ВВЕДЕНИЕ

Сегодня малое предпринимательство в России развивается в условиях жестокой рыночной экономики, не получая достаточной поддержки от государства. А ведь именно, с помощью малого предпринимательства стал насыщаться товарный рынок и стали появляться новые рабочие места. К сожалению, действующий Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [2] работает пока неэффективно. Малое предпринимательство сталкивается со многими проблемами. Наиболее сложные из них:

–         отсутствие достаточного первоначального капитала у субъектов малого предпринимательства;

–         затрудненный доступ к финансовым и материальным ресурсам при создании и развитии малых предприятий;

–         мощный налоговый пресс и отсутствие необходимых налоговых и иных льгот со стороны государства.

Сочетание наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует малым предприятиям на первых стадиях их существования. Поэтому кредитование коммерческих банков для малого бизнеса затруднено из – за большого перечня условий необходимых для получения кредита, а большинство малых организаций не в состоянии соответствовать этим требованиям, и на этих стадиях была бы уместна помощь со стороны государства. На Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (в дальнейшем – УГФПМП), как инфраструктуру подотчетную Правительству УР, возложена функция финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.

Кризис платежей, затрудненность взаимных расчетов между поставщиками и покупателями приводят к срывам сроков возврата кредитов даже с надежными заемщиками. Сложившиеся традиции деловой жизни и отношения к бюджетным деньгам, к сожалению, поощряют практику получения «доступных» займов УГФПМП с заведомым стремлением не возвращать их. Поэтому главная задача экспертов УГФПМП — выявить среди множества потенциальных заемщиков, желающих получить «доступный» займ, и гарантию УГФПМП, от авантюристов. Для этого необходимо совершенствовать существующий процесс организации кредитования субъектов малого и среднего бизнеса и придать ему последовательно-логический вид.

В УГФПМП оценка проектов, производится на основе экспертных заключений, которые, как правило, состоят из:

–         анализа финансового состояния заемщика;

–         анализа кредитной истории заемщика:

–         анализа бизнес-плана;

–         анализа маркетинга и сбыта продукции;

–         анализа финансового плана;

–         анализа обеспечения;

–         осмотра бизнеса и общих выводов.

Экспертные заключения при этом, ничем не регламентированы. Положение по кредитованию УГФПМП [6] является лишь формальным документом, в котором четко не определенны рамки оценки проектов, что приводит в свою очередь, к некорректному процессу принятия решений о целесообразности кредитовании того или иного проекта со стороны кредитного эксперта. Кроме этого, на мой взгляд, не в полной мере отлажена процедура согласования экспертных заключений, и, как правило, окончательное решение о кредитовании принимается, с нарушением принципа коллегиальности одобрения сделки, минуя экспертный совет.

В связи с чем, возникает необходимость создания целостной, научно обоснованной, логи­чески непротиворечивой и замкнутой (в смысле самодостаточности) прикладной системы оценки показателей кредитоспособности, использование которой на заданном множестве экономических субъектов (потенциальных заемщиков) давало бы результаты, однозначно интерпретируемые пользователями такой системы.

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по совершенствованию организации процесса кредитования предприятий малого и среднего бизнеса с целью выявления среди широкого круга предложенных проектов, наиболее приемлемых для УГФПМП.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

–         дать развернутую характеристику деятельности УГФПМП;

–         выявить проблемные участки в организации процесса кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в УГФПМП;

–         провести обзор литературы и нормативных документов по состоянию проблемы;

–         разработать предложения по совершенствованию методики кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в УГФПМП;

–         сделать заключительные выводы по проведенной работе.