Содержание

Введение. 3

Глава 1. Правовое регулирование использования и охраны земель. 5

1.1. Понятие и цели охраны земель. 5

1.2. Обязанности собственников и иных субъектов прав на землю по охране земель  11

Глава 2. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.. 24

Заключение. 29

Список источников и литературы.. 30

Введение

Планирование и организация рационального использования охраны земель является одной из основных задач Росземкадастра. Цель такого планирования и организации рационального использования и охраны земель - совершенствование распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территории и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Государственное планирование использования и охраны земельных ресурсов имеет давнюю историю. Существенные элементы такого планирования были заложены еще в 30-е годы XX века, при осуществлении мероприятий по освоению и введению новых земель, а также при значительном увеличении площадей орошаемых и осушенных сельхозугодий. В 50-е годы планирование и освоение земель в СССР получило дальнейшее развитие. Это было предусмотрено в программах освоения целинных и залежных земель. В принятых программах особое внимание уделялось охране земель от всех видов эрозии, и касались они земель только сельскохозяйственного назначения. Ситуация изменилась с принятием Основ земельного законодательства СССР (1968), которым к ведению союзного правительства было отнесено: установление перспективных планов рационального использования земельных ресурсов государства, обеспечивающих потребности сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства; установление планов мероприятий по мелиорации земель и других мероприятий по повышению плодородия почв; установление основных положений по охране почв от эрозии, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв. Со временем (с 1974 г.) государственные планы по рациональному использованию природных ресурсов и по их охране стали неотъемлемой частью перспективных пятилетних и годовых планов развития народного хозяйства.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (с изменениями от 18 июля 2005 г.) планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

- разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

- природно-сельскохозяйственное районирование земель;

- определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;

- определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;

- определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством РФ.

Целью данной работы является рассмотрение охраны земель.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

- охарактеризовать цели охраны земель;

- проанализировать содержание охраны земель;

- исследовать использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.

Общетеоретической базой исследования послужили труды ученых и ведущих специалистов в области земельного права: О.Н. Садикова, М.В. Бархатова, О.И. Крассова, В.Ф. Горбового, Т.Е.Абовой, А.Ю.Кабалкина, Р. Галиева, С.А. Боголюбов, И.О. Красновой, А.В. Мазурова, Б.В. Ерофеев, Е.А. Галиновской, Е.В. Романовой, Л.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, Е.А. Суханова и многих других.

Глава 1. Правовое регулирование использования и охраны земель

1.1. Понятие и цели охраны земель

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Правовое регулирование охраны земель составляет одну из главных задач земельного законодательства.

Земля постоянно подвержена естественным природным воздействиям. Использование земли практически всегда связано с негативным влиянием на состояние ее природных свойств со стороны людей.

Согласно положениям ЗК РФ[1], земля подлежит охране как главный природный объект - основа существования общества и всей экосистемы. Чтобы поддержать основные качества земли, разработаны и применяются различные мероприятия. Они связаны с мелиорацией, рекультивацией земель, охраной земли, в т.ч. от засорения или загрязнения, осуществлением иных действий. Требования по охране земель, порядок выполнения мероприятий по предупреждению нарушения или деградации земли составляют основу норм, регулирующих отношения данного круга.

Под деградацией земель понимается совокупность процессов, приводящих к изменению и в конечном счете прекращению функций почвы. Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят стабильные негативные процессы изменения состояния почв.

Деградация - наиболее тяжелый вид последствий вредного воздействия на землю. Крайней степенью деградации земель считается потеря почвенного покрова. Поэтому проведение мер по предотвращению деградации признается существенной обязанностью всех, кто своей деятельностью воздействует на землю и тем самым, в ближайшем или отдаленном времени, создает опасность деградации.

В целях повышения эффективности мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий деградации выделены два типа ухудшения качества земель.

Технологическая (эксплуатационная) деградация земель - это нарушение земель вследствие самых различных (кроме сельскохозяйственных) видов эксплуатации ее поверхности. Нарушение земель - это механическое разрушение почвенного покрова. Нарушенными называются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образованием техногенного рельефа в результате производственной деятельности. К ним относятся все земли со снятым или перекрытым почвенным покровом и не пригодные для использования в целях выращивания сельскохозяйственных или иных растений.

Нарушение земель наиболее часто является следствием строительных, геологоразведочных работ, добычи полезных ископаемых. Кроме того, к технологической деградации приводят указанные комментируемой статьей загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламление отходами производства и потребления и другие загрязнения.

