Актуальность темы.

Российский банковский бизнес несколько лет назад достиг того момента развития, когда особенно необходимо развивать активные и пассивные операции с частными клиентами. В западных странах налоги, взимаемые с доходов граждан, являются главными наполнителями бюджетов, поскольку доходы и сбережения частных лиц гораздо выше остающейся в компаниях прибыли. Поэтому основными видами кредитования на Западе являются потребительское, ипотечное и кредитование по карточным счетам. Эти виды кредитования начинают развиваться и в России, хотя доходы российских граждан и иностранцев не сопоставимы. Поэтому банки начали активно рекламировать услуги физическим лицам, в т.ч. предоставление дебетовых и кредитных карт. (динамика эмиссии карт в РФ представлена на рис. 1 иллюстративного материала). Последние уже давно и активно используются при оплате многих видов услуг и для совершения покупок в торговых сетях. В западных странах на сегодняшний день более 90 процентов мелких  и средних сделок осуществляется за счет пластиковых карт. В России же более 80-90 процентов подобных сделок проводится за счет наличных средств, поскольку у нас в стране очень много таких магазинов и торговых точек, где установка терминалов на сегодняшний день нецелесообразна. К тому же высока доля теневого рынка. И если в западных странах более 90 процентов всей карточной эмиссии приходится на кредитные карты, которые провоцируют потребителей на потребление сверх собственных доходов, то в России более 90 процентов приходится на дебетовые карты, львиную долю которых составляют карты, выпущенные в рамках «зарплатных проектов». Таким образом, если раньше в день выдачи зарплаты толпы людей можно было увидеть у кассы предприятия, то сегодня – возле банкоматов.

Тем не менее, развитие рынка пластиковых карт в России будет повторять, скорее всего, западный опыт, т.е. со временем безналичные операции вытеснят наличные, и доходы от операций с пластиковыми картами будут иметь для банков большое значение.

Однако многие «карточные» проекты были неудачными, и компании-эмитенты были вынуждены продать свои технологии конкурентам, чьи «карточные» проекты окупились. И быть может по той причине, что международные карты обладают некоторыми преимуществами над картами региональных российских платежных систем, на данный момент платежные системы VISA International и MasterCard/EuroCard International занимают более 60 процентов рынка. (табл. 1 иллюстративного материала). Например, в конце 50-х годов два самых больших банка США «Чейз Манхэттэн Банк» и «Банк оф Америка» практически одновременно запустили свои карточные программы, и если первый в 1962г. продал ее из-за убыточности, то программа второго переросла во всемирно известную платежную систему VISA International.

Таким образом, «карточный» бизнес может оказаться и неудачным, если первоначальные затраты на развитие инфраструктуры, процессинговые и другие расходы будут несопоставимы с комиссионными и процентными доходами по картам. Поэтому данную тему дипломной работы, я считаю, можно считать актуальной на сегодняшний день.

Теоретические и методологические положения, на которых базируется выпускная квалификационная (дипломная) работа.

Методология оценки окупаемости «карточного» проекта в данной курсовой работе базировалась на сравнении прямых и косвенных доходов и расходов филиала банка от операций с пластиковыми картами и с учетом теории временной стоимости денег. Если быть кратким, то оценка окупаемости проекта сводилась к следующим пунктам:

1.)  расчет прямых процентных доходов по карточным счетам, т.е. за счет предоставления кредита по картам;

2.)  расчет всех видов комиссионных доходов от операций с пластиковыми картами, в т.ч.:

2.1.         полученная за выдачу денежной наличности по картам;

2.2.         за открытие и закрытие карточных счетов;

2.3.         за перерегистрацию счета;

2.4.         за ведение картсчетов;

2.5.         за годовое обслуживание картсчета;

2.6.         за обработку запросов по платежам, изменение (уточнение) реквизитов (условий) платежа, отмену (аннулирование) платежа, розыск платежа (сумм);

2.7.         комиссия, полученная за оплату за оплату товаров (работ, услуг) в предприятиях торговли и сервиса;

2.8.         за услуги юридическим лицам по выплате заработной платы по пластиковым картам;

2.9.         комиссия банка за срочное увеличение лимита расходования;

2.10.    доходы за экстренное предоставление карт;

3.    расчет процентных доходов от привлеченных дополнительных ресурсов в виде остатков по карточным счетам клиентов. Такие процентные доходы в общем виде равны произведению среднего остатка на разницу средней ставки размещения и привлечения средств и разнице единицы и доли средств, привлеченных от физических лиц, направляющихся в фонд обязательного резервирования. В практической части в качестве средней ставки привлечения средств была взята процентная ставка, начисляемая на остаток средств на карточных счетах по обычной группе клиентов, поскольку повышенная процентная ставка по льготной категории клиентов – пенсионерам – практически не применяется ввиду отсутствия таковых. В качестве средней процентной ставки размещения средств были выбраны 2 варианта альтернативной стоимости капитала: минимальная и максимальная.

Минимальная альтернативная стоимость капитала применялась исходя из того, что филиал банка стремится вкладывать временно свободные средства в виде остатков на карточных счетах в высоколиквидные активы. В качестве таковой была взята межбанковская процентная ставка MIBOR (объявленная ставка по размещению) – со сроком от двух до семи дней, поскольку размещение средств на больший срок ухудшает показатели ликвидности.

В качестве максимальной альтернативной стоимости капитала была использована средняя процентных ставок по потребительским кредитам (а также по предоставлению кредита по кредитным картам). Такой ссудной задолженности соответствует высокий кредитный риск.

Таким образом, применяя данные процентные ставки, автором были оценены максимальные и минимальные процентные доходы от размещения временно свободных денежных средств, находящихся на карточных счетах.

4)    расчет расходов, связанных со вступлением в платежные системы и др. первоначальные расходы, связанные с инвестициями в «карточную» инфраструктуру, в т.ч.:

4.1) расходы, связанные с установлением банкоматов, терминалов;

4.2) плата за программное обеспечение, подключение к каналам связи, сертификацию;

4.3) вступительные платежи в пользу платежной системы

5)    Непроцентные расходы, в т.ч.:

5.1) Резервы на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности по кредитам и овердрафтам по картам;

5.2) другие расходы;

6)    Текущие расходы, связанные с текущей операционной деятельностью банка в рамках «карточного» направления, такие как:

6.1) расходные материалы;

6.2) расходы на выпуск, эмбоссирование, экспресс-доставку карт;

6.3) заработная плата сотрудников, занимающихся сопровождением операций по пластиковым картам;

6.4) плата за процессинг и клиринг

7)    Процентные расходы, связанные с начислением на остатки по карточным счетам процентом по условиям вклада «до востребования».

Доходы и расходы филиала банка рассчитывались отдельно за каждый квартал, начиная с конца 2003г., когда был запущен «карточный» проект в филиале банка «УРАЛСИБ», и кончая 1 кв. 2006г. В качестве коэффициента дисконтирования в двух вариантах, в зависимости от величины альтернативной стоимости капитала, применялись либо ставка MIBOR на срок размещения от 2 до 7 дней, либо ставка по потребительскому кредитованию в филиале банка «УПАЛСИБ», поскольку карточное кредитование началось только в 2005г., а анализируемый период начинается в конце 2003г.

На основе полученных данных производится расчет чистой современной стоимости проекта в «ценах» начального периода проекта как разность первоначальных затрат и дисконтированных чистых денежных потоков или так называемых «кэш фло». Затем был рассчитан средний срок окупаемости как отношение дисконтированных первоначальных затрат к среднегодовому денежному потоку.

Также помимо собственно расчета окупаемости проекта в работе проводится анализ в следующих направлениях:

·        общая оценка эффективности проекта;

·        оценка косвенных результатов деятельности филиала банка «УРАЛСИБ» в рамках «карточного» проекта»;

·        оценка конкурентных позиций филиала банка на рынке пластиковых карт Удмуртии.

В рамках общей оценки эффективности проекта рассчитываются следующие величины и показатели на каждый квартал рассматриваемого периода:

·        общее количество действующих карт филиала банка;

·        количество пунктов выдачи наличных, банкоматов, электронных терминалов, импринтеров и Интернет-магазинов для каждого из типов операций:

     - для выдачи наличных денежных средств и;

     - для совершения операций в торгово-сервисной сети;

·        в рамках российской региональной платежной системы «ACCORD» и в рамках международных платежных систем рассчитываются отдельно следующие показатели:

         - среднемесячный остаток на карточных счетах;

         - среднемесячный кредитовый оборот (поступление) по карточным счетам;

         - процент оседания средств на карточные счета;

·        в рамках всей массы эмитированных карт рассчитывается:

         - структура эмитированных карт в разрезе платежных систем;

         - типы карт в разрезе платежных систем;

         - структура операций, совершенных за счет денежных средств клиента и за счет предоставленного банком кредита, в разрезе платежных систем и др. коэффициенты.

Данные показатели являются косвенными индикаторами состояния «карточного» бизнеса банка. Так, если растет общее количество карт, причем с темпами выше, чем у конкурентов, растет процент оседания средств, доля кредитных карт во всей карточной эмиссии, доля безналичных операций по оплате товаров и услуг в торгово-сервисной сети, то это говорит о положительных тенденциях развития пластиковых карт в банке. Если, наоборот, эти показатели отрицательные или имеют отрицательную динамику, то говорят об негативных тенденциях развития пластиковых карт в банке, которые могут быть связаны, например, с оттоком клиентов у банка, излишней ориентированностью банка на осуществление «зарплатных проектов», а не предоставления частным клиентам дебетовых и кредитных пластиковых карт и др.

Для оценки косвенных результатов автором был предложен расчет таких коэффициентов, как:

·        коэффициент отношения полученных процентных и непроцентных доходов к плановым процентным или, соответственно, непроцентным доходам;

·        доля планируемых процентных доходов по карточным счетам ко всей планируемой сумме процентных доходов;

·        динамика неиспользованных лимитов кредитования по карточным счетам.

Возможен расчет и многих других коэффициентов при доступе к соответствующей информации банка.

Для оценки конкурентных позиций филиала банка на рынке пластиковых карт Удмуртии автором работы было предложено сравнить филиал ОАО «УРАЛСИБ» с другими банками и филиалами в Удмуртской Республике по следующим позициям:

·        эмитентом и эквайером каких платежных систем является филиал банка и банки-конкуренты;

·        остатки на счетах 40817, отражающих средства на карточных счетах физических лиц в банках, и их динамику в краткосрочном периоде;

·        представить основные «торговые проекты» банков на территории Удмуртии;

·        тарифы по пластиковым картам местных платежных систем, использующихся, в основном, для реализации «зарплатных» проектов;

·        тарифы по международным картам платежных систем VISA International и MasterCard/Euro Card International по каждой категории карт, в т.ч. Electron/Cirrus Maestro, Classic/Mass, Gold;

·        тарифы по кредитным картам.

Результаты проведенного анализа изучаемой проблемы и конкретные предложения по ее решению.

Результаты расчета оценки окупаемости проекта с низкой и высокой альтернативной стоимостью капитала представлены в табл. 2 и 3 иллюстративного материала.

Из итоговых данных таблицы 2 иллюстративного материала видно, что внедрение пластиковых карт в филиале банка по состоянию на 1 квартал 2006г. не окупилось, однако при тех же темпах роста доходов, которые были продемонстрированы филиалом в 2006г., проект может окупиться через 3 – 4 года. Причем еще одним необходимым условием для окупаемости проекта является отсутствие дополнительных капитальных затрат, будь-то закупка и установка новых банкоматов, терминалов и т.д.

Средний срок окупаемости, рассчитываемый как отношение дисконтированных первоначальных затрат к среднегодовому денежному потоку, равен 5,95 (пяти целым девяносто пяти сотым):

Однако доходы в первые месяцы деятельности филиала банка не сравнимы с доходами, полученными в конце 2005 и начале 2006г., и неизвестно в дальнейшем какова динамика доходов. Поэтому более реалистичным сроком окупаемости проекта, на мой взгляд, является 6-7 лет.

Расчет окупаемости операций филиала банка с пластиковыми картами в том случае, если альтернативная стоимость капитала равна проуентной ставке по потребительскому кредитованию, представлен в табл. 3 иллюстративного материала.

Из приведенного расчета видно, что если в период с третьего квартала 2003г. по 1 кв. 2006г. филиал банка свободные денежные средства направлял на выдачу потребительских кредитов, то проект окупился уже в первом квартале 2006г., а на 1 апреля 2006г. чистый приведенный доход в «ценах» 3 кв. 2003г. составил 501,4 тыс. руб. Средний срок окупаемости, рассчитываемый как отношение дисконтированных первоначальных затрат к среднегодовому денежному потоку, равен 2,62 (двум целым шестидесяти двум сотым):

Таким образом, на окупаемость проекта кардинальным образом может повлиять доходность вложения остатков свободных средств на карточных счетов.

Следует заметить, что филиал банка, скорее всего, не вкладывал все средства только в относительно высоколиквидные активы, коими являются межбанковские кредиты на срок от 2 до 8 дней, или только в предоставление потребительских кредитов. Следовательно, реальный срок окупаемости проекта можно приблизительно оценить как нечто среднее между двумя крайними вариантами, т.е. срок окупаемости операций с пластиковыми картами можно принять равным 4,3 (четырем целым трем десятым года) г.

Общая оценка эффективности проекта

Динамика количества карт и пунктов обслуживания филиала банка представлена в табл. 4 иллюстративного материала.

Табл. 3.1. Динамика количества карт и пунктов обслуживания банка в 2004-2006 гг.

Показатель

1 апреля 2004г.

1 июля 2004г.

1 октября 2004г.

1 января 2005г.

1 апреля 2005г.

1 июля 2005г.

1 октября 2005.

1 января 2006г.

1 апреля 2006г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество действующих карточек

7036

9197

10447

11202

11787

12978

14590

15576

15021

2. Инфраструктура для выдачи наличных денег, в т.ч.:

2.1. Количество ПВН

3

12

13

13

14

15

17

18

18

2.2. Количество электронных терминалов

9

27

33

33

40

41

42

43

44

Окончание табл. 3.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.3. Количество банкоматов

1

10

12

13

13

13

13

13

13

2.4. Количество импринтеров

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3. Инфраструктура для совершения операций в торгово-сервисной сети, в т.ч.:

3.1. Количество ТСТ

6

86

83

90

93

98

103

102

120

3.2. Количество Интернет-магазинов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3.3. Количество банкоматов

0

4

5

6

6

9

9

13

13

3.4. Количество электронных терминалов

6

120

124

129

130

136

150

145

164

3.5. Количество импринтеров

0

0

0

0

0

0

0

0

0

По данным этой таблицы можно выявить следующие тенденции:

1)    темпы роста числа карточек из квартала в квартал постепенно уменьшаются. За первый квартал 2006г. наблюдается даже значительный спад числа действующих карт, который вызван снижением числа действующих карт платежной системы VISA International, причем количество клиентов, имеющих карты данной компании, выпущенных в филиале банка, практически не изменилось. Это снижение, на мой взгляд, связано как  с устоявшимся распределением крупных и средних предприятий по местным банкам и филиалам московских банков, осуществляющих «зарплатный проект», так и уходом некоторых предприятий-партнеров в другие банки. Дальнейшее привлечение клиентов, скорее всего, будет формироваться за счет предложения многофункциональных дебетовых и, прежде всего, кредитных карт;

2)    на данный момент банкоматы для клиентов филиала банка, в основном, для снятия наличных денег с карт, выданных для начисления на них заработной платы. Поэтому количество банкоматов и их расположение соответствует количеству и расположению предприятий, с которыми заключены договора об обслуживании их сотрудников по начислению заработной платы на карточные счета, поскольку за получение наличных денег в банкомате другого банка взимается дополнительная комиссия. Среди крупных предприятий – партнеров филиала банка можно выделить такие, как: ОАО «Удмуртторф», ОАО «Удмуртские коммунальные системы», ОАО «Ижевские тепловые сети», Ижевский машиностроительный лицей, Ижевский монтажный техникум» и др. В мировой практике сеть банкоматов считается достаточной развитой, если на один банкомат банка приходится 1000 – 1500 его действующих карточек. Филиал банка соответствует этому критерию;

3)    число торгово-сервисных точек, где установлены POS-теминалы, принимающие карты филиала банка, достигло 120. Это связано с тем, что в городе достаточно много мелких и средних торгово-сервисных точек, в которых оплата товаров по пластиковым картам не целесообразна или недооценивается со стороны собственников таких точек. Среди крупных партнеров филиала банка можно выделить сеть магазинов «Ижтрейдинг», ОАО «Удмуртнефтепродукт», ОАО «АСПЭК», ИП «Станкевич», «Оптима»;

4)    до сих пор отсутствует возможность осуществления покупок через Интернет – магазины. Это связано как с недостаточной развитостью рынка услуг через пластиковые карты, так и с повышенным риском мошенничества при осуществлении покупок через сеть Интернет;

5)    номинально банкоматы служат как для снятия денег, так и для осуществления покупок и оплаты услуг. Посредством банкоматов в ряде стран выдаются не только деньги, но и блоки почтовых марок, билеты и купоны для получения скидок [23]. Фактически в банкомате можно лишь произвести оплату за жилищно-коммунальные услуги, оплату сотовой связи, перевести денежные средства на благотворительные нужды и совершить ограниченное количество других переводов. В большинстве банкоматов, однако, нельзя внести деньги на счет, зачастую банкоматы могут принимать карты только одной из технологий: карты с магнитной полосой или карты со встроенным микрочипом, что ухудшает его сервис.

Характеристика динамики основных показателей операций банка с картами платежной системы «ACCORD» и картами международных платежных систем представлены в табл. 5 и 6 иллюстративного материала.

По данным табл. 3.2 можно констатировать, что среднемесячный остаток на среднестатистическом карточном счете платежной системы ««ACCORD»» увеличился за 2 года более чем в два раза. Рост этого показателя, на мой взгляд, был связан с привлечением стабильных в финансовом плане предприятий на обслуживания их сотрудников через карты филиала банка, с меньшей склонностью сотрудников предприятий-партнеров банка снимать все денежные средства с карточных счетов в первые же дни перечисления на них зарплаты, с увеличением числа дебетовых и карт частных лиц. Необходимо отметить, что карты ««ACCORD»» выпускаются на 95 процентов в рамках каких-либо «зарплатных проектов». В будущем банковская система, как мне кажется, будет получать основной доход по пластиковым картам за счет процентов по предоставлению кредита и овердрафта по счету, а не за счет других доходов, в т.ч. размещения временно свободных кредитных средств, коими являются остатки на карточных счетах. К сожалению, четкой динамики в отношении среднемесячного поступления средств на одну среднестатистическую карту ««ACCORD»» проследить не удается: если в 2004г. наблюдался практически монотонный рост среднего поступления на карточный счет с 2462,27 руб. до 5214,04 руб., то в 2005г. наблюдались как снижения, так и рост показателя, в результате чего в последнем квартале 2005г. этот показатель опустился до 3598,12 руб. В первом квартале также наблюдалось падение этого показателя. Сходную ситуацию можно видеть и по таким показателям как среднемесячный расход средств с карточного счета и процент оседания средств на карточном счете: в динамике последнего из показателей не прослеживается хоть сколько-нибудь понятная тенденция, а в динамике показателя среднемесячного расходования средств можно заметить снижения в течение трех кварталов.

Теперь представим динамику основных абсолютных показателей операций филиала банка с пластиковыми картам международных платежных систем, таких как VISA International и MasterCard International (табл. 3.3).

Если среднемесячный остаток на карточном счете международных платежных систем в первом квартале 2004г. не достигал и 100 руб., то в начале 2006г. он превысил аналогичный показатель карты платежной системы ««ACCORD»». Это связано как с внедрением международных карт в новые «зарплатные проект», так и с началом выдачей дебетовых и, в особенности, кредитных карт. Также многие компании, перечисляющие зарплату своих сотрудников на карты ««ACCORD»», начинают переходить на международные карты. Международные пластиковые карты позволяют делать покупки и получать по ним наличные средства практически по всему миру, что будет способствовать в дальнейшем росту числа этих карт. В отличие от карт ««ACCORD»» среднемесячное поступление и расходование средств по международным картам постоянно росло, причем последнее с большими темпами. Это привело к снижению процента оседания средств на карточных счетах с 65,5 процентов во втором квартале 2004г. до 21,7 процента в четвертом квартале 2005г, что снижает доходы банка от размещения временно свободных средств. Однако при четком понимании доходов банка от размещения временно свободных денежных средств на карточных счетах необходимо отметить, что при выдаче кредита по карточному счету счет ссудной задолженности клиента корреспондирует по дебету со счетом, отражающим средства на карточном счете клиента, который корреспондирует по кредиту. Таким образом, при выдаче кредита остатки на карточных счетах увеличиваются, но счет личных средств клиента или начисленной ему заработной платы, а за счет средств банка. Поэтому в дальнейшем при увеличении доли кредитных карт до уровня хотя бы 10 процентов данный факт следует учитывать, т.е. доход от размещения временно свободных средств на карточных счетах возможен только по дебетовым картам.

Снижение процента оседания средств, на мой взгляд, связано с ростом доли кредитных карт, основное предназначение которых – потребительское. Активность владельцев международных карт, выпущенных филиалом банка, заметно возрастет, когда решится вопрос о предоставлении скидок в торговой сети, принимающей международные карты, не менее тех, которые предложены по картам «ACCORD».

Определенную ясность в политике банка и особенностях использования пластиковых карт клиентами банка может дать анализ операций по пластиковым картам (табл. 6 иллюстративного материала).

По данным Приложения 6 можно сделать следующие выводы:

1)  доля карт «ACCORD» заметно сократилась практически со 100 до 60 процентов всех эмитированных карт. Постепенно общероссийская тенденция вытеснения региональных карт международными, на мой взгляд, будет поддержана и банком «УРАЛСИБ»;

2)  карты системы «ACCORD» могут быть только дебетовыми, предполагающими, тем не менее, предоставление овердрафта по счету. По картам платежных систем VISA и MasterCard доля кредитных карт непрерывно растет, но достигает пока только 9 и 7 процентов соответственно;

3)  операции по картам, производимые клиентами за счет их собственных средств, - проводятся более чем на 70 процентов по картам «ACCORD» и только на 30 процентов по международным картам, т.к. количество карт и остатки на счетах карт «ACCORD» пока заметно превышают количество международных карт и остатки на их счетах. Однако операции, производимые за счет предоставленного клиентам кредита или овердрафта, производятся в основном по международным картам. На данный момент чуть более 30 процентов таких операций осуществляются через карты «ACCORD», а остальные 70 процентов – через международные карты;

4)  по картам всех платежных систем операции по получению наличных занимают более 90 процентов, что подтверждает общероссийскую статистику и говорит о пассивности населения в отношении использования карт в качестве платежного средства, а также о том, что международные карты также в большей мере используются в рамках осуществления «зарплатного проекта», чем кредитования населения. Как подчеркивает обозреватель журнала «Эксперт» С. Белисс [11] функцию средства безналичного платежа пластиковые карты по-прежнему не выполняют, так как большинство держателей «пластика» в России сегодня – это так называемые «зарплатники», снимающие деньги с дебетовых карт через банкоматы;

5)  сумма одной среднестатистической операции по получению наличных в России с 2004г. по 2006г. постоянно росла и приблизилась 1800 руб. по картам системы VISA International и к 2500-2800 по картам систем MasterCard/EuroCard и «ACCORD». За рубежом используются только международные карты, причем сумма одной среднестатистической операции значительно выше и на конец 2005г. составляла от 13 до15,5 тыс. руб. в зависимости от вида платежной системы. В то же время операции по оплате товаров за рубежом значительно ниже операций по снятию средств со счета, что еще раз говорит о пассивности населения в использовании карт в качестве платежного инструмента;

6)  сумма среднестатистической операции по оплате товаров и услуг в России по картам «ACCORD» на конец 2005г. составляет всего 170,36, тогда как по картам международных систем сумма операции составляет от 1000 до 1500 руб. Данный факт можно объяснить и тем, что карты «ACCORD» задействованы практически только в рамках «зарплатных проектов», т.е. операции по таким картам будут направлены либо на получения всей зарплаты единовременно, либо на совершение мелких покупок в течение месяца. Международные же карты выпускаются и как кредитный продукт для совершения средних и крупных покупок. Если филиалу банка удастся предоставить по международным картам такие же скидки в торгово-сервисной сети, как и по картам «ACCORD», это может привлечь дополнительных клиентов, покупки по картам будут происходить чаще и сумма среднестатистической покупки может уменьшиться.

Пути решения проблем:

В будущем рынок пластиковых карт в России будет несомненно прогрессировать и, скорее всего, будет увеличиваться доля кредитных карт, уменьшаться доля дебетовых карт и в т.ч. «зарплатных» карт. Возможно, в будущем получить кредитную карту для добросовестных заемщиков будет также просто как в западных странах, поскольку кредитная история заемщика будет прозрачной и доступной для банков. Однако на сегодняшний момент в России доля карт, выпущенных в рамках «зарплатных проектов», достигает 80, 90 и более процентов карт в зависимости от региона, банка-эмитента и др. факторов. Крупные предприятия, в принципе, уже поделены на сферы влияния, однако некоторые из них переходят из банка в банк, дабы получить качественное комплексное и недорогое обслуживание. Поэтому при заключении договора с крупными и средними компаниями на открытие и ведение карточных счетов сотрудников данных предприятий необходимо проявлять большую гибкость в тарифах и условиях по иным видам обслуживания, таким, например, как кредитование. Т.е. к таким клиентам необходимо выработать индивидуальный подход, чтобы удержать и иметь возможность сотрудничать по другим направлениям.

Для привлечения новых средних и небольших предприятий на карточное обслуживание необходимо, на мой взгляд, принять ряд следующих мер:

- сделать возможным получение скидок в основных торговых сетях г. Ижевска и иных городов республики по международным пластиковым картам не менее тех, которые предлагают конкуренты. В среднем скидка колеблется от 2 до 5 процентов от суммы операции;

- снизить основные тарифы, такие как, стоимость открытия карточного счета, стоимость приостановки действий по карте, по категориям карт, которые являются наиболее востребованными в рамках реализации «зарплатных проектов», - картам Visa Electron и Maestro;

- предоставить возможность бесплатного получения наличных в любых банкоматах города для сотрудников предприятий-клиентов филиала банка;

- дифференцированно использовать в зависимости от величины предприятия-клиента наиболее важный тариф – комиссионное вознаграждение за перечисление средств на «зарплатные» карточные счета. Именно этот тариф приносит основной непроцентный доход филиалу банка от операций с пластиковыми картами. Он варьирует от 0,2 до 2 процентов от суммы перечисления и по договору с каждым предприятием он индивидуален, в следствие невозможно точно знать, какие условия предлагают банки – конкуренты. Поэтому с одной, с одной стороны, для крупных предприятий необходимо предлагать более низкие тарифы, чем для средних и мелких предприятий, а с другой стороны, по мере роста организаций – клиентов филиала банка, нужно постепенно снижать данный тариф;

- необходимо большие средства тратить на рекламу услуг банка для физических лиц. Именно бум потребительского и ипотечного кредитования дали толчок развитию рекламы банковских услуг, поскольку юридические лица при выборе обслуживающего банка, как правило, полагаются на собственную информацию и личные контакты, а не на рекламу, в отличие от физических лиц. Сравнительно выгодные тарифы по дебетовым картам категорий GOLD в большей степени и картам категорий Classic и Mass в меньшей степени, длительный льготный период по кредитным картам и сравнительно небольшая стоимость их выпуска в филиале банка практически не известны широкому кругу лиц. Из услуг, предлагаемых банком «УРАЛСИБ» физическим лицам, широко известно лишь ипотечное кредитование. Барьером перед расходами на рекламу может стать их окупаемость, поэтому стоит следовать примеру Удмуртского Отделения СБ РФ, т.е. размещать буклеты, стенды и иной рекламный материал непосредственно в торговых сетях, где принимают в качестве платежного инструменты пластиковые карты, предварительно договорившись с руководителями самих торговых магазинов;

- объединенная сеть пяти интегрированных банков имеет филиалы на большей территории России, что удобно для держателей карт банка. Однако отсутствие возможности для частных клиентов бесплатного снятия денег с карточного счета в банкоматах филиала банка, выпустившего карту, и еще большая комиссия при снятии в банкоматах другого филиала банка «УРАЛСИБ» на территории России ухудшает его конкурентные позиции, поскольку по правилам Сберегательного банка РФ карта, выпущенная одним из его отделений, позволяет снимать наличные средства бесплатно в любом банкомате данного региона, и сеть удмуртских банков, являющихся участниками местных платежных систем, таких, как «Ижкард», также предлагает бесплатное снятие средств с карточных счетов этих платежных систем во многих банкоматах республики. И поскольку операции по снятию наличных средств с карточных счетов составляют подавляющую часть операций по карте, снижение данного тарифа, на мой взгляд, необходимо;

- увеличить процентные доходы по операциям с пластиковыми картами за счет более активного предложения кредитных карт. Процентные доходы по пластиковым картам сделали достаточно резкий скачок в 4 квартале 2005г. и росли с еще большими темпами в 1 квартале 2006г. Однако доля филиала банка на рынке пластиковых карт в Удмуртии незначительна, и он уступает в регионе, как минимум, четырем кредитным организациям. Поэтому нужно активно предлагать кредитные карточные продукты клиентам банка и сотрудникам предприятий – клиентов банка, предложить более низкую процентную ставку, нежели 22 процента годовых, для тех, кот уже имеет положительную кредитную историю в банке. Также необходимо донести до потенциальных клиентов преимущества карточного кредитования перед потребительским в удобстве оформления документов, пользовании лимитом кредитования и погашении задолженности, поскольку в области потребительского кредитования, за которым настоящее и будущее активных банковских операций, позиции банка слабы;

- необходимо предлагать карты юридическим лицам. Корпоративные карты удобны для тех компаний, чьи сотрудники часто получают средства в подотчет. Кандидат экономических наук А.М. Выжитович подчеркивает [20], что при использовании корпоративных карт, например, исключительно для снятия наличных средств, экономия возникает, когда размер комиссии на выдачу наличных в касссу предприятия выше комиссии на выдачу наличных держателю карты. Также они удобны для директоров и ключевых сотрудников компаний, которым доверяется определенные суммы. В филиале банка на сегодняшний день не выдано ни одной корпоративной карты;

- необходимо внедрить и предлагать потенциальным держателям и уже состоявшимся клиентам, использующим международные карты, дополнительные смежные услуги, которые уже предлагаются Внешторгбанком и Сбербанком, в т.ч.:

1.)  услуги «мобильного банка», позволяющие управлять карточным счетом через связь сотового оператора;

2.)  страховые услуги медицинских и иных непредвиденных расходов держателей банковских карт во время поездок за пределы стран СНГ;

3.)  приобретение членства в Международной программе скидок «Countdown»;

4.)  приобретение членства в Международной Ассоциации Пассажиров Авиалиний IAPA;

5.)  специальную программу по предоставлению скидок компанией HERTZ держателям международных банковских кар;

6.)  услуги дистанционного банковского обслуживания.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

В данной дипломной работе был проведен анализ на основе далеко не всей информации, которая могла бы помочь в оценке эффективности карточного проекта. Так, неизвестными являются некоторые ключевые тарифы банков-конкурентов, некоторые виды доходов и расходов, такие, например, как процентные доходы от вложения свободных средств на карточных счетах, доходы и расходы, по эксплуатации и аренде терминалов, находящихся в собственности филиала банка, и эксплуатируемые в торговых точках республики.

Тем не менее, в работе был рассчитан период окупаемости конкретного «карточного» проекта, который мог бы стать намного эффективнее, на мой взгляд, при принятии мер, предложенных автором. Стоит отметить, что, в целом, позиции филиала банка «УРАЛСИБ» в Удмуртской Республике пока намного слабее позиций, которые занимал несколько лет назад банк «Евразия», большая часть активов которого была переведена в банк «УРАЛСИБ». Причиной данной ситуации, во многом, является неверная тарифная политика банка, заключающаяся в излишнем завышении тарифов и не столько по операциям с пластиковыми картами, сколько по иным видам операций, таким, как: тарифы по расчетно-кассовому обслуживанию организаций и индивидуальных предпринимателей, процентные ставки по вкладам и др. тарифы. Негативным моментом в политике банка является также не соблюдение индивидуального подхода к крупным региональным клиентам, удержание которых сегодня является залогом успешного развития в будущем.

Таким образом, эффективность «карточного» проекта в филиале банка «УРАЛСИБ» в г. Ижевске оставляет желать лучшего, и его дальнейшее развитие полностью зависит от политики Центрального офиса банка.