Задание 2.1.

1. Изучение профессиональной деятельности товароведа и выявление элементов бухгалтерского учета, маркетинга, менеджмента, организации коммерческой деятельности, теоретических основ товароведения, метрологии, стандартизации и сертификации, товароведения продовольственных товаров, товароведения непродовольственных товаров, а - также экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров - в его работе. Приложить к отчету должностную инструкцию на товароведа, (зав. товарным отделом).

На  современном   этапе   товароведение   изучает   товары   народного потребления, т. е. продукты  труда  для  непроизводственного,  прежде  всего личного, потребления.

К числу основных задач товароведения относится также разработка систем классификации   и   кодирования   товаров,   исследование    закономерностей формирования  и  путей   оптимизации   ассортимента   товаров,   определение оптимальных условий ухода за товаром в процессе хранения,  транспортирования и  потребления,  обоснование  нормальных  показателей  качества   и   другие вопросы, связанные с формированием,  оценкой,  сохранением  и  доведение  до потребителя высококачественных товаров.

Товароведная деятельность направлена на  идентификацию, оценку и управление качеством и ассортиментом товаров, организационное, технологическое и информационное обеспечение сохраняемости товарных партий при их доведении от изготовителя до потребителя.

Объектом профессиональной деятельности товароведа являются товары а также производственная и технологическая деятельность по обеспечению товародвижения от изготовителя до потребителя.

Товаровед должен уметь: формировать ассортимент реализуемых товаров; принимать товар по количеству и качеству; обеспечивать их сохраняемость; заключать договора; принимать управленческие решения.

В область компетенции товароведов сегодня входят и вопросы реализации. Возросший коммерческий риск требует от специалистов повышенной грамотности.

В анализируемом предприятии существует должность товаровед-товаровед по претензионной работе. Он занимается выставлением претензий к поставщикам по качеству, количеству и сроку поставок. Также есть должность товаровед по ассортименту.

Еще одной важной задачей товароведа является проверка правильности оформления документов, прилагаемых к товару (сертификатов соответствия и пр.).

В зависимости от способа организации торгового процесса товаровед может заниматься приемкой товара от заказчика и его проверкой по количеству и качеству, разбраковкой, списанием, переоценкой, резервированием, инвентаризацией, ведением классификатора товара. Часто он отвечает за соблюдение сроков реализации и своевременный заказ товара.

Так например, при отпуске обуви, например, одного внимательного взгляда профессионала достаточно, чтобы забраковать пару, сшитую из разных кусков кожи. Если же дефекты невозможно определить визуально, а сомнения в качестве изделия все-таки возникли, специалисты будут выверять соответствие товара ГОСТам, вооружившись сантиметром.

Задание 5.1.

Осуществление конкретных мероприятий по контролю за показателями режима хранения (температуры, относительной влажности воздуха, санитарных условий) и срокам хранения. Регистрация изменений показателей в журналах и/или графиках учета температуры и ОВВ. Приложить к отчету выписку из журнала учета t° и ОВВ или график учета.

Условия хранения товаров зависят от состава и свойства продукции  и  в значительной  степени  определяют   характер   и   скорость   изменения   их потребительских  свойств.  Непременными  условиями  обеспечения  сохранности товаров  являются:  предохранение  товаров   от   механических   воздействий (сотрясения, трения, ударов, излишнего давления и др.); надлежащее  товарное соседство  и  способ  укладки;  регулирование  состава  воздуха  с   помощью вентиляции  для   оптимизации   газовой   среды;   обеспечение   необходимой влажности,    температуры,    освещения;     действительная     борьба     с микроорганизмами, насекомыми и грызунами.

Качество  товаров  при  хранении  может изменяться в результате физических, химических и биологических процессов.

Характер  и скорость этих процессов зависят от свойств товаров, их  упаковки  и  от  температурных  и  влажностных условий хранения.

Поддержание  оптимального температурного и влажностного режима  дает  возможность  обеспечить сохранность и качество товаров при длительном хранении.

При  приемке  проверяются соответствие показателей качества товаров    и    тары    требованиям    стандартов,      соответствие медико-биологическим   требованиям  и  санитарным  нормам,   наличие сертификатов  соответствия  нормативной  документации  на  весь срок хранения  и  наличие копий протоколов сертифицированных испытаний, а также  наличие  ветеринарных  свидетельств и других сопроводительных документов поставщика.

В    процессе    хранения  контроль  условий  хранения   за сохранностью    товаров    в   складах  учреждений   осуществляется: материально    ответственными    лицами  -  ежедневно;   работниками - согласно графику проверок, утвержденному руководством учреждения;    комиссией    под   руководством  директора  или   его заместителя,  главного  инженера  учреждения  с  участием работников и участка хранения - ежемесячно.

Контроль  качества  товара  и  тары  в  процессе   хранения осуществляется  путем  внешнего  осмотра,  органолептической  оценки качества.

