ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАЦИЙ ФИЛИАЛА БАНКА «УРАЛСИБ» С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ
3.1. Общая оценка эффективности
Банк имеет опыт работы на рынке пластиковых карт с 1996г., но для проведения анализа использовалась информация по филиалу банка в г. Ижевске. Первые операции филиал банка начал осуществлять в конце 2003 года. На региональном рынке банк является одним из немногих участников, предлагающих своим клиентам чиповые карты, основанные на более прогрессивных технологиях, нежели традиционные магнитные. Их важнейшим преимуществом являются повышение гарантии безопасности, ряд дополнительных возможностей, длительный срок службы и большая простота обслуживания в предприятиях торговли и сервиса. В таблице 3.1 представлена информация о количестве карт филиала банка и соответствующей им инфраструктуре.
Табл. 3.1. Динамика количества карт и пунктов обслуживания банка в 2004-2006 гг.
Показатель |
1 апреля 2004г. |
1 июля 2004г. |
1 октября 2004г. |
1 января 2005г. |
1 апреля 2005г. |
1 июля 2005г. |
1 октября 2005. |
1 января 2006г. |
1 апреля 2006г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Количество действующих карточек |
7036 |
9197 |
10447 |
11202 |
11787 |
12978 |
14590 |
15576 |
15021 |
2. Инфраструктура для выдачи наличных денег, в т.ч.: |
|||||||||
2.1. Количество ПВН |
3 |
12 |
13 |
13 |
14 |
15 |
17 |
18 |
18 |
2.2. Количество электронных терминалов |
9 |
27 |
33 |
33 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
Окончание табл. 3.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.3. Количество банкоматов |
1 |
10 |
12 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
13 |
2.4. Количество импринтеров |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. Инфраструктура для совершения операций в торгово-сервисной сети, в т.ч.: |
|||||||||
3.1. Количество ТСТ |
6 |
86 |
83 |
90 |
93 |
98 |
103 |
102 |
120 |
3.2. Количество Интернет-магазинов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.3. Количество банкоматов |
0 |
4 |
5 |
6 |
6 |
9 |
9 |
13 |
13 |
3.4. Количество электронных терминалов |
6 |
120 |
124 |
129 |
130 |
136 |
150 |
145 |
164 |
3.5. Количество импринтеров |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
По данным вышеприведенной таблицы можно выявить следующие тенденции:
1) темпы роста числа карточек из квартала в квартал постепенно уменьшаются. За первый квартал 2006г. наблюдается даже значительный спад числа действующих карт, который вызван снижением числа действующих карт платежной системы VISA International, причем количество клиентов, имеющих карты данной компании, выпущенных в филиале банка, практически не изменилось. Это снижение, на мой взгляд, связано как с устоявшимся распределением крупных и средних предприятий по местным банкам и филиалам московских банков, осуществляющих «зарплатный проект», так и уходом некоторых предприятий-партнеров в другие банки. Дальнейшее привлечение клиентов, скорее всего, будет формироваться за счет предложения многофункциональных дебетовых и, прежде всего, кредитных карт;
2) на данный момент банкоматы для клиентов филиала банка, в основном, для снятия наличных денег с карт, выданных для начисления на них заработной платы. Поэтому количество банкоматов и их расположение соответствует количеству и расположению предприятий, с которыми заключены договора об обслуживании их сотрудников по начислению заработной платы на карточные счета, поскольку за получение наличных денег в банкомате другого банка взимается дополнительная комиссия. Среди крупных предприятий – партнеров филиала банка можно выделить такие, как: ОАО «Удмуртторф», ОАО «Удмуртские коммунальные системы», ОАО «Ижевские тепловые сети», Ижевский машиностроительный лицей, Ижевский монтажный техникум» и др. В мировой практике сеть банкоматов считается достаточной развитой, если на один банкомат банка приходится 1000 – 1500 его действующих карточек. Филиал банка соответствует этому критерию;
3) число торгово-сервисных точек, где установлены POS-теминалы, принимающие карты филиала банка, достигло 120. Это связано с тем, что в городе достаточно много мелких и средних торгово-сервисных точек, в которых оплата товаров по пластиковым картам не целесообразна или недооценивается со стороны собственников таких точек. Среди крупных партнеров филиала банка можно выделить сеть магазинов «Ижтрейдинг», ОАО «Удмуртнефтепродукт», ОАО «АСПЭК», ИП «Станкевич», «Оптима»;
4) до сих пор отсутствует возможность осуществления покупок через Интернет – магазины. Это связано как с недостаточной развитостью рынка услуг через пластиковые карты, так и с повышенным риском мошенничества при осуществлении покупок через сеть Интернет;
5) номинально банкоматы служат как для снятия денег, так и для осуществления покупок и оплаты услуг. Посредством банкоматов в ряде стран выдаются не только деньги, но и блоки почтовых марок, билеты и купоны для получения скидок [23]. Фактически в банкомате можно лишь произвести оплату за жилищно-коммунальные услуги, оплату сотовой связи, перевести денежные средства на благотворительные нужды и совершить ограниченное количество других переводов. В большинстве банкоматов, однако, нельзя внести деньги на счет, зачастую банкоматы могут принимать карты только одной из технологий: карты с магнитной полосой или карты со встроенным микрочипом, что ухудшает его сервис.
