Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы издержек в долгосрочном периоде. 5

1.1. Понятие и виды издержек. 5

1.2. Издержки производства в долгосрочном периоде работы предприятия. 8

Глава 2. Теория равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. 14

2.1 Минимально эффективный объем производства фирмы.. 14

2.2.Равновесие фирмы и отрасли. 16

2.3 Эффект масштаба производства и долгосрочное отраслевое равновесие. 21

Заключение. 31

Список использованных источников и литературы.. 32

Введение

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Пользования различных факторов в разнообразных сочетаниях и пропорциях. Дело в том, что факторы производства обладают свойством взаимозаменяемости, обусловленной как спецификой продукта или услуги, так и ограниченностью ресурсов производства и необходимостью их эффективного использования.

В силу действия феномена редкости (ограниченности всех видов ресурсов) производство без некоторых издержек вообще невозможно. В силу этого обстоятельства любое решение о производстве чего- либо вызывает необходимость отказа от использования тех же ресурсов для производства каких- то иных вещей (Издержки- это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, что- бы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах). Таким образом все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли. Классификацию издержек производства нужно начать с того, что в число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д.

Объектом исследования являются издержки фирмы.

Предметом исследования в курсовой работе является издержки фирмы в долгосрочном периоде.

Целью курсовой работы является изучение издержек фирмы в долгосрочном периоде.

Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:

– ознакомиться с понятием и видами издержек;

– рассмотреть издержки производства в долгосрочном периоде работы предприятия;

– проанализировать теорию равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде;

– изучить эффект масштаба производства и долгосрочное отраслевое равновесие.

Глава 1. Теоретические основы издержек в долгосрочном периоде

1.1. Понятие и виды издержек

Издержки – затраты на производство товаров и услуг. Затраты – это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки – стоимостная оценка произведенных затрат. Ценность использованных в производстве ресурсов может быть выражена ценой, по которой фирма приобрела их на рынке. В этом случае издержки предстают как сумма выплат, которые фирма осуществила поставщикам и собственным работникам. Такой способ оценки издержек называется бухгалтерским, а оцененные с его помощью издержки – бухгалтерскими издержками.

Основные статьи бухгалтерских издержек:

·                   материальные затраты (оплата сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);

·                   затраты на оплату труда (заработная плата работников, по трудовым договорам);

·                   отчисления на социальные нужды (фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости и т.п.);

·                   амортизация (отчисления, отражающие износ оборудования, зданий и т.п.);

·                   прочие затраты (платежи за кассовое и банковское обслуживание, проценты за кредит, арендные платежи, оплата работ и услуг, оказываемых другими фирмами, налоги и сборы).

Затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу трудовых услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг, называются внешними или явными издержками.

Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние (неявные), издержки.

Альтернативные издержки (или издержки упущенных возможностей или экономические) – это ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса.

Альтернативные издержки порой трудно представить как определенное количество рублей или долларов. Доходы от упущенных возможностей и размер альтернативных издержек всегда являются гипотетическими. При определении издержек упущенных возможностей важно понимать, что эффект то того или иного варианта использования ресурса может проявляться в разные периоды.

Постоянные издержки. Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть поэтому оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам, как правило, относится оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, а также жалованье высшему управленческому персоналу и будущим специалистам фирмы Согласно определению, показатель постоянных издержек остается неизменным при всех уровнях производства, включая нулевой.

Переменные издержки – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на оплату труда, приобретение сырья, топлива, оплата транспортных услуг и т.п.

Переменные издержки. Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и тому подобные переменные ресурсы. Прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объема производства на одну единицу, не является постоянным. В начале процесса увеличения производства переменные издержки будут какое-то время возрастать уменьшающимися темпами; и так будет продолжаться до четвертой единицы производимой продукции. Затем переменные издержки начнут увеличиваться нарастающими темпами в расчете на каждую последующую единицу производимой продукции. Такое поведение переменных издержек обусловливается законом убывающей отдачи. Увеличение предельного продукта в течение какого-то времени будет вызывать все меньший и меньший прирост переменных ресурсов для производства каждой дополнительной единицы продукции. А поскольку все единицы переменных ресурсов покупаются по одной и той же цене, это значит, что сумма переменных издержек будет возрастать уменьшающимися темпами. Но как только предельная производительность начнет падать в соответствии с законом убывающей отдачи, все большее и большее количество дополнительных переменных ресурсов придется использовать для производства каждой последующей единицы продукции. Сумма переменных издержек, таким образом, будет увеличиваться нарастающими темпами.

Сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства образует валовые общие издержки. При нулевом объеме производства валовые общие издержки равны величине постоянных издержек. При наращивании объема производства валовые издержки увеличиваются на величину переменных издержек.

Анализируя экономику России в настоящее время, можно сделать вывод, что на большинстве современных российских предприятий наблюдается, в соответствии с законом убывающей отдачи, резко ускоренный рост переменных и, соответственно, валовых издержек.

Средние постоянные издержки – характеризуются затратами постоянного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции.

Средние переменные издержки – характеризуют затраты переменного ресурса, с которым в среднем производится единица продукции.

Средние общие (суммарные) издержки характеризуют затраты переменного и постоянного ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции.

Предельные издержки представляют собой изменение валовых издержек, связанное с производством дополнительной единицы продукции. 

1.2. Издержки производства в долгосрочном периоде работы предприятия

Долгосрочный период работы предприятия – это период, достаточный для того, чтобы изменить производственные мощности. На протяжении долгосрочного временного интервала изменения в объемах выпуска продукции могут привести к изменениям объемов не только переменных, но и постоянных затрат. Иными словами, все издержки в данных условиях будут выступать в качестве переменных.

Рис.4

 
Особенность изменения затрат и издержек производства в долгосрочном периоде порождает необходимость их анализа на основе долгосрочных средних и предельных издержек. Долгосрочные средние издержки олицетворяют издержки на единицу объема выпуска, при этом возможно изменение всех факторов производства. Для долгосрочных средних издержек закономерно их первоначальное снижение с расширением производственных мощностей и ростом объема производства. Однако в итоге ввод все больших и больших мощностей приведет к росту долгосрочных средних издержек. Графически связь между издержками производства единицы продукции и объемом выпуска в рамках длительного периода отражает кривая долгосрочных средних издержек – LAС (long-run average total cost). Эта кривая огибает возможные кривые краткосрочных средних издержек, соприкасается с каждой из них, но не пересекает их (рис.1). Причем каждая кривая краткосрочных средних издержек соответствует предприятию, размеры которого больше предшествующего.

Кривая долгосрочных средних издержек показывает наименьшие долгосрочные средние издержки производства каждого объема выпуска, когда все факторы являются переменными. Перемещения вдоль кривой долгосрочных средних издержек, в ходе которых допускается свобода выбора объемов всех используемых видов затрат, получили название изменений в масштабах производства. Причем надо заметить, что с изменением масштаба производства изменяются и долговременные средние издержки.

Вполне очевидны и основные формы изменений долгосрочных средних издержек с изменением масштабов производства. Если в каком-либо диапазоне выпуска долговременные средние издержки падают с ростом объемов выпуска, то имеет место экономия, обусловленная ростом масштабов производства, а если при данных условиях такие издержки растут, то имеет место ущерб от роста масштабов производства. Наконец, если в каком-либо диапазоне выпуска долгосрочные средние издержки не изменяются с изменением объемов выпуска, то налицо постоянный эффект от изменения масштабов производства.

Рис. 1

Экономия от масштаба, или положительный эффект масштаба, возникает при такой организации производства, когда долгосрочные средние издержки падают по мере увеличения объема выпускаемой продукции. Основное условие такой организации производства — специализация производства и управления. Причем по мере роста размеров производства увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении. Большие масштабы производства позволяют лучше использовать труд специалистов по управлению благодаря его более глубокой специализации, тогда как мелкие производства вообще не способны использовать труд спецалиста-управленца по прямому назначению.

Другим не менее важным источником экономии, обусловленной масштабом производства, является технология, точнее, эффективное использование оборудования Мелкие производства зачастую оказываются неспособными воспользоваться наиболее технологически эффективным производственным оборудованием и должны довольствоваться менее производительной техникой.

