ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Филиал в г. Архангельске
Ценообразование.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема 2.
Выполнила:
Проверил: Коробейник В.А.
Архангельск
Введение. 3
1.Этапы процесса ценообразования и их характеристика. 4
2.Взаимосвязь цен и налогов. 14
Заключение. 19
Задача № 1. 20
Задача № 2. 22
Список литературы: 24
Введение
Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.
Формирование цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.
Становление рыночной системы в России определяет динамичный, развивающийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по формированию свободных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим вопросам, связанным с ценообразованием.
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
1.Этапы процесса ценообразования и их характеристика.
Известно, что цена товара является важнейшим элементом рыночного механизма. Эффективные ценовая политика, ценовая стратегия и ценовые механизмы предприятия являются необходимым условием его выживания в условиях рынка и прибыльной деятельности.
Практика ценообразования российских предприятий в настоящее время весьма далека от рыночной ориентации, что негативно сказывается на экономическом благополучии и выживании хозяйствующих субъектов.
Остановимся на анализе наиболее значимых проблем действующего ценообразования, определяющих необходимость его радикального совершенствования:
· реальность оценки затрат. Практика показывает, что в основу цены закладываются средняя себестоимость конкретного объема выпуска продукции и величина прибыли. Данный метод является чисто затратным и ведёт за собой опасность серьёзных финансовых просчётов. Такая себестоимость соответствует только конкретному объёму производства (продаж) и не учитывает влияния на затраты таких рыночных факторов, как изменение масштаба продаж и производства и изменение части постоянных затрат с изменением масштаба производства. В результате предприятие реализует продуктовую, а не рыночную стратегию, т.е. вначале производит товар, а потом думает, как его реализовать. Оно пытается навязать рынку свои цены и объёмы продаж. Результат оказывается непредсказуемым, а в целом – ошибочные финансовые прогнозы и расчёты.
· отсутствие взаимосвязи методов ценообразования с моделями рынка.
Предприятия практически реализуют один метод ценообразования для всей своей продукции, не дифференцируя её по моделям рынка (чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия). Из теории и практики современной рыночной экономики известно, что каждой модели рынка присущи конкретные, отличающиеся друг от друга методы ценообразования. В результате этого несоответствия предприятия или теряют часть прибыли, или наращивают убытки.
· предприятия практически не проводят расчёты оптимальных для конкретного рынка объёмов производства (продаж) и цен, что, естественно, увеличивает неопределённость достижения желаемых финансовых результатов, снижает эффективность деятельности.
· предприятия практически не формируют долгосрочную ценовую политику и не определяют ценовые стратегии, т.е. отсутствует стратегическое управление ценообразованием на длительный период, и, в результате, отсутствует стабильная прибыль, имеют место сиюминутные манипуляции с ценами, не обеспечивающие долговременный стабильный доход.
· практически отсутствует взаимосвязь ценообразования с маркетинговыми стратегиями предприятия. Ценовая стратегия должна являться маркетинговой и дополнять её вместе с неценовыми факторами. Это ведёт к тому, что предприятие может неверно определить свою ценовую стратегию, что негативно скажется на его экономике из за нереальных цен. Даже вышеизложенных проблем достаточно, чтобы актуализировать поиск рыночной модели ценообразования продукции предприятий в современных условиях.
С этой целью можно предложить следующую концепцию ценообразования для предприятий (прежде всего промышленных), прошедшую апробирование в различных по масштабу предпринимательских структурах и учитывающую основные направления экономического реформирования предприятий в области ценообразования, разработанные Минэкономики РФ.
1. Выбор товара (изделия). Каждое предприятие должно соблюдать основной рыночный постулат создания товара: товар формируется вначале как абстрактная модель потребительских свойств и только потом, через ряд этапов, может быть воплощён материально.
С целью выбора товара (изделия) предприятие анализирует рынки своей отраслевой специализации в разрезе ассортимента объёма спроса и предложения, цен. При этом выбирается изделие (его потребительские свойства), спрос по которому не удовлетворён. После этого оценивается технологическая возможность предприятия изготовить этот товар(изделие). При этом желательно анализировать рынки и других отраслей, если технологические возможности предприятия позволяют изготовление перспективного товара или серии его модификации.
2. Определившись с выбором товара (нескольких товаров), предприятие анализирует существующие рыночные цены на него, и на основе разности объёмов спроса и предложений определяет возможный объём продаж на год и более. Т.е. более рациональный подход состоит в том, чтобы сначала проанализировать существующие рыночные цены на выбранный товар (товары) и лишь затем определить, какое количество товаров производить и на какие рынки выходить.