Охарактеризуем динамику основных абсолютных показателей операций филиала Банка с пластиковыми картам платежной системы «ACCORD» (табл. ).
Табл. 3.2. Динамика основных абсолютных показателей операций Банка с пластиковыми картами платежной системы «ACCORD»
№ |
Показатель |
1 кв. 2004г. |
2 кв. 2004г. |
3 кв. 2004г. |
4 кв. 2004г. |
1 кв. 2005г. |
2 кв. 2005г. |
3 кв. 2005г. |
4 кв. 2005г. |
1 кв. 2006г. |
1 |
Среднемесячный остаток на карточных счетах (в тыс. руб.) |
6 379 |
16 872 |
21 360 |
21 410 |
21 799 |
20 293 |
21 430 |
22 776 |
23 517 |
2 |
Среднемесячный кредитовый оборот (поступление) по карточным счетам в тыс. руб. |
14 968 |
33 844 |
37 412 |
47 711 |
33 363 |
35 226 |
48 672 |
34 864 |
29 880 |
Окончание табл. 3.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
3 |
Среднемесячная сумма расходования средств с карточных счетов, тыс. руб. |
20997,9 |
32887,8 |
37110,2 |
42191,3 |
32646,7 |
29664,3 |
27039,9 |
31352,7 |
28102,2 |
4 |
Среднее за квартал количество карт, шт. |
6168 |
7102,5 |
8465,5 |
9150,5 |
9430 |
9519 |
9612,5 |
9689,5 |
9771,5 |
5 |
Среднемесячный остаток на 1 карточном счете, руб. |
1034,16 |
2375,56 |
2523,21 |
2339,80 |
2311,65 |
2131,82 |
2229,34 |
2350,55 |
2406,70 |
6 |
Среднемесячное поступление на 1 карточный счета, руб. |
2426,72 |
4765,07 |
4419,29 |
5214,04 |
3538,01 |
3700,61 |
5063,36 |
3598,12 |
3057,86 |
7 |
Среднемесячное расходование средств с 1 карточного счета, руб. |
3404,33 |
4360,45 |
4383,70 |
4610,82 |
3462,01 |
3116,32 |
2812,99 |
3235,74 |
2875,94 |
8 |
Процент оседания средств на карточные счета, % |
-40,29 |
2,83 |
0,81 |
11,57 |
2,15 |
15,79 |
44,44 |
10,07 |
5,95 |
Расчет всех показателей в табл. 3.2 понятен за исключением восьмого из них – процента оседания средств на карточные счета, который рассчитывается по формуле (3.1):
Ос – процент оседания средств на карточные счета;
ОбК – кредитовый оборот по карточным счетам за период;
ОбД – дебетовый оборот по карточным счетам за период.
Процент оседания средств на карточные счета показывает: какая часть поступивших за период денежных средств не была снята в этом же периоде и пошла на увеличение постоянных остатков на карточных счетах.
По данным табл. 3.2 можно констатировать, что среднемесячный остаток на среднестатистическом карточном счете платежной системы ««ACCORD»» увеличился за 2 года более чем в два раза. Рост этого показателя, на мой взгляд, был связан с привлечением стабильных в финансовом плане предприятий на обслуживания их сотрудников через карты филиала банка, с меньшей склонностью сотрудников предприятий-партнеров банка снимать все денежные средства с карточных счетов в первые же дни перечисления на них зарплаты, с увеличением числа дебетовых и карт частных лиц. Необходимо отметить, что карты ««ACCORD»» выпускаются на 95 процентов в рамках каких-либо «зарплатных проектов». В будущем банковская система, как мне кажется, будет получать основной доход по пластиковым картам за счет процентов по предоставлению кредита и овердрафта по счету, а не за счет других доходов, в т.ч. размещения временно свободных кредитных средств, коими являются остатки на карточных счетах. К сожалению, четкой динамики в отношении среднемесячного поступления средств на одну среднестатистическую карту ««ACCORD»» проследить не удается: если в 2004г. наблюдался практически монотонный рост среднего поступления на карточный счет с 2462,27 руб. до 5214,04 руб., то в 2005г. наблюдались как снижения, так и рост показателя, в результате чего в последнем квартале 2005г. этот показатель опустился до 3598,12 руб. В первом квартале также наблюдалось падение этого показателя. Сходную ситуацию можно видеть и по таким показателям как среднемесячный расход средств с карточного счета и процент оседания средств на карточном счете: в динамике последнего из показателей не прослеживается хоть сколько-нибудь понятная тенденция, а в динамике показателя среднемесячного расходования средств можно заметить снижения в течение трех кварталов.
