ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

1.1. История возникновения и развития пластиковых карт

Пластиковые карты для осуществления расчетных операций появились только в 60-ее гг., когда началось промышленное производство пластика. До этого для подобных целей использовались металлические или картонные карточки. Первые карты, которые предназначались для кредитования и осуществления безналичных расчетов гражданами, были выпущены отнюдь не банками. Например, еще в 1914 году один из промышленных гигантов США, компания «Мобил Ойл», выпустила карту, идея которой состояла в нанесении на металлическую пластинку информации о конкретном клиенте, для которого была открыта кредитная линия. Эта карта была средством идентификации и подтверждала право ее владельца на получение дополнительно к кредиту еще и определенных скидок.

Большинство специалистов считает, что начало банковских карточек, которые давали ее владельцу возможность оплачивать товары (услуги) и в случае необходимости кредитоваться для данных целей, было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из Национального банка «Флэтбуш» в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием «Чардж-ит». Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как совершались покупки, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей.

Однако первой массовой платежной карточной системой стала «Дайнерс клаб», созданная в 1949 г. Альфредом Блумингдейлом и Фрэнсисом Макнамарой, которая осуществляла посреднические функции, кредитуя клиента и осуществляя расчеты за него с торговой организацией.

В 1958 году была выпущена первая карта компании «Американ Экспресс». В 50-е годы двадцатого века свыше 100 американских банков начали свои программы кредитных карточек. Но, пожалуй, принципиально новый период в развитии карточного бизнеса начался, когда в него вступили первый и второй по величине американские банки: «Банк оф Америка» и «Чейз Манхэттен Банк». По мере роста карточных программ большинство банков столкнулось с главным препятствием — локальностью сети обслуживания своих карточек. И в 1966 году «Банк оф Америка» начал выдавать лицензии на выпуск карточек «Банк Америкард» другим банкам. В ответ на это несколько крупных банков-конкурентов «Банк оф Америка» создали свою Межбанковскую карточную ассоциацию — МКА. В дальнейшем две эти ассоциации или платежные системы поменяют свои названия на VISA Intarnational и MasterCard/EuroCard International и станут основными конкурентами на мировом рынке. Среди небанковских универсальных карточек выделялись «Американ экспресс» и «Дайнерс клаб». Следует отметить, что изначально в зарубежной классификации универсальные карточки разделялись на карточки для «путешествий и развлечений» и банковские. Первые выпускались компаниями «Дайнерс клаб», «Американ Экспресс», «Карт Бланш» и предназначались главным образом для оплаты услуг гостиниц, ресторанов, то есть преимущественно для путешествующих бизнесменов. Карточки же, выпускаемые банками, имели более «потребительский» характер и предназначались для обычных клиентов. К настоящему времени эти различия в значительной степени исчезли, и такое разделение является весьма условным.

Параллельно с развитием американского рынка шла и интернационализация карточных операций. Она началась еще в 1951 году, когда «Дайнерс клаб» дала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании. Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту БХР, которая, не являясь банковской, была все же универсальной карточкой. В 1965 году эта система, объединившись со своим шведским конкурентом «Рикскорт», владельцем которой являлась семья Валленбергов, учредила компанию «Еврокард Интернэшнл» со штаб-квартирой в Швеции. Продолжалось и продвижение американских карточных ассоциаций в Европу.

В 1974 году МКА совершила значительный рывок в конкурентной гонке с «Банк Америкард», подписав соглашение с британской системой «Эксесс Кард», которая входила в Ассоциацию «Еврокард». Так началось сотрудничество «Еврокард» и американской Межбанковской карточной ассоциации, выпускающей «Мастер Чадж».

Это стало одной из причин, по которой в 1976 году НБИ переименовала свою карточку «Банк Америкард» на известную теперь всем VISA. Аналогичный шаг предприняла в 1980 году и МКА, дав своей карточке более международное название – «MasterCard».

Компания «EuroCard», расширяя свое сотрудничество с MasterCard, по мере появления новых технологий заключила соглашения с компаниями «Cirrus» и «Maestro», что позволило расширить ассортимент предлагаемых клиентам видов услуг за счет карточек для получения наличных в банкоматах. В конце 1992 года произошло слияние «Еврокард Интернэшнл» с платежной системой «Еврочек». Новая организация стала называться «Европей Интернэшнл».

Конкурентная борьба между платежными системами разворачивалась не только в Европе. В Японии, например, несмотря на активные попытки завоевания этого рынка VISA и «Мастер Кард», лидировала компания «Джей-Си-Би». Общее количество держателей этих карточек в 1980 году было почти в два раза больше, чем выпущенных в Японии карт VISA и «Мастер Кард», вместе взятых.

26 сентября 1991 года в гостинице «Октябрьская» «Кредобанк» представил первые выпущенные карты Visa [14]. Карты международных систем появились в СССР еще в 1969г. Это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. Именно в 1969 году было подписано первое соглашение такого рода с компанией «Дайнерс клаб». В 1974 году на нашем рынке появилась «Американ Экспресс», в 1975 году — VISA и «Еврокард», в 1976 — японская  компания «Джей-Си-Би». С советской стороны все эти соглашения были подписаны ВАО «Интурист», которое и организовывало расчеты по пластиковым картам в валютных магазинах «Березка» и гостиницах.