Другой вид деградации - физическая (земледельческая) деградация. Она является следствием низкой культуры ведения сельского хозяйства, приводящей к снижению плодородия почв. Физическая деградация чаще всего становится причиной водной, ветровой эрозии почвы, ее засоления или заболачивания и др.

Ст. 12 ЗК РФ установлены требования по предотвращению как технологической, так и физической деградации.

Глава 2 ЗК РФ, в целом, следует основным принципиальным положениям прежнего ЗК в области регулирования охраны земель. Согласно понятию, установленному прежним земельным законодательством, охрана земель включала в себя систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных, в частности, на защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

В то же время комментируемая статья устанавливает, что основные цели деятельности по охране земли основаны на положениях ст.9 Конституции РФ[2], согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Непосредственно соприкасается с вопросами охраны земель и норма ст.42 Конституции РФ, устанавливающая, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Регулирование охраны земли выстраивается и в соответствии с общими принципами земельного законодательства, закрепленными ЗК, такими как учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве над использованием земли в качестве недвижимого имущества и др. (см. ст.1 ЗК).

Поскольку нормы главы 2 ЗК устанавливают основные и наиболее общие положения об охране земель в Российской Федерации, они должны конкретизироваться иными, как федеральными, так и нормативными, актами субъектов РФ.

В настоящее время действует несколько принятых ранее и не утративших силу с принятием нового ЗК федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов, направленных на урегулирование отношений, связанных с различными аспектами охраны земель. Это, например, Закон о мелиорации земель[3], установивший правовые основы деятельности в области мелиорации земель, который определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель. Другим важным законом, касающимся того же круга отношений, является Закон об обеспечении плодородия земель[4]. Данный Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Следует обратить внимание на то, что нормы земельного законодательства об охране земель тесно связаны с нормами экологического законодательства и законодательства об охране и использовании иных природных ресурсов. В особенности это важно при регулировании использования земель соответствующих категорий, установленных ст.7 ЗК, - земель водного фонда, лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий и др. Поскольку последствия нанесения вреда окружающей природной среде отражаются зачастую на всех составляющих природного комплекса, мероприятия по охране отдельных природных объектов (земли, вод, лесов, недр) осуществляются в совокупности, с применением норм об охране соответствующих природных объектов: лесного фонда - в соответствии с ЛК РФ[5]; водного фонда - в соответствии с ВК РФ[6]; недр - в соответствии с Законом о недрах[7]. Охрана земель особо охраняемых природных территорий осуществляется в т.ч. и на основании Закона об особо охраняемых природных территориях[8] и нормативных актов, принятых и действующих в его развитие.

Разумеется, особой охране подлежат и земли поселений, и земли промышленности, транспорта и иного специального назначения как наиболее подверженные антропогенному и техногенному воздействию. В данном случае к общим нормам об экологических и санитарных нормативах использования земель этих категорий добавляются специальные нормы, устанавливающие требования по охране земель как базы функционирования соответствующей отрасли хозяйства, размещения и строительства различных инженерных объектов и т.п.

Права и обязанности в области охраны земель распространяются на всех участников земельных отношений, - как на лиц, обладающих правами на земельные участки (титульных владельцев), так и на граждан и юридических лиц, ввиду специализации (для юридических лиц), профессиональных обязанностей или должностного положения (для граждан), осуществляющих деятельность по охране земель. При этом собственники, пользователи, в т.ч. арендаторы и владельцы, земельных участков должны осуществлять действия по охране земель в соответствии с установленным ст.13 ЗК содержанием охраны.

Одной из мер по прекращению и предотвращению противоправного вредного воздействия на землю является механизм привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с загрязнением, захламлением земель, нанесением земле иных видов экологического вреда. К ответственности виновные лица привлекаются на основании ЗК. Причем в соответствии с ЗК (ст.45, 54) лица, виновные в нарушении требований по охране земель, выразившемся, в частности, в использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, могут быть лишены прав на землю в принудительном порядке.

Со вступлением в действие КоАП[9] административная ответственность наступает в соответствии с данным нормативным актом (ст.8.6. Порча земель; ст.8.7. Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; ст.8.8. Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв).

За нарушения в области охраны земель помимо административной предусматривается и уголовная ответственность, на основании ст.254 УК "Порча земель".

