Глава 1. Экономическая сущность регионального бюджета
1.1. Бюджет субъекта РФ: содержание и функциональная структура
Финансовую основу региональных органов власти в Российской Федерации, которые выделились в отдельное звено при трансформации двухступенчатой системы унитарного государственного устройства в трехуровневую федеративного типа, составляют их бюджеты. Именно через бюджеты регионов мобилизуются основные финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на конкретной территории федеративного государства. Если в унитарном государстве потребности граждан, связанные с их жизнеобеспечением в части безопасности, образования, здравоохранения, социального обеспечения решаются централизованно, то с созданием регионального уровня власти некоторые полномочия (доходные и расходные) в объеме, соответствующем количеству граждан, проживающих в регионе, децентрализуются и передаются в распоряжение органов власти региона.
Создание регионального уровня органа государственной власти обеспечивает сближение государства с обществом. Наличие регионального уровня есть необходимое условие для создания конкуренции между органами власти всех уровней, в качественном предоставлении социальных благ, в условиях неограниченного роста общественных потребностей и ограниченности государственных доходов.
В настоящей работе региону как объекту государственного регулирования можно дать следующее определение: регион – это социально-экономическая система на территории страны, отличающаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, связанная властно-управленческими началами и обеспечивающая высокую степень пространственно-временной согласованности и взаимосвязанности между системой управления и основными сферами жизнедеятельности населения данной территории. [ 20, с.63]
В основе функционирования бюджетной системы региона также лежат следующие основополагающие принципы:
· единство бюджетной системы региона;
· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы региона;
· самостоятельность бюджетов;
· полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
· сбалансированность бюджета;
· эффективность и экономность использования бюджетных средств;
· общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
· гласность;
· достоверность бюджета;
· адресность и целевой характер бюджетных средств.[ 21, с.81]
Принцип единства бюджетной системы региона означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства региона и РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы региона, ведения бухгалтерского учета средств регионального бюджета, местных бюджетов. Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы обеспечивается посредством налоговой политики. Согласно российскому законодательству доходы территориальных бюджетов состоят преимущественно из закрепленных за ними и регулирующих доходов, что свидетельствует об ограниченных возможностях формирования доходной части бюджетов местных органов власти, зависимости от вышестоящего уровня, непостоянстве источников территориальных доходов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы региона означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти региона и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает [ 21, с.113]:
· право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
· наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и Налоговым кодексом Российской Федерации;
· право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
· право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
· недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
· недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. [ 20, с.56]
Принцип гласности заключается в:
· обязательном опубликовании в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
· обязательной открытости для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей[9].
В состав региональных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов – дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др. Свод регионального бюджета и местных бюджетов образует понятие «консолидированный бюджет», который используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты. Схема бюджетной системы региона приведена на рис.1.1.
Можно привести следующие функции регионального бюджета:
|
|||
Территориальные целевые бюджетные фонды |
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) |
Бюджеты районные |
Бюджеты городские |
Бюджеты внутригородских бюджетов |
Бюджеты поселковые |
Бюджеты сельские |
Рис. 1.1. Региональный бюджет
· перераспределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням территориальной власти и управления;
· в ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств реализуется функция государственного регулирования экономических и социальных процессов в регионе;
· функция контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
К основным функциям бюджета относятся [ 25, с.78]:
· фискальная, суть которой заключается в создании финансовой базы функционирования региона в условиях фактического отсутствия у нее собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);
· экономическое регулирование – это использование регионом налогов для проведения экономической политики;
· социальная, которая предполагает использование регионального бюджета для перераспределения национального дохода в пользу общества.
В целом, приобретение бюджетных и имущественных прав позволяет региональным органам власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, распоряжаться переданными в их собственность или в оперативное управление имуществом, предприятиями и получать от них доходы. В правовом аспекте региональные бюджеты следует рассматривать как определенные законодательством способы и инструменты предоставления гражданам, проживающим на территории единого государства, конечных результатов общественного производства и обеспечения материального благосостояния граждан.
