ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СЕРПУХОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

ФАКУЛЬТЕТ: финансово-кредитный

КАФЕДРА: региональной экономики и управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Ценообразование»

тема: «Цены и их государственное регулирование»

                                         Исполнитель:

                                         Специальность: финансы и кредит

                                         Курс: 3

                                         Группа:

                                         № зачетной книжки:

                                         Руководитель:

г. Серпухов

2007

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение

3

1 Функции цен и их сущность

4

2 Государственное регулирование цен и его методы

10

3 Задание 1

22

4 Задание 2

23

Заключение

24

Список литературы

25

ВВЕДЕНИЕ

         Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости. Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания.

         В рыночном механизме важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения.

         В плановой экономике при единой государственной собственности регулирование экономики осуществляется через закон планомерного развития и централизованное планирование. Вследствие этого все экономические инструменты, в том числе и цены, привязаны к плану, подчинены его выполнению.

         Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику.

В рыночной экономике имеется много механизмов регулирования деятельности предприятия, но что принципиально важно – все они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для заинтересованности предприятия следовать за потребностями общества или же имеют ограничительный характер, защищая интересы общества, государства.

Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономи­ческими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования экономических процессов включает три важных средства: государ­ственный бюджет, систему государственных банков и государствен­ный сектор экономики.

1. ФУНКЦИИ ЦЕН И ИХ СУЩНОСТЬ

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего со­держания. К функциям цены может быть отнесено только то, что ха­рактерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно вы­делить пять функций цены.

1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., яв­ляясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сы­рья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление то­вара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных из­держек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая пред­лагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факто­ров значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и по­купателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

В условиях же монополизированной экономики, деформирован­ного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдер­жать рост которых может только административное регулирование.

В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимост­ных показателей, которые можно разделить на количественные и ка­чественные.

Количественные показатели – валовый внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.

Качественные показатели – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных про­цессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.

В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хо­зяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в по­ощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулиру­ющее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или со­кращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для произ­водителей особенно важны цены, по которым они сами непосред­ственно продают свою продукцию.

С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:

· научно-технический прогресс;

· экономию затрат ресурсов;

· изменение качества продукции;

· изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня при­были в цене, надбавок и скидок к основной цене.

Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, кото­рая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами.

Важное значение имеет стимулирование ценами научно-техничес­кого прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой пе­редовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых из­делий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

Стимулирование оптимальной структуры производства и потреб­ления совершается путем применения ценовых мероприятий. Рацио­нализация структуры производственного потребления осуществляет­ся путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одина­кового или различного уровня цен в расчете на единицу полезного эффекта и др.

Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж и др.), а также путем использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, системы договорных цен и т.д.

В настоящее время в условиях переходного для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование произ­водства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынков.

 3. Распределительная функция цены связана с возможностью от­клонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

· отраслями экономики;

· различными формами собственности;

· регионами страны;

· фондом накопления и фондом потребления;

· различными социальными группами населения.

Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социаль­ной защиты малообеспеченных категорий населения.

Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударствен­ные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие соци­альные задачи общества.

С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем и потребителем, между отдельны­ми категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установле­нии цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличен­ные доходы.

В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они – не единственный инструмент рас­пределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финан­сы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жиз­ненного уровня определенной категории населения эффективнее все­го использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых плате­жей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, по­скольку от снижения цен обычно выигрывает все население.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах произ­водства и обращения и требует принятия необходимых мер по их пре­одолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соот­ветствия между спросом и предложением. При появлении диспропор­ций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/со­кращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.

Цена должна заинтересовывать производителя в повышении ка­чества и расширении ассортимента, необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предложе­нием регулировалась планами производства и материально-техничес­кого снабжения. Спрос лишь частично регулировался установлением относительно более высоких цен на особо модные товары и снижени­ем цен на товары, не пользующиеся спросом, – так называемые се­зонные цены (уценки).

В условиях рыночных отношений цена в этой функции как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а ма­териальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпус­ка товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении обратной зависимости между рыноч­ной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих рав­ных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено поку­пателем, следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спро­са, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно рас­тут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при сни­жении цен.

Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. В современных российских условиях имеет место следующий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокра­щается. Растущий спрос обеспечивается импортом.

Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предло­жения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.

5. Функция цены как критерия рационального размещения произ­водства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать вес более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоя­тельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только пред­приятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшеству­ют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыноч­ных факторов, в том числе и цен.

