Содержание

Введение. 3

1.Сущность понятия, принципы и формы безналичного денежного оборота. 5

1.1. Безналичный денежный оборот на предприятии. 5

1.2. Принципы организации безналичных расчетов. 7

1.3. Общая характеристика АКБ Менатеп. 10

2. Организация безналичного денежного оборота. 13

2.1. Формы безналичных расчетов. 13

2.2. Порядок осуществления расчетных операций по счетам клиентов. 15

3. Основные направления совершенствования безналичных  расчетов в современных условиях. 22

3.1.Развитие безналичных расчетов. 22

3.2. Развитие расчетов по пластиковым картам как совершенствование безналичных расчетов. 23

Заключение. 26

Список используемой литературы.. 27

Введение

В рыночной экономике между предприятиями постоянно совершаются сделки по поводу покупки средств и предметов труда, реализации продукции (работ, услуг). За все приобретенное со стороны следует уплачивать деньги и соответственно получать средства и за отгруженную продукцию или оказанные услуги.

В процессе  хозяйственной деятельности предприятия ведут расчеты с поставщиками за  приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие  товарно-материальные ценности  и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.

Банки представляют одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Это — организации, созданные для привлечения денежных средств юридических и физических лиц и  размещения их от своего имени на условиях платности, срочности и возвратности.

Осуществляя расчетно-кассовые операции, банки способствуют развитию реального сектора экономики. Кроме того, выполняют функции агента валютного контроля. Начинающий бухгалтер коммерческого банка — это не только тот, кто только что закончил специальное учебное заведение, но и тот, кто владеет практически специальностью -бухгалтера: бухгалтера промышленной или строительной, или транспортной, или торговой организации. Учет в коммерческом банке имеет существенные особенности и по характеру операций, отражающихся в бухгалтерском учете, и по организации учетной работы, по форме содержанию бухгалтерской и другой учетной документа-, ну и, конечно, по основным бухгалтерским проводкам. Всем этим необходимо овладеть бухгалтеру, начинающему свою работу в коммерческом банке.

Вхождение экономики России в рынок - сложный и противоречивый процесс. В  условиях рыночных отношений, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Таким образом, появилась острая необходимость проведения независимого контроля всех коммерческих структур, в том числе и банков.

В ходе работы банки периодически составляют финансовые отчеты о проведенной работе, достоверность которых проверяется с помощью внешних и внутренних аудиторов, которые выражают свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.  Данные финансовой (бухгалтерской) отчетности, позволяют пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении банков и принимать соответствующие решения. 

На данный момент для стабильного функционирования банка, наиболее важным является максимизация его доходов и минимизация его расходов, где не последнюю роль играет оптимизация налогообложения банка, посредством выбора наиболее выгодной налоговой политики.

Цель данной работы изучение учета и организации безналичного денежного оборота на примере АКБ Менатеп.

Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:

·        Изучим понятие безналичного денежного оборота

·        изучим сущность безналичных расчетов

·        учет расчетных операций с юридическими лицами

·        рассмотрим формирование конечного финансового результата и распределение прибыли

1.Сущность понятия, принципы и формы безналичного денежного оборота

1.1. Безналичный денежный оборот на предприятии

Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работника­ми, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты: (а) за приобретенные сырье и материалы и (б) за проданную продукцию. В первом случае на предпри­ятии имеет место отток денежных средств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.

В России так же, как и в других странах, для обслужива­ния платежей используются не только наличные деньги, но и безналичные расчеты, которые в настоящее время являются преобладающей формой расчетов. Совокупность всех плате­жей в наличной и безналичной формах, при которых деньги высту­пают в функции средства обращения, средства платежа и на­копления за период времени, составляет денежный оборот страны. Денежный оборот опосредствует товарный оборот, нетовар­ный оборот и перераспределительные операции, разделяясь по нескольким денежным потокам: товарным, трудовым, финансовым и кредитным. Из экономического содержания понятия денежного оборота можно выделить ряд частных по­нятий и построить взаимосвязанную, внутренне субордини­рованную структуру денежного оборота. Платежный оборот представляет собой совокупность пла­тежей с использованием денег в качестве средства платежа. Он поглощает все безналичные платежи и часть налично-де-нежных, связанных с оплатой труда, налоговыми платежа­ми, покупкой ценных бумаг, лотерейных билетов и т. п. [1,13]

Безналичный денежный оборот — часть совокупного денеж­ного оборота с использованием безналичных расчетов путем записей по счетам в банках и зачетов встречных требований. В странах с развитой рыночной экономикой он превышает 90 % всего совокупного денежного оборота, в России его доля значительно меньше.

