ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Г.  ИЖЕВСКА

2.1.        Состав и структура бюджета

В основу определения параметров доходной части бюджета города закладываются прогнозные оценки основных бюджетообразующих показателей (объем доходов и расходов; дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам; дотации и субвенции; размер нормативов отчислений регулирующих доходов; перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов, закрепляемых за бюджетом), фактическое исполнение бюджета города и изменения налогового законодательства Российской Федерации[4].

Доходная часть бюджета прогнозируется по каждому источнику доходов и налогов с указанием кодов в соответствии с бюджетной классификацией[5].

Минфин Удмуртской Республики, развивая методологию формирования местных бюджетов, разрабатывает нормативы бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя города, сравнивая при этом их с бюджетной обеспеченностью групп городов и районов и производя корректировку этих величин на коэффициенты социальной инфраструктуры, рассчитанные на основе затрат минимального обеспечения формирования объектов социальной сферы каждого города и района.

По распоряжению Главы местного самоуправления, в соответствии с Законом «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Удмуртской Республики», Законом «О местном самоуправлении в Удмуртской Республики», Законом «О республиканском бюджете Удмуртской Республики» и на основании Устава г. Ижевска Управление экономики и развития города готовит варианты основных экономических показателей, характеризующих налогооблагаемую базу для формирования доходной части бюджета в разрезе следующих показателей:

-              объем промышленной продукции;

-              балансовая прибыль;

-              фонд оплаты труда работников материального производства;

-              амортизационные отчисления;

-              численность работающих;

-              численность детей;

-              среднегодовая стоимость основных фондов;

-              износ основных фондов;

-              индекс роста цен;

-              льготируемая прибыль;

-              расходы предприятий по содержанию жилого фонда и объектов социально-культурной сферы;

-              производство товаров народного потребления.

Управление финансов разрабатывает структуру бюджета методом планирования доходов и расходов, определяет общий объем бюджета и предельный размер дефицита бюджета[6,7,22].

Планирование доходных источников осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчетов показателей. В экономике при планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.

При планировании налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество предприятий, земельного налога, налога на игорный бизнес, лицензионные и регистрационные сборы, Управление финансов использует расчетно-аналитический метод с использованием объемных показателей, доведенных Управлением экономики и развития города.

К сожалению, в некоторых случаях, налоги, рассчитанные исходя из объемных показателей, получаются нереальными, и тогда Управление финансов осуществляет регулировку налога по фактическому поступлению, исходя из отчетности налоговой инспекции и бухгалтерии Управления финансов. Это происходит из-за отсутствия в городе большого объема статистических показателей, оперируя которыми можно было бы выбрать оптимальный вариант показателей.

Доходная часть муниципальных бюджетов состоит из собственных (закрепленных) доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), а также заемные средства. Под «закрепленными доходами» местного бюджета понимают доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в местный бюджет. «Регулирующие доходы» – это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в местный бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным вышестоящими финансовыми органами в установленном порядке на следующий финансовый год[24].

Доходная часть бюджета г. Ижевска формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. Фактическое поступление данных видов доходов представлено в  табл. 2.1[13,14,15,16,17,18].

Основу доходной части бюджета за рассматриваемый период составляют налоговые поступления. Динамика налоговых и неналоговых доходов  в бюджете г. Ижевска показана на рис. 2.1.

На рис. 2.1 показано, что за последние 5 лет, соблюдается тенденция снижения     налоговых    доходов    с    97,2%   в    2001 г.    до    69,9%      в

2005 г. и наоборот рост неналоговых доходов с 2,8% в 2001 г. до 30,1% в 2005 г.

Таблица 2.1. Основные составляющие доходной части бюджета г. Ижевска   за период 2001-2005гг., тыс.р.

Доходы

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Налоговые

2 766 133

2 973 406

2 974 202

2 730 076

1 718 663

Неналоговые

79 317

128449

230 035

333 122

739 665

Итого доходов

2 845 450

3 101 855

3 204 237

3 063 198

2 458 328

Безвозмездные

перечисления

200960

371284

175 708

794 081

1 905 364

Всего доходов

3 046 410

3 473 139

3 379 945

3 857 279

4 363 692

Рис. 2.1. Динамика налоговых и неналоговых доходов в бюджете г. Ижевска за период 2001 – 2005 гг.

Рассмотрим более подробно, за счет каких налогов формируется доходная часть бюджета.

Основными налогами, играющими значительную роль в доходах бюджета, являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на совокупный доход, имущественные налоги, земельный налог. Фактические отчисления от перечисленных налогов отражены в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Налоговые доходы бюджета г. Ижевска, тыс.р.

Налоговые доходы

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

Налог на прибыль организаций

1 105 098

200 556

133 775

209 875

57 897

Налог на доходы физических лиц

831 058

1 684 412

1 555 198

1 392 914

951 531

Акцизы на водку и ликероводочные изделия

3 012

29 148

91 886

108 474

Налоги на совокупный доход

26 758

32 455

62 256

125 940

193 989

Налог на имущество организаций

442 144

685 562

738 795

719 538

324 004

Земельный налог

38 676

68 507

94 065

74 162

118 883

Всего налоговых доходов

2 766 133

2 973 406

2 974 202

2 730 076

1 718 663

В соответствии с федеральным Законом от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”[4] органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

Одна из наиболее важных задач, стоящая перед Управлением финансов – финансирование приоритетных мероприятий, связанных с быстрыми темпами развития ключевых отраслей экономики, совершенствование производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

К основным статьям расходов бюджета г. Ижевска относятся расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение. Структура расходов бюджета за 2003-2005 гг. представлена в табл. 2.3,  также в таблице приведен удельный вес по каждой статье расходов  в общей сумме расходов.

Управление финансов с помощью бюджетных расходов регулирует распределение денежных средств, необходимых для развития непроизводственной сферы и социальной поддержки населения города.

Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера играют важную роль в экономике города. Управление финансов с помощью бюджетных расходов регулирует распределение  денежных средств, необходимых для развития непроизводственной сферы народного хозяйства. Эти учреждения на свои расходы получают средства из бюджета в пределах смет. Смета – основной документ учреждения или организации, состоящий на бюджетном финансировании. В смете определяются объем, целевое направление и распределение средств, предусмотренных по бюджету, а также все расходы учреждения. Главные распорядители бюджетными ассигнованиями на основе смет всех подчиненных им учреждений составляют сводную смету, содержащую ту же номенклатуру показателей, но с несколько меньшей детализацией. Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании[27].

Решением Городской Думы № 293 от 10.02.2005 г. «О бюджете города Ижевска на 2005 год» утвержден следующий перечень расходов городского бюджета на 2005 г., подлежащих финансированию в первую очередь[17]:

-              заработная плата работников бюджетной сферы с учетом взносов на социальное страхование, отчислений во внебюджетные фонды;

-              питание в детских дошкольных учреждениях, детских домах, интернатах и больницах, питание детей из малообеспеченных и многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных школах;

-              пособия на детей, находящихся под опекой;

-              расходы на содержание детских домов и школ-интернатов;

-              приобретение медикаментов и перевязочных средств;

-              погашение и обслуживание заемных средств;

-              расходы на медицинское страхование неработающего населения;

-              субсидии населению на жилищно-коммунальные услуги;

-              выполнение неотложных работ по обеспечению бесперебойной работы городского хозяйства и его подготовке к работе в осенне-зимний период.

