ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель этой работы - анализ действующей нормативной базы государства, касающейся федерального бюджета; его роль в социально-экономическом развитии государства, а также экономическая характеристика, функции, проблемы реализации, классификация доходной части федерального бюджета.
Внутригосударственные политические приоритеты, на сегодняшний день, декламируют прозрачность в отношениях государства и его членов. Этого не может стать открытым без понимания основ бюджетного устройства страны и формирования четкой позиции в отношении того, каким это устройство должно быть. Налогоплательщики имеют право и обязаны знать, каким образом государство использует собранные налоги, за финансирование каких бюджетных расходов отвечают органы власти и управления различных уровней, какие в этой сфере существуют проблемы, что государство может и должно сделать для их решения.
Формирование конкурентоспособной налоговой системы должно стать – в комплексе с другими направлениями реформ – одним из условий достижения устойчиво высоких показателей роста российской экономики и качественного обновления ее структуры. В связи с этим необходим определенный пересмотр приоритетов налоговой реформы с точки зрения решения этой задачи.
В настоящее время имеет место определенный дисбаланс в уровне налоговой нагрузки на сырьевой сектор и остальные отрасли экономики. Это не способствует развитию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, не стимулирует приток инвестиций в эти отрасли. Поэтому другим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики. Рассматривая поддержку обрабатывающих отраслей и сферы услуг в числе своих первостепенных задач, правительство Российской Федерации должно обеспечить снижение налогового бремени в отношении этих секторов (за исключением производства некоторых подакцизных товаров) при сохранении налоговой нагрузки на сырьевой сектор.
Основной целью дальнейших мер по проведению налоговой реформы должно стать завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансового состояния страны.
Формирование эффективной налоговой системы предполагает достижение справедливого минимально возможного уровня налоговой нагрузки, имея в виду, что налоговое бремя не должно стать препятствием на пути экономического роста. Ускорение темпов экономического роста в России невозможно без дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства. Налоги являются важнейшим инструментом перераспределения общественного богатства, а следовательно, задача по снижению доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при его участии, невыполнима без сокращения налоговых изъятий. Иными словами, речь должна идти о дальнейшем снижении налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг.
Вторая задача — реформирование системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы.
Такое реформирование должно осуществляться одновременно с реформой межбюджетных отношений и решением вопроса финансовой обеспеченности региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, с учетом разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, связанных с реформой местного самоуправления. В этой связи предполагается внесение в Бюджетный и Налоговый кодексы поправок, связанных с изменением сложившегося порядка закрепления налоговых доходов за территориальными образованиями.
Третья задача — совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов.
Четвертая задача — улучшение системы налогового контроля и изменение системы налоговой ответственности.
Только эффективный, осуществляемый на постоянной основе налоговый контроль может обеспечить неукоснительное соблюдение налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений. Поэтому реформирование налоговой системы должно сопровождаться улучшением контрольных функций специализированных органов, сведением к необходимому минимуму мер текущего налогового контроля, сосредоточением ресурсов контролирующих органов на ключевых сферах, исключением возможного дублирования контрольных полномочий различными государственными органами. Необходимо, в частности, принять решения по упрощению системы учета объектов налогообложения, налогового учета (его сближения с бухгалтерским учетом) и налоговой отчетности.