Содержание

Введение. 3

1. Современное состояние оздоровительного (лечебного) туризма в России. 4

2.  Краткая история возникновения  лечебного туризма. 7

3. Оздоровительный туризм в Краснодарском крае. 9

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

В последние годы возросла активность в сфере туристского бизнеса России. Создаются и привлекают многочисленных клиентов всевозможные туристские фирмы, занимающиеся не только организацией международного и внутреннего туризма, но и такими новыми для нас видами оказания услуг.

Туристской деятельности посвящены сотни публикаций: монографии, учебники, учебные пособия, сборники докладов и сообщений научно-практических конференций, журнальные статьи, сборники нормативных правовых актов, справочники и т.д., в которых рассматриваются вопросы экономики, управления, образования, современных технологий в туризме и др. Определенное место в этих изданиях занимают публикации по правовым проблемам в туристской индустрии. Все большее внимание привлекает такой традиционный вид туристической деятельности как оздоровительный туризм.

Цель рассмотреть особенности и перспективы развития оздоровительного (лечебного) туризма в России.

Задачи:

1. рассмотреть современное состояние оздоровительного (лечебного) туризма в России;

2. Дать краткую справку по  истории возникновения  лечебного туризма в России;

3. Рассмотреть развитие оздоровительного туризма в Краснодарском крае как наиболее развитом регионе в сфере лечебного туризма.

1. Современное состояние оздоровительного (лечебного) туризма в России

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[1] признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма.

Основными странами, поставляющими туристов в Российскую Федерацию, являются Финляндия, Германия, США, Великобритания, Франция и Италия. Данные ВТО о среднесуточных расходах туристов из основных десяти стран-доноров, а также сведения Госкомстата по туристским прибытиям дали возможность определить примерные расходы по их поездкам в Россию, которые в 2000г. составили $374 млн. США при средней продолжительности пребывания 6,5 суток, при этом большинство пользуется услугами национальных российских перевозчиков.

Направляющие туристские рынки характеризуются, с одной стороны, высокой покупательной способностью, а с другой стороны, искушенностью потребителей в вопросах туристского предложения и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству обслуживания.

В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну с целью оздоровления, может значительно вырасти.

Это является основанием для более четкой направленности и более интенсивного маркетинга по основным направляющим странам, включая в первую очередь целенаправленную рекламно-информационную деятельность. Грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы России.

Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма в том числе и лечебного.

Лечебно-оздоровительный туризм в России хорошо развивается в следующих регионах:

1. Анапа – климатический и грязевой курорт; курорт Краснодарского края. Главным лечебным фактором является средиземноморский климат.

2. Аршан – бальнеологический курорт.Расположен в Бурятии. Направление – фитотерапия.

3. Белокуриха – бальнеологический курорт.Алтайский край.

4. Владивостокская курортная зона – климатические и грязевые. Побережье Амурского залива. - Талассотерапия.

5. Геленджикская группа курортов – климатические курорты (Геленджик, Кабардинка). Побережье Черного моря.

6. Дарасун – бальнеологический курорт. Читинская область.

7. Ейск – климато-бальнео-грязевой курорт. Краснодарский край, побережье Азовского моря.

8. Кавказские минеральные воды – бальнеологические курорты (Пятигорск, Железногорск, Кисловодск, Ессентуки). Ставропольский край.

9. Калининградская группа курортов – климато-грязевые курорты (Светлогорск, Отрадное, Зеленогорск).

10. Кульдур – бальнеологический курорт (термальные минеральные воды), Хабаровский край.

11. Нальчик – климато-бальнео-грязевой курорт, Расположен в Кабардино-Балкарии.

12. Начика – бальнеологический курорт, фитотерапия, термальные воды. Расположен на Камчатке.

13. Паратунка – бальнео-грязевой курорт на Камчатке.

14. Большие Сочи –климатические курорты (Адлер, Хоста, Дагомыс, Красная Поляна и др. – 145 км вдоль Черноморского побережья).

15. Теберда – горноклиматический курорт. Расположен в Ставропольском крае, в горах Кавказа.

