Причины колебаний объемов реализации: в динамике выручки наблюдается сильная сезонность, которая связана с тем, что наибольший приток денег в данном бизнесе наблюдается в теплое время года и в праздничные месяцы (декабрь, март).
Таким образом, деятельность предпринимателя в целом можно охарактеризовать как стабильной.
Положительными моментами являются:
· увеличение объемов выручки от реализации товаров на протяжении анализируемого периода;
· положительный финансовый результат по итогам отчетного года;
· отсутствие задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами;
· отсутствие картотеки неоплаченных расчетных документов по расчетному счету, открытому в банке;
· хорошая деловая репутация.
Негативных тенденций в деятельности заемщика не выявлено. Однако, ряд финансовых показателей не соответствует норме.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что финансовое состояние данного клиента можно охарактеризовать как почти отличное.
3.3.3. Анализ обеспечения по кредиту
В качестве обеспечения кредита в залог предлагаются недвижимость нежилого фонда на общую сумму 7 056 000 рублей по рыночной стоимости.
и автомобиль рыночной стоимостью 850 000 рублей. Недвижимость является частной собственностью Сулеймановой М.С. и находиться в отличном состоянии, автомобиль принадлежит ее супругу. Источниками информации о стоимости залога являются заключения группы оценки и данные интернета. Т.к. за время пользования кредитом стоимость предложенного обеспечения будет изменяться необходимо брать дисконт от стоимости залога.
Таблица 3.3.1. Перечень имущества предлагаемого в залог
наименование имущества, г/в |
рыночная |
коэф. |
залоговая |
рыночная |
залоговая |
|
Недвижимость |
90% |
- доля в структуре |
5 553 |
|||
1 |
Магазин "Тет-а-Тет" |
5 221 |
0,80 |
4 177 |
5 221 |
4 177 |
2 |
Магазин |
1 835 |
0,75 |
1 376 |
1 835 |
1 376 |
Транспорт |
10% |
- доля в структуре |
595 |
|||
1 |
Автомобиль MITSUBISHI GRANDIS 2.4 7-SEATER, 2004 г.в., г/н: Р774РК18 |
850 |
0,70 |
595 |
850 |
595 |
Оборудование |
0% |
- доля в структуре |
0 |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
Домашнее имущество |
0% |
- доля в структуре |
0 |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
Товары в обороте |
0% |
- доля в структуре |
0 |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
7 906 |
6 148 |
7 906 |
6 148 |
||
обесп-ть |
103% |
обесп-ть |
103% |
Все оригиналы договоров по купле-продаже недвижимости представлены в банк. С выездом на место хранения автомобиля сотрудником банка проверено наличие автотранспорта и условия его хранения. В результате проверки установлено, что автомобили, предлагаемые в залог, находятся в исправном, работоспособном отличном состоянии, видимых повреждений не имеют.
Обременение в виде залога по автомобилю отсутствует: в банк представлен оригинал ПТС и копия свидетельства о регистрации автомобиля. Проведена сверка имущества, находящегося в залоге по действующим кредитным договорам с банками на основании приложений к договорам залога.
Можно сделать выводы о том, что обеспечение является рентабельным и ликвидным.
В ходе анализа кредитным инспектором составляется резюме заемщика. (Приложение 4).
По данному проделанному анализу можно сделать выводы:
· У предпринимателя хорошее финансовое состояние,
· По данному кредиту предоставлено отличное обеспечение,
· Несмотря на то, что деятельность носит сезонный характер, на общем положении дела это не отражается,
· Клиент производит впечатление целеустремленного и ответственного человека.
Кредитным инспектором совместно с Кредитным Комитетом принято решение о выдаче кредита в размере 4 500 000 рублей на 3 года под 19,5% годовых.