Теперь представим динамику основных абсолютных показателей операций филиала банка с пластиковыми картам международных платежных систем, таких как VISA International и MasterCard International (табл. 3.3).
Табл. 3.3. Динамика основных показателей операций Банка с пластиковыми картами международных платежных систем
№ |
Показатель |
1 кв. 2004г. |
2 кв. 2004г. |
3 кв. 2004г. |
4 кв. 2004г. |
1 кв. 2005г. |
2 кв. 2005г. |
3 кв. 2005г. |
4 кв. 2005г. |
1 кв. 2006г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Среднемесячный остаток на карточных счетах (в тыс. руб.) |
80 |
444 |
1 591 |
4 176 |
6 178 |
7 645 |
10 047 |
12 173 |
14 528 |
2 |
Среднемесячный кредитовый оборот по карточным счетам в тыс. руб. |
263 |
751 |
1 195 |
3 678 |
2 762 |
- |
11 414 |
17 982 |
17 709 |
Окончание табл. 3.3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
3 |
Среднемесячная сумма расходования средств с карточных счетов, тыс. руб. |
138,0 |
258,8 |
548,3 |
1552,3 |
1826,6 |
4869,6 |
8832,5 |
14079,6 |
13841,9 |
4 |
Среднее за квартал количество карт, шт. |
868,0 |
1014,0 |
1356,5 |
1674,0 |
2064,5 |
2863,5 |
4171,5 |
5393,5 |
5837,0 |
5 |
Среднемесячный остаток на 1 карточном счете, руб. |
92,26 |
438,08 |
1172,92 |
2494,88 |
2992,53 |
2669,78 |
2408,46 |
2256,96 |
2488,90 |
6 |
Среднемесячное поступление на 1 карточный счета, руб. |
302,79 |
740,27 |
881,25 |
2197,36 |
1338,02 |
- |
2 736,08 |
3 333,95 |
3 034,00 |
7 |
Среднемесячный расход по 1 карточному счету, руб. |
159,04 |
255,23 |
404,21 |
927,30 |
884,74 |
1700,58 |
2117,34 |
2610,47 |
2371,41 |
8 |
Процент оседания средств на карточные счета, % |
47,48 |
65,52 |
54,13 |
57,80 |
33,88 |
- |
22,61 |
21,70 |
21,84 |
Если среднемесячный остаток на карточном счете международных платежных систем в первом квартале 2004г. не достигал и 100 руб., то в начале 2006г. он превысил аналогичный показатель карты платежной системы ««ACCORD»». Это связано как с внедрением международных карт в новые «зарплатные проект», так и с началом выдачей дебетовых и, в особенности, кредитных карт. Также многие компании, перечисляющие зарплату своих сотрудников на карты ««ACCORD»», начинают переходить на международные карты. Международные пластиковые карты позволяют делать покупки и получать по ним наличные средства практически по всему миру, что будет способствовать в дальнейшем росту числа этих карт. В отличие от карт ««ACCORD»» среднемесячное поступление и расходование средств по международным картам постоянно росло, причем последнее с большими темпами. Это привело к снижению процента оседания средств на карточных счетах с 65,5 процентов во втором квартале 2004г. до 21,7 процента в четвертом квартале 2005г, что снижает доходы банка от размещения временно свободных средств. Однако при четком понимании доходов банка от размещения временно свободных денежных средств на карточных счетах необходимо отметить, что при выдаче кредита по карточному счету счет ссудной задолженности клиента корреспондирует по дебету со счетом, отражающим средства на карточном счете клиента, который корреспондирует по кредиту. Таким образом, при выдаче кредита остатки на карточных счетах увеличиваются, но счет личных средств клиента или начисленной ему заработной платы, а за счет средств банка. Поэтому в дальнейшем при увеличении доли кредитных карт до уровня хотя бы 10 процентов данный факт следует учитывать, т.е. доход от размещения временно свободных средств на карточных счетах возможен только по дебетовым картам.
Снижение процента оседания средств, на мой взгляд, связано с ростом доли кредитных карт, основное предназначение которых – потребительское. Активность владельцев международных карт, выпущенных филиалом банка, заметно возрастет, когда решится вопрос о предоставлении скидок в торговой сети, принимающей международные карты, не менее тех, которые предложены по картам «ACCORD».
Определенную ясность в политике банка и особенностях использования пластиковых карт клиентами банка может дать анализ операций по пластиковым картам (Приложение 6).