Экономия, обусловленная масштабами производства, во многом связана и с возможностями развития побочных производств, с выпуском продукции на базе отходов основного производства. И здесь крупномасштабное производство располагает более широкими возможностями, чем небольшое производство.

Надо заметить, что все основные источники экономии так или иначе связаны с увеличением масштабов производства. Однако необходимо помнить, что увеличение размеров производства за пределы оптимального (а такие размеры специфичны для каждой отрасли производства) неизбежно ведет к возникновению отрицательного эффекта, т.е. средние издержки начинают возрастать (рис.2).

Рис. 2

Основная причина отрицательного эффекта от роста масштаба производства обусловлена нарушением управляемости чрезмерно крупным производством. По мере роста производство все больше и больше попадает в зависимость от иерархических методов координации деятельности персонала. Увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия деловых решений. Для разветвленных организационных структур свойственна и тенденция ослабления стимулов к проявлению личной инициативы, возникновения локальных групповых интересов, отличных от интересов производства в целом. В результате требуются всевозрастающие затраты для поддержания должного уровня мотивации персонала. На чрезмерно крупных производствах снижается эффективность взаимодействия между его отдельными подразделениями, теряются гибкость и поворотливость, затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством.

Положительный и отрицательный эффекты роста масштаба производства проявляются в отдельных отраслях по-разному.

В некоторых отраслях долгосрочные средние издержки достигают минимума при относительно малом объеме производства и за тем достаточно долго остаются неизменными. Положительный эффект масштаба в этом случае исчерпывается довольно быстро.

Той или иной кривой долгосрочных средних издержек соответствует определенная кривая долгосрочных предельных издержек. Долгосрочные предельные издержки представляют издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции в случае, когда допускается возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом. Графической формой изменения предельных издержек в долгосрочном периоде является кривая долгосрочных предельных издержек — LMC (long-run marginal costs). Она показывает прирост издержек, связанных с производством дополнительной единицы продукции, когда все факторы производства являются переменными.

Эта кривая не является огибающей для всех кривых краткосрочных предельных издержек. Кривые краткосрочных предельных издержек определяются для каждого данного предприятия. Долгосрочные предельные издержки и соответственно кривая долгосрочных предельных издержек представляют изменяющиеся размеры производства. Кривые краткосрочных предельных издержек, относящихся к любому конкретному предприятию, будут ниже долгосрочной кривой предельных издержек для низких объемов выпуска, но будут выше этой кривой для высоких объемов выпуска, при которых убывающая отдача является существенной. Кривая долгосрочных предельных издержек всегда растет медленнее, чем кривые краткосрочных предельных издержек любого отдельно я менее значимой (рис.3).

Кривые долгосрочных предельных и свзятого предприятия. Это объясняется тем, что в долгосрочный период все виды затрат являются переменными и убывающая отдача оказывает средних издержек соотносятся друг с другом так же, как и кривые краткосрочных предельных и средних издержек. До тех пор, пока кривая долгосрочных предельных издержек находится ниже кривой долгосрочных средних издержек, последняя будет опускаться.

Рис. 3

Если кривая долгосрочных предельных издержек выше кривой долгосрочных средних издержек, то вторая кривая будет подниматься. Кривая долгосрочных предельных издержек пересекает кривую долгосрочных средних издержек в низшей точке (рис. 4).

Условием сокращения всех издержек всегда служит совершенствование производства, экономия ресурсов, рост производительности труда.

Рис. 4

 

Глава 2. Теория равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде

2.1 Минимально эффективный объем производства фирмы

Производство - это исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. Но исходный только в рамках той очевидной истины, что для того, чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище и т. п. В рыночном же хозяйстве производство будет осуществляться лишь тогда, когда рынок и вообще сфера обмена дадут производителю соответствующий ценовой сигнал. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в потреблении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства первобытной общины было потребление добытого за день; некоторая часть предметов потребления могла быть отложена в качестве запаса. Целью производства в рабовладельческом обществе было потребление (зачастую расточительное) рабовладельцев, ничтожная часть произведенного доставалась рабам. Вообще в натуральном хозяйстве (рабовладение, феодализм) потребление, вполне очевидно, непосредственно является целью производства. Однако в системе рыночного хозяйства непосредственной целью является получение прибыли. Это - не изъян системы рыночной экономики, а ее важнейшее преимущество. «Стремление к прибыли, - подчеркивает выдающийся австрийский экономист Ф.Хайек, - это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Высокосознательный социалистический лозунг «производство во имя потребления, а не ради прибыли...» свидетельствует о полном отсутствии внимания к тому, как приумножаются производительные возможности».'