Первым советским эмитентом международных карточек был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 году золотые карточки платежной системы «Еврокард». Однако до сих пор точно неизвестно, сколько их было выпущено и кому именно они выдавались.

Первым российским коммерческим банком, выпустившим относительно большое количество собственных карточек Visa, стал «Кредобанк». Это произошло осенью 1991 года. Но, несмотря на то, что Кредобанк также вступил в ассоциацию «Европей/МастерКард», эмитировать эти карточки наряду с Визой он так и не начал, объясняя это запретом со стороны ассоциации «EuroCard/MasterCard». В октябре 1992 года объявил об эмиссии карточек обеих систем «Мост-банк». За ним последовал «Мосбизнесбанк», выпустивший Визу. После этого в дело вступил «Элбимбанк», начавший выпускать золотые карточки «EuroCard/MasterCard».

Заметным событием на карточном рынке стало создание компании «Дайнерс клаб — Россия». В настоящее время она ведет активную политику по привлечению в систему российских банков в качестве эмитентов, и, возможно, уже в скором времени карточки «Дайнерс клаб» займут свою нишу на российском рынке.

Наряду с международными карточками в начале 90-х гг. стали появляться чисто российские платежные системы. Первой в 1992 году была основана «СТБ Карт», созданная на базе банка «Столичный», откуда и происходит название. Важным преимуществом СТБ Кард перед другими российскими системами является то, что она полностью отвечает международным стандартам кодирования, изготовления карт, организации расчетов и обмена информацией между участниками.

В апреле 1993 года «Автобанком» и «Инкомбанком» была учреждена система «Union Card», соучредителями которой при перерегистрации стали еще некоторые российские банки.

Платежная система «Золотая корона» - межбанковская платежная система, основана на использовании микропроцессорных карт, созданная в 1994 году. Разработчиками технологии «Smart-Card» для платежной системы является компания «Центр финансовых технологий». В плане использования технологичных микропроцессорных карт компания «Золотая корона» обошла многих региональных конкурентов, поскольку только в последнее время наблюдается опережающий рост чиповых карт, что во многом объясняется вступлением в силу с 1 января 2006г. для банков-участников Visa International так называемого Правила переноса ответственности [15]. Конкурентными преимуществами системы является использование многофункциональных микропроцессорных и магнитных карт в рамках единой инфраструктуры, а также развитая платежно-сервисная сеть их обслуживания.

Платежная система «Сберкарт» - система электронных платежей крупнейшего розничного банка России микропроцессорные карты компании «SmartCard». Особенностями собственной системы является наличие Главного центра эмиссии, а также распределительный процессинг между территориальными банками. Основные операции по картам проводятся в любом периферийном устройстве в режиме «оффлайн» по всей России. К выпуску собственных карт «Сберкарт» в качестве пилотного проекта  Сбербанк приступил в Москве и Санкт-Петербурге в 1993 году, а уже 1995 карты внедрялись в 16 регионах России. В 2001 году Сбербанк выпустил в обращение уже миллионную карту собственной платежной системы. Доля Сбербанка на российском рынке пластиковых карт достаточно стабильна и достигает 30% по таким показателям, как количество обслуживаемых карт и обороты по ним.  

Помимо указанных  всероссийских платежных систем в России на протяжении 90-х гг. возникали и существуют в настоящее время еще довольно много небольших систем пластиковых карт. Однако все они являлись и остаются локальными, редко выходящими за пределы 2-3 банков одного региона.

Динамика общего количества эмитированных карт в России показывает, что темпы роста их числа за каждый год, начиная с 1 января 2001, увеличивается (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Количество эмитированных в России пластиковых карт

Рынок кредитных карт пока относительно свободен, т.к. по данным Центрального Банка РФ на 1 июля 2005г. только 4,2 процента из 42млн. 500 тыс. всех выпущенных российскими банками карт были кредитными [38]. Структура рынка пластиковых карт в России постоянно меняется. Так, если в 2001г. после августовского кризиса 1998г. платежная система «Union Card» опережала и международных и российских конкурентов, выпустив на тот момент около 3,5 млн. штук карт [35], то по данным журнала «Эксперт» [27] основными игроками рынка пластиковых карт являются международные платежные системы (табл.. 1.1)

Таблица 1.1. Основные платежные системы российского рынка пластиковых карт в 2002г.

Наименование платежной системы

Доля платежной системы на рынке, %

1

2

1. «Visa International»

40

2. «Europay»

25

3. «Union Card»

10

4. «Золотая корона»

8

5. «STB Card»

8

6. Остальные

9

Тогда как в 2004г. по данным того же издания [21] укрепила свои позиции региональная платежная система «Сберкард» и ослабили  - платежные системы «STB Card» и «Золотая корона» (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Основные платежные системы российского рынка пластиковых карт в 2004г.