16. Туапсинский курортный район – климатический курорт, талассотерапия. Краснодарский край, Черноморское побережье.

17. Шмаковка – бальнеологический курорт Приморского края.

18. Эльтон – грязевой курорт Волгоградского района.

2.  Краткая история возникновения  лечебного туризма

В России курорты появились в XIX в., в частности, первые курорты появились на Северном Кавказе (Железногорск, Пятигорск, Ессентуки) – это бальнеологические курорты. Базируются они на самом большом в России бассейне минеральных вод – Кавказские Минеральные воды.

В середине XIX в. в России формируются климатические курорты на Черноморском побережье Крыма и Кавказа: Сочи, Ялта и Евпатория.

В ХХ в. Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимала незначительное место на мировом туристском рынке: ее доля составляла менее 1% мирового туристского потока.

По данным Госкомстата России, в 2000г. нашу страну посетили 21,2 млн. иностранных граждан из 200 стран мира, однако численность приехавших с туристскими целями составила лишь 6,8 млн. человек из них совсем незначительная часть с целью оздоровления.

Страны дальнего зарубежья составляют 35% от общего количества приезжающих в Россию иностранцев. При этом следует отметить высокую концентрацию въездного потока на десяти странах дальнего зарубежья, лидирующих по количеству прибытий в РФ, на них приходится 83% всего рынка[2].

Оздоровительный туризм  тесно связан не только с природными факторами, но и с материальной базой региона.

При неравномерности распределения туристского потенциала на территории страны и различном уровне развития туристской инфраструктуры в основе разработки стратегических направлений развития туризма лежит принцип зонирования территории РФ в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения для продвижения на внутреннем и международном рынках. Для страны, стремящейся наиболее полно использовать существующий разнородный туристский потенциал, необходимо определить приоритеты и очередность развития существующих туристских регионов с целью повышения экономической эффективности предлагаемых мер. По экспертным оценкам, по уровню состояния материальной базы туризма территория РФ может быть распределена следующим образом:

- регионы с высоким уровнем развития материальной базы туризма – Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных Вод, Краснодарский край, Калининградская область;

– регионы со средним уровнем развития материальной базы туризма – Северо-Западный регион (Псковская и Новгородская области, Республика Карелия), Среднерусский регион – Золотое кольцо, Поволжье и т.д.;

– районы с низким уровнем развития материальной базы туризма – Северный регион, Дальневосточный регион (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский регион (Горный Алтай), Восточно-Сибирский регион (район озера Байкал) и т.д. Всего в Российской Федерации в 1999г. насчитывалось 9,2 тыс. курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров – 398,5 тыс. и вместимостью 1 143 тыс. мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 36%[3].

Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения.

3. Оздоровительный туризм в Краснодарском крае

Богатство и разнообразие природных лечебных факторов сделали Краснодарский край важнейшим для россиян местом отдыха, оздоровления и туризма.

Санаторно-курортный и туристический комплекс Краснодарского края является сегодня крупнейшим в Российской Федерации и состоит по данным за 2004 г. из 1668 средних и крупных традиционных санаторно-курортных предприятий (включая гостиницы), число койко-мест составляет более 200 тыс. С точки зрения системы лечения и оздоровления российские курорты, в том числе и кубанские, являются одними из лучших в мире. Российские курортные технологии вполне современны и имеют значительную коммерческую ценность, в том числе и экспортную.

Ведущее место в крае по числу санаторно-курортных организаций и их вместимости занимает санаторно-курортный и туристический комплекс Азово-Черноморского побережья: его доля по числу организаций комплекса составляет 75,6%, по числу койко-мест - 97,2%, по числу отдохнувших - 95%.

Согласно данным 2004 г., около 60% всех предприятий составляют организации отдыха (дома отдыха, пансионаты, базы отдыха и пр.), 20% - санаторно-курортные организации, непосредственно предоставляющие услуги по лечению и оздоровлению (санатории, профилактории, оздоровительные лагеря, курортные поликлиники, бальнеологические лечебницы, пансионаты с лечением и пр.), 19% - гостиничные предприятия, 4%-туристические базы.