Разумеется, в конце концов, производство ведется ради потребления. Но еще раз необходимо отметить, что конечная и непосредственная цель производства могут не совпадать, как это и происходит в системе рыночного хозяйства.

Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ, то в таком случае мы имеем дело с процессом воспроизводства.

Результативность деятельности предприятия можно охарактеризовать следующими показателями:

-экономический эффект;

-показатели эффективности;

-период окупаемости капитала;

-точка безубыточности ведения хозяйства.

Экономический эффект - это абсолютный показатель (прибыль, доход от реализации и т.п.), характеризующий результат деятельности предприятия. Основной показатель, характеризующий экономический эффект от деятельности производственного предприятия, - это прибыль.

Экономическая эффективность - это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта:

.

Точка безубыточного ведения хозяйства.

Концепция безубыточного ведения хозяйства может быть выражена в виде простого вопроса: сколько единиц продукции необходимо продать в целях возмещения произведенных при этом затрат.

Соответственно цены на продукцию устанавливаются таким образом, чтобы возместить все условно-переменные затраты и получить надбавку, достаточную для покрытия условно-постоянных затрат и получения прибыли.

Как только будет продано количество единиц продукции (Qкр), достаточное для того чтобы возместить условно-постоянные и условно-переменные затраты (полную себестоимость), каждая проданная сверх этого единица продукции будет приносить прибыль. При этом величина прироста этой прибыли зависит от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре полной себестоимости.

Таким образом, как только объем проданных единиц продукции достигнет минимального значения, достаточного для покрытия полной себестоимости, предприятие получает прибыль, которая начинает расти быстрее, чем этот объем. Такой же эффект имеет место в случае сокращения объемов хозяйственной деятельности, то есть темпы снижения прибыли и увеличения убытков опережают темпы уменьшения объемов продаж. Определение точки безубыточного ведения хозяйства представлено на рис. 5.

Рис. 5. Определение точки безубыточного ведения хозяйства

2.2.Равновесие фирмы и отрасли

Спрос и предложение — два фактора, дающих жизнь рынку как месту своей встречи, формируют в экономике уровень цен на товары и услуги. Определяя кривые издержек и доходов, они создают внешнюю среду существования фирмы. Поведение же самой фирмы, выбор ею объемов производства, а значит, размеров спроса на ресурсы и величины предложения собственных товаров зависят от типа рынка, на котором она действует.

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.[1] Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Как уже отмечалось, конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом.

Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их прекращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Развитие конкурентных отношений тесно связано с распределением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело со множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д так далее рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.

Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр. Это свойство вытекает из предыдущих двух. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало уменьшение ее прибылей.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т. е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.

 Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).

В наше время схожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что — увы! — можно наблюдать на многих рынках крупных городов России. Все продавцы соблюдают известные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да и просто торговать « без разрешения », приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель — заставить криминальных « хозяев » рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устранение барьеров входа на рынок

Колебания цены могут быть довольно интенсивными — сравните цену яблок в конце лета и весной, — но разница в цене это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде — явление редкое не только в XX в., но и в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.

Предложение конкурентной отрасли и рыночный спрос на ее продукцию уравниваются при цене равновесия. На рис. 5 изображена достаточно простая картина взаимодействия спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.

Некоторых комментариев заслуживает, пожалуй, лишь кривая спроса. Для всей отрасли (в отличие от отдельной фирмы) она имеет нормальный, соответствующий закону спроса вид понижающейся кривой. Напомним, что в горизонтальную прямую кривая спроса на продукцию отдельной фирмы вырождалась лишь потому, что размеры фирмы были пренебрежительно малы по сравнению с ёмкостью всего отраслевого рынка.

