Содержание

Введение. 3

1. Современное состояние рынка гостиничных услуг. 4

2. Типы современных гостиниц. 8

3. Мировые гостиничные цепи. 12

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

         Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики.  Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.  На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов[1].  Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. 

         Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики. Сегодня число компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке.  Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов.  Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу.  Есть туроператоры, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкой другим туристическим фирмам готовые маршруты, и есть туристические агенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом.  К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.

         Цель данной работы – рассмотреть мировые стандарты гостеприимства.

         Задачи:

-       изучить современное состояние рынка гостиничных услуг;

-       рассмотреть типы современных гостиниц;

-       изучить мировые гостиничные цепи.

1. Современное состояние рынка гостиничных услуг

         Особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является то, что многие организации и объекты этой инфраструктуры обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.

         Большинство средств производства туристских услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристских фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88 — 95% общей стоимости средств производства[2].

         Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является неравномерность (сезонность) функционирования в течение года.

         Средства размещения — любые объекты, которые регулярно или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.

         Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум; имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.

         Объекты общественного питания — рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.

         Классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха. Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.

         На долю международных туристов приходится около трети мирового туристского рынка, большую часть которого составляет внутренний туризм. Именно на его развитие сделали ставку многие страны в процессе выхода из кризиса. Расходы населения мира на туризм в настоящее время, по данным ВТО и МВФ, оценивают в сумме около 550 млрд. долл. или по 90 долл. на душу населения, что образует около 8% мирового экспорта товаров и услуг.

         Массовость туризма как внутреннего, так и иностранного вовлекает в него все больше любителей активного и спортивного отдыха. От городской жизни люди стремятся в экзотические уголки земли для общения с дикой природой. Экологический и охотничий туризм в мире за последние годы приносит около десятой части доходов туристского бизнеса. О масштабах этой сферы услуг в мире говорит такой факт: в обслуживании туристов занято свыше 100 млн. ее работников. Для многих стран туризм обеспечивает до 10% их годовых доходов.

         Развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и т.д. Однако бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определенное сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при оптимизации развития этой сферы необходимы учет мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики. Словом, требуются осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма[3].

         По расположению на территории определенной местности гостиницы делятся на:

-       расположенные в городе (в центре, на окраине);

-       расположенные в сельской местности (в том числе и вы­сокогорной).

         Вместимость гостиницы опре­деляется числом постоянных спальных мест. Классификация гостиниц по вместимости в различных странах различно. На­пример, в Швейцарии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми, 100-200 мест — средними, бо­лее-200 мест — крупными; в Чехии до 120 мест — малыми, до 500 мест — средними, свыше 500 мест — большими; в США до 100 номеров — малыми, до-500 номеров — средними, свы­ше 500— крупными.

         В нашей стране нет официальной классификации гостиниц по их емкости, в связи с чем предлагается их группировка: до 150 мест (не более 100 номеров) — гостиницы малой вмести­мости, от 150 до 400 мест (до 300 номеров) — средней вмести­мости, более 400 мест (свыше 300 номеров) — большой вместимости.

         Мировой гостиничный номерной фонд в основном размещен в малых и средних гостиницах.

         В последнее время в связи со значительным ростом туризма и экономическими предпосылками отмечается тенденция увеличе­ния вместимости некоторых новых гостиниц.