Основная доля санаторно-курортных учреждений и организаций отдыха размещены в Туапсинском районе (245),  в г. Сочи (191), в г. Анапе (115),  в г. Геленджике (105), в Темрюкском районе (64), в г. Ейске (26), в г. Горячем Ключе (18), в г. Новороссийске (41) и г. Краснодаре (7). Наиболее быстрыми темпами развиваются организации отдыха и туризма.

Исключительно в летние месяцы в крае действуют многочисленные турбазы, базы отдыха, кемпинги, сезонные детские оздоровительные лагеря. В 2004 г. их число составило 664. В последние годы заметно выросло в крае число мини-гостиниц. В результате бума строительства мини-гостиниц и частных домов, владельцы которых используют их для приема отдыхающих, количество койко-мест в них практически сравнялось с емкостью здравниц (санаториев, пансионатов, домов отдыха и детских лагерей) и составляет более 200 тысяч единиц.

Наметилась позитивная тенденция увеличения числа круглогодичных мест в специализированных средствах размещения (санаториях, пансионатах и домах отдыха). В 2004 г. их число возросло до 100 тыс. мест.

В этом направлении успешно продвигаются такие курортные территории, как Геленджик и Сочи, что положительно сказывается и на увеличении притока туристов.

Курорты Краснодарского края завоевали у населения России устойчивую репутацию «оздоровительных курортов», где можно получить специальное медицинское обслуживание высокого качества, уникальные процедуры (бальнеотерапии, грязелечения, спелеотерапии и пр.).

Санаторно-курортный комплекс края все больше ориентируется на спрос современных потребителей, модернизируя лечебную базу и расширяя ассортимент своих услуг. Надо заметить, что в 1990-1995 гг. наблюдалась тенденция резкого падения спроса на лечебно-оздоровительные услуги, и большинство санаториев и пансионатов фактически функционировали как гостиницы. Увеличение спроса на лечебно-оздоровительный туризм в России началось с 1996 г., причем лечебно-оздоровительные услуги сегодня на курортах Краснодарского края можно получить как в специализированных средствах размещения, так и в гостиницах, которых на территории края около 200 (с единовременной вместимостью около 30 тысяч мест).

Как санатории, так и крупные гостиницы Анапы, Сочи, Геленджика, Горячего Ключа и Ейска, предлагают сегодня новые лечебно-оздоровительные программы с использованием новейших технологий и экологически чистых местных грязей, минеральных вод и других природных ресурсов. К таким продуктам можно отнести программы омоложения, снижения веса, борьбы с целлюлитом, стрессом, выпадением волос, табакокурением, алкоголизмом, наркоманией и др. Специальные  лечебные  и восстановительные программы предлагают сегодня  для людей, проживающих в регионах с высоким уровнем экологического загрязнения, с характерными признаками йододефицита санатории и пансионаты Горячего Ключа, Сочи, Анапы и Геленджика.

Принятая санаториями стратегия на повышение капитализации рынка «здоровье/восстановление сил» получает все большую поддержку россиян, предпочитающих дорогие европейские курорты курортам Краснодарского края, повышает конкурентные преимущества и привлекает  с каждым годом большее число отдыхающих.

Кубанские  SPA-курорты предлагают сегодня целый ряд программ комплексной терапии по похудению (не менее продуктивных, чем на французских курортах), в которые сразу входит пакет различных процедур: консультирование диетолога, антицеллюлитные массажи, гидромассажи, ванны, процедуры по уходу за лицом, грязевые маски и др. Достаточно сказать, что лекарственные и косметические грязи Анапы приравнены специалистами к известным грязям Мертвого моря.

Кроме того, санатории и пансионаты имеют теннисные корты, бассейны, сауны, финские и турецкие бани, тренажерные залы, биллиард, бадминтон, волейбол и др.

По оценкам экспертов к 2010 г. Число отдыхающих и туристов  в Краснодарский край вырастет до 10 миллионов человек, в том числе помимо россиян  потенциал курортного комплекса края способен привлечь и  иностранных туристов.