В структуре расходов бюджета показывается общая сумма всех расходов по каждой отрасли, при этом денежные средства выделяются в пределах каждой отрасли по утвержденной смете расходов и по статьям[5]. Например, выделяют следующие статьи:

211 – оплата труда муниципальных служащих;

213 – начисления на заработную плату;

340 – приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

212 – командировки и служебные разъезды;

222 – транспортные услуги;

221 – оплата услуг связи;

223 – оплата коммунальных услуг;

226 – прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг;

262 – трансферты населению;

310 – приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

225 – капитальный ремонт.

В условиях предельной ограниченности средств бюджет города должен разрабатываться на основе четких приоритетов расходования средств, уменьшения расходов, которые не являются первоочередными, а также усиления контроля за рациональным использованием бюджетных средств города.

2.2. Формирование и исполнение бюджета по доходам

В 2005 г. бюджет г. Ижевска по доходам с учетом перечислений от бюджетов других уровней исполнен на 95,6% к годовому плану (план 4 565 568 тыс.р., факт 4 363 692 тыс.р.). В 2004 г. исполнение составило 97,8% (план 3 942 066 тыс.р., факт 3 857 279 тыс.р.). По доходам, без учета безвозмездных перечислений, исполнение составило 2 458 328 тыс.р. или 94,9% к годовому плану (2 589 934 тыс.р.). Поступило безвозмездных перечислений 1 905 364 тыс.р. (в 2004 г. – 794 081 тыс.р.)[15,16,17,18].

         Исполнение по налоговым доходам составило 1 718 663 тыс. р. или 89,4%  (в 2004 г. – 2 730 076 тыс. р. или 95%), в том числе:

-              по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004 г. и погашения задолженности прошлых лет) в соответствий с кодом бюджетной классификаций 1 09 00000 00 0000 000 «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам» – 136,2% (план 42 500 тыс.р., факт 57 897 тыс.р.). В 2005 г. произошла отмена норматива отчислений в местный бюджет налога на прибыль организаций, в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ от 29.07.2004 г.;

-              налог на доходы физических лиц – 86,6% (план 1 098 437 тыс.р., факт 951 531 тыс.р.). В 2004 году исполнение составило 1 392 914 тыс.р. (план 1 372 402 тыс.р.) или 101,5%. Снижение поступлений обусловлено уменьшением норматива отчислений в бюджет города налога на доходы физических лиц (с 48% до 30%). Данное не выполнение плановых поступлений обусловлено примененным высоким коэффициентом роста фонда оплаты труда, коэффициент-дефлятор - 1,3. Фактический же рост данного налога к предыдущему периоду составил 1,09. За 2005 г. бюджет города недополучил 146 906 тыс.р. Факт 2004 г. в условиях 2005 г. составляет 1 392 914 тыс.р., т.е. в 2005 г. наблюдается снижение налога на 46%. За 9 месяцев 2005 г., по данным Управления экономики, темп роста ФОТ к соответствующему периоду 2004 г. составил 118,9%. В 2005 г. темпы роста среднемесячной заработной платы не уступают прошлогодним (январь-сентябрь 2005 г. - 122,1%, январь-сентябрь    2004 г. – 121,0%). Темпы роста среднемесячной заработной платы превысили темпы инфляции (113,0% за январь-сентябрь 2005 г.). Это свидетельствует о том, что растет не только заработная плата, растут и реальные доходы населения. Динамика поступления данного налога, приведенного к единому нормативу за 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 гг. показывает, что наблюдается снижение его темпов роста. Так рост в 2001 г. к аналогичному периоду 2000 г. составил 154%, в 2002 г. – 134%, а 2003 г. к 2002 г. - 124%, в 2004 г. к 2003 г. - 89,6%, а 2005 г. к 2004 г. -    68,3%;

-              единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – 100,7% (план 192 018 тыс.р., факт 193 304 тыс.р.).  В 2004 г. исполнение составило 129,2% (план 37 865 тыс.р., факт 48 927 тыс.р.). Динамика поступления данного налога, приведенного к единому нормативу за 2004, 2005 гг. показывает, что прослеживается снижение его темпов роста. Так рост в 2004 г. к аналогичному периоду 2003 г. составил - 550,5%, в 2005 г. к 2004 г. - 395,1%. Рост поступлений доходов объясняется увеличением норматива отчислений в местный бюджет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 45% до 90%, в соответствии с Законом «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год», а также увеличением количества плательщиков данного вида налога. Кроме того, до 2003 г. уплата налога производилась ежемесячно путем внесения авансовых платежей, а при досрочной уплате годовой суммы, налог мог быть уменьшен на 11%. С 2003 г. уплата налога производится ежеквартально, после окончания налогового периода;

-              налог на имущество предприятий – 91,3% (план 355 000 тыс.р., факт 324 004 тыс.р.). С учетом погашения недоимки (код 1 09 04010 02 0000 110 «Налог на имущество предприятий» план 9 000 тыс. р., факт 20 425 тыс.р.) исполнение в 2005 г. составило – 95%. В 2004 г. – 78,8% (план 913 640 тыс.р., факт 719 538 тыс.р.). Основными причинами невыполнения плана по данному налогу являются: продолжающийся процесс старения основных фондов, что влияет на налогооблагаемую базу и применение налогоплательщиками ускоренной  амортизации, а также уменьшением норматива отчислений в местный бюджет налога на имущество организаций со 100% до 50%, в соответствии с Законом «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год»;

-              земельный налог – 67,5% (план 176 000 тыс.р., факт 118 883 тыс.р.). Данный налог рассчитан Управлением Роснедвижимости по Удмуртской Республике,  исходя из площадей, потенциально подлежащих налогообложению. Уплата налога в бюджет производилась на основании расчетов налогоплательщиков, которые они обязаны представлять в налоговые органы. Низкий процент исполнения объясняется также возвратом денежных средств по решению суда предприятию ОАО «Ижсталь» в сумме 24 000 тыс.р., уплаченных в  2002 г., а также вычетом переплаты за 2004 г. ОАО «Удмуртэнерго» в сумме 5 300 тыс.р. В 2005 г. произошло увеличение норматива отчислений в местный бюджет земельного налога с 50% до 100%, в соответствии с Законом «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год» и повышение ставок земельного налога в 1,1 раза, согласно Федеральному закону № 141-ФЗ от 29.11.2004 г.;

-              налог на рекламу в соответствий с кодом бюджетной классификаций      1 09 00000 00 0000 000 «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам» 1 09 07000 03 0000 110 «Прочие налоги и сборы (по отмененным местным налогам и сборам)» в части погашения задолженности прошлых лет – 103,1% (план 5 763 тыс.р., факт 5 943 тыс.р.). В 2004 г. поступило 20 175 тыс.р. или 105,1%. С 2005 г. отменен налог на рекламу, согласно Федеральному закону №95-ФЗ от 29.07.2004 г.;

-              налог на наследование или дарение - 95,2% (план 2 732 тыс.р., факт 2 602 тыс.р.). В 2004 г. исполнение составило 139,6% (план 1 955 тыс.р., факт 2 729 тыс.р.). Динамика поступления данного налога, приведенного к единому нормативу за 2004, 2005 гг. показывает, что наблюдается снижение его темпов роста. Так рост в 2004 г. к аналогичному периоду 2003 г. составил - 155%, в 2005 г. к 2004 г. - 95,3%;

-              государственная пошлина - 72,5% (план 16 060 тыс.р., факт 11 636 тыс.р.). В 2004 г. исполнение по этому виду дохода равнялось 97,6% (план 14 358 тыс.р., факт 14 018 тыс.р.). Неисполнение годового плана объясняется переходом государственных нотариусов, находящихся на территории г. Ижевска, на частную практику. В 2004 г. госпошлина за совершение нотариальных действий составила 52% от общей суммы поступлений за год.

