ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ И МАРКЕТИНГ БАНКА

2.1. История банка, его структура и собственники

Сделка по интеграции бизнеса пяти банков, входящих в состав ФК "УРАЛСИБ", была успешно завершена 20 сентября 2005г., в результате которой был образован "БАНК УРАЛСИБ". Процедура реорганизации ОАО "УРАЛСИБ" путем присоединения к нему ОАО АКБ "АВТОБАНК-НИКОЙЛ", ОАО КБ "Брянский народный банк", ОАО АБ "ИБГ НИКойл" (ОАО), ОАО АКБ "Кузбассугольбанк" сопровождалась изменением наименования и местонахождения объединенного банка, в связи с чем Банк России выдал ОАО "БАНК УРАЛСИБ" лицензию на осуществление банковских операций с указанием нового наименования. Краткая историю изменения наименования банка представлена ниже (табл. 2.1).

Табл. 2.1. Изменения в наименовании и организационно-правовой форме банка

Дата изменения

Тип изменения

Полное наименование до изменения

Сокращенное наименование до изменения

Основание изменения

1

2

3

4

5

08.04.1999

Изменение организационно- правовой формы

Республиканский инвестиционно- кредитный банк "Башкредитбанк"

РИКБ "Башкредитбанк"

Решение Общего собрания учредителей Протокол № 1 от 01 сентября 1998 г.

19.12.2001

изменение наименования

Открытое акционерное общество Республиканский инвестиционно-кредитный банк "Башкредитбанк"

ОАО РИКБ "Башкредитбанк"

Решение Общего собрания акционеров (Протокол № 11 от 16.11.2001г.)

Окончание табл. 2.2

1

2

3

4

5

20.09.2005

Изменение наименования и реорганизация Банка в форме присоединения к нему банков: ОАО АКБ «АВТОБАНК- НИКОЙЛ», «ИБГ НИКойл»(ОАО), КБ «БНБ» , ОАО АКБ «Кузбассугольбанк»

Открытое акционерное общество "Урало-Сибирс кий Банк"

ОАО "УралСиб"

Решение совместного общего собрания акционеров банков: ОАО «УралСиб», ОАО АКБ «АВТОБАНК- НИКОЙЛ», «ИБГ НИКойл»(ОАО), КБ «БНБ» , ОАО АКБ «Кузбассугольбанк»

До присоединения четырех банков структура банка часто менялась (табл. 2.2) В результате кардинальным образом изменились главные его акционеры.

Табл. 2.2. Сведения об изменениях в основных акционеров банка

Дата составления списка лиц, имевших право участия в общем собрании акционеров (участников)

Сокращенное фирменное наименование акционера (участника)

Доля в уставном капитале, в %

25.05.2000

Кабинет Министров Республики Башкортостан

100

08.08.2000

Кабинет Министров Республики Башкортостан

100

27.01.2000

Кабинет Министров Республики Башкортостан

86,36

ОАО "Фонд "Восток"

10,62

04.06.2001

Кабинет Министров Республики Башкортостан

86,36

ОАО "Фонд "Восток"

10,62

25.07.2001

Кабинет Министров Республики Башкортостан

86,36

ОАО "Фонд "Восток"

12,22

28.09.2001

Кабинет Министров Республики Башкортостан

74,99

ОАО "Фонд "Восток"

16,78

25.03.2002

Кабинет Министров Республики Башкортостан

66,28

ОАО «УралСибФонд»

13,77

14.05.2002

Кабинет Министров Республики Башкортостан

66,28

ОАО «УралСибФонд»

17,85

22.11.2002

Правительство Республики Башкортостан

50,00

ОАО «УралСибФонд»

10,76

05.05.2003

Правительство Республики Башкортостан

50,00

ОАО «УралСибФонд»

8,98

15.08.2003

Правительство Республики Башкортостан

37,50

ОАО «Фонд долгосрочных сбережений»

18,00

20.10.2003

ОАО «Караидель»

19,90

ОАО «Фонд долгосрочных сбережений»

17,81

Окончание табл. 2.2

1

2

3

06.01.2004

ООО «Кардцентр»

19,95

«ОАО «Караидель»

19,90

ЗАО «Сорс»

19,54

ЗАО «Тополь»

18,50

ООО «Актив-Холдинг»

14,00

14.05.2004

ООО «Актив-Холдинг»

14,00

ЗАО «Сорс»

19,54

ЗАО «Тополь»

18,50

ООО «Кардцентр»

19,59

Министерство Республики Башкортостан

19,90

23.09.2004

ООО «Актив-Холдинг»

14,00

ЗАО «Сорс»

19,55

ЗАО «Тополь»

18,50

ООО «Кардцентр»

19,59

Министерство Республики Башкортостан

19,90

11.02.2005

Министерство Республики Башкортостан

19,90

ООО «Актив-Холдинг»

74,97

13.05.2005

Министерство Республики Башкортостан

19,90

ООО «Актив-Холдинг»

74,97

20.09.2005

ООО «Актив-Холдинг»

32,32

ООО «Инновационные технологии»

24,51

ООО «Инвест-Консалтинг»

19,59

Министерство Республики Башкортостан

7,41

ООО УК "НИКойл-Сбережения"

5,06

Урало-Сибирский был крупнейшим изо всех объединившихся банков: на него приходится почти половина активов и капитала нового Банка «УРАЛСИБ». Автобанк-НИКойл и ИБГ НИКойл входили в число 50 крупнейших банков России, а Брянский Народный и Кузбассугольбанк представляли собой небольшие региональные банки, составлявшие менее 3% активов группы. (табл. 2.3).

Таблица 2.3. Характеристика банков, объединенных в «БАНК УРАЛСИБ», на первое полугодие 2005г., млн. долл. США

Активы

Доля в активах

Капитал

Доля в капитале

Кузбассугольбанк

161

2%

22

2%

Брянский народный банк

88

1%

13

1%

Автобанк-НИКойл

1 691

26%

235

24%

Окончание табл. 2.3.