В соответствии с п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ платежи на территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. При безналичных расчетах — право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам. Гражданский кодекс РФ установил, что выбор наличной или безналичной формы расчетов  связан с характером производимой операции, а также с  статусом участников. Расчеты юридических лиц связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке.

Безналичная форма расчетов связана с оформлением соответствующих документов единообразной формы и поэтому более трудоемка.

Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных докумен­тов, составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета или корреспондентского счета (субсчета), если иное не уста­новлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

В соответствии с действующим законодательством безналичные расчеты между организациями осуществляют банки и небанковские кредитные учреждения. В свою очередь банки взаимодействуют друг с другом через расчетно-кассовые центры (РКЦ) либо напрямую че­рез корреспондентские счета, открытые у банков-контрагентов. Средством расчета служат авизо (авизо как извещение об изменениях в состоянии взаимных расчетов, посыла мое одним контрагентом другому, используется исключительно в расчетах между банками и кредитными учреждениями). Необходи­мым условием расчетов с использованием РКЦ является наличие у коммерческого банка достаточных средств на корреспондентском сче­те в РКЦ. В противном случае осуществление расчетов невозможно Таким образом, основной недостаток расчетов через РКЦ заключает­ся в том, что клиент не сможет произвести платеж даже при нали­чии у него средств на счете в банке, если на корреспондентском сче­те банка в РКЦ средства отсутствуют. Кроме того, в процессе расче­тов между банками появляется еще одно звено (РКЦ), что усложняет расчеты и увеличивает сроки исполнения платежей.

1.2. Принципы организации безналичных расчетов

Техника расчетов устанавливается инструктивными документами Банка России, в частности инструкцией от 12 апреля 2001 г. № 2-п «Положе­ние о безналичных расчетах в Российской Федерации». В указанной инструкции сформулированы основные принципы организации без­наличных расчетов.

1. Документальность.  Платежи со счетов производятся банков­скими или другими расчетными учреждениями только по письмен ному распоряжению клиентов либо по приказу судебных или иных по которым законодательно предоставлено данное право. Распоряжение о списании средств со счета может быть дано:

•  путем выписки документа единообразной формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств;

•  в форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт).

В отдельных случаях банковские учреждения имеют право само­деятельно списывать средства со счетов организации в без акцептном порядке по требованию кредитора. Указанное право должно быть предусмотрено договором между клиентом и банком, а также основным договором между организациями-контрагентами. Отдельно необходимо упомянуть о принудительном списании средств со счетов организа­ций. В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса (часть I) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязан­ность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Налоговый орган направляет в банк инкас­совое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюд­жеты необходимых денежных средств. Указанное поручение подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной граж­данским законодательством.

2. Срочность. Этот принцип относится в основном к порядку и сро­кам обработки документов банковскими учреждениями, срокам списания и зачисления средств на счета. Различными инструктивными документа­ми Банка России установлены унифицированные сроки обработки пла­тежных документов в коммерческих банках и расчетно-кассовых центрах Банка России. В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 2 де­кабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов. В ча­стности, общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

3. Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумевает осуще­ствление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. Все документальные поручения о списании средств со счета испол­няются банком в соответствии с очередностью списания денежных средств, установленной ст. 855 части 2 Гражданского кодекса РФ.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых доста­точна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание средств со счета осуществляется в порядке поступления Распоряжений клиента и других документов на списание, т. е. в так называемой календарной очередности.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетво­рения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

• в первую очередь происходит списание по исполнительным листам предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении да, причиненного жизни и здоровью, а также требований алиментов;

•  во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору

•  в третью очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в государственные социальные страховые фонды;

•  в четвертую очередь происходит списание по платежным доку­ментам,  предусматривающим  платежи  в  бюджет  и  внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди

•  в пятую очередь происходит списание по исполнительным до­кументам,   предусматривающим   удовлетворение   других   денежных требований;

•  в последнюю очередь осуществляется списание по другим пла­тежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступле­ния документов.