По неналоговым доходам исполнение составило 739 666 тыс.р. или    110,9% (в 2004г. – 121,6%), в том числе:

-              по арендной плате за земли до разграничения собственности и поступлениям от продажи права на заключение договоров аренды – 97,3% (план 140 000 тыс.р., факт 136 180 тыс.р.). В 2004 г. исполнение составило 125,4% (план 96 700 тыс.р., факт 121 241 тыс.р.). Динамика поступления данного дохода, приведенного к единому нормативу за 2004, 2005 гг. показывает, что наблюдается снижение его темпов роста. Так рост в 2004 г. к аналогичному периоду 2003 г. составил - 135,5%, а в 2005 г. к 2004 г. - 112,3%;

-              по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных органов управления - 96,4% (план 201 494 тыс.р., факт 194 185 тыс.р.). В 2004 году исполнение составило 126,2% (план 125 600 тыс.р., факт 158 486 тыс.р.). Таким образом,  динамика поступления данного вида дохода за 2004, 2005 гг. показывает, что наблюдается снижение его темпов роста в 2004 г. к 2003 г. он составил -  147,2%, а в 2005 г. к 2004 г. - 122,5%;

-              по доходам от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий – 101,2% (план 2 500 тыс.р., факт 2 530 тыс.р.). В 2004 г. этот показатель равен 143,4% (план 3 500 тыс.р., факт 5 019 тыс.р.). Динамика поступления по этому виду доходов, приведенных к единому нормативу за 2004, 2005 гг. показывает, что прослеживается снижение его темпов роста. В 2004 г. к 2003 г. этот показатель составлял - 168,4%, в 2005 г. к 2004 г. равен - 50,4%;

-              по доходам от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 138,3% (план 238 536 тыс.р., факт 329 790 тыс.р.). Высокое исполнение данного доходного источника объясняется планомерной активной работой, проведенной Администрацией города по увеличению доходной части бюджета.          В соответствии с решением Городской Думы г. Ижевска от 16.06.2005 г. № 332 дополнен Прогнозный план приватизации муниципального имущества г. Ижевска на 2005 г.;

-              плата за негативное воздействие на окружающую среду - 93,9% (план 29 000 тыс.р., факт 27 223 тыс.р.). В соответствий с законодательством установлен норматив отчислений в бюджет города платы за негативное   воздействие окружающей среды в размере 40%, согласно Закону «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год»[8];

-              административные платежи и сборы - 38,9% (план 1 723 тыс.р., факт 671 тыс.р.). На данный код поступает плата за право на размещение рекламной продукции на территории города Ижевска от МУП «Городская реклама и информация», которое организовалось в 2005 г. Платежи поступали во втором полугодии, после утверждения нормативных документов. В 2004 г. исполнение составило 314,2% (план 618 тыс.р., факт 1 942 тыс.р.). Динамика поступления по этому виду доходов, приведенных к единому нормативу за 2004, 2005 гг. показывает, что наблюдается резкое снижение темпов роста. Так если этот показатель в 2004 г. к аналогичному периоду 2003 г. составлял -  348,7%, то уже в 2005 г. к 2004 г. он составил уже 34,6%;

-              по штрафам, санкциям, возмещение ущерба - 101,1% (план 33 311 тыс.р., факт 33 686 тыс.р.). В 2004 г. этот показатель равен 109,9% (план 27 877 тыс.р., факт 30 644 тыс.р.). Динамика поступления по этому виду дохода за 2004, 2005 гг. показывает, что видно снижение темпов роста. В 2004 г. к аналогичному периоду 2003 г. она составляла 151,5%, а в    2005 г. к 2004 г. - 109,9%.

Следовательно, за 2005 г., по сравнению с 2004 г., собственные доходы бюджета г. Ижевска уменьшились на 604 870 тыс.р. или на 19,75%, в то же время, доходы в целом увеличились на 506 413 тыс.р. или на 13,13%, так как в  2004 г. в бюджет г. Ижевска  из вышестоящих бюджетов поступило 794 081 тыс.р., а в 2005 г. – 1 905 364 тыс.р. (в том числе субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 1 418 587 тыс.р.).

Структура доходов бюджета города Ижевска за период с 2001 г. по 2005 г. представлена в табл. 2.4.

При рассмотрении динамики поступления доходов в финансовую систему города Ижевска за период 2001 – 2005 гг. (табл. 2.4)  видна тенденция общего увеличения объемов неналоговых поступлений. Динамика поступления доходов в бюджет г. Ижевска показывает снижение темпов роста собственных доходов. Рост фактических поступлений в бюджет города к предыдущему периоду составил: в 2001г. – 130%; в 2002 г. – 109%; в 2003г. – 103%, в 2004 г. – 96%, в 2005 г. – 80%. По поступлению доходов в целом, с учетом безвозмездных перечислений, в 2005 г. сложилась положительная динамика – 113%.

Таблица 2.4. Структура доходов бюджета г. Ижевска

Доходы

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Сумма, тыс.р.

%

Сумма, тыс.р.

%

Сумма, тыс.р.

%

Сумма, тыс.р.

%

Сумма, тыс.р.

%

Налоговые доходы:

2766133

90,7

2973406

85,6

2974202

88,0

2730076

70,8

1718663

39,4

Налоги на прибыль, прирост капитала

1936156

1884968

1688973

1602789

951531

Налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы

111916

299231

324695

136118

Налоги на совокупный доход

26758

32455

62256

125940

193989

Налоги на имущество

453283

702749

760729

745582

473712

Платежи за пользование природными ресурсами

43204

73863

100562

80263

Прочие налоги, пошлины и сборы

194816

-19860

36987

39384

99431

Неналоговые доходы:

79317

2,7

128449

3,7

230035

6,8

333122

8,6

739665

17,0

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

63795

99163

208848

300210

344110

Административные платежи и сборы

14

1150

557

1942

671

Штрафные санкции, возмещение ущерба

13095

18857

20231

30644

33686

Безвозмездные перечисления:

200960

6,6

371284

10,7

175708

5,2

794081

20,6

1905364

43,7

Всего доходов

3046410

100

3473139

100

3379945

100

3857279

100

4363692

100

Темпы роста и динамика доходов бюджета города Ижевска за период 2002-2005 гг. представлены в прил. 3 и 4 соответственно. В табл. 2.5 показана динамика исполнения бюджета г. Ижевска по доходам за период 2001 -2005 гг.

