналичный денежный оборот — часть совокупного денежного оборота с использованием безналичных расчетов путем записей по счетам в банках и зачетов встречных требований. В странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90 % всего совокупного денежного оборота, в России его доля значительно меньше.
В соответствии с п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ платежи на территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. При безналичных расчетах — право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам. Гражданский кодекс РФ установил, что выбор наличной или безналичной формы расчетов связан с характером производимой операции, а также с статусом участников. Расчеты юридических лиц связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке.
Безналичная форма расчетов связана с оформлением соответствующих документов единообразной формы и поэтому более трудоемка.
Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета или корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
В соответствии с действующим законодательством безналичные расчеты между организациями осуществляют банки и небанковские кредитные учреждения. В свою очередь банки взаимодействуют друг с другом через расчетно-кассовые центры (РКЦ) либо напрямую через корреспондентские счета, открытые у банков-контрагентов. Средством расчета служат авизо (авизо как извещение об изменениях в состоянии взаимных расчетов, посыла мое одним контрагентом другому, используется исключительно в расчетах между банками и кредитными учреждениями). Необходимым условием расчетов с использованием РКЦ является наличие у коммерческого банка достаточных средств на корреспондентском счете в РКЦ. В противном случае осуществление расчетов невозможно Таким образом, основной недостаток расчетов через РКЦ заключается в том, что клиент не сможет произвести платеж даже при наличии у него средств на счете в банке, если на корреспондентском счете банка в РКЦ средства отсутствуют. Кроме того, в процессе расчетов между банками появляется еще одно звено (РКЦ), что усложняет расчеты и увеличивает сроки исполнения платежей.
1.2. Принципы организации безналичных расчетов
Техника расчетов устанавливается
инструктивными документами Банка России, в частности инструкцией от 12 апреля
1. Документальность. Платежи со счетов производятся банковскими или другими расчетными учреждениями только по письмен ному распоряжению клиентов либо по приказу судебных или иных по которым законодательно предоставлено данное право. Распоряжение о списании средств со счета может быть дано:
• путем выписки документа единообразной формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств;
• в форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт).
В отдельных случаях банковские учреждения имеют право самодеятельно списывать средства со счетов организации в без акцептном порядке по требованию кредитора. Указанное право должно быть предусмотрено договором между клиентом и банком, а также основным договором между организациями-контрагентами. Отдельно необходимо упомянуть о принудительном списании средств со счетов организаций. В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса (часть I) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Налоговый орган направляет в банк инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Указанное поручение подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством.
2. Срочность. Этот принцип относится в основном к порядку и срокам
обработки документов банковскими учреждениями, срокам списания и зачисления
средств на счета. Различными инструктивными документами Банка России
установлены унифицированные сроки обработки платежных документов в
коммерческих банках и расчетно-кассовых центрах Банка России. В соответствии со
ст. 80 Федерального закона от 2 декабря
3. Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумевает осуществление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. Все документальные поручения о списании средств со счета исполняются банком в соответствии с очередностью списания денежных средств, установленной ст. 855 части 2 Гражданского кодекса РФ.
При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание средств со счета осуществляется в порядке поступления Распоряжений клиента и других документов на списание, т. е. в так называемой календарной очередности.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
• в первую очередь происходит списание по исполнительным листам предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении да, причиненного жизни и здоровью, а также требований алиментов;
• во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору
• в третью очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в государственные социальные страховые фонды;
• в четвертую очередь происходит списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди
• в пятую очередь происходит списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
• в последнюю очередь осуществляется списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
4. Свобода выбора форм безналичных расчетов. Действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации-контрагенты могут выбирать по своему усмотрению: (а) расчеты платежными поручениями; (б) расчеты по аккредитиву; (в) расчеты чеками; (г) расчеты по инкассо. Каких-либо ограничений со стороны банка по выбору форм расчетов не допускается.
5. Унификация платежных документов. Законодательно установлено, что расчетные документы оформляются на бланках единообразной формы в бумажном или электронном видах. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
• наименование расчетного документа и код формы;
• номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
• вид платежа;
• наименование плательщика, номер его счета в банке;
• наименование и местонахождение банков плательщика и получателя, банковские идентификационные коды, номера корреспондентских счетов банков;
• наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика;
• назначение платежа;
• сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
• очередность платежа;
· подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установление случаях).