1

2

3

4

5

ИБГ НИКойл

1 463

23%

279

28%

Урало-Сибирский банк

3 091

48%

446

45%

Итого

6 495

100

995

100

Новый банк располагает третьей по размерам сетью в стране после Сбербанка и Росбанка (470 филиалов). Число сотрудников «УРАЛСИБа»по всей России составляет 12 000 человек. «УРАЛСИБ» имеет генеральную лицензию ЦБР и входит в Систему страхования вкладов, имеет рейтинги B- по методике агентства S&P и B - по методике агентства «Fitch».

По данным на 26 октября 2005г. консолидированная доля «БАНКА УРАЛСИБ» в совокупных депозитах равна 1,7 процента, в совокупных кредитах – 2 процента (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Консолидированная доля «УРАЛСИБа» в совокупных депозитах и кредитах

№ п/п

Наименование банка

Консолидированная доля в совокупных депозитах, %

Наименование банка

Консолидированная доля в совокупных кредитах

1

«Сбербанк»

38,5

Сбербанк

38,4

2

«Внешторгбанк»

4,9

Внешторгбанк

4,9

3

«Банк Москвы»

3,8

Газпромбанк

3,2

4

«Газпромбанк»

3,3

Альфа-банк

2,5

5

«Альфа-банк»

2,5

Банк Москвы

2,4

6

«Росбанк»

2,4

УРАЛСИБ

2,0

7

«УРАЛСИБ»

1,7

Raiffeisenbank

1,7

8

«Промстройбанк»

1,6

Международный Московский банк

1,6

9

«Международный Московский банк»

1,5

Международный промышленный банк

1,4

10

«Raiffeisenbank»

1,4

Росбанк

1,3

Центральный офис банка расположен в г. Москва. Наряду с новым адресом в Москве, банк сохранил почтовый адрес прежнего местонахождения в городе Уфа. В Уфе работает Удаленный центральный офис и филиал ОАО "БАНК УРАЛСИБ", который, как и прежде, предоставляет весь спектр финансовых услуг для клиентов - юридических и физических лиц. 3 октября 2005г. стало началом операционной деятельности ОАО "БАНК УРАЛСИБ". Первые дни показали, что все системы обеспечения деятельности банка, включая региональную сеть, работают в штатном режиме. Переход банков на единый баланс был осуществлен без остановки операционной деятельности. В настоящее время повсеместно клиенты банка обслуживаются по единым стандартам. Реорганизация банковского бизнеса Финансовой корпорации "УРАЛСИБ" проходила в русле политики Правительства Российской Федерации и Банка России, направленной на укрепление и дальнейшее развитие российского финансового сектора, повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса за рубежом.

"БАНК УРАЛСИБ" будет позиционироваться на финансовом рынке как крупнейший универсальный сетевой банк федерального уровня, предоставляющий наиболее широкий спектр финансовых продуктов и услуг на всей территории Российской Федерации. В их числе - традиционные депозитные вклады, потребительское, ипотечное и автокредитование, инвестиционные услуги, возможность участия в фондах коллективных инвестиций, страховые продукты и многие другие.

Согласно предварительным оценкам, "БАНК УРАЛСИБ" будет входить в "пятерку" лидеров отечественного банковского сектора по основным финансовым показателям и займет 3 - 4 место по размеру уставного капитала (20 миллиардов рублей), 5 - 6 места по объему средств частных лиц и 6 - 7 место по объему работающих активов. Региональная сеть объединенного банка насчитывает 470 отделений и точек продаж.

В структуре управления банка можно выделить следующие органы:

1)      Общее собрание акционеров банка;

2)      Наблюдательный совет банка;

3)      Единоличный исполнительный орган – Президент банка;

4)      Коллегиальный исполнительный орган- Правление банка.

Выделим в схематичном виде (Приложение 1) вопросы, которые находятся в компетенции каждого из органов банка.

Общее собрание является высшим органом управления. Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью банка за исключением тех вопросов, которые относятся к компетенции Общего собрания. Исполнительными органами банка являются единоличный орган – Президент банка – и коллегиальный орган – Правление банка. Исполнительные органы Банка решают все вопросы текущей деятельности Банка, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета, организуют выполнение решений Общего собрания акционеров и Наблюдательного совета. Исполнительные органы Банка подотчетны Наблюдательному совету и Общему собранию акционеров.

Президент несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Банк задач, избирается Общим собранием акционеров сроком на 5 лет.

Решением собрания акционеров всех банков, участвовавших в реорганизации, Председателем Правления ОАО "БАНК УРАЛСИБ" избран Н.А. Цветков - Президент Финансовой корпорации "УРАЛСИБ". Таким образом, Председателем Правления и Президентом ФК «УРАЛСИБ» стал человек, являющийся практически единственным акционером данной компании, поскольку он является главным акционером номинальных компаний-акционеров «УРАЛСИБа», таких, как: ООО «Актив-Холдинг», ООО «Инновационные технологии», ООО «Инвест-Консалтинг» и ООО УК "НИКойл-Сбережения".

К сожалению, организационной структуры всей корпорации «УРАЛСИБ» нет в свободном доступе, поэтому представим организационную структуру филиала ОАО «УРАЛСИБ» в г. Ижевске.

Первым лицом филиала в г. Ижевске является управляющий Н.А. Коротков. Он имеет четырех заместителей, три из которых составляют административный аппарат филиала, а четвертый является главным бухгалтером. Первый заместитель управляющего по корпоративному бизнесу имеет в своем непосредственном подчинении два отдела:

1)               Отдел продаж крупным корпоративным клиентам;

2)               Кредитный отдел крупных корпоративных клиентов.

Заместитель управляющего по розничному бизнесу имеет в своем подчинении следующие группы и отделы:

1)      Отдел продаж физическим лицам;

2)      Группа продаж юридическим лицам;

3)      Группа коллективных инвестиций;

4)      Розничный отдел кредитования, включающий три группы:

4.1.) Группа потребительского кредитования;

4.2.) Группа кредитования юридических лиц;

4.3.) Группа кредитного контроля и анализа.

Необходимо отметить, что группа организации продаж юридическим лицам и группа кредитования юридических лиц, находится также в ведении управления корпоративного бизнеса, несмотря на то, что входят в структуру управления розничного бизнеса.

Филиала имеет четыре отделения в г. Ижевске и три отделения в городах Удмуртии, в которых также предоставляются банковские услуги, такие, как: кредитование малого бизнеса, операционное обслуживание юридических и физических лиц и т.д.

Третий заместитель управляющего возглавляет подразделение обеспечения операций и инфраструктуры, который включает:

1)               Планово-экономический отдел;

2)               Управление информационных систем, подразделяющийся на:

2.1) Группу сопровождения автоматизированных банковских систем;

2.2) Группу сопровождения платежных систем.

Именно последняя группа занимается вопросами корректности проведения сделок с помощью пластиковых карт, ведет расследования в случае неполучения клиентом денежных средств по каким-либо техническим причинам, неправильного отражения операций в информационных банковских системах и в др. случаях.

Главный бухгалтер, стоящий на уровне заместителей управляющего, возглавляет отдел расчетов и сопровождения операций, бухгалтерию и кассовый центр, а также группу валютного контроля. Бухгалтерия включает в себя четыре группы:

1)      группу контроля и сопровождения банковских операций, в которую в т.ч. входит и бухгалтера, сопровождающие операции по пластиковым картам;

2)      группа по формированию обязательной отчетности;

3)      группа по налогообложению;

4) группа внутрибанковских операций.

В банке также можно выделить отделы, которые подчиняются непосредственно управляющему филиалом, в т.ч.:

1)      Юридический отдел;

2)      Административно-хозяйственный отдел;

3)      Риск-менеджмент группа;

4)      Кадровый отдел;

5) Отдел по работе с проблемными активами и др. отделы

Группы внутренней безопасности, противодействия нарушениям в кредитно-финансовой сфере и информационной безопасности подчиняются непосредственно службам Центрального Офиса.

2.2. Краткий анализ деятельности банка «УРАЛСИБ» в 2005г.

Рассмотрим показатели качества активов на 1 января 2006г. (табл. 2.5).

Таблица 2.5. Показатели качества активов на 1 января 2006г

Показатель

Расчет показателя

Желаемый диапазон значений показателя

Фактическое значение показателя

К1

от 0,75 до 0,85

0,878

Окончание табл. 2.5

К2

больше 1

1,076

К3

больше 0,7 – агрессивная политика; меньше 0,6 осторожная политика

0,721

К4

больше 1 – банк-заемщик, меньше единицы – банк-кредитор

3,784

К5

менее 8

3,304

К6

менее 0,04

0,018

К7

Менее 0,04

0,030

1РВПС – Резервы на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности.

Показатели говорят о неплохом качестве активов банка:

1)      доходные активы незначительно превышают максимальный порог 85 процентов от всей суммы активов, что говорит о нацеленности банка, в первую очередь, на получение доходов;

2)      доходных активов больше платных пассивов на 7,6 процента. Однако этот показатель нельзя строго принимать во внимание, поскольку числитель показателя не достаточно определен. Так, если в доходные активы включать только средства на корреспондентских счетах банка, ценные бумаги и ссудную задолженность, то рассматриваемый показатель будет менее 0,95. Если же в числитель также включить инвестиции и прочие активы банка, то значение показателя будет равным 1,076. Однако сложно сказать, приносит ли какой-нибудь доход банку инвестиции в некотируемые акции или требования банка по аккредитивам по иностранным операциям, которые входят в прочие активы. Таким образом, при первом варианте расчета показателя можно говорить о том, что доходных активов меньше платных пассивов;

3)      руководство банка склонно к агрессивной политике, поскольку ссудная задолженность превышает 70 процентов обязательств банка, в которые включены онкольные обязательства, срочные обязательства и прочие обязательства банка;

4)      банк является ярко выраженным заемщиком на межбанковском рынке, поскольку им получено межбанковских кредитов почти в 3,8 раза больше, чем выдано;

5)      ссудная задолженность более чем достаточно обеспечена основным и дополнительным капиталом банка;

6)      просроченная задолженность составляет всего 1,8 процента от всей ссудной задолженности, что меньше критических 4 процентов;

7)      резервы на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности также менее критического уровня в 4 процента.

В целом, качество активов неплохое, однако, на мой взгляд, следует улучшить показатель отношения доходных активов к платным пассивам, скорее всего за счет уменьшения доли платных пассивов, поскольку доля доходных активов во всей сумме активов превышает порог в 85 процентов.

Оценим показатели текущей ликвидности в банке «УРАЛСИБ» на 1 января 2006г. (табл. 2.6).

Таблица 2.6. Показатели ликвидности банка на 1 января 2006г.

Показатель

Расчет показателя

Желаемый диапазон значений показателя

Фактическое значение показателя

1

2

3

4

К8

0,2-0,5

0,335

Окончание табл. 2.6

1

2

3

4

К9

0,05-0,3

0,116

К10

0,15-0,40

0,183

Краткий анализ привел к следующим выводам:

1)      показатель отношения кассовых активов к онкольным обязательствам, схожий с коэффициентом мгновенной ликвидности, вписывается в желаемый диапазон от 20 до 50 процентов и составляет 0,335 или 33,5 процента;

2)      показатель отношения кассовых активов к сумме онкольных обязательств и срочных обязательств входит в диапазон от 5 процентов до 30 процентов и составляет 11,6 процента;

3)      портфель ценных бумаг составляет 11,8 процента от всех обязательств банка, что удовлетворяет требованию желаемого диапазона значений.

Таким образом, показатели ликвидности банка на 1 января 2006г. можно считать удовлетворяющими требованиям нормативных диапазонов значений данных показателей.

Показатели качества структуры пассивов также важны для анализа финансового состояния банка (табл. 2.7)

Таблица 2.7. Структура пассивов банка на 1 января 2006г.