Таблица 2.5. Исполнение бюджета города Ижевска по доходам, тыс.р.

Показатели

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Плановые отчисления

3 045 713

3 276 937

4 030 628

3 942 066

4 565 568

Фактические отчисления

3 046 410

3 473 139

3 379 945

3 857 279

4 363 692

Процент выполнения

100,0

106,0

83,9

97,8

95,6

В 2005 г. наблюдается снижение выполнения бюджета по доходам на 4,4% от планируемого. Произошло увеличение неналоговых поступлений, но одновременно произошло резкое сокращение поступление налоговых поступлений. Перевыполнение неналоговых поступлений объясняется проведением планомерной активной работой, проведенной Администрацией города по увеличению доходной части бюджета. Так, например, по доходам от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности перевыполнение плановых показателей составило 38,3%, так как Администрацией города Ижевска был успешно реализован план приватизаций муниципального имущества города Ижевска на 2005 г., а также решением городской думы Ижевска от 16.06.2005 г. № 332 он был дополнен другими объектами муниципального имущества подлежащего реализаций[13].

Также надо заметить, что с ростом поступления доходов в бюджет города в 2000 – 2005 гг., начиная с 2000 до 2001 гг., недоимка по платежам в бюджет г. Ижевска возрастала с 270 378 до 461 343 тыс.р. В 2001 г. произошло резкое снижение недоимки до 229 589 тыс.р. вследствие проведения реструктуризации задолженности, а также изъятия из доходов местного бюджета недоимки по НДС (письмо Министерства Финансов Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 3-01-01/01-591ФС-6-09/122). С 2003 г. сумма недоимки по платежам в бюджет г. Ижевска увеличилась с 213 789 тыс.р. по состоянию на 1 января 2003 г. до 359444 тыс.р. по состоянию на 1 января 2004 г. Это произошло в связи с установлением нового порядка формирования отчетности с 1 января 2004 г., (недоимка формируется с учетом платежей, приостановленных к взысканию в связи с наложением ареста налоговыми органами). По состоянию на 1 января 2005 г. недоимка снизилась на 199 128 тыс.р. по сравнению с недоимкой по состоянию на 1 января 2004 г. и составила 160 316 тыс.р. Значительное снижение недоимки в 2004 г. произошло в основном за счет передачи налоговыми органами полномочий по взысканию налогов и сборов судебным органам, согласно статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации[3].

Динамика недоимки по налогам в бюджет за период с 2000-2005 гг. представлена на рис. 2.2.

Рис 2.2. Динамика недоимки по налогам в бюджет

за период с 2000-2005 гг., тыс.руб.

В 2005 г. из бюджета Удмуртской Республики предусмотрены безвозмездные перечисления в сумме 1 644 901 тыс.р., в том числе дотации от других бюджетов бюджетной системы – 428 695 тыс.р., субвенции – 1 216 206 тыс.р.

Субвенции из бюджета Удмуртской Республики предусмотрены на[8]:

-              финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды – 630 392 тыс.р.;

-              социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, безнадзорных детей, на социальную поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации – 41 687 тыс.р.;

-              на содержание детских домов и школ-интернатов – 75 471 тыс.р.;

-              социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся под опекой (попечительством) – 29 890 тыс.р.;

-              на содержание специализированных учреждений здравоохранения (кожно-венерологических, туберкулезных, медицинских учреждений) – 7 882 тыс.р.;

-              выплату гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг – 261 845 тыс.р.;

-              выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния – 7 039 тыс.р.;

-              исполнение обязательств по проекту МБРР «Передача ведомственного жилищного фонда» - 14 000 тыс.р.;

-              благоустройство города – 5000 тыс.р.

Налоговая реформа, которая была объявлена в 1999 г. с целью снижения налогового бремени, упрощения и повышения эффективности налоговой системы, привела к уменьшению налоговых доходов.

С 2001 г. отменен налог на содержание жилищного фонда и объемов социально-культурной сферы.

С 2004 г. отменен налог с продаж и местные налоги, взимание которых было приостановлено на период его действия, отменен целевой сбор на содержание милиции и благоустройство.

С 2005 г. отменен норматив отчислений в местный бюджет налога на прибыль организаций, в соответствии с Федеральным законом №95-ФЗ от 29.07.2004 г.

С 2005 г. отменен норматив отчислений в местный бюджет акцизов на водку и ликероводочные изделия, в соответствии с Федеральным законом №120-ФЗ от 20.08.2004 г.

С 2005 г. отменен норматив отчислений в местный бюджет единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в соответствии с Федеральным законом №120-ФЗ от 20.08.2004 г.

С 2005 г. отменен норматив отчислений в местный бюджет водного налога, в соответствии с Федеральным законом №120-ФЗ от 20.08.2004 г.

С 2005 г. отменен налог на рекламу, согласно Федеральному закону №95-ФЗ от 29.07.2004 г.

С целью создания благоприятных условий для развития предпринимательства в России реформируется система налогообложения малого бизнеса. Использование налогоплательщиками специальных режимов  налогообложения позволяет заменить уплату НДС, налога на прибыль или налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество, ЕСН уплатой единого налога. С вводом 26 Главы Налогового кодекса РФ[3] с 01.01.2003 г. существенно снижаются ставки единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы: в место действовавших ранее: 10% с выручки или 30% с чистого дохода, соответственно – 6% и 15%. Необходимость сохранения объемов доходов местного бюджета в условиях продолжения налоговой реформы и снижения налоговой нагрузки предполагает активизацию работы по увеличению неналоговых доходов.

2.3. Формирование и исполнение расходной части бюджета

                                                                                      

В соответствии с федеральным Законом от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”[4] органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

Бюджет города Ижевска на 2005 г. утвержден по расходам в сумме 4 443 171 тыс.р., исполнение - 4 323 093 тыс.р., что составило 97,3% к годовому плану[18,19]. Исполнение бюджета города Ижевска по расходам за 2001-2004 гг. показано в табл. 2.6. В связи с принятием новой бюджетной классификаций в 2005 г. исполнение бюджета г. Ижевска по расходам за 2005 г. представлена в табл. 2.7.

Таблица 2.6. Исполнение бюджета по расходам за 2001-2004 гг.

Расходы

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Сумма, тыс.р.

%

Сумма, тыс.р.

Сумма, тыс.р.

%

Сумма, тыс.р

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Функционирование  органов местного  самоуправления

86 739

96,6

104 022

96,5

173 591

90,6

172 826

94,6

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

7 618

97,7

8 603

91,3

5 343

57,6

7 327

81,4

Окончание табл.2.6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Промышленность, энергетика и строительство

251 514

99,9

259 667

95,6

205 375

66,2

165 748

93,6

Сельское хозяйство и рыболовство

7 900

83,2

7 394

94,8

7 616

76,2

18 982

81,3

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов

1 680

100,0

1 924

93,8

3 860

97,1

3 881

94,2

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и  информатика

198 866

99,6

227 715

99,4

164 305

78,6

212 824

93,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

956 003

99,1

794 386

98,1

791 843

92,7

999 561

97,4

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

1 595

99,8

1 881

94,1

3 989

79,8

4 757

91,8

Образование

898 698

99,3

1 198 195

96,4

1 276 967

89,5

1 475 190

94,6

Культура, искусство и кинематография

14 300

96,8

25 195

89,2

29 462

90,9

33 399

96,3

Средства массовой информации

8 000

100,0

5 372

89,5

4 838

76,8

4 863

97,3

Здравоохранение и физическая культура

494 620

99,8

701 704

99,0

793 360

91,4

874 049

98,6

Социальная политика

32 283

95,3

51 392

97,3

54 991

77,7

86 389

97,3

Обслуживание государственного долга

6 798

86,4

2 425

20,6

17 909

89,5

37 907

94,2

Прочие расходы

42 639

78,4

89743

141,2

199 115

59,3

367 246

99,1

Всего расходов

3009253

98,8

3479858

97,9

3733068

85,7

4465083

96,2

Таблица 2.7. Исполнение бюджета по расходам за 2005 г.