Расчетные документы действительны в течение десяти дней, не читая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.
1.3. Общая характеристика АКБ Менатеп
По основным оценочным показателям российской банковской системы – размеру собственных средств и активов – АКБ Менатеп уверенно входит в список тридцати крупнейших российских банков. Собственные средства банка превышают 3,9 млрд. рублей, а активы – более 1,49 млрд. рублей.
Деятельность АКБ Менатеп в 2004 году осуществлялась по всем направлениям, связанным с операциями клиентов: расчетно-кассовое обслуживание, документарные операции, кредитование, вексельные программы, обслуживание операций, связанных с использованием пластиковых карт и т.д.
При осуществлении своей деятельности Банк руководствовался «Учетной политикой АКБ Менатеп на 2004 год», сформированной на базе Федерального закона «О бухгалтерском учете», Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ и правил бухгалтерского учета, изложенных в инструкциях и нормативных актах Банка России, действующего налогового законодательства и внутренних документов Банка.
Все операции осуществляются Банком в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями) и перечнем операций, установленных лицензиями Банка России.
По состоянию на 01 января 2005 года Банк имеет в своем составе 19 зарегистрированных филиалов. За прошедший период АКБ Менатеп принял ряд решений, касающихся стратегии присутствия на рынке банковских услуг регионов страны.
Головной Банк и филиалы закончили отчетный год с прибылью. Величина полученной прибыли составила 88.166 тыс. рублей, в том числе филиалами – 47.772 тыс. рублей.
Данный показатель более чем в 5 раз превышает аналогичные показатели, достигнутые в 2002 и 2003 финансовых годах.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития АКБ Менатеп являются: повышение качества управления и прозрачности, дальнейшая диверсификация активов, в том числе путем выборочного их увеличения в отдельных секторах розничного банковского бизнеса и совершенствования активной политики филиальной сети, повышение доли комиссионных доходов и доходов от мелких и средних инвестиционных проектов с быстрым сроком окупаемости.
В порядке реализации указанных приоритетов Банк, в частности:
· На регулярной основе проводит аудит своей деятельности, в том числе по международным стандартам:
· Ежеквартально публикует балансы, отчеты о финансовых результатах и ключевых финансовых показателях работы в открытых СМИ;
· Имеет реальный потенциал, позволяющий осуществлять самый широкий комплекс операций по финансовому посредничеству, включая ипотечный бизнес, секьютеризацию закладных и других финансовых активов, в том числе управление коллективных инвесторов; наращивать синдицированное кредитование, а также выпуск и обращение производных кредитных инструментов, включая ипотечные ценные бумаги;
· Продолжает работу по расширению спектра возможностей и совершенствованию услуг для частных клиентов, ведет подготовку к участию в создаваемой системе гарантирования (страхования) вкладов;
· Взвешенно формирует кредитный портфель в области ипотечного и авто кредитования населения;
· Как принципиальный член международных платежных систем VISA International, MasterCard International и принципиальный партнер Diners Club International, предлагает своим клиентам наиболее полный пакет услуг в этой сфере, доступный любым потребительским группам; тарифные планы АКБ Менатеп по открытию и обслуживанию платежных карт на сегодняшний день занимают лидирующее положение на российском рынке.
АКБ Менатеп обслуживает полный комплекс операций клиентов, включающий организацию внутрироссийских расчетов, в том числе с применением расчетов векселями, клиринговые расчеты в российских рублях банков-нерезидентов, организацию внешнеторговых расчетов, зарплатные проекты с использованием пластиковых карт, кредитование оборотного капитала, операции с дорожными чеками, брокерское обслуживание клиентов на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, эмиссию и обслуживание пластиковых карт, эквайринг, ипотечное и авто кредитование, консультационные и другие банковские услуги.
2. Организация безналичного денежного оборота
2.1. Формы безналичных расчетов
При безналичных расчетах используются следующие формы расчетов: платежными поручениями, чеками, аккредитивами и в форме инкассо.