3.4. Основные направления совершенствования кредитования малого бизнеса
Необъективность анализа бизнеса заемщика по официальным финансовым показателям и заинтересованность в привлечении на кредитование представителей данного сектора экономики побуждает искать другие пути и методы оценки финансовой привлекательности потенциальных заемщиков. Что в данном случае выступает на передний план? Мнение кредитного работника о бизнесе заемщика. Именно кредитному работнику отводится первостепенная роль при принятии решения о кредитовании предпринимателя, так как зачастую только он в состоянии оценить и взвесить все риски, связанные с этим процессом. Целесообразным и актуальным на сегодня видится применение наряду с действующей методикой кредитования дополнительных мероприятий, связанных с выявлением истинного финансового положения заемщика и реальных рисков банка.
Основная масса предпринимателей в настоящее время занимается торговой деятельностью. Единственно реальный показатель, по которому можно принять решение о кредитовании - это, в первую очередь, величина товарных запасов и стоимость имущества предпринимателя, которые он готов подтвердить безо всяких проблем и ограничений. Оценить бизнес предпринимателя возможно только при непосредственном выезде к нему.
Трудность состоит в том, чтобы рассчитать более или менее реальный товарооборот и получаемую выручку предпринимателя. Для достижения данной цели, имея минимум информации, можно попытаться просчитать некоторые показатели. Например, срок оборачиваемости товарных запасов (отдельных товарных групп) можно определить исходя из анализа периодичности закупок. Для этого потребуются первичные документы: накладные, счета-фактуры, документы на оплату товара. Зная товарный запас предпринимателя, наценку на товар можно рассчитать среднедневную выручку.
В основном, предприниматели, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, предпочитают возобновляемые кредитные линии. На практике целесообразно устанавливать лимит кредитной линии, равный выручке предпринимателя за период, равный одному обороту товарных запасов.
Безусловно, большое значение при принятии решения имеет оборудование торговых мест (основные средства предпринимателя), меры, принимаемые предпринимателем для обеспечения сохранности своего имущества.
При кредитовании предпринимателей, занимающихся производством, анализ их платежеспособности имеет некоторые особенности. Чтобы оценить реальное финансовое положение клиента необходимо изучить весь процесс производства от закупа материалов до выхода готовой продукции и последующей ее реализации. Представляется возможным просчитать временной цикл производства одной партии товара, оценить эффективность сбытовой политики, спрос и конкурентную среду. Не сложно определить себестоимость продукции, используя все доступные документы предпринимателя.
В результате мы имеем представление о реальной выручке. И опять же только в результате непосредственного ознакомления с производством мы можем увидеть те или иные сложности, будь то затоваривание или недостаточно своевременное обеспечение материалами, ведущее к простою. Выявленные негативные моменты позволяют нам корректировать выручку, полученную расчетным путем.
Другая часть анализа касается взвешенной оценки планов и целей кредитования предпринимателя.
Мы должны убедиться в реальности достижения этих целей. Как правило, кредиты привлекаются для пополнения оборотных средств, расширения товарооборота, оборудования новых торговых мест и т.д. Важно удостовериться в том, что в соответствующем направлении предпринимаются какие либо действия. В совокупности вся эта информация и определяет возможность кредитования. Более того, она помогает правильно установить вид требуемого кредитного продукта.
Практика показывает, что большинство предпринимателей отдают предпочтение расчетам наличными денежными средствами, что не запрещено законодательством. Если предприниматель имеет сформированный пакет договоров, в котором основным средством расчетов выступают наличные денежные средства, или отработанную схему закупа товаров (например, самостоятельно за границей или в других городах России), считаем, что есть необходимости "загонять" его в рамки безналичных расчетов. В таких случаях использование кредита осуществляется наличными средствами с расчетного счета предпринимателя. Такой комплексный анализ деятельности помогает нам выявить слабые и сильные стороны заемщика, помогает правильно оценить его возможности в сфере добросовестного обслуживания кредита.
При кредитовании предпринимателей резко возрастает значимость качественной работы службы безопасности банка. Информация о потенциальном заемщике незамедлительно поступает в службу безопасности для оперативного выявления негативной информации. Кроме того, представители службы безопасности нередко выявляют скрытые финансовые зависимости между потенциальным заемщиком и другими лицами, оказывающими непосредственное влияние на деятельность первого. В таких случаях целесообразно, оценив степень влияния, заключать договоры поручительств со сторонними лицами. Так как имущество предпринимателя является совместно нажитым имуществом супругов, практикуется обязательное оформление договора поручительства с супругом заемщика. Кроме того, представляется совсем не лишним получать информацию о деловой репутации потенциального заемщика у его контрагентов. Можно выяснить много интересных моментов, связанных с состоянием расчетов между контрагентами.