1.2. Обязанности собственников и иных субъектов прав на землю по охране земель

Статья 13 ЗК РФ устанавливает основные права и обязанности в области охраны земель для лиц, использующих земельные участки на основе права собственности, права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования и права безвозмездного срочного пользования, а также для арендаторов.

В целом ст. 13 ЗК РФ сохранила общее содержание охраны земель, установленное в ЗК РСФСР. Таким образом, лица, использующие земельные участки, обязаны выполнять практически те же требования и после принятия ЗК РФ.[10]

Сохранение почв и их плодородия - одна из наиболее важных задач охраны земель. Почва - незаменимый и уникальный природный объект, покрывающий поверхность земли. Именно почва, обладая плодородием, т.е. веществами и свойствами, необходимыми для воспроизводства растительности, составляет основу существования растительного мира на планете. Наибольшее значение для общества почва имеет при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Не менее важно наличие и качество почвы для воспроизводства лесов, обеспечения существования особо охраняемых природных территорий.

Одна из обязанностей собственников, землевладельцев, землепользователей - предотвращение естественного, техногенного и антропогенного вредного воздействия, способного привести к деградации земель.

Помимо защиты сельскохозяйственных угодий от воздействий, приводящих к перечисленным выше видам деградации, особым видом деятельности по охране этих и иных земель являются мероприятия по их защите от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем. Ухудшение качества земель, вызываемое данными видами воздействия, чаще всего выступает как следствие неиспользования земель по назначению; это не ведет к деградации, но существенно уменьшает возможность эффективного использования земель в хозяйственных целях.

Кроме деятельности, связанной с защитой земель от различных воздействий, собственники, пользователи и владельцы земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по ликвидации последствий вредного воздействия, в т.ч. рекультивацию земель, а также выполнять мероприятия по сохранению установленного (достигнутого) качества земель.

Помимо ЗК отношения по охране земель сельскохозяйственного назначения и повышению плодородия сельскохозяйственных угодий урегулированы упомянутым ранее Законом об обеспечении плодородия земель. В соответствии с указанным Федеральным законом собственники, владельцы, пользователи, в т.ч. арендаторы, земельных участков сельскохозяйственного назначения вправе проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; получать в установленном Правительством РФ порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и его динамике; осуществлять другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам РФ. В обязанность собственникам, землевладельцам и землепользователям (в т.ч. арендаторам) вменяется осуществление производства сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; соблюдение стандартов, норм, нормативов, правил и регламентов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представление в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведений об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействие проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информирование соответствующих органов исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнение других требований, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.[11]

Общее требование при этом заключается в том, что обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных законодательством РФ.

Проведение основных мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв - мелиорации - осуществляется на основе упомянутого выше Закона о мелиорации[12]. Мелиорация - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий - осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Указанным Федеральным законом устанавливаются типы и виды мелиорации земель, полномочия субъектов мелиорации и порядок ее проведения. Так, устанавливается, что основная деятельность в этой области осуществляется на основе планирования мелиорации земель. Планирование проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством.

Мелиорация земель проводится гражданами (физическими лицами) и организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.

Земельные участки, отнесенные в установленном порядке к мелиорируемым землям, предоставляются и изымаются для проведения мелиоративных мероприятий в порядке, предусмотренном земельным законодательством РФ.

В соответствии с Законом о мелиорации, земельные участки, которые находятся в государственной собственности и на которых размещены государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, предоставляются безвозмездно организациям, осуществляющим эксплуатацию указанных систем и сооружений, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Предоставление гражданам (физическим лицам) в собственность, владение и пользование земельных участков в границах мелиоративной системы общего пользования допускается при условии соблюдения технологической схемы эксплуатации сооружений и устройств этой системы, являющихся общими для нескольких граждан (физических лиц).

При распределении между гражданами (физическими лицами) мелиорированных земель в границах мелиоративной системы общего пользования эти лица обязаны осуществлять содержание и ремонт указанной мелиоративной системы на долевой основе пропорционально объему водоподачи или площади осушенных земель с заключением соответствующих договоров и привлечением (или созданием) специализированных организаций в области мелиорации земель.

Значительное сокращение почвенного покрова, нарастающие процессы деградации земель в последнее время обращают на себя пристальное внимание.