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
— платежные поручения;
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета на списание денежных средств и зачисление их на счет получателя. Расчеты с помощью платежных поручений осуществляются по договоренности сторон. Платежные поручения выписываются с использованием технических средств. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Выписываются платежные поручения в трех экземплярах. Первый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером предприятия и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных поручениях не допускаются.
— аккредитивы;
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство кредитной организации, выдаваемое по поручению клиента в пользу контрагента по договору, по которому открывшая аккредитив кредитная организация может произвести платеж при условии представления документов, предусмотренных в аккредитиве и при выполнении условий аккредитива.
При расчетах этого вида используются разные формы аккредитивов:
покрытые (депонированные);
непокрытые (гарантированные);
отзывные или безотзывные.
— чеки;
Чек — документ установленной формы, позволяющий произвести платежи чекодателя чекодержателю.
Чекодатель — лицо, выписавшее чек.
Чекодержатель — лицо, владеющее выписанным чеком.
Плательщик — банк, производящий платеж по предъявленному чеку.
Чек является ценной бумагой и изготавливается по единому образцу. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и приходуются по внебалансовому счету 91207 "Бланки". Кт счета 99999 Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи.
Для получения чеков юридическое лицо представляет в банк заявление для получения чеков. При необходимости вместе с заявлением представляется платежное поручение для депонирования средств на отдельном лицевом счете чекодателя 40903 "Расчетные чеки" (П). На этот счет зачислятся сумма средств, депонируемая с соответствующего рас-1етного счета. Чек должен быть предъявлен к оплате в банк 8 течение 10 дней, не считая день его выдачи.
— платежные требования;
— инкассовые поручения.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться I распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Расчеты инкассовыми поручениями
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) для взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:
• наименование расчетного документа;
• номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
• номер кредитной организации плательщика, ее наименование;
• наименование плательщика, номер счета;
• наименование получателя средств, номер счета;
• наименование кредитной организации получателя, ее номер;
• идентификационные номера, присвоенные юридическим лицам при постановке на учет в налоговых органах;
• назначение платежа (в чеке не указывается);
• сумму платежа цифрами и прописью;
• на первом экземпляре подписи должностных лиц, имеющих право подписи.
2.2. Порядок осуществления расчетных операций по счетам клиентов
Для проведения расчетов АКБ Менатеп открывает своим клиентам расчетные, бюджетные и текущие счета.
Расчетные счета открываются для юридических лиц различных форм собственности, имеющих самостоятельный баланс и занимающихся предпринимательской деятельностью.
Бюджетные счета открываются организациями и учреждениями, которым для ведения деятельности выделяются средства из республиканского и местных бюджетов.
Текущие счета открываются организациям и учреждениям (религиозные, общественные), не занимающимся предпринимательской деятельностью, а также текущими являются счета в иностранной валюте.
Валютные счета открываются всем юридическим лицам для выполнения расчетов по экспортно-импортным операциям.
Для открытия счета в АКБ Менатеп предъявляются следующие Документы:
— заявление установленной формы;
— нотариально заверенные копии учредительных документов;
— справка из налогового органа о постановке на учет;
— письмо территориального органа государственной статистики с присвоенными кодами организации;
— карточка с образцами подписей и оттиском печати;
— выписка из приказа о назначении главного бухгалтера Для открытия счетов нерезидентам Российской Федерации дополнительно представляются выписки из торгового или банковского реестра, определяющие юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения, копия разрешения национального иностранного банка. Все документы должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены, и легализованы (зарегистрированы) в посольстве Российской Федерации либо в посольстве иностранного государства.
Ответственный работник бухгалтерии кредитной организации проверяет правильность оформления и полноту представления документов и передают их юристу для проверки законности и достоверности представленных документов.
Счет открывается при наличии на заявлении клиента разрешительной надписи Председателя Правления или его заместителя и главного бухгалтера кредитной организации. За открытие и ведение счета кредитная организация может взимать определенную плату. Клиент заполняет заявление на взнос наличными и вносит требуемую сумму в кассу банка. Документы по оформлению счета хранятся в бухгалтерии, в сейфе в порядке возрастания номеров. Карточки с образцами подписей и оттиска печати хранятся в специальной картотеке у операциониста. Клиенту сообщается номер счета и операциониста, с которым будет работать клиент.
