лученные при исполнении бюджета, суммы превышения доходов над расходами, экономия в расходах зачисляются в соответствующий бюджет, изъятию не подлежат и используются по усмотрению органа представительной власти с внесением соответствующих уточнений в бюджет. Потери в доходах, возникающие в случае невыполнения бюджета по доходам, и дополнительные расходы из вышестоящих бюджетов не компенсируются, за исключением случаев, связанных с изменением действующего законодательства.
В случаях, когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников, представительный орган власти принимает решение о введении установленного законодательством механизма секвестра расходов.
Порядок зачисления доходов в территориальный бюджет Удмуртской Республики устанавливается Министерством финансов УР по согласованию с соответствующим налоговым органом (отделение Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Удмуртской Республике), организациями, являющимися согласно действующему законодательству сборщиками отдельных видов доходов бюджета, и доводится до сведения органов казначейства и плательщиков. Финансовый орган исполнительной власти открывает текущий счет по исполнению бюджета субъекта Федерации в отделениях казначейства для зачисления налоговых и неналоговых доходов, подлежащих в соответствии с действующим законодательством зачислению в бюджет УР.
В целях обеспечения оперативности зачисления доходов бюджета Министерство финансов УР по согласованию с Государственным советом УР имеет право открыть в банках субсчета по исполнению бюджета для зачисления:
• отдельных видов доходов бюджета;
• доходов бюджета от плательщиков - клиентов банка.
При невозможности производить исполнение бюджета самостоятельно исполнительные органы власти УР вправе заключить соглашение с территориальным органом Федерального казначейства по поводу осуществления последним сбора и учета доходов бюджета.
Все платежи, поступающие в бюджет в течение года, зачисляются в доходы соответствующих бюджетов текущего года.
При недостаточности собственных доходов бюджета для финансирования мероприятий, предусмотренных утвержденным бюджетом, Правительство Удмуртской Республики по согласованию с Госсове-
том Удмуртской Республики имеет право для погашения кассовых разрывов бюджета привлекать кредиты коммерческих банков, в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на территории Удмуртской Республики.
Министерство финансов Удмуртской Республики ежемесячно проводит сверку поступивших в бюджет в течение месяца доходов в целом и по каждому виду доходов с соответствующим налоговым органом, другими организациями.
Регулирующие доходы (налоги), поступившие на счет № 40101, распределяются органами Федерального казначейства между бюджетами разных уровней на основе соответствующих законодательств РФ, по нормативам отчислений (в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год и нормативными актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на текущий год.
По плательщикам, которым предоставлены льготы по платежам в бюджеты, распределение доходов производится по каждому платежу по индивидуально рассчитанным нормативам.
Органы Федерального казначейства ежедневно получают в кредитных организациях выписки со счета № 40101 с приложениями одного экземпляра каждого платежного документа на уплату плательщиков доходов. Данные выписки группируются по видам доходов в соответствии с кодами бюджетной классификации, которая является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.1
В случае поступления на счета органов Федерального казначейства доходов, требующих уточнения (выяснения), суммы этих доходов отражаются в аналитическом учете как «невыясненные поступления». После выяснения принадлежности таких поступлений органами Федерального казначейства производится операция перечисления указанных средств по назначению;
• на соответствующие счета бюджетов;
• отнесение невыясненного платежа на соответствующий код до хода бюджетной классификации при получении подтверждающих документов из кредитной организации;
• возврат средств плательщику согласно заключению налогового органа.
1 О бюджетной классификации РФ, ст. 1 // Федеральный закон № 115-ФЗ от 05.08.2000 г.
118
119
Органы Федерального казначейства при распределении посту -доходов производят следующие операции:
• осуществляют распределение поступивших за день доходов по ксх видам (кодам бюджетной классификации);
• определяют отдельно по видам доходов (кодам бюджетной классификации) сумму дохода, подлежащую перечислению в бюдже ты разных уровней;
• осуществляют операции по возврату плательщикам излишне упла ченных или излишне взысканных сумм доходов на основании заклю чений налоговых органов исходя из сумм ежедневных доходов, под лежащих перечислению в разные уровни бюджетов. При недоста точности средств дохода какого-либо уровня бюджета при распределении доходов между бюджетами разных уровней допуска ется частичное исполнение заключений налоговых органов по возвра ту плательщику излишне уплаченных или излишне взысканных сумм. Возвраты излишне уплаченных или излишне взысканных сумм дохо да, подлежащие перечислению плательщикам и не исполненные за текущий день, учитываются при распределении доходов между бюд жетами разных уровней на следующий день;
• осуществляют операции по перерасчетам между бюджетами разных уровней и перечисление доходов в бюджеты разных уровней в пределах сумм текущих однодневных поступлении. При недоста точности доходов дня операция перераспределения доходов испол няется частично.
Платежи по регулирующим налогам, перечисленные на счета казначейства, возвраты и зачеты между видами налогов распределяются с учетом льгот, отсрочек, взаимозачетов в разрезе каждого налогоплательщика.
Перераспределение налогов с учетом данных операций осуществляется путем перерасчета между бюджетами:
• по льготам от платежей и зачетов в счет недоимки по налогам;
• по льготам от возвратов и зачетов переплаты по налогам;
• по взаимозачетам от платежей, зачетов и возвратов;
• по отсрочкам от платежей, зачетов и возвратов в срок действия отсрочки;
• по отсрочкам от платежей, зачетов и возвратов после окончания срока отсрочки;
• прочие перерасчеты между бюджетами.
По результатам проведенного распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ органами Федерального казначейства формируются платеж-
120
ные документы (поручения, чеки) на перечисление средств со счета №40101.
Доходы в бюджеты разных уровней органы Федерального казначейства перечисляют не позднее следующего рабочего дня после получения выписки из счета № 40101. Доходы, поступающие на счет№ 40101 в текущем финансовом году, подлежат распределению по нормативам, установленным бюджетным законодательством РФ на момент зачисления средств на указанный счет. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия, пени, а также суммы начисленных процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога, сбора, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов распределяются по нормативам и в порядке, установленном законодательством РФ, и учитываются по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Взаимодействие органов Федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджета направлено:
• на обеспечение достоверности данных по учету и отчетности по доходам, поступающим в бюджет;
• правильное распределение федеральных регулирующих нало гов по различным уровням бюджетов;
• устранение расхождений отчетных данных и приведение к со поставимости учета и отчетности по налогам и другим обязательным платежам, зачисляемым в бюджет;
• усиление контрольных функций в целях увеличения собираемо сти налогов и других обязательных платежей;
• использование оперативной и текущей информации для глубо кой проработки и прогнозной оценки исполнения доходной части бюджета.
Порядок взаимодействия состоит в следующем. Финансовые органы предоставляют в органы Федерального казначейства и налоговые органы:
• нормативные акты, принятые законодательными и исполни тельными органами Удмуртской Республики по вопросам утвержде ния, изменения и исполнения бюджета, предоставления льгот и от срочек по платежам в бюджет;
• реквизиты счетов по исполнению бюджета, на которые зачис ляются доходы бюджета;
• сведения о поступлении доходов за каждый день в целом, в том числе в разрезе разделов бюджетной классификации Российской Фе дерации с приложением копий платежных документов.
121
число каждого месяца осуществляется сверка по дохо-лм. пх->-эвшим в бюджет, с указанием причин расхождений по ■ком залогов.
Тггрмториальные органы Федерального казначейства предо-:—ылжют в финансовые органы информацию о счетах по учету асхолов бюджета, сведения о поступивших и распределенных между бюджетами различных уровней доходов. Налоговые органы предоставляют в финансовые органы отчеты установленной формы о поступлении налоговых платежей в бюджет, задолженности по налоговым платежам в бюджет и уплате штрафных санкций, а также нормативные акты Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, которые вносят изменения в порядок налогообложения, зачисления налогов, поступающих в бюджет Удмуртской Республики.
Исходя из усиления процессов регионализации экономических систем, а также возрастания роли территориальных финансов и расширения сферы их использования возникает необходимость дальнейшего укрепления финансовой базы органов власти субъектов РФ.
Основные проблемы и задачи, стоящие перед Управлением федерального казначейства по Удмуртской Республике, тесно переплетаются с теми сложностями, которые возникают в целом у всей системы Федерального казначейства РФ.
Эффективность функционирования казначейства на всех уровнях удалось обеспечить путем отмены системы отсрочек, различных форм зачетов, а также путем введения единой классификации доходов всех участников бюджетного процесса и повышения качественного уровня используемых информационных технологий в системе казначейства.
В области межбюджетных отношений более справедливыми являются рассуждения не о генезисе концепции межбюджетных отношений, а о рассмотрении их развития как непрерывного процесса. Формирование межбюджетных отношений и становление федеративного устройства государства взаимообусловлены. Прежде всего, необходимо выработать такую концепцию, которая бы в полной мере отвечала требованиям федерализма. Затем следует разработать финансовый механизм ее реализации и, что не менее важно, создать целостную законодательную базу, которая обеспечит реализацию всех принципов федерализма в бюджетной сфере экономики.
Реализация бюджетной политики в условиях федерализма зависит от определенных условий:
122
• справедливое разграничение между всеми уровнями власти расходных и доходных полномочий;
• минимальное обеспечение субъектов межбюджетных взаимо действий необходимыми финансовыми ресурсами;
• наличие реальной методики межбюджетного регулирования, которая обеспечивает гарантированный государством минимум соци альных стандартов на всей территории страны.
В сфере формирования доходной части бюджета был внедрен ежедневный режим зачисления причитающихся квот налогов в соответствующие уровни бюджетной системы, где также ведется автоматизированный и полный учет всех доходных поступлений.
На региональном уровне в последние годы удалось реализовать следующие мероприятия:
• обеспечение движения средств через систему единого счета Федерального казначейства для эффективного исполнения федераль ного бюджета как по доходам, так и по расходам, что позволило иметь ежедневные оперативные данные о поступлении доходов феде рального бюджета по региону;
• реализация концепции межбюджетных отношений путем пере вода исполнения местного бюджета, бюджета Удмуртской Республи ки через органы Федерального казначейства с целью жесткого кон троля за движением и использованием средств местного бюджета и пропорциональное распределение средств между уровнями бюд жетной системы Удмуртской Республики.
Это позволяет проводить полный и обособленный учет государственных бюджетных и внебюджетных средств, осуществлять контроль за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доход бюджетов, целевым характером расходов, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное управление государственными бюджетными средствами на едином счете Федерального казначейства.
В бюджетной практике УР в межбюджетных расчетах используется показатель экономического развития УР, характеризующий динамику и структуру производимого и используемого валового регионального продукта с учетом инфляции, производство продукции, промежуточное потребление в ценах производителей и основных ценах, объемы, структуру и источники инвестиций, оборот розничной торговли и др.
Экономический показатель ВРП является тем показателем, кото рый отражает влияние экономической активности на уровень налого вого потенциала, налоговой базы и непосредственно на поступления налоговых доходов в бюджетную систему (рис. 3.1), .
123