ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ ЖКХ            Г. ИЖЕВСКА

3.1.         Финансовые потоки в сфере ЖКХ г. Ижевска

 Жилищная и коммунальная сфера сегодня – это многоотраслевой комплекс, в котором пересекаются все социально-экономические, организационно-технические вопросы, связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием потребителей, включая население.

Объем производимых работ (услуг) в ЖКХ из года в год увеличивается. Удельный вес жилищно-коммунального хозяйства в валовом внутреннем продукте составляет 7,6%. Увеличение объемов производства услуг связано не только с передачей объектов ЖКХ от ведомств (заводов, воинских частей и т.д.) в муниципальную собственность. Свое влияние на рост объемов производства оказывает увеличение цен и тарифов на услуги ЖКУ как из-за роста стоимости энергоресурсов, инфляции, так и увеличения потерь в сетях при эксплуатации изношенного и неэффективного оборудования[32].

При этом необходимо понимать, что вопросы модернизации основных фондов – это часть тех управленческих решений, которые должны касаться стратегии и тактики преобразований ЖКХ, неразрывно связанного с политической и социальной составляющими реформы.

В тоже время отрасль несет на себе бремя обязательств далеко не муниципальных, не подкрепленных достаточным финансированием из бюджета города (социальная защита населения, обеспечение услугами бюджетозависимых потребителей и др.)[31].

Для изменения сложившейся ситуации на переходный период необходимо наличие соответствующей системы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с вполне конкретными задачами и полномочиями.

Город Ижевск в рамках принятой на федеральном уровне концепции реформирования ЖКХ, проводит свою собственную политику в этой области. В г. Ижевске была сформирована своя оригинальная система управления жилищно-коммунальным хозяйством, а также отличающаяся от других система финансовых потоков в ЖКХ. Далее рассмотрим систему управления денежными потоками в ЖКХ г. Ижевска.

Центральным элементом управления является Городское жилищное управление – Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска. В соответствии с целями и задачами она организует  процесс предоставления населению и прочим потребителям жилищно-коммунальных услуг, а также осуществляет сбор платы и производит расчет с предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.

Основным источником поступления средств является население. Объем финансовых потоков в этом направлении составляет примерно        200 млн.р. в год, причем в основном поступления идут в виде «живых денежных средств». Платежи населения модно разделить на две основных составляющих – это платежи за жилищные услуги и платежи за коммунальные услуги. Для населения разница между установленным тарифом и себестоимостью должна дотироваться из бюджета. Кроме того, граждане пользуются льготами и субсидиями по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые тоже должны покрываться производителю услуг из бюджета.

Сбор платежей населения осуществляется через АКБ Сбербанк РФ и через отделения почтовой связи. Такая система сбора представлялась наилучшей в нынешней ситуации, так как Сбербанк и Почтамт имеют разветвленную систему филиалов и отделений, что создает удобства для населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

С прочими потребителями ситуация совсем иная. В эту группу входят: школы, больницы, промышленные и коммерческие предприятия, другие организации, финансируемые из всех уровней бюджета. С каждым из них заключены договора на предоставление различных жилищно-коммунальных услуг. Размер финансовых потоков в этом направлении составляет примерно 100 млн.р. в год. Поступления от бюджетных организаций напрямую связаны с финансированием из бюджета г. Ижевска.

Городское жилищное управление аккумулирует все выше перечисленные финансовые потоки, а затем проводит расчет в соответствии с заключенными договорами с предприятиями, которые предоставляют все вышеперечисленные жилищно-коммунальные услуги. Распределение средств по направлениям выглядит следующим образом: теплоэнергетика (Удмуртэнерго, ГКТС и прочие поставщики тепла) – 450 млн.р. в год, водоснабжение (Ижводоканал) – 150 млн.р. в год, подрядчики (ЖРП) – 130 млн.р. в год, прочие жилищно-коммунальные услуги (Ижевскгаз, Горсвет, Удмуртлифт, САХ, Гарант, ИЭС) – 80 млн.р. в год.