Открытый счет и все реквизиты по каждому клиенту заносятся в журнал регистрации открытых счетов. Обязательными реквизитами журнала являются:
— номер счета;
— наименование и адрес клиента;
.__дата открытия счета.
Журнал является документом строгой отчетности, он полнен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и храниться у главного бухгалтера или его заместителя в сейфе.
Финансовая компания
«Опцион» представила в АКБ Менатеп документы, необходимые для открытия
расчетного счета в валюте Российской Федерации. Документы оформлены верно.9
апреля
АКБ Менатеп требуется присвоить номер лицевому счету компании «Опцион», находящейся в федеральной собственности и занимающейся финансовой деятельностью. На данном балансовом счете зарегистрировано 73 лицевых счета, защитный ключ 6, а также зарегистрировать счет компании «Опцион» в книге регистрации открытых лицевых счетов.
Об открытии счета главный бухгалтер в банке на подлинном экземпляре устава делает отметку с указанием номера счета и заверяет его гербовой печатью. Компании Опцион выдается справка для налоговой инспекции об открытии расчетного счета.
Номер счета для финансовой компании Опцион будет включать в себя:
— балансовый счет второго порядка — 40502 (5 знаков);
— код валюты: российский рубль – 643 (3 знака)
— защитный ключ - 6 (1 знак)
— номер филиала (отделения) – 0021 (4 знака)
— порядковый номер лицевого счета – 0000074 ( 7 знаков)
— номер лицевого счета 40502 643 6 0021 0000074.
Владелец счета обязан соблюдать законодательство и правила Центрального банка России по расчетным операциям. Оплата документов происходит в пределах имеющегося остатка денежных средств на расчетном счете в календарной очередности. [1,96]
Ответственный работник бухгалтерии кредитной организации проверяет правильность оформления и полноту представления документов и передают их юристу для проверки законности и достоверности представленных документов.
Счет открывается при наличии на заявлении клиента разрешительной надписи Председателя Правления или его заместителя и главного бухгалтера кредитной организации. За открытие и ведение счета кредитная организация может взимать определенную плату. Клиент заполняет заявление на взнос наличными и вносит требуемую сумму в кассу банка. Документы по оформлению счета хранятся в бухгалтерии, в сейфе в порядке возрастания номеров. Карточки с образцами подписей и оттиска печати хранятся в специальной картотеке у операциониста. Клиенту сообщается номер счета и операциониста, с которым будет работать клиент.[3,56]
Открытый счет и все реквизиты по каждому клиенту заносятся в журнал регистрации открытых счетов. Обязательными реквизитами журнала являются:
— номер счета;
— наименование и адрес клиента;
— дата открытия счета.
Журнал является документом строгой отчетности АКБ Менатеп, он должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и храниться у главного бухгалтера или его заместителя в сейфе.(Приложение)
Списание денежных средств осуществляется кредитной организацией на основании распоряжения клиента.
Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда. При наличии на расчетных счетах клиентов денежных средств списание осуществляется в порядке поступления документов на списание.
При недостаточности денежных средств на счете АКБ Менатеп :
— в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление
или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
— во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
— в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
— в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
— в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
— в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Выдача денежных средств на неотложные нужды в АКБ Менатеп не производится.
При предоставлении в кредитную организацию платежных документов по перечислению средств в правой стороне, в специально отведенных графах, клиенты проставляют очередность платежей в соответствии с очередностью, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 855).
Для учета открытых расчетных, текущих и бюджетных счетов клиентам в Плане счетов бухгалтерского учета кредитных организаций предусмотрены пассивные счета с 401 по 408. Счета открываются предприятиям и организациям различной организационно-правовой структуры и различных форм собственности.
Сальдо кредитовое — отражает сумму остатка денежных средств на счете.
Оборот по дебету — списание средств по распоряжениям клиента.
Оборот по кредиту — суммы зачисленные, поступившие в адрес клиента, ссуды полученные, начисленные банком проценты на остатки по счету.