4.  Свобода выбора форм безналичных расчетов. Действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации-контрагенты могут выбирать по сво­ему усмотрению: (а) расчеты платежными поручениями; (б) расчеты по аккредитиву; (в) расчеты чеками; (г) расчеты по инкассо. Ка­ких-либо ограничений со стороны банка по выбору форм расчетов не допускается.

5.  Унификация платежных документов. Законодательно установ­лено, что расчетные документы оформляются на бланках единооб­разной формы в бумажном или электронном видах. Расчетные доку­менты должны содержать следующие реквизиты:

•  наименование расчетного документа и код формы;

•  номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

•  вид платежа;

•  наименование плательщика, номер его счета в банке;

•  наименование и местонахождение банков плательщика и полу­чателя,   банковские   идентификационные   коды,   номера  корреспон­дентских счетов банков;

•  наименование  получателя  средств,  номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика;

•  назначение платежа;

•  сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;

• очередность платежа;

·        подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установлен­ие случаях).

Расчетные документы действительны в течение десяти дней, не читая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки в рас­четных документах не допускаются.

1.3. Общая характеристика АКБ Менатеп

По основным оценочным показателям российской банковской системы – размеру собственных средств и активов – АКБ Менатеп уверенно входит в список тридцати крупнейших российских банков. Собственные средства банка превышают 3,9 млрд. рублей, а активы – более 1,49 млрд. рублей.

Деятельность АКБ Менатеп в 2004 году осуществлялась по всем направлениям, связанным с операциями клиентов: расчетно-кассовое обслуживание, документарные операции, кредитование, вексельные программы, обслуживание операций, связанных с использованием пластиковых карт и т.д.

При осуществлении своей деятельности Банк руководствовался «Учетной политикой АКБ Менатеп на 2004 год», сформированной на базе Федерального закона «О бухгалтерском учете», Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ и правил бухгалтерского учета, изложенных в инструкциях и нормативных актах Банка России, действующего налогового законодательства и внутренних документов Банка.

Все операции осуществляются Банком в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями) и перечнем операций, установленных лицензиями Банка России.

По состоянию на 01 января 2005 года Банк имеет в своем составе 19 зарегистрированных филиалов. За прошедший период АКБ Менатеп принял ряд решений, касающихся стратегии присутствия на рынке банковских услуг регионов страны.

Головной Банк и филиалы закончили отчетный год с прибылью. Величина полученной прибыли составила 88.166 тыс. рублей, в том числе филиалами – 47.772 тыс. рублей.

Данный показатель более чем в 5 раз превышает аналогичные показатели, достигнутые в 2002 и 2003 финансовых годах.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития АКБ Менатеп являются: повышение качества управления и прозрачности, дальнейшая диверсификация активов, в том числе путем выборочного их увеличения в отдельных секторах розничного банковского бизнеса и совершенствования активной политики филиальной сети, повышение доли комиссионных доходов и доходов от мелких и средних инвестиционных проектов с быстрым сроком окупаемости.

В порядке реализации указанных приоритетов Банк, в частности:

·                   На регулярной основе проводит аудит своей деятельности, в том числе по международным стандартам:

·                   Ежеквартально публикует балансы, отчеты о финансовых результатах и ключевых финансовых показателях работы в открытых СМИ;

·                   Имеет реальный потенциал, позволяющий осуществлять самый широкий комплекс операций по финансовому посредничеству, включая ипотечный бизнес, секьютеризацию закладных и других финансовых активов, в том числе управление коллективных инвесторов; наращивать синдицированное кредитование, а также выпуск и обращение производных кредитных инструментов, включая ипотечные ценные бумаги;

