Содержание
Введение. 3
1. Современное состояние рынка гостиничных услуг. 4
2. Типы современных гостиниц. 8
3. Мировые гостиничные цепи. 12
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов[1]. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики. Сегодня число компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкой другим туристическим фирмам готовые маршруты, и есть туристические агенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.
Цель данной работы – рассмотреть мировые стандарты гостеприимства.
Задачи:
- изучить современное состояние рынка гостиничных услуг;
- рассмотреть типы современных гостиниц;
- изучить мировые гостиничные цепи.
1. Современное состояние рынка гостиничных услуг
Особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является то, что многие организации и объекты этой инфраструктуры обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.
Большинство средств производства туристских услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристских фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88 — 95% общей стоимости средств производства[2].
Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является неравномерность (сезонность) функционирования в течение года.
Средства размещения — любые объекты, которые регулярно или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.
Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум; имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.
Объекты общественного питания — рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.
Классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха. Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.
На долю международных туристов приходится около трети мирового туристского рынка, большую часть которого составляет внутренний туризм. Именно на его развитие сделали ставку многие страны в процессе выхода из кризиса. Расходы населения мира на туризм в настоящее время, по данным ВТО и МВФ, оценивают в сумме около 550 млрд. долл. или по 90 долл. на душу населения, что образует около 8% мирового экспорта товаров и услуг.
Массовость туризма как внутреннего, так и иностранного вовлекает в него все больше любителей активного и спортивного отдыха. От городской жизни люди стремятся в экзотические уголки земли для общения с дикой природой. Экологический и охотничий туризм в мире за последние годы приносит около десятой части доходов туристского бизнеса. О масштабах этой сферы услуг в мире говорит такой факт: в обслуживании туристов занято свыше 100 млн. ее работников. Для многих стран туризм обеспечивает до 10% их годовых доходов.
Развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и т.д. Однако бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определенное сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при оптимизации развития этой сферы необходимы учет мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики. Словом, требуются осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма[3].
По расположению на территории определенной местности гостиницы делятся на:
- расположенные в городе (в центре, на окраине);
- расположенные в сельской местности (в том числе и высокогорной).
Вместимость гостиницы определяется числом постоянных спальных мест. Классификация гостиниц по вместимости в различных странах различно. Например, в Швейцарии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми, 100-200 мест — средними, более-200 мест — крупными; в Чехии до 120 мест — малыми, до 500 мест — средними, свыше 500 мест — большими; в США до 100 номеров — малыми, до-500 номеров — средними, свыше 500— крупными.
В нашей стране нет официальной классификации гостиниц по их емкости, в связи с чем предлагается их группировка: до 150 мест (не более 100 номеров) — гостиницы малой вместимости, от 150 до 400 мест (до 300 номеров) — средней вместимости, более 400 мест (свыше 300 номеров) — большой вместимости.
Мировой гостиничный номерной фонд в основном размещен в малых и средних гостиницах.
В последнее время в связи со значительным ростом туризма и экономическими предпосылками отмечается тенденция увеличения вместимости некоторых новых гостиниц.
Строительство гостиниц большой вместимости вызвано в первую очередь экономическими соображениями. При увеличении вместимости появляется целесообразность применения более мощного и современного технологического и инженерного оборудования, повышается отношение рабочей площади к общей, сокращается подсобная площадь, а также площадь коридоров, холлов, проходов по отношению к площади, предоставляемой непосредственно в распоряжение гостей, что приводит к сокращению удельных строительных затрат. Так, к примеру, архитекторы, занятые проектированием гостиниц, под считали, что в гостиницах одинакового комфорта при увеличении их вместимости в 3,3 раза (со 132 до 440 мест) строительные расходы на одно гостиничное место снижаются примерно на 27%, а увеличение числа номеров со 100 до 400 (т. е. в 4 раза) вызывает необходимость увеличения площади кухни только в 2 раза, а подсобных помещений всего на 50%. В больших гостиницах рациональнее используется труд обслуживающего персонала; сокращается в удельном отношении количество администрации, в том числе высокооплачиваемой; клиентам можно предоставить больший набор услуг при уменьшении затрат на них предприятия.
Вместе с тем отечественные и зарубежные специалисты в области строительства и эксплуатации гостиниц отмечают, что увеличение вместимости гостиниц целесообразно в. разумных пределах, после которых гостиницы становятся трудно управляемыми. Этим пределом в основном считают около 2000 мест. При большой вместимости обычно переходят на строительство гостиничных комплексов.
