1. Виды цен  биржевой торговли. Цены биржевой торговли распространяются в основном на массовые сырьевые и продовольственные товары и некоторые виды промышленного сырья. Цены биржевой торговли в основном складываются под влиянием спроса и предложения. Влияние других факторов на формирование этих цен проявляется в меньшей степени (например, государственного, монополистического регулирования и т.д.). Цены биржевой торговли подразделяются на различные виды. Так, они бывают в зависимости: от характера сделок – цены на реальный и фиктивный товар; от условий сделок – цены товара базисного и контрактного качества; от направления реализации – цены покупателя и продавца; от метода определения цены – цены с немедленной и последующей фиксацией. Цены на биржах являются, как правило, жестко фиксированными, то есть устанавливаются в момент заключения сделки и не меняются в течение срока выполнения контракта. В отдельных случаях сделки заключаются с последующей фиксацией цен («онкольные» цены), то есть цена устанавливается не по текущим котировкам, а по тем, которые сложились в день, выбранный сторонами по договоренности.

2.Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения. 1. Опт цены на продукцию пром-сти – цены по кот реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм в порядке готового оборота. Опт цены на продукцию пром-сти подразделяются на опт цены предприятий и опт цены пром-сти (отпускные цены). Разновидности опт цены предприятия: транспортная цена – применяется при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы (позволяет повысить конкурентоспособность предприятия за счет перераспределения прибыли между ценами на продукцию отдельных подразделений фирмы; используется для занижения налогооблагаемой массы прибыли). Разновидности опт цены пром-сти(опт цена+НДС+акциз+опт наценка):биржевая цена.

2. Закупочные цены – цены по кот реализуется с\х продукция с\х предприятиям – это договорные цены, кот. устанавливаются по соглашению сторон (НДС не включается). На основе закуп цен для хоз-в определяются средние цены фактической реализации, кот. учитывают уровень цен по различным каналам реализации и кол-во реализ продукции по этим каналам.

Цены на строительную продукцию: сметная стоимость (формируется на основе норм расхода сырья, материалов и др. ресурсов и фактической стоимости ресурсов складывающихся в этом регионе); прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость объекта в расчете на единицу конечной продукции рассчитывается применительно к типовым проектам); договорная (устанавливается по соглашению между заказчиком и подрядчиком в результате проведения тендеров на строительство объект

3. Виды цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов. Точка в пространстве, на кот учитываются трансп. расходы обозначается термином Франко. Например, цена Франко-склад предприятия – это цены по кот. продукция реализуется на складе продавца (изготовителя).

1. Цены Франко вагона станции отправления. При этих ценах покупатель оплачивает продукцию, доставленную продавцом (изготовителем), погруженную в вагоны доставленную на ж\д станцию общего пользования.

2. Цена Франко вагона станции назначения. При этих ценах покупатель оплачивает продукцию, доставленную на международную станцию общего пользования к которым тяготеет покупатель.

3. Дифференциация цены на основе базисного пункта. При этих ценах производитель устанавливает дифференцированную цену по базисным пунктам. В мир. практике применяется упорядоченная система видов Франко по доставке продукции от производителя до покупателя, которая публикуется в «Инкотермс – 2000».

4.  Виды цен на новые товары.  При выпуске на рынок нового товара фирма выбирает как правило , одну из двух стратегий- «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

1.Цена «снятия сливок». С самого начала изготовления и появления нового товара на рынке на него устанавливается мах. высокая цена  в расчете  на потребителя, готового купить товар по такой цене. Цена снижается после того, как спрос по мах. Цене оказывается удовлетворен. Снижение цены позволит увеличить зону продажи- привлечь новых покупателей.

Преимущества:

1) выс.цена обеспечивает достат.большой размер прибыли даже при сущ-х издержках в первый период выпуска товара;

2)выс.цена позволяет сдерживать покупательский спрос, т.к. при более низкой цене фирма не смогла бы полностью удовлетворить потребность в товаре в связи с ограниченностью своих произв. Возможностей;

3)выс.перв.цена способствует созданию «имиджа» качественного товара, что может облегчить реализацию в дальнейшем при снижении цены;

4) повыш.цена способствует увеличению спроса на престижный товар;

5)ошибка в завышенной цене может быть исправлена путем ее снижения – покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.

Основным недостатком является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Можно успешно использовать при ограниченной конкуренции. Условием успеха является достаточный спрос.

2. Цена «проникновения на рынок». Фирма устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичный товар конкурентов.

5. Виды цен на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время. 1. Скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается. Метод применяется чаще всего к товарам первой необходимости.

2. Долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени.

3. Цены потребительского сегмента рынка. Суть этого метода определения цены состоит в следующем: на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодинаковые цены

4. Гибкая цена – меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки

5. Преимущественная цена. Метод определения этой цены предусматривает для фирм, занимающих доминирующее положение на рынке, определенное снижение цен на свои товары.

6. цены на изделия, выпуск кот прекращен.

7. Цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий. Такая цена определяется на товары, дополняющие др товар, который реализуется по обычной цене.

8. Договорная цена. суть этого метода определения цены состоит в том, что покупателю предлагаются какие-либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой

6. Выбор метода ценообразования как этап  процесса ценообразования. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на произ-во, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны три варианта установления уровня цены минимальный уровень, определяемый затратами; максимальный уровень, сформированный спросом; оптимально возможный уровень цен. Наиболее распространенными методами установления цен являются:

1. Метод установления цены товара на основе издержек произ-ва

2. Метод дохода на капитал: базируется на издержках произ-ва продукции, а также на получение запланированного дохода на капитал. Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал.

3. Метод определения цен с ориентацией на спрос. Производитель исходит из того. что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с аналогичными показателями конкурентов. При этом методе чем больше дифференциация товаров, тем больше эластичность приемлемых для потребителя цен.

Успешная реализация этого метода ценооб-я основана на том, что производитель хорошо знает потребности своих потенциальных покупателей, умеет привлечь внимание к специфическим качествам своего товара и реально оценивает возможных конкурентов

7. Группировка цен в зависимости от степени новизны товара. В соответствии с этим признаком различают цены на нов товары и товары, реализуемые на рынке относительно долго время. По нов товарам практикой ран ценооб-я многих стран выработаны определеннее виды и методы образования цен. На нов товары применяются след стратегии ценообразования:

1. «Метод снятия сливок» - устанавливаются цены на преимущественно нов продукцию, кот не имеет аналогов. С учетом этого устанавливается максимально высок цена, кот может заплатить покупатель с учетом его доходов.

2. Стратегия введения на рынок – предприятие устанавливает более низкую цену, чем на аналогич товары конкурентов. С помощью этой стратегии предприятии стремится проникнуть на рынок и потеснить конкурентов.

3. Стратегия психологических цен – когда вместо цены установленной круглой сумме устанавливается более низкая цена

4. стратегия «следования за лидером» - когда цена устанавливается применительно к цене ведущего производителя.