Основной мыслью всего вышесказанного является то, что кредитный работник должен самостоятельно определить индивидуальную схему кредитования клиента и максимально возможно выявить рычаги, обеспечивающие возвратность кредитов.
Отдельного внимания заслуживает вопрос залогового обеспечения кредитов. В первую очередь мы сталкиваемся с проблемами оценки имущества.
Если в варианте залога товаров в обороте присутствует какое то единообразие в определении залоговой стоимости, а именно, мы оцениваем товар по цене приобретения без НДС с применением поправочного коэффициента, то при залоге иного имущества возможны варианты. Если в залог передается имущество, приобретенное залогодателем в сравнительно недавнее время (имеется в виду срок до полугода, по аналогии со сроком действия заключения об определении рыночной стоимости, подготовленного независимой оценочной компанией), то мы можем принять за оценочную стоимость цену приобретения имущества, указанную в договоре. Сложнее с имуществом, приобретенным в собственность ранее. Здесь необходимо определить реальную рыночную стоимость предмета залога. Преимущество нашего банка заключается в том, что работники группы оценки сами выезжают и оценивают предмет залога, тем самым сокращая расходы клиентов.
Затраты для банка в этом случае представляются незначительными, по сравнению с объемом упущенных доходов от кредитования предпринимателей, избравших другой банк с упомянутой выше услугой.
По поводу упомянутого выше УГФПМП хотелось бы сказать следующее. Через фонд мы кредитуем предприятия на незначительные суммы. Но по мере работы их работы возникает необходимость заимствования больших средств. Это, как правило, происходит в связи с развитием их бизнеса. На данном этапе для банка необходимо вывести заёмщика на прямое сотрудничество, что является взаимовыгодным как для самого банка, так и для организации (предпринимателя).
Хотелось бы также отметить новые условия кредитования малого бизнеса, такие как: уменьшение срока рассмотрения кредитной заявки, допущение не полного обеспечения кредита с взиманием дополнительной платы по кредиту, увеличение срока кредитования при определенных видах кредита и другие факторы должны явиться сигналом для предпринимателей, к тому, чтобы повернутся к нам лицом и начать с нами сотрудничать, либо увеличить объёмы пользования нашими услугами в сфере кредитования.
Всё это должно проходить на фоне грамотно поставленной рекламной кампании. Необходимо привлекать как можно больше предпринимателей для участия в различных собраниях, форумах организованных УРАЛСИБом, где бы они могли получить не только общие сведения о наших услугах, но и развёрнутые ответы на интересующие их вопросы.
Заключение
Банк “УРАЛСИБ” является коммерческой организацией и основной ее целью является извлечение прибыли.
Предметом совместной деятельности с ЕБРР является поддержка и развитие инфраструктуры малого предпринимательства в России.
Основными направлениями работы являются:
- предоставление финансовой помощи на возвратной основе субъектам малого предпринимательства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка высококачественной продукцией и создание рабочих мест путем эффективного использования финансовых ресурсов;
- проведение экспертизы предпринимательских проектов
- поддержка инновационной деятельности малого предпринимательства: производства принципиально новых видов продукции, освоения новых технологий, патентов, «ноу-хау».
Формы финансовой поддержки:
- предоставление кредитов на инвестиционные проекты , успешное развитие и функционирование субъектов малого предпринимательства;
Целью данной работы являлась разработка предложений по совершенствованию организации процесса кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в ОАО “УРАЛСИБ”. Инвестирование в малый бизнес – ограниченный путь постепенного повышения инвестиционной активности. Низкая капиталоемкость, быстрая окупаемость и высокая эффективность вложений в малый бизнес делают эти предприятия одним из наиболее эффективных направлений инвестирования. Гибкость и мобильность малого бизнеса, возможность быстро реагировать на изменение спроса обеспечивают высокую отдачу капитальных вложений в этот сектор экономики. В условиях постоянного сокращения не инфляционных источников финансирования вложений в малое предпринимательство обеспечивает становление производства, способность к дальнейшему саморазвитию.
