Содержание

Введение. 3

Глава 1. Анализ маркетинговых возможностей. 4

1.1. Анализ предприятия. 4

1.2. Анализ макросреды предприятия. 5

1.3. Анализ покупателей. 8

1.4. Анализ конкурентов. 11

Глава 2. Разработка комплекса маркетинга. 13

2.1. Характеристика существующего комплекса маркетинга предприятия. 13

2.2. SWOT – анализ. 15

2.3. Продвижение продукции. 16

Заключение. 24

Список литературы.. 25

Введение

Выбрав свое дело, необходимо спланировать, как вы его будете организовывать. Этот план нужен всем: тем, у кого Вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта, - банкирам и инвесторам; вашим сотрудникам, желающим понять свои перспективы и задачи; а главное - вам самим, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.

Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?

План маркетинга составляют обычно по следующим причинам:

1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.

2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.

Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и фирма будут иметь твердую основу для сделки. Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана - в интересах обеих сторон.

Глава 1. Анализ маркетинговых возможностей

1.1. Анализ предприятия

В данном бизнес-плане рассматривается реализация (введение в действие) парикмахерской «Стиль», ИП Смирнов Д.А., св. № 12423487 от 14.09.1996.

Данная парикмахерская будет функционировать на Северо-западе г. Челябинска (Калининский район), в ней будет организовано первоклассное обслуживание клиентов, отличный сервис, превосходное качество стрижки, выполненной профессиональными дипломированными мастерами.

Парикмахерская «Стиль» будет удовлетворять следующие потребности клиентов:

1.     мужские стрижки

2.     женские стрижки

3.     маникюр

4.     прически, укладка волос, химическая завивка

5.     педикюр

Парикмахерская «Стиль» несколько отличается от других заведений, предоставляющих аналогичные услуги для населения города Челябинска, в основном для жителей Калининского района и близлежащих к нему микрорайонов. В общем виде сравнительную характеристику услуг можно представить с помощью табл. 1 (пункты 2,3,4,6,7,8,9 оцениваются по 10-бальной шкале).

Таблица 1.

Отличительные качества и уникальность услуг, оценка конкурентоспособности парикмахерской

№ п/п

Характеристика услуг

Данная фирма

Конкуренты

1

2

3

4

1

Уровень цен

Выше среднего

Средний

Низкий

Высокий

Средний

2

Качество обслуживания

10

9

7

9

6

3

Разнообразие услуг

10

8

9

10

7

4

Качество услуг

10

10

9

7

9

5

Отделка помещения

10

9

10

8

6

6

Быстрота разрешения  конфликтов

9

10

8

6

10

7

Быстрота обслуживания

10

9

8

10

7

Данный проект (при данной интенсивности работы и при данном качестве обслуживания рассчитан на 3 года, далее возможно увеличение ассортимента предоставляемых услуг, расширение помещения, но, в учебных целях, мы рассмотрим структуру бизнес-плана в соответствии с исходными данными).

Выручка в месяц составляет 150000 рублей (включая налог с продаж). Себестоимость оказываемых услуг – 51141 (без учета налогов) рублей. Рентабельность парикмахерской «Стиль» – 110% в месяц.

1.2. Анализ макросреды предприятия

Внешняя среда организации характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Это, прежде всего, все те организации, а также люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профсоюзы, торговые организации, общества потребителей, правительственные органы и др.

Кроме того, существует как бы второй ряд переменных внешней среды – социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически-важные решения. Важнейшая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим факторам и переменным.

Значение факторов внешней среды редко повышается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, политических и др.), составляющих среду менеджмента. Именно внешнее окружение диктует стратегию организации.

Внешние факторы в меньшей степени чем внутренние поддаются воздействию менеджеров предприятия и формируют среду, в которой работает предприятие. В современных условиях она характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределённостью, что существенно затрудняет учёт факторов внешней среды при принятии организационных решений. Да и сами факторы оказывают различное влияние на работу организации.

Первая группа факторов внешней среды (микросреда) (табл. 2), например поставщики, потребители, конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, другие организации и институты общества, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, оказывают прямое влияние на её работу, характер возникающих проблем и их разрешение.

Таблица 2

Факторы микросреды, влияющие на сбыт.