5. стратегия цены с возмещением издержек произ-ва – в цене учитываются фактические издержки произ-ва и средние нормы прибыли, кот-е формируются в отрасли при произ-ве данной продукции.

6. стратегия «престижная цена» - устанавливается на изделие стабильно высок качества известной фирмы.

Виды цен на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время: 1. Скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса

8. Действующие теории цены и их характеристика. Существуют две основные теории цен. По мнению стороннкиов 1 теории, цена товара выражается е6го стоимостью. Сторонники 2 считают, что цена товара представляет собой суммы денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Пети, Адам Смит и Давид Риккардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется кол-вом труда, необходимого для его произ-ва. Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену. Отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами. Что же касается цены товара, то она есть ден выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рын факторов. Теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену. Другая концепция объясняет цену товара суммой ден затрат в наилучшем варианте использования произ-венных ресурсов. В этом случае рыночная цена является самостоятельной внестоимостной величиной

9. Затратные методы ценообразования.

Предполагают расчет цен продажи на товары и услуги путем прибавления к издержкам или себестоимости их производства некой определенной величины. В свою очередь данная группа методов подразделяется на:а) метод ценообразования "издержки плюс" - предполагает расчет цены путем прибавления к цене производства и цене закупки и хранения материалов и сырья определенной добавочной величины - прибыли. Метод применяется для товаров самого широкого круга отраслей. Недостаток - сложность определения уровня добавочной суммы. Уровень меняется в зависимости от вида отрасли, времени и состояния конкурентной борьбы. б) метод ценообразования на основе предельных затрат - установление цены на минимальном уровне, достаточном для покрытия расходов на производство данной продукции, а не путем подсчета совокупных издержек, включающих постоянные и переменные затраты на производство и сбыт. Предельные издержки, таким образом, значительно ниже средних издержек и обычно определяются на уровне, при котором можно было бы только окупить сумму минимальных затрат.Такой метод эффективен в следующих случаях:- на стадии насыщения рынка товаром, когда нет роста продаж для сохранения максимального объема сбыта;- при внедрении нового товара на рынок;- для увеличения прибыли за счет увеличения объема сбыта (массовости продаж). ) метод "markup" предполагает умножение цены производства, цены закупки и хранения сырья

10. Издержки и цена, их взаимосвязь. Издержи на произ-во и реализацию продукции представляют собой расход все факторов произ-ва (основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов), выраженный в ден форме.  Для любого производителя главным. источником увеличения прибыли становится снижение издержек. Отсюда следует и основная цель рын анализа затрат – выявить оптимальное соотношение между издержками и доходами, что является важнейшим условием вживания и благополучия фирмы. На предприятии в условиях рынка принято различать бухгалтерские и предпринимательские издержки. Бух издержки на произ-во и реализацию продукции, относимые на себестоимость продукции, формируют в соответствии с положением о составе затрат на произ-во и реализацию продукции. В состав затрат входят следующие элемент: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на соц нужды, амортизация основ фондов, прочие затраты. Большие по своей величине расходы, связанные с простым и расширенным воспроизводство называются предпринимательскими издержками. Они вбирают в себя: бух издержки, нормальную предпринимательскую прибыль, НдС, если он исчисляется сверх цены предприятия, и акцизы. если товар предприятия – подакцизный, таможенные пошлины на экспортные товары фирмы, если она осуществляет внешнеэконом деят-сть, альтернативные издержки – это ден потери, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы. Можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии эк решений – это всегда альтернативные издержки, которые в свою очередь имеют явный и неявный хар-р. Явные – это вмененные издержки, принимающие форму прямых ден платежей предприятия за приобретенные ресурсы

11. Место и роль цены в рыночном хозяйстве. Рынок – этой устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи между субъектами рын отношений, но обязательно опосредованные через механизм ценообразования, спроса, предложения и всех др составляющих сферы обращения товаров. Рынок выступает основной формой реализации товарно-ден отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, з\п-ы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроиз-ва. Рын отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение. Цена занимает центральное место в рын отношениях, сглаживая противоположные эк интересы продавца и покупателя, приводя в соответствии спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рын эк-ки, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления. Рынок и цена – категории, обусловленные товарным произ-вом. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном произ-ве эк отношения проявляются главным образом не в самом процессе произ-ва, а через рынок Именно рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий. В рын хоз-ве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного произ-ва, способствуя переливу ресурсов из одного сектора эк-ки в другой и внутри отдельных секторов. В условиях рын отношений трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроиз-ва не гос-вом, а самим предприятием как хозяйствующим субъектом.

12. Методы государственного регулирования цен. Сложившаяся система гос регулирования цен наряду с др формами отраслевой гос политики воздействует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Как уже отмечалось, важнейшим инструментом гос регулирования является финансовая денежно-кредитная политика. Составной частью этой политики следует считать попытки гос-ва воздействовать на состояние хоз  конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен. Гос регулирование э-ки через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и др эк рычагов проявляется в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроиз-ва. Меры воздействия на производителей со стороны гос-ва могут быть как прямыми – путем установления определенных правил ценооб-я, так и косвенными – через эк механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др. Различают методы прямого регулирования цен (административного установления цен; «замораживание» цен; установление предельного уровня цен; регламентация уровня рентабельности; установление нормативов для определения цен; декларирование цен) и косвенного регулирования цен (налогообложение, регулирование ден обращения, оплата труда, кредитная политика, регулирование гос расходов, установление норм амортизации) При прямых методах – гос-во непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или др аналогичными методами. К косвенным методам относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной з\п и др.

4а) Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии. А это, требует значительных финансовых затрат, что делает данную цену почти неприемлемой для мелких и средних фирм. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а так же при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

3. «Психологическая» цена. Устанавливая цену продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая цена» обычно чуть ниже круглой суммы. Многие  маркетологи уверены, что цена должна выражаться нечетным числом. В результате у покупателя создается впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможность обмана, более низкой цены, уступки покупателю, покупатели любят получать сдачи.

4. Цена «следования за лидером» цена на товар устанавливается примерно  на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы, доминирующей на рынке.

5. Цена с возмещением издержек производства. Фирма устанавливает цену на товар , основываясь на факт.издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле:

Ц=И+Р+Р(И+Р),

И- издержки производства;

Р- административные расходы и расходы по реализации;

Н- средняя норма прибыли на дан. Рынке.

2а) 4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, кот-я взимается транспортными организациями. Транспортные тарифы формируются с учетом особенностей того или иного вида транспорта и с учетом степени регулирования гос-вом уровня транспортных тарифов.

5. Розничные цены (опт пред. акциз, НДС, опт надбавка, торг надбавка)– это цены, по кот-ым товары реализуются в рознично-торговой сети населения предприятиям и организациям.

6. Тарифы на платные услуги населения – это тарифы, кот формируются на бытовые услуги, предоставляемые населению, кот-е по своей сути приближаются к розничным ценам.