Наименование платежной системы

Доля платежной системы на рынке, %

1

2

1. «Visa International»

39

2. «MasterCard»

24.2

3. «Union Card»

-

4. «Сберкард»

10,5

4. «STB Card»

10,5

5. «Золотая корона»

7,6

6. «ACCORD»

3,4

7. Остальные

4,8

Примечание. Платежная система «Union Card» данных не предоставляет.

Таким образом, международные платежные системы продолжают контролировать более 60 процентов на рынке пластиковых карт. Некоторые российские специалисты считают, что для успешной борьбы с международными компании на равных, российским платежным системам необходимо объединяться в единую национальную платежную систему. [16]. Выгодность этого проекта, по их мнению, очевидна, поскольку он должен повысить доходность «карточного» как за счет роста валового объема комиссионного вознаграждения вследствие резкого роста транзакций, так и за счет отказа от их дележа с международными платежными системами.

Направление развития у каждой платежной системы различное. Так, представительство платежной системы MasterCard в России активно развивает настоящие кредитные револьверные карты. По словам глава представительства компании, Андрей Королева, по итогам 2004 года в России выпущено 8 млн. 159 тыс. карт с логотипами MasterCard, из них 740 тыс. - расчетно-кредитных и 7 млн. 419 тыс. дебетовых карт, т.е. доля кредитных карт уже перевалила отметку в 9 процентов [31]. По словам главы московского представительства компании «VISA International» компания большое внимание уделяет новым брэндам.

Если говорить о развитии пластиковых карт в Уральском регионе, то можно заметить, что лидируют Тюменская и Свердловская области, обеспечивая на в 2004 г. [19] половину региональной эмиссии и около 10 процентов общероссийской, тогда как Удмуртская Республика находится в числе отстающих (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Количество банковских карт в областях и республиках Урала, млн. шт.

Регион

на 01.01.2004

на 01.04.2004

на 01.07.2004

на 01.10.2004

1

2

3

4

5

Тюменская область

1,29

1,38

1,53

1,65

Свердловская область

1,04

1,16

1,31

1,55

Республика Башкортостан

0,78

0,79

0,77

0,77

Челябинская область

0,7

0,79

0,87

0,95

Пермская область

0,46

0,49

0,51

0,55

Удмуртская республика

0,26

0,3

0,33

0,36

Оренбургская область

0,17

0,21

0,23

0,26

Курганская область

0,03

0,04

0,05

0,06

А 1 октября 2005г. по официальным данным Банка России [18] на территории расширенного Урала выпущено уже 7 млн. 577 тысяч карт, что составляет 16 процентов общероссийской эмиссии карт. В федеральном масштабе Удмуртия занимает 20 место в выпуске карт для физических лиц и 29 место в выпуске карт для юридических лиц по данным издательства «Коммерсант» [39].

По данным журнала «Эксперт» на конец 2004г. лидером по объему эмиссии в региональном масштабе остается «Visa International», а «российской системы, консолидирующей «пластиковое» пространство региона, по-прежнему нет» [20]. Так, система «Union Card» активно представлена в Тюменской и Свердловской областях, «Золотая корона» - в Челябинской области, «ACCORD» - в Башкирии и Свердловской областях. Однако нельзя констатировать и безоговорочное лидерство системы «VISA International». Самым ярким примером является Башкирия, где по данным журнала «Эксперт-Урал» [18] в 2004г. 70 процентов рынка занимала система «ACCORD», ставшая по указу президента республики региональной платежной системой еще в 1997г.

1.2. Юридическое совершенствование регулирования операций с банковскими картами в России

Основой банковского законодательства в России, в т.ч. и в области банковских операций с пластиковыми картами, являются Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» [1] и Положение Центрального Банка о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях [3]. Основные и понятия и определения, касающиеся пластиковых карт, даются в Положении Центрального Банка об эмиссии банковских карт [2], используемые синтетические счета бухгалтерского учета – в Положении Центрального Банка о применении нормативных актов, регулирующих операции с использованием банковских карт.

Одной из проблем законодательства в данной области является специальная компетенции органа, принявшего Положение [2], – Центральный Банк, поскольку этот документ не охватывает всех гражданско-правовых аспектов эмиссии и использования банковских карт. Указанные отношения также регулируются Гражданским кодексом РФ И Законом "О банках и банковской деятельности".

Положение [2] дает очень короткую характеристику понятиям, связанным с пластиковыми картами. Собственно, как термины там обозначены всего четыре понятия: «банкомат», «персонализация», «реестр платежей» и «электронный журнал». Данный документ был составлен при участии многих кредитных организаций – членов Ассоциации российских банков. Одним из основополагающих принципов является тот факт, что расчеты с использованием банковских карт не являются новой формой договорных отношений между банком и клиентом, а само регулирование должно осуществляться в зависимости от характера договора, что предусмотрено действующим гражданским законодательством. К другим важным принципам, на которых основано данное Положение [2], относятся следующие:

1)    эмиссия и эквайринг платежных карт на территории России могут осуществляться только кредитными организациями;

2)    допустимо распространение банковских карт других банков-эмитентов и платежных карт небанковских эмитентов-нерезидентов, таких, например, как «American Express»;

3)    кредитная организация может быть одновременно эмитентом, эквайером и распространителем платежных карт.