·                   Продолжает работу по расширению спектра возможностей и совершенствованию услуг для частных клиентов, ведет подготовку к участию в создаваемой системе гарантирования (страхования) вкладов;

·                   Взвешенно формирует кредитный портфель в области ипотечного и авто кредитования населения;

·                   Как принципиальный член международных платежных систем VISA International, MasterCard International и принципиальный партнер Diners Club International, предлагает своим клиентам наиболее полный пакет услуг в этой сфере, доступный любым потребительским группам; тарифные планы АКБ Менатеп по открытию и обслуживанию платежных карт на сегодняшний день занимают лидирующее положение на российском рынке.

АКБ Менатеп обслуживает полный комплекс операций клиентов, включающий организацию внутрироссийских расчетов, в том числе с применением расчетов векселями, клиринговые расчеты в российских рублях банков-нерезидентов, организацию внешнеторговых расчетов, зарплатные проекты с использованием пластиковых карт, кредитование оборотного капитала, операции с дорожными чеками, брокерское обслуживание клиентов на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, эмиссию и обслуживание пластиковых карт, эквайринг, ипотечное и авто кредитование, консультационные и другие банковские услуги.

2. Организация безналичного денежного оборота

2.1. Формы безналичных расчетов

При безналичных расчетах используются следующие фор­мы расчетов: платежными поручениями, чеками, аккреди­тивами и в форме инкассо.

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

— платежные поручения;

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета на списание денежных средств и зачисление их на счет получателя. Расчеты с помощью пла­тежных поручений осуществляются по договоренности сто­рон. Платежные поручения выписываются с использованием технических средств. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Выписываются платеж­ные поручения в трех экземплярах. Первый экземпляр дол­жен быть подписан руководителем и главным бухгалтером предприятия и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных поручениях не допускаются.

— аккредитивы;

Аккредитив представляет собой условное денежное обя­зательство кредитной организации, выдаваемое по поруче­нию клиента в пользу контрагента по договору, по которому открывшая аккредитив кредитная организация может про­извести платеж при условии представления документов, пре­дусмотренных в аккредитиве и при выполнении условий ак­кредитива.

При расчетах этого вида используются разные формы аккредитивов:

покрытые (депонированные);

непокрытые (гарантированные);

 отзывные или безотзывные.

— чеки;

Чек — документ установленной формы, позволяющий произвести платежи чекодателя чекодержателю.

Чекодатель — лицо, выписавшее чек.

Чекодержатель — лицо, владеющее выписанным чеком.

Плательщик — банк, производящий платеж по предъяв­ленному чеку.

Чек является ценной бумагой и изготавливается по еди­ному образцу. Бланки чеков являются бланками строгой от­четности и приходуются по внебалансовому счету 91207 "Блан­ки". Кт счета 99999 Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи.

Для получения чеков юридическое лицо представляет в банк заявление для получения чеков. При необходимости вместе с заявлением представляется платежное поручение для депонирования средств на отдельном лицевом счете че­кодателя 40903 "Расчетные чеки" (П). На этот счет зачисля­тся сумма средств, депонируемая с соответствующего рас-1етного счета. Чек должен быть предъявлен к оплате в банк 8 течение 10 дней, не считая день его выдачи.

—  платежные требования;

—  инкассовые поручения.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую опе­рацию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуще­ствляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании пла­тежных требований, оплата которых может производиться I распоряжению плательщика (с акцептом) или без его рас­поряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поруче­ний, оплата которых производится без распоряжения пла­тельщика (в бесспорном порядке).

Расчеты инкассовыми поручениями

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1)  в случаях, когда бесспорный порядок взыскания де­нежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2)  для взыскания по исполнительным документам;

3)  в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживаю­щему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Расчетные документы должны соответствовать требова­ниям установленных стандартов и содержать:

•  наименование расчетного документа;

•  номер расчетного документа, число, месяц, год его вы­писки;

•  номер кредитной организации плательщика, ее наиме­нование;

•  наименование плательщика, номер счета;

•  наименование получателя средств, номер счета;

• наименование кредитной организации получателя, ее номер;

• идентификационные номера, присвоенные юридическим лицам при постановке на учет в налоговых органах;

• назначение платежа (в чеке не указывается);

• сумму платежа цифрами и прописью;

• на первом экземпляре подписи должностных лиц, име­ющих право подписи.