7. Цены на недвижимость – цены на здания и сооружения. их уровень определяется уровнем нового строительства и уровнем спроса и предложения на объекты недвижимости. В условиях эк роста – цены растут, в условиях эк спада – снижаются.

8. Цены обслуживающие внешнеторговую оборону: мировая цена (цены товаров, кот-е формируются на мировых рынках, цены ведущих производителей), контрактные цены (цены конкретной сделки), таможенные пошлины (выражают разницу в мировой и национальной стоимости товаров).

9. Цены на землю

8а) для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости. Современная эк теория не оставляет надежды синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объективность» и «субъективность» товара. Однако бесспорным остается положение о том, что кол-венное определение затарт на произ-во и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью в любой общественно-эк формации.

7а  ) и предложения. По мере насыщения рынка она снижается. Метод применяется чаще всего к товарам первой необходимости.

2. Долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени.

3. Цены потребительского сегмента рынка. Суть этого метода определения цены состоит в следующем: на примерно одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с разным уровнем доходов, устанавливаются неодинаковые цены

4. Гибкая цена – меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки

5. Преимущественная цена. Метод определения этой цены предусматривает для фирм, занимающих доминирующее положение на рынке, определенное снижение цен на свои товары.

6. цены на изделия, выпуск кот прекращен.

7. Цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий. Такая цена определяется на товары, дополняющие др товар, который реализуется по обычной цене.

8. Договорная цена. суть этого метода определения цены состоит в том, что покупателю предлагаются какие-либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой

6а) 4. Метод установления цены на уровне текущих цен: применим на рынках чистой и олигополической конкуренции. Предприятия – изготовители продукции исходят в этих случаях из условий конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или чуть ниже уровня  цены конкурентов. если же товар обладает какими-то новыми качествами, отличными от товара конкурентов, или так воспринимается покупателями, то производитель свободен в определении уровня цены и не принимает во внимание уже существующие цены

12а) Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен гос-вом. Прямое гос регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения рын механизма централизованной политикой гос-ва путем контроля за внешними параметрами рынка. Проводя активную ценовую политику, гос-во может обеспечить прибыльность бизнеса, который невыгоден для чисто рын хоз-вования. Подобный результат может быть достигнут как путем использования договорных цен, так и через размещение гос заказов и закупок. Гос регулирование осуществляются также при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и посредством субсидирования издержек произ-ва. Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. К методам косвенного регулирования цен относятся гос закупки, налоговая система, регулирование ден обращения и кредита, политика гос инвестиций и регулирования гос расходов, установление норм амортизации и т.д. Этими мерами гос-во стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей эк-ки. Косвенные методы регулирования цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факторы, которые носят макроэкономический хар-р.

10а) Неявные – это вмененные издержки по использованию ресурсов, принадлежащих самим владельцам фирмы как юр лицам. Определение оптимальной ценовой стратегии предприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшем анализе изменения издержек в зависимости от возможных объемов произ-ва товара. В этой связи различают валовые, средние и предельные издержки. Общий объем предпринимательских расходов, связанных с валовым объемом произ-ва, называется валовыми издержками и равен сумме постоянных и переменных издержек предприятия. Валовые издержки определяют нижнюю границу цены производимого товара. Средние валовые издержки представляют собой издержки произ-ва на единицу произ-ной продукции. Этот вид издержек имеет особое значение для понимания рын равновесия, поскольку предприниматель стремится их минимизировать. Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы этой фирмы на рынке. Если средние издержки ниже цены, то фирма, находясь в положении равновесия, получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. получает сверхприбыль. Если средние издержки при любом объеме произ-ва выше рын цены, то данная фирма терпит убытки и разорится, если не будет реагировать или не уйдет с рынка. Динамика средних издержек фирмы характеризует ее положение на рынке, однако сама по себе не определяет линии предложения и точки оптимального объема произ-ва. В условиях рынка анализ издержек играет решающую роль при выработке и обосновании ценовой стратегии предприятия. Для осуществления продуманной ценовой политики каждый предприниматель должен рассчитать и проанализировать альтернативные издержки предприятия.

9а) и материалов на определенный коэффициент добавочной стоимости или коэффициент "markup" Два подхода к определению коэффициента добавочной стоимости нужны для того, чтобы отразить позицию продавцов, сотрудников, ответственных за сбыт (при делении прибыли на цену продажи) и позицию сотрудников, ответственных за производство (при делении прибыли от продаж на себестоимость). На практике покупатель часто требует снижения цены. Поэтому если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко без ущерба для финансовой деятельности компании, контролировать величину снижения цен. Обозначим: S - цена продажи; С - себестоимость; M- марка (надбавка, величина прибыли); Mc (%) - коэффициент добавочной цены по отношению к себестоимости; Ms(%) - коэффициент добавочной цены по отношению к цене продажи. Выразим зависимость коэффициента повышения цены формулами:Ms(%) = S - C Mc(%) = S – C; Ms(%) = M Mc(%) = M; C + M S – M; Ms(%) = Mc(%); 100% + Mc(%); Mc(%) = Ms(%); 100% - Ms(%) Выражение Ms называется восстановлением себестоимости. И наоборот, выражение Mс через Ms - восстановлением цены продажи. г) Метод целевого ценообразования - определение цены в соответствии с целевой прибылью. На его основе рассчитывается себестоимость на единицу продукции исходя из объема продаж, который делает возможным получение намеченной прибыли.

13. Методы косвенного регулирования цен. Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций,  а в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. К методам косвенного регулирования цен относятся гос закупки, налоговая система, регулирование ден обращения и кредита, политика гос инвестиций и регулирование гос расходов, установлении норм амортизации и т.д. Этими мерами гос-во  стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей эк-ки. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факторы, которые носят макроэкономический хар-р. Значительное влияние на уровень и динамику цен оказывает налоговая система. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, тем шире инфляционный размах. Эффективность различных методов установления цен зависит от правильного выбора условия их применения. Одним из важных направлений гос регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом гос регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений гос дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением товаров на рынке.

14. Методы прямого регулирования цен. Прямое государственное регулирование цен представляет собой административное вмешательство государственных органов в установление цен и определеных правил ценообразования.

Формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:

1.  Общее замораживание цен. Данная форма используется в том случае, если    темпы    развития    экономики    признаются    высокоинфляционными, Замораживание цен может использоваться в отношении отдельных товаров либо для определенного периода времени.

2.  Установление фиксированных цен и тарифов. После   принятия решения   по   введению   фиксированной   цены   данные   товары   должны продаваться по ценам, не превышающим данный уровень.

3.     Установление    предельных    цен    или    коэффициентов,    пределов вероятного варьирования цены в течение определенного периода времени либо лимитированного уровня цены (максимального или минимального), выше или ниже которого цена на товар не может подниматься (снижаться). Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита.