По сравнению со старым положением Центрального Банка в новом есть нововведения. В целях практической поддержки развития новых инструментов включены нормы, регулирующие расчеты по операциям с использованием предоплаченных карт. Предусмотрена возможность выпуска к одному счету нескольких банковских карт, а также по нескольким банковским счетам, в частности, которые ведутся в разных валютах, одной карты. Разработано единое требование к документальному оформлению операций, унифицирован список обязательных документов. В связи изменением валютного законодательства расширен перечень операций для физических и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов, на территории России и за ее пределами. Отменены требования по обязательному размещения наименования и логотипа эмитента на карте.

Очень важным с правовой точки зрения является и тот факт, что владельцем карты всегда считается банк, эмитировавший ее. Гражданин, использующий карту, это лишь ее держатель на основании договора с эмитентом, но  не собственник.

Вместе с тем, существуют и определенные недостатки в законодательной базе, сдерживающие развитие некоторых направлений рынка банковских карт.

Во-первых, как это не парадоксально, но законодательно фактически не определено к какому типу операций относятся операции с использованием банковских карт.

Во-вторых, это почти полное отсутствие в нормативных документах вопросов, связанных с обращением кредитных карт. Положение [2] говорит о возможности выпуска таких карт, но не раскрывает процедуру "привязки" карточных счетов к ссудным счетам и порядок взаимоотношений эмитента и клиента при возникновении спорных вопросов при кредитовании. Также очень слабо в законодательстве отражены вопросы возврата кредитной организацией выданного кредита при отказе клиента, физического лица, вернуть его. Существующий порядок очень сложен и мало применим к операциям с пластиковыми картами.

В-третьих, в законодательстве практически не рассмотрены правовые вопросы использования банковских карт в качестве средства платежа при электронной коммерции. Пробел в правовом поле таков, что большинство банков вообще не желают использовать свои карты для платежей в сети Интернет, а ведь электронная коммерция в Интернете является передовой сферой и развивается огромными темпами.

Решение этих проблем способно оживить российский рынок банковских карт и приблизить его к уровню развития европейского и североамериканского рынков.

1.3. Характеристика банковских карт

Ранее затрагивался вопрос классификации банковских карт. Это не просто теоретическая проблема. Когда банк принимает решение начать выпуск карт, первоначально необходимо определить стратегию развития той или иной платежной системы для данного банка. Клиент должен понимать, для чего ему нужна пластиковая карта и выбрать подходящий вид  карточки исходя из своих потребностей.

Существует много оснований для классификации карт. Так, профессор наук Г.К. Коробова [6] выделяет такие классификационные признаки, как:

1)    способ записи информации на карте;

2)    характер взаимодействия со считывающим устройством;

3)    общее назначение карты;

4)    эмитент карты;

5)    технические особенности расчетов;

6)    категория клиентуры;

7)    юридический статус владельцев и т.д.

Доктор экономических наук О.И. Лаврушин выделяет такие основные группы [7], как:

1)    кредитные карты;

2)    платежные карты;

3)    экзекьютивные карты;

4)    чековые гарантийные карты;

5)    карты с фиксированной покупательной стоимостью.

В книге [8] автор также выделяет такие критерии, как материал изготовления карты, время ее использования и территориальное действие, а в монографии [9] – механизм расчетов.

Рассмотрим основные из них.

Основным, наиболее важным и для банка и для клиента признаком является платежная схема, по которой работает карточка. Платежных схем бесчисленное множество. Начиная с «биржевой», не имеющий никакого отношения к бирже, и кончая «кредитно-сберегательной». Новые платежные схемы будут возникать до тех пор, пока в карточном бизнесе будет продолжаться конкуренция между эмитентами, так как в любой платежной системе эмитент имеет право предлагать своим клиентам любую схему, лишь бы он вовремя и сполна рассчитывался со своими партнерами-конкурентами.

Несмотря на многообразие платежных схем  и российское законодательство и мировая практика объединяют их в две основные:

-              дебетовая или расчетная;

-              кредитная.

Расчетные карты позволяют пользоваться краткосрочным кредитом – возникшая задолженность должна быть погашена целиком по истечении установленного периода и на определенных условиях. Для примера приведем самую простую и распространенную в США кредитную схему.

В течение 25 календарных дней после направления клиенту ежемесячной выписки по карточному счету проценты на сумму кредита не начисляются, но необходимо обязательно оплатить 10% долга. По прошествии 25 дней на неоплаченную часть долга начинают ежедневно начислять проценты из расчета 20% годовых. За безналичную оплату товаров и услуг банк комиссию не взимает, за каждое получение наличных взимается 2%. За удовольствие пользоваться такой карточкой клиенту надо один раз в год заплатить 25 долларов. Естественно, что банк не может позволить клиенту тратить бесконечные суммы и поэтому устанавливает ежемесячный кредитный лимит. Размер лимита определяется исходя из состоятельности клиента и его ежемесячных доходов.