2.2. Порядок осуществления расчетных операций по счетам клиентов

Для проведения расчетов АКБ Менатеп открывает своим клиен­там расчетные, бюджетные и текущие счета.

Расчетные счета открываются для юридических лиц раз­личных форм собственности, имеющих самостоятельный ба­ланс и занимающихся предпринимательской деятельностью.

Бюджетные счета открываются организациями и учреж­дениями, которым для ведения деятельности выделяются средства из республиканского и местных бюджетов.

Текущие счета открываются организациям и учреждени­ям (религиозные, общественные), не занимающимся пред­принимательской деятельностью, а также текущими явля­ются счета в иностранной валюте.

Валютные счета открываются всем юридическим лицам для выполнения расчетов по экспортно-импортным операциям.

Для открытия счета в АКБ Менатеп предъявляются следующие Документы:

—  заявление установленной формы;

—  нотариально заверенные копии учредительных документов;

—  справка из налогового органа о постановке на учет;

—  письмо территориального органа государственной ста­тистики с присвоенными кодами организации;

—  карточка с образцами подписей и оттиском печати;

— выписка из приказа о назначении главного бухгалтера Для открытия счетов нерезидентам Российской Федера­ции дополнительно представляются выписки из торгового или банковского реестра, определяющие юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения, копия разрешения национального иност­ранного банка. Все документы должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены, и легализованы (заре­гистрированы) в посольстве Российской Федерации либо в посольстве иностранного государства.

Ответственный работник бухгалтерии кредитной органи­зации проверяет правильность оформления и полноту пред­ставления документов и передают их юристу для проверки законности и достоверности представленных документов.

Счет открывается при наличии на заявлении клиента раз­решительной надписи Председателя Правления или его за­местителя и главного бухгалтера кредитной организации. За открытие и ведение счета кредитная организация может взи­мать определенную плату. Клиент заполняет заявление на взнос наличными и вносит требуемую сумму в кассу банка. Документы по оформлению счета хранятся в бухгалтерии, в сейфе в порядке возрастания номеров. Карточки с образца­ми подписей и оттиска печати хранятся в специальной карто­теке у операциониста. Клиенту сообщается номер счета и операциониста, с которым будет работать клиент.

Открытый счет и все реквизиты по каждому клиенту за­носятся в журнал регистрации открытых счетов. Обязатель­ными реквизитами журнала являются:

—  номер счета;

—  наименование и адрес клиента;

.__дата открытия счета.

Журнал является документом строгой отчетности, он полнен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печа­тью и храниться у главного бухгалтера или его заместите­ля в сейфе.

Финансовая компания «Опцион» представила в АКБ Менатеп документы, необходимые для открытия расчетного счета в валюте Российской Федерации. Документы оформлены верно.9 апреля 2005 г. заключен договор банковского счета №326. Выписки по расчетному счету выдаются ежедневно по доверенности.

АКБ Менатеп требуется присвоить номер лицевому счету компании «Опцион», находящейся в федеральной собственности и занимающейся  финансовой деятельностью. На данном балансовом счете зарегистрировано 73 лицевых счета, защитный ключ 6, а также зарегистрировать счет компании «Опцион» в книге регистрации открытых лицевых счетов.

Об открытии счета главный бухгалтер в банке на подлин­ном экземпляре устава делает отметку с указанием номера счета и заверяет его гербовой печатью. Компании Опцион выдается справка для налоговой инспекции об открытии расчетного счета.

Номер счета для финансовой компании Опцион будет включать в себя:

— балансовый счет второго порядка — 40502 (5 знаков);

— код валюты: российский рубль – 643 (3 знака)

— защитный ключ  - 6 (1 знак)

— номер филиала (отделения) – 0021 (4 знака)

— порядковый номер лицевого счета – 0000074 ( 7 знаков)

— номер лицевого счета 40502 643 6 0021 0000074.