4.       Установление   предельного   норматива   рентабельности, В России     среди производителей    этот    метод    регулирования    цен    получил    наибольшее распространение. Он используется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов,   на   многие   виды   услуг,   цены   на   которые регулируют   местные   органы   власти.  

15. Методы регулирования государством рыночного равновесия.  Различают методы прямого и косвенного регулирования цен.

Пр. рег: -административное установление цены;

- «замораживание» цен;

- установление предельного уровня цен;

- регламентация уровня рентабельности;

- установление нормативов для определения цен;

- декларирование цен и др.

Кос.рег: -налогооблажение;

- регулирование денежного обращения;

- оплата труда;

- кредитная политика;

- регулирование государственных расходов;

- установление норм амортизации и др.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен гос-вом.

Прямое го.регулирование предполагает необходимость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма централизованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства в России, возникающая равновесная цена не способствует достижению стабильности в экономике. Поэтому гос-во путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия. Проводя активную ценовую политику гос-во может обеспечить прибыльность бизнеса, который не выгоден для чисто рыночного хоз-ва (долговременные научно-технические программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное хоз-во и др.) В рын. Экономике недопустимы как чрезмерное увлечение установлением и регулированием цен со стор.гос-ва, так и полный отказ от такого рег-я.

16. Нормативно-параметрические методы ценообразования. Методология     ценообразования    есть    совокупность    общих    правил,

принципов и методов разработки концепции ценообразования, определения и

обоснования       цен,       формирования       системы       цен,       управления

ценообразованием.

Методики - это составные элементы методологии, которые объединяют

целый ряд методов формирования цен, они являются первым важнейшим

элементом методологии. Вторым - принцип ценообразования:

1)   научность  обоснования   цен  -  необходимость   познания   и  учета  в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики.

2)   целевой   направленности   цен   -  четкое  определение   приоритетных экономических   и   социальных   проблем,   которые   должны   решаться   с помощью цен.

3)   непрерывности   процесса   ценообразования  -   проявляется   в  своем движении от сырья до готового изделия продукции, где на каждом этапе она имеет свою цену.

4) единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен -состоит  в  государственном регулировании  цен  на продукцию  и услуги отраслей и предприятий - монополистов в сфере транспорта, связи, газа.

17. Определение понятий состава и структуры цены. Цена включает в себя несколько элементов.

При этом состав цены — это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями. Структура цены -это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Структура цены отражает удельный вес каждого элемента в общей сумме цены товара. В качестве основных элементов цены обычно выделяют следующие. 1. Себестоимость — это затраты на производство и реализацию товаров, выраженные в денежной форме. 2.   Прибыль  —  показатель  эффективности  хозяйственной  деятельности, выраженный в денежной форме. В количественном эквиваленте - это разница между ценой и затратами на производство и (или) реализацию товара. Предприятие-изготовитель устанавливает изначальную цену на свою продукцию. Эта величина цены существенно изменяется в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю: она возрастает. Сумма себестоимости изготовления и прибыли производителя представляет собой цену производителя товара. Она еще называется оптовой ценой предприятия без НДС.

3.  Акцизы и НДС. Акцизы устанавливаются по подакцизным товарам и включаются     в    состав    цены    производителя.     Сумма    себестоимости изготовления товара, прибыли изготовителя, акциза и НДС представляет со­бой оптово-отпускную цену предприятия.

На пути следования товара от производителя до потребителя важными звеньями являются оптовые и розничные торговые организации. Они включают в состав цены свою надбавку, за счет которой они и функциони­руют. Величина данной надбавки зависит от множества факторов: вида товара, спроса на товар, срока годности товара, удаленности изготовителя и т.д

18. Определение системы цен и признаки , лежащие в ее основе. Все действующие в эк-ке цены взаимосвязаны и образуют единую систему, кот-я находится в постоянном движении под воздействием множества рын факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующих цен. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются: оптовые цены, закупочные цены, розничные цены, тарифы на услуги транспорта. Основные блоки цен в свою очередь включают в себя ряд подблоков. Так, блок опт цен подразделяется на – опт (отпускные) цены предприятия и опт цены пром-сти. А блок тарифов транспорта состоит из нескольких подблоков – тарифы ж\д, транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного транспорта, тарифы автотранспорта и т.д. Основа взаимосвязи всех цен – изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается по цепочке во все др блоки цен. Ведущая и определяющая роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей пром-сти. К ним относятся топливно-энергетические отрасли, а так же отрасли металлургии. так, изменение цен на энергоносители находит быстрое отражение в уровне цен всех без исключения отраслей эк-ки. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена двумя обстоятельствами: 1. все цены формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения. 2. Все предприятия (фирмы). произ-ва и отрасли, хоз деят-сть которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют в конечном счете единый хоз комплекс

19. Определение спроса, как этап ценообразования. Определение спроса - важный этап, который нельзя устранить или отложить, т.к. совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар. Однако следует иметь в виду, что высокая или низкая цена, назначенная фирмой сразу, не отразится на спросе на товар. Ни одна фирма не может игнорировать изменение проса. Различия в подходах к определению проса обусловливаются типом рынка. В условиях рынка чистой монополии, Гед находится всего один продавец, кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между спросом и ценой, а также обоснованность спроса при той цене, которую установила фирма. С появлением конкурентов кривая спроса на товар продавца-монополиста будет меняться под влиянием ценовой политики др фирм. Определяя величину спроса на свою продукцию, фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения. На величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяются потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей и т.п. Приспосабливая цену товара к спросу, следует помнить, что спрос по-разному реагирует на цену.

20.  Оптовые цены на продукцию промышленности и их характеристика. Оптовые цены  на  продукцию  промышленности - цены,  по которым

реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на 2 подвида:

1)   Оптовая  цена  предприятия  (отпускная  цена) - цена изготовителя продукции,     по     которой     предприятие     реализует     производственную продукцию оптово - сбытовым организациям или др. предприятиям.

2)  Оптовые цены промышленности - цены, по которым предприятия и организации - потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым организациям (оптовым). Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной)   цены   включает   в   себя   снабженческо-сбытовую   (оптовую) наценку или скидку и НДС.

21. Основные факторы, оказывающие влияние  на уровень цен. 1)В большей степени на уровень и динамику цен влияет финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены оказывает изменение покупательной способности денежной единицы России. В экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно.

2)Потребители товаров оказывают значительное влияние на принятие фирмой решения по ценам. Различают 4 категории покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках:

а)  покупатели, проявляющие большой интерес при выборе товаров к их ценам, качеству и ассортименту;

б) покупатели, чутко реагирующие на «образ» товара;

в) покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и готовы ради них заплатить более высокую цену за товар;

г)   покупатели, для которых важна не столько цена, сколько комфорт и удобство, представляемые товаром.

3)   Государственное   регулирование  цен   осуществляется  по  нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установление фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли.

4) На решение по ценам влияют и участники каналов товародвижения от производителя до оптовой и розничной торговли.