Кредитные схемы наиболее распространены в Соединенных Штатах. Можно сказать, что в США подавляющее большинство банковских карточек Виза и МастерКард работают по кредитной схеме, и проценты по кредиту являются едва ли не главной составляющей доходов американского карточного бизнеса. Заместитель председателя правления банка «Авангард» предлагает разделить банковские кредитные карты на три категории по типу погашения задолженности, установления доступного баланса и по способу бухгалтерского учета операций с картой [36]:

1)    расчетные карты;

2)    револьверные кредитные карты;

3)    револьверные овердрафтные карты.

Принципиально отличаются от кредитных дебетовые (расчетные) карты. Суть дебетовой карты в том, что проведенная по ней операция в тот же день списывается (дебетуется) с банковского счета клиента. Если сумма операции превышает остаток по счету, то операция не проводится. Естественно, что для дебетовых карт требуется авторизация по каждой операции, но при этом сводится к минимуму риск возникновения несанкционированного кредита.

Конечно, авторизация каждой операции при большом их количестве немыслима, если продавец будет звонить по телефону. Но операции выдачи наличных денег, которые требуют авторизации независимо от сумм, уже давно проводятся с помощью банкоматов — автоматических электронных устройств, которые напрямую связаны с авторизационным и процессинговым центром. Дальнейшее развитие коммуникационных сетей позволило сделать следующий шаг: оборудовать специальными устройствами для считывания карт и магазины. Именно такое развитие технических средств и коммуникаций способствовало широкому распространению дебетных карт.

Дебетовые карты типичны для России. Более того, почти все карты, эмитируемые в нашей стране (даже кредитные международные) являются по сути дебетовыми.

По материалу изготовления карты выделяют:

1)    бумажные или картонные;

2)    пластиковые;

3)    металлические.

Поскольку не менее 80-90 процентов всех дебетовых карт в России составляют карт, выпущенные в рамках каких-либо «зарплатных проектов», многие банки стремятся «зарплатные» карты сделать более привлекательными для потенциальных клиентов. Так, обозреватель газеты «Финансовые известия» в свое статье [25] отмечает такие нововведения банков, как: индивидуальный дизайн, возможность расплачиваться с помощью в магазинах и столовых предприятия, установка на территории предприятий банкоматов, льготное потребительское и ипотечное кредитование и др. виды услуг. Журналист той же газеты О. Ружина в своей статье [33] выделяет также такие услуги, как начисление процентов по повышенной ставке на денежные средства сотрудников предприятий-партнеров банка, внедрение мультивалютных карточных счетов, предоставление овердрафта по счету, оплата коммунальных услуг, услуг связи и многое другое. М. Божко в издании «Бизнес» [10] пишет о возможности с помощью некоторых «зарплатных» карт переводить средства со счета на счет и оплачивать услуги спутникового телевидения

В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации держателя карты часто используются картонные карты. И на практике и в теоретических работах, посвященных вопросу расчетов с использованием банковских карт, считается очевидным, что банковская (да и дисконтная карта торговой организации) может быть только пластиковой. Однако еще в 50-е и даже начале 60-х гг. все банковские и большинство торговых карт изготовлялись из металла. Пластиковые карты начали появляться лишь в 60-е гг., когда промышленность приступила к массовому выпуску самого пластика. Этот материал сразу же вытеснил металл, так обладал рядом преимуществ. Основное из них заключается в том, что пластик легко поддается термической обработке и поэтому на карточке можно легко выдавить (эмбоссировать) необходимую информацию.

По способу защиты записи информации на карту выделяют:

1)    графическую запись;

2)    эмбоссирование;

3)    штрих-кодирование;

4)    кодировку на магнитной полосе;

5)    чип;

6)    лазерную запись.

Самой ранней и простой формой записи информации на карточку было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация о ее эмитенте. Позже на универсальных банковских карточках был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).

Эмбоссирование позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты карточкой, делая ее оттиск при помощи специального механического устройства на квитанции (слипе). Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится через копировальную бумагу на слип. В целях борьбы с мошенничеством могут использоваться слипы и без копировального слоя, но способ переноса эмбоссированной на карте информации, в сущности, остался прежним — механическое давление.

Эмбоссирование не вытеснило полностью графическое изображение. Более того, с появлением систем, основанных на безбумажной технологии, номер карты и имя держателя вновь стали наноситься на карточку графическим способом с помощью персонализаторов. Современное персонализационное оборудование в течение нескольких минут позволяет также перенести на пластик цветное фотографическое изображение держателя карточки и лазерный образец его подписи.

Штрих-кодирование. Запись информации на карточку с помощью штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получила.

Изобретение в конце 60-х годов автоматических аппаратов выдачи наличных денег совершили революцию и в карточном бизнесе. Для того, чтобы такими аппаратами могли пользоваться держатели карточек, на обратную сторону карточки стали наклеивать полоску из магнитной пленки. В США первый банкомат, работающий от карточки с магнитной полосой, был представлен в 1969 году фирмой «Докьютел».