Код ФКР

Статья расходов

2005 г.

Сумма, тыс.р.

%

1

2

3

4

0100

Общегосударственные вопросы

301 810

97,2

0300

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

17 594

95,9

0400

Национальная экономика

124 677

96,3

0500

Жилищно-коммунальное хозяйство

644 670

93,7

0600

Охрана окружающей среды

5 121

92,0

Окончание табл.2.7

1

2

3

4

0700

Образование

1 796 632

97,9

0800

Культура, кинематография и СМИ

47 375

98,6

0900

Здравоохранение и спорт

1 005 816

98,1

1000

Социальная политика

379 398

99,1

Всего расходов

4 323 094

97,3

По расходам бюджет г. Ижевска за 2005 г. выполнен в сумме 4 323 094 тыс.р. или 97,3% от уточненных годовых бюджетных назначений (соответственно за 2004 г. выполнен в сумме 4 465 083 тыс.р. или 97,9% от плановых значений).

Финансирование производилось в соответствии с назначениями, предусмотренными в утвержденных годовых с поквартальным распределением сметах расходов, с учетом внесенных в установленном порядке изменений, и в меру выполнения планов мероприятий.

В табл. 2.8 показана динамика исполнения бюджета города по расходам за период 2001 – 2005 гг.

Таблица 2.8. Динамика исполнения бюджета города по расходам, тыс.р.

Показатели

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Плановые отчисления

3 045 713

3 554 079

4 354 410

4 641 531

4 443 171

Фактические отчисления

3 009 253

3 479 858

3 733 068

4 465 083

4 323 094

Процент выполнения

98,8

97,9

85,7

96,2

97,3

Из общей суммы расходов в 2005 г. на финансирование социально-культурных мероприятий направлено 3 229 221 тыс.р. или 74,7%.

Учитывая, что объем финансирования расходов бюджета города был ограничен возможностями доходных источников, реализация бюджетной политики расходов осуществлялась в соответствии с приоритетами, направленными на обеспечение социально-значимых расходов.

Социально-значимые расходы бюджета по социальной сфере составили 1 851 183 тыс.р. или 64,8% от общих расходов.

По разделу 0700  «Образование» произведены текущие и капитальные расходы на содержание образовательных учреждений и проведение мероприятий Управлениями дошкольного образования и воспитания, образования, культуры и искусства, Комитетом по физкультуре и спорту, городским центром «Подросток», связанные с выполнением конституционных гарантий граждан на бесплатное образование (в определенных Конституцией РФ объемах), в общей сумме 1 796 632 тыс.р. или 97,9% от годовых бюджетных назначений.

В 2004 г. по разделу 1400 «Образование» исполнение по расходам составило 1 475 190 тыс.р. или 94,6% от уточненных годовых бюджетные назначений.

По разделу 0900 «Здравоохранение и спорт» исполнение составило      1 005 816 тыс.р. или 98,1% от годовых бюджетных назначений. Так по подразделу «Здравоохранение» исполнение составило 986 707 тыс.р. или 98,4%, в том числе «Субвенция на содержание специализированных учреждений здравоохранения (кожно-венерологических, туберкулезных)» в сумме 5 388 тыс.р. или 66,7% (план 8 074 тыс.р., факт 5 388 тыс.р.).

Снижение объема поступлений доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета привело к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов, несвоевременной оплате договорных обязательств и росту кредиторской задолженности.

            В разделе 0100 «Общегосударственные вопросы» произведены расходы в общей сумме 301 810 тыс.р., а исполнение составило 97,2% , в том числе:

Расходы на «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» составили 137 190 тыс.р. или 98,2% от запланированных сумм (план 139 694 тыс.р., факт 137 190 тыс.р.).

В подразделе 0112 «Обслуживание государственного и муниципального долга»  запланированные расходы бюджета города в общей сумме 71 378 тыс.р. исполнены в целом на 96,5% в сумме 68 872 тыс.р.

В подразделе 0115 «Другие общегосударственные вопросы» расходы были произведены в сумме 53 754 тыс.р., что составляет 94,7% от запланированных средств (план 56 775 тыс.р., факт 53 754 тыс.р.).

По разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» расходы по смете исполнены в сумме 17 594 тыс.р. на 95,9% от плана; на органы внутренних дел – в сумме 7 290 тыс.р. или 91,1% (план 8 004 тыс.р., факт 7 290 тыс.р.).

По подразделу 0309 «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона» расходы составили 10 199 тыс.р. или 99,6%.

В разделе 0400 “Национальная экономика” исполнение составило 124 677 тыс.р., что составляет 96,3% от плановых значений. В подразделе 0408 «Транспорт» расходы профинансированы на сумму 75 746 тыс.р. или на 96,5%.

В том числе представлена субвенция из бюджета УР на компенсацию расходов в связи с введением социальных проездных билетов для обеспечения равной доступности к услугам общественного транспорта пенсионеров, не входящих в региональный и федеральный регистры в сумме 27 824 тыс.р. и исполнена на 100%.

Также выделена субвенция транспортному предприятию МУП «ИжГЭТ» на приобретение троллейбусов в размере 29 922 тыс.р.,  что составляет 99,7% от плановой суммы.  Расходы в подразделе 0402 «Топливо и энергетика» профинансированы на 88,3% и в денежном выражений равны 7 201 тыс.р.

В подразделе 0401 «Общеэкономические вопросы» произведены расходы в сумме 8 097 тыс.р. и исполнение составило 99,3%.

         В разделе 0500 “Жилищно-коммунальное хозяйство” расходы бюджета на поддержку жилищно-коммунального хозяйства города исполнены в общей сумме 644 670 тыс.р. на 93,7% бюджетного плана 688 118 тыс.р.

В подразделе 0501 “Жилищное хозяйство” в сумме 57 032 тыс.р. профинансированы субсидии по содержанию жилищного фонда, включая льготы населению на ЖКУ, что равно 94,6% исполнения.

Расходы бюджета на предоставление населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществлены в сумме 121 133 тыс.р. на 79,3% к годовому плану.

В подразделе 0502 “Коммунальное хозяйство” расходы на предоставление субвенции г. Ижевску на благоустройство города произведены в общей сумме 27 700 тыс.р., исполнение 100%.

