лученные при исполнении бюджета, суммы превышения доходов над расходами, экономия в расходах зачисляются в соответствующий бюджет, изъятию не подлежат и используются по усмотрению органа представительной власти с внесением соответствующих уточнений в бюджет. Потери в доходах, возникающие в случае невыполнения бюджета по доходам, и дополнительные расходы из вышестоящих бюджетов не компенсируются, за исключением случаев, связанных с изменением действующего законодательства.

В случаях, когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников, представительный орган власти принимает решение о введении установленного законо­дательством механизма секвестра расходов.

Порядок зачисления доходов в территориальный бюджет Удмурт­ской Республики устанавливается Министерством финансов УР по согласованию с соответствующим налоговым органом (отделение Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Уд­муртской Республике), организациями, являющимися согласно дейст­вующему законодательству сборщиками отдельных видов доходов бюджета, и доводится до сведения органов казначейства и платель­щиков. Финансовый орган исполнительной власти открывает теку­щий счет по исполнению бюджета субъекта Федерации в отделениях казначейства для зачисления налоговых и неналоговых доходов, под­лежащих в соответствии с действующим законодательством зачисле­нию в бюджет УР.

В целях обеспечения оперативности зачисления доходов бюджета Министерство финансов УР по согласованию с Государственным со­ветом УР имеет право открыть в банках субсчета по исполнению бюджета для зачисления:

•     отдельных видов доходов бюджета;

•     доходов бюджета от плательщиков - клиентов банка.

При невозможности производить исполнение бюджета само­стоятельно исполнительные органы власти УР вправе заключить соглашение с территориальным органом Федерального казначейст­ва по поводу осуществления последним сбора и учета доходов бюджета.

Все платежи, поступающие в бюджет в течение года, зачисляются в доходы соответствующих бюджетов текущего года.

При недостаточности собственных доходов бюджета для финан­сирования мероприятий, предусмотренных утвержденным бюджетом, Правительство Удмуртской Республики по согласованию с Госсове-

том Удмуртской Республики имеет право для погашения кассовых разрывов бюджета привлекать кредиты коммерческих банков, в уста­новленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на территории Удмуртской Республики.

Министерство финансов Удмуртской Республики ежемесячно проводит сверку поступивших в бюджет в течение месяца доходов в целом и по каждому виду доходов с соответствующим налоговым органом, другими организациями.

Регулирующие доходы (налоги), поступившие на счет № 40101, распределяются органами Федерального казначейства между бюдже­тами разных уровней на основе соответствующих законодательств РФ, по нормативам отчислений (в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год федеральными законами о феде­ральном бюджете, законами субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год и нормативными актами органов местного само­управления о местных бюджетах на текущий год.

По плательщикам, которым предоставлены льготы по платежам в бюджеты, распределение доходов производится по каждому плате­жу по индивидуально рассчитанным нормативам.

Органы Федерального казначейства ежедневно получают в кре­дитных организациях выписки со счета № 40101 с приложениями одного экземпляра каждого платежного документа на уплату пла­тельщиков доходов. Данные выписки группируются по видам дохо­дов в соответствии с кодами бюджетной классификации, которая яв­ляется группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.1

В случае поступления на счета органов Федерального казначейст­ва доходов, требующих уточнения (выяснения), суммы этих доходов отражаются в аналитическом учете как «невыясненные поступления». После выяснения принадлежности таких поступлений органами Фе­дерального казначейства производится операция перечисления ука­занных средств по назначению;

•     на соответствующие счета бюджетов;

•     отнесение невыясненного платежа на соответствующий код до­ хода бюджетной классификации при получении подтверждающих документов из кредитной организации;

•     возврат средств плательщику согласно заключению налогового органа.

1 О бюджетной классификации РФ, ст. 1 // Федеральный закон № 115-ФЗ от 05.08.2000 г.