Согласно ст.13 Закона об обеспечении плодородия земель осуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и региональных целевых программ в данной области. При этом федеральные целевые программы формируются Правительством РФ и утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ. Региональные целевые программы могут быть разработаны и утверждены в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 17.11.92 утверждена Государственная комплексная программа повышения плодородия почв России), в которой с учетом негативных процессов, связанных с сокращением и ухудшением качества почвенного покрова в Российской Федерации, разработаны комплексные меры по восстановлению плодородия почв. К данным мерам отнесены такие, как защита почв от эрозии, агрохимическое обеспечение плодородия и др. Программой предусмотрены меры по выявлению площадей нарушенных и деградированных земель с определением мероприятий по мелиорации и рекультивации. Одним из направлений Программы является разработка и внедрение научно обоснованных систем земледелия. Программа предусматривает, что реализация мероприятий по повышению плодородия почв землепользователями и землевладельцами должна осуществляться в т.ч. через разработку и выполнение проектов внутрихозяйственного землеустройства.

Установленное ст. 13 требование по проведению экологической экспертизы мероприятий по охране земель осуществляется на основе Закона об экологической экспертизе. Данный Закон исходит из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной предполагаемой деятельности и оценки ее воздействия на окружающую природную среду. Указанный Закон определяет объекты экологической экспертизы. Так, объектом экологической экспертизы федерального уровня является также порядок проведения государственной экологический экспертизы, в т.ч. требования, предъявляемые к представляемой на экспертизу документации, сроки ее проведения. Тем же Федеральным законом устанавливается право граждан и общественных организаций на проведение общественной экологической экспертизы.

Основы соблюдения санитарных требований (санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических) установлены Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно данному Закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения заключается в таком состоянии здоровья населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения достигается в т.ч. при выполнении санитарно-эпидемиологических мероприятий и соблюдении установленных санитарных правил при осуществлении любой хозяйственной деятельности, в т.ч. связанной с использованием земли.

Деятельность по использованию земель, в т.ч. мелиорация, не соответствующая установленным нормативам (в т.ч. экологическим и иным требованиям), на основании указаний уполномоченных органов либо на основании проведенной экологической экспертизы подлежит прекращению.

Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов представляют собой нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Данные нормативы установлены и регулируются Законом об охране окружающей среды, а также Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Законом об охране окружающей среды установлены и иные нормативы. Это, например, нормативы допустимых физических воздействий, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Указанные, а также иные нормативы являются согласно ст.21 Закона об охране окружающей среды нормативами качества окружающей среды. Нормативы качества устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Ряд специальных вопросов предотвращения деградации и консервации земель решен на уровне Постановления Правительства РФ от 05.08.92 N 555, которым утверждено Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами.

Согласно данному Положению, консервацией земель считается временное исключение их из хозяйственного оборота, которое осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий.

. Большое значение для осуществления охранных мероприятий имеет деятельность по рекультивации земель, в т.ч. по снятию и сохранению плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель (строительства, добычи полезных ископаемых и т.п.).

Рекультивацией земель называется комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Порядок проведения работ по рекультивации земель в настоящее время урегулирован Постановлением Правительства РФ от 23.02.94 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" а также принятым во исполнение данного Постановления Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.95 N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".

Указанными актами устанавливается, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Рекультивация нарушенных земель осуществляется для использования их в следующих целях: сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных. При этом рекультивация осуществляется в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап составляет комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтных выработок, хранилищ, метрополитена, канализационных сооружений и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.[13]

При проведении военных учений, геологоразведочных, поисковых, изыскательских и других работ, не связанных с изъятием земель, сроки рекультивации определяются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами.

Юридическим и физическим лицам, проводящим работы по добыче полезных ископаемых, промышленному, гражданскому, водохозяйственному и иному строительству, следует обеспечивать сохранность залежей торфа или осуществлять в установленном порядке их разработку и использование для повышения плодородия почв, если проводимые работы могут привести к порче и уничтожению торфа.

Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, указанным выше Приказом N 525/67 предусматривается создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

В затраты на рекультивацию включаются денежные средства, направляемые на: осуществление проектно-изыскательских работ, в т.ч. почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирования; проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации; работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы; работы по выемке и складированию потенциально плодородных пород; планировку (выравнивание) поверхности; приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы; нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы; ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых отпала; очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в т.ч. строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте; устройство в соответствии с проектом рекультивации дренажной и водоотводящей сети, необходимой для последующего использования рекультивированных земель; приобретение и посадку саженцев; восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.); финансирование деятельности рабочих комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов и др.); другие работы, в т.ч. предусмотренные проектом рекультивации.