Показатель

Расчет показателя

Желаемый диапазон значений показателя

Фактическое значение показателя

К11

0,08-0,15

0,179

Окончание табл. 2.7.

1

2

3

4

К12

0,5-0,7

0,794

К13

0,2-0,35

0,232

К14

0,2-0,4

0,334

К15

0,1-0,3

0,350

К16

0,25-0,4

0,283

К17

стремится к минимуму

0,033

К18

больше или равно 0,5

0,894

По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

1)      сумма стержневого и дополнительного капитала превышает верхний предел желаемого диапазона значений на 2,9 процента и составляет 0,179 или 17,9 процента всех пассивов. Резервы составляют большую часть дополнительного капитала, и, в свою очередь, не превышают 4-процентного уровня, заданного коэффициентом К7. Поэтому стержневой капитал по отношению к сумме пассивов баланса слишком высок. Этот факт увеличивает надежность банка, но снижает рентабельность капитала;

2)      отношение суммы онкольных и срочных обязательств к сумме пассивов баланса превышает 70-процентный предел и составляет практически 80 процентов. Т.е. на 80 процентов пассивы банка составлены из платных пассивов, 30 процентов этих платных пассивов составляют онкольные обязательства, по которым, как известно, платят сравнительно небольшие проценты;

3)      сумма банковских займов и обращающихся долговых обязательств составляют 23,2 процента пассивов банка и не превышают установленный предел в 35 процентов;

4)      онкольные обязательства также находятся в нормативном диапазоне значений от 20 до 40 процентов и составляют 0,334 или 33,4 процента. Это позволяет, с одной стороны, снизить процентные расходы банка, поскольку по онкольным обязательствам, как правило, выплачиваются невысокие проценты, а с другой стороны, это снижает риск резкой потери ликвидности;

5)      срочные вклады составляют 35 процентов обязательств банка и превышают установленный предел на 0,05 или 5%. С одной стороны, для банка является важным привлечение средств вкладчиков, поскольку рост средств банковской системы в целом и отдельного банка в частности возможен именно за счет большего доверия граждан своих сбережений кредитным организациям. С другой стороны, это срочные вклады – это дорогие ресурсы для банка, увеличение доли которых может привести к снижению рентабельности банка в целом;

6)      доля суммы банковских займов и обращающихся долговых обязательств в совокупных обязательствах составляет 0,283 или 28,3 процента и соответствует указанному в таблице нормативному диапазону;

7)      доля прочих обязательств в сумме всех обязательств, как и полагается, стремится к нулю и равна 3,3 процента;

8)      стержневой капитал составляет практически 90 процентов всего капитала банка, что говорит о положительной структуре капитала.

В целом, стоит признать, что структура пассивов банка выглядит хуже качества активов. В частности, можно отметить, что слишком велика доля стержневого капитала и срочных вкладов в общей сумме пассивов банка.

Неплохой можно считать эффективность деятельности банка (табл. 2.8).

Показатели рентабельности активов (К19), рентабельности доходов (К20), рентабельности собственного капитала банка (К22) можно считать положительными, однако мультипликатор капитала не достигает и нижнего предела нормативных значений – 8 процентов – и равен всего 5,58 процента.

Таблица 2.8. Эффективность деятельности банка за 2005г.

Показатель

Расчет показателя

Желаемый диапазон значений показателя

Фактическое значение показателя

1

2

3

4

К19

1,0-4,0

4,62

К20

8,0-20,0

22,76

К21

-

10,41

К22

15-40

25,80

К23

 (мультипликатор капитала)

8-20 раз

5,58

Показатели рентабельности, в целом, можно признать удовлетворительными, однако структуру прибыли таковой назвать нельзя (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Показатели эффективности (рентабельности) банка за 2005г.

Показатель

Расчет показателя

Желаемый диапазон значений показателя

Фактическое значение показателя

К24

1,0-3,0

4,342

К25

-

4,299

К26

110,0-125,0 раз

2,431

Окончание табл. 2.9

1

2

3

4

К27

6,0-18,0

17,21

К28

10,0-18,0

5,94

К29

1,0-3,0

9,07

К30

0,5-2,0 раза

0,94

К31

8,0-18,0

4,49

К32

1,0-4,0

3,494

К33

1,0-4,0

13,263

К34

5,0-15,0

44,687

К35

10,0-25,0

65,338

К36

-

21,826

К37

1,2-1,7 раза

0,371

По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

1)      процентная маржа, т.е. разность процентных доходов и расходов, достаточно большая по отношению и к доходным активам, и доходам банка, и совокупным активам, и составляет 4,3, 17,2 и 3,5процента от них соответственно, однако доходы банка составляют всего 37 процентов от стержневого капитала, хотя должны превышать его на 20-70 процентов;

2)      непроцентные расходы непомерно велики по отношению и к совокупным активам – 13,3 процента – и к доходам банка – 65,3 процента-;

2)      отношение процентных доходов к совокупным активам банка слишком мало и составляет всего около 6 процентов, хотя должно составлять как минимум 10 процентов. В то же время доля непроцентных доходов, в которые не включаются доходы по ценным бумагам, в совокупных активах слишком высока и составляет более 9 процентов, хотя должна составлять от одного до трех процентов. Таким образом, структура доходов банка прямо противоположна той, которая должна быть: вместо превышения процентных доходов над непроцентными как минимум в три-четыре раза, мы получили превышение непроцентных доходов над процентными в полтора раза;

3)      учитывая тот факт, что мультипликатор (коэффициент К23) составляет всего 6 процентов, можно сделать вывод о низком значении доходных активов по отношению к совокупному капиталу, которые составляет всего лишь 4,5 процента, хотя должны составлять не менее 8. В то же время доля недоходных активов в совокупном капитале составляет около 1 процента. Такое отношение соответствуют предлагаемым нормативным значениям диапазона.

