Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Ижевский Государственный Технический Университет"
Факультет "Менеджмент и Маркетинг"
Кафедра "Финансы и кредит"
Иллюстративный материал
Студент
Группы 10-22-1 Д.В. Бурханов
Ижевск 2006
Важнейшим промежуточным результатом реализованных мер стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста в стране. Динамика изменения налоговой нагрузки приведена в табл.3.1.
Таблица 3.1. Динамика изменений налоговой нагрузки
2001г. (факт) |
2002г. (факт) |
2003г. (факт) |
2004г. (факт) |
|
Отношение объема налоговых доходов в ВВП, % |
33,5 |
33,9 |
32,9 |
30,7 |
То же без учета роста цен на нефть |
31,8 |
32,0 |
30,6 |
29,5 |
Компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов, вызванных отменой налога с продаж, предполагалось осуществить за счет повышения фискальной значимости налога на имущество организаций, отказа от зачисления в федеральный бюджет налоговых поступлений при использовании специальных режимов налогообложения малого бизнеса, а также передачи в региональные бюджеты части акцизов на нефтепродукты, поступающих в настоящее время в федеральный бюджет (см. табл. 3.2).
Таблица 3.2. Потери региональных и местных бюджетов после отмены налога с продаж и их компенсация (млрд. р.)
|
2004г. |
2005г. |
Потери региональных и местных бюджетов в связи с отменой налога с продаж (всего) |
60,6 |
64,8 |
Компенсирующие налоги (всего) |
56,7 |
73,7 |
в том числе: |
||
увеличение поступлений от налога на имущество организаций |
18,3 |
19,8 |
отказ от зачислений в федеральный бюджет налогов, взимаемых с малого бизнеса |
11,8 |
13,6 |
передача в региональные бюджеты части акцизов на нефтепродукты, поступающих в настоящее время в федеральный бюджет |
26,6 |
40,3 |
По оценке Минэкономразвития России, реализация предложенного сценария налоговой реформы окажет следующее влияние на макроэкономические
показатели (см. табл. 3.3).
Таблица 3.3. Влияние предлагаемых изменений на макроэкономические показатели
Показатели |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Дополнительные инвестиции в основной капитал (млрд. р.) |
29,3 |
74,3 |
85,9 |
Рост к базовому варианту (%) |
1,2 |
2,7 |
2,7 |
Дополнительный объем произведенного ВВП (млрд. р.) |
35,4 |
112,8 |
160,7 |
Рост к базовому варианту (%) |
0,2 |
0,7 |
0,9 |
Дополнительный объём промышленной продукции |
34,1 |
77,5 |
95,1 |
Рост к базовому варианту (%) |
0,4 |
0,8 |
0,8 |
Таблица 3.5. Суммарный эффективный тариф ЕСН и страховых взносов и снижение суммарных доходов в 2005г.
Страховая и накопительная части трудовой пенсии (всего, %) |
|
в действующих условиях |
30,08 |
при изменении регрессивной шкалы |
24,34 |
отклонение |
-5,73 |
В том числе: |
|
1) взносов в пенсионную систему |
|
в действующих условиях |
23,69 |
при изменении регрессивной шкалы |
18,76 |
отклонение |
-4,92 |
2) взносов в Фонд социального страхования |
|
в действующих условиях |
3,36 |
при изменении регрессивной шкалы |
2,97 |
отклонение |
-0,39 |
3) взносов в фонды медицинского страхования |
|
в действующих условиях |
3,03 |
при изменении регрессивной шкалы |
2,61 |
отклонение |
-0,42 |
Снижение суммарных доходов (всего, млрд. р.) |
224,00 |
В том числе: |
|
по взносам в пенсионную систему |
192,00 |
по взносам в Фонд социального страхования |
15,00 |
по взносам в фонды медицинского страхования |
16,00 |
Снижение суммарных доходов (с учетом расширения налоговой базы за счет легализации части расходов) всего, млрд. р. |
194,00 |
В том числе: |
|
по взносам в пенсионную систему |
166,00 |
по взносам в Фонд социального страхования |
13,00 |
по взносам в фонды медицинского страхования |
14,00 |
В связи с рассмотрением вопроса о снижении эффективной ставки ЕСН Пенсионным фондом РФ, представлен прогноз формирования бюджета этого фонда на 2006 гг.
Таблица 3.5. Прогноз недостатка средств в государственных внебюджетных фондах в 2006г.
|
Сумма (млрд. р.) |
% к расходам |
Недостаток средств (всего) |
340,0 |
22,0 |
в том числе: |
||
по Пенсионному фонду РФ |
296,0 |
24,0 |
по фонду социального страхования |
30,0 |
19,0 |
по фондам обязательного медицинского страхования |
14,0 |
8,0 |
Основные меры, которые могут быть приняты к реализации могут отразиться следующим образом на доходах бюджетов БС РФ (см. табл.3.6).
Таблица 3.6. О влиянии предлагаемых изменений и дополнений законодательства о налогах и сборах на доходы в 2005-2006 гг. (млрд. р.)
Предлагаемые меры |
Всего |
1 |
2 |
2005г. (по сравнению с законодательством, действовавшим в 2004г.) |
|
Снижение эффективной ставки ЕСН |
-194,00 |
Увеличение суммы принятие к вычету НДС, уплаченного поставщиками в течение срока строительства |
-5,00 |
Изменения по налогу на прибыль организаций |
-17,60 |
Увеличение имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц |
-2,00 |
Введение главы Налогового кодекса о земельном налоге |
19,00 |
ИТОГО |
-199,60 |
То же в % к ВВП |
-1,13 |
2006г. |
|
Снижение и унификация ставки НДС на уровне 15% |
70,00 |
То же в % к ВВП |
0,40 |
Всего снижение доходов в связи с мерами по изменению законодательства за 2004-2006 гг. |
436,40 |
То же в % к ВВП |
|
Справочное: |
|
Уменьшение доходов в 2004г. по сравнению с 2003г. без внесения дополнительных изменений в законодательство |
-137,00 |
То же в % к ВВП |
-0,90 |
Примечание. Принять цену за баррель нефти, равную $22,5 |