По уровню цен, устанавливаемых на основные платные услуги (предоставляемые в номерном фонде), гостиницы подразделяются на:
— бюджетные (25—35 долларов США);
— экономические (35-55 долларов США);
— средние (55-95 долларов США);
— первоклассные (95-195 долларов США);
— апарт-отели (65-125 долларов США);
— люкс-отели (125-525 долларов США).
По продолжительность, пребывания клиентуры различают гостиницы:
— для длительного пребывания клиентов;
— для кратковременного пребывания.
По продолжительности функционирования в течение года гостиницы подразделяются на:
— работающие круглогодично;
— работающие в сезон (летом, зимой).
По способу предоставления питания проживающим в гостиницах клиентам они делятся на:
— обеспечивающие полный пансион;
— предоставляющие только завтрак;
— не предлагающие питания (как правило, ввиду отсутствия собственного гастрономического производства, т. е. ресторана или иного предприятия)[4].
2. Типы современных гостиниц
Современное развитие гостиничного дела в мировой практике предлагает клиенту (потребителю гостиничных услуг) многовариантный гостиничный сервис в зависимости от цен, складывающихся на рынках этих услуг. Каждый год средства массовой информации сообщают многочисленной клиентуре о новых формах деятельности в данном виде сервиса.
Так, 100 лет назад существовало лишь 2 вида предприятий размещения:
- роскошные отели для представителей высших слоев общества;
- постоялые дворы для всех остальных.
Для тех, кто был вынужден проводить время в дороге, почти не было выбора. Сегодня потребитель гостиничного продукта имеет дело с большим разнообразием форм и видов предприятий размещения, от роскошных отелей и гостиниц экономического класса до мотелей и кемпингов. Каждый может найти для себя оптимальный вариант, по душе и по деньгам.
Рыночные отношения в российской экономике развиваются динамично, хотя и не такими стремительными темпами, как хотелось бы бизнесменам, занятым в гостиничном сервисе. Неоспоримо одно: постепенно стираются резкие различия в организации гостиничного дела в России и зарубежье. Гостиничные предприятия РФ повышают уровень сервиса, оснащенность номерного фонда, квалификацию обслуживающего персонала. Сфера гостиничных услуг стала приоритетной в российской экономике.
Большое разнообразие предприятий гостиничного сервиса, а также периодическое появление новых видов делает любую систематизацию типов и характеристик предприятий размещения весьма условной. В таблице 1 дана сравнительная характеристика 9-ти типов гостиничных предприятий по 7-ми различным категориям, являющимся типичными.
Таблица 1
Сравнительная характеристика
Тип |
Размеры |
Обслуживание |
Цена |
Потребитель |
Условия |
Отель-люкс |
От неболь-шого до среднего 100-400 номеров |
Высокое качество, хорошо обученный персонал для выполнения любых пожеланий гостей |
Очень высокая цена номера, включающая все возможные виды обслуживания |
Руководители корпораций, профессионалы, небольшие конференции на высоком уровне |
Элитарные, дорогая отделка помещений, рассчитанная на знатоков |
Гостиница - средний класс |
Крупная, от 400 до 2000 номеров |
Широкий набор услуг, персонал для всех видов услуг |
Общая цена размещения выше среднего, все удобства |
Предприниматели-индивидуалы, конференции и т. п. |
Дорогая мебель и оборудование большое фойе, рестораны |
Гостиница - апартамент |
Небольшая до средних размеров, 100-400 номеров |
Средний уровень. Используется в качестве временного жилья |
Цена в зависимости от сроков размещения |
Коммерсанты и семейные туристы, временные проживающие |
Аналогично полностью меблирован-ной квартире |
Мотель |
Средних размеров 150-400 номеров |
Средний уровень при меньшем количестве персонала |
Средняя по размерам между гостиницей и мотелем экономического класса цена за размещение |
Аналогично гостинице. но с акцентом на познавательный автотуризм |
Аналогично гостинице, но дешевле, фойе меньших размеров, кафетерий, столовая |
Гостиница экономического класса |
Небольших размеров 10-150 номеров |
Ограниченный уровень, ограниченное число персонала |
Невысокая цена размещения, что создает интерес для клиентов |
Ночующие маршрутные автотуристы |
Простое и быстрое обслуживание, фойе и пищеблока нет |
Частная гостиница (ночлег и завтрак) |
Небольших размеров 10-150 номеров |
Завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. |
Цены среднего уровня включают закуски и завтрак |
Коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к большему домашнему уюту. |
Уют, обилие зелени, декорирование специально для данного рынка |
Курортная гостиница |
100-500 номеров (возможны значительные различия) |
Полный набор услуг, в большем, чем гостиница, ассортименте ввиду отдаленности. |
Цена выше среднего частично из-за расположения широкого набора услуг и удобств. Возможна комплексная цена. |
Одиночный и семейный отдых, групповые мероприятия: симпозиумы, конгрессы и т.п. |
Большое количество спортивных сооружений, большое, привлекательное фойе, дорогие рестораны, номера типа «апартамент» |