Точка пересечения кривых спроса и предложения (О) задает равновесную цену Ро и равновесный объем предложения Qо. Именно сформировавшаяся в рамках всей отрасли равновесная цена Ро в дальнейшем каждой фирмой—совершенным конкурентом рассматривается как сложившаяся данность, как цена, продиктованная рынком, с которой следует смириться, выгодна она или нет.

Другой важной особенностью точки равновесия при совершенной конкуренции является ее устойчивость. В самом деле, отраслевая кривая предложения S является суммой кривых предложения всех фирм, действующих в отрасли. Последние же представляют собой совокупность точек, максимизирующих прибыль при разных уровнях цен. Именно таким свойством, как было показано, обладает кривая предельных издержек (МС = S). Отсюда следует, что компании не заинтересованы в отклонении от точки равновесия. Ведь любая точка, не лежащая на кривой МС, не удовлетворяет правилу MR = МС, а значит, не дает возможности получить максимальную прибыль

Рис. 6 Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном периоде[2]

2.3 Эффект масштаба производства и долгосрочное отраслевое равновесие

Эффект масштаба может быть также связан с разделением труда и углублением специализации фирмы по конкретным направлениям деятельности[3]. При этом экономия может быть получена от технико-организационных преимуществ крупномасштабного производства, приводящих к снижению удельных управленческих затрат и затрат на обслуживание производства, так как эти затраты распределяются на большее количество выпущенных изделий; возникающие при крупномасштабном производстве дополнительные затраты не растут пропорционально объему выпуска продукции.

На экономии могут сказаться и внешние факторы, такие, как рост отрасли в целом, который приводит к возникновению новых средств труда, повышающих эффективность деятельности всех фирм отрасли.

Отрицательный эффект масштаба, т. е. убытки при расширении масштабов деятельности фирмы, может проявиться и как следствие избыточности управленческих структур в крупной фирме и возрастающей неспособности эффективно координировать деятельность внутри такой фирмы. Кроме того, при росте размеров фирмы могут размываться побудительные мотивы деятельности персонала: работники начинают чувствовать большую отчужденность от руководящего центра, а при снижении конкуренции исполнительская способность низших управленческих звеньев фирмы может быть недостаточно эффективна.

Под наименьшим экономически эффективным масштабом деятельности фирмы в отрасли понимают минимальный уровень выпуска продукции (оказания услуг), при котором удельные долговременные средние издержки становятся наименьшими[4].

Одно из свойств производственной функции, связано с характеристикой эффективности при изменении масштабов производства, то есть увеличение выпуска в l раз потребует увеличения объема всех затрат в l раз.

              

В данной производственной функции эффективность не зависит от масштабов производства и производственная функция является линейно-однородной. Основываясь на теореме Эйлера, можно записать:

                                              

Таким образом, если оплата каждого из используемых факторов производства совпадает с размерами стоимости предельного продукта соответствующего фактора, то на покрытие этих расходов   будет   направлен   весь произведенный продукт P7.  

Из   предположения,   что   целью   хозяйственной   деятельности   является   максимизация   прибыли,   могут   быть   выведены   и   другие   полезные   свойства   производственной   функции.   Так,   предполагается,   что   предприниматель   выбирает   такие   значения   P7,   К   и   L,   которые   максимизируют   величину   прибыли   OP   при   ограничениях,   налагаемых   производственной   функцией,   а   именно:

               

где:    

TR   -   размеры   валового   дохода  

TC   -   совокупные   издержки  

l   -   неизвестный   множитель   Лагранжа.  

Если   предположить,   что   на   рынке   труда   и   капитала   господствуют   условия   совершенной   конкуренции,   то   можно   записать   следующее   соотношение:  

где  

w

-   ставка   заработной   платы,   выплачиваемой   за   единицу   труда

r

-   цена   услуг   единицы   капитала

Причем   w   и   r   представляют   собой   постоянные   величины.  