Рынок Западной Европы и Арабских стран ищет новые оздоровительные туристические места для отдыха, и курорты Краснодарского края планируют занять в недалеком будущем достойное место в этой нише.

Правда сегодня на наших курортах отмечается дефицит анимационного сервиса и объектов индустрии развлечений, однако развитие санаторно-курортного и туристического комплекса края и особенно прибрежных территорий Азово-Черноморского побережья предусматривает помимо строительства современных гостиниц и туркомплексов развитие туристической инфраструктуры, модернизацию существующих объектов, особенно в части  гостиничной анимации (детские  и спортивные площадки, благоустройство пляжей, дайвинг-центры, кинотеатры, танцполы, мини-аквапарки и пр.).

В настоящий момент все курортные города на Азово-Черноморском побережье занимаются благоустройством набережных. В Геленджике и Анапе  новые набережные изменили лицо курортных городов и стали любимым местом времяпрепровождения тысяч отдыхающих.

 Вдоль набережных уютно расположились бутики и торговые точки, мини-гостиницы, рестораны и кафе.

Высокий рекреационный потенциал побережья Азовского моря, богатые неосвоенные запасы лечебных йодобромных и сероводородных грязей делают этот район перспективным для развития SPA-курортов и размещения экологически чистых производств лечебно-косметических грязей для внутреннего и внешнего рынков.

Проект реконструкции главной набережной г. Приморско-Ахтарска предусматривает уже в текущем году строительство гостиничного комплекса (3900 кв. метров) и сервисной инфраструктуры, в том числе развлекательного центра, зоны водных аттракционов и яхтинга.

 Новый импульс развитию туризма придаст начавшаяся реконструкция прибрежной территории, прилегающей к морскому порту в Новороссийске. Береговая зона в районе морского порта давно нуждалась в реконструкции и развитии, но началась по инициативе местных властей в 2004 году. Проект реконструкции  включает 5 инвестиционных площадок и более 40  инвестиционных объектов, среди которых:

- строительство различных гостиниц этажностью от 3 до 7 этажей,

- марины и 2 яхт-клуба,

- летние и зимние кафе и рестораны,

- торговые ряды,

- офисно-выставочный  центр,

- жилую застройку и офисные помещения.

 Учитывая, что самым привлекательным местом российских туристов все же остаются пляжи, а их в крае насчитывается около 600, администрация края и местные администрации курортных прибрежных территорий начали реализацию программы благоустройства пляжей. В скором времени проекты благоустройства будут предложены частным инвесторам на конкурсной основе. Победители получат возможность взять пляжи в долгосрочную аренду, но с обязательным условием приведения территории пляжа в надлежащий вид согласно утвержденному архитектурному эскизу.

Инвестиционная программа  санаторно-курортного и туристического комплекса края включает более 100 проектов. Среди наиболее значимых - строительство горно-климатического комплекса «Красная Поляна».

Проект предусматривает строительство 20-ти подъемников, гостиниц на 3000 номеров, 500 коттеджей, 1000 апартаментов клубного типа. Общая стоимость проекта оценена в 1,5 млрд. долларов США.

 В Сочи также планируется строительство «Морского ландшафтно-рекреационного комплекса «Аква-мир».

Это - 7 гектаров искусственной территории и защищенная акватория для круглогодичной стоянки более 150 яхт. Стоимость проекта составляет 400 миллионов долларов США[4].

Проект развития водно-грязевого курорта на Ейской косе (Азовское море) предлагает соединить косу и песчаный остров, что позволит расширить возможности использования рекреационного потенциала района.

Длина береговой линии включаемой в эту зону достигнет 7 км, что позволит сформировать на Ейской косе новые территории, пригодные для рекреационного освоения (строительство новых пансионатов, баз отдыха, оборудовать пляжи и т.д.), которые уже в настоящее время стали дефицитными.

Их общая площадь может составить более 2,5 тыс. кв. м (в том числе около 1,2 тыс. кв. м на острове и до 1,5 тыс. кв. м на перемычке) что почти втрое превосходит площадь всей современной косы, включая территорию занятую морскими и рыбными портами.