При этом прогнозируемый объём продаж (а следовательно и производства) сопоставляется с внутренним потенциалом предприятия и внешними факторами (поставщики, конкуренты, государственная политика и т.п.).
3. Устанавливается модель предполагаемого рынка сбыта. С этой целью анализируется состав участников отрасли, их доли рынка, объёмы предложения, уровень и методы конкуренции, ассортимент товаров и их специализация (стандартизированный или дифференцированный товар) и определяется модель рынка (чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия).
4. Формируется маркетинговая стратегия по рынку данного товара. Ф. Котлер предлагает девять стратегий маркетинга в зависимости от цены и спроса. С учётом специфики российского рынка и взаимосвязи с ценой товара можно рассматривать следующие маркетинговые стратегии:
· проникновение на рынок;
· развитие рынка;
· сегментация рынка (выделение из общей массы потребителей отдельных групп, различающихся требованиями к свойствам товара и чувствительностью к уровню цены);
· разработка нового товара или существенная модернизация действующего для создания новых рынков.
Очень важно иметь в виду, что маркетинговые стратегии должны учитывать особенности моделей рынка (табл.1.).
Таблица 1
Взаимосвязь моделей рынка и маркетинговых стратегий
№ П\п |
Модель рынка |
Маркетинговая стратегия |
1. |
Рынок чистой конкуренции |
1. Вступление в рынок |
2. |
Рынок монополии |
1. Сегментация рынка с целью установления ценовой дискриминации 2. Разработка новых и существенная модернизация выпускаемых товаров |
3. |
Рынок монополистической конкуренции |
1. Проникновение на рынок 2. Развитие рынка 3. Сегментация рынка |
4. |
Рынок олигополии |
1. Вступление в рынок 2. Развитие своей доли рынка 3. Сегментация рынка 4. Разработка новых и модернизация существующих товаров |
Выбранная маркетинговая стратегия должна быть оценена, прежде всего, с помощью факторов неценовой конкуренции (качество, новые потребительские характеристики, реклама послепродажное обслуживание и т.п.), т.е. их влияния на рост объёма продаж и величину чистой прибыли. Если реализовать данную маркетинговую стратегию без использования мер области ценообразования нельзя, то следует определить задачи, которые помогут реализовать её с помощью управления ценами.
5. Оценка и анализ затрат, сопоставление их с рыночной ценой и масштабом производства. При рыночной ориентации сбыта уровень цены определяет возможный объём продаж, а следовательно, и возможный объём производства. Современный рынок характеризуется высокой динамикой изменения цен и объёмов продаж в зависимости от колебаний объёмов спроса и предложения и прочих факторов. При оценке и анализе затрат для целей ценообразования важно уметь точно определять реальную величину затрат, прежде всего с учётом изменения масштабов производства и цен. К сожалению, действующая практика ценообразования не на высоте, так как опирается на среднюю себестоимость конкретного выпуска без учёта изменений в масштабе выпуска и рыночных ценах того или иного товара. По всей видимости, не все затраты необходимо принимать в расчёт при обосновании ценовых решений. Такого внимания должны заслуживать в первую очередь нарастающие затраты, т.е. те которые изменяются с масштабом производства, а вовсе не средние, рассчитанные по существующей практике ценообразования. Естественно, что к таким затратам следует отнести переменные затраты. Однако при анализе постоянных затрат не учитывается тот факт, что постоянные затраты имеют сложную структуру. И в их составе следует выделять условно - постоянные, меняющиеся с достижением определённого масштаба производства (например, амортизация, расходы по содержанию, эксплуатации и обслуживанию производственных помещений), и абсолютно постоянные (например, арендная плата), не меняющиеся с изменением масштаба производства (рис.1.).
Рис.1. Динамика затрат при изменении масштаба производства:
VC – переменные затраты;
SFC - условно - постоянные затраты;
FC - абсолютно постоянные затраты.
Как видно из графика, при достижении определённого масштаба производства (V1, V2) условно - постоянные затраты (SFC) имеют тенденцию к росту, а абсолютно постоянные (FC) не меняются.
Это говорит о том, что при принятии ценовых решений, кроме динамики переменных затрат, следует учитывать и динамику условно - постоянных затрат, т.е.соотношение темпов роста условно - постоянных затрат с темпами снижения абсолютно постоянных затрат в расчёте на единицу выпуска продукции при увеличении масштаба производства. Ломаная линия переменных издержек свидетельствует о том, что при определённых темпах роста масштаба производства они могут иметь тенденцию к снижению за счёт применения характерных для крупномасштабного производства прогрессивных технологий, материалов, форм организации производства и управления. Игнорирование этой зависимости приведёт к неверному определению затрат на производство товара и в дальнейшем к просчётам в экономической политике предприятия.