Последнее   предположение   является,   по-видимому,   вполне   логичным,   поскольку   большинство   фирм   не   в   состоянии   воздействовать   на   ценовые   условия,   складывающиеся   на   рынках   труда   и   капитала.  

Задача состоит в том, чтобы определить такую комбинацию К и L, которая позволит обеспечить с наименьшими издержками выпуск продукции P70. Используя соотношения 3, 4, функцию прибыли можно записать следующим образом:

   

Тогда   необходимыми   условиями   максимизации   прибыли   будут   служить   соотношения:  

Вход на рынок совершенной конкуренции и выход из него открыт для всех фирм без исключения. Поэтому в долгосрочном периоде уровень прибыльности становится регулятором используемых в отрасли ресурсов.

Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек, то возможность получения экономических прибылей послужит своеобразным стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов.

И наоборот, экономические убытки будут выполнять роль антистимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используемых в отрасли ресурсов. Ведь если фирма вознамерилась оставить отрасль, то в условиях совершенной конкуренции она не встретит на своем пути никаких барьеров. То есть фирма в этом случае не будет нести каких-либо безвозвратных издержек и найдет своим активам новое применение или продаст их без ущерба для себя. А потому реально сможет осуществить свое стремление переместить ресурсы в другую отрасль.

Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (или, что тоже самое, получение ими нулевой экономической прибыли). Механизм установления нулевой экономической прибыли показан на рис. 3.

Пусть в конкурентной отрасли (рис.7) первоначально существует равновесие (точка О), диктующее некий уровень цен Ро , при котором фирма (рис. 3а) в краткосрочном периоде получает нулевую прибыль. Допустим далее, что на продукцию отрасли неожиданно возрос спрос. Кривая отраслевого спроса Dо в этой ситуации переместится в положение D1, и в отрасли установится новое краткосрочное равновесие (точка равновесия О1., равновесный объем предложения Q1, равновесная цена Р1). Для фирмы новый повышенный уровень цен станет источником экономических прибылей (цена Р1 лежит выше уровня средних общих издержек АТС).

а)                                                      б)

Рис. 7. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции[5]

Экономические прибыли привлекут в отрасль новых производителей. Следствием этого станет формирование новой кривой предложения S2 , смещенной по сравнению с первоначальной в сторону больших объемов производства. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен Р2 . Если при этом уровне цен (как на нашем рисунке) сохранятся экономические прибыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложения еще сильнее сдвинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль новых фирм предложение в отрасли будет увеличиваться и под влиянием расширения производственных мощностей уже действующими в отрасли фирмами. Постепенно все они выйдут на уровень минимальных средних долгосрочных издержек (LATC), т. е. достигнут оптимального размера предприятия.

Очевидно, что оба названных процесса будут длиться до тех пор, пока кривая предложения не займет положения S3, означающего для фирм нулевой уровень прибылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет – для него больше не будет стимула.

Та же самая цепочка последствий (но уже в обратном направлении) развертывается и в случае возникновения экономических убытков: сокращение спроса; падение цены (краткосрочный период); появление экономических убытков у фирм (краткосрочный период); отток фирм и ресурсов из отрасли; сокращение долгосрочного рыночного предложения; рост цены; восстановление безубыточности (долгосрочный период); прекращение оттока фирм и ресурсов из отрасли.

Таким образом, совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегуляции. Его суть состоит в том, что отрасль гибко реагирует на изменение спроса. Она привлекает такой объем ресурсов, который увеличивает или уменьшает объем предложения ровно настолько, насколько необходимо, чтобы компенсировать изменение спроса. И обеспечивает на этой основе долгосрочную безубыточность фирм.