Владелец счета обязан соблюдать законодательство и пра­вила Центрального банка России по расчетным операциям. Оплата документов происходит в пределах имеющегося ос­татка денежных средств на расчетном счете в календарной очередности. [1,96]

Ответственный работник бухгалтерии кредитной органи­зации проверяет правильность оформления и полноту пред­ставления документов и передают их юристу для проверки законности и достоверности представленных документов.

Счет открывается при наличии на заявлении клиента раз­решительной надписи Председателя Правления или его за­местителя и главного бухгалтера кредитной организации. За открытие и ведение счета кредитная организация может взи­мать определенную плату. Клиент заполняет заявление на взнос наличными и вносит требуемую сумму в кассу банка. Документы по оформлению счета хранятся в бухгалтерии, в сейфе в порядке возрастания номеров. Карточки с образца­ми подписей и оттиска печати хранятся в специальной картотеке у операциониста. Клиенту сообщается номер счета и операциониста, с которым будет работать клиент.[3,56]

Открытый счет и все реквизиты по каждому клиенту  заносятся в журнал регистрации открытых счетов. Обязательными реквизитами журнала являются:

— номер счета;

— наименование и адрес клиента;

— дата открытия счета.

Журнал является документом строгой отчетности АКБ Менатеп, он должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печа­тью и храниться у главного бухгалтера или его заместите­ля в сейфе.(Приложение)

 Списание денежных средств осуществляется кредитной организацией на основании распоряжения клиента.

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда. При наличии на расчетных счетах клиентов денежных средств списание осуществляется в порядке поступления докумен­тов на списание.

При недостаточности денежных средств на счете АКБ Менатеп :

—  в первую очередь осуществляется списание по испол­нительным документам, предусматривающим перечисление

или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здо­ровью, а также требований о взыскании алиментов;

—  во вторую очередь производится списание по испол­нительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате вы­ходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

—  в третью очередь производится списание по платеж­ным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Фе­дерации, Фонд социального страхования Российской Феде­рации и фонды обязательного медицинского страхования;

—  в четвертую очередь производится списание по пла­тежным документам, предусматривающим платежи в бюд­жет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не пре­дусмотрены в третьей очереди;

—  в пятую очередь производится списание по исполни­тельным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

—  в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной оче­редности поступления документов.

Выдача денежных средств на неотложные нужды в АКБ Менатеп не про­изводится.

При предоставлении в кредитную организацию платеж­ных документов по перечислению средств в правой сторо­не, в специально отведенных графах, клиенты проставля­ют очередность платежей в соответствии с очередностью, установленной Гражданским кодексом Российской Федера­ции (ст. 855).

Для учета открытых расчетных, текущих и бюджетных счетов клиентам в Плане счетов бухгалтерского учета кре­дитных организаций предусмотрены пассивные счета с 401 по 408. Счета открываются предприятиям и организациям различной организационно-правовой структуры и различных форм собственности.

Сальдо кредитовое — отражает сумму остатка денежных средств на счете.

Оборот по дебету — списание средств по распоряжениям клиента.

Оборот по кредиту — суммы зачисленные, поступившие в адрес клиента, ссуды полученные, начисленные банком проценты на остатки по счету.

Выписки АКБ Менатеп содержат следующие показатели:

•  номер счета;

• дату — период, за который представляется выписка;

• остаток средств на начало дня;

•  номер документа, корреспондентский счет банка;

•  зачислено клиенту (по кредиту);

•  списано с расчетного счета (по дебету);

• итоги оборотов по дебету и кредиту;

• остаток на конец дня и другие реквизиты. Операции, связанные с движением денежных средств,

отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

1.  Зачислены денежные средства на расчетный счет кли­ента согласно платежному поручению:

Дт 30102 Корреспондентский счет Кт 40702 Расчетные счета клиентов.

2.  Банком зачислены денежные средства по объявлению на взнос наличными

Дт 20202 Касса кредитных организаций Кт 40702 Расчетные счета клиентов.