В этой сфере существует проблема, что все платежи собираются в общий, если можно так выразиться, «котел» и затем, на основании различных решений, просьб или заявок, перечисляются предприятиями ЖКХ. Это приводит к тому, что ГЖУ постоянно работает в экстремальном режиме, постоянно решает проблемы, как рассчитаться с тем или иным предприятием, не имея для этого достаточных средств. Такая политика вынуждает предприятия постоянно оказывать давление на руководство управления, постоянно им угрожать отключением или другими санкциями, чтобы те принимали решения о перечислении средств именно им, а не другим предприятиям и организациям, которые ведут себя тактично и осуществляют пассивную политику в этой области.

В ГЖУ, при такой системе управления финансами, отсутствует оперативный контроль за поступлениями средств. В управлении практически никто не может точно сказать, сколько в данный момент поступило средств и по каким статьям их можно расходовать.

Очевидно, существует проблема во взаимоотношениях между самими предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. Их запутанная система расчетов приводит к тому, что средства перечисляемые предприятиями расходуются совсем не на цели по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, а на решение внутренних проблем предприятий, так как они оказывают услуги не только населению, но и другим организациям.

Такая закрытая и неэффективная система учета привела сегодня к конфликту между ветвями исполнительной и законодательной властей и ГЖУ, которая заключается в том, что, по утверждению высших государственных чиновников, ГЖУ использует собственные средства не на цели и нужды ЖКХ, а для своих собственных корыстных целей. Например, если задержать перечисления денежных средств хотя бы на 1-2 дня и разместить их на рынке ценных бумаг, то за это можно получить немалый дополнительный доход. Решением, на мой взгляд, может служить реформирование системы сбора коммунальных платежей и введения предварительного финансового контроля со стороны Администрации            г. Ижевска за расходованием средств бюджета города, выделяемых предприятиям ЖКХ на инвестиционные цели, а также на целевые субсидии и субвенции, путем перевода предприятий ЖКХ на расчетное обслуживание через лицевые счета ГЖУ, открытые в Управлении финансов Администрации г. Ижевска[11,12,28,32].

3.2. Механизм казначейского исполнения бюджета города Ижевска в     Управлении финансов

 

В настоящее время структура казначейского исполнения бюджета в Управлении финансов построена с учетом этапов прохождения документов для целей финансирования. Первый этап осуществляется в отделе бюджетного планирования. Отдел бюджетного планирования организует и выполняет работу по осуществлению части основных этапов санкционирования при исполнении расходов бюджета[26]:

-              составление и утверждение бюджетной росписи;

-              утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

-              утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств.

В целях своевременного составления бюджетной росписи расходов в 15-дневный срок после утверждения бюджета, был разработан шаблон электронной версии сметы расходов бюджетного учреждения и доведен до главных распорядителей кредитов. При предоставлении в отдел главными распорядителями бюджетной росписи на бумажном и электронном носителе кураторы отраслей проверяют соответствие показателей бюджетной росписи, составленной главным распорядителем бюджетных средств, показателям, утвержденным ведомственной структурой бюджета г. Ижевска.

На основании проверенных сводов бюджета отраслей автоматически формируется сводная бюджетная роспись по г. Ижевску в целом и утверждается руководителем в 15-дневный срок согласно БК РФ.

Доведение показателей сводной бюджетной росписи до главных распорядителей и получателей бюджетных средств осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях. Эта операция совершается автоматически на основании сводной бюджетной росписи по городу. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств Управлением финансов не позже, чем за 5 дней до начала периода их действия в форме уведомлений о лимитах бюджетных обязательств. Они формируются автоматически на основании сводной бюджетной росписи и уведомлений об изменении бюджетных ассигнований.