         Строительство гостиниц большой вместимости вызвано в первую очередь экономическими соображениями. При увели­чении вместимости появляется целесообразность применения более мощного и современного технологического и инженерного оборудования, повышается отношение рабочей площади к общей, сокращается подсобная площадь, а также площадь ко­ридоров, холлов, проходов по отношению к площади, предос­тавляемой непосредственно в распоряжение гостей, что приво­дит к сокращению удельных строительных затрат. Так, к при­меру, архитекторы, занятые проектированием гостиниц, под считали, что в гостиницах одинакового комфорта при увели­чении их вместимости в 3,3 раза (со 132 до 440 мест) строи­тельные расходы на одно гостиничное место снижаются при­мерно на 27%, а увеличение числа номеров со 100 до 400 (т. е. в 4 раза) вызывает необходимость увеличения площади кухни только в 2 раза, а подсобных помещений всего на 50%. В боль­ших гостиницах рациональнее используется труд обслужива­ющего персонала; сокращается в удельном отношении количе­ство администрации, в том числе высокооплачиваемой; клиен­там можно предоставить больший набор услуг при уменьше­нии затрат на них предприятия.

         Вместе с тем отечественные и зарубежные специалисты в области строительства и эксплуатации гостиниц отмечают, что увеличение вместимости гостиниц целесообразно в. разумных пределах, после которых гостиницы становятся трудно управ­ляемыми. Этим пределом в основном считают около 2000 мест. При большой вместимости обычно переходят на строительство гостиничных комплексов.

         По уровню цен, устанавливаемых на основные платные ус­луги (предоставляемые в номерном фонде), гостиницы подраз­деляются на:

— бюджетные (25—35 долларов США);

— экономические (35-55 долларов США);

— средние (55-95 долларов США);

— первоклассные (95-195 долларов США);

— апарт-отели (65-125 долларов США);

— люкс-отели (125-525 долларов США).

         По продолжительность, пребывания клиентуры различа­ют гостиницы:

— для длительного пребывания клиентов;

— для кратковременного пребывания.

         По продолжительности функционирования в течение года гостиницы подразделяются на:

— работающие круглогодично;

— работающие в сезон (летом, зимой).

         По способу предоставления питания проживающим в гос­тиницах клиентам они делятся на:

— обеспечивающие полный пансион;

— предоставляющие только завтрак;

— не предлагающие питания (как правило, ввиду отсут­ствия собственного гастрономического производства, т. е. рес­торана или иного предприятия)[4].

2. Типы современных гостиниц

         Современное развитие гостиничного дела в мировой практике предлагает клиенту (потребителю гостиничных услуг) многовари­антный гостиничный сервис в зависимости от цен, складываю­щихся на рынках этих услуг. Каждый год средства массовой ин­формации сообщают многочисленной клиентуре о новых формах деятельности в данном виде сервиса.

         Так, 100 лет назад существовало лишь 2 вида предприя­тий размещения:

-       роскошные отели для представителей высших слоев об­щества;

-       постоялые дворы для всех остальных.

         Для тех, кто был вынужден проводить время в дороге, по­чти не было выбора. Сегодня потребитель гостиничного про­дукта имеет дело с большим разнообразием форм и видов пред­приятий размещения, от роскошных отелей и гостиниц эко­номического класса до мотелей и кемпингов. Каждый может найти для себя оптимальный вариант, по душе и по деньгам.

         Рыночные отношения в российской экономике развивают­ся динамично, хотя и не такими стремительными темпами, как хотелось бы бизнесменам, занятым в гостиничном серви­се. Неоспоримо одно: постепенно стираются резкие различия в организации гостиничного дела в России и зарубежье. Гос­тиничные предприятия РФ повышают уровень сервиса, осна­щенность номерного фонда, квалификацию обслуживающего персонала. Сфера гостиничных услуг стала приоритетной в российской экономике.

         Большое разнообразие предприятий гостиничного сервиса, а также периодическое появление новых видов делает любую систематизацию типов и характеристик предприятий разме­щения весьма условной. В таблице 1 дана сравнительная ха­рактеристика 9-ти типов гостиничных предприятий по 7-ми различным категориям, являющимся типичными.

Таблица 1

Сравнительная характеристика

Тип

Размеры

Обслуживание

Цена

Потребитель

Условия

Отель-люкс

От неболь-шого до среднего

100-400

номеров

Высокое качество, хорошо обученный персонал для выполнения

любых  пожеланий гостей

Очень высокая цена номера,

включающая все возможные виды обслуживания

Руководители

корпораций,

профессионалы, небольшие

конференции на высоком уровне

Элитарные, дорогая отделка помещений,

рассчитанная

на знатоков

Гостиница -

средний

класс

Крупная, от 400 до 2000 номеров

Широкий набор услуг, персонал для всех видов услуг

Общая цена размещения выше среднего, все удобства

Предприниматели-индивидуалы,

конференции и т. п.

Дорогая мебель и оборудование

большое фойе, рестораны

Гостиница - апартамент

Небольшая

до средних

размеров,

100-400 номеров

Средний уровень.

Используется в качестве временного жилья

Цена в зависимости от сроков размещения

Коммерсанты и семейные туристы, временные проживающие

Аналогично

полностью

меблирован-ной квартире

Мотель

Средних размеров 150-400 номеров

Средний уровень при меньшем количестве персонала

Средняя по

размерам между гостиницей и мотелем

экономического класса цена за размещение

Аналогично гостинице.

но с акцентом на  познавательный

автотуризм

Аналогично

гостинице, но дешевле, фойе меньших размеров,

кафетерий, столовая

Гостиница экономического класса

Небольших размеров

10-150

номеров

Ограниченный уровень, ограниченное число персонала

Невысокая цена размещения, что создает интерес для клиентов

Ночующие маршрутные автотуристы

Простое и быстрое обслуживание, фойе и пищеблока нет

Частная

гостиница (ночлег и завтрак)

Небольших размеров

10-150 номеров

Завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке.

Цены среднего уровня включают

закуски и завтрак

Коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к большему домашнему уюту.

Уют, обилие зелени, декорирование специально для данного рынка

Курортная гостиница

100-500 номеров (возможны

значительные различия)

Полный набор услуг, в большем, чем гостиница, ассортименте ввиду отдаленности.

Цена выше среднего частично из-за расположения широкого набора услуг и удобств. Возможна

комплексная цена.

Одиночный и семейный отдых, групповые мероприятия: симпозиумы, конгрессы и т.п.

Большое количество спортивных сооружений, большое, привлекательное фойе, дорогие рестораны, номера типа «апартамент»

Гостиница

типа

кондоминиум / таймшер

50-250 номеров (возможны

значительные различия). Встречаются

отдельные

строения по

4-5 номеров

Аналогично курортам, коллективное управление и другие услуги

Квартиры проданы индивидуальным владельца, проживающим или сдающим в аренду. Цены курортные.

Владельцы -

индивидуалы

с целью вложения средств и Владения помещением для отдыха.

Арендаторы - с целью получения помещения •для отдыха.

Спортивные сооружения аналогично курорту, меньшее по размеру фойе, ресторан, помещения для собраний, номера типа «апартамент»

Домовладение, принадлежащее организациям

Крупнее, обычный порядок распределения по номерам отсутствуют

Ограниченно,

преимущественно самообслуживание

Комплексная цена включает питание.

Широкий спектр.

Удобства и невысокая цена

Близко по характеру к традиционным комфортабельным кварталам.

         Современные гостиницы различаются по назначению, вместимости, этажности, типу конструкций, уровню комфорта, режиму эксплуатации (круглогодичные, сезонные), месту расположения (город, курорт и т. д.), их функциональному назначению, обеспеченности питанием, продолжительности проживания в них, уровню цен. Все эти факторы учитываются при проектировании и влияют на состав помещений гостиницы, архитектурно-планировочную структуру здания и пр. Основные признаки, характеризующие гостиницы: вместимость, этажность, назначение и уровень комфорта[5].

         Современная гостиница большой вместимости и высокого уровня комфорта стала сложным комплексным организмом, в состав которого входит значительное число помещений разно­го функционального назначения: жилые, помещения приема и обслуживания, общественного питания (с развитым соста­вом производственных помещений и сложным технологичес­ким оборудованием), культурно-массового назначения, быто­вого обслуживания, административное, развитой состав слу­жебных, хозяйственных, подсобных, технических помещений и др. В состав современных гостиниц все чаще включают так­же помещения для деловых контактов (конференц-залы или залы многофункционального использования), киноконцертные залы, бальные залы, отделения банка, бассейны, сауны, спорт­залы, кегельбаны, помещения для организации выставок, пред­приятия торговли, гаражи и прочее.

         Обычно различные помещения гостиниц группируют по функциональным признакам, позволяющим организовать между ними четкие технологические взаимосвязи, отвеча­ющие санитарно-гигиеническим и противопожарным требо­ваниям, способствующие удобству эксплуатации гостиницы, а также повышающие комфорт проживания в ней. Сложность организации правильной взаимосвязи различных помеще­ний состоит еще и в том, что проживающие в гостинице не должны видеть повседневную работу сложного комплексного организма, а должны только пользоваться результатами этой работы.

         Чем выше уровень комфорта гостиницы и больше вмести­мость, тем больше различных помещений входит в ее состав и тем более сложную функциональную структуру она имеет.

         В мировой практике проектирования и строительства гос­тиниц функциональные схемы их организации весьма разно­образны, однако все они строятся с учетом сложных техноло­гических процессов, протекающих в гостиницах, соблюдение которых необходимо для четкой работы гостиничного предпри­ятия. Вместе с тем принципы внутренней организации имеют много общего, так как основные группы помещений в них при­мерно одинаковые. Поэтому оказалось возможным разработать принципиальные схемы функциональной организации гости­ниц разной вместимости.

3. Мировые гостиничные цепи

         Большинство гостиниц, особенно в Западной Европе и Северной Америке, входит в одну из гостиничных цепей. Под гостиничной цепью подразумевается группа гостиниц (самое малое два, а самое большое — тысячи), осуществляющая коллективный бизнес и находящаяся под непосредственным контролем руководства цепью. Преимущества от любой прибыли получает руководство цепи, но оно же несет и всю ответственность за операционные потери. Формирование гостиничных цепей способствует продвижению на рынок гостиничных услуг (не только местный, региональный, но и мировой) высокие стандарты обслуживания клиентуры. Самое большое количество гостиничных цепей принадлежат США и всем им свойственны разные классы обслуживания (таблица 2)[6].

Таблица 2

Крупнейшие гостиничные цепи мира

Названия

Количество гостиничных предприятий

Номерной фонд

Холидей Иннз

1755

303578

Бэст Уэстерн

2761

207299

Шератон

418

107966

Рамада Иннз

635

94000

Аккор

800

82000

Френдшип Иннз

1080

78500

Хилтон Корпорейшн

203

71804

Транс Хауз-Форте

810

72299

Федерасьон Насьональ

4345

71711

Клаб Медитерране

243

61200

Новотель

283

35214

Супернэшнл

370

70000

Голден Тюлип

350

55000

Флэг Иннз

652

5000

Эс Эрн Эс Хотелз

159

43900

         Гостиницы в определенную гостиничную цепь могут входить как полноправные члены, ассоциированные члены, осуществляющие свою деятельность на основе договора франшизы, или могут заключать договоры на управление с одной из корпораций.

         Система владения отдыхом получила развитие в 90 странах мира, а таймшер-владельцы живут в 174-х странах. Во всем мире их сегодня около 4 млн. семей (более 12 млн. человек).

         Таймшер — форма собственности на недвижимость, кото­рой можно пользоваться только ограниченное время, например, один месяц в год. Обычно относится к собственности на виллу, коттедж, апартаменты в отелях и т. п. за рубежом.

         В США, где таймшер — явление массовое, в период с 1978 по 1998 годы объем продаж вырос с 300 млн. долларов до 3 млрд., а число таймшер-владельцев за этот же период в США возросло с 100 тыс. до 1,9 млн. человек. Количество курортов увеличилось в девять раз, от 500 клубов в 1,980 году до 4,6 тыс. клубов в 1998.