118

119

Органы Федерального казначейства при распределении посту -доходов производят следующие операции:

•    осуществляют распределение поступивших за день доходов по ксх видам (кодам бюджетной классификации);

•    определяют отдельно по видам доходов (кодам бюджетной классификации) сумму дохода, подлежащую перечислению в бюдже­ ты разных уровней;

•    осуществляют операции по возврату плательщикам излишне упла­ ченных или излишне взысканных сумм доходов на основании заклю­ чений налоговых органов исходя из сумм ежедневных доходов, под­ лежащих перечислению в разные уровни бюджетов. При недоста­ точности  средств  дохода  какого-либо  уровня  бюджета  при распределении доходов между бюджетами разных уровней допуска­ ется частичное исполнение заключений налоговых органов по возвра­ ту плательщику излишне уплаченных или излишне взысканных сумм. Возвраты излишне уплаченных или излишне взысканных сумм дохо­ да, подлежащие перечислению плательщикам и не исполненные за текущий день, учитываются при распределении доходов между бюд­ жетами разных уровней на следующий день;

•    осуществляют операции по перерасчетам между бюджетами разных уровней и перечисление доходов в бюджеты разных уровней в пределах сумм текущих однодневных поступлении. При недоста­ точности доходов дня операция перераспределения доходов испол­ няется частично.

Платежи по регулирующим налогам, перечисленные на счета ка­значейства, возвраты и зачеты между видами налогов распределяются с учетом льгот, отсрочек, взаимозачетов в разрезе каждого налогопла­тельщика.

Перераспределение налогов с учетом данных операций осущест­вляется путем перерасчета между бюджетами:

•    по льготам от платежей и зачетов в счет недоимки по налогам;

•    по льготам от возвратов и зачетов переплаты по налогам;

•    по взаимозачетам от платежей, зачетов и возвратов;

•    по отсрочкам от платежей, зачетов и возвратов в срок действия отсрочки;

•    по отсрочкам от платежей, зачетов и возвратов после окончания срока отсрочки;

•    прочие перерасчеты между бюджетами.

По результатам проведенного распределения в порядке регулиро­вания доходов между бюджетами разных уровней бюджетной систе­мы РФ органами Федерального казначейства формируются платеж-

120

ные документы (поручения, чеки) на перечисление средств со счета №40101.

Доходы в бюджеты разных уровней органы Федерального казна­чейства перечисляют не позднее следующего рабочего дня после получения выписки из счета № 40101. Доходы, поступающие на счет№ 40101 в текущем финансовом году, подлежат распределению по нормативам, установленным бюджетным законодательством РФ на момент зачисления средств на указанный счет. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия, пени, а также суммы начисленных процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога, сбора, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов распреде­ляются по нормативам и в порядке, установленном законодательст­вом РФ, и учитываются по соответствующим кодам бюджетной классификации.

Взаимодействие органов Федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджета на­правлено:

•     на обеспечение достоверности данных по учету и отчетности по доходам, поступающим в бюджет;

•     правильное распределение федеральных регулирующих нало­ гов по различным уровням бюджетов;

•     устранение расхождений отчетных данных и приведение к со­ поставимости учета и отчетности по налогам и другим обязательным платежам, зачисляемым в бюджет;

•     усиление контрольных функций в целях увеличения собираемо­ сти налогов и других обязательных платежей;

•     использование оперативной и текущей информации для глубо­ кой проработки и прогнозной оценки исполнения доходной части бюджета.

Порядок взаимодействия состоит в следующем. Финансовые органы предоставляют в органы Федерального казна­чейства и налоговые органы:

•     нормативные акты, принятые законодательными и исполни­ тельными органами Удмуртской Республики по вопросам утвержде­ ния, изменения и исполнения бюджета, предоставления льгот и от­ срочек по платежам в бюджет;

•     реквизиты счетов по исполнению бюджета, на которые зачис­ ляются доходы бюджета;

•     сведения о поступлении доходов за каждый день в целом, в том числе в разрезе разделов бюджетной классификации Российской Фе­ дерации с приложением копий платежных документов.

121

 число каждого месяца осуществляется сверка по дохо-лм. пх->-эвшим в бюджет, с указанием причин расхождений по ■ком залогов.