6. Формирование ценовой политики и ценовых стратегий. Данные категории являются сравнительно новыми для хозяйственных субъектов и поэтому требуют определения.
Под политикой цен предполагается понимать общие цели, которых предприятие собирается достичь с помощью ценообразования. К таким целям можно отнести:
· понижение цен обеспечивающее рост объёма продаж и доли рынка;
· поддержание достаточно высоких по сравнению с конкурентами цен за счёт комплекса неценовых факторов конкуренции.
Политика цен, принятая по тому или иному варианту, является основой для разработки стратегии ценообразования и методов, которые следует применять для реализации ценовой политики предприятия. Ценовая политика в целом должна преследовать следующие основные цели:
· достижение наибольших объёмов продаж;
· достижение максимальной прибыли;
· максимизация рентабельности продаж, т.е. отношения прибыли к общей величине выручки от продаж;
· максимизация рентабельности собственного капитала, т.е. отношение прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом обязательств;
· максимизация рентабельности всех активов предприятия, т.е. отношение прибыли к общей сумме активов;
· сохранение и наращивание своей доли рынка.
Политика ценообразования предприятия может считаться эффективной, если:
· цены могут обеспечить необходимый объём продаж;
· объём производства соответствует объёму продаж;
· затраты соответствуют масштабу производства;
· повышается конкурентоспособность предприятия;
· увеличивается чистая прибыль.
Формирование ценовых стратегий, как направлений и методов реализации ценовой политики должно предусматривать:
6.1. Анализ выбранной маркетинговой стратегии, т.е.:
· можно ли её реализовывать, используя преимущественно неценовые факторы;
· определить задачи реализации стратегии с помощью управления ценами.
6.2. Выбор ценовой стратегии.
В практике функционирования предприятий в рыночных условиях существует достаточно многообразное количество ценовых стратегий, но их в целом можно свести к трём направлениям:
· повышение цен;
· цены на уровне рыночных;
· понижение цен.
В соответствии с этим выделяются три типовых ценовых стратегии:
1. Стратегия премиального ценообразования.
2. Стратегия нейтрального ценообразования.
3. Стратегия ценового прорыва.
Стратегия премиального ценообразования может быть выбрана в случае, когда сегмент, в котором покупатели готовы платить за товар более высокую цену, чем основная масса потребителей. Критерием выделения такого сегмента может быть высокий доход – для физических лиц и финансовая устойчивость и платёжеспособность – для юридических лиц, а также монопольность производителя.
При этом следует оценить:
· может ли прирост прибыли за счёт повышения цены окупить потерю массы прибыли, возможную при понижении цены;
· можно ли будет за счёт сокращение объёмов продаж при повышенных ценах сократить объёмы производства, а соответственно, объёмы основного и оборотного капитала с целью повышения общей рентабельности деятельности.
Данная стратегия может быть реализована в том случае, когда товар обладает свойствами, которые имеют определяющее значение для потребителей в данном сегменте рынка. Отсюда следует, что основная сфера применения данной ценовой стратегии – это рынок монополии и , частично, рынок монополистической конкуренции. Сегментирование рынка позволит монополисту применить метод ценовой дискриминации, сущность которого состоит в том, что товар с одинаковыми издержками производства можно продавать по разным ценам, наращивая тем самым свою прибыль.
Стратегия нейтрального ценообразования, т.е. назначение цены на уровне конкурентов, означает, что роль цены как инструмента маркетинговой политики сводится к минимуму. Это является характерным на таком рынке, где покупатели весьма чувствительны к уровню цены, а конкуренты следуют любому изменению цены, нейтрализуя ценовой фактор изменения доли рынка и наращивания объёма продаж. Наиболее характерна такая стратегия для чистой конкуренции и олигополии и, частично, для монополистической конкуренции.