22. Особенности ценообразования на рынке монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция несколько похожа на монополию, т.к. отдельные фирмы могут контролировать цену, однако данный тип конкуренции не похож и на совершенную конкуренцию, т.к. каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход. Каждый продавец торгует отличающейся от других товаров продукцией, поэтому он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Именно поэтому кривая спроса на его товар имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Однако продукция, производимая монополистическими конкурентами, является легко заменяемой, поэтому спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен на продукцию других конкурентов.

Диапазон цен на рынке монополистической конкуренции достаточно широк. Фирмы-продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов. Для товаров высокого класса устанавливаются очень высокие цены, для остальных покупателей товары обычного качества предлагаются по обычным ценам. Широко используется практика присвоения товарам марочных названий. Стратегии маркетинга конкурентов оказывают меньше влияния на деятельность каждой фирмы. (розн. торг)

23. Особенности ценообразования на рынке олигополистической конкуренции. Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми, так и отличаться друг от друга. На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и оч осторожно относится к изменению цены на свою продукцию. В условиях олигополистич конкуренции применяется множество стратегий ценообразования. Одна из них – координация действия при установлении цен; эта стратегия существует в двух формах: принятие «соглашения о ценах» и осуществление «параллельной ценовой политики». В некоторых странах заключение соглашения о ценах запрещено законом. «Параллельная ценовая политика» - это по существу та же координация цен. Она заключается, например, в том, что компании калькулируют издержки произ-ва по унифицированным статьям и затем, прибавляя определенную норму прибыли, устанавливают цену. Под действием рын факторов цены всех компаний меняются в одной и той же пропорции и в том же направлении.

24. Распределительная функция цены и ее сущность. Эта ф-я связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рын факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между: отраслями э-ки, различными формами собственности, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными соц группами населения. Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары обеспечивается перераспределение с помощью бюджета ден средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования спец фондов, используемых для соц защиты малообеспеченных категорий населения. Распределительная ф-я цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость и др фор централизованного чистого дохода. который поступает в бюджеты разных уровней на общегос-ные нужды. Благодаря этой ф-и цены решаются также соц задачи общества. С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. особенно наглядно эта ф-я выражается в ценах, которые регулируются гос-вом. Равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.

16а) Различают 2 вида контроля:

1 Государственный,       осуществляемый       государственными       органами

ценообразования.

2)Общественный, проводимый обществами потребителей..

15а) Косвенными методами гос-во стремится установить равновесие между спросом и предложением  и т.о. способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.  Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факторы которые носят макроэкономический характер.

14а) 5.       Установление      фиксированных      или      предельных      размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной   власти  на  местах  разрешено  устанавливать  предельные уровни    снабженческо-сбытовых    и    торговых    надбавок,    наценок    на

соответствующей географической территории, определять механизм их установления. Установление предельного уровня подобных надбавок и наценок распространяется на весь объем товаров, реализуемых в рамках соответствующей территории.

6.  Декларирование цен. Органы исполнительной власти вправе применять механизм декларирования  оптовых  (отпускных)  цен  на некоторые виды товаров.   Субъекты   предпринимательской   деятельности,   производящие  и реализующие такую продукцию, в данном случае обязаны представлять в органы      ценообразования      специальные      декларации      относительно применяемых цен для необходимой регистрации.

7.        Установление    рекомендательных    цен    по    важнейшим    видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах (например, в США, Японии). Если уровень цены превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

13а) Предприятия-монополисты контролируются в части соблюдения ими существующих правил ценообразования и обоснованности получения прибыли по той номенклатуре товаров, по которой данные предприятия являются монополистами

18а) . Взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает и самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение. Необходимо отметить довольно тесную связь между системой цен и эк средой, в которой действуют цен. Эта среда включает: товарное произ-во, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рын эк-ки. Система цен характеризуется такими показателями, как уровень цен, структура цен, динамика цен.

17а) 4. Надбавка оптовой организации. Оптовые организации являются, как правило,   тем   звеном   на   пути   движения   товаров   от   производителя   к потребителю, через которое реализуется большая часть продукции произво­дителя.   Величина  надбавки  оптовой  организации,  как  правило,  меньше надбавок организаций розничной торговли, т.к. необходимую прибыль они получают за счет большого оборота товара, экономии на торговых площадях и т.д. В состав торговой надбавки оптовой организации входят прибыль оптовой организации и издержки обращения оптовой организации. Сумма оптово-отпускной   цены   производителя   и   торговой   надбавки   оптовой организации составляет цену оптовой организации.

5.     Надбавка     розничной    организации.    Через    розничные    торговые организации           продукция           предприятия-изготовителя          попадает непосредственно к потребителю.  В состав торговой надбавки розничных организаций   входят   прибыль   розничной   организации   и   ее   издержки обращения.   Сумма   цены   оптовой   организации   и   надбавки   розничной тортовой организации составляет розничную цену товара, по которой ко­нечный потребитель приобретает товар.

Информация о структуре цены важна в процессе разработки стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это свидетельствует о снижения конкуренто­способности. В результате фирма не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли и налогов и низкая доля себестоимости говорит об обратном — предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать снижения цены

 24а) . В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены.

21а) 5) Важный элемент, влияющий на уровень цен – конкуренция (контр. Рынком, фирмой, гос.).

6)   конечная   цена товара зависит  от  издержек   на  приобретение  сырья, рабочей силы рекламу, охрану окружающей среды.

25. Регулируемые цены и их характеристика.

Рег цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие гос оганов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэф-тов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем у становления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.

26. Рыночные методы ценообразования.  Их характеристика. К рыночным методам ценообразования относятся:1. Метод текущей цены.2. Метод «запечатанного конверта», или тендерного ценообразования.Метод текущей цены. В тех случаях, когда затраты трудноизмеримы,некоторые фирмы считают, что метод текущей цены, или цены, обычнополучаемой за товар на рынке, представляет собой результат совместногооптимального решения предприятий данной отрасли промышленности. Использование метода текущей цены особенно привлекательно для тех фирм,которые хотят следовать за лидером. Этот метод используется в первуюочередь на рынках однородных товаров, поскольку фирма, продающая однородныетовары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограниченныевозможности влияния на цены. В этих условиях главной задачей фирмы являетсяконтроль за издержками.В условиях олигополии фирмы также стараются продавать свои товары поединой цене.Метод «запечатанного конверта», или тендерного ценообразования,используется в тех отраслях, когда несколько компаний ведут серьезнуюконкуренцию за получение определенного контракта.

27. Свободные цены и их характеристика. Свободные цены – свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния гос органов. Гос-во может воздействовать на эти цены лишь косвенно – путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С э

Той целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены. Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и др. факторов, влияющих на формирование затрат.

28. Стимулирующая функция цены и ее сущность. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на произ-во и потреблении различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: НТП, экономию затрат ресурсов, изменение качества продукции, изменения структуры произ-ва и потребления. Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Стимулирующая функция характерна для рын цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Важное значение имеет стимулирование ценами НТП. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации произ-ва труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов. Стимулирование оптимальной структуры произ-ва и потребления совершается путем применения ценовых мероприятий.