По данным Приложения 6 можно сделать следующие выводы:
1) доля карт «ACCORD» заметно сократилась практически со 100 до 60 процентов всех эмитированных карт. Постепенно общероссийская тенденция вытеснения региональных карт международными, на мой взгляд, будет поддержана и банком «УРАЛСИБ»;
2) карты системы «ACCORD» могут быть только дебетовыми, предполагающими, тем не менее, предоставление овердрафта по счету. По картам платежных систем VISA и MasterCard доля кредитных карт непрерывно растет, но достигает пока только 9 и 7 процентов соответственно;
3) операции по картам, производимые клиентами за счет их собственных средств, - проводятся более чем на 70 процентов по картам «ACCORD» и только на 30 процентов по международным картам, т.к. количество карт и остатки на счетах карт «ACCORD» пока заметно превышают количество международных карт и остатки на их счетах. Однако операции, производимые за счет предоставленного клиентам кредита или овердрафта, производятся в основном по международным картам. На данный момент чуть более 30 процентов таких операций осуществляются через карты «ACCORD», а остальные 70 процентов – через международные карты;
4) по картам всех платежных систем операции по получению наличных занимают более 90 процентов, что подтверждает общероссийскую статистику и говорит о пассивности населения в отношении использования карт в качестве платежного средства, а также о том, что международные карты также в большей мере используются в рамках осуществления «зарплатного проекта», чем кредитования населения. Как подчеркивает обозреватель журнала «Эксперт» С. Белисс [11] функцию средства безналичного платежа пластиковые карты по-прежнему не выполняют, так как большинство держателей «пластика» в России сегодня – это так называемые «зарплатники», снимающие деньги с дебетовых карт через банкоматы;
5) сумма одной среднестатистической операции по получению наличных в России с 2004г. по 2006г. постоянно росла и приблизилась 1800 руб. по картам системы VISA International и к 2500-2800 по картам систем MasterCard/EuroCard и «ACCORD». За рубежом используются только международные карты, причем сумма одной среднестатистической операции значительно выше и на конец 2005г. составляла от 13 до15,5 тыс. руб. в зависимости от вида платежной системы. В то же время операции по оплате товаров за рубежом значительно ниже операций по снятию средств со счета, что еще раз говорит о пассивности населения в использовании карт в качестве платежного инструмента;
6) сумма среднестатистической операции по оплате товаров и услуг в России по картам «ACCORD» на конец 2005г. составляет всего 170,36, тогда как по картам международных систем сумма операции составляет от 1000 до 1500 руб. Данный факт можно объяснить и тем, что карты «ACCORD» задействованы практически только в рамках «зарплатных проектов», т.е. операции по таким картам будут направлены либо на получения всей зарплаты единовременно, либо на совершение мелких покупок в течение месяца. Международные же карты выпускаются и как кредитный продукт для совершения средних и крупных покупок. Если филиалу банка удастся предоставить по международным картам такие же скидки в торгово-сервисной сети, как и по картам «ACCORD», это может привлечь дополнительных клиентов, покупки по картам будут происходить чаще и сумма среднестатистической покупки может уменьшиться.
В рамках платежной системы «UNION CARD» филиал банка является простым участником - эквайрером. С его стороны заключен договор с «НижегородПромстройбанком» об обслуживании карт клиентов данной системы, выпущенных нижегородским банком, в ограниченном количестве банков в г. Ижевске.
Операции с пластиковыми картами не имеют очень большой прибыльности, но многочисленные примеры показывают, что правильная организация работы может окупить затраты и даже приносить доход. Учитывая же зарубежный опыт, можно однозначно сказать, что перспективы пластиковых карт огромны и в будущем это будет один из важнейших источников доходов коммерческих банков.
3.2. Анализ срока окупаемости «карточного» проекта
Ранее уже говорилось о том, что нет единой общепринятой методики анализа деятельности коммерческого банка на рынке пластиковых карт. Существующие методики оценки эффективности учитывают в основном лишь прямые результаты от операций с пластиковыми картами (количество действующих карт, комиссии получаемые банком, развитие сети обслуживания карточек банка и т.п.), а также остатки на карточных счетах, что, в общем-то, тоже можно отнести к прямым результатам. Многие авторы считают, что операции банка с пластиковыми картами являются эффективными лишь в том случае, если прямые доходы от них (в том числе и доходы от размещения остатков на карточных счетах) превышают расходы, то есть карточная программа приносит видимую и осязаемую прибыль. Безусловно, такой подход не лишен экономического смысла, поскольку главная цель бизнеса с точки зрения коммерческой организации – получение прибыли.
Однако специфика российского рынка пластиковых карт такова, что многие банки, начиная операции на нем, преследуют и другие цели, кроме получения прямых доходов. Нельзя забывать и о том, что операции с банковскими картами рассматриваются многими специалистами как перспективные для отечественного рынка, то есть способные приносить прибыль, причем не обязательно сегодня, а в перспективе, когда в лучшую сторону измениться законодательная база, и население обретет большее доверие к безналичным расчетам, электронным системам и банковской системе в целом.