Таблица 2
ВЫБОР СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
№ П/П |
Модель рынка |
Маркетинговая стратегия |
Ценовая стратегия |
1. |
Чистая конкуренция |
1. Вступление в рынок |
1. Нейтральное ценообразование |
2. |
Монополия |
1. Сегментация рынка 2. Разработка новых и существенная модернизация производимых товаров |
1. Премиальное ценообразование в разрезе отдельных сегментов (ценовая дискриминация) 2. Премиальное ценообразование |
3. |
Монополистическая конкуренция |
1. Вступление в рынок 2. Развитие рынка 3. Сегментирование рынка |
1. Стратегия ценового прорыва или нейтрального ценообразования. 2. Стратегия ценового прорыва 3. Премиальное ценообразование |
4. |
Олигополия |
1. Вступление в рынок 2. Сегментация рынка 3. Разработка новых и модернизация производимых товаров |
1. Нейтральное ценообразование |
Стратегия ценового прорыва (понижение цен) преследует цель получения большей прибыли за счёт увеличения доли рынка и роста объёма продаж.
Реализация такой ценовой стратегии возможна в том случае, когда потенциальные конкуренты не смогут или не захотят ответить аналогичным шагом. Такое положение может быть связано с одной из следующих ситуаций:
· фирма, инициирующая снижение цен, обладает более прогрессивной технологией или более дешёвыми ресурсами, чем конкуренты. Вследствие этого она может, снижая издержки, наращивать объёмы продаж и соответственно прибыль (естественно за счёт снижения аналогичных показателей у конкурентов). Это наиболее характерно для рынка монополистической конкуренции;
· фирма, инициирующая снижение цен, только вступает в рынок, и объём её продаж сравнительно мал. В этом случае понижение цен затронет весьма малый сегмент рынка и более крупным фирмам – конкурентам не будет смысла следовать понижению цены, так как их объёмы продаж и доли достаточно велики. Такая ситуация наиболее характерна для рынка монополистической конкуренции.
На основании выше изложенного можно предложить следующий алгоритм формирования цены (рис. 2.)
При выборе ценовой стратегии её необходимо сопоставить с выбранной маркетинговой стратегией и моделью рынка.
2.Взаимосвязь цен и налогов.
Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
К настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения:
Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 5000 руб. у лица получающего 50 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 50 руб. у человека с доходом в 500 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на нестоль необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социальной-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоговая система
в Российской Федерации практически была создана в
Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.
В законе РФ от 27 декабря
"Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке на условиях, определенных законодательными актами".
В этом же законе дается определение и налоговой системы:
"Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему".
Налоговая система включает следующие элементы:
-субъект налогообложения (плательщик);
-объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;
-налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога;
-правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога;
- ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения.
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2.
Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога
без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.
Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
Основными принципами являются:
- равнонапряженность налогового изъятия;
- однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;
- стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;
- заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.
Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.
Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
Заключение
Цена и ценообразование являются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки.
В процессе коренной перестройки хозяйственного механизма, объективной необходимостью стал радикальный пересмотр сложившейся в нашей стране ранее системы цен и ценообразования. Без реформы цен невозможно создать нормальных экономических отношений в экономике, обеспечить обоснованную оценку затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене товарами и услугами, стимулировать научно-технический прогресс и ресурсосбережение и нормализовать обстановку на рынке.
В решении сложных методологических проблем ценообразования на современном этапе развития нашего общества огромную роль играет глубокое теоретическое осмысление роли и значения творческого характера труда, его содержания как субстанции стоимости и цены материальных благ. На пути освоения законов рыночной экономики вопросы управления системой ценообразования занимают одно из центральных мест в социальной политике государства.
Осуществление ценообразования на научной основе лежит в плоскости совершенствования экономических отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
Задача № 1
Используя метод балловых оценок, определите свободную розничную цену фотоаппаратов «Зоркий» и «Зенит-М», если для расчета себестоимости одного балла принят фотоаппарат «Зоркий», себестоимость которого 105 руб. Коэффициент классности фотоаппарата «Зенит-М» - 1,25.
Балловая оценка параметров фотоаппаратов указанных марок:
Марка |
Удобство пользова-ния |
Долговечность |
Надежность |
Дизайн |
Сумма баллов |
«Зоркий» |
24 |
35 |
18 |
13 |
90 |
«Зенит-М» |
26 |
40 |
15 |
14 |
95 |
Уровень рентабельности фотоаппарата «Зоркий» составляет 30% себестоимости; «Зенит-М» - 40% себестоимости; НДС – 20%; торговая надбавка – 15%
РЕШЕНИЕ:
Фотоаппарат «Зоркий»:
1. Расчет суммы баллов параметров фотоаппарата
24 + 35 + 18 + 13 = 90
2. Расчет себестоимости по оценке параметров фотоаппарата
105 руб. = 100 баллов
х руб. = 1 балл
х = 105 / 100 = 1,05 руб.
1,05 * 90 = 94,5 руб.