ОАО “УРАЛСИБ” отличают некоторые особенности по сравнению с другими банками. Это, прежде всего ориентация на малых предпринимателей, людей, пытающихся начать свой бизнес, т. е. преимущественно мелких заемщиков. Методика кредитования направлена на обработку реальных данных заемщиков.
Результаты проведенных исследований показывают, что при оценке кредитоспособности заемщиков необходимо проводить более углубленный анализ их финансового состояния. Благодаря углубленному анализу финансового состояния и финансовой устойчивости можно составить о предприятии более полную картину, недостаточное удаление внимания оценки кредитоспособности может привести к неожиданным неплатежам от вроде бы надежных заемщиков.
Особого внимания требует оценка инвестиционного проекта субъектов малого предпринимательства следует учитывать специфику их деятельности. Как правило, реализация инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства связано с их основной деятельностью – пополнение оборотных средств, приобретение имущественного комплекса и т. д.
Нередко оценка кредитоспособности и показатели эффективности инвестиционного проекта вступают в противоречие. Результаты проведенных исследований показывают, что при оценке инвестиционных проектов малых предприятий не всегда можно пользоваться таким критерием отбора, как расчет интегральных показателей эффективности инвестиционных проектов
Таким образом, предприятие, несмотря на благоприятные показатели оценки инвестиционных проектов, может генерировать повышенный предпринимательский, финансовый риски, и иметь повышенную чувствительность к влиянию негативных факторов.
Подведем итоги дипломной работы по исследованию состояния и разработке путей совершенствования методики отбора проектов и организации процесса кредитования субъектов малого и среднего бизнеса ОАО” УРАЛСИБ” При отборе инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, помимо анализа показателей непосредственно самого проекта, важное значение имеет оценка кредитоспособности. Поэтому экспертам БАНКА необходимо уделять одинаково пристальное внимание этим направлениям. Всесторонне изучение кредитоспособности и усиление оценки инвестиционного проекта дополнительными показателями, изучение риска реализации проекта позволит выявит, те проекты которые по своим показателям, наиболее удовлетворяют требованиям БАНКА и позволяют реализовывать цели определенные уставом БАНКА.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 6 апреля 2004 г.) 4. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) и т.д. 5. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: – М.: ИНФРА, 2003. 6. Виленский А. Почему не востребован малый бизнес в России // Бизнес для всех, 2005. - №2. – С.. 3. 7. Виленский А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // Экономика и жизнь, 2004. - № 10. - С. 104 - 112. 8. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России // Малое предприятие, 2005. - №11. – С.25-29. 9. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России, Справочное пособие, т. 1, т.2., М.: Бизнес-центр «Агроконсалт», 2002. 10. Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики // Бизнес для всех, 2005. - № 10. – С.12-17. 11. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. М., ИНФРА - М.,2001. 12. Малый бизнес России / Под редакцией к.ф.н. Ершова Ю.С. - М.: РАРМП, 2000. 13. Николас К. Управление малым бизнесом.- М.: Дело, 2001. 14. Организация поддержки малого бизнеса / Под редакцией Каганова В.Ш. - М.: Академия менеджмента и рынка, изд.Перспектива, 2002. 15. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики, 2006. - №1. -С. 130 - 140. 16. Сковородова В.А. Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России. Внешнеэкономический бюллетень, 2005. - № 12. - С. 52-59. 17. Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики, 2006. - №2. - С.29 - 39. 18. Чечёткина О. В. Проблемы малого бизнеса // Вопросы экономики, 2004. - №11. - С. 109 - 123. 19. Шахмалов Ф. Роль предпринимателя в рыночной экономической системе // ЭКО, 2003.- №2. - С. 94 - 100. 20. Экономическая газета ЭЖ ДЕЛО. - 2005. - №5. – С.2. 21. www.m-economy.ru 22. www.aup.ru 23. www.consulting.ru 24. www.gks.ru 25. www.iape.ru 26. Система «Гарант»