3.  С корреспондентского счета банка в РКЦ списаны де­нежные средства, перечисленные по поручению клиента (с приложением платежных документов): Дт 405, 406, 407, 408 расчетные счета клиентов Кт 30102 Корреспондентский счет банка.

4.  На корреспондентский счет банка в РКЦ поступили де­нежные средства для зачисления на расчетный счет клиента (без приложения платежных документов):

Дт 30102 Корреспондентский счет Кт 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентский счет до выяснения".

5.  В банк поступили документы, подтверждающие целе­вую принадлежность денежных средств, подлежащих зачис­лению на счета клиентов:

Дт 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентский счет до выяснения" Кт Расчетный счет получателя.

Для зачисления и списания денежных средств банк со­ставляет ежедневно выписки по лицевым счетам клиентов.

3. Основные направления совершенствования безналичных  расчетов в современных условиях

3.1.Развитие безналичных расчетов

Исходя из общей оценки состояния расчётов, мне бы хотелось остановиться на следующих особенностях безналичных расчетов в России и обратить внимание на возможные направления совершенствования безналичных расчетов.

Превалирование  безналичных расчётов, минуя банки.

Как уже отмечалось, значительное место в российской практике занимали товарообменные операции – безналичные расчеты путем взаимозачетов, бартера и т.п.

С другой стороны, кризис банковской системы в гораздо меньшей степени отразился на реальном секторе экономики, чем это должно было случиться в условиях цивилизованного рынка.

Доминирование во внутренних расчётах платежного инструмента кредитовых переводов, а именно, платежного поручения, доля которого в общей сумме безналичных платежей составляет более 95%.

Доля расчетов по инкассо не превышает 4%, а аккредитивной формы расчетов еще меньше.

Причины резкого изменения структуры расчетов многообразны: переход к рыночным отношениям, повлекший катаклизмы разлаживания прежних хозяйственных связей, а значит и доверия как основы инкассовой формы расчетов и т.д.

 Развитие международных расчетов коммерческими бан­ками вследствие либерализации внешнеэкономических отно­шений при переходе к рыночной экономике.

Немаловажно и то, что если за рубежом правила проведения расчетов на внешнем и внутреннем рынках унифицированы, то в России по ряду положений применения отдельных форм расчетов (аккреди­тивной, чековой) на указанных  рын­ках имеются существенные расхождения.

Весьма различается и понятийный аппарат в области расчетов, используемый в мировой и отечественной прак­тике. Так, в законодательно-нормативной базе России по расчетам отсутствуют понятия «дебетовые», «кредитовые» пе­реводы.

Еще сложнее обстоит дело с применением терминологии в области электронных расчетов и электрон­ных денег.

Между тем упорядоченность и единообразие по­нятийного аппарата имеют большое практическое значение, прежде всего, в целях предотвращения правового риска, поскольку обеспечивают однозначное толкование терминов в законодательных, нормативных актах и при выполнении расчетных операций.

Слабое применение населением безналичных расчетов посредством банковских платежных карт.

В развитых странах все взрослое население имеет текущие счета в банках, ис­пользуемые для проведения платежей, а наличными рас­считывается только за мелкие покупки — около 20% всех оплачиваемых товаров и услуг. В России же - более 90%, а в провинции - все 100%.

3.2. Развитие расчетов по пластиковым картам как совершенствование безналичных расчетов

 Следует отметить, что в середине 90-х г. коммерческие банки активно внедряли расчеты пла­тежными картами, однако кризис 1998г. привел к краху ряда крупных банков, как раз и занимавшихся этой работой. После этого карточный рынок намного сократился. Практически не применяются населением та­кие платежные инструменты, как аккредитив, чек, платеж­ное поручение.

Продолжается создание нормативной базы, регламентирующей эмиссию и эквайринг банковских карт кредитными организациями, правила расчетов и порядок учета операций, совершаемых с использованием банковских карт.

Рынок платежных карт в России развивается динамично и представлен как российскими платежными системами, так и международными.

 Несмотря на то, что российский рынок платежных карт начал развиваться сравнительно недавно, динамика насыщения обслуживающей банковской и торговой инфраструктуры банкоматами и электронными терминалами находится на самом высоком уровне мировых показателей.