 По разделу 0600 «Охрана окружающей среды» расходы исполнены на 92% бюджетного плана в общей сумме 5 121 тыс.р.(план 5 564 тыс.р., факт 5 121 тыс.р.), из них: 265 тыс.р. – на охрану растительных и животных видов и среды их обитания, 4 856 тыс.р. – на другие вопросы в области охраны окружающей среды.

Исполнение по разделу 0800 «Культура, кинематография, средства массовой информации» составило 47 375 тыс.р. или 98,6% от плановых показателей, из них: 179 тыс.р. или 99,4% - по подразделу 0802 «Кинематография», 4 229 тыс.р. или 98,3% - по подразделу 0803 «Телевидение и радиовещание», 3 421 тыс.р. или 92,5% - по подразделу 0804 «Периодическая печать и издательства», 1 060 тыс.р. или 100,0% - по подразделу 0806 «Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации».

По расходам раздела 1000 «Социальная политика» исполнение составило 379 398 тыс.р., что равно 99,1% от плановой суммы (план 382 828 тыс.р., факт 379 398 тыс.р.).

В разрезе подстатей исполнение выглядит следующим образом:

1001 «Пенсионное обеспечение» расходы составили 1 024 тыс.р., исполнение составило 99,9%;

1002 «Социальное обслуживание населения» (субвенция на социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также безнадзорных детей) исполнение составило 44 510 тыс.р., что в процентном отношений составляет 98,3%;

1003 «Социальное обеспечение населения» сумма расходов равна 24 971 тыс.р. или 99,5%, в том числе: субвенция на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 246 тыс.р., субвенции на реализацию РЦП "Жилище" профинансирована в объёме 1 510 тыс.р., субвенция на погашение задолженности по оплате льгот за жилищно-коммунальные услуги по Закону РФ "О ветеранах" - 23 215 тыс.р.;

1004 «Борьба с беспризорностью, опека, попечительство» (субвенции на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством)) в сумме 41 490 тыс.р. или 95,7%;

1006 «Другие вопросы в области социальной политики» выполнение составило 267 403 тыс.р. или 99,7%, в том числе: расходы по программе "Дети Ижевска" на 2001-2005 гг. – 200 тыс.р., материальная помощь почетным гражданам г. Ижевска – 865 тыс.р., мероприятия по социальной поддержке малоимущих нетрудоспособных граждан - 2 446 тыс.р., ежемесячные денежные выплаты  на проезд в  городском общественном транспорте пенсионерам - 70 675 тыс.р., субвенция на погашение задолженности по оплате льгот за жилищно-коммунальные услуги по Закону РФ "О ветеранах" - 191 785 тыс.р., комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов г. Ижевска" на 2003-2005 гг. – 160 тыс.р. [8,16,17,18,19].

2.4.         Оценка бюджета 2005 г. в разрезе доходных и расходных статей

В соответствии со ст.28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах[2]:

-              единства бюджетной системы Российской Федерации;

-              разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

-              самостоятельности бюджетов;

-              полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-              сбалансированности бюджета;

-              эффективности и экономности использования бюджетных средств;

-              общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

-              гласности;

-              достоверности бюджета;

-              адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджет г. Ижевска на 2005 г. сформирован в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, бюджетной классификацией Российской федерации, приведенной к требованиям международных стандартов, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год», руководствуясь Уставом г. Ижевска[2,3,4,5,8,22], а также с учетом изменений налогового законодательства, основные из них:

-              уменьшение норматива отчислений в местный бюджет по налогу на доходы физических лиц с 48% до 30% в соответствии с законом УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год»;

-              отмена норматива отчислений налога на прибыль организаций в местный бюджет в соответствии с законом №95-ФЗ от 29.07.2004 г.;

-              отмена норматива отчислений акцизов в местный бюджет в соответствии законом №120-ФЗ от 20.08.2004 г.;

-              отмена норматива отчислений в местный бюджет по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в соответствии с законом №120-ФЗ от 20.08.2004 г.;

-              увеличение норматива отчислений в местный бюджет единого налога на вмененный доход с 45% до 90% в соответствии с законом УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год»;

-              уменьшение норматива отчислений в местный бюджет налога на имущество организаций со 100% до 50% в соответствии с законом УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год»;

-              увеличение ставок земельного налога в 1,1 раза в соответствии с законом № 141-ФЗ от 29.11.2004 г.;

-              увеличение норматива отчислений в местный бюджет с 50% до 100% в соответствии с законом УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год»;

-              отмена норматива отчислений в местный бюджет водного налога в соответствии с законом № 120-ФЗ от 20.08.2004 г.;

-              отмена налога на рекламу в соответствии с законом № 95-ФЗ от 29.07.2004 г.;

-              установление  норматива отчислений  платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 40% в соответствии с законом УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2005 год».

Основные направления комплексной реформы бюджетного процесса одобрены Постановлением № 249 Правительства РФ от 22 мая 2004 г.

Администрация города с целью переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов при формировании проекта бюджета города руководствовалась бюджетной классификацией Российской Федерации, приведенной к требованиям международных стандартов.

Структура нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджет города Ижевска за период с 2000 по 2005 гг. представлена в табл. 2.9. Непостоянство нормативов отчислений, сама возможность ежегодного пересмотра нормативов отчислений от регулирующих налогов негативно влияет на деятельность органов городского самоуправления, поскольку не позволяет гарантировать выплаты по долгосрочным обязательствам бюджета.

Таблица 2.9. Изменение ставок и нормативов налогов и сборов, собираемых на территории г. Ижевска за период с 2000 – 2005 гг., %

Вид налога

2000

2001

2002

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

6

7

НДС, налоговая ставка

20

20

20

20

18

18

В бюджет РФ

85

100

100

100

100

100

В бюджет УР

8,4

0

0

0

0

0

В бюджет г. Ижевска

6,6

0

0

0

0

0

Налог на прибыль, налог. ставка

30

35

24

24

24

24

В бюджет РФ

11

11

7,5

6

5

6,5

В бюджет УР

2,6

12,6

14,5

16

17

17,5

В бюджет г. Ижевска

16,4

11,4

2

2

2

0

Налог на доходы физических лиц

В бюджет РФ

16

1

0

0

0

0

В бюджет УР

19,32

34,25

2

27,1

52

70

В бюджет г. Ижевска

64,68

64,75

98

72,9

48

30

Налог с продаж, ставка

4

4

5

5

-

-

В бюджет УР

40

40

40

40

-

-

В бюджет г. Ижевска

60

60

60

60

-

-

Налоги на имущество предприятий, ставка

2

2

2

2

2,2

2,2

В бюджет УР

0

0

0

0

0

50

В бюджет г. Ижевска

100

100

100

100

100

50

Целевой сбор с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство

территорий и т.д.

2

2

2

2

-

-

Окончание табл.2.9

1

2

3

4

5

6

7

В бюджет УР

0

0

0

0

-

-

В бюджет г. Ижевска

100

100

100

100

-

-

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

1,5

-

-

-

-

-

В бюджет УР

0

-

-

-

-

-

В бюджет г. Ижевска

100

-

-

-

-

-

ПОТЕРИ, тыс. р.

0

798095

942613

535466

959171

1300642

В нижней части табл. 2.9 приведены потери в денежном выражении. В целом, в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства, потери бюджета г. Ижевска в 2005 г., рассчитанные, исходя из фактического исполнения за 2004 г., составят 1 300 642 тыс.р.[18,19].