Выписки АКБ Менатеп содержат следующие показатели:
• номер счета;
• дату — период, за который представляется выписка;
• остаток средств на начало дня;
• номер документа, корреспондентский счет банка;
• зачислено клиенту (по кредиту);
• списано с расчетного счета (по дебету);
• итоги оборотов по дебету и кредиту;
• остаток на конец дня и другие реквизиты. Операции, связанные с движением денежных средств,
отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
1. Зачислены денежные средства на расчетный счет клиента согласно платежному поручению:
Дт 30102 Корреспондентский счет Кт 40702 Расчетные счета клиентов.
2. Банком зачислены денежные средства по объявлению на взнос наличными
Дт 20202 Касса кредитных организаций Кт 40702 Расчетные счета клиентов.
3. С корреспондентского счета банка в РКЦ списаны денежные средства, перечисленные по поручению клиента (с приложением платежных документов): Дт 405, 406, 407, 408 расчетные счета клиентов Кт 30102 Корреспондентский счет банка.
4. На корреспондентский счет банка в РКЦ поступили денежные средства для зачисления на расчетный счет клиента (без приложения платежных документов):
Дт 30102 Корреспондентский счет Кт 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентский счет до выяснения".
5. В банк поступили документы, подтверждающие целевую принадлежность денежных средств, подлежащих зачислению на счета клиентов:
Дт 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентский счет до выяснения" Кт Расчетный счет получателя.
Для зачисления и списания денежных средств банк составляет ежедневно выписки по лицевым счетам клиентов.
3. Основные направления совершенствования безналичных расчетов в современных условиях
3.1.Развитие безналичных расчетов
Исходя из общей оценки состояния расчётов, мне бы хотелось остановиться на следующих особенностях безналичных расчетов в России и обратить внимание на возможные направления совершенствования безналичных расчетов.
Превалирование безналичных расчётов, минуя банки.
Как уже отмечалось, значительное место в российской практике занимали товарообменные операции – безналичные расчеты путем взаимозачетов, бартера и т.п.
С другой стороны, кризис банковской системы в гораздо меньшей степени отразился на реальном секторе экономики, чем это должно было случиться в условиях цивилизованного рынка.
Доминирование во внутренних расчётах платежного инструмента кредитовых переводов, а именно, платежного поручения, доля которого в общей сумме безналичных платежей составляет более 95%.
Доля расчетов по инкассо не превышает 4%, а аккредитивной формы расчетов еще меньше.
Причины резкого изменения структуры расчетов многообразны: переход к рыночным отношениям, повлекший катаклизмы разлаживания прежних хозяйственных связей, а значит и доверия как основы инкассовой формы расчетов и т.д.
Развитие международных расчетов коммерческими банками вследствие либерализации внешнеэкономических отношений при переходе к рыночной экономике.
Немаловажно и то, что если за рубежом правила проведения расчетов на внешнем и внутреннем рынках унифицированы, то в России по ряду положений применения отдельных форм расчетов (аккредитивной, чековой) на указанных рынках имеются существенные расхождения.
Весьма различается и понятийный аппарат в области расчетов, используемый в мировой и отечественной практике. Так, в законодательно-нормативной базе России по расчетам отсутствуют понятия «дебетовые», «кредитовые» переводы.
Еще сложнее обстоит дело с применением терминологии в области электронных расчетов и электронных денег.
Между тем упорядоченность и единообразие понятийного аппарата имеют большое практическое значение, прежде всего, в целях предотвращения правового риска, поскольку обеспечивают однозначное толкование терминов в законодательных, нормативных актах и при выполнении расчетных операций.
Слабое применение населением безналичных расчетов посредством банковских платежных карт.
В развитых странах все взрослое население имеет текущие счета в банках, используемые для проведения платежей, а наличными рассчитывается только за мелкие покупки — около 20% всех оплачиваемых товаров и услуг. В России же - более 90%, а в провинции - все 100%.
3.2. Развитие расчетов по пластиковым картам как совершенствование безналичных расчетов
Следует отметить, что в середине 90-х г. коммерческие банки активно внедряли расчеты платежными картами, однако кризис 1998г. привел к краху ряда крупных банков, как раз и занимавшихся этой работой. После этого карточный рынок намного сократился. Практически не применяются населением такие платежные инструменты, как аккредитив, чек, платежное поручение.
Продолжается создание нормативной базы, регламентирующей эмиссию и эквайринг банковских карт кредитными организациями, правила расчетов и порядок учета операций, совершаемых с использованием банковских карт.