Переход на казначейское исполнение позволил работать на опережение и заранее сверять данные, представляемых главными распорядителями и получателями бюджетных средств. Для целей управления используется информация не только на отчетные даты, но и любое число по всем показателям сводной бюджетной росписи в разрезе главных распорядителей и получателей бюджетных средств[29,30].

В процессе дальнейшего развития казначейского исполнения бюджета г. Ижевска, Управлением финансов разработан и внедрен механизм учета бюджетных обязательств. При разработке нормативной базы учета бюджетных обязательств за основу взяты Правила учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, с учетом практического опыта работы федерального казначейства. Однако нами значительно расширен перечень статей экономической классификации расходов, по которым осуществляется учет бюджетных обязательств. Сегодня органы федерального казначейства проводят учет по 5 кодам экономической классификации, относящихся к коммунальным расходам, в то время как у нас осуществляется учет по 24 кодам экономической классификации, куда относятся и коммунальные расходы, текущий и капитальный ремонт, расходы на приобретение продуктов питания, медикаментов, расходных материалов, ГСМ и т.д.

В ходе осуществления учета бюджетных обязательств выполняется одна из основных задач казначейского исполнения бюджета – обеспечивается прозрачность и предварительный контроль использования бюджетных средств.

Контроль носит всесторонний характер, включая:

-              целевое использование (правильность отнесения расходов на экономическую статью);

-              выбор правильного способа размещения муниципального заказа на конкурсной основе;

-              соответствие цен и тарифов установленным законодательством размерам и сложившимся рыночным ценам в г. Ижевске. При этом за базу берутся цены, публикуемые в СМИ (газеты, интернет);

-              проверяются фактические объемы выполненных работ с выездом на место (ремонт, строительство).

Осуществление предварительного контроля позволяет до момента оплаты выявить и предотвратить нецелевое использование бюджетных средств.

В ходе осуществления учета бюджетных обязательств мы столкнулись с рядом существенных проблем.

Отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей способы закупок на сумму  менее 2000 МРОТ. Статьи 71,72 БК РФ однозначно предписывают заключение муниципального контракта, размещенного на конкурсной основе на суму закупок свыше 2000 МРОТ, на сумму менее 2000 МРОТ четкого предписания в действующем законодательстве нет.

Как показывает практика, договоры бюджетных учреждений г. Ижевска на сумму менее 2000 МРОТ составляют около 90% от общего количества заключаемых договоров (из 8500 договоров (счетов) – 7600 на сумму менее 200 тыс.р.). Один из вариантов решения – издание решения Городской думы, регламентирующего порядок закупок на сумму менее 2000 МРОТ.

Ведение процесса учета бюджетных обязательств не позволяет снизить несанкционированную кредиторскую задолженность. При осуществлении учета бюджетных обязательств в условиях казначейского исполнения бюджета работа ведется с уже заключенными договорами, по факту. Получатели же бюджетных средств зачастую заключают договоры и закупают товары (работы, услуги)) на суммы гораздо большие, чем предусмотрено бюджетом города на текущий год. В связи с этим неоплаченная в текущем году часть договора отражается как кредиторская задолженность бюджета на следующую отчетную дату. Для решения данной проблемы, необходимо:

-              изменение уставных документов получателей бюджетных средств в части запрещения заключать договоры сверх утвержденных бюджетом размеров;

-              создание отдельной структуры Администрации города Ижевска, полностью контролирующей сам процесс размещения муниципального заказа, в том числе и на стадии заключения договоров.

Также разработаны и внедрены правила выплат средств из бюджета      г. Ижевска по исполнительным документам. Внедрение данных правил продиктовано тем, что образовалась большая задолженность по оплате исполнительных документов, бюджетными учреждениями не соблюдались сроки, установленные для исполнения требований о взыскании средств бюджета, что приводило к потерям бюджетных средств в виде выплат исполнительского сбора. Совместно с судебными приставами проделана большая подготовительная работа. Сегодня исполнительные документы поступают непосредственно в Управление финансов, после чего в сроки, установленные законодательством, исполняются. В результате удалось полностью погасить задолженность по выплатам на основании исполнительных документов и добиться значительной экономии бюджетных средств.