29. Учетная функция цены и ее содержание. Ф-я учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е. являясь ден выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек произ-ва и обращения товаров, но и размер прибыли. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара. В условиях же монополизированной эк-ки, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование. Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.

В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на кол-венные и качественные

30. Факторы,  определяющие функцию предложения.  В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение, т.е. то количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. При высоких ценах продавцы выставят на продажу большее кол-во товара, чем при низких. Это происходит из-за стремления получить большую прибыль. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения возрастает. 

Р-цена; Q- количество товара .

Кривая предложения SS характеризует предложение товара прямо пропорциональной зависимостью между P и Q Эта специфическая связь называется законом предложения (закономерность не безусловна). Фирма- производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившейся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, это служит самым верным признаком целесообразности производства и его соответствия спросу. Функция предложения показывает взаимосвязь между предложением товара и определяющим его факторами; эта зависимость может быть выражена след. Образом:

Qsx=f(Px,Py,…,Pz,K,L,N,q), где

31. Факторы, определяющие функцию спроса.

 Взаимосвязь между объемом спроса на товар и определяющими его факторами отражена в общей функции спроса и может быть представлена следующей формулой  QDx=f(Px,Py,…, Pz,I,W,Tx,F,S,q), где QDx- объем спроса на товар Х в единицу времени; Рх-цена товара Х; Py,…Pz- цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров; I- доход покупателей; W – уровень благосостояния, т.е. покупательская способность потребителя; Тх – вкусы и предпочтения покупателей; F- потребительские ожидания; S- сезонность потребности; q- кол-во покупателей. Закон спроса показывает связь между ценами и кол-вом товаров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условиях по низкой цене удасца продать больше товаров, чем по высокой.

-по низкой цене купить товар может большее число потребителей;

-  низкие цены заставят многих покупателей предпочесть данный товар другому;

-если цены на товар будут высокими, определенное число покупателей откажутся от покупки.

Неценовые факторы:

1.Цены взаимосвязанных товаров. Объем спроса на любой конкр. Товар будет зависеть от изменеия цен на взаимосвязанные товары. Если уве. цены на один товар влече за соб. Увел. Спроса на др. товар при каждом значении цены, такие товары наз. Взаимосвязанными (товары-субституты). Повышение цены на товар –субститут сдвигает кривую спроса в право. Если увелич. Чены одного товара вызывает снижение объема спроса на другой такие товары наз-ся взаимодополняемыми (комплиментарными). Увелич. Цен сдвигает 

32. Формирование цен по сокращенным издержкам.  Ценовой метод прямых издержек — способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам (табл. 3).

Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.

 

33. Функции цены и их характеристика. Можно выделить 5 функций цены. 1 .Учетная функция цены - определяется самой сущностью цены, т. е являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые делятся на количественные (ВВП, нац. доход,...) и качественные (рентабельность, производительность труда).

2. Стимулирующая функция цены- Цена оказывает стимулирующие воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли.

3. Распределительная функция цены – С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода.

4.Функция сбалансирования спроса и предложения - выражается в том, что

через цены осуществляется связь между производством и потреблением,

предложением и спросом.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства - с

помощью механизма цен для получения более высокой прибыли

осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и

внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая

34. Характеристика составных элементов цены.  Розничная цена – это цена, по которой  товары  продаются  населению,  а

также предприятиям  и  организациям  при  закупке  товаров  через  розничную

торговую сеть. Розничная  цена  включает  в  себя  себестоимость  продукции,

прибыль, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую  надбавку.  Состав

и соотношения  между  основными  элементами  розничной  цены  составляют  её

структуру.

    Себестоимость продукциии – это затраты предприятий  на  производство  и

реализацию  продукции.  Для  определения   цены   составляется   калькуляция

себестоимости, которая представляет собой ведомость,  где  отражены  затраты

на производство и реализацию единицы продукции. В калькуляцию  себестоимости

включены: сырьё и  материалы,  заработная  плата  производственных  рабочих,

цехового и управленческого персонала, амортизационные отчисления  на  полное

восстановление оборудования, зданий, помещений, расходы  по  их  содержанию,

страховые  взносы  (в  пенсионный  фонд,  фонд  занятости,   на   социальное

страхование,   обязательное   медицинское   обслуживание),    проценты    за пользование банковским кредитом,  расходы  на  подготовку  и  переподготовку

кадров, на рекламу, представительные расходы, плата за  аренду,  затраты  на

упаковку,  хранение,  транспортные  расходы.  .

35. Характерные черты ценообразования на рынке свободной конкуренции. Рынок свободной конкуренции характеризуется наличием на рынке множества фирм, каждая из которых не может оказать значительного влияния на уровень цен, поскольку ей принадлежит небольшая доля рынка. Рынок характеризуется однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров, отсутствуют ценовые ограничения. К рынка свобод конкуренции относятся: рынки зерна, кофе, чая цветных металлов и т.д.

36. Характерные черты ценообразования на рынке чистой монополии.

На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или гос организация. Используя гос монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость, или установить высок цену для ограничения потребления продукта. Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на цен политику др фирм. Обладая большой свободой в установлении цен, фирма все же определяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою продукцию. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Стратегия множественных цен основана на том, что фирма-монополист назначает для каждой группы покупателей максимально высокую цену. в нек странах эта стратегия запрещена законом. Стратегия сегментации рынка базируется на неоднородности спроса покупателей в предела отдельного сегмента или на различных рынках. Фирме-монополисту не всегда выгодно прибегать к установлению высокой цены; этим она может привлечь конкурентов или вызвать гос регулирование цен, что приведет к потери части покупателей. Выбирая ту или иную стратегию цен, фирма должна учитывать след факторы: цены на продукцию часто приходится пересматривать; в ценах недостаточно учитывается инф-я о спросе, конкурентах, покупателях; спрос на товары эластичен; большая часть покупателей чувствительна к цене и привлекается низкими ценами конкурентов. 

28а) Рационализация структуры произ-венного потребления осуществляется путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одинакового или различного уровня цен в расчете на единицу полезного эффекта и др. Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов, а также путем использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, системы договорных цен и т.д.

26а) . При определении тендераисходят прежде всего из цен, которые могут назначить конкуренты, и ценаопределяется на более низком по сравнению с ними уровне.Однако если товар обладает какими-то качествами, отличающими его оттоваров-конкурентов, или воспринимается покупателями как другой товар, ценуна него можно назначать гибко, не обращая внимания на цены конкурентов.К рыночным методам формирования цены относится также метод определенияцен, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производстваи состоянием рынка.