Гостиница типа кондоминиум / таймшер |
50-250 номеров (возможны значительные различия). Встречаются отдельные строения по 4-5 номеров |
Аналогично курортам, коллективное управление и другие услуги |
Квартиры проданы индивидуальным владельца, проживающим или сдающим в аренду. Цены курортные. |
Владельцы - индивидуалы с целью вложения средств и Владения помещением для отдыха. Арендаторы - с целью получения помещения •для отдыха. |
Спортивные сооружения аналогично курорту, меньшее по размеру фойе, ресторан, помещения для собраний, номера типа «апартамент» |
Домовладение, принадлежащее организациям |
Крупнее, обычный порядок распределения по номерам отсутствуют |
Ограниченно, преимущественно самообслуживание |
Комплексная цена включает питание. |
Широкий спектр. Удобства и невысокая цена |
Близко по характеру к традиционным комфортабельным кварталам. |
Современные гостиницы различаются по назначению, вместимости, этажности, типу конструкций, уровню комфорта, режиму эксплуатации (круглогодичные, сезонные), месту расположения (город, курорт и т. д.), их функциональному назначению, обеспеченности питанием, продолжительности проживания в них, уровню цен. Все эти факторы учитываются при проектировании и влияют на состав помещений гостиницы, архитектурно-планировочную структуру здания и пр. Основные признаки, характеризующие гостиницы: вместимость, этажность, назначение и уровень комфорта[5].
Современная гостиница большой вместимости и высокого уровня комфорта стала сложным комплексным организмом, в состав которого входит значительное число помещений разного функционального назначения: жилые, помещения приема и обслуживания, общественного питания (с развитым составом производственных помещений и сложным технологическим оборудованием), культурно-массового назначения, бытового обслуживания, административное, развитой состав служебных, хозяйственных, подсобных, технических помещений и др. В состав современных гостиниц все чаще включают также помещения для деловых контактов (конференц-залы или залы многофункционального использования), киноконцертные залы, бальные залы, отделения банка, бассейны, сауны, спортзалы, кегельбаны, помещения для организации выставок, предприятия торговли, гаражи и прочее.
Обычно различные помещения гостиниц группируют по функциональным признакам, позволяющим организовать между ними четкие технологические взаимосвязи, отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, способствующие удобству эксплуатации гостиницы, а также повышающие комфорт проживания в ней. Сложность организации правильной взаимосвязи различных помещений состоит еще и в том, что проживающие в гостинице не должны видеть повседневную работу сложного комплексного организма, а должны только пользоваться результатами этой работы.
Чем выше уровень комфорта гостиницы и больше вместимость, тем больше различных помещений входит в ее состав и тем более сложную функциональную структуру она имеет.
В мировой практике проектирования и строительства гостиниц функциональные схемы их организации весьма разнообразны, однако все они строятся с учетом сложных технологических процессов, протекающих в гостиницах, соблюдение которых необходимо для четкой работы гостиничного предприятия. Вместе с тем принципы внутренней организации имеют много общего, так как основные группы помещений в них примерно одинаковые. Поэтому оказалось возможным разработать принципиальные схемы функциональной организации гостиниц разной вместимости.
3. Мировые гостиничные цепи
Большинство гостиниц, особенно в Западной Европе и Северной Америке, входит в одну из гостиничных цепей. Под гостиничной цепью подразумевается группа гостиниц (самое малое два, а самое большое — тысячи), осуществляющая коллективный бизнес и находящаяся под непосредственным контролем руководства цепью. Преимущества от любой прибыли получает руководство цепи, но оно же несет и всю ответственность за операционные потери. Формирование гостиничных цепей способствует продвижению на рынок гостиничных услуг (не только местный, региональный, но и мировой) высокие стандарты обслуживания клиентуры. Самое большое количество гостиничных цепей принадлежат США и всем им свойственны разные классы обслуживания (таблица 2)[6].
Таблица 2
Крупнейшие гостиничные цепи мира
Названия |
Количество гостиничных предприятий |
Номерной фонд |
Холидей Иннз |
1755 |
303578 |
Бэст Уэстерн |
2761 |
207299 |
Шератон |
418 |
107966 |
Рамада Иннз |
635 |
94000 |
Аккор |
800 |
82000 |
Френдшип Иннз |
1080 |
78500 |
Хилтон Корпорейшн |
203 |
71804 |
Транс Хауз-Форте |
810 |
72299 |
Федерасьон Насьональ |
4345 |
71711 |
Клаб Медитерране |
243 |
61200 |
Новотель |
283 |
35214 |
Супернэшнл |
370 |
70000 |
Голден Тюлип |
350 |
55000 |
Флэг Иннз |
652 |
5000 |
Эс Эрн Эс Хотелз |
159 |
43900 |
Гостиницы в определенную гостиничную цепь могут входить как полноправные члены, ассоциированные члены, осуществляющие свою деятельность на основе договора франшизы, или могут заключать договоры на управление с одной из корпораций.