Непосредственно документы на осуществление расходов принимает отдел платежей и предварительного контроля. В этом отделе основное внимание уделяется подтверждению расходов (проверяются акты выполненных работ, счета-фактуры). Получателям бюджетных средств в Управлении финансов открыто 127 лицевых счетов, при этом закрыты все бюджетные счета в кредитных организациях.

При введении казначейской системы исполнения бюджета удалось[28,29]:

-              достичь централизации абсолютно всей информации о платежах каждого бюджетополучателя;

-              получать полную информацию о централизованном остатке средств бюджета на любой момент времени;

-              оптимизировать процесс взаиморасчетов;

-              обеспечить выявление нецелевого расходования средств на этапе осуществления предварительного контроля, что и является основной функцией этого отдела.

Второй функцией отдела является прием платежей (в частности, платежных поручений на бумажных и электронных носителях). Согласно утвержденному регламенту до главных распорядителей и прямых получателей бюджетных средств доводятся лимиты бюджетных обязательств после проверки и утверждения электронного носителя. Предоставление платежных поручений клиентов осуществляется строго на бумажном и электронном носителе одновременно.

После проверки соответствия электронного носителя платежного поручения бумажному, наличия достаточного остатка лимита бюджетных обязательств, правильности указания реквизитов, соответствия карточкам образцов подписей и с учетом наличия средств на текущем счете бюджета формируется из предоставленных платежных поручений распоряжение на финансирование в двух экземплярах. Распоряжения на финансирование с приложением платежных поручений передаются в отдел бухгалтерского учета и отчетности для осуществления платежа. Распоряжение на финансирование заверяется подписями начальника Управления финансов, главного бухгалтера и начальника отдела платежей и предварительного контроля. Затем формируется заявка на финансирование, которая подписывается начальником Управления финансов.

При работе этого отдела возникают такие проблемы, как:

-              отсутствие единой нормативно-правовой базы по казначейской системе исполнения бюджета;

-              частое изменение распределения расходов по соответствующим предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов;

-              перекладывание функции бюджетополучателя в части расчетов с поставщиками на орган исполняющий бюджет (Управление финансов);

-              большой объем платежных поручений при перечислении ЕСН.

В перспективе планируется перейти на систему электронных платежей «бюджетополучатель – Управление финансов», в случае приема поручений на оплату расходов главный распорядитель составляет реестр принятых платежных поручений в разрезе бюджетной классификации, подписывает и заверяет печатью.

Все оформленные и заверенные подписями на бумажных носителях платежные поручения с распоряжениями на финансирование передаются в отдел бухгалтерского учета и отчетности, где еще раз проверяется соответствие платежных поручений  распоряжениям на финансирование. После этого документы передаются в отдел автоматизации бюджетного процесса, который в установленное время передает их в электронном виде в банк.

Учет исполнения бюджета осуществляется в автоматизированной системе «Бизнес-люкс», разработчиком которой является НПО «Компьютер». Выбор разработчика был не случаен. Дело в том, что эта фирма хорошо знакома со спецификой работы Управления финансов и, что немаловажно, имеет место нахождение в г. Ижевске[37].

Автоматизированная система позволяет вести учет информации в различных разрезах (например, по различным уровням бюджетной классификации, экономическим статьям, объектам строительства, договорам, получателям, поставщикам и т.д.) и в любой момент получить нужную информацию по состоянию на текущую дату. Кроме того, что очень важно, система позволяет своими силами настраивать различные отчеты на основе имеющихся данных, в том числе передавать их в известные редакторы            (Ms Word, Ms Excel), а также модифицировать внутренний документооборот или его части.