Учитывая все сказанное, автор предлагает методику анализа эффективности операций банка на рынке пластиковых карт, включающую в себе следующие направления:
1) анализ окупаемости карточной программы банка. Оценив прямые доходы и расходы банка от операций с банковскими картами, можем ответить на вопрос о прибыльности/убыточности карточной программы в целом. Учитывая же динамику основных показателей, доходов и расходов можно дать прогноз прибыльности программы в ближайшие годы;
2) анализ косвенных, неявных результатов операций банка с пластиковыми картами. Это самая сложная часть, так как большинство косвенных результатов невозможно оценить в "реальном" денежном выражении. Такие результаты, как рост престижа банка при его работе с элитными международными картами или реклама, которая присутствует при работе с карточками: установка банкоматов в оживленных местах, информация в магазинах о возможности оплатить покупки при помощи карт банка и т.д., вообще не поддаются числовой оценке. В тоже время некоторые косвенные результаты мы можем "измерить". Это, прежде всего, привлечение клиентов с помощью пластиковых карт. Зная тех клиентов, которых банк получил (удержал) только благодаря карточным проектам, можно оценить что зарабатывает на них банк и по другим операциям (расчетно-кассовое обслуживание, кредитование).
При оценке окупаемости проекта обязательно нужно определить итоговый, т.е. текущий финансовый результат проекта, выяснить: окупился ли он и дает ли какую-либо положительную в денежном отношении отдачу.
Совокупные доходы филиала банка от операций с пластиковыми картами и основные статьи доходов представлены в различных вариантах в Приложении 7 и Приложении 8.
В зависимости от того, в какие активы вкладывает филиал банка временно свободные денежные средства, зависит структура доходов банка. Структура доходов филиала банка по операциям с пластиковыми картами в первом квартале 2006г. при вложении временно свободных денежных средств в межбанковские кредиты сроком от двух до семи дней выглядит следующим образом:
1) непроцентные доходы составляют более 50 процентов всех доходов по операциям с пластиковыми картами, которые формируются, в основном, за счет комиссионного вознаграждения за открытие и зачисление на карточные счета, за выдачу наличных по международным пластиковым картам, а также за счет обслуживания в пунктах выдачи наличных, банкоматах, принадлежащих филиалу банка, карт, выпущенных иными банками, а также карт, выпущенными филиалами банка «УРАЛСИБ» в других регионах. Последний вид дохода можно отнести к доходам по эквайрингу;
2) процентные доходы составляют чуть более 49 процентов от общей суммы доходов по операциям с пластиковыми картами и формируются, в основном, за счет процентных доходов от выдачи кредита по кредитным картам и предоставления овердрафта по дебетовым карам международных платежных систем, а также за счет доходов от размещения временно свободных средств на карточных счетах.
Если говорить о динамике структуры доходов филиала банка от операций с пластиковыми картами, то можно заметить, что доля непроцентных доходов уменьшилась со 100 до практически 50 процентов, тогда как доля процентных доходов возросла от 0 до почти 50 процентов, в основном, за счет процентных доходов по международным картам, т.е. предоставления по карточным счетам кредита и овердрафта.
Структура доходов филиала банка по операциям с пластиковыми картами в первом квартале 2006г. при вложении временно свободных денежных средств филиалом банка в виде предоставления кредита по карточным счетам международных платежных систем выглядит совершенно иным образом, нежели выше представленная структура:
1) непроцентные доходы составляют всего чуть более 25 процентов всех доходов, формирующиеся за счет тех же статей непроцентных доходов, которые были указаны выше;
2) процентные доходы составляют практически 75 процентов всех доходов, причем 58 процентов доходов составляют доходы от размещения временно свободных денежных средств.
Динамика доходов также показывает увеличение доли процентных и снижение доли непроцентных доходов.
В структуре расходов филиала банка по операциям с пластиковыми картами непроцентные расходы занимают небольшую долю: от 0 до 20 процентов в зависимости от рассматриваемого периода. Этот факт связан с тем, что проценты по остаткам на карточных счетах начисляются на условии «до востребования». Основную долю непроцентных расходов занимают создание резервов на возможные потери по кредитам, выданным по международным кредитным пластиковым картам. Основная же статья расходов – это капитальные расходы по закупке и установке оборудования для операций с пластиковыми картами. Поскольку филиал банка существует не так давно, доля капитальных расходов, произведенных в начале деятельности филиала банка, даже на сегодняшний день составляет более 85 процентов (табл. 3.4).
Таблица 3.4. Структура расходов филиала банка по операциям с пластиковыми картами за период с 4 квартала 2003г. по 1 квартал 2006г., руб.