В качестве экономического стимулирования деятельности в области охраны земель могут быть применены такие известные в законодательстве методы, как выделение средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов для восстановления нарушенных земель; освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения; частичная компенсация из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель; экономическое поощрение граждан, ведущих крестьянское хозяйство, и организаций, занятых в сфере сельскохозяйственного производства, за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда.

Вопросы финансирования деятельности в области повышения плодородия земель урегулированы указанным ранее Законом об обеспечении плодородия земель, в соответствии с которым финансирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться за счет: средств федерального бюджета; средств бюджетов субъектов РФ; средств местных бюджетов; кредитов кредитных организаций; иных не запрещенных законом источников. Указанные средства распределяются и используются в соответствии с целевыми программами обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Глава 2. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами является наиболее тяжелым видом нанесения вреда почве и земле. Восстановление земель, как правило, занимает длительный период времени. При этом земли в обязательном порядке приходится изымать из хозяйственного оборота, т.е. земли должны быть подвергнуты консервации.

В целях предотвращения загрязнения земель радиоактивными и химическими веществами необходимо выполнять требования, установленные не только законодательством об охране земель, но и нормативными актами, регулирующими порядок обращения с такими веществами.

Одним из основных законодательных актов в данном случае является Федеральный закон от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 28.03.02).[14] Так, ст.47 указанного Закона устанавливается, что при хранении и переработке ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов должна обеспечиваться надежная защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения. Хранение радиоактивных отходов должно рассматриваться в качестве этапа их подготовки к переработке или к захоронению. Временное технологическое хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в целях повышения безопасности и снижения затрат при последующем обращении с ними и их переработке для извлечения из них ценных компонентов осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Переработка отработавшего ядерного топлива в целях извлечения из него ценных компонентов должна осуществляться также в соответствии с законодательством РФ. Соблюдение этих и иных требований по транспортировке, переработке и хранению радиоактивных веществ должно способствовать предотвращению случаев загрязнения земель. Кроме того, лица, допустившие подобное загрязнение, привлекаются к ответственности не только за нарушение требований по охране земель, но и за несоблюдение законодательства об использовании атомной энергии.

Для соблюдения порядка обращения с химическими веществами одним из наиболее важных нормативных актов является Федеральный закон от 19.07.97 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Согласно данному Закону в целях обеспечения потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами граждане или юридические лица, подавшие заявки на государственную регистрацию пестицидов и (или) агрохимикатов, обеспечивают при государственной регистрации представление рекомендаций о транспортировке, применении и хранении этих химических веществ и тарной этикетке с предупредительной маркировкой.[15]

Требования к форме и порядку утверждения рекомендаций о транспортировке, применении и хранении пестицидов и агрохимикатов и к тарной этикетке устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию указанных веществ.

Хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в предназначенных только для них специализированных хранилищах. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде, которые устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Транспортировка данных веществ допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.

Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется также федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.

Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения этих веществ, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду.

Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования.

Обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ.

Так же как и при нарушении требований законодательства об обращении с радиоактивными веществами, лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, несут ответственность как за данное нарушение, так и за нарушения в области охраны земель, если последние стали следствием нарушения требований по обращению с указанными химическими веществами.

В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени загрязненности земель вместо консервации земель может вводиться специальный режим их использования или производиться изменение их целевого назначения.

Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас. Консервации подлежат:

- сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) почвами, подверженные в большой степени опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых; оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом - в случаях, когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;

- земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней.

Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель производится путем обследований, осуществляемых по утвержденным методикам.[16]

Органы государственной власти, уполномоченные осуществлять деятельность в данной области, проводят подготовку материалов по консервации земель. Подготовленные материалы по консервации земель, представляемые на рассмотрение в соответствующие органы местного самоуправления, в ведении которых находятся эти земли, должны содержать: заключение соответствующих органов государственной власти; план земель собственника, землевладельца, землепользователя с нанесением границ участков, подлежащих консервации; экспликацию земельных угодий с указанием степени деградации и загрязнения почв; заключение организаций, проводивших обследование; мнение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и их обязательства по восстановлению земель; примерный перечень мероприятий по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель с указанием исполнителей и источников финансирования этих мероприятий; справки о причиненных убытках, вреде, понесенных потерях сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в результате ухудшения состояния земель.