         Ежегодный объем таймшерных продаж увеличивается и в Европе, имеющей самую мощную покупательскую способность после Америки. При сохранении таких темпов ожидается, что к 2002 году объем продаж возрастет до 60 млрд. долларов США.

         Как показывают статистические данные, индустрия владения отдыхом крайне выгодна как для экономики государства вообще, так и для гостиничного хозяйства в частности: она привлекает деньги туристов сразу на много лет вперед.

         Важным моментом также является то, что таймшер-владельцы тратят на отдых примерно, на 20% денег больше, чем обычные туристы. Частично это происходит из-за их более высоких доходов, но также потому, что основная стоимость их отдыха уже оплачена.

         Эта способность тратить деньги приводит к прямым дохо­дам от отдыхающих по системе таймшер 6 млрд. долларов только в США. Учитывая налоги на собственность, другие налоги, косвенные расходы, расходы по маркетингу, в целом индустрия владения отдыхом ежегодно приносит экономике США более 8,5 млрд. долларов.

         Но приток в страну таких средств от иностранных таймшер-владельцев возможен только при наличии закона, который гарантирует защиту их прав в течение всего срока действия контракта на таймшер-владение.

         В России, по оценкам специалистов, существует большой потенциал для покупки таймшера. И хотя память от «презентаций», где наивных «владельцев своего отдыха» грабили средь бела дня, еще жива, основной период мошенничества уже, видимо, позади. Люди уже знают, что «клубный отдых» — это вполне цивилизованная, хорошо известная на Западе форма собственности.

Заключение

         Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.

         На промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.

         При анализе следует учитывать ряд факторов, прямо не связанных с туристической сферой, но без учета которой, невозможна объективная оценка показателей. К таким факторам относятся величина страны, численность населения и экономический потенциал страны.

         Крупнейшие гостиничные комплексы объединяются через автоматизированные системы управления и распределения гостиничного фонда в так называемые «цепи», что позволяет быстро и точно учитывать каждую индивидуальную сделку и  с минимальными затратами времени производить резервирование мест в гостиницах, на транспорте без задержки выдавать всю расчетную документацию и осуществлять платежи[7].

         Важной особенностью современного этапа развития международного туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристический бизнес транспортных, торговых, банковских, промышленных, страховых компаний. Транспортные компании предоставляют как отдельные виды услуг, так и самостоятельные разработанные туры на основе гостиничной базы. Такие фирмы организуют обслуживание на основе деловых отношений с гостиничными и другими предприятиями на обычных условиях туроператора. Торговые фирмы стали активно заниматься реализацией туристических услуг примерно с начала 70-х годов. Это относится, в основном, к крупным розничным концернам и к торгово-посылочным фирмам.

Список литературы

1.     Биржаков М.Б. Введение в туризм. — СПб., 2003.

2.     Биржаков М.Б.. Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. Изд. 2-е. — М. — СПб., 2003.

3.     Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

4.     Добрецов А.  Экспорт услуг  и международный туризм. // Экономика и жизнь. -  1995. -  №42.

5.     Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 2002.

6.     Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М., 1996.

7.     Шубаева В.Г. Практикум по маркетингу туризма. - СПб.: Изд-во СПб. ГУЭФ, 2002.


[1] Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М., 1996.

[2] Шубаева В.Г. Практикум по маркетингу туризма. - СПб.: Изд-во СПб. ГУЭФ, 2002.

[3] Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 2002.

[4] Биржаков М.Б. Введение в туризм. — СПб., 2003.

[5] Биржаков М.Б.. Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. Изд. 2-е. — М. — СПб., 2003.

[6] Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

[7] Добрецов А.  Экспорт услуг  и международный туризм. // Экономика и жизнь. -  1995. -  №42.