Побережье острова отличается высокими рекреационными свойствами в виду благоприятной морфологии пляжей и дна, более чистой водой в прилегающей к нему акватории.

Полученные дополнительные рекреационные площади позволят разместить пансионаты, базы отдыха, центры элитной косметологии с применением лечебных грязей, винд-серфинговый центр, кемпинг, развлекательные центры (аквапарк, зоны элитного жилья и отдыха) и т.д., что позволит повысить привлекательность города как курорта, поставив его на один уровень с Черноморскими курортами, привлечет большое количество отдыхающих.

Многофункциональный комплекс «Новосити» — это ультрасовременный комплекс, расположенный в самом центре крупнейшего портового города России — Новороссийска.

Создаваемый комплекс возводится в центре города на площадке размером 5,5 га, неподалеку от порта. Ключевой компонент проекта - отели торговых марок Novotel и Ibis, представляющие собой 4-х и 3-х звездочные гостиницы международного класса на 156 и 100 номеров соответственно.

 В парковой зоне комплекса будет последовательно осуществляться строительство муниципальных и коммерческих автостоянок, яхт-клуба, баров и кафе, магазинов, открытой концертной площадки в виде амфитеатра, крытого роликового катка.

С учетом глобальных тенденций на увеличение спроса на внутренний туризм, верный выбор стратегии на повышение качества сервиса, уровня проживания, расширение ассортимента турпродуктов и лечебно-оздоровительных программ, имеющиеся конкурентные преимущества позволят кубанским курортам стать еще более привлекательными  и доступными для большинства  россиян, а также завоевать свою нишу на международном рынке туристических услуг[5].

Заключение

Таким образом, для развития оздоровительного  туризма в России необходимо принять меры связанные с регулированием массового потока туристов (по типу длительности и интенсивности посещения), улучшением окружающей инфрастуктуры (обустройство подходов и подъездов к объектам, мест стоянок транспорта, магазинов, кафе, ресторанов), предоставлением информационных услуг, организацией развлекательных мероприятий, планированием развития туризма, зонированием и соответствующим ограничением передвижения туристов на отдельных участках, четким определением туристских и экскурсионных схем и маршрутов, предусматриванием альтернативных маршрутов и объектов (вплоть до создания копий объектов, специально предназначенных для туристов или создания тематических парков) с расчетом оптимальной пропускной способности и нагрузок на объекты и территории, широким спектром платных услуг (сувениры, памятные сертификаты, медали и т.д.), созданием в целом благоприятной бизнес-среды вокруг или на территории объектов.

Выполнение задач, стоящих перед туристской отраслью, напрямую связано с реализацией государственной политики в области развития туризма, направленной в первую очередь на продвижение национального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма. Необходимо решить вопрос о выделении расходов на туризм отдельным разделом в бюджетной классификации при соответствующих ежегодных ассигнованиях из федерального бюджета.

Список литературы

1.      Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

2.     Агеева О.А. Индивидуальные туры, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в туристической деятельности", N 4, IV квартал 2000 г.

3.     Вершигора Е.Е. Менеджмент: учебное пособие М.; 2003.

4.     Стржалковский  В. И. Современное состояние, тенденции и основные направления развития туризма в Российской Федерации // http://www.mediatext.ru/

5.     Пахомов А.Н. Развитие оздоровительного туризма  Краснодарского края //  "Туристический Олимп" февраль 2005


[1] Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

[2] Стржалковский  В. И. Современное состояние, тенденции и основные направления развития туризма в Российской Федерации // http://www.mediatext.ru/

[3] Агеева О.А. Индивидуальные туры, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в туристической деятельности", N 4, IV квартал 2000 г.

[4] Пахомов А.Н. Развитие оздоровительного туризма  Краснодарского края //  "Туристический Олимп" февраль 2005

[5] Пахомов А.Н. Развитие оздоровительного туризма  Краснодарского края //  "Туристический Олимп" февраль 2005