Статья расходов |
Сумма |
1 |
2 |
1. Процентные расходы |
303820,79 |
Доля процентных расходов в общих расходах, % |
2,14 |
Окончание табл. 3.4
1 |
2 |
2. Непроцентные расходы, в т.ч. |
280848,77 |
2.1. РВПС по кредитам, выданным по международным пластиковым картам, относимые на расходы |
181902,03 |
2.2. РВПС по кредитам, выданным по международным пластиковым картам, не относимые на себестоимость |
92103,23 |
Доля непроцентных расходов в общих расходах, % |
1,98 |
3. Прочие расходы, в т.ч. |
13616847,50 |
Доля прочих расходов в общих расходах, % |
95,88 |
3.1. Заработная плата сотрудников |
1251757,50 |
Доля расходов на заработную плату в общих расходах, % |
8,81 |
3.2. Процессинговые расходы |
168180,00 |
Доля процессинговых расходов в общих расходах, % |
1,18 |
3.3. Расходные материалы |
22100,00 |
Доля затрат на расходные материалы в общих расходах |
0,16 |
3.4. Связь, телекоммуникации |
33810,00 |
Доля расходов на связь и телекоммуникации в общих расходах |
0,24 |
3.4. Капитальные расходы |
12141000,00 |
Доля капитальных расходов в общих расходах |
85,49 |
Итого переменных затрат |
606769,56 |
Доля переменных затрат в общих расходах |
4,27 |
Итого постоянных затрат |
13594747,50 |
Доля постоянных затрат в общих расходах |
95,73 |
Итого расходов |
14201517,06 |
Чтобы каким-то образом оценить окупаемость операций банка с пластиковыми картами, необходимо выделить переменные издержки, постоянные издержки и чистые денежные потоки за каждый период времени (Приложение 9)
Этот расчет исходил из того, что под альтернативной стоимостью капитала понимался доход, который мог бы получить филиал банка, вкладывая средства не в капитальные затраты, а размещая средства на межбанковском рынке кредитования на срок от двух до семи дней.
Из итоговых данных Приложения 9 видно, что внедрение пластиковых карт в филиале банка по состоянию на 1 квартал 2006г. не окупилось, однако при тех же темпах роста доходов, которые были продемонстрированы филиалом в 2006г., проект может окупиться через 3 – 4 года. Причем еще одним необходимым условием для окупаемости проекта является отсутствие дополнительных капитальных затрат, будь-то закупка и установка новых банкоматов, терминалов и т.д.
Средний срок окупаемости, рассчитываемый как отношение дисконтированных первоначальных затрат к среднегодовому денежному потоку, равен 5,95:
Однако доходы в первые месяцы деятельности филиала не сравнимы с доходами, полученными в конце 2005 и начале 2006г., и неизвестно в дальнейшем какова динамика доходов. Поэтому более реалистичным сроком окупаемости проекта, на мой взгляд, является 6-7 лет.
Расчет окупаемости операций филиала банка с пластиковыми картами в том случае, если денежные средства, потраченные на капитальные расходы, были бы размещены в виде предоставленных потребительских кредитов представлен в Приложении 10.
Таким образом, из приведенного в Приложении 10 расчета видно, что если в период с третьего квартала 2003г. по 1 кв. 2006г. филиал банка свободные денежные средства направлял на выдачу потребительских кредитов, то проект окупился уже в первом квартале 2006г., а на 1 апреля 2006г. чистый приведенный доход в «ценах» 3 кв. 2003г. составил 501,4 тыс. руб. Средний срок окупаемости, рассчитываемый как отношение дисконтированных первоначальных затрат к среднегодовому денежному потоку, равен 2,62:
Таким образом, на окупаемость проекта кардинальным образом может повлиять доходность вложения свободных средств карточных счетов.
Следует заметить, что филиал банка, скорее всего, не вкладывал все средства только в относительно высоколиквидные активы, коими являются межбанковские кредиты на срок от 2 до 8 дней, или только в предоставление потребительских кредитов. Следовательно, реальный срок окупаемости проекта можно приблизительно оценить как нечто среднее между двумя крайними вариантами, т.е. срок окупаемости операций с пластиковыми картами можно принять равным 4,3г.
Эффективность работы банка в области пластиковых карт можно измерить также коэффициентами полезного действия, т.е. отношением полученных доходов к плановым, за 2005г., поскольку на 2004г. сложно было давать какие-то точные прогнозы. Процентные доходы по предоставленным овердрафтам и кредитам по карточным счетам на 2005г. планировались в размере 19,6 тыс. долл. США, а фактически составили 415889,57 руб., что при среднегодовом курсе доллара США за 2005г. в размере 25 руб. за доллар, дает следующие результаты:
или 74,45%,
где К1 – это коэффициент отношения полученных процентных доходов по карточным счетам к плановым.
Он показывает, что филиал банка не выполнил план на 25 процентов. Но если говорить о динамике процесса, то можно заметить, что процентные доходы по международным картам за 4 квартал 2005г. составили 97 процентов всег доходов за год. А уже в 1 квартале 2006г. процентные доходы АО международным картам составили 170 процентов доходов предыдущего года. Это дает основания надеяться на выполнение плана в 2006г. Коэффициент выполнения плана по получению филиалом банка доходов за обслуживание операций по пластиковым картам, т.е. комиссионные доходы, также меньше 100 процентов. Плановая сумма закладывалась в размере 149 тыс. долл. США, но получено было 2532251,55 руб., т.е.:
или 59,63%,
где К2 - это коэффициент отношения полученных комиссионных доходов по карточным счетам к плановым. Такой низкий коэффициент выполнения можно объяснить уходом некоторых ключевых компаний – партнеров банка, таких, например, как предприятие «Ижстанко», «Удмуртэнерго» и др. Именно за перечисление заработной платы на карточные счета сотрудников предприятий-партнеров филиал банка получает наибольший комиссионный доход.