Система владения отдыхом получила развитие в 90 странах мира, а таймшер-владельцы живут в 174-х странах. Во всем мире их сегодня около 4 млн. семей (более 12 млн. человек).
Таймшер — форма собственности на недвижимость, которой можно пользоваться только ограниченное время, например, один месяц в год. Обычно относится к собственности на виллу, коттедж, апартаменты в отелях и т. п. за рубежом.
В США, где таймшер — явление массовое, в период с 1978 по 1998 годы объем продаж вырос с 300 млн. долларов до 3 млрд., а число таймшер-владельцев за этот же период в США возросло с 100 тыс. до 1,9 млн. человек. Количество курортов увеличилось в девять раз, от 500 клубов в 1,980 году до 4,6 тыс. клубов в 1998.
Ежегодный объем таймшерных продаж увеличивается и в Европе, имеющей самую мощную покупательскую способность после Америки. При сохранении таких темпов ожидается, что к 2002 году объем продаж возрастет до 60 млрд. долларов США.
Как показывают статистические данные, индустрия владения отдыхом крайне выгодна как для экономики государства вообще, так и для гостиничного хозяйства в частности: она привлекает деньги туристов сразу на много лет вперед.
Важным моментом также является то, что таймшер-владельцы тратят на отдых примерно, на 20% денег больше, чем обычные туристы. Частично это происходит из-за их более высоких доходов, но также потому, что основная стоимость их отдыха уже оплачена.
Эта способность тратить деньги приводит к прямым доходам от отдыхающих по системе таймшер 6 млрд. долларов только в США. Учитывая налоги на собственность, другие налоги, косвенные расходы, расходы по маркетингу, в целом индустрия владения отдыхом ежегодно приносит экономике США более 8,5 млрд. долларов.
Но приток в страну таких средств от иностранных таймшер-владельцев возможен только при наличии закона, который гарантирует защиту их прав в течение всего срока действия контракта на таймшер-владение.
В России, по оценкам специалистов, существует большой потенциал для покупки таймшера. И хотя память от «презентаций», где наивных «владельцев своего отдыха» грабили средь бела дня, еще жива, основной период мошенничества уже, видимо, позади. Люди уже знают, что «клубный отдых» — это вполне цивилизованная, хорошо известная на Западе форма собственности.
Заключение
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
На промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.
При анализе следует учитывать ряд факторов, прямо не связанных с туристической сферой, но без учета которой, невозможна объективная оценка показателей. К таким факторам относятся величина страны, численность населения и экономический потенциал страны.
Крупнейшие гостиничные комплексы объединяются через автоматизированные системы управления и распределения гостиничного фонда в так называемые «цепи», что позволяет быстро и точно учитывать каждую индивидуальную сделку и с минимальными затратами времени производить резервирование мест в гостиницах, на транспорте без задержки выдавать всю расчетную документацию и осуществлять платежи[7].
Важной особенностью современного этапа развития международного туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристический бизнес транспортных, торговых, банковских, промышленных, страховых компаний. Транспортные компании предоставляют как отдельные виды услуг, так и самостоятельные разработанные туры на основе гостиничной базы. Такие фирмы организуют обслуживание на основе деловых отношений с гостиничными и другими предприятиями на обычных условиях туроператора. Торговые фирмы стали активно заниматься реализацией туристических услуг примерно с начала 70-х годов. Это относится, в основном, к крупным розничным концернам и к торгово-посылочным фирмам.
Список литературы
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. — СПб., 2003.
2. Биржаков М.Б.. Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. Изд. 2-е. — М. — СПб., 2003.
3. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь. - 1995. - №42.
5. Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 2002.
6. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М., 1996.
7. Шубаева В.Г. Практикум по маркетингу туризма. - СПб.: Изд-во СПб. ГУЭФ, 2002.
[1] Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - М., 1996.
[2] Шубаева В.Г. Практикум по маркетингу туризма. - СПб.: Изд-во СПб. ГУЭФ, 2002.
[3] Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 2002.
[4] Биржаков М.Б. Введение в туризм. — СПб., 2003.
[5] Биржаков М.Б.. Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. Изд. 2-е. — М. — СПб., 2003.
[6] Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
[7] Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь. - 1995. - №42.