Рынок пластиковых карт в России развивается по двум - очень мало зависящим друг от друга – направлениям. Первое - добровольно-принудительная выдача пластика по зарплатным схемам. Второе - использование карт, как и принято во всем цивилизованном мире, в качестве платежно-кредитного средства. Но пока побеждает первое направление.

Характерное проявление кризиса неплатежей - задержки с выдачей -заработной платы рабочим и служащим, что сопровождается ухудше­нием их материального положения, ограничением объема платежеспо­собного спроса на товары и услуги.

Факторы сферы производства включают охвативший значительную часть экономики спад производства, уменьшение объема капиталовло­жений, снижение рентабельности, убыточность большого числа пред­приятий этой сферы.

Особое место среди факторов, влияющих на существование и раз­витие платежного кризиса, занимает проводимая в РФ в течение ряда лет денежно-кредитная политика, направляемая на уменьшение массы денег в обороте. Основная задача такой политики состояла в том, что­бы с помощью ограничения объема денежной массы преодолеть инф­ляцию, уменьшить платежеспособный спрос и тем самым оказать воз­действие на предотвращение роста цен.

Однако применение мер по ограничению денежной массы привело к широкому использованию в обороте различных способов безналич­ных расчетов, в том числе с помощью бартера, зачетов, векселей, на долю которых в последние годы приходилась преобладающая часть расчетов.

Из краткого изложения основных особенностей прове­дения безналичных расчетов в России следует вывод о нали­чии большого поля деятельности длявсех отечественных банков по налаживанию цивилизованной платежной систе­мы, а по сути — создания ее заново.

Отсюда вытекает задача коренных преобразований в дан­ной сфере. В ходе этих преобразований устраняются негативные последствия.

Заключение

         Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных докумен­тов, составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета или корреспондентского счета (субсчета), если иное не уста­новлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов

При безналичных расчетах используются следующие фор­мы расчетов: платежными поручениями, чеками, аккреди­тивами и в форме инкассо.

При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

— платежные поручения;

— аккредитивы;

— чеки;

—  платежные требования;

—  инкассовые поручения.

Для проведения расчетов АКБ Менатеп открывает своим клиен­там расчетные, бюджетные и текущие счета.

Расчетные счета открываются для юридических лиц раз­личных форм собственности, имеющих самостоятельный ба­ланс и занимающихся предпринимательской деятельностью.

Бюджетные счета открываются организациями и учреж­дениями, которым для ведения деятельности выделяются средства из республиканского и местных бюджетов.

Текущие счета открываются организациям и учреждени­ям (религиозные, общественные), не занимающимся пред­принимательской деятельностью, а также текущими явля­ются счета в иностранной валюте.

Список используемой литературы

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2005 г.)

2.Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, -М.:ЦБ РФ ,2002

3. О внесении изменений и дополнений в «Правила бухгалтерского учета : указания №62-у от 11.12.97», -М. : ЦБ РФ, 2002

4.  Горин С,А, Учет в банке на основе нового плана счетов.- М.: Приор,2003 г.-320 c.

5. Федеральный закон « О банках и банковской деятельности»  №17 ФЗ, от 17.02.1996 с последующими изменениями и дополнениями

6.Л.В.Усатова, Бухгалтерский учет в коммерческих банках – М.2004 -375с

7.     Суйц В.П., Ахмадбеков А.Н., Дубровина Т.А.: Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник – М.: ИНФА-М, 2000.

8.     Андреев В.Д. Практический учет в банке / справочное пособие. - М.: Экономика, 2004 г.

9.     Шеремет А.Д., Суйц В.П. бухгалтерский учет в коммерческом банке / учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005 г.

10.                       Сидельникова Л.Б. Аудит коммерческого банка. - М.: Буквица, 2003г.

11.                       Козлова Е.П., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в банке. - М.: Финансы и статистика, 2002 г.

12.                       Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.В. Мельник   Аудит.   -   М.: Экономист 2004

Суйц В.П., Ахмадбеков А.Н., Дубровина Т.А.: Аудит: общий,