Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.

Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы, её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большой круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений, а также некоторые другие правила. Это большая область отношений, связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт, государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового, финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

В настоящее время данная тема весьма актуальна - широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов на эту тему. Это связанно с новыми подходами к пониманию и месту государственной службы в современном российском государстве, а также с реформами, проводящимися в данном направлении.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие образование ее системы, организацию и правовое положение государственных служащих - условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.

Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающих реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. В Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как важнейшего механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления.

Вместе с тем современное состояние государственной службы Российской Федерации (далее именуется - государственная служба) характеризуется наличием ряда проблем: отсутствие целостной системы государственной службы. Государственная служба и на федеральном уровне, и на уровне субъекта Российской Федерации осуществляется как служба в отдельном органе государственной власти; наличие противоречий в законодательстве о государственной службе; недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов; снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих; слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе информационных, отвечающих задачам реализации масштабных общегосударственных программ и проектов; непоследовательность кадровой политики в сфере государственной службы; низкая эффективность механизма профилактики коррупции и борьбы с ней, а также правовых и организационных мер контроля деятельности органов государственной власти и их аппаратов со стороны гражданского общества; несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и уровню законодательных ограничений, существующих на государственной службе; отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации отношений между органами государственной власти, структурными подразделениями аппарата органа государственной власти, а также между органами государственной власти, гражданами Российской Федерации и структурами гражданского общества; информационная закрытость деятельности органов государственной власти; неразработанность механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой.

Основной задачей данной работы является рассмотрение особенностей подготовки и выполнение классификации государственных муниципальных служащих: теория, организационно-правовые основы и практика.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

-         охарактеризовать требования, предъявляемые к профессиональным, деловым, личным качествам государственным и муниципальным служащим;

-         раскрыть организационно-правовые основы подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;

-         рассмотреть опыт и проблемы подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих на примере ЯНАО;

-         описать зарубежный опыт на примере Франции, США и Японии.

Повышение уровня профессиональной подготовки может осуществляться в трех формах. Это собственно повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка. Повышение квалификации может проходить в виде краткосрочного тематического обучения, тематических и проблемных семинаров, длительного обучения для углубленного изучения актуальных проблем или приобретения профессиональных навыков, самостоятельное обучение, обучение по индивидуальным программам. По итогам обучения слушатели сдают соответствующие зачеты и экзамены, защищают рефераты или итоговые работы с последующим получением удостоверения или свидетельства о повышении квалификации.

Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по программам с тем, чтобы специалист мог новый вид профессиональной деятельности. Обучение заканчивается обязательной итоговой аттестацией в виде выпускной квалификационной работы, итогового экзамена и т.п. Слушатели, полностью выполнившие учебный план, получают диплом о профессиональной переподготовке.

Периодичность, продолжительность и содержание стажировки регулируется руководителем органа местного самоуправления и согласовывается с руководителем организации, принимающей стажера. Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать самостоятельную теоретическую подготовку, приобретение профессиональных и организационных навыков, работу с технической и нормативной документацией, участие в совещаниях и деловых встречах и т.п. В зависимости от сроков прохождения стажировки стажеру выдается удостоверение о краткосрочном или долгосрочном повышении квалификации.

Направление на повышение квалификации практикуется не только в отношении низкоквалифицированных служащих. Этой процедуре по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, подвергаются все муниципальные служащие. В зависимости от должности руководителем муниципального органа устанавливаются различные сроки и формы повышения квалификации. Это могут быть и заочные курсы и очные формы в системе высшего профессионального и дополнительного образования. При направлении служащего для переподготовки и повышения квалификации в другую местность, ему за счет местного бюджета возмещаются все расходы, сохраняется денежное содержание за весь период обучения.

Повышение квалификации и переподготовка муниципальных служащих, как и право участия в конкурсе на замещение вакантных должностей являются составляющими правового положения работников органов местного самоуправления. А в целом статус муниципального служащего состоит из прав, обязанностей, запретов, гарантий, ответственности.

Если говорить о правах, то в порядке хронологии следует назвать право служащего требовать должного оформления своих полномочий и создания организационно-технических условий для их исполнения. Это означает, что в нормативных и распорядительных документах органов и уполномоченных должностных лиц местного самоуправления должно быть оптимально подробно расписано содержание его статуса. Этими документами могут быть регламенты муниципальных органов, положения об их подразделениях и, конечно, должностные инструкции. Под организационно-техническими условиями службы подразумевается не только кабинет или его часть со столом и стулом, телефоном и компьютером. Сюда включаются и возможности получать необходимую для работы информацию, посещать предприятия, учреждения и организации, присутствовать на заседаниях органов муниципального образования и т.п. Законодательство также закрепляет за служащим право знакомится с материалами своего личного дела и документами до внесения их в дело, а также приобщения к делу своих объяснений. Конечно и такие общераспространенные права как объединение в профсоюзы, право на пенсию и выход в отставку для муниципальных служащих не являются исключением.

Из наиболее важных обязанностей работников органов местного самоуправления следует выделить необходимость добросовестно осуществлять свои служебные полномочия, исполнять распоряжения вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, соблюдать правила внутреннего распорядка, беречь муниципальную собственность, сохранять доверенную ему тайну, в пределах своих полномочий охранять и защищать права и законные интересы граждан.

В законодательстве предусмотрен достаточно широкий спектр ограничений для муниципальных служащих. Они не могут выполнять любую оплачиваемую работу не условиях совместительства, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Также не допустимо занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении предприятиями, если это не входит в служебные обязанности. Если служащий имеет акции закрытого акционерного общества, он обязан передать право управления другому лицу. Он не может получать вознаграждение в виде ссуд, оплаты отдыха и т.д., выезжать в служебные командировки за счет юридических и физических лиц, а также получать гонорары за публикации и выступления в связи со служебной деятельностью.

В то же время ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" четко определяет, что кадровые резервы всех видов формируются на  конкурсной основе. В силу этого недостаточно ясным представляется порядок формирования кадровых резервов государственными органами по управлению государственной службой. В данном случае возможны два пути. Во-первых, проведение отдельных конкурсов для включения в федеральный кадровый резерв, либо резерв субъекта Федерации. Во-вторых, разработка порядка формирования государственными органами по управлению государственной службой соответствующих резервов из кадровых резервов государственных органов.

Решение данного вопроса следует отнести на усмотрение государственных органов по управлению государственной службой на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, либо данный вопрос должен быть урегулирован Указом Президента РФ.

В результате всестороннего изучения и использования большого теоретического и практического материала, монографических источников, официальных документов, публикаций по изучению государственной и муниципальной службы мной высказаны обоснованные выводы и суждения по различным аспектам исследуемой темы.