Тггрмториальные органы Федерального казначейства предо-:—ылжют в финансовые органы информацию о счетах по учету асхолов бюджета, сведения о поступивших и распределенных между бюджетами различных уровней доходов. Налоговые органы пре­доставляют в финансовые органы отчеты установленной формы о поступлении налоговых платежей в бюджет, задолженности по налоговым платежам в бюджет и уплате штрафных санкций, а также нормативные акты Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, которые вносят изменения в порядок на­логообложения, зачисления налогов, поступающих в бюджет Уд­муртской Республики.

Исходя из усиления процессов регионализации экономических систем, а также возрастания роли территориальных финансов и расширения сферы их использования возникает необходимость дальнейшего укрепления финансовой базы органов власти субъек­тов РФ.

Основные проблемы и задачи, стоящие перед Управлением феде­рального казначейства по Удмуртской Республике, тесно переплета­ются с теми сложностями, которые возникают в целом у всей системы Федерального казначейства РФ.

Эффективность функционирования казначейства на всех уровнях удалось обеспечить путем отмены системы отсрочек, различных форм зачетов, а также путем введения единой классификации дохо­дов всех участников бюджетного процесса и повышения качественно­го уровня используемых информационных технологий в системе ка­значейства.

В области межбюджетных отношений более справедливыми яв­ляются рассуждения не о генезисе концепции межбюджетных отно­шений, а о рассмотрении их развития как непрерывного процесса. Формирование межбюджетных отношений и становление федератив­ного устройства государства взаимообусловлены. Прежде всего, не­обходимо выработать такую концепцию, которая бы в полной мере отвечала требованиям федерализма. Затем следует разработать фи­нансовый механизм ее реализации и, что не менее важно, создать це­лостную законодательную базу, которая обеспечит реализацию всех принципов федерализма в бюджетной сфере экономики.

Реализация бюджетной политики в условиях федерализма зависит от определенных условий:

122

•     справедливое разграничение между всеми уровнями власти расходных и доходных полномочий;

•     минимальное обеспечение субъектов межбюджетных взаимо­ действий необходимыми финансовыми ресурсами;

•     наличие реальной методики межбюджетного регулирования, которая обеспечивает гарантированный государством минимум соци­ альных стандартов на всей территории страны.

В сфере формирования доходной части бюджета был внедрен ежедневный режим зачисления причитающихся квот налогов в соот­ветствующие уровни бюджетной системы, где также ведется автома­тизированный и полный учет всех доходных поступлений.

На региональном уровне в последние годы удалось реализовать следующие мероприятия:

•     обеспечение движения средств через систему единого счета Федерального казначейства для эффективного исполнения федераль­ ного бюджета как по доходам, так и по расходам, что позволило иметь ежедневные оперативные данные о поступлении доходов феде­ рального бюджета по региону;

•     реализация концепции межбюджетных отношений путем пере­ вода исполнения местного бюджета, бюджета Удмуртской Республи­ ки через органы Федерального казначейства с целью жесткого кон­ троля за движением и использованием средств местного бюджета и пропорциональное распределение средств между уровнями бюд­ жетной системы Удмуртской Республики.

Это позволяет проводить полный и обособленный учет государст­венных бюджетных и внебюджетных средств, осуществлять контроль за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доход бюд­жетов, целевым характером расходов, что, в конечном счете, обеспе­чивает эффективное управление государственными бюджетными средствами на едином счете Федерального казначейства.

В бюджетной практике УР в межбюджетных расчетах использует­ся показатель экономического развития УР, характеризующий дина­мику и структуру производимого и используемого валового регио­нального продукта с учетом инфляции, производство продукции, промежуточное потребление в ценах производителей и основных це­нах, объемы, структуру и источники инвестиций, оборот розничной торговли и др.

Экономический показатель ВРП является тем показателем, кото­ рый отражает влияние экономической активности на уровень налого­ вого потенциала, налоговой базы и непосредственно на поступления налоговых доходов в бюджетную систему (рис. 3.1),                             .

123