На магнитной полосе банковских карточек обычно в закодированном виде записывается номер карточки, срок ее действия и персональный идентификационный номер (ПИН) держателя карточки. В некоторых системах на магнитной полосе может записываться также какая-нибудь другая информация.

Магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на пластиковые карты. Особенно популярна она в платежных системах. Но по прошествии 15—20 лет стало понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. А это является критическим моментом в платежных банковских системах, основанных на карточках. Тогда специалисты начали искать более надежный способ записи информации. Им оказался чип (от англ. chip — кристалл с интегральной схемой) или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называют смарт-картами, микропроцессорными  или интеллектуальными картами.

Пластиковая карточка с микросхемой была запатентована в 1974 году французским журналистом Роланом Морено. Несмотря на очевидные преимущества, чиповые карточки до сих пор имели ограниченное применение и распространены, главным образом, во Франции. Причина простая — такая карточка на порядок дороже, чем карточка с магнитной полосой. Лишь в последние годы, когда ущерб от мошенничества с магнитными картами в международных платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти, все ведущие платежные системы приняли решение о постепенном переходе на чиповые карты. С введением в 1 января 2006г. так называемого переноса ответственности карты, по словам банкиров, будут меняться естественным образом, т.е. при их перевыпуске [24].

В 1981 году Дж. Дрекслером была изобретена оптическая карточка. Запись и считывание информации с такой карточки производится специальной аппаратурой с использованием лазера (откуда другое название — лазерная карточка). Технология, применяемая в таких карточках подобна той, которая используется в лазерных дисках. Основное преимущество таких карточек — возможность хранения больших объемов информации. Эти карточки уже используются для карманных «историй болезни», но в банковских технологиях распространения пока не получили вследствие высокой стоимости как самих карточек, так и считывающего оборудования.

- По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент (в международных платежных системах это называется видами карт или продуктами).

обычная карточка (Visa Classic или EuroCard/MasterCard Mass);

1)    бизнес  карточка (Visa Business или Европей/МастерКард Business);

2)    золотая карточка (Visa Gold или EuroCard/MasterCard Gold);

3)    электронная карточка (Visa Electron или Cirrus/Maestro).

Подобное разделение характерно только для карточек зарубежных платежных систем. Для простоты и краткости можно сказать, что обычная карточка предназначена для рядового клиента. Бизнес-карта предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании. В России подобная карта носит название корпоративной. Золотая карточка предназначена для наиболее состоятельных, богатых клиентов. Обычные, бизнес и золотые карточки являются кредитными. Кроме них, в системах VISA и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: Visa Electron и Cirrus/Maestro. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним держателю карты кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.

В российских платежных системах, как уже говорилось, подобного разделения нет, но существует деление на карты корпоративные и личные.

В международной классификации от вида карты зависит набор услуг, предоставляемый ее держателю. Например, по золотой карте это может быть ежемесячный кредитный лимит не менее 5000 долларов по операциям, выдача новой карты взамен утраченной в течение 24 часов в любой точке земного шара, страхование от утери деловых документов и опоздания транспорта. Однако главный критерий разделения на виды – возможность и величина «законного» непредусмотренного овердрафта по карточному счету. Дело в том, что значительное число пунктов обслуживания международных карт в США и Европе оборудованы простейшими механическими устройствами для совершения операций с пластиковыми картами – импринтерами. Для получения авторизации, работнику такой торговой организации необходимо по телефону связаться с банком. Очевидно, что если каждую операцию, даже на небольшую сумму в продуктовом магазине, придется авторизировать по телефону, то это вызовет сильное замедление процесса обслуживания и будет невыгодно небольшой торговой организации. Поэтому в платежных системах Виза и Европей установлены лимиты сумм, операции на которые не требуют авторизации. Соответственно, чем выше «класс» карточки, тем больше сумма возможных неавторизуемых операций по ней.

1.4. Проблемы оценки эффективности операций коммерческого банка с пластиковыми картами

Операции на рынке пластиковых карт, хотя и присущи отечественным банкам уже порядка 10 лет, все еще продолжают считаться новыми и многие вопросы, связанные с ними, довольно слабо освещены в общедоступной литературе. Каких-то признанных методик, дающих ответ на вопросы как организовать карточный бизнес, как при этом избежать ошибок и как, в конце концов, оценить достигнутый результат в данный момент не существует. Это объясняется, во-первых, тем, что банки, успешно реализовавшие свои карточные программы, не спешат делиться подобной информацией, не без основания считая ее коммерческой тайной. Во-вторых, каждый банк, реализуя свой карточный проект, преследует при этом различные, «собственные» цели, которые могут в корне отличаться от задач других участников рынка. При этом, как ни странно, получение прямой прибыли от операций с банковскими картами далеко не всегда является первоочередной задачей. Поэтому  и оценить достигнутые результаты можно лишь исходя из конкретных условий и целей участника.