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Стабильность поставок сырьевых

    материалов и полуфабрикатов

1. Нестабильность поставок сырьевых

    материалов и полуфабрикатов

2. Бесперебойность работы

    предприятия

2. Забастовка рабочих предприятия

3. Приобретение новых заказчиков

3. Потеря существующих связей с

     заказчиками

4. Заказчики удовлетворены качеством

    наших услуг

4. Неудовлетворённость заказчика

     качеством услуг

Вторая группа внешних факторов (макросреда) (табл.3) практически неуправляема со стороны менеджеров организации, но оказывает на её деятельность косвенное (опосредованное) влияние, которое необходимо учитывать. К ней относят состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, социокультурную и политическую обстановку, существенные для данной организации события в стране и т.п.

Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов можно следующим образом:

1.      Создать производственные запасы, наладить контакты с новыми поставщиками;

2.      Постоянно контролировать настроение рабочих, свести к минимум вероятность забастовок;

3.      Постоянный поиск новых связей, но нужно учитывать, что всё - таки более надёжные - это старые, проверенные связи;

4.      Постоянный контроль за качеством продукции;

5.      Действовать по обстоятельствам.

Таблица 3

Факторы макросреды, влияющие на сбыт.

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Принятие законов,  

    предусматривающих льготы для

    предприятия

1. Принятие законов, ущемляющих

    права предприятия

2. Наличие тенденции роста

    жилищного строительства

2. Наличие тенденции спада

    жилищного строительства

3. Потребность в строительстве

    высотных зданий

3. Нет надобности в строительстве

    высотных зданий

4. Спад инфляции

4. Рост инфляции

5. Дешевение энергии (эл., тепл.)

5. Дорожание энергии (эл., тепл.)

Вообще, учёт многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений в их взаимовлиянии – сложнейшая задача, стоящая перед руководителями, маркетологами и менеджерами.

1.3. Анализ покупателей

Рынок парикмахерских услуг в г. Челябинске в данный момент времени, а в особенности в последние год - два очень бурно развивается, чему свидетельствуют следующие данные (рис. 1).

Существует на данный момент множество парикмахерских, различающихся как по уровню цен, так и по качеству обслуживания. Для парикмахерской «Стиль» характерно сочетание высокого качества обслуживания с разумной ценой.

Данные для сегментации были получены как из вторичных источников (данные Государственного Комитета Статистики), так и из первичных (проведенное маркетинговое исследование – см. анкету в приложении).

Анкетирование проводилось методом личного опроса, выборочная совокупность составила 100 человек, эти данные мы далее распространили на генеральную совокупность (число жителей Калининского района г. Челябинска).

Потребителей по уровню дохода можно разделить на следующие группы людей (табл. 4 и рис.1.).

Таблица 4.

Основные группы населения – потенциальных клиентов в Калининском районе г. Челябинска.

Примерный уровень дохода

%

человек

ниже 1 тыс. руб. в мес. на человека

40%

50000

от 1000 до 2000 руб. в мес. на человека

45%

56250

Выше 2 тыс. руб. в мес. на человека

15%

18750

Итого:

100%

125000

Для эффективной работы и  успешного развития для нашей парикмахерской наиболее привлекательным является сегмент людей с доходом выше 2000 рублей в месяц на человека, т.е. потенциальное количество потребителей – 18750 человек. Но данную величину необходимо скорректировать на величину пожилых людей (>65 лет, 23%), не посещающих парикмахерскую (по данным проведенного маркетингового исследования, см. рис. 3).

Итак, с учетом скорректированной величины получаем потенциальную величину посетителей 18750-18750*0,23=13875 человек.

Таким образом, мы получили величину потенциальных посетителей нашей парикмахерской Калининского района г. Челябинска (эта величина потенциальных потребителей является максимальной, но для ее достижения необходимо очень высокое количество обслуживающего персонала, которое парикмахерская «Стиль» не может обеспечить, но, в дальнейшем, при появлении дополнительных возможностей расширения предоставления услуг подобного рода мы будем стремиться к достижению максимального количества посетителей и занятия лидирующего положения на рынке парикмахерских услуг Калининского района г. Челябинска).

В среднем 1 человек тратит 100 рублей в месяц на посещение парикмахерской, поэтому емкость рынка составит 13875*100=1387500 руб. в месяц.

1.4. Анализ конкурентов

Анализ конкурентов можно представить с помощью следующей таблицы (табл. 5).

Таблица 5. – Основные конкуренты и их характеристика

№ п/п

Характеристика фирмы

Данная фирма

Конкуренты

1

2

3

4

1

Средняя цена одной стрижки, руб.

