Общественное сознание – главный элемент духовной сферы общества.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия ……………………………………………………………………….5
2. Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции ….8
3. Каково отношение общественной психологии и идеологии в обществе…………………………………………………………………...12
Вывод …………………………………………………………………………14
Список используемой литературы ………………………………………….15
Введение.
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным.
Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.
Французские материалисты XVIII века обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике и другие.
В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).
К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.
Тема, общественное сознание, актуальна в настоящее время, так как ее роль в жизни общества с каждым годом повышается.
Цель данной работы - понять, что такое общественное сознание, выделить в структуре общественного сознания его стороны, раскрыть их сущность и значение.
Объект исследования – философия.
Предмет: общественное сознание – главный элемент духовной сферы общества.
1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия.
Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство [4, 719]. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.
Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира [5, 390].
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностями сознаний отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.
Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:
1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.
2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление [5, 391].
Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие. Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия. Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас. Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра. Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее [5, 392].
2. Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции.
В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни – обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология. К формам общественного сознания относятся: политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Относительно четкое разграничение форм общественного сознания прослеживаются на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становится на его обыденно-психологическом уровне.
Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности. Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей и находит свое отражение в науке и других формах сознания, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического познания. Это разграничение имеет и определенные психологические предпосылки, ибо, как показали уже давние исследования советского психолога Л.С. Выготского, в сознании ребенка понятия обыденного характера складываются по-иному, чем научные: «житейские» понятия образуются в повседневной жизнедеятельности ребенка, а научные понятия хотя и возникают на базе житейских, но для своего формирования требуют специального обучения, общения с учителем, причем для жизни человека в современном обществе необходимы как те, так и другие, ибо всегда возможно, что «научное понятие в житейской ситуации окажется также несостоятельно, как житейское понятие в научной ситуации» [1, 446].
В реальной жизни теоретическое и обыденное сознание тесно переплетаются, но для философского их анализа необходимо оба эти элемента сознания выделить и представить, так сказать, «в чистом виде». Теоретическое и обыденное сознание не могут заменить друг друга, но взаимно воздействуют друг на друга. Теоретическое сознание способно видоизменять, модифицировать, окультуривать обыденное сознание. Но в тоже время, как бы ни развивались теоретические знания, наука, в повседневной жизни людей обыденное сознание всегда будет необходимо. Выражением обыденного сознания является, например, «здравый смысл», с позиций которого можно рассматривать и обсуждать любые события социальной действительности и явления природы. Но далеко не всегда его выводы будут справедливыми, ибо его возможности ограничены эмпирическими обобщениями и метафизическими рамками.
Обыденное сознание есть низший по сравнению с теоретическим уровень сознания, но этим вовсе не принижает его значение, не отрицает его необходимость для повседневной жизни. Речь идет лишь о том, что если с позиции обыденного сознания, в котором отражается действительность на ее эмпирическом уровне, рассматриваются те вопросы, которые могут быть правильно только с научно-теоретических позиций, то в общественном сознании возникают иллюзии и заблуждения. Важно, чтобы общественная наука оставалась на теоретическом уровне, чтобы ее понятия не подменялись обыденными понятиями и представлениями, в ином случае она теряет свой научный статус [1, 447].
Критерий разграничения форм сознания носит комплексный характер. Поскольку не существует какого-то одного признака, по которому можно было бы отделить все формы сознания друг от друга, предстоит выявить несколько таких признаков, которые в совокупности, в комплексе могли бы послужить искомым критерием разграничения форм общественного сознания. Признаков всего четыре [1, 452].
Во-первых, формы общественного сознания отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, политическое сознание отражает отношение между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти. В религиозном сознании реальная зависимость человека от земных сил принимает форму зависимости от сил неземных, сверхъестественных, божественных.
Если же обратиться к таким формам знания, как наука и философия, то различить их по предмету отражения практически невозможно.
Во-вторых, формы общественного сознания различаются по формам отражения. Так, наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей, искусство – в форме художественных образов, в религии исходным являются церковные догматы, в морали – нравственные чувства и нормы, ценности, идеалы. Очевидно, что различия по формам отражения, и весьма существенные, имеются, но далеко не всегда можно провести здесь четкое различие. Например, в политическом сознании, как и в научном, существуют понятия и теории, хотя политическое сознание не всегда научно. По формам отражения трудно отличить философию и науку, моральное и правовое сознание.
В-третьих, формы общественного сознания различаются по особенностям своего развития, то что можно наглядно проследить на сопоставлении развитии науки и искусства. В науке осуществляется прогресс познания, и в этом состоит ее движение вперед.
В сфере искусства тоже может иметь место прогресс познания, но искусство заключает в себе особый тип знания, отличный от научного. Однако самое главное – для понимания развития искусства важны эстетические критерии, которые в науке такой существенной роли не играют. Следовательно, для понимания развития той или иной формы общественного сознания необходимо выявить ее особенности и выработать на основе этого специфический для этой формы сознания критерий развития.
В-четвертых, формы общественного сознания различаются также по выполняемым ими социальными функциями. Здесь на первый план выступают практические различия между ними. Именно различия функций прежде всего выявляют, своеобразие каждой формы общественного сознания. Например, наука имеет функции познавательную и практическую – как источник средств изменения природы, общества и самого человека; искусство выполняет познавательную, идеологическую (воспитательную) и эстетическую функции. Моральное сознание является основой формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям [1,453].
Социальные функции характеризуют место и роль каждой формы общественного сознания в жизни общества. По этому признаку, являющемуся как бы итоговым, все формы общественного сознания можно разделить на две большие группы. К первой относятся политическое сознание, право и мораль, которое связанны с регулированием человеческих отношений и поэтому выступают как формы духовно-практического освоения социальной действительности. Ко второй группе относятся наука, искусство и философия, которые в большей степени представляют собой именно формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительности, конечно, посредством общественных отношений и практической деятельности людей. Промежуточное место занимает религия, которая представляет и как форма мировоззрения и одновременно как регулятор человеческих отношений, особенно в тех обществах, где она представляет влиятельную силу, занимает доминирующее положение [1, 454].
Уровни и формы общественного сознания взаимно пересекаются. Формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникают друг в друга и влияют друг на друга. При этом как к самим формам, так и к их взаимодействию надо подходить исторически, поскольку для каждого исторического типа общественного сознания характерен и особый тип взаимодействия его форм. Например, в средние века, в эпоху феодализма, доминирующей формой общественного сознания в обществе была религия. Наука была развита очень слабо, а все другие формы сознания практически либо подчинялись религии, либо сами выступали религиозном облачении (мораль, искусство) [1, 455].
3. Каково отношение общественной психологии и идеологии в обществе.
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и так далее).
Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап. Нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер [3, 196].
Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» данного класса – его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.
Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределенно тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая – рациональным уровнем общественного сознания. Идеология проясняет то, что смутно охвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, сведению к минимуму других [3, 197].
В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания, до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано [3, 198].
Заключение.
Главным элементом духовной сферы является общественное сознание. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Понятие общественное сознание отличается от суммы индивидуальных сознаний. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества.
Общественное сознание делится на уровни и формы. Теоретическое сознание развивается научно, а обыденное в процессе повседневной практики людей. Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности.
Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
В конечном итоге общественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.
Список используемой литературы
1. Введение в философию: Учебное пособие / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989.
2. Основы философии: Учебник / Под ред. А.Г. Спиркина. – М.: Политиздат, 1988.
3. Социальная философия: Учебник / Под ред. С.Э. Крапивенского. – М.: 1996.
4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001.
5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лаврененко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.