На рис. 2.3 показана динамика распределения доходов, собираемых на территории г. Ижевска за период 2000 – 2005 гг.

Рис.2.3. Динамика распределения доходов, собираемых на территории г. Ижевска за период 2000-2005 гг.

На рис. 2.4 показано, как распределяются налоги, уплаченные налогоплательщиками на территории г. Ижевска, по уровням власти.

2000 год

2005 год

 

   в бюджет Российской Федерации

 

   в бюджет Удмуртской Республики

 

   в бюджет г. Ижевска

 

Рис. 2.4.  Распределение доходов, собираемых на территории                г. Ижевска

Так распределение доходов в бюджет города Ижевска в 2000 г. составляли –  47%, в бюджет УР – 13%; в бюджет РФ – 40%,  а в 2005 г. в соответствии с Законом УР «О  бюджете Удмуртской Республики  на 2005 год» распределение доходов в бюджет г. Ижевска составят – 8%, в бюджет УР – 33%, в бюджет РФ – 59%.

Таким образом, за период с 2000 – 2005 гг. наблюдается снижение отчислений доходов в городской бюджет с 47% до 8% и рост отчислений доходов в бюджет УР с 13% до 33%, а также в бюджет РФ с 40% до 59%.

Бюджет города Ижевска на 2005 г. утвержден решением Городской думы № 293 от 10 февраля 2005 г. «О бюджете города Ижевска на 2005 год» по доходам в сумме 4 087 364 тыс.р., по расходам в сумме 3 944 364 тыс.р[18]. Превышение доходов над расходами в размере 143 000 тыс.р. направляются на погашение муниципального долга по Договору субзайма по проекту МБРР. Исполнение бюджета г. Ижевска на 2005 г. составило по доходам в сумме 4 363 692 тыс.р., по расходам в сумме 4 323 093 тыс.р. Профицит бюджета в размере 40 599 тыс.р.  направляется на погашение муниципального долга по Договору субзайма по проекту МБРР.

В 2005 г. из бюджета Удмуртской Республики г. Ижевску предусмотрена финансовая помощь 1 644 901 тыс.р., в том числе дотации от других бюджетов бюджетной системы – 428 695 тыс.р., субвенции – 1 216 206 тыс.р. Фактический поступило безвозмездных перечислений на сумму 1 905 364 тыс.р., в том числе дотаций от других бюджетов бюджетной системы – 475 519 тыс.р., субвенции – 1 418 587 тыс.р.

Субвенции из бюджета Удмуртской Республики предусмотрены на:

-              финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды – 630 392 тыс.р.;

-              социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, безнадзорных детей, на социальную поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации – 41 687 тыс.р.;

-              на содержание детских домов и школ-интернатов – 75 471 тыс.р.;

-              социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся под опекой (попечительством) – 29 890 тыс.р.;

-              на содержание специализированных учреждений здравоохранения (кожно-венерологических, туберкулезных, медицинских учреждений) – 7 882 тыс.р.;

-              выплату гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг – 261 845 тыс.р.;

-              выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния – 7 039 тыс.р.;

-              исполнение обязательств по проекту МБРР «Передача ведомственного жилищного фонда» - 14 000 тыс.р.;

-              благоустройство города – 5 000 тыс.р.

Налоговые доходы составляют 39,4% от доходов, определены в сумме  1 718 663 тыс.р. Исполнение по налоговым доходам составило 89,4%  (в  2004 г. – 2 730 076 тыс. р. или 95%). К аналогичному периоду 2004 г. они снизились на 1 010 413 тыс. р. или на 37%. Такое снижение объясняется продолжением реформирования налоговой системы.

Основные бюджетообразующие налоги в бюджете 2005 г. по итогам исполнения:

-              налог на доходы физических лиц – 951 531 тыс.р. или 21,8% от общей суммы доходов (факт 2004 г. – 1 392 914 тыс.р. или 36,1% от общей суммы доходов). Норматив отчисления на 2005 г. сократился с 48% до 30%, что приведет к потерям бюджета города в сумме 519 928 тыс.р. (В 2004 г. норматив был снижен с 72,9% до 48%, а связанные с этим потери составили 601 027 тыс.р.);

-              налог на имущество организаций - 324 004 тыс.р. или 7,4% от общей суммы доходов (факт 2004 г. – 719 538 тыс.р. или 18,7% от общей суммы доходов). Такое снижение удельного веса в 2005 г. связано с уменьшением норматива отчислений в местный бюджет со 100% до 50% (потери составят 359 649 тыс.р.). В 2004 г. наблюдалось снижение налогооблагаемой базы по данному налогу за счет исключения из нее нематериальных активов, запасов и затрат, что составляет примерно 30-40% от базы, повышение ставки с 2% до 2,2% и отмены ряда льгот. По оценке, проведенной Управлением финансов Администрации г. Ижевска, в совокупности данные изменения привели также к снижению поступлений налога;

-              земельный налог – 118 883 тыс.р. или 2,7% от общей суммы доходов (факт 2004 г. – 74 162 тыс.р. или 1,9% от общей суммы доходов) рассчитан Управлением земельных ресурсов. Увеличение удельного веса в 2005 г. связано с увеличением ставок земельного налога в 1,1 раза, а также увеличением норматива отчислений в местный бюджет с 50% до 100%. Дополнительные доходы не ожидаются. В результате проводимой работы по разграничению земель, в соответствии с федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю», за счет возникновения права собственности Российской Федерации на земельные участки, на которых расположены государственные предприятия, в 2004 г. уменьшаются налогооблагаемые площади земельных участков, что, в свою очередь, привело к уменьшению поступлений земельного налога в бюджет г. Ижевска;

-              налоги на совокупный доход – 193 989 тыс.р. или 4,4% от общей суммы доходов (факт 2004 г. – 125 940 тыс.р. или 3,3%) рассчитаны, исходя из фактического исполнения, с учетом общего индекса-дефлятора 1,09. Незначительное увеличение удельного веса в общей сумме доходов связано с  увеличением норматива отчислений в местный бюджет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 45% до 90%.

Неналоговые доходы (17% от доходов) исполнены в сумме 739 666 тыс.р. или 110,9%, что на 122% выше фактического исполнения прошлого года (факт 2004 г. – 333 122 тыс.р.). Исполнение по неналоговым доходам составило 739 665 тыс.р. или 110,9%. По сравнению с 2004 г. они  возросли на 406 543 тыс. р.

В результате согласительных процедур предусмотрен рост:

-              по аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности в 1,15 раза;

-              по доходам от сдачи в аренду имущества, находящихся в муниципальной собственности в 1,27 раза.

Рост обусловлен увеличением доходов от использования имущества:

-              по доходам от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 138,3% (план 238 536 тыс.р., факт 329 790 тыс.р.). Высокое исполнение данного доходного источника объясняется планомерной активной работой, проведенной Администрацией города по увеличению доходной части бюджета. В соответствий с решением Городской Думы г. Ижевска от 16.06.2005 г.  № 332 дополнен Прогнозный план приватизации муниципального имущества г. Ижевска на 2005 г.;

-              арендная плата за землю 97,3% (план 140 000 тыс.р., факт 136 180 тыс.р.). В 2004 г. исполнение составило 125,4% (план 96 700 тыс.р., факт 121 241 тыс.р.);

-              по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных органов управления - 96,4% (план 201 494 тыс.р., факт 194 185 тыс.р.). В 2004 г. исполнение составило 126,2% (план 125 600 тыс.р., факт 158 486 тыс.р.).