Для всех учитываемых первичных документов создается электронный аналог. Некоторые типы электронных документов создаются сотрудниками управления вручную, а некоторые предаются по каналам связи. Это – сметы расходов, платежные документы на расходование бюджетных средств, квартальные и годовые отчеты. Бюджетные учреждения формируют их в электронном виде и направляют в вышестоящую организацию или в Управление финансов.

В настоящее время Управление финансов работает по электронной системе (как с бюджетными, так и внебюджетными средствами). Переход на систему электронных платежей не составил особых трудностей, поскольку вся необходимая информация уже имелась в электронном виде в базе данных, и оставалось только представить ее в нужном формате.

3.3.         Перевод муниципальных предприятий ЖКХ на обслуживание по лицевым счетам, открытым в Управлении финансов

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, проводимая в стране, ставит ряд больших и сложных задач, от решения которых зависит ее успех. Это требует поиска путей реализации реформы применительно к хозяйственной, экономической и социальной специфике регионов.

Одним из путей решения  проблем реформы является  обеспечение точного учета поступления и целевого использования коммунальных платежей. Правильное решение такой задачи особенно важно в тех регионах, в которых обеспечение населения и промышленных предприятий теплом и электроэнергией является не только первостепенным экономическим, но социальным приоритетом[26,32]. К таким регионам относится и Республика Удмуртия и, в частности,  г. Ижевск.

Как уже отмечалось выше, в г. Ижевске создана и успешно функционирует система казначейского исполнения муниципального бюджета, обеспечивающая Администрацию города всеобъемлющей информацией о движении денежных средств. Но данная система охватила только бюджетную сферу города, предприятия жилищно-коммунального хозяйства до сих пор не перешли на казначейскую систему.

В этой связи, я предлагаю, в целях повышения эффективности используемых методов и внедрения инструментов бюджетирования в финансовую практику предприятий коммунального хозяйства, оптимизации денежных потоков, усиления казначейского контроля за целевым использованием средств и формирования достоверной оперативной отчетности по проведенным операциям, внедрить в Управлении финансов Администрации г. Ижевска следующий порядок финансирования предприятий жилищно-коммунального комплекса города через лицевые счета ГЖУ, открытые в Управлении финансов.

В соответствии с разработанным порядком для учета операций со средствами бюджета и средствами от предпринимательской деятельности, Управление финансов открывает у себя  лицевые счета   для муниципальных предприятий ЖКХ. Расчетное обслуживание предприятий должно осуществляться по следующим  типам лицевых счетов:

-              для учета коммунальных платежей, полученных за оказанные населению услуги (лицевой счет № 1). Расчетно-кассовое обслуживание осуществляется в уполномоченном банке на конкурсной основе. Механизм выбора уполномоченного банка уже разработан Управлением финансов и внедряется на практике;

-              для учета средств, выделенных из городского бюджета на инвестиционные цели для реконструкции и капитального ремонта объектов ЖКХ, в случае если в бюджетной росписи предприятие  указано в качестве прямого получателя (лицевой счет № 2). Расчетно-кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, осуществляется через РКЦ Национального банка УР.

На лицевой счет № 1 Управлением финансов зачисляются коммунальные платежи, поступившие от плательщиков за оказанные муниципальным предприятием ЖКХ услуги коммунального характера. Зачисление и расчетно-кассовое обслуживание осуществляется в соответствии с Генеральным разрешением, где конкретно расписаны направления исполнения данного источника в соответствии с действующим законодательством. Зачисление коммунальных платежей обрабатывается как поступление доходов по коду экономической классификации 500000 «Поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности». Тем самым достигается централизация средств, позволяющая отслеживать полноту сбора коммунальных платежей предприятием ЖКХ.

Расходование средств на текущее содержание предприятия осуществляется  по смете с лицевого счета № 1 по расчетно-платежным документам клиента, в которых указан конкретный код экономической классификации расходов.  При этом осуществляется казначейский контроль за целевым использованием средств по кодам экономической классификации.

Движение средств городского бюджета, выделенных на инвестиционные цели, на целевые субсидии и субвенции (в случае если предприятие ЖКХ предусмотрено в качестве прямого получателя средств бюджета) начинается с зачисления их на лицевой счет № 2 на основании бюджетной росписи по конкретным кодам экономической классификации расходов. Порядок зачисления на этот счет предусмотрен действующим законодательством и нормативными актами Администрации г. Ижевска.

Предприятие предоставляет в Управление финансов документы, подтверждающие целевой расход средств (договоры с подрядчиками, поставщиками материалов, счета-фактуры, акты сверки выполненных работ по объектам и т.п.). После проверки  (на основании платежных поручений) денежные средства направляются Управлением финансов контрагентам предприятия.

Предложенный порядок финансирования муниципальных предприятий ЖКХ г. Ижевска через лицевые счета ГЖУ, открытые в Управлении финансов г. Ижевска, имеет, на мой взгляд, следующие преимущества.

А. Управление финансов может ежедневно формировать и направлять в Администрацию города  оперативные отчеты по следующим направлениям:

-              поступление коммунальных платежей в разрезе предприятий ЖКХ за день и нарастающим итогом с начала года;

-              расходование средств предприятиями ЖКХ на текущее содержание аппарата по кодам экономической классификации;

-              финансирование и расходование инвестиционных средств, целевых субсидий и субвенций.

Б. Значительно сокращается время прохождения денежных средств от муниципальных предприятий до поставщиков, учитывая автоматизированную систему бюджетного процесса, применяемую в Управлении финансов. Это также может достигаться и в случае если расчеты проводятся между муниципальными предприятиями ЖКХ, имеющие свой лицевой счет № 1 по учету доходов от предпринимательской деятельности  в Управлении финансов, переводом денежных средств с одного лицевого счета на лицевой счет контрагента без участия уполномоченного банка.

В. Осуществляется активный и своевременный предварительный финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных предприятию ЖКХ в виде инвестиционных  средств или целевых субсидий и субвенций из бюджета города. Это достигается ревизией целевого использования средств еще до этапа их расходования, то есть при приеме платежного поручения. Такой контроль является несравнимо надежнее любых отчетов, проверок и т.д., поскольку не вскрывает факт целевого использования средств, а просто физически не допускает такового. Также Управлением финансов на этом этапе  осуществляется контроль цен, который позволяет исключить расходование бюджетных средств на закупку товаров по завышенным ценам. В табл. 3.1 представлены критерии сравнения состояний в сфере ЖКХ «до» и «после» открытия лицевых счетов ГЖУ в Управлении финансов.

Таблица 3.1. Критерии сравнения состояния

Критерий сравнения состояния

До открытия лицевых счетов в Управлении финансов

После открытия лицевых счетов в Управлении финансов

1

2

3

1.Оперативность управления активами предприятий ЖКХ

Расчетные счета муниципальных предприятий ЖКХ открыты в различных банках или РЦК. Нет возможности оперативного управления не только совокупными, но и бюджетными активами

Все активы предприятий  ЖКХ (в том числе бюджетные и внебюджетные) сосредоточены на лицевых счетах в Управлении финансов  и доступны для оперативного управления со счета в РКЦ или уполномоченного банка.

2.Прозрачность финансовых потоков предприятий ЖКХ

Информация о платежах  предприятий собирается в виде периодических отчетов. Отсутствует оперативная классификация платежей. Отсутствует прозрачность финансовых потоков  в режиме реального времени

Каждый платеж предприятия автоматически снабжен классификаторами расхода и в режиме реального времени отражается на “живом” бюджете. Финансовые потоки абсолютно прозрачны в режиме реального времени.

Окончание табл.3.1

1

2

3

3. Контроль за целевым использованием бюджетных средств

Контроль целевого использования средств не осуществляется. Отчетами и ревизиями вскрываются факты нецелевого использования средств уже после его осуществления

Применен метод операционного контроля, который осуществляет ревизию целевого использования средств еще до этапа их расходования, то есть, при приеме платежного поручения предприятия. Такой контроль является несравнимо надежнее любых отчетов, проверок и т.д., поскольку не вскрывает факт целевого использования средств, а просто физически не допускает такового

4. Контроль цен.

Контроль расходования средств на приобретение товаров/услуг по заведомо завышенным ценам не осуществляется. Отчетами и ревизиями вскрываются факты такого расходования уже после его осуществления

Применен метод операционного контроля за платежами предприятий ЖКХ, который позволяет осуществлять контроль цен еще до этапа их расходования, то есть, при приеме платежного поручения. Такой контроль является несравнимо надежнее любых отчетов, проверок и т.д., поскольку не вскрывает факт завышения цены, а просто физически не допускает такового.

5. Время прохождения средств

Срок прохождения средств от начала финансирования до зачисления на счет поставщика товаров/услуг составляет от 3 до, в некоторых случаях, 6-7 дней

От момента подачи заявки до зачисления на счет поставщика товаров/услуг – 1день, при наличии у поставщика лицевого счета в Управлении финансов – сразу же.

Для наиболее полного представления предлагаемого мной механизма совершенствования бюджетного процесса, можно привести конкретный пример.

Бюджетное учреждение до перехода на обслуживания через лицевые счета открытые в Управления финансов, имело расчетные счета в нескольких коммерческих банках. При этом коммерческими банками за расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджетного учреждения взималась комиссия в размере 0,3 – 0,5% от суммы перечисленных денежных средств. После того, как бюджетное учреждение перешло на обслуживание через лицевой счет, открытый в Управлении финансов, расчетно-кассовое обслуживание согласно ст. 244 Бюджетного кодекса РФ осуществляется с единого счета бюджета г. Ижевска, открытого в Национальном банке Удмуртской Республики. При этом согласно Указания Банка России от 29.06.2000 г. № 809-У с бюджетного учреждения плата за осуществление расчетных операций не взимается, что позволило в 2005 г. бюджетному учреждению сэкономить денежных средств на сумму около 200 тыс.р.

Теперь рассмотрим пример контроля за ценами на товары, работы и услуги. Бюджетное учреждение представило в Управление финансов договор на оплату электрической энергии. При проверке договора было обнаружено, что МУП «Ижевские электрические сети» при расчете оплаты за потребленную электрическую энергию, применяло к бюджетному учреждению тариф, установленный для коммерческих предприятий, который составлял в 2004 г. 1,20 к. за кВт. ч., что противоречило Постановлению Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики «О тарифах на электрическую энергию» от 20.02.2002 г. № 3/10, которое устанавливало тариф за потребленную электрическую энергию для бюджетных учреждений в размере 1,5 к. за кВт. ч. В результате работы, проведенной Управлением финансов МУП «Ижевские электрические сети» при расчете за потребленную электрическую энергию стало применять тариф, утвержденный ГЭК УР и согласно условий договора произвело перерасчет  излишне уплаченных денежных средств. В результате чего, было сэкономлено бюджетных средств на сумму свыше 50 тыс.р.

До перехода на казначейскую систему исполнения бюджета г. Ижевска финансирование расходов бюджетных учреждений осуществлялось следующим образом. Бюджетное учреждение подавало заявку на финансирование Главному распорядителю бюджетных средств. Далее, Главный распорядитель подавал сводную заявку на финансирование своих подведомственных учреждений в Управление финансов. После этого, УФ перечисляло денежные средства с расчетного счета бюджета г. Ижевска на расчетный счет Главного распорядителя. В свою очередь, Главный распорядитель перечислял денежные средства на расчетные счета бюджетных учреждений. После этого, бюджетное учреждение перечисляло денежные средства поставщикам товаров (работ, услуг). Данная процедура по времени занимала в лучшем случае 6 дней.  На сегодняшний день, бюджетное учреждение, имеющее лицевой счет, предоставляет платежное поручение для оплаты своих расходов в отдел платежей Управления финансов. Установленная в Управлении финансов совместно  с ГРКЦ Национального банка УР электронная система платежей «Банк – клиент» позволяет осуществлять расходование денежных средств с расчетного счета бюджета г. Ижевска в течение одного банковского дня. А при наличии у поставщика товаров (работ, услуг) лицевого счета, открытого в Управлении финансов зачисление денежных средств происходит мгновенно.