Суммируя, можно сказать, что устанавливающееся в отрасли равновесие в долгосрочном периоде удовлетворяет трем условиям:

1) выполняются условия краткосрочного равновесия, т.е. краткосрочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу и цене (Р = MR = МС);

2) каждая из фирм удовлетворена объемами используемых производственных мощностей (краткосрочные средние совокупные издержки равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам АТСmin . =LATCmin);

3) фирма получает нулевую экономическую прибыль, т.е. сверхприбыль не образуется, а потому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (Р = АТС min). Все эти три условия долгосрочного равновесия можно представить в следующем обобщенном виде:

P=MR= МС =АТСmin . =LATCmin

Если соединить все точки возможного долгосрочного равновесия, то образуется долгосрочная линия предложения конкурентной отрасли (SL). Действительно, точки равновесия О и О3 на рис. 7 фактически намечают положение долгосрочной кривой предложения. Они показывают, что в долгосрочном плане конкурентная отрасль способна обеспечить любой объем предложения по одной и той же цене Рo. В самом деле, повторив приведенную выше цепочку рассуждений, легко прийти к следующему выводу: как бы не изменился спрос, объем предложения отреагирует так, что в конечном счете точка равновесия вновь вернется на уровень, соответствующий уровню нулевой экономической прибыли для действующих в отрасли фирм.

а)

Рис. 8. Долгосрочная кривая предложения для отрасли с постоянными (а), растущими (б) и падающими (в) издержками[6]

Итак, общий принцип состоит в том, что долгосрочной кривой предложения конкурентной отрасли является линия, проходящая через точки безубыточности для каждого уровня производства. На рис. 8 показаны разные варианты проявления этой закономерности. В рассмотренном нами конкретном примере (рис. 7) такой линией является прямая, параллельная оси абсцисс и соответствующая абсолютной эластичности предложения. Последнее, впрочем, имеет место не всегда, а только в так называемых отраслях с постоянными издержками. То есть в тех случаях, когда при расширении объема своего предложения отрасль имеет возможность закупать необходимые ресурсы по постоянным ценам.

Как правило, это условие выполняется для отраслей, имеющих сравнительно небольшие размеры относительно масштабов всей экономики. Скажем, рост числа бензоколонок в России не создает напряжения ни на одном из ресурсных рынков, на которые выходят фирмы при строительстве автозаправочных станций. Если отвлечься от инфляции, создание резервуаров, приобретение насосов, найм персонала и т.д. обходятся при сооружение каждой дополнительной станции примерно в одну и ту же сумму (различия могут быть связаны лишь с ее размерами и дизайном). Следовательно, и уровень безубыточности, на котором под влиянием конкуренции замрет цена услуг бензоколонок, будет все время один и тот же. Мы изобразили эту ситуацию на рис. 8а, совместив на одном графике долгосрочную кривую предложения отрасли (S) и кривые издержек типичной фирмы (АТС1, АТС2, АТС3), соответствующие данному уровню общеотраслевого производства.

Для рынка совершенной конкуренции такая ситуации достаточно типична. Вспомним лотки и магазинчики разного профиля, мастерские по ремонту и изготовлению разнообразных товаров, мини-пекарни, кондитерские и др. Все эти виды бизнеса малы в масштабах страны и их расширение вряд ли способно повлиять на цены закупаемых ресурсов.

Не так обстоит дело, если ресурсы будут обходиться каждой новой входящей на рынок фирме все дороже и дороже. Это происходит обычно, если растущий спрос отрасли на определенный ресурс оказывается столь значительным, что создает его дефицит в экономике в целом.

Подобная ситуация типична для любой отрасли с растущими издержками, в которой цены используемых в производстве факторов растут по мере расширения отрасли и увеличения спроса на эти факторы.

При росте долгосрочных издержек фирмы-новички отрасли выйдут на уровень нулевой экономической прибыли при более высокой цене, чем старожилы. Если вновь обратиться к рис. 7, то можно сказать, что приток новых фирм в отрасль не выведет предложение на уровень кривой S3, а прекратится раньше, скажем, в положении S2 при котором фирмы окажутся в новом (с учетом подорожания ресурсов) положении безубыточности. Ясно, что и долгосрочная кривая предложения (S) пройдет в этом случае не по горизонтальной траектории О-О3, а по восходящей кривой О-О2.

В обобщенной форме то же самое представлено на рис. 8б. По мере роста объема производства отрасли точки безубыточности действующих в ней фирм будут достигаться при последовательном росте цен (с Р1, до Р3). Это и обусловит подъем кривой SL.

Особенно быстро повышение издержек происходит, если фирмы отрасли используют уникальные факторы производства:

а) особо одаренных высококвалифицированных специалистов;

б) почвы повышенной плодородности;

в) минеральные ресурсы, которые имеются только в определенных регионах, и т.д.

В подобных ситуациях при расширении производства рост издержек может коснуться даже небольших отраслей. Ведь уникальные ресурсы всегда имеются в очень ограниченных размерах. В истории России XIX в. подобные процессы затронули, скажем, знаменитые малахитовые промыслы (мастерские по художественной обработке камня), когда мода на малахит и вызванный ею рост выпуска столкнулись с исчерпанием запасов этого минерала на Урале. Некогда дешевый («веселенький») камень быстро стал дорогим, поделками из него не пренебрегали даже цари, что отлично описано П. Бажовым.

Наконец, встречаются отрасли, в которых цены на факторы производства уменьшаются в ходе расширения производства. Минимальные средние издержки в этом случае в долгосрочном плане тоже сокращаются. А рост отраслевого спроса вызывает в долгосрочном периоде одновременное увеличение объема предложения и снижение равновесной цены.

Такое сверхблагоприятное развитие событий обычно связано с экономией на масштабах производства у поставщиков ресурсов (сырья, оборудования и др.) для данной отрасли. Например, вполне вероятно, что по мере роста численности и укрепления фермерских хозяйств в России их издержки испытают долговременное сокращение. Дело в том, что машины и инвентарь, приспособленные для фермеров, сейчас производятся буквально поштучно, а потому очень дороги. При появлении на них массового спроса изготовление будет поставлено на поток и резко удешевится. Фермеры же, ощутив снижение издержек (на рис. 4 от АТС1 до АТС3) и сами начнут снижать цену на свою продукцию (падение кривой SL)

Заключение

Цель фирмы – максимизация прибыли, определяемой как валовый доход за вычетом совокупных издержек.

Анализ поведения фирмы предполагает рассмотрение всех альтернативных издержек производства. Некоторые из издержек упущенных возможностей, таких как заработная плата, которую предприятие платит своим сотрудникам являются явными.

Издержки предприятия характеризуют его процесс производства. Производственная функция типичной фирмы по мере роста объема выпуска становится все более пологой, что связано с убыванием предельного продукта. Вследствие этого кривая совокупных издержек предприятия по мере роста объема производства становится все более крутой.

При анализе поведения фирмы полезно представить её средние совокупные и предельные издержки в графическом виде.

Тип издержек предприятий часто зависит от рассматриваемого временного интервала. Многие издержки являются постоянными в краткосрочном периоде, но переменными в долгосрочном периоде. В результате этого при изменении предприятием объема производства её средние совокупные издержки в краткосрочном периоде могут возрастать больше, чем в долгосрочном.

 

 

Список использованных источников и литературы

1.                Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 861 с.

2.                Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз, 1960. – 620 с.

3.                Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: 1997 – 520 с.Т. 2

4.                Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Под ред. Ф. Энгельса. Т.III. Кн. III. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. 4.1.1-IV. – М.: Политиздат. 1975. – 402 с.

5.                Принципы экономикс. Н. Грегори Мэнкью / «Питер», С-Пб, 2004г. – 813 с.

6.                Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 405 с.

7.                Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения. /Рикардо Д. Соч. T.I. M.: Госкомиздат, 2006. – 356с.

8.                Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики. Кн. 1. М.: Экономика, 2003. – 278 с.

9.                Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. Мамедова О. Ю., Ростов-наДону, Феникс, 2004. – 598 с.

10.           Фишер С.И. др. Экономика. – М.: – 2005. – 310 с.

11.           Экономика: Учебник /Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 2006. – 620 с.

 


[1] Курс экономической теории. Учебное пособие /под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, 1994. – 325с

[2] Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязноваой и А.Ю. Юданова. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д»,2000 –с.274

[3] Экономика: Учебник /Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - 350 с.

[4] Гуськова М.Ф. Стерликов П.Ф. Экономика: 100 вопросов-100 ответов. - М.: Владос, 1999.

[5] Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязноваой и А.Ю. Юданова. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д»,2000- с.276

[6] Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязноваой и А.Ю. Юданова. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д»,2000 – с.278