Средства от  предпринимательской и иной  приносящей доход деятельности, полученные учреждениями, финансируемыми из бюджета города, в полном объеме учитываются на лицевых счетах, открытых в Управлении финансов Администрации города, и расходуются учреждениями в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов. Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, на создание других некоммерческих организаций.

В составе безвозмездных перечислений при формировании бюджета учитывается финансовая помощь из бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций или субсидий и средства, передаваемые из бюджета другого уровня для выполнения отдельных государственных полномочий, а также прочие безвозмездные поступления.

Важной особенностью бюджета на 2005 г. является формирование его без дефицита. Следует отметить отрицательную динамику изменения муниципального долга. Долг растет. На 1 января 2005 г. муниципальный долг в части кредитов коммерческих банков составил 220 000 тыс.р. (2002 г. – 0 тыс.р., 2003 г. – 62 000 тыс.р.).

 Решение о бездефицитном бюджете обусловлено: совместным решением не принимать расходные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования.

Структура доходов бюджета города Ижевска на 2004 и 2005 гг. приведена в табл. 2.10.

Таблица 2.10. Структура доходов бюджета г. Ижевска на 2004, 2005 гг.

2004 г.

2005 г.

Доходы

План,

тыс. р.

Удельный вес, %

Факт,

тыс.р.

Удельный вес, %

1

2

3

4

5

Налоговые доходы

1922670

42,11

1718663

39,39

Налог на прибыль организаций

42500

0,93

57897

1,33

Налог на доходы физических лиц

1098437

24,06

951531

21,81

Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам

Налоги на совокупный доход

192018

4,21

193989

4,45

Налог на имущество организаций

355000

7,78

324004

7,42

Платежи за пользование природными ресурсами

Государственная пошлина

16060

0,35

11636

0,27

Местные налоги и сборы

5763

0,13

7873

0,18

Неналоговые доходы

667264

14,62

739665

16,95

Окончание табл.2.10

1

2

3

4

5

Доходы от использования муниципального имущества

354694

7,77

344110

7,89

Арендная плата за земли городов и поселков

140000

3,07

136185

3,12

Административные платежи и сборы

1723

0,04

671

0,02

Штрафные санкции, возмещение ущерба

33311

0,73

33686

0,77

ВСЕГО СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

2589934

56,73

2458328

56,34

Безвозмездные перечисления

1975634

43,27

1905364

43,66

ВСЕГО ДОХОДОВ

4565568

100,00

4363692

100,00

Бюджет по расходам сформирован не на основе заявленных потребностей, а исходя из финансовых возможностей.

Реальная экономическая ситуация в городе вызвала необходимость определения ограниченного круга приоритетов, уменьшения расходов, которые не являются первоочередными.

Приоритетным направлением деятельности Администрации г. Ижевска в 2005 г. остается обеспечение устойчивого функционирования социально-культурной сферы, сохранение гарантированного уровня образования и медицинского обслуживания.

Расчеты под реализацию стратегии города составлялись на основе единых подходов и принципов:

-              учтены изменения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы;

-              расходы на оплату труда муниципальных служащих рассчитаны с учетом повышения в 1,11 раза, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации;

-              фонд оплаты труда работников организаций бюджетной сферы увеличен в 1,2 раза, с учетом снижения ставки единого социального налога с 35,8% до 26,2% от фонда оплаты труда;

-              расходы на оплату коммунальных услуг предусмотрены с учетом потребления электрической и тепловой энергии с применением коэффициента 1.16 исходя из роста тарифов в Удмуртской Республике, разработанных Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики;

-              прочие текущие расходы на содержание объектов социально-культурной сферы определены в проекте бюджета исходя из реальной возможности доходной части бюджета;

-              учтены мероприятия по оптимизации, проведенные в 2004 г. и запланированные на 2005 г. в размере 3%;

-              расходы по жилищно-коммунальному хозяйству учтены исходя из установленного уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги с 1 января 2005 г. в размере 95% к экономически обоснованным затратам на содержание жилья и коммунальные услуги, с 1 июля 2005 г. – 100%, и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 22% от совокупного дохода семьи.

Администрация города сохраняет социальную направленность бюджета г. Ижевска. При формировании расходной части расходы по социальной сфере учтены в сумме 2 755 348 тыс.р., или 70% (в 2004 г. составили 2 469 027 тыс.р., или 55,3%) от общих расходов.

На протяжении ряда лет при формировании бюджета прослеживаются следующие тенденции:

-              рост доли в расходах бюджета заработной платы с начислениями работникам учреждений бюджетной сферы. Так, если в 2001 г. удельный вес этих расходов в общих расходах составлял 26,5% (в 2002 г. 41,3%, в 2003 г. - 43,3%), то в 2005 г. этот показатель составил 56% (зарплата с начислениями 2 207 797 тыс.р.);

-              рост доли оплаты коммунальных услуг в общих расходах бюджета с 4,9% в 2001 г. до 6,7% в 2005 г.;

-              рост доли расходов на обслуживание муниципального долга с 1,8% в 2001 г. до 2,6% в 2005 г.;

-              сохранение объемов выплат социально значимых расходов.

И, как следствие, падение удельного веса в общей сумме расходов по остальным статьям экономической классификации (ремонт, приобретение оборудования, оплата услуг) с 63,6% в 2001 г. до 32,6% в 2005 г.

Наблюдается рост удельного веса расходов в общей сумме расходов в проекте бюджета на 2005 г. по сравнению с планом 2004 г. по разделам:

0700 «Образование» с 36,4% до 41,5%

0800 «Культура» с 0,87 до 0,91%

0900 «Здравоохранение» с 21,3% до 23,7%.

В новой бюджетной классификации: в рамках целевых статей и видов расходов упорядочено отражение расходов на реализацию целевых программ в функциональной классификации[5].

Направленность политики достижения конкретных целей и результатов обуславливает повышение роли программно-целевых методов. Важным инструментом реализации этих целей выступают муниципальные целевые программы, позволяющие конкретизировать усилия для решения проблем экономической и социальной политики города.

На сегодняшний день целевые программы - это наиболее эффективный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием комплексного подхода обеспечения ресурсами: средств бюджета, привлечения собственных средств организаций и заимствований.

В 2005 г. объем финансирования в рамках целевых программ планируется с увеличением к прошлому году в 1,9 раза – 67 642 тыс.р. Из бюджета города предлагается финансирование 12-ти муниципальных городских программ. Из них на программы развития городской инфраструктуры предусмотрено 55 282 тыс.р., на социальные программы – 12 360 тыс.р.

Обеспечивая социальную составляющую бюджета города в рамках планируемых доходных источников на 2005 г., расходы отраслей городского хозяйства, по сути, «принесли в жертву». В целом по отраслям городского хозяйства финансирование на 2005 г. планировалось почти 1,8 раза ниже уровня 2004 г[20].