Вопросы  о замене и об использовании товаров, непригодных к длительному  хранению,  решаются  совместно с поставщиком, экспертом бюро  товарных  экспертиз или с участием компетентного представителя другой организации.

Задание 5.2.

Предреализационная товарная обработка

Многие товары, подготовленные для продажи покупателю, должны иметь производственную или торговую упаковку для обеспечения сохраняемости их количества и качества. Лишь отдельные товары могут реализовываться без упаковки. Указанные операции предреализационной товарной обработки могут рассматриваться и как торговые услуги, если они являются результатом непосредственного взаимодействия продавца с потребителем и осуществляются в процессе отпуска товаров

Цель основных операций товарной обработки – придание привлекательного внешнего вида, а также удобных для потребителей количественных характеристик единичным экземплярам товаров для создания потребительских предпочтений.

На анализирируемом предприятии в качестве операций  по предреализационной подготовке непродовольственных товаров применяются сортировка по качеству, мойка, фасовка.

Сортировка товаров по качеству - операция поразбраковке товарной партии на градации качества и удалению некачественных экземпляров. При сортировке товаров отбраковывают нестандартные товары и отходы. При делении товаров на сорта проверяют соответствие фактического качества стандартной продукции сорту, указанному на маркировке или в товарно-сопроводительных документах. Если товарная партия представляет собой смесь сортов, То ее разбраковывают по сортам.

Сортировка - одна из важнейших операций товарной обработки. Особое значение она имеет для товаров, качество которых при хранении существенно изменяется, но эти изменения неодинаково происходят у разных единичных экземпляров товаров.

Вследствие этого возникает неоднородность товарной партии, что, в свою очередь, требует разбраковки на однородные по качеству градации.

Организация работ по обеспечению надлежащего качества сортировки входит в должностные обязанности товароведов. Наряду с сортировкой для отдельных товаров применяют калибровку.

Калибровка - операция по разделению товаров по размерам. Для этих целей применяют простейшие приспособления – калибры или калибровочные машины. Калиброванные товары - одинакового размера -имеют более привлекательный товарный вид, лучше размещаются в таре, а в ряде случаев характеризуются одинаковым качеством, в том числе и сохраняемостью.

Мойка -операция по удалению поверхностного загрязнения товаров. Загрязнения могут быть почвенными, химическими, радиационными и микробиологическими. Они попадают на поверхность товаров из атмосферного воздуха с пылью, при контакте с загрязняющими объектами (земля, другие загрязненные товары, грязные руки и т. п.), а также вследствие развития микроорганизмов. При мойке удаляется от 30 до 100 % поверхностных загрязнителей, в результате чего улучшаются товарный вид и безопасность товаров. Наиболее часто моют свежие плоды и овощи, яйца, особенно предназначенные для предприятий общественного питания.

Фасовка -операция по разделению товарной массы на единичные экземпляры товаров или их совокупность заданных размеров. Фасовка осуществляется путем разрезания или отделения товаров необходимой массы или длины с последующим их измерением (взвешивание, отмеривание). Цель фасовки - придание товару определенных количественных характеристик. Фасованные товары упаковывают в потребительскую тару или упаковочные материалы и чаще всего маркируют путем наклеивания этикетки с указанием наименования товара и продавца, массы (или длины) фасовки, цены. Эти товары предназначены в основном для продажи методом самообслуживания.

Упаковывание- операция по укладыванию товаров в тару или завертывание их в упаковочные материалы для обеспечения сохраняемости. Перед подготовкой к продаже проводят разупаковывание товаров из транспортной тары. Товары освобождают от упаковки в тех случаях, когда необходимо проверить их качество для предупреждения реализации некачественных единичных экземпляров, для фасования или придания готовым изделиям более привлекательного внешнего вида или для выкладки единичных экземпляров в торговом зале. После разупаковывания и фасования товары могут быть вновь упакованы, если они не имеют производственной упаковки.

Для непродовольственных товаров, качество которых снижается при сильном увлажнении, мойку заменяют сухой очисткой или протиранием тряпками, смоченными в воде или масле. Протирают обувь, кожаные изделия, бытовые приборы; пятна на одежде стирают или выводят. После мойки или взамен ее для придания привлекательного внешнего вида некоторым товарам применяют покрытие окрашенными или неокрашенными защитными пленками (цветные воски, парафин, термоусадочные пленки). Такие защитные пленки к тому же повышают сохраняемость товаров. Товары, покрытые смазочными материалами, протирают для удаления их. При этом товар приобретает свойственный ему внешний вид. Кроме того, удаление смазки предотвращает ущерб, который может быть нанесении имуществу потребителей при контакте со смазочными материалами. Реализация товаров, покрытых смазочными материалами, не допускается.