Однако в условиях российской экономики, при значительном мо­нополизме производителей и весьма слабо развитой конкуренции пе­реток капиталов из одной сферы экономики в другую пока еще край­не ограничен.

В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма при­были существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов на развитие производства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности. В та­ком случае капиталы приобретают форму торгового капитала. В этой сфере деятельности имеет место довольно сильная конкуренция меж­ду различного рода концернами, объединениями, фирмами за рынки сбыта различных групп товаров.

Вложение же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфля­ции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу.

 

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ЕГО МЕТОДЫ

1. Необходимость регулирования экономики и цен государством

В современных условиях регулирующее воздействие на экономи­ку оказывает не только государство, но и частные монополии. Таким образом, регулирование экономики осуществляется на двух уров­нях – на макроуровне (субъект – государство) и на микроуровне (субъект – частные фирмы). От того, как ведет экономическую поли­тику государство, зависит рыночная стратегия фирмы.

Важнейшее значение имеет изменение хозяйственной роли госу­дарства. Государство создает разнообразный инструментарий, с по­мощью которого вмешивается в процессы хозяйственной деятельнос­ти. По мере роста монополизации экономики и усиления степени ее обобщения, государство должно брать на себя важные функции мо­билизации капитала и управления процессом производства, выпол­нять которые компании, ограниченные рамками соответствующей формы собственности, не в состоянии.

Государство и фирмы являются и самостоятельными субъекта­ми регулирования. Так, расширение сферы деятельности компаний оказывает решающее воздействие на формирование важнейших вза­имосвязей процесса воспроизводства. Формы монополизации во всем их многообразии являются в то же время формами регулирования. Для изменения структуры и интенсификации производственных про­цессов частные фирмы используют разнообразные формы монопо­лизации, такие как слияние, картели, кооперация, новые виды рыноч­ной стратегии.

Государство же в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономи­ческими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования экономических процессов включает три важных средства: государ­ственный бюджет, систему государственных банков и государствен­ный сектор экономики. Через них государство воздействует на функ­ционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний и т.д.

Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, на­пример, через государственную собственность или налоговую систе­му, через процентную ставку, тарифы.

 

2. Методы регулирования цен и контроля за ценами

Воздействие государства на процессы ценообразования стало од­ним из важных и систематически применяемых методов экономичес­кой политики развитых стран.

Сложившаяся система государственного регулирования цен наря­ду с другими формами отраслевой государственной политики воздей­ствует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения стра­ны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государ­ства.

Известный американский экономист Саймон считает, что на боль­шинстве рынков действуют не конкурентные цены, а управляемые. Влиятельный американский экономист Дж. Гэлбрейт также считает, что эффективный контроль над ценами необходим.

В прошлом государственное регулирование цен в зарубежных странах проводилось главным образом в военные периоды. Особое развитие оно получило во время первой и второй мировых войн. Ос­новной причиной прямого вмешательства государства в ценообразо­вание в период войны является резкое нарушение механизма воспро­изводства, в результате чего происходит скачкообразное изменение структуры производства и потребления, создаются условия, при ко­торых значительно сокращается выпуск товаров личного потребле­ния и оказание услуг, быстро накапливается так называемый «отложенный» (неудовлетворенный) спрос. В послевоенный период проис­ходит обратная перегруппировка отраслей экономики: значительно увеличивается (предъявляется) спрос на товары, производство кото­рых не соответствовало потребностям, восстанавливаются разрушен­ные в военные годы межотраслевые связи в рамках национального воспроизводства. В такой обстановке создаются условия для значи­тельного отклонения цен от стоимости товаров и возникновения мно­гочисленных диспропорций, преодолеть которые без государствен­ного вмешательства очень трудно. Регулирование цен становится рас­пространенной практикой государства.

В этих условиях государственное регулирование в области цен обычно преследует следующие цели:

1. Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.

2. Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.

3. Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропор­ционально росту цен.

4. Субсидировать производство, находящееся под контролем го­сударства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.

5. Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведе­ния социально-экономических мероприятий.

Некоторые экономисты утверждают, что регулирование цен со стороны государства в условиях рынка недопустимо. Однако опыт стран с рыночной экономикой убедительно показывает, что государ­ство не устранялось и не устраняется от контроля за ценами на внут­реннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночно­му механизму.

Государственное регулирование цен является попыткой государ­ства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической систе­мы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания про­цессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйствен­ной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.

Известно, что система цен – один из важнейших элементов ры­ночной экономики, и она, естественно, связана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, на­логов, процентных ставок за кредит и других экономических рыча­гов проявляется в изменении издержек и цен на продукцию и воздей­ствует на процессы воспроизводства.