Таким образом, банк имеет неудовлетворительную структуру как доходов, так и расходов, что выражается в высокой доле непроцентных доходов и расходов. Это означает, по-видимому, превышения комиссионных доходов и расходов над процентными. Возможно, это связано с низким мультипликатором собственного капитала и соответственно, низкой долей доходных активов в капитале, которые могли бы приносить именно процентный доход. Тем не менее, рентабельность активов достаточна высока.

2.3. Позиция филиала ОАО «УРАЛСИБ» на рынке пластиковых карт в Удмуртской Республике

Открытое акционерное общество «БАНК УРАЛСИБ» является участником многих известных платежных систем (табл. 2.10), как отечественных, так и зарубежных, в отличие от большинства местных банков (табл. 2.11).

В Удмуртии филиал занимается эмиссией и обслуживанием, т.е. эквайрингом, карт следующих платежных систем: EuroCard/MasterCard International, VISA International и ACCORD.

Табл. 2.10. Сведения об эмиссии и эквайринге ОАО «БАНК УРАЛСИБ»

Платежная система расчетов

Эмиссия

Эквайринг

1

2

3

«ACCORD»

+

+

«American Express»

-

+

«DINERS CLUB»

-

+

«JCB International»

-

+

«MasterCard Int.»

+

+

«Union Card»

-

+

«VISA International»

+

+

«Автобанк»

+

+

«Таможенная карта»

+

-

Табл. 2.11. Сведения об эмиссии и эквайринге удмуртских банков

Наименование банка

CITYCARD

Union Card

ИЖкард

MasterCard Int.

Эмиссия

Эквайринг

Эмиссия

Эквайринг

Эмиссия

Эквайринг

Эмиссия

Эквайринг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ОАО «Мобилбанк»

+

+

+

+

-

+

+

-

ОАО АКБ «Ижкомбанк»

+

+

-

-

+

+

-

-

ЗАО "Коммерческий банк "С-БАНК"

-

+

-

-

+

+

-

-

ОАО ИКБ «ИжЛадабанк»

+

+

-

-

-

+

-

-

ОАО Акционерный коммерческий Удмуртский инвестиционно-строительный банк

+

+

-

-

+

+

-

-

ООО «Коммерческий банк «Первомайский»1

+

+

-

-

-

+

-

+

ОАО «Удмуртский Пенсионный банк»

+

+

-

-

-

+

-

-

1Примечание. ООО «Коммерческий банк «Первомайский» является также эмитентом и эквайером платежной системы «Золотая Корона».

Для оценки позиций филиала банка следует привести остатки по пассивному счету 40817, на котором отражаются поступление и расходование средств с карточных счетов, в местных банков (табл. 2.12). Для более полной характеристики состояния на рынке пластиковых карт в УР необходимо привести информацию по удмуртским филиалам московских и других банков, таких, как Сберегательный банк РФ и Внешторгбанк, первый из которых уверенно держит лидерство по всей России. Тем не менее, такой анализ затруднен, поскольку публикуемая московскими банками отчетность не раскрывает деятельности филиалов, и на сайтах указанных банков такая информация не предоставляется.

Таблица 2.12. Остатки на карточных счетах банков Удмуртии и филиала ОАО «УРАЛСИБ» в г. Ижевске, тыс. руб.

Наименование банка

Остаток по счету 40817

01.10.2005

01.01.2006

01.04.2006

1

2

3

4

ОАО «Мобилбанк»

-

217 653

237 412

ОАО АКБ «Ижкомбанк»

6 727

84 087

86 990

ЗАО "Коммерческий банк "С-БАНК"

48 356

57 028

55 940

Филиал ОАО «УРАЛСИБ» в г. Ижевске

33201

36696

39 393

ОАО ИКБ «ИжЛадабанк»

7 136

17 352

17 927

ОАО Акционерный коммерческий Удмуртский инвестиционно-строительный банк

13 193

18 854

14 015

ООО «Коммерческий банк «Первомайский»

2 730

2 437

1 271

ОАО «Удмуртский Пенсионный банк»

224

2 797

-

Сравнительная характеристика остатков на карточных счетах разных банков лишний раз доказывает, что филиал ОАО «УРАЛСИБ» в г. Ижевске не так давно открылся и является еще молодым игроком на рынке пластиковых карт в Удмуртии. Отрицательным фактором в динамике двух кварталов является тот факт, что рост остатков на счете за этот период в филиале ОАО «УРАЛСИБ» в г. Ижевске не достигает и 6,5 млн. руб., в то время как остатки на карточных счетах ОАО «Мобилбанк» только за квартал возросли почти на 20 млн. руб.

По деятельности Удмуртского Отделения Сбербанка России можно судить лишь косвенно: в конце 2004г. были проведены торжественные мероприятия по поводу выпуска его стотысячной карты. Крупнейшими «зарплатными проектами» СБ РФ на территории Удмуртии можно считать заключенные договора с ОАО «Иж-Авто», ОАО «Чепецкий механический завод», ОАО «Свет», ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод», ГУП «Игринское автотранспортное предприятие», ОАО «Увадрев-Холдинг». Для сравнения филиал «УРАЛСИБ» в г. Ижевске подобные крупные проекты имеет с компаниями ОАО «Удмуртторф», ОАО «Ижмебель», ОАО «Удмуртгеофизика», ОАО «Удмуртгеология», ОАО «Удмуртская национальная нефтяная компания». Однако в недалеком прошлом ОАО АБ «Евразия», чьи активы и пассивы были «переведены» в филиал «УРАЛСИБа» в г. Ижевске, также обслуживали такие организации, как: ОАО «Удмурттэнерго», ГУП «Удмуртавтодор», ГУП «Ижевский механический завод», ОАО «Удмуртнефтепродукт», ЗАО «АССО-Строй», ОАО «ИЖстанко» и др. предприятия, которые на сегодняшний день ушли из банка.

Важной составляющей развития пластиковых карт является количество торговых предприятий, принимающее в оплату карты того или иного банка, наличие или отсутствие скидки для покупателя (табл. 2.13).

Табл. 2.13. Сравнительная характеристика основных «торговых проектов» банков на территории УР

Крупные предприятия, с которыми заключены договора о принятии в качестве оплаты пластиковых карт банка-эмитента

Банки-эмитенты

Удмуртское Отделение Сбербанка России

Филиал ОАО «УРАЛСИБ» в г. Ижевске

ОАО «Мобилбанк»

ОАО АКБ «Ижкомбанк»

1

2

3

4

5

ОАО «Удмуртнефтепродукт»

+

+

-

+

«АСПЭК-нефтепродукт»

+

+

-

+

«Ижтрейдинг»

+

+

+

-

ИП Станкевич

+

+

+

-

Окончание табл. 2.13

1

2

3

4

5

«Оптима»

+

+

+

-

«Супермаркет 2*2»

+

+

+

«Айкай»

+

-

+

-

«Ваш дом»

+

-

+

-

«Глазовская водка»

+

-

-

-

«Эьдорадо»

+

-

-

-

«Техносити»

+

-

-

-

Основные торговые и иные предприятия, принимающие в оплату пластиковые карты, были выбраны по усмотрению автора. Конечно, у банков гораздо больше торговых точек-партнеров. Так, на территории Удмуртии «Мобилбанк» имеет более 110 терминалов, Ижкомбанк - около 60, филиал ОАО «УРАЛСИБ» - более 120, а Удмуртское Отделение СБ РФ – вообще более 300. Тем не менее, можно сделать вывод, что и по количеству торговых точек – партнеров филиал ОАО «УРАЛСИБ» в г. Ижевске уступает Сбербанку. В принципе более значимым, прежде всего для клиентов банка, является возможность получения скидки при оплате услуг по пластиковым картам, поскольку это увеличивает финансовые возможности для клиентов, создает конкурентные преимущества для торговой организации перед другими, не предоставляющими скидки, а банк-эмитент, как правило, по подобным операциям получает комиссионное вознаграждение от торговой точки. В развитых странах основным преимуществом использования пластиковых карт для торговых организаций является возможность расширения величины спроса за счет предоставления овердрафта или кредита по карточному счету в зависимости от типа карты, а также наличия так называемой минимальной суммы авторизации, которая позволяет производить мелкие покупки без согласия банка-эмитента, что также увеличивает величину спроса.

По пластиковым картам платежной системы «ACCORD» филиала ОАО «УРАЛСИБ» в г. Ижевске предоставляются скидки в размере 5 процентов в торговых сетях «Ижтрейдинг», супермаркетах «МИР», магазинах «Светоч», аптеках «ВитаМед», «Фармакон», «Фармаимпекс» и «Стела», а также некоторых других организациях; скидки в размере 2,5-3 процента – в АЗС «АСПЭК», АЗС «Удмуртнефтепродукт», в компьютерных салонах «Компьютеры Элми», Силиконовая долина» и др. организациях; в размере 10 процентов – в сети магазинов «Домашние друзья», магазинах «Блик и Лидер Плюс». Однако вопреки заключенным с торговыми организациями договорам скидки предоставляются только по картам «ACCORD», при оплате с помощью международных карт скидки не предоставляются.

По пластиковым картам, выпущенным Удмуртским Отделением СБ РФ, предоставляются скидки в размере от 4 до 7 процентов в сети магазинов «Ижтрейдинг», в размере от 2,5 до 4 процентов – на различных АЗС, в размере от 2,5 до 5 процентов – в различных магазинах торговли и сферы обслуживания, а в размере 17 процентов в сети магазинов «Мир мебели». ОАО «Ижкомбанк» предоставляет скидки от 2 до 2,5 процентов в таких точках, как АЗС, принадлежащих компаниям «Удмуртнефтепродукт» и «АСПЭК-нефтепродукт», а также в мелких торговых магазинах. «Мобилбанк» предоставляет скидки в сети магазинов «Ижтрейдинг» от 4 до 7 процентов, на некоторых АЗС  - в размере от 2 до 7 процентов, а также в некоторых других магазинах – в размере от 2 до 10 процентов.

Но если в торговых точках скидки предоставляются по картам, выпущенным филиалом банка «УРАЛСИБ» в г. Ижевске, - только платежной системы «ACCORD», картам «Ижкомбанка» - только платежной системы «ИЖкард», картам «Мобилбанка» - только платежных систем «ИЖкард» и «CITYCARD», то по картам, выпущенным Удмуртским Отделением СБ РФ, - международных платежных систем, а также системы «СБЕРКАРТ». На мой взгляд, за картами международных платежных систем будущее рынка пластиковых карт в Удмуртии, поэтому предоставление скидки именно по картам VISA International и MasterCard/EuroCard International создают конкурентные преимущества вышеуказанному банку.

Тем не менее, региональные платежные системы «ИЖкард» и «CITYCARD» закрепились в Удмуртии и не в последнюю очередь благодаря сравнительно низким тарифам (Приложение 2).

Анализ сравнительных данных показывает, что:

1)      стоимость ведения операций по карточному счету платежных систем «ИЖкард» и «CITYCARD», один из базовых тарифов, колеблется от 0 до 50 руб. в зависимости от условий банка-эмитента и конкретного «зарплатного проекта». Так, ОАО «Мобилбанк» не взимает комиссии за ведение операций по счету для сотрудников бюджетной организации. Неясным остается частота взимания данной комиссии: один раз в течение периода действия карты, т.е. 2-3 лет, или ежегодно. Тем не менее, эта сумма нельзя сравнить со стоимостью открытия счета для карты «ACCORD», - 700 – 750 руб. в зависимости от клиента. Причем по правилам платежной системы стоимость перевыпуска при правильном использовании клиентов карты в течение двух лет взимается в размере стоимости открытия счета карты для физических лиц. При заключении договора с организацией о перечислении зарплаты на карточные счета платежной системы «ACCORD» возможны индивидуальные условия, но обязательным является взимание комиссии за открытие счета в размере 700-750 руб. Льготной категорией клиентов по картам данной платежной системы являются пенсионеры, с которых взимается комиссия только за снятие наличных средств в банкоматах. Если учесть, что еще год назад стоимость открытия счета по карте бал равна 100 руб., то налицо ухудшение конкурентных преимуществ данной платежной системы. Это может быть связано с оттоком клиентов в связи с активизацией деятельности международных платежных систем VISA International и MasterCard/EuroCard International, которые по самым скромным оценкам составляют более 50 процентов рынка пластиковых карт России. Возможно это связано с постепенным сворачиванием платежной системы «ACCORD» банком «УРАЛСИБ», который, как известно, является главным эмитентом данных карт, и переориентацией его на международные платежные системы. Невысоким годовым обслуживанием отличаются карты Сбербанк-Maestro «Социальная» и Сбербанк-Maestro «Студенческая»: от 0 до 50 руб., годовое обслуживание карт Сбербанк-Maestro «Молодежная и карт «Сберкарт» Личная обходится несколько дороже – от 140 до 250 руб. Таким образом, стоит отметить достаточно низкую стоимость ведения операций по карточным счетам региональных платежных систем;

2)      по картам платежной системы «ACCORD» помимо взимания комиссии за открытие счета взимается ежемесячна комиссия в размере 10 руб. за обслуживания карточного счета при наличии хотя бы одной операции в месяц, кроме начисления процентов. За год эта сумма равна 120 руб. Таким образом, общая комиссия за открытие и ведение счета при активном использовании карты в год составляет 820 – 870 руб.;

3)      на данный момент сумма первоначального взноса по картам «ACCORD» для студентов и частных клиентов, составляющая 1500 руб., гораздо больше необходимого первоначального взноса на счет по различным категориям карт Maestro и «Сберкарт», выпускаемым Удмуртским Отделением СБ РФ, который колеблется от 0 до 150 руб. В ближайшем будущем планируется снизить этот порог для карт «ACCORD» до 50 руб., что несколько улучшит конкурентные преимущества этой платежной системы. Сумма минимального первоначального взноса на карты «ИЖкард» и «CITYCARD» на сайтах ОАО «Мобилбанк» и «Ижкомбанк» не указаны. В сборнике тарифов «Уральского трастового банка» данный тариф равен 100 руб. для личных карт системы «ИЖкард» и равен 0 для корпоративных и «зарплатных» карт;

4)      такая услуга, как досрочный перевыпуск карты при ее утере или изменении реквизитов, по картам Maestro СБ РФ и картам «ИЖкард» и «CITYCARD» банками предоставляется и составляет от 20 до 50 руб. По картам «ACCORD» стоимость такой услуги равна стоимости выпуска, т.е. 700-750 руб.;

5) карты, выпущенные Удмуртским Отделением СБ РФ, позволяет практически без ограничений снимать денежные средства во всех банкоматах СБ РФ на территории Пермского Края, Удмуртии и Республики Коми, тогда как по картам «ИЖкард» и «CITYCARD» бесплатное обналичивание возможно только в банкоматах ограниченного числа банков-участников платежных систем: «Ижкомбанк», «Мобилбанк», «Уральский Трастовый банк» и в др. банках. Бесплатное же получение наличных по картам «ACCORD» возможно в основном только в отделениях ОАО «УРАЛСИБ», в котором был открыт карточный счет, при наличии паспорта, т.е. без использования самой карты. В договорах с предприятиями о зачислении зарплаты сотрудников на карточные счета предусматривается возможность получения наличных средств бесплатно через ограниченное количество банкоматов, находящихся в г. Ижевске. В скором времени предусматривается возможность предоставления бесплатного обналичивания средств для сотрудников предприятий – партнеров банка во всех тринадцати банкоматах города. Однако это ограничивает возможность использования таких карт только в одном городе, поскольку при получении наличных в других ПВН взимается комиссии от 0,3 до 0,7 и более процентов от суммы операции.

На мой взгляд, были рассмотрены самые важные для клиентов тарифы банков по операциям с пластиковыми картами различных платежных систем и в каждом из пунктов можно заметить достоинства местных региональных платежных систем «Ижкард» и «CITYCARD» и недостатки платежной системы «ACCORD» прежде всего в необоснованном завышении тарифов. Конечно, у карт системы «ACCORD» имеются определенные преимущества, например, такие, как:

1)               предоставление скидок в торговых сетях от 3 до 10 процентов;

2)               хранение информации об операциях по карте осуществляется на основе встроенного в нее чипа, что значительно увеличивает защиту от несанкционированных действий,

3)               платежная система предлагает достаточно выгодные условия пенсионерам.

Однако для руководителей предприятий, заключающих договора с банками о зачислении зарплаты своим сотрудникам на карточные счета, зачастую важнее дешевизна тарифов и возможность получения комплексного банковского обслуживания, в т.ч. кредитования на льготных условиях, нежели вышеперечисленные преимущества системы «ACCORD», что делает трудным ее дальнейшее развитие на рынке пластиковых карт.

Теперь сравним тарифы по дебетовым международным пластиковым картам в различных банках и филиалах Удмуртии (Приложение 3, Приложение 4 и Приложение 5) и выделим следующие основные моменты:

1) тарифы филиала ОАО «УРАЛСИБ» на открытие счета и выпуск карт GOLD значительно ниже аналогичного, на мой взгляд, по смыслу стоимости годового обслуживания счета в других рассмотренных банках: если в первом случае взимается 1200 руб. или 40 евро или 40 долларов в зависимости от валюты счета, то во втором случае взимается от 75 до 100 долларов или 1800 руб. в зависимости от банка и валюты счета. Также у филиала банка «УРАЛСИБ» есть преимущество по карте Visa Classic: если в банках конкурентах годовое обслуживание счета обходится 20-25 долларов или евро или 600 руб. в зависимости от банка и валюты счета, то в «УРАЛСИБЕ» это стоит на 15-20 условных единиц или 450 руб. дешевле. Только по картам низшей категории – VISA Electron / Maestro – тарифы все тарифы практически одинаковы, но открытие рублевого карточного счета в филиале ОАО «УРАЛСИБ» обходится на 30 руб. дороже, чем в банках-конкурентах. Таким образом, один из самых главных тарифов банка на среднюю и высшую категории международных карт значительно ниже, чем в банках-конкурентах, что может привлечь частных клиентов, желающих воспользоваться картой, например, не только в России, но и за рубежом. Однако этот тариф выше для Visa Electron / Maestro, т.е. карты, которая из международных карт чаще всего используется для зачисления зарплаты. И если учесть, что доля карт, выпущенных в рамках «зарплатных проектов» в банке составляет более 80 процентов, то это несколько снижает возможности привлечения новых организаций. Однако разность тарифов невелика: например годовая переплата для предприятия, имеющего в штате 100 человек, равна всего 3000 руб. Гораздо более значимым является возможность предоставления комплексного обслуживания предприятий по льготным условиям;

2)      среди всех банков-конкурентов в банке предусмотрен минимальный первоначальный взнос по картам GOLD,если учитывать что в Удмуртском Отделении СБ РФ предусмотрен также взнос на резервный счет, который в сумме с минимальный первоначальным взносом превышает аналогичный тариф банка более чем на 500 долларов или евро или более чем на 11 тыс. руб. По картам VISA Classic наименьший взнос предусмотрен также филиалом банка «УРАЛСИБ», однако в «Мобилбанке» подобный тариф вообще не предусмотрен. Минимальный первоначальный взнос по низшей категории международных карт вообще не предусмотрен в «Мобилбанке» и «Внешторгбанке» и ниже по рублевым карточным счетам в СБ РФ на 320 руб. На мой взгляд, этот тариф хотя и является одним из основных, но все же не определяющим в борьбе за потенциальных клиентов;

3)      по приостановке действия карты тарифы по картам категорий GOLD и Classic в банке также более привлекательны, чем в банках-конкурентах за исключением «Мобилбанка». По низшей категории лучшие условия предлагаются опять же Удмуртским Отделением СБ РФ;

4)      тарифы по досрочному перевыпуску карт в связи с ее утерей, смене реквизитов или ПИН-кода по всем категориям карт наилучшие в Удмуртском Отделении СБ РФ, причем наиболее существенная разница в тарифах по картам наивысшей категории. «Мобилбанк» не предоставил данный тариф, поэтом нельзя сказать точно, взимается ли плата за перевыпуск или не взимается;

5) оплата товаров и услуг по международным картам осуществляется бесплатно во всех банках, но по картам, выпущенным Удмуртским Отделением СБ РФ, предоставляются скидки до 5 процентов. Данные скидки должны предоставляться и по картам, выпущенным филиалом банка «УРАЛСИБ», однако на сегодняшний день они предоставляются только по картам платежной системы «ACCORD». В ближайшее время должен положительно решиться вопрос о предоставлении скидок и по международным картам банка, поскольку это значимое в борьбе за клиента преимущество;

6)      невозможность бесплатного получения наличных по международным картам банка в банкоматах города, если учесть тот факт, что операции по получению наличных значительно превалируют над сделками в торговых сетях, делают сложным их конкуренцию с картами других банков перед физическими лицами. Получение же наличных в филиале банка, где был открыт карточный счет, не всегда удобно, но позволяет не платить комиссию за обналичивание средств. Однако в рамках «зарплатных проектов» на сегодняшний момент решается вопрос о бесплатном получении наличных сотрудниками организаций во всех банкоматах города.

Таким образом, тарифы банка на международные карты категорий GOLD и Classic, на мой взгляд, являются в целом конкурентоспособными, но некоторые из стоит пересмотреть в сторону понижения, а также в кратчайшие сроки сделать возможным предоставления скидок по ним в торговых сетях.

Наиболее перспективным направлением развития пластикового рынка в Удмуртии, по мнению автора, являются кредитные карты. Однако не все банки открыто предоставляют тарифы на обслуживание кредитных карт, условия предоставления и погашения кредита, поэтому будем рассматривать кредитные продукты тех банков, информация которых доступна (Приложение 6).

К сравнительному анализу по кредитным картам представленных банков необходимо подойти критически, поскольку в таблицы приведены тарифы не по Удмуртской Республике, а по банку в целом, и возможно расхождение тарифов, предлагаемых в головном офисе и в филиале.

По проведенному анализу можно видеть, что наиболее низкие процентные ставки по кредиту были предложены «БИНБАНКом» и «ИМПЭКС Банком». Так, процентная ставка по карточным счетам в евро для карт категорий Classic/Mass и Gold, а также по карточным счетам в долларах США для карт трех основных категорий и категории Platinum «БИНБАНКом» предлагается в размере от 12 процентов годовых. Но процентные ставки по кредиту, предлагаемые филиалом ОАО «УРАЛСИБ», не выше аналогичных ставок «Альфа-Банка», «Внешторгбанка» и банка «Юниаструм». Сравнительно низкие тарифы по годовому обслуживанию кредитных карт и приемлемые кредитные лимиты также были предложены «БИНБАНКом». Так, годовое обслуживание кредитных карт категорий Classic / Mass как по рублевым, так и по валютным карточным счетам составляет от 0 до 20 долларов США, а по картам категории GOLD – от 0 до 40 долларов США. При этом максимальный кредитный лимит составляет 300 000 руб., что больше максимального кредитного лимита, предлагаемого филиалом ОАО «УРАЛСИБ» в г. Ижевске, по картам категории Classic/ Standard почти в 4 раза. Условия других банков изобилуют различными программами, такими например, как программы «U-Family», «U-Olympic», «U-Mig», «U-Exclusive» «Юниаструм Банк». В филиале ОАО «УРАЛСИБ» таких программ пока нет. Однако в целом можно отметить, что представленные тарифы банка не выше аналогичных тарифов «Альфа-Банка» и «Внешторгбанка».

Тем не менее, проведенный анализ нельзя считать полным, поскольку не были приведены тарифы наиболее преуспевающего на рынке пластиковых карт в России Сберегательного банка РФ.