Контроль за целевым использованием бюджетных средств и прозрачностью финансовых потоков бюджетных учреждений можно рассмотреть на следующем примере. Если до перехода на казначейскую систему исполнения бюджета, бюджетное учреждение осуществляло расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом г. Ижевска, например, расходы, предусмотренные по статье экономической классификации 110350 «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» могли быть оплачены по статье 111020 «Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря», то такие факты вскрывались после проведенных ревизий контрольно-ревизионным отделом Управления финансов. На сегодняшний день при постановке на учет бюджетных обязательств, согласно Постановления  мэра города Ижевска «Об утверждении правил учета бюджетных обязательств» № 19 от 18.01.2002 г. Управление финансов осуществляет проверку целевого использования бюджетных средств  на основании Приказа Министерства финансов РФ «О порядке применения бюджетной классификации РФ» №127м от 11.12.2002 г. Что позволило, выявить факты нецелевого использования средств за 2003 г. на сумму более 3000 тыс.р. еще до этапа их финансирования. Также, при обслуживании через лицевые счета, открытые в Управлении финансов, имеется возможность отследить направление денежных средств муниципальных учреждений и предприятий г. Ижевска в режиме реального времени.

Рассмотрим эффекты от внедрения в сферу ЖКХ казначейского исполнения бюджета.

А. Экономический:

-              за счет введения института лимитов бюджетных обязательств и контроля за их выполнимостью повышается точность исполнения бюджета, исчезают ранее существовавшие «перекосы» в финансировании одних расходов и недофинансировании других;

-              увеличивается доходная часть бюджета (от 1,5 до 10%) за счет сокращения срока «пробега» денег по счетам предприятий ЖКХ, то есть «оборачиваемость» средств, выделенных из бюджета города увеличивается;

-              прогнозируемость ситуации в городе, в том числе экономической. Данный эффект является следствием нескольких других. Отнесен он к экономическому в связи с его основной применимостью.

Б. Управленческий:

-              за счет сосредоточения всех расходов в Управлении финансов и введения единого механизма управления денежными потоками происходит  централизация финансовой власти;

-              повышается контроль за целевым использованием бюджетных средств;

-              появляется возможность вводить дополнительные меры воздействия на предприятия ЖКХ, нарушающих порядок работы и допускающих нецелевое использование средств. Возможна даже приостановка финансирования нарушителей;

-              увеличивается оперативность в принятии решений в области финансов предприятий жилищно-коммунального комплекса города.

В. Финансовый:

-              оптимизируются финансовые потоки;

-              создается механизм оперативного планирования и управления долгом всех бюджетополучателей жилищно-коммунального комплекса города;

-              увеличивается эффективность по расходованию средств. лицевым счетам деньги уходят за один день единому централизованному поставщику.

Г. Информационный:

-              в Управлении финансов централизуются все данные о расходах, задолженностях, текущем состоянии расчетных счетов всех получателей средств из бюджета.

Д. Организационный:

-              за счет передачи ряда функций казначейству сокращается аппарат управления в структурных подразделениях предприятий сферы ЖКХ.

Таким образом, перевод предприятий ЖКХ через лицевые счета, открытые в Управлении финансов, является не только экономически обоснованным, но и достаточно эффективным механизмом управления финансами в сфере ЖКХ.