Бюджет региона, как экономическая категория, представляет собой установленный на основе прогностических экспертно-аналитических оценок финансовый план или смету доходов и расходов региональных органов власти и управления на календарный год. [ 27, с.153]
Если региональный бюджет, как финансовый прогнозный план органов власти и управления региона, характеризуется такими понятиями как "доходы", "расходы", "дефицит", т.е. выражается посредством иных экономических показателей, то он, так же как и категория "финансы", является определяемой категорией.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципального образования, находящихся на его территории, составляет консолидированный бюджет субъектов РФ. [ 29, с.61]
Уравнение консолидированного бюджета имеет следующий вид:
Дод + Д сдр + Дсдм – Ррф – Рор – Ром = Дрф + Дс + Dр + Dм, (1.1.)
где Дод – объем исполнения федерального бюджета по налоговым и неналоговым доходам в регионе;
Дсдр - объем исполнения регионального бюджета по собственным налоговым и неналоговым доходам;
Дсдм - объем исполнения местного бюджета по собственным налоговым и неналоговым доходам в регионе;
Ррф – федеральное финансирование бюджетных потребностей региона;
Рор – брутто бюджетные расходы региона (без учета финансовой помощи местным бюджетам);
Ром - брутто расходы местных бюджетов (без учета передачи финансовых средств в бюджеты других уровней);
Дрф – регулирующие доходы из федерального бюджета;
Дс – сальдо между собранными на территории региона и зачисленными в федеральный бюджет доходами и общим объемом расходов федерального бюджета на территории (суммой финансовой помощи региональным бюджетам и прямыми расходами);
Dр – дефицит региональных бюджетов;
Dм - дефицит местных бюджетов.
В основе региональных финансов, в ходе функционирования которых формируется и используется региональный бюджет, лежат ВВП (или ВРП), а не национальный (или региональный) доход. Такого рода утверждение вытекает из понимания того, что ВВП (ВРП) включает в свой состав наряду с национальным доходом (прибавочная стоимость) фонд возмещения израсходованных средств производства и фонд заработной платы.
Одной из главных особенностей регионального бюджета в условиях рыночной экономики можно считать то, что он выступает как важный рычаг воздействия на функционирование системы воспроизводства и стимулирование экономического роста.
Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Особое значение региональные бюджеты имеют в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Региональный уровень бюджетной системы в РФ включает в себя 89 бюджетов субъектов федерации и столько же бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которые в совокупности и составляют второй уровень бюджетной системы РФ. Исходя из того, что Удмуртия как субъект РФ является республикой, то бюджет Удмуртии считается республиканским, а бюджет Кировской области является областным бюджетом и т.д. Главное отличие между федеральным и региональными бюджетами в том, что последний не содержит секретные статьи расходов, имеет право на прямое финансирование и осуществление сбережений, а также обладает регулирующими источниками доходов. Отличие между бюджетами субъектов федерации и муниципалитетов состоит в последствиях того влияния, которое оказывает на денежный фонд разная степень ответственности населения за результаты финансово-хозяйственной деятельности руководителей органа власти. [ 30, с.58]
Бюджетный процесс на федеральном уровне является ориентиром, под который подстраивается бюджетный процесс на региональном уровне, а под него в свою очередь подстраивается бюджетный процесс на муниципальном уровне. Соответственно, любое отклонение бюджетного процесса на федеральном уровне от установленных в Бюджетном кодексе РФ сроков, автоматически ведет к срыву бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях.
Бюджетная политика – это один из основных видов деятельности государства как публично-правового союза, направленная на стратегическое решение проблем по обеспечению финансовых потребностей государства в части формирования доходов, финансирования государственных расходов и погашения задолженности.
Основными целями региональной бюджетной политики в области доходов являются[ 33, с.111]:
§ создание условий (финансово-экономических, инвестиционных, организационных) для обеспечения реального роста доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий и т.д.);
§ обеспечение стабильности и повышение уровня жизни граждан, проживающих в регионе;
§ обеспечение минимального бюджета и обслуживания субфедерального долга;
§ формирование бюджета развития.
При разграничении общественных задач между органами власти Федерации и региона, особое внимание уделяется вопросам обеспечения общественного предложения и характеру их предоставления. В целом, федеративное государство несет ответственность перед гражданами по удовлетворению их потребностей в социальных благах. При этом если за предложение социальных благ отвечает региональный уровень власти, то непосредственное их “производство” может осуществляться структурами, превосходящими регион, и это обстоятельство не может быть причиной передачи компетенции по данному вопросу на федеральный уровень власти. Снижение издержек по производству и предоставлению общественных благ гражданам возможно при наличии конкуренции между их производителями (органы власти разных уровней), каковых нет в унитарном государстве. В процессе конкуренции появляются новые виды общественных благ и более совершенные способы их производства.