Убытки, причиненные ухудшением качества земель и ограничением их использования, включая упущенную выгоду на период консервации, возмещаются собственникам земли, землевладельцам, землепользователям в полном объеме теми организациями и гражданами, по чьей вине произошли деградация и загрязнение земель.

В случаях, когда ухудшение качества земель вызвано хозяйственной деятельностью собственников земли, землевладельцев, землепользователей, улучшение земель и экологической обстановки осуществляется этими лицами за счет их собственных средств.

При отказе от выполнения соответствующих мероприятий необходимые средства на их проведение взыскиваются в судебном порядке. Помимо возмещения убытков и вреда, причиненных деградацией и загрязнением земель, учреждения, организации и граждане возмещают потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, если под влиянием их деятельности произошло ухудшение качества земель. При этом виновные лица могут полностью или частично освобождаться от возмещения вреда, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при условии своевременного выполнения ими необходимых мероприятий по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий, реабилитации загрязненных земель и оздоровлению экологической обстановки.

Заключение

Земля, недра, воды, леса, животный мир и другие природные ресурсы представляют важнейшие компоненты окружающей человека естественной среды. Как часть всей совокупности природных условий существования людей, земля и другие природные ресурсы активно используются в процессе общественного производства, являясь основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Российской Федерации допускается право частной собственности на землю, но только на данный момент действующее законодательство не предусматривает права частной собственности на ряд природных объектов. В связи с этим право собственности граждан на землю не реализуется в полной мере. Поэтому следовало бы внести соответствующие изменения в законодательство для реализации прав граждан по распоряжению и пользованию своих земельных участков.

Земля может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в частную собственность. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут обладать на праве собственности земельными участками за исключением тех из них, которые находятся на приграничных территориях и иных территориях.

Список источников и литературы

Нормативные правовые акты:

1.    Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.    Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.

3.    Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1. Ст. 16.

4.    Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Часть первая. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.Ст. 3301.

5.    Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ. Часть третья. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. Ст. 4552.

6.            Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167 – ФЗ // Российская газета. 1995. 23, 25 ноября.

7.    Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22 – ФЗ // Российская газета. 1997. 4 февраля.

8.    Земельный кодекс РСФСР принят Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768. (не действует).

9.    Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 7 июля 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3018.

10.                      Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.

11.                      Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 2. Ст. 149.

12.                      Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. Ст. 4553.

13.                      Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4148.

14.                      Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992  г. №2395 – 1 (с изменениями от 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Российская газета. 1992. 5 мая.

Литература:

15.                      Боголюбов С.А. Земельное право. М., 2001. 420 с.

16.                      Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948. 320 с.

17.                      Гражданское право. Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004. 780 с.

18.                      Гражданское право. Учебник. Часть. Издание третье / Под ред. Сергеева Л.П., Толстого Ю.К. М., 1998. 820 с.

19.                      Гражданское право: Учебник / Под ред. С. П. Гришаева. М.: Юрист, 1998. 962 с.

20.                      Гражданское право: Учебник. 6-е издание // Отв. Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2004. 875 с.

21.                      Додонов В.Н., Каминская Е.В., Румянцев О.Г. Словарь гражданского права. М. 1998. 1095 с.

22.                      Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник. 9-е издание. М., 2004. 365 с.

23.                      Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003. 280 с.

24.                      Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002. 630 с.

25.                      Мазуров А.В. Земельное право: Краткий курс лекций. М., 2003. 220 с.

26.                      Романова Е.В.,Третьякова Т.В. Земельное право. Учебник для вузов. М., 2004. 275 с.

27.                      Сборник законов, других нормативных правовых актов и судебных решений для проведения практических занятий по земельному праву / Под ред. В.Ф. Горбового. Челябинск: Изд-во "Фрегат", 2003. 360 с.


[1] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.

[2] Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993.

[3] Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 142

[4] Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 29. Ст. 3399

[5] Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22 – ФЗ // Российская газета. 1997. 4 февраля.

[6] Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167 – ФЗ // Российская газета. 1995. 23, 25 ноября.

[7] Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992  г. №2395 – 1 (с изменениями от 29 мая 2002 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Российская газета. 1992. 5 мая.

[8] Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 12. Ст. 1024.

[9] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

[10] Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник. 9-е издание. М., 2004.

[11] Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003.

[12] Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 142.

[13] Мазуров А.В. Земельное право: Краткий курс лекций. М., 2003.

[14] Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изменениями от 10 февраля 1997 г., 10 июля, 30 декабря 2001 г., 28 марта 2002 г., 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4552

[15] Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002.

[16] Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002.