32а)

Элемент цены

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Выручка от реализации (цена изделия)

В том числе:

сырье и материалы

заработная плата основных производственных рабочих

прочие прямые затраты

Итого прямые затраты

Покрытие (валовая прибыль)

Рентабельность (валовая прибыль к прямым затратам)

Косвенные затраты

1055,0

 

 

360,0

292,5

 

67,5

720,0

435,0

60%

 

285,0

1072,5

 

 

247,5

217,5

 

52,5

517,5

555,0

107%

 

465,0

1320,0

 

 

307,5

210,0

 

172,5

690,

630,0

91%

 

525,0

31а) кривую спроса влево.

2. Уровень денежных доходов покупателей. Доход растет, покупатель начинает больше тратить денег на потребление товаров. Его спрос повышается на многие товары но не на все. Нормальный (полноценный) товар – это товар, объем спроса на который увеличивается с ростом  дохода при каждом значении цены. Низший (малоценный) товар – это товар, объем спроса на который падает с ростом дохода.

3. Вкусы и предпочтения покупателей.  (формируется под воздействием общества и рекламы).

4. Потребительские ожидания. Ожидания потребителей будущего повышения цен, увеличения доходов и дефицита товаров на рынке вызывает увеличение объема спроса в данный период.

5. Количество покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей с постоянным средним доходом сопровождается ростом объема спроса на любой товар при всякой цене. Кривая спроса при этом переместится в право.

30а) Qsx- объем предложения товара Х в единицу времени; Рх – цена предложения товара Х; Py,…Pz- цены на товары-конкуренты и товары, производимые совместно с данным товаром; К- уровень технологии производства; L- налоги и дотации; N – плата за производственные ресурсы; q – количество продавцов.

Объем предложения- это то кол-во товара, кот. Продавец желает продать при данных условиях. Он меняется только при изменении цены. (рис. SS). В случае изменения др. факторов, влияющих на предложение, смещается сама кривая (S1S1). Изменение объема предложения означает передвижение по кривой предложения с одной точки на другую вследствие изменения цен на товар. Изменение в предложении выражается смещением всей кривой предложения вправо или влево при изменении одного или нескольких нецен. Факторов.:

1. Плата за производственные ресурсы оказывает влияние на издержки произ-ва, а след-но и на объем вып. Продукции. ( при сниженеии платы за ресур. И сниж. Издержекпрои-ва происх. Увел. Предлож (сдвиг крив. В право).

2. Уровень технологии произ-ва. Совершенствование технологий- снижение издержек (увеличение объема, кривая в право).

3. Цены на др. товары. Изменение предложения одного из товаров-конкурентов находится в обратной зависимости от изменения цены другого товара, а товары, производимые «совместно»-в прямой зависимости.

4. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают налоги как предпринимательские издержки. С ростом налогов увеличив. Издержки и сокращается предложение.

5. Кол-во продавцов товара. Увел. продавцов приводит к пов. Рын. Предлож.(крив.в право) 

29а) Кол-венные – ВВП, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др. Качественные – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др. Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хоз процессов, измерение их результатов. В этой ф-ии цена выступает одним из главных показателей эффективности произ-ва, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рын отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

34а) Калькуляция  себестоимости   в

условиях рынка связана с установлением нижнего предела,  до  которого  может

быть снижена цена в случае падения спроса на  продукцию  предприятия  или  с

целью завоевать определённый рынок.

    Прибыль. Кроме себестоимости, розничная цена включает прибыль,  которая

необходима для обеспечения расширенного воспроизводства. В  настоящее  время

нормативы  прибыли  (рентабельности)  при  определении  цены  в  большинстве

случаев не установлены.

    Акциз  –  это  разновидность  косвенных  налогов  на  товары  и  услуги

предприятий, включаемых в цену или тариф. Это, как правило, товары,  уровень

потребления которых мало  эластичен  по  отношению  к  изменению  цен,  либо

специфические товары (алкагольные, табачные). Перечень  подакцизных  товаров

постоянно меняется

    Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в

бюджет  части   добавленной   стоимости,   создаваемой   на   всех   стадиях

производства и реализации товаров  (работ,  услуг).  Добавленной  стоимостью

является  разница  между  стоимостью  материальных  услуг,   отнесённых   на

себестоимость и издержки обращения. НДС облагаются  многие  виды  товаров  и

услуг.. НДС на импортные товары рассчитывается с  учётом

таможенной стоимости, таможенной пошлины акцизов.

37. Цена и полезность товара, их взаимосвязь. В условиях рынка важную роль при формировании цены играет полезность товара. Дело в том, что покупателя интересует в какой степени товар будет удовлетворять его потребности. Покупатель стремится получить максимальную полезность при ограниченном ден доходе. Различают общую и предельную полезность. Предельная полезность товара или слуги – это полезность единицы из имеющегося запаса данного вида товара или услуги. Общая полезность – это сумма предельных полезностей (полезность всех имеющихся в наличии товаров). С увеличением общего кол-ва товаров или услуг, которыми располагает потребитель, предельная полезность уменьшается, а общая – увеличивается. предельная полезность также уменьшается при переходе от удовлетворения насущных потребностей к менее насущным. Покупатель стремится получить максимальную полезность, покупая такой товар или услугу, для которых отношение предельной полезности к цене одинаково. В практике хозяйствования соотношение цены и полезности товара учитывается, в частности, благодаря использованию параметрических методов ценообразования.

38. Цена и предложение, их взаимодействие. Кривая предложения. В установлении рыночной цены одну из важных ролей играет предложение - количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. При высоких ценах продавцы выставят на продажу большее количество товара, чем при низких. Это происходит из-за стремления получить большую выгоду.

Объем предложения - это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях. Объем предложения меняется только при изменении цены.

По оси ОХ отложены объем продаж некоторого товара X, по оси ОУ - цены на единицу данного товара.

39. Цена и спрос, их взаимодействие. Кривая спроса. Спрос является важнейшей категорией рын эк-ки, т.к. именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию . Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Объем спроса – это кол-во товара, к-ое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени. Закон спроса показывает связь между ценами и кол-вом товаров и услуг, к-ые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой цене. Изменение спроса объясняется следующими обстоятельствами: по низкой цене купить товар может большее число потребителей; низкие цены заставят многих покупателей предпочесть данный товар другому; если цены на товар будут высокими, определенное число покупателей откажутся от покупки. Кривая спроса показывает, что между ценой товара и его кол-вом устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. Увеличение кол-ва товара в продаже  вызывает снижение цены на него. Если изменяется цена товара, то при прочих равных условиях изменяется величина спроса на него и движение идет по кривой спроса. В случае изменения др факторов (кроме цены) изменяется сам спрос, следовательно, положение кривой спроса: при падении спроса кривая спроса двигается вниз и влево, а при его повышении – вверх и вправо. Таким образом «изменение в спросе» нельзя смешивать с «изменением объема спроса».

40. Ценовая и неценовая конкуренция, их характеристика. Ценовая конкуренция – вид конкурентной борьбы по средствам изменения цен на товары. Основное условие успешной ценовой конкуренции – это постоянное совершенствование произ-ва и снижение себестоимости продукции. В определенной ситуации ценовая конкуренция может перерастать в войну цен, когда боем сильного стремится ликвидировать боем слабого за счет политики понижения цен. В отдельных странах война цен запрещена, поскольку общество имеет большие потери.

41. Цены на принципиально новые товары. 

При установлении цены на принципиально новую продукцию могут использоваться следующие стратегии ценообразования: 1) стратегия снятия сливок; 2) стратегия прочного внедрения на рынок; 3) ценообразование в соответствии с кривой освоения. Когда принимается стратегия снятия сливок, то сначала на товар при реализации устанавливается максимально высокая цена. После того как сбыт товара замедляется, цена на товар падает, чтобы привлечь новых потребителей (клиентов).  Эта стратегия используется предприятием при следующих условиях: 1) высокий уровень текущего спроса на товар со стороны достаточного числа покупателей; 2) издержки мелкосерийного производства не настолько высоки, чтобы повлиять на финансовые результаты; 3) высокая цена на товар не привлекает новых конкурентов на рынок; 4) высокая цена на товар поддерживает образцово высокое качество товара. Использование этой стратегии для формирования цены на принципиально новые товар или услугу даст возможность выявить и изучить другие потребности и сферы применения товара. Также появляется резерв времени для улучшения качественных характеристик товара, для совершенствования технологии изготовления товара, для постепенного приближения к приемлемому уровню цены на товар.

42. Цены устанавливаемые в контрактах.

При фиксации в контракте цены товара большое значение имеет определение её базиса в отношении места поставки. Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в цену товара. Цены, устанавливаемые в контракте, могут быть выражены в валюте страны экспортера, импортера или третьей страны. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, и скользящая с последующей фиксацией. Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течении срока его действия. Подвижная цена может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена товара к моменту его поставки измениться, при этом в контракте следует указать на источник понижения или повышения цены. Скользящая цена- это цена , исчисленная с момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной цены) с учетом изменений в издержках производства. При заключении контракта могут быть использованы публикуемые цены, к которым относятся справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены в общих статистических справочниках.

43. Эластичность спроса от цены. Формула коэффициента ценовой эластичности. Количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению факторов, их определяющих, позволяет эластичность. Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение др величины. Иными словами, эластичность есть число, кот-е показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на 1%. Особую важность представляет эластичность спроса от цен, или ценовая эластичность, кот-я показывает реакцию величины спроса в ответ на изменение цены и определяет, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. Ценовая эластичность определяет чувствительность покупателей к изменению цен, с точки зрения кол-ва товаров, кот-е они приобретают. Степень эластичности определяют с помощью коэф-та эластичности по формуле , где - объем продажи по старым ценам, - объем продажи по новым ценам, - старая цена товара, - новая цена товара

44. Этапы процесса ценообразования и их характеристика. Ценообразование на фирме – сложный и многоэтапный процесс. Рассмотрим этапы ценообразования:

1.     Выбор цели. Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели о положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Существуют три основных цели ценовой политики: обеспечение выживаемости фирмы, максимизация прибыли и удерживание рынка. Выбирая цель, основанную на максимизации прибыли, фирма оценивает спрос и издержки применительно к разным уровням цен и останавливает на таких ценах, которые обеспечивают ей в будущем максимальную прибыль. Цель, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Фирма предпринимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

2.                Определение спроса – след важный этап установления цены. Его нельзя устранить или отложить, не изучив спрос на данный товар. Однако следует иметь в виду, что высокая или низкая цена, назначенная фирмой сразу, не отразится на спросе на товар.

3.  Анализ издержек. Валовые издержки произ-ва определяют минимальную величину цены. Это важно учитывать при снижении цены, когда появляется реальная угроза понесения убытков из-за установления уровня цен ниже издержек.

39а) Изменение объема спроса означает движение по кривой спроса, тогда как изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса влево и вправо. На изменение спроса также влияют многие неценовые факторы

44а)4.  Анализ цен конкурентов. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров. С этой целью делаются сравнительные покупки, в результате которых проводится анализ цен, товаров и качества. Фирма может использовать полученную инф-ю как исходную дл ценооб-я и определения своего места среди конкурентов.

5.Выбор метода ценообразования и установления окончательной цены. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на произ-во, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Наиболее распространенными методами установления цен являются: Метод установления цены товара на основе издержек произ-ва; Метод дохода на капитал; Метод определения цен с ориентацией на спрос; Метод установления цены на уровне текущих цен.

43а) В зависимости от величины коэф-та различают: неэластичный спрос, при Эс<1, спрос единичной эластичности, при Эс=1, эластичный спрос, при Эс>1. В случае абсолютной неэластичности Эс=0 кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси, т.е. небольшое повышение цены ведет к бесконечно большому сокращению величины спроса и наоборот. В случае абсолютной эластичности при Эс→∞ кривая спроса параллельна горизонтальной оси и расположена выше ее (так как Р>0). Отсюда при абсолютно эластичном спросе никакое изменение цены не влияет на величину спроса.

42 а) Публикуемые цены носят справочный характер и довольно часто существенно отклоняются от фактически уплачиваемых покупателем цен вследствие широкого применения системы специальных скидок. Общая (простая) скидка дается продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель согласен оплатить наличными. Она составляет 2-3 % справочной цены. Скидка за оборот (Бонусная скидка) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности, может достигать 15-30 % оборота. Бонусная скидка предоставляется производителем своим постоянным посредникам по сбыту. Сезонные скидки предоставляются за покупку товара вне сезона. Скидки при продаже поддержанного оборудования составляют иногда до 50 % первоначальной цены товара. При определении условий платежа в контракте устанавливаются: валюта платежа; срок платежа; способ платежа и формы расчетов; оговорки направленные на уменьшение или устранение валютного риска.

41а) Если предприятие использует стратегию прочного внедрения на рынок, на товар устанавливаются низкие цены с тем, чтобы привлечь больше покупателей. Эта стратегия используется при наличии следующих условий: 1) рынок очень чувствителен к цене, и низкие цены на товар способствуют его распространению; 2) с ростом объема продаж издержки на одну конкретную партию быстро снижаются; 3) низкие цены на товар не привлекают новых конкурентов на рынок. Стратегия прочного внедрения на рынок позволяет определить перспективы сбыта товара на ранних стадиях его жизненного цикла, так как небольшой объем продаж при низких ценах на товар означает, что потребность в товаре недостаточна. Использование этой стратегии предполагает получение предприятием долговременной прибыли от реализации товара. Когда предприятие использует третью стратегию — ценообразование в соответствии с кривой освоения — предполагается установление первоначально высоких цен на товар и снижение их более быстрыми темпами, чем при стратегии снятия сливок. Эта стратегия позволяет осваивать чувствительные к ценам секторы рынка (по доходам, объем продаж растет). При этом издержки на единицу продукции снижаются, что будет способствовать возмещению потери прибыли предприятия от снижения цены на товар.