В связи с этим нужно определить, что же привлекает банки на карточный рынок, что они получают, занимаясь подобными операциями. Как уже говорилось, задачи и, соответственно, результаты могут быть абсолютно разнообразными, но все их можно, конечно, с достаточной долей условности, объединить в четыре основные группы:

1) получение прямых доходов от операций с пластиковыми картами. К таким прямым доходам, прежде всего, относятся:

-        проценты за кредит, предоставленный держателям кредитных карточек;

-        комиссия от торгово-сервисных организаций за совершенные в них с использованием карт операции оплаты товаров (услуг);

-        комиссия за выдачу наличных денег по карточкам в ПВН и банкоматах.

 В США и Европе для коммерческих банков именно эти статьи является основным источником доходов от операций с пластиковыми картами. Соответственно и результаты операций банка можно оценить по количеству работающих карт, развитию эквайринговой сети банка, сумме полученных  комиссий  и  процентов за кредит. Можно пользоваться следующей зависимостью: больше эквайринговая сеть – больше комиссий можно получить от «чужих» клиентов, больше работающих кредитных карт – больше размер процентов за выданный кредит. В развитых странах почти все карты (особенно кредитные) клиент получает осознанно, для каких-то целей, а это значит, что действующие карты – почти всегда действительно работают, то есть по ним совершаются операции. Поэтому по двум показателям: эквайринговая сеть банка и количество действующих карт можно достаточно точно судить о развитии  и об эффективности операций банка с карточками.

В России ситуация принципиально иная. Кредитных карт фактически нет вообще, оборот в торговых точках низок, комиссия за это намного ниже, чем в США и Европе. Если к этому добавить, что комиссия за выдачу наличных в ПВН и банкоматах со своих клиентов банками, как правило, не взимается, то становится понятно, что прямые доходы от операций с карточками не окупят понесенных затрат;

2) привлечение дополнительных ресурсов в виде остатков по карточным счетам клиентов. Для отечественных банков это один из основных результатов операций с пластиковыми картами. При этом практика показывает, что даже в условиях наличия серьезного недоверия граждан к банковской системе, постоянные неснижаемые остатки на карточных счетах  составляют порядка 25-30 %  от кредитового оборота по этим счетам. А учитывая то, что большинство карточек российских платежных систем выпущено в рамках зарплатных проектов, подразумевающих постоянные поступления на карточные счета, размер постоянных остатков может достигать довольно крупной величины.

Чистый доход банка от привлеченных таким образом ресурсов можно рассчитать по формуле (1):

               формула (1)

ЧД - чистый доход банка от остатков по карточным счетам за период;

Ост -  средний размер остатков на карточных счетах за период;

Р - процент обязательных резервов по вкладам граждан действующий в рассматриваемом периоде;

Сразм – средняя ставка размещения всех ресурсов банка за период;

Снач – средняя ставка начисления процентов на остатки по карточным счетам за период;

3) маркетинговые цели. Во-первых, к данной группе можно отнести привлечения новых и удержания уже имеющихся клиентов. В настоящее время большинство предприятий и организаций стремятся получить у банка весь комплекс услуг, включая и "традиционное" расчетно-кассовое обслуживание, и различные формы кредитования, и обслуживание на рынке ценных бумаг, и, в том числе, услуги, связанные с пластиковыми картами. Если же банк не удовлетворяет потребности клиента в какой-то сфере, то он (клиент) может обратиться за получением такой услуги в другой банк, а затем и вовсе перейти туда на основное обслуживание. Реализация «зарплатных» проектов по пластиковым картам в последнее время начинает интересовать большинство крупных предприятий и организаций не торговой сферы. В связи  с этим все новые и новые относительно небольшие банки вынуждены выходить на рынок банковских карт, чтобы удержать своих клиентов, а многие банки, предлагая выгодные условия реализации «зарплатных» проектов, переводят к себе на весь комплекс обслуживания крупные организации, которые они не смогли бы получить в клиенты никаким другим путем.

Во-вторых, это вопросы престижа и рекламы банка. На данном этапе развития банковской системы даже средний банк считает своим долгом предложить клиентам услуги, связанные с пластиковыми картами. Нередки ситуации, когда для некоторых банков престиж является одной из главенствующих целей операций на рынке пластиковых карт. Это конечно неправильно, так как, руководствуясь только престижем и забывая о грамотном анализе, можно понести большие убытки и провалить карточную программу. Однако совсем забывать о престиже (учитывая специфику банковской деятельности) тоже нельзя.

Операции на рынке пластиковых карт подразумевают не только получение доходных результатов, но и осуществление существенных расходов. Эти расходы также очень разнообразны, зависят от целей и приоритетов банка, но, в общем, могут быть объединены  в две большие группы.

Во-первых, это капитальные, долговременные расходы, связанные с вступлением в платежную систему и ее развитием. В данную группу входят следующие статьи:

-        вступительные платежи, которые предусмотрены во многих платежных системах для новых участников;

-        плата за программное обеспечение, подключение к каналам связи, сертификацию;

-        приобретение оборудования. Это основная расходная статья, так как, например, новый банкомат стоит 15-20 тысяч, а электронный терминал 600-1000 долларов;

-        изготовление самих карточек.