3. Расчет стоимости с учетом рентабельности фотоаппарата:
R = Прибыль / Издержки * 100%
R/100% = Прибыль / Издержки
Прибыль = 30 * 105 / 100 = 31,5
4. Включая НДС, т.е. стоимость от производителя.
105 + 31,5 * 20% = 163,8 руб.
4. Розничная цена товара.
(105 +31,5 + 94,5) * 15% = 265,65 руб.
Фотоаппарат «Зенит-М»:
1. Расчет суммы баллов параметров фотоаппарата
26 + 40 + 15 + 14 = 95
2. Расчет себестоимости по оценке параметров фотоаппарата.
95 – 90 = 5 баллов
5 * 1,05 = 5,25 руб. – на 5,25 руб. фотоаппарат «Зенит-М» стоит больше чем фотоаппарат «Зоркий»
105 + 5,25 = 110,25 – себестоимость этого фотоаппарата.
110,25 * 1,25 = 137,8 – с учетом коэффициента классности
1,05 * 95 = 99,75 руб. – по оценке параметров.
3. Расчет стоимости с учетом рентабельности фотоаппарата:
R = Прибыль / Издержки * 100%
R/100% = Прибыль / Издержки
Прибыль = 40 * 137,8 / 100 = 55,12
4. Включая НДС, т.е. стоимость от производителя.
(137,8 руб. + 55,12) * 20% = 231,5 руб.
5. Розничная цена товара.
(137,8 + 55,12 + 99,75) * 15% = 336,57 руб.
Ответ: свободная розничная цена фотоаппарата «Зоркий» - 265,65 руб. А фотоаппарата «Зенит-М» - 336,57 руб.
Задача № 2
1. Составьте калькуляцию себестоимости стиральной машины.
2. Определите прибыль завода от реализации этой стиральной машины.
3. Определите свободную розничную цену стиральной машины и составьте ее структуру.
Известны:
1) Затраты на производство стиральной машины:
Сырье и основные материалы – 1200 руб.,
Полуфабрикаты – 150 руб.
Транспортные расходы по доставке сырья, материалов, полуфабрикатов – 132 руб.,
Топливо и электроэнергия на технологические цели – 9 руб.,
Основная зарплата производственных рабочих – 300 руб.,
Дополнительная зарплата производственных рабочих – 15% к основной зарплате производственных рабочих,
Отчисления на социальное страхование – 37% всей суммы зарплаты производственных рабочих,
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 162% основной зарплаты производственных рабочих,
Общезаводские расходы – 125% основной зарплаты производственных рабочих,
Прочие производственные расходы – 62% основной зарплаты производственных рабочих,
Внепроизводственные расходы – 0,55% производственной себестоимости.
2) Свободная отпускная цена (с НДС) – 4400 руб.
3) НДС – 20% к свободной отпускной цене (без НДС).
4) Торговая надбавка – 25% к свободной отпускной цене.
РЕШЕНИЕ:
1. Калькуляция себестоимости стиральной машины.
1200 (сырье и основные материалы) + 150 (полуфабрикаты) + 132 (транспортные расходы) + 9 (топливо и электроэнергия) + (300 + 45 ( 15% - доп. з/плата производственных рабочих) + 127,65 (37% - отчисления на социальное страхование)) + 486 (162% - расходы по содержанию и эксплуатации оборудования) + 426 (142% - цеховые расходы) + 375 (125% - общезаводские расходы) + 186 (62% - прочие производственные расходы) = 3436,65 руб.
3436,65 * 0,55% = 18,9 руб. – внепроизводственные расходы
3436,65 + 18,9 = 3455,55 руб. – себестоимость стиральной машины.
2. Прибыль завода от реализации стиральной машины
НДС к свободной отпускной цене (20%) = 4400 * 20% = 880 руб.
4400 – 880 = 3520 руб. – отпускная цена, без НДС.
3520 – 3455,55 = 64,45 руб. – прибыль.
3. Определение свободной розничной цены.
3520 * 25% = 880 руб. – надбавка
4400 + 880 = 5280 руб. – розничная цена.
Список литературы:
1) «Практикум менеджера» Живило В.С., Киселев Б.Г. , М.-1999
2) «Ценообразование» Слепов В.А., Николаева Т.Е. М.-2001
3) «Ценообразование и рынок» под ред.Салижманова И.К. М.-1999
4) «О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов. Об основах ценовой политики Российской Федерации». Цапелик В.Е.
5) «Рыночная экономика. 1000 терминов.» - М.- 1993.