Косвенные результаты деятельности банка могут быть различными. Например, доля кредитных карт в общем количестве выпущенных карт является индикатором развития рынка: Чем больше этот показатель, тем активнее работает банк на рынке пластиковых карт. На конец 1 квартала 2006г. он составляет всего чуть более 5 процентов. Однако более половины из всех кредитных карт выпущено только в 1 квартале 2006г., что говорит о потенциальной возможности улучшить этот показатель.
Также можно представить соотношение планируемых процентных доходов от операций с пластиковыми картами к общим процентным доходам по кредитам для физических лиц. Например, на 2005г. первый показатель был запланирован в размере 19,6 тыс. долл. США, а второй показатель в размере 1764,5 тыс. долл. США. Т.к. образом отношение показателей составило 0,0111 или 1,11 процентов, что еще раз подтверждает зачаточное состояние кредитования по карточным счетам филиала банка.
В качестве примера косвенных результатов доходов филиала банка можно представить динамику неиспользованных лимитов кредитования по карточным счетам международных платежных систем (табл. 3.5), отражаемых на забалансовых счетах 91309 и представляющих собой условные обязательства банка по предоставлению в будущем кредита или овердрафта по счетам. Эти суммы можно также представить как резерв увеличения ссудной задолженности филиала банка.
Табл. 3.5. Динамика неиспользованных лимитов по кредитованию карточных счетов международных платежных систем, руб.
Период |
Входящий остаток |
Уменьшение лимитов за период |
Увеличение лимитов за период |
Исходящий остаток |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 кв. 2004 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2 кв. 2004 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3 кв. 2004 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4 кв. 2004 |
0,00 |
31 825,17 |
127 771,81 |
95 946,64 |
1 кв. 2005 |
95 946,64 |
188 798,36 |
400 925,77 |
308 074,05 |
2 кв. 2005 |
308 074,05 |
2 246 392,63 |
4 278 042,87 |
2 339 724,29 |
3 кв. 2005 |
2 339 724,29 |
9 156 214,73 |
12 311 796,22 |
5 495 305,78 |
4 кв. 2005 |
5 495 305,78 |
12 331 665,25 |
15 030 775,11 |
8 194 415,64 |
1 кв. 2006 |
8 194 415,64 |
11 546 282,43 |
14 200 540,18 |
10 848 673,39 |
Таким образом, за полтора года – с 4 квартала 2004г. по 1 квартал 2006г. - совокупный лимит кредитования увеличился с 0 до 10 млн. 848 тысяч руб.
В целом, состояние «карточного» направления в филиале банка непростое, однако определенные положительные тенденции. Следующий параграф будет посвящен мерам по улучшению состояния «карточного» бизнеса филиала банка и росту его конкурентоспособности.
3.3. Предложения по улучшению состояния «карточного» бизнеса в филиале банка «УРАЛСИБ» в г. Ижевске
В будущем рынок пластиковых карт в России будет несомненно прогрессировать и, скорее всего, будет увеличиваться доля кредитных карт, уменьшаться доля дебетовых карт и в т.ч. «зарплатных» карт. Возможно, в будущем получить кредитную карту для добросовестных заемщиков будет также просто как в западных странах, поскольку кредитная история заемщика будет прозрачной и доступной для банков. Однако на сегодняшний момент в России доля карт, выпущенных в рамках «зарплатных проектов», достигает 80, 90 и более процентов карт в зависимости от региона, банка-эмитента и др. факторов. Крупные предприятия, в принципе, уже поделены на сферы влияния, однако некоторые из них переходят из банка в банк, дабы получить качественное комплексное и недорогое обслуживание. Поэтому при заключении договора с крупными и средними компаниями на открытие и ведение карточных счетов сотрудников данных предприятий необходимо проявлять большую гибкость в тарифах и условиях по иным видам обслуживания, таким, например, как кредитование. Т.е. к таким клиентам необходимо выработать индивидуальный подход, чтобы удержать и иметь возможность сотрудничать по другим направлениям.
