ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Экономическая сущность прибыли, ее виды и роль
Прибыль – это многозначный термин. Примерно пятьдесят лет назад американский экономист Ф. Найт, выдающийся исследователь данной проблемы, в своей энциклопедической статье сделал следующее высказывание: «Возможно, не один экономический термин или понятие не используется в таком невообразимом количестве общеупотребительных значений, как прибыль» [10, с.42]. Это высказывание не потеряло своей актуальности и сегодня.
Первой попыткой объяснения источника прибыли была теория меркантилистов XVI-XVII вв., которые утверждали, что прибыль возникает во внешней торговле в результате того, что люди продают товары за границей по более высоким ценам, чем они их купили.
А. Смит и Д. Риккардо увидели источник прибыли в производстве. Смит указывал на то, что «стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая – на оплату прибыли их предпринимателя» [32, с.135]. Таким образом, прибыль рассматривалась как вычет предпринимателя из продукта труда наемных рабочих. Риккардо сформулировал закон, согласно которому величины заработной платы и прибыли находятся в обратном отношении друг к другу. Он писал: «…Прибыль будет высока или низка в соответствии с тем, низка или высока заработная плата» [29, с.271].
Марксисты считают источником прибыли неоплаченный труд наемных рабочих. С точки зрения марксизма, прибыль «представляет собой лишь вторичную, производную и трансформированную форму прибавочной стоимости, буржуазную форму, в которой стерлись следы ее происхождения» [37, с.134]. По мнению К. Маркса, эта объективно обусловленная форма искажает сущность капиталистических отношений, маскируя истинный источник прибыли – неоплаченный труд наемных рабочих.
Ряд исследователей рассматривают прибыль как сочетание различных элементов: вознаграждения за труд, доходов от инвестиций, платы за предоставление факторов производства, ренты от использования природных ресурсов или земли и т.д. То есть многое из того, что называется прибылью, на самом деле есть процент, рента, заработная плата, или доходы от факторов производства.
В теориях риска прибыль определяется как плата за риск и неопределенность в условиях несовершенной рыночной структуры.
Трактовка прибыли как дохода новатора связана с концепцией прибыли как монополистического дохода, поскольку нововведения делают предпринимателя-новатора своего рода временным монополистом.
Талант предпринимателя тоже делает прибыль. Получение прибыли можно объяснить природой субъекта, его особым даром предвидения, умением ориентироваться в неопределенной ситуации. К.С. Макконнелл специально подчеркивает, что прибыль представляет собой доход особого производственного фактора – предпринимательских способностей, предпринимательского таланта [35, с.54].
Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики [12, с.54]:
1. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности.
2. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха.
3. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса..
4. Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных за-трат на осуществление этой деятельности.
5. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.
С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, ха-рактеризующий его вознаграждение за риск осуществле-ния предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.
Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые ею функции. Он выступает как:
- главная цель предпринимательской деятельности и фактор повышения материальной заинтересованности работников;
- мера эффективности торгово-хозяйственной деятельности;
- источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости;
- источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов [36, с.126].
То есть наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы самого предприятия, его работников, собственников и государства [38, с.596].
Изначально различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль определяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки – это издержки, принимающие форму прямых платежей. Иначе их называют явными издержками.
Сумма явных и имплицитных издержек составляет содержание совокупных (или экономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовой доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, «экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию)» [40, с.171].
Десятки определений прибыли требуют определенной систематизации используемых терминов. Такая систематизация, проведенная лишь по наиболее важным классификационным признакам, приведена в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Систематизация видов прибыли предприятия по основным классификационным признакам
Признаки классификации |
Виды прибыли по соответствующим признакам классификации |
1 |
2 |
1. Источники формирования прибыли, используемые в ее учете |
1. Прибыль от реализации продукции 2. Прибыль от прочей операционной деятельности 3. Прибыль от внереализационных операций |
2. Источники формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия |
1. Прибыль от текущей (основной) деятельности 2. Прибыль от инвестиционной деятельности 3. Прибыль от финансовой деятельности |
3. Состав элементов, формирующих прибыль |
1. Маржинальная 2. Балансовая или валовая 3. Чистая |
4. Характер налогообложения прибыли |
1. Налогооблагаемая 2. Льготируемая |
5. Характер инфляционной «очистки» прибыли |
1. Номинальная 2. Реальная |
6. Рассматриваемый период формирования прибыли |
1. Прибыль предшествующего периода 2. Прибыль отчетного года 3. Прибыль планового года (планируемая) |
7. Уровень доходности |
1. Минимальная 2. Нормальная 3. Максимальная |
8. Регулярность формирования прибыли |
1. Регулярно формируемая 2. Сезонная 3. Чрезвычайная |
Окончание табл. 2.1.
1 |
2 |
9. Характер использования прибыли |
1. Капитализированная (нераспределенная) 2. Потребленная (распределенная) |
10. Значение итогового результата хозяйствования |
1. Положительная прибыль 2. Отрицательная прибыль (убыток) |
Со структурой отдельных видов прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие "качество прибыли". В наиболее обобщенном виде оно характеризует структуру источников формирования прибыли по видам деятельности: операционной, инвестиционной, финансовой. В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Понятие «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить сопоставимый ее анализ в процессе сравнения с деятельностью других предприятий.
2.2. Система управления прибылью предприятия
2.2.1. Инструменты управления прибылью предприятия
Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии [44, с.20].
Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются [27, с.95]:
1. Интегрированность с общей системой управления предприятием.
2. Комплексный характер формирования управленческих решений.
3. Высокий динамизм управления.
4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений.
5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Исходя из главной цели можно сформулировать систему основных задач [17, с.126], направленных на реализацию главной цели управления прибылью.
1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре.
2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска.
3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли.
4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия.
5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия.
7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли.
Состав основных функций системы управления прибылью предприятия приведен на рис. 2.1 [18, с.176].
Рис. 2.1. Основные функции системы управления прибылью предприятия.
Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а с другой - различные его уровни.
Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:
1) управление формированием прибыли;
2) управление распределением и использованием прибыли.
Каждый из этих макрообъектов управления прибылью в свою очередь подразделяется на объекты более низкого порядка, образуя определенную иерархическую систему. Принципиальная схема такой многоуровневой функциональной системы объектов управления прибылью предприятия приведена на рис. 2.2 [28, с.211].
Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:
1. Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия.
2. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия.
3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
4. Система конкретных методов и приемов осуществления управления прибылью. К числу основных из них относят методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие.
Эффективный механизм управления прибылью предприятия позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления.
Рис. 2.2. Принципиальная схема многоуровневой функциональной системы управления прибылью предприятия
2.2.2. Анализ как элемент управления прибылью
Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа.
Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии [41, с.15].
Классификация основных форм анализа прибыли предприятия в зависимости от целей его проведения представлены на рис. 2.3.
Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динамике.
В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают несколько основных систем проведения анализа на предприятии [20, с.48], которые представлены на рис. 2.4.
Безусловно, лучше всего провести все формы анализа, и на этой основе выбрать оптимальные мероприятия по управлению прибыли. Но на это будет затрачено очень много времени и средств. На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль, в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия, объем и скорость товарооборота и другие. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения.
Рис. 2.3. Классификация основных форм анализа прибыли
Рис.2.4. Основные системы анализа прибыли, используемые на предприятии
2.2.3. Основные показатели оценки прибыли
Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами [42, с.5].
Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности организаций за определенный период.
В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности: 1) прибыльность; 2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение; 3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами; 4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.
Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.
Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Основные показатели рентабельности предприятия показаны на рис. 2.5 [42, с.70]. Некоторые из них уже были рассмотрены в
Рис. 2.5 Основные показатели рентабельности предприятия
предыдущей главе применительно к хозяйственной деятельности ООО «Весна».
Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли.
Определенные трудности представляет труднодоступность общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:
- сопоставления показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли;
- определения показателей за ряд лет;
- сопоставление фактических и плановых показателей;
- внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам);
- сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.
Рассчитав самые важные коэффициенты, менеджер с наибольшей скоростью и эффективностью может оценить финансовое положение предприятия и принять грамотное управленческое решение.
2.2.4. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации (рис. 2.6), которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
Рис. 2.6. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
К внешним факторам относятся природные условия, инфляция, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций, цены, устанавливаемые поставщиками товаров, емкость рынка, платежеспособный спрос и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияния на величину прибыли.
Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получение прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др. [39, с.132].
Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно (например, деловая репутация предприятия).
2.3. Специфика образования прибыли торгового предприятия
2.3.1. Процесс формирования и использования прибыли
С учетом последовательности торгово-хозяйственной деятельности, особенностей, формирования доходов и затрат процесс образования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом (рис. 2.7).
Основным источником получения торговым предприятием прибыли является валовой доход. Валовой доход от реализации товаров представляет собой сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг, определяемую как разницу между продажной ценой и покупной стоимостью товаров.
Валовой доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:
РЦ = СС + ПП + ТНП + НДС + ТН, (2.1)
где РЦ – розничная цена товара, р.;
СС – себестоимость производства товара, р.;
ПП – прибыль производственного предприятия, р;
Рис. 2.7. Схема формирования и использования прибыли торгового предприятия
ТНП – торговая надбавка посреднического предприятия, р.;
НДС – налог на добавленную стоимость, р.;
ТН – торговая надбавка розничного торгового предприятия, р.
Валовой доход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников (оптовая цена).
Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Структура торговой надбавки торгового предприятия
Прибыль от реализации товаров определяется по формуле:
ПР = ВД – НДС – ИО, (2.2)
где ПР – прибыль от реализации товаров, р.;
ВД – валовой доход от реализации товаров, р.;
НДС – налог на добавленную стоимость, р.;
ИО – издержки обращения, р.
Налог на добавленную стоимость по своей сути является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель. Это федеральный налог, его ставка и порядок начисления определяются на федеральном уровне.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:
ПФХД = ПР ± СДР, (2.3)
где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, р.;
ПР – прибыль от реализации, р.;
СДР – сальдо внереализационных и прочих операционных доходов и расходов, р.
Доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
а) доходы и расходы от обычных видов деятельности;
б) операционные доходы и расходы;
в) внереализационные доходы и расходы.
Доходы и расходы, отличные от доходов и расходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями и расходами. К прочим относятся также чрезвычайные доходы и расходы.
Внереализационные операции - это хозяйственные операции, в результате которых у предприятий образуются доходы или расходы, не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный показатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения в соответствии с положениями действующего законодательства.
Для целей налогообложения используют такое понятие как «вмененный доход». Вмененный доход представляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат [36, с.129-139].
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:
ЧП = ВП – НП, (2.3)
где ЧП – чистая прибыль предприятия, р.;
ВП – валовая прибыль, р.;
НП – налог на прибыль, р.
Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.
Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. 2.7.
Распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников.
2.3.2. Внутренние факторы, влияющие на прибыль торгового предприятия
Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, и среднего уровня издержек обращения, а также других доходов и расходов.
Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по формуле:
(2.5)
где DПТ – изменение прибыли, р.;
Т0 и Т1 – объем товарооборота в предшествующем и отчетном году соответственно, р.;
R0 – уровень рентабельности продаж в предшествующем году, % к обороту.
Влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется по формуле:
(2.6)
где DПУВД – изменение прибыли, р.;
УВД0 и УВД1 – уровень валового дохода в предшествующем и отчетном году соответственно, % к обороту.
Изменение уровня издержек обращения определяется по формуле:
(2.7)
где DПУИО – изменение прибыли, р.;
УИО0 и УИО1 – уровень издержек обращения в предшествующем и отчетном году соответственно, % к обороту.
Влияние прочих операционных и внереализационных доходов и расходов определяется по абсолютной величине отклонений данных отчетного года по сравнению с предыдущим годом.
Определяющее влияние на сумму прибыли оказывает валовой доход. Влияние изменения объема товарооборота на сумму валового дохода, рассчитывается по формуле:
(2.8)
где DПТ – изменение прибыли, р.;
УТН0 – средний уровень торговой надбавки в предшествующем году, %.
Для определения влияния на сумму валового дохода изменения среднего уровня торговых надбавок необходимо произвести расчет по следующей формуле:
(2.9)
где DПУТН – изменение прибыли, р.;
УТН1 – средний уровень торговой надбавки в отчетном году, % к обороту.
Анализ динамики прибыли и валового дохода, основных факторов, влияющих на их величину, следует дополнить анализом направлений использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Коэффициент капитализации прибыли, характеризующий ее долю, направляемую на производственное развитие предприятия, определяется по формуле:
(2.10)
где ККП – коэффициент капитализации прибыли;
ФН – сумма прибыли, направляемая в фонд накопления предприятия, тыс.р.
Коэффициент потребления прибыли:
(2.11)
где ККП – коэффициент капитализации прибыли;
ФП – сумма прибыли, направляемая в фонд потребления предприятия, тыс.р.;
ФСС – сумма прибыли, направляемая в фонд социальной сферы, тыс.р.
Коэффициент резервирования прибыли:
(2.12)
где КРФ – коэффициент капитализации прибыли;
РФ – сумма прибыли, направляемая в резервный фонд, тыс.р.
Для оценки эффективности использования прибыли, направляемой на потребление, могут быть использованы следующие коэффициенты:
(2.13)
где КВС – коэффициент выплаты прибыли собственникам предприятии;
ЧПС – сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия, тыс.р.;
(2.14)
где КУП – коэффициент участия персонала предприятия в прибыли;
ЧППЕР – сумма чистой прибыли, выплаченная персоналу предприятия, тыс.р
2.3.3. Влияние налогообложения на размер прибыли
В анализе налогового бремени применяются показатели, характеризующие уровни налоговых изъятий по отдельным видам налогов в отношении к соответствующим объектам налогообложения. В основе таких соотношений лежит классификация налогов и отчислений, уплачиваемых за счет: выручки, издержек производства и обращения, финансовых результатов до налогообложения прибыли, налога на прибыль.
Долю налогов, отчисляемых из выручки, в сумме выручки, или размер отчислений, приходящийся на единицу выручки от продаж, вычисляется по формуле:
(2.15)
где УНПТ – уровень налоговых платежей за счет выручки, %;
НПТ – сумма налогов, уплачиваемых за выручки, тыс.р.;
Т – сумма выручки, тыс.р.
Далее следует рассчитать отношение налогов, относимых на издержки обращения, что позволит определить долю расходов по налогам в составе издержек. К этой группе относят транспортный налог, земельный налог, а также единый социальный налог вместе со страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти налоги прямо или косвенно являются ценообразующими и уменьшают прибыль от продаж. Налоговое бремя в составе издержек можно выразить в виде формулы:
(2.16)
где УНПИО – уровень налоговых платежей за счет издержек обращения, %;
НПИО – сумма налогов, уплачиваемых за счет издержек, тыс.р.;
ИО – издержки обращения, тыс.р.
Налоги, уплачиваемые за счет финансовых результатов до налогообложения прибыли, соотносят с прибылью от продаж. В их числе – налог на имущество организации. Доля этих налогов в сумме прибыли после от продаж показывает, в какой мере они влияют на снижение общей прибыли после уменьшения прибыли от продаж на их величину.