Рынок платежных карт в России развивается динамично и представлен как российскими платежными системами, так и международными.
Несмотря на то, что российский рынок платежных карт начал развиваться сравнительно недавно, динамика насыщения обслуживающей банковской и торговой инфраструктуры банкоматами и электронными терминалами находится на самом высоком уровне мировых показателей.
Рынок пластиковых карт в России развивается по двум - очень мало зависящим друг от друга – направлениям. Первое - добровольно-принудительная выдача пластика по зарплатным схемам. Второе - использование карт, как и принято во всем цивилизованном мире, в качестве платежно-кредитного средства. Но пока побеждает первое направление.
Характерное проявление кризиса неплатежей - задержки с выдачей -заработной платы рабочим и служащим, что сопровождается ухудшением их материального положения, ограничением объема платежеспособного спроса на товары и услуги.
Факторы сферы производства включают охвативший значительную часть экономики спад производства, уменьшение объема капиталовложений, снижение рентабельности, убыточность большого числа предприятий этой сферы.
Особое место среди факторов, влияющих на существование и развитие платежного кризиса, занимает проводимая в РФ в течение ряда лет денежно-кредитная политика, направляемая на уменьшение массы денег в обороте. Основная задача такой политики состояла в том, чтобы с помощью ограничения объема денежной массы преодолеть инфляцию, уменьшить платежеспособный спрос и тем самым оказать воздействие на предотвращение роста цен.
Однако применение мер по ограничению денежной массы привело к широкому использованию в обороте различных способов безналичных расчетов, в том числе с помощью бартера, зачетов, векселей, на долю которых в последние годы приходилась преобладающая часть расчетов.
Из краткого изложения основных особенностей проведения безналичных расчетов в России следует вывод о наличии большого поля деятельности длявсех отечественных банков по налаживанию цивилизованной платежной системы, а по сути — создания ее заново.
Отсюда вытекает задача коренных преобразований в данной сфере. В ходе этих преобразований устраняются негативные последствия.
Заключение
Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета или корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов
При безналичных расчетах используются следующие формы расчетов: платежными поручениями, чеками, аккредитивами и в форме инкассо.
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
— платежные поручения;
— аккредитивы;
— чеки;
— платежные требования;
— инкассовые поручения.
Для проведения расчетов АКБ Менатеп открывает своим клиентам расчетные, бюджетные и текущие счета.
Расчетные счета открываются для юридических лиц различных форм собственности, имеющих самостоятельный баланс и занимающихся предпринимательской деятельностью.
Бюджетные счета открываются организациями и учреждениями, которым для ведения деятельности выделяются средства из республиканского и местных бюджетов.
Текущие счета открываются организациям и учреждениям (религиозные, общественные), не занимающимся предпринимательской деятельностью, а также текущими являются счета в иностранной валюте.
Список используемой литературы
1.
Налоговый кодекс Российской Федерации -
часть первая от 31 июля
2.Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, -М.:ЦБ РФ ,2002
3. О внесении изменений и дополнений в «Правила бухгалтерского учета : указания №62-у от 11.12.97», -М. : ЦБ РФ, 2002
4. Горин С,А, Учет в банке на основе нового плана счетов.- М.: Приор,2003 г.-320 c.
5. Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» №17 ФЗ, от 17.02.1996 с последующими изменениями и дополнениями
6.Л.В.Усатова, Бухгалтерский учет в коммерческих банках – М.2004 -375с
7. Суйц В.П., Ахмадбеков А.Н., Дубровина Т.А.: Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник – М.: ИНФА-М, 2000.
8.
Андреев В.Д. Практический учет в
банке / справочное пособие. - М.: Экономика,
9.
Шеремет А.Д., Суйц В.П. бухгалтерский учет в
коммерческом банке / учебное пособие. - М.: ИНФРА-М,
10. Сидельникова Л.Б. Аудит коммерческого банка. - М.: Буквица, 2003г.
11.
Козлова Е.П., Галанина Е.Н. Бухгалтерский
учет в банке. - М.: Финансы и статистика,
12. Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.В. Мельник Аудит. - М.: Экономист 2004
Суйц В.П., Ахмадбеков А.Н., Дубровина Т.А.: Аудит: общий,