Основными признаками регионального бюджета являются: плановость и фондовый характер, т.к. в соответствии с бюджетом создаются и используются государственные фонды денежных и материальных ресурсов, и таким образом, в принципе, и обеспечивается реализация политики публично-правового союза на региональном уровне. [ 33 с.127]
Сущность региональных бюджетов в действии должна проявляться:
1) в создании финансовой базы функционирования региональных органов власти и управления в условиях фактического отсутствия собственных доходов (исключая доход от субфедеральной собственности);
2) в экономическом регулировании, осуществляемом с использованием таких финансовых инструментов, как бюджетные расходы и налоги;
3) в перераспределении валового регионального продукта, как части национального дохода государства, между всеми социальными слоями населения региона, главным образом, от более обеспеченных граждан к малоимущим.
1.2. Роль регионального бюджета в социально-экономическом развитии региональной политики
Бюджетная политика региона направлена на эффективное функционирование его бюджетной системы как особой части финансовой подсистемы, с целью обеспечения функций органов власти региона. Эффективность бюджетной политики в зависимости от решаемых ею задач определяется различными показателями. Если бюджетная политика на региональном уровне имеет целью решение строго финансовых проблем, то показателями ее эффективности являются бюджетный дефицит и субфедеральный долг, отражающие состояние государственных и региональных финансов. Если бюджетная политика направлена на решение экономической задачи — макроэкономической сбалансированности, то используются такие показатели, как рост ВРП и совокупность частных инвестиций, уровень безработицы и инфляции на уровне региона. В России все эти вопросы решаются на федеральном уровне.
Финансовые показатели дополняют характеристику эффективности бюджетной политики, как составляющей финансовой политики.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики выделяют [24, с.118]:
§ уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
§ уровень выполнения бюджетных обязательств;
§ величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
§ объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
§ уровень монетизации бюджетного дефицита;
§ величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
§ динамику валового внутреннего продукта;
§ уровень безработицы;
§ степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
С помощью региональных бюджетов главным образом обеспечивается решение задач, связанных с проведением региональной политики федерального правительства, направленное на осуществление социально-экономических преобразований. Финансовое обеспечение комплекса мер, принимаемых федеральными органами власти, в конечном итоге проводится за счет средств региональных бюджетов, что требует сосредоточения больших материальных и финансовых ресурсов на региональном уровне.
Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований – республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты [17, 19].
Так, Удмуртская Республика самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства и состоит из следующих административно-территориальных единиц:
· районов - Алнашского, Балезинского, Вавожского, Воткинского, Глазовского, Граховского, Дебесского, Завьяловского, Игринского, Камбарского (с городом районного значения Камбаркой), Каракулинского, Кезского, Кизнерского, Киясовского, Красногорского, Малопургинского, Можгинского, Сарапульского, Селтинского, Сюмсинского, Увинского, Шарканского, Юкаменского, Якшур-Бодьинского, Ярского;
· городов республиканского значения - Ижевска, Воткинска, Глазова, Можги, Сарапула.
Образование, упразднение административно - территориальных единиц, установление и изменение границ между ними, их наименование и переименование, другие вопросы административно - территориального устройства Удмуртской Республики решаются с учетом мнения и интересов населения соответствующей территории и в соответствии с законами Удмуртской Республики.
В последние годы роль региональных бюджетов возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных органов власти в соответствии с Законом РСФСР от 6 июня 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», также Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления».
Роль региональных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.
Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно – территориальных образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации.
Во-вторых, формирование региональных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры.
В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др.
В-четвертых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.
В-пятых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.
Характеризуя роль региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит, субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджетов[23 с.32].
Принятие нескольких основополагающих законодательных актов послужило началом[ 27, с.89]:
· децентрализации системы государственного финансового управления;
· обеспечения самостоятельности бюджетов на основе собственных закрепленных источников доходов и предоставления права определять направление их использования.
Региональный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой руководством региона. Через параметры регионального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с местными исполнительными органами.