Задание 7

Оценка качества услуг розничной торговли

Оценка конкурентоспособности услуги розничной торговли включает ряд этапов, учитывающих специфические особенности розничной торговли. Алгоритм комплексной оценки конкурентоспособности услуги розничной торговли представлен в таблице 1 (см. в журнале).

На первом этапе определяется перечень единичных, комплексных  и обобщенных показателей, необходимых и достаточных для оценки конкурентоспособности услуги розничной торговли.

Обобщенный показатель включает  пять комплексных показателей конкурентоспособности услуги розничной торговли:

·        качество реализуемых товаров;

·        рациональность ассортимента товаров;

·        культура обслуживания;

·        условия обслуживания;

·        доступность услуги.

Для обеспечения сопоставимости условий сравнительного анализа целесообразно выбрать магазины, принадлежащие к одному виду (предприятие розничной торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров) и типу (предприятие розничной торговли определенного вида, классифицируемое по торговой площади и формам торгового обслуживания) предприятий розничной торговли.

Качество реализуемых товаров определяется органолептическими, физико-химическими и/или другими методами и должно соответствовать требованиям стандартов, в которых установлен перечень количественных характеристик качественных признаков.

Рациональность ассортимента товаров характеризуется следующими единичными показателями:

·        полнота ассортимента;

·        широта ассортимента;

·        устойчивость ассортимента;

·        новизна ассортимента;

·        структура ассортимента;

·        обновляемость ассортимента.

Услуги анализируемого торгового предприятия можно назвать качественными.

Список литературы

1. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. Учебник. Шевченко В.В. и др., М., Инфра-М, 2001

2. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы /Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2000.-536с.

3. Николаева М.А. Товарная экспертиза/ Учебник для вузов. – М.: Деловая литература, 2001.-469с.

4. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров/ Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2003.-632с.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 479 с.

6 Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 640 с.

7. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 135 с.

Приложение

Должностная инструкция товароведа

I. Общие положения

1. Товаровед относится к категории специалистов.

2. На должность:

     - товароведа назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 3 лет;

      - товароведа II категории - лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности товароведа не менее 3 лет;

      - товароведа I категории - лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности товароведа II категории не менее 3 лет.

      3. Назначение на должность товароведа и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению

      4. Товаровед должен знать:

      4.1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся материально-технического обеспечения и сбыта товаров на предприятиях торговли.

      4.2. Рыночные методы хозяйствования.

      4.3. Стандарты и технические условия на товары, основные их свойства и качественные характеристики.

      4.4. Порядок заключения хозяйственных договоров.

      4.5. Методы учета товаров, расчета потребности в них.

      4.6. Формы учетных документов и порядок составления отчетности.

      4.7. Организацию складского хозяйства и сбыта товаров.

      4.8. Условия поставки, хранения и транспортировки товаров.

      4.9. Инструкции по приемке товаров по качеству, количеству и комплектности.

      4.10. Действующие ценники и прейскуранты.

      4.11. Нормативы запасов товаров.

      4.12. Номенклатуру и ассортимент товаров, реализуемых предприятием.

      4.13. Основы экономики, организации труда и управления.

      4.14. Законодательство о труде.

      4.15. Правила внутреннего трудового распорядка.

      4.16. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

      6. На время отсутствия товароведа (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащие исполнение возложенных на него обязанностей.

      II. Должностные обязанности

     Товаровед:

      1. Определяет требования к товарам, а также соответствие их качества стандартам, техническим условиям, заключенным договорам и другим нормативным документам.

      2. Осуществляет контроль контроле за выполнением договорных обязательств, поступлением и реализацией товаров.

      3. Принимает участие в подготовке данных для составления претензий на поставки некачественных товаров и ответов на претензии заказчиков.

      4. Контролирует наличие товаров на складах.

      5. Осуществляет связь с поставщиками и потребителями и оформляет документы на отгрузку и получение товаров в соответствии с утвержденными планами.

      6. Участвует в разработке и внедрении правил по материально-техническому обеспечению, сбыту, контролю качества товаров, организации их транспортировки и хранения.

      7. Ведет оперативный учет поступления и реализации товаров.

      8. Контролирует своевременность отгрузки возвратной тары.

      9. В необходимых случаях ведет розыск непоступивших грузов.

      10. Участвует в проведении инвентаризаций, изучает причины образования излишних сверхнормативных материальных ресурсов и "неликвидов", принимает меры по их реализации.

      11. Осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товаров на складах, подготовкой товаров к продаже.

      12. Оформляет необходимые документы, связанные с поставкой и реализацией продукции, составляет отчетность по установленным формам.

      III. Права

      Товаровед имеет право:

      1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающихся его деятельности.

      2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

      3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

      4. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

      5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководства).

      6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

      IV. Ответственность

      Товаровед несет ответственность за:

      1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

      2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

      3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.