(2.17)
где УНПФР’ – уровень налоговых платежей за счет финансовых результатов до налогообложения, %;
НПФР’ – сумма налогов, уплачиваемых за счет финансовых результатов до налогообложения, тыс.р.;
ПР’ – прибыль от продаж, тыс.р.
Отношение налога на прибыль к прибыли до налогообложения покажет долю данного налога в размере этой прибыли:
(2.18)
где УНПФР” – уровень налоговых платежей за счет финансовых результатов до налогообложения, %;
НПФР” – налог на прибыль, тыс.р.;
ПР” – прибыль до налогообложения из отчета (ф. №2), тыс.р.
Отношение налогов и отчислений, взимаемых после уплаты налога на прибыль к прибыли до налогообложения покажет величину таких налогов, приходящуюся на единицу этой прибыли. Бремя налогов после уплаты налога на прибыль выражается формулой:
(2.19)
где УНПЧП – уровень налоговых платежей, взимаемых после уплаты налога на прибыль, %;
НПЧП – сумма налоговых изъятий, взимаемых после уплаты налога прибыль, тыс.р.;
ПР” – прибыль до налогообложения из отчета (ф. №2), тыс.р.
2.3.4. Влияние операционного левереджа на величину прибыли
Решая задачу максимизации темпов роста прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов возрастает прибыль. В практических расчетах для этого используют понятие «операционный рычаг» или «левередж». Его также называют производственным, хозяйственным рычагом. Использование левереджа в анализе позволяет прогнозировать изменение прибыли в зависимости от изменения объема продаж при заданном уровне постоянных затрат. Сила воздействия операционного рычага находится по формуле:
(2.20)
где СОР – сила воздействия операционного левереджа (рычага), единиц;
ВМ – маржинальный доход (валовая маржа), р.;
ПР – прибыль от продаж, р.
Для определения влияния товарооборота на изменения прибыли в отчетном периоде в сравнении с базисным под воздействием операционного рычага используют следующую формулу:
(2.21)
где DПР – изменение прибыли от продаж под воздействием операционного рычага, %;
D%Т – темп прироста товарооборота, %;
СОР 0 – сила воздействия операционного рычага, рассчитанная по данным базисного года, единиц.
Для определения степени чувствительности прибыли к изменению объема товарооборота рассчитывается уровень операционного левереджа по формуле:
(2.22)
или
(2.23)
где УОР – уровень операционного левереджа (рычага), единиц;
D%ПР – темп прироста прибыли от продаж, %;
D%ТС – темп прироста объема товарооборота в стоимостном выражении, %;
D%Тн – темп прироста объема товарооборота в натуральном выражении, %.
Для определения влияния уровня операционного рычага на изменение прибыли в отчетном периоде в сравнении с базисным используют следующую формулу:
(2.24)
где D%ПР – относительное изменение темпа прироста прибыли от продаж под воздействием операционного рычага, %;
D%Т – темп прироста товарооборота, %;
УОР 0 – уровень операционного рычага, рассчитанный по данным базисного года, единиц.
2.4. Планирование прибыли
Одним из инструментов управления прибыли является планирование. Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде [36, с.144]. План следует отличать от прогноза, так как прогноз является лишь частью планирования и нужен для получения той ориентированной на будущее информации, которая и делает возможным оценку альтернатив.
По признаку иерархии планирования различают три уровня:
1) стратегический (высший);
2) тактический (средний);
3) оперативный (низкий).
В процессе планирования формирования маржинальной, валовой и чистой прибыли торговой организации от реализации товаров используются различные методы. Система основных из этих методов приведена на рис. 2.9.
Рис. 2.9. Система основных методов планирования формирования прибыли торговой организации от реализации товаров
В зависимости от избранного метода расчетов, планирование формирования прибыли от реализации товаров может рассматриваться как завершающий или как начальный этап планирования всей операционной деятельности торговой организации.