Во-вторых, это текущие, операционные  расходы. Сюда относятся: заработная плата, приобретение расходных материалов, плата за процессинг и клиринг и т.п.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: положительный эффект от операций на рынке пластиковых карт возможен лишь при четком соотнесении ожидаемых доходов, необходимых расходов с возможностями банка по привлечению клиентов и "захвата" ниши на региональном рынке. Завышение планируемых доходов, осуществление ненужных расходов могут свести к нулю целесообразность операций банка с пластиковыми карточками. Однако еще более опасна переоценка возможностей по привлечению клиентов или полное отсутствие четкого представления о том, кто будет "потребителем" карточек. Действительно, если перед началом карточной программы в перспективе лишь несколько корпоративных клиентов с числом работающих в несколько сотен человек,  регион в целом довольно беден, а банк собирается выпускать и российские и международные карточки, закупает десяток банкоматов и полсотни терминалов, организует у себя процессинговый центр, то с уверенностью можно сказать, что такая программа провалится и принесет огромные убытки. Только взвешенный подход, учет всех перспектив и возможностей даст положительный результат.

В завершении данного раздела остановимся на некоторых существующих методиках определения окупаемости и эффективности карточного проекта. Большинство из них схожи между собой и предполагают учет только прямых доходов и доходов от остатков на карточных счетах. Одной из наиболее интересных автору показалась методика, предложенная кандидатом технических наук К. Гамаюновым, для расчета окупаемости операций банка с международными карточками [22]. Доходы банка рассчитываются по формуле (1.2.):

                          формула (1.2)

Дсум – суммарный доход;

Допер – операционный доход;

Дэмис – доход от платы за годовое обслуживание;

Ддеп – доход от размещения привлеченных средств.

Операционный доход рассчитывается по формуле (1.3)

                      формула (1.3)

Кi – число действующих карточек i-го типа;

Ni- частота использования карточек i-го типа;

J – средний доход от одной операции;

Mi – количество операций в эквайринговой сети банка;

R -    средний доход от одной операции.

Доход от платы за годовое обслуживание (Дэмис) определяется по формуле (1.4)

                                  формула (1.4)

где

Сi – количество эмитируемых в месяц карточек i-го типа;

Ai – тариф на годовое обслуживание карточек i-го типа.

Доход от размещения привлеченных средств (Ддеп) рассчитывается по формуле (1.5)

                           формула (1.5)

Кi – число действующих карточек i-го типа;

Li – средний остаток средств на одну карточку i-го типа;

Н – доходность размещения привлеченных средств.

Используя статистические данные по нескольким банкам, Гамаюнов эмпирически установил  средний доход от одной операции, средний остаток средств на одну карточку, частоту использования карточек и другие необходимые показатели, а также средние величины всех  основных статей расходов. Имея эти данные, он смог построить зависимость окупаемости карточной программы от числа действующих карт (см. табл.1.4).

Таблица 1.4 Доходы и расходы карточной программы в зависимости с объемом эмиссии карточек, тыс. долл. США

Параметры программы

Месячная доходность

Ежемесячные расходы

1

2

3

1000 карт VISA Electron, 100 карт VISA Classic, 10 карт VISA Gold, 10 карт VISA Business

3,4

55

10000 карт VISA Electron, 1000 карт VISA Classic, 100 карт VISA Gold, 100 карт VISA Business

33,7

55

50000 карт VISA Electron , 10000 карт VISA Classic, 500 карт VISA Gold, 500 карт VISA Business

119,2

75

100000 карт VISA Electron, 50000 карт VISA Classic, 1000 карт VISA Gold, 1000 карт VISA Business

448,5

95

Данная методика направлена для анализа операций с международными картами, но может использоваться и для пластиковых карт отечественных платежных систем. Вместо карты Visa Electron можно подставить отечественные «Union Card», «СТБ» или даже карту какой-либо из локальных систем. Естественно, что в этом случае доходы снизятся, но еще более значительно упадут и расходы. В любом случае табл. 1.8 показывает, что операции с банковскими картами будут приносить непосредственный доход только при большом количестве эмитированных карт.

Некоторые авторы в своих публикациях используют один довольно простой показатель, характеризующий, по их мнению, эффективность операций конкретного банка с пластиковыми картами. Это соотношение операций по оплате товаров (услуг) в торговых организациях с использованием карточек данного банка и операций выдачи наличных в банкоматах (ПВН), совершенных клиентами банка. Чем выше доля операций оплаты товаров, тем считается развитие рынок пластиковых карт и тем, соответственно, эффективнее организация деятельности банка. Это мнение не лишено оснований, так как чем больше операций в эквайринговой сети банка, тем больше банк получает комиссий, выше размер средств, которые клиенты держат на карточных счетах и это свидетельствует о том, что карточки "интересны" клиентам. А это важнейшее условие развития карточных программ и получения банками от них прибыли.