В России в условиях серьезной разбалансированности экономики роль государства заключается в создании рыночных структур в це­лях обеспечения нормальных условий развития рынка: формирова­нии предпринимательства, принятии антимонопольного законода­тельства и т.д. Проведение государством, в частности, антимонополь­ной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономи­ки, ее поддержку и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

Следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напро­тив, повышает роль государства в осуществлении политики ценооб­разования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропро­изводителями оптимальных решений по ценам, в оказании им мето­дологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нор­мальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, пре­доставление людям возможности приобретать в достаточном коли­честве товары первой необходимости.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми – путем установления определенных пра­вил ценообразования, так и косвенными – через такие экономичес­кие механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.

Практически такие меры регулирования вписываются в общую систему управления рыночной экономикой.

Разработка цен в рыночных условиях осуществляется товаропро­изводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых пра­вительством. При этом отклонение от установленных норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия товаропро­изводителей со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В США за установление чрезмерно высоких цен предусмотрена уголовная ответственность. Но задача государства здесь сводится не к насильственному контролю за цена­ми, а скорее к выступлению в роли арбитра.

В период инфляции спрос может расти одновременно с повыше­нием цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос.

Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покуп­ки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережений. В пере­ходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения – дефицит товаров не позволяет истратить ту сумму де­нег, которую покупатель накопил на данный момент времени.

Как известно, в России в последние годы спрос значительно пре­вышал предложение. В связи с этим проблема решалась путем увели­чения импорта товаров.

С одной стороны, радикально не перестраивающаяся экономи­ка не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста тре­буемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высо­ки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно корот­кие сроки. Различают методы прямого и косвенного регулирования цен (рис. 1).

Рис. 1. Государственное регулирование цен

При прямых методах регулирования цен государство непосред­ственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, уста­новления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.

К косвенным методам регулирования цен относятся регулирова­ние учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минималь­ной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообра­зование, которые носят макроэкономический характер.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных ме­тодов регулирования цен государством.

Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влия­ние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

Система ценообразования, создаваемая в России в ходе реформ, должна быть, как и в современной рыночной экономике, с одной сто­роны, единой и реализовать принципы конкуренции и свободы рыночных колебаний цен, а с другой – иметь регулируемый, разнорежимный характер.

Прямое государственное регулирование предполагает необходи­мость корректировки рынка и дополнения рыночного механизма цен­трализованной политикой государства путем контроля за важнейши­ми параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хо­зяйства, которое имеет место в России, возникающая равновесная цена не способствует достижению стабильности в экономике. Поэто­му государство путем установления и регулирования цен должно це­ленаправленно создавать условия равновесия.

Проводя активную ценовую политику, государство может обеспе­чить прибыльность бизнеса, который невыгоден для чисто рыночно­го хозяйствования (долговременные научно-технические программы, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.). Подобный результат может быть достигнут как путем использования договор­ных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок.

Конечно, при чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и возникает опасность потери ры­ночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние со сто­роны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно оператив­но меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание рынка не имеющими сбыта товарами.

В случае полного отхода государства от участия в формировании цен и их регулирования разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а ры­ночные отношения и финансовое положение многих предприятий ста­новятся достаточно неустойчивыми.

В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение установлением и регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополи­стических предприятий. В переходный для общества период усилива­ется необходимость прямого государственного регулирования цен.

Государственное регулирование цен осуществляется также при помощи гарантирования производителям уровня продажных цен и посредством субсидирования издержек производства. Регулирование цен путем субсидирования издержек производства в целях повышения производительности труда в сельском хозяйстве подразумевает предоставление производителям правительственных субсидий на закупку удобрений, сельскохозяйственных машин, при­обретение высококачественных семян, проведение мелиоративных работ и т.д.

Кроме того, государство поддерживает соотношение между цена­ми на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемы­ми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.

Наряду с методами прямого регулирования цен государство осу­ществляет косвенное регулирование, т.е. воздействует на процесс це­нообразования и рядом косвенных мер. Такие меры стали применять­ся в западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляцион­ный рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюн­ктуры рынка, на создание определенного положения в области фи­нансирования, валютных и налоговых операций, а в целом – на ус­тановление оптимального соотношения между спросом и предложе­нием.

К методам косвенного регулирования цен относятся государствен­ные закупки, налоговая система, регулирование денежного обраще­ния и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации и т.д. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более рав­номерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факто­ры, которые носят макроэкономический характер.

В последние годы государственное регулирование цен в России осуществлялось в следующих формах:

1. Выплата отдельным производителям органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок».

2. Установление для производителей, оптовых и розничных орга­низаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.

3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.

4. Установление твердых фиксированных цен.

5. Установление для предприятий-монополистов предельных цен.

6. Ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополи­стов.

7. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщи­кам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет.

8. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпус­кным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.

9. Установление коэффициентов повышения цен с целью сдержи­вания их роста.

10. Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.

11. Декларирование повышения свободных цен.

В России все еще нет закона о ценообразовании, который бы со­здавал законодательную базу для реализации основ ценовой полити­ки, отнесенных новой конституцией к ведению РФ. Такие законы действуют во многих странах с развитой рыночной экономикой и уже приняты в некоторых странах ближнего зарубежья.

В документах Правительства РФ о дальнейшем развитии реформ и стабилизации экономики России почти нет упоминания о ценовой политике. Одной из важнейших и острейших проблем отводится явно третьестепенная роль. Отсутствуют правила поведения партнеров при монопольном предложении товаров и услуг.

В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную стабильность цен, делает невозможным для отдель­ного производителя или посредника произвольное резкое повыше­ние цен. Строго говоря, в этих странах практически нет свободного ценообразования, а есть конкурентное ценообразование, дополненное государственным регулированием цен на монопольную продук­цию и отдельные, социально значимые товары и услуги (в Англии – молоко, в Японии – рис и т.д.).

В обозримом периоде выпуск основных базовых видов продукции производственно-технического назначения (металла, химической продукции и др.) сохранит монопольный характер без реальных конкурентных ограничений роста цен. Еще больше обостряется положе­ние с монопольным ростом цен, когда происходит приватизация тех­нологически взаимосвязанных производств (комбинатов, комплексов) по частям. Вместо одного крупного монополиста образуется несколько средних и мелких, и каждое приватизированное производ­ство (отделение, цех и др.) устанавливает монопольные цены со своей прибылью на полуфабрикат, узлы, детали, услуги, что приводит к раскрутке цен на конечную продукцию.

Правда, по продукции естественных монополий (железнодорож­ный транспорт, электроэнергия, связь, газ) применяется государствен­ное регулирование цен.

Несколько по-иному обстоят дела в регионах. Там к монополис­там было отнесено большинство молокозаводов, хлебопекарных предприятий, предприятий, обеспечивающих водоснабжение и предоставляющих услуги связи. Регулирование в регионах цен на моно­польную продукцию в определенной степени способствовало огра­ничению роста цен на эти виды товаров и услуг и позволило обеспе­чить контроль за ценами и наблюдение за их динамикой в условиях отсутствия конкуренции на рынках.

В целях усиления государственного влияния на создание оптималь­ной системы цен, позволяющей сочетать интересы государства, про­изводителя и потребителя, в хозяйственную практику следовало бы ввести две формы соглашений.

Первая – трехсторонний договор между правительством, проф­союзами и предприятиями, предусматривающий обязательства и от­ветственность сторон по допустимому росту цен и зарплаты, соци­альной защите населения. Вторая форма – договоры на уровне хо­зяйственных субъектов с учетом стратегии их развития, конъюнктуры рынка, возможных цен реализации и их соотношений с допустимым ростом цен по первому соглашению.

Наиболее целесообразным является заключение по технологичес­кой цепочке ценовых соглашений, предусматривающих двусторон­ние или многосторонние связи нескольких изготовителей продукции с учетом конечного спроса. Ценовые соглашения могут заключаться также между производствами и предприятиями, заинте­ресованными во взаимных поставках продукции, например, между предприятиями электроэнергетики и алюминиевой промышленнос­ти. При этом стороны согласовывают формы, методы и сроки регулирования цен, а также взаимный обмен информацией по уровню зат­рат, размерам прибыли и направлением ее использования. Эта вто­рая форма соглашения должна быть основной.

Широкое использование условных договоров могло бы превра­тить инфляцию с непредсказумыми результатами, какой она сейчас является, в управляемый процесс.

Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на эко­номику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изме­нение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетать­ся с регулированием заработной платы.

Регулирование цен государством в России за последние годы было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, например, меха, ковры, хрусталь, драгоценные ме­таллы, видеомагнитофоны и др., даже при их монопольном производстве формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.

В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государ­ственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение все­ми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию. Так, к предприяти­ям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нару­шения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономические санкции, заклю­чающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.

К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, от­носятся:

· завышение регулируемых государством цен и тарифов на това­ры и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;

· завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и тари­фам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредостав­ление установленных скидок;

· применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, на­ценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установлен­ном порядке;

· завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня и т.д.

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по це­нам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами респуб­лик в составе России, краев, областей, автономных образований, го­родов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.

Следует отметить острую необходимость прямого государствен­ного контроля прежде всего над монопольными рынками. Там, где признана естественной государственная монополия, например, в оборонной промышленности, фундаментальной науке и т.п., уместно настоящее, полномасштабное администрирование. Это и текущее, и долгосрочное планирование производства, издержек и цен, и прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, и гарантированное материально-техническое снабжение, и цен­трализованные государственные закупки. Вполне допустимо адми­нистративное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые относятся к монополии государства. Оно может осу­ществляться путем введения жестких акцизных ставок, планирования цен или какими-то иными способами.

Мировая практика знает немало комбинаций различных методов регулирования рынков. Одни методы – как экономические, так и административные – выполняют в политике государства роль несу­щей конструкции и направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государ­ственное регулирование рыночной экономики.

 

 

3. ЗАДАНИЕ 1

Определить прибыль и рентабельность реализации импортного товара.

Исходные данные:

- свободная розничная цена, сложившаяся на рынке с учетом спроса и предложения – 200 руб.;

-  таможенная стоимость, включая расходы по доставке до границы России – 10 руб. (курс рубля к доллару принимаем на момент решения задачи);

- ставка акциза – 35%;

- таможенная пошлина – 15% от таможенной стоимости;

- сборы за таможенное оформление – 0,15% от таможенной стоимости;

- ставка НДС – 20%

- снабженческо-бытовые расходы – 11 руб.;

- торговые издержки – 30 руб.

Решение:

1$ = 24,67руб.

Находим оптовую отпускную цену (без НДС):

Цопт=ПС+акциз+Пи,

где ПС – полная себестоимость;

       Пи – прибыль изделия (10% от ПС).

ТС (таможенная стоимость) = 246,70+37,00+3,70=287,40 руб.

ПС = 287,4+11+30=328,40 руб.

Акциз = 85,14 руб.

Цопт=328,4+Пи(10%)+85,14=446,38 руб.

Прибыль от реализации товара

Пи=Цопт-ПС

Пи = 446,38-328,40=117,98 руб.

Рентабельность

Ри=Пи/ПС*100% = 117,98/328,4*100% = 35,93%

Прибыль реализации импортного товара = 117,98 руб.

Рентабельность реализации импортного товара = 35,93%

4. ЗАДАНИЕ 2

         Определите регулируемую оптовую и розничную цены на новое изделие предприятия пищевой промышленности.

         Составьте структуру регулируемой розничной цены, если известны:

         - цены сырья и материалов – 10,8 руб.;

         - затраты на обработку – 3,2 руб.;

         - внепроизводственные расходы – 6% к производственной стоимости;

         - рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к себестоимости –20%;

         - НДС – 10% к регулируемой розничной цене (за вычетом торговой скидки);

         - торговая скидка – 15% к регулируемой розничной цене.

Решение:

         Цопт=ПС+Пи+НДС

ВР= (ЦС*%ВР)/100% = 0,84 руб.

ПС = 10,80+3,20+0,84 = 14,84 руб.

%Пи=10%

Цопт (без НДС)= 14,84+1,48 = 16,32 руб.

Цопт (с НДС)= 16,32*1,18=19,26руб.

Црозн=Цопт+Прибыль торговли(25%)+НДС

Црозн (без НДС)=19,26+4,82=24,08

Торг. скидка 15%  = 3,50 руб.

Црозн (с НДС)=1,1*24,08 - 3,50 = 26,49-3,50= 23,00;

Цопт

прибыль

розничная цена

руб.

19,26

6,7

23,00

%

83,7

16,3

100%

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, сти­мулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства това­ров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согла­сования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функ­цией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практи­чески со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирова­ния спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздей­ствием множества факторов цена довольно часто существенно откло­няется от издержек производства и реализации.

В хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно стать объектом исследования марке­тинговых служб предприятий (фирм).

Государственный инструментарий регулирования экономических процессов включает три важных средства: государ­ственный бюджет, систему государственных банков и государствен­ный сектор экономики.

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

         1. «Цены и ценообразование» И.К.Салимжанова, изд. ЗАО “Финстатинформ”, г. Москва 2001г.

         2. Конспект лекций по предмету «Экономика организации», 2002 г.