Для привлечения новых средних и небольших предприятий на карточное обслуживание необходимо, на мой взгляд, принять ряд следующих мер:
- сделать возможным получение скидок в основных торговых сетях г. Ижевска и иных городов республики по международным пластиковым картам не менее тех, которые предлагают конкуренты. В среднем скидка колеблется от 2 до 5 процентов от суммы операции;
- снизить основные тарифы, такие как, стоимость открытия карточного счета, стоимость приостановки действий по карте, по категориям карт, которые являются наиболее востребованными в рамках реализации «зарплатных проектов», - картам Visa Electron и Maestro;
- предоставить возможность бесплатного получения наличных в любых банкоматах города для сотрудников предприятий-клиентов филиала банка;
- дифференцированно использовать в зависимости от величины предприятия-клиента наиболее важный тариф – комиссионное вознаграждение за перечисление средств на «зарплатные» карточные счета. Именно этот тариф приносит основной непроцентный доход филиалу банка от операций с пластиковыми картами. Он варьирует от 0,2 до 2 процентов от суммы перечисления и по договору с каждым предприятием он индивидуален, в следствие невозможно точно знать, какие условия предлагают банки – конкуренты. Поэтому с одной, с одной стороны, для крупных предприятий необходимо предлагать более низкие тарифы, чем для средних и мелких предприятий, а с другой стороны, по мере роста организаций – клиентов филиала банка, нужно постепенно снижать данный тариф;
- необходимо большие средства тратить на рекламу услуг банка для физических лиц. Именно бум потребительского и ипотечного кредитования дали толчок развитию рекламы банковских услуг, поскольку юридические лица при выборе обслуживающего банка, как правило, полагаются на собственную информацию и личные контакты, а не на рекламу, в отличие от физических лиц. Сравнительно выгодные тарифы по дебетовым картам категорий GOLD в большей степени и картам категорий Classic и Mass в меньшей степени, длительный льготный период по кредитным картам и сравнительно небольшая стоимость их выпуска в филиале банка практически не известны широкому кругу лиц. Из услуг, предлагаемых банком «УРАЛСИБ» физическим лицам, широко известно лишь ипотечное кредитование. Барьером перед расходами на рекламу может стать их окупаемость, поэтому стоит следовать примеру Удмуртского Отделения СБ РФ, т.е. размещать буклеты, стенды и иной рекламный материал непосредственно в торговых сетях, где принимают в качестве платежного инструменты пластиковые карты, предварительно договорившись с руководителями самих торговых магазинов;
- объединенная сеть пяти интегрированных банков имеет филиалы на большей территории России, что удобно для держателей карт банка. Однако отсутствие возможности для частных клиентов бесплатного снятия денег с карточного счета в банкоматах филиала банка, выпустившего карту, и еще большая комиссия при снятии в банкоматах другого филиала банка «УРАЛСИБ» на территории России ухудшает его конкурентные позиции, поскольку по правилам Сберегательного банка РФ карта, выпущенная одним из его отделений, позволяет снимать наличные средства бесплатно в любом банкомате данного региона, и сеть удмуртских банков, являющихся участниками местных платежных систем, таких, как «Ижкард», также предлагает бесплатное снятие средств с карточных счетов этих платежных систем во многих банкоматах республики. И поскольку операции по снятию наличных средств с карточных счетов составляют подавляющую часть операций по карте, снижение данного тарифа, на мой взгляд, необходимо;
- увеличить процентные доходы по операциям с пластиковыми картами за счет более активного предложения кредитных карт. Процентные доходы по пластиковым картам сделали достаточно резкий скачок в 4 квартале 2005г. и росли с еще большими темпами в 1 квартале 2006г. Однако доля филиала банка на рынке пластиковых карт в Удмуртии незначительна, и он уступает в регионе, как минимум, четырем кредитным организациям. Поэтому нужно активно предлагать кредитные карточные продукты клиентам банка и сотрудникам предприятий – клиентов банка, предложить более низкую процентную ставку, нежели 22 процента годовых, для тех, кот уже имеет положительную кредитную историю в банке. Также необходимо донести до потенциальных клиентов преимущества карточного кредитования перед потребительским в удобстве оформления документов, пользовании лимитом кредитования и погашении задолженности, поскольку в области потребительского кредитования, за которым настоящее и будущее активных банковских операций, позиции банка слабы;
- необходимо предлагать карты юридическим лицам. Корпоративные карты удобны для тех компаний, чьи сотрудники часто получают средства в подотчет. Кандидат экономических наук А.М. Выжитович подчеркивает [20], что при использовании корпоративных карт, например, исключительно для снятия наличных средств, экономия возникает, когда размер комиссии на выдачу наличных в касссу предприятия выше комиссии на выдачу наличных держателю карты. Также они удобны для директоров и ключевых сотрудников компаний, которым доверяется определенные суммы. В филиале банка на сегодняшний день не выдано ни одной корпоративной карты;
- необходимо внедрить и предлагать потенциальным держателям и уже состоявшимся клиентам, использующим международные карты, дополнительные смежные услуги, которые уже предлагаются Внешторгбанком и Сбербанком, в т.ч.:
1.) услуги «мобильного банка», позволяющие управлять карточным счетом через связь сотового оператора;
2.) страховые услуги медицинских и иных непредвиденных расходов держателей банковских карт во время поездок за пределы стран СНГ;
3.) приобретение членства в Международной программе скидок «Countdown»;
4.) приобретение членства в Международной Ассоциации Пассажиров Авиалиний IAPA;
5.) специальную программу по предоставлению скидок компанией HERTZ держателям международных банковских кар;
6.) услуги дистанционного банковского обслуживания.