100

50

80

70

100

2

Качество продукции

10*

9

7

9

6

3

Престиж парикмахерской

8

10

9

7

9

4

Перечень предлагаемых услуг

7

7

8

8

3

5

Конкурентные преимущества

Качество

Качество

Цена

цена

Качество

6

Доля рынка

10%

18%

15%

10%

7%

Где 1 парикмахерская– «Валерия», 2 – парикмахерская «Натали», 3 парикмахерская – «Линда», 4 парикмахерская – «Неон». В пунктах 2 и 3 показатели оцениваются по 10-ти бальной шкале.

По предварительным данным парикмахерская «Стиль» может занять 10% рынка, что означает 138750 рублей в месяц.

Глава 2. Разработка комплекса маркетинга

2.1. Характеристика существующего комплекса маркетинга предприятия

Как уже было замечено выше, парикмахерская «Стиль» отличается высоким качеством обслуживания и сравнительно недорогим уровнем цен, а также превосходными стрижками, качеством мастеров, быстротой обслуживания клиентов и прекрасной отделкой помещения.

Целевая группа потребителей нашей парикмахерской была определена раньше.

Средняя цена  посещения парикмахерской – 100 рублей.

Расположение парикмахерской очень удобное – на перекрестке ул. 250 лет Челябинску и ул. 40 лет Победы, существенным фактором является то, что парикмахерская находится в «спальном» районе г. Челябинска, где количество парикмахерских незначительно и качество предоставляемых ими услуг не соответствует аналогичным заведениям в центре г. Челябинска, поэтому у парикмахерской «Стиль» существует огромная перспектива для достижения поставленной цели.

Рекламную компанию предполагается провести за 2 недели до открытия салона. Ее цель – завоевать как минимум 15% рынка и симпатии клиентов. Для этого необходимо осуществить следующую рекламу:

-         реклама в СМИ – 50 тыс. руб.

-         реклама на рекламных щитах Калининского района г. Челябинска – 52400 руб.

-         реклама на офисах, прилегающих домах, распространение листовок и т.п. в Калининском районе г. Челябинска 4000 руб.

Объем выручки можно представить с помощью следующей таблицы (табл. 4, рис. 4).

Таблица 4. Выручка за 2001 – 2003 гг.

Стоимостное выражение, руб.

2001 год

январь-март

450000

апрель-июнь

450000

Июль-сентябрь

450000

октябрь-декабрь

450000

2002 год

1700000

2003 год.

1700000

Далее рекламная компания не проводится, т.к. уже будут постоянные клиенты.

Коммерческие расходы следующие (см. табл. 5):

Таблица 5. – Заработная плата (рублей в месяц)

1

Бухгалтер-администратор

3000

2

2 мастера мужского зала

3000*2=6000

3

2 мастера женского зала

3000*2=6000

Итого:

15000

Необходимы единовременные расходы на проведение рекламной кампании в размере 56450 рублей, а также 2000 руб. на коммунальные услуги.

2.2. SWOT – анализ

SWOT – анализ произошел от четырех английских слов:

Strength – сила, сильные стороны предприятия – т.е. те, которые нужно развивать и которые дают конкурентные преимущества

Weakness – слабости, слабые стороны – т.е. те, которых нужно опасаться и которые нужно устранять.

Opportunities – возможности – слово говорит само за себя.

Threatens – угрозы – также слово говорит само за себя.

Для проведения SWOT – анализа составим следующую таблицу:

Из данных таблицы можно сделать вывод, что предприятие обладает возможностями для развития, но и существует ряд слабых сторон, которые могут негативно сказаться стабильности.

Анализ ближнего и дальнего окружения показывает, что предприятие больше зависит от своего ближнего окружения, но в свою очередь поведение ближнего окружения зависит от дальнего.

Дальнее окружение

Государство

Местная администрация

Банки

Налоги, лицензирование, дотирование,

Создание благоприятного климата для развития бизнеса

Кредитная политика, ссудный процент

ООО «Стиль»

Цены, сроки и условия поставок

Определение политики

Спрос, предпочтение,

Покупательская способность

Ценовая политика, реклама, внедрение ноу-хау

Условия предоставления кредитов, займов.

Поставщики

Учредители

Потребители

Конкуренты

Кредитные организации

Ближнее окружение

STEЕP – анализ – это пошаговый анализ макро- и микросреды организации. Суть его в том, чтобы показать, какие составляющие среды организации и в какой мере влияют на состояние организации. Подробнее STEЕP -анализ я рассмотрю далее вместе со SWOT-анализом.

2.3. Продвижение продукции

Для организации эффективной работы парикмахерской необходимо следующее оборудование и техника (табл. 6):

Таблица 6. – Оборудование, мебель и техника для парикмахерской «Стиль»

№п/п

Наименование оборудования

Страна изготовления

Цена, руб.

Поставщик

1

Сушильный аппарат

Великобритания

20000

ООО "Стела"

2

Машинки для стрижки

Великобритания

5000

ООО "Стела"

3

Телевизор «Sony»

Япония

7000

ТД «Логика»

4

Столы

Россия

15000

ЧП Влад

5

Стулья

Россия

10000

ЧП Влад

6

Другие расходы

30000

ТД «Логика»

Итого:

87000

Все оборудование приобретается у разных фирм, которое достаточно качественное.

Срок службы всего этого оборудования – 10 лет. Способ начисления амортизации – линейный (10% в год).

Текущие затраты на производство продукции (см. табл. 7):

Таблица 7. – Текущие затраты на производство «стандартной» стрижки блюд

Наименование

Затраты

«стандартная» стрижка

31000 рублей/мес

Таблица 8. – Затраты по заработной плате (предполагается, что генеральный директор и учредитель получают вознаграждение за свой труд из чистой прибыли)

№п/п

Персонал

Квалификация

З/пл

Форма оплаты

1

Бухгалтер-администратор

высш. экономическое образование (аттестат проф. бухгалтера № __ от ___._______.200_ г.

3000

постоянная

2

2 мастера мужского зала

средне-специальное образование

6000

повременная

3

2 мастера женского зала

средне-специальное образование

6000

повременная

Итого:

15000

Инвестирование предприятия может осуществляться из разных источников. В нашем случае затраты на приобретение (инвестиции) основных средств предприятия, первоначальные затраты, связанные с арендой офисного и производственного помещения на первый месяц, затраты на рекламу и регистрацию предприятия осуществляются полностью из собственных средств учредителей, что исключает необходимость привлекать заемные средства и выплачивать по ним %.

Таким образом, инвестиции в площадь выглядят следующим образом (см. табл. 6) и текст далее:

-         Покупка квартиры – 290 тыс. руб.

-         Затраты на отделку помещения – 123600 тыс. руб.

Себестоимость единицы продукции представлена в табл. 9-10. И на рис. 4. (Количество дней в месяце – 30, т.к. ИП - малое предприятие и производит услуги населению, то в первые 2 года оно не платит налог на прибыль и не платит НДС)

Таблица 9. Амортизация основных средств

Амортизация

1 год

3141,667

2 год

3115,486

3 год

3089,524

Таблица 10. Себестоимость, чистая прибыль за 3 года работы предприятия

Показатель

Руб/мес

Руб/год

1 год работы

Переменные затраты

Расходные материалы

31000

372000

Постоянные затраты

Зарплата

15000

180000

коммунальные услуги

2000

24000

Амортизация

3141,667

37700

Итого расходов в месяц:

51141,67

613700

Подоходний налог

12851,58

154219

НП

7500

90000

Расходы

71493,25

857919

Желаемая прибыль

78506,75

942081

Чистая прибыль

78506,75

942081

2ой год работы

Переменные затраты

Расходные материалы

31000

372000

Постоянные затраты

Зарплата

15000

180000

коммунальные услуги

2000

24000

Амортизация

3115,486

37385,83

Итого расходов в месяц:

51115,49

613385,8

Подоходний налог

12854,99

154259,8

НП

7500

90000

Расходы

71470,47

857645,7

Желаемая прибыль

78529,53

942354,3

Чистая прибыль

78529,53

942354,3

3ий год работы

Переменные затраты

Расходные материалы

31000

372000

Постоянные затраты

Зарплата

15000

180000

Аренда

2000

24000

Амортизация

3089,524

37074,28

Итого расходов в месяц:

51089,52

613074,3

Подоходний налог

12858,36

154300,3

Налогооблагаемая прибыль

78552,11

942625,4

НП

7500

90000

ННП

23565,63

282787,6

Расходы

95013,52

1140162

Желаемая прибыль

54986,48

659837,8

Чистая прибыль

54986,48

659837,8

Предприятие, проектирующее парикмахерскую «Стиль» - И.П. Смирнов Д.А.

Рис.6. Функциональная структура парикмахерской «Стиль»

 

На рис. 6 представлена фукнциональная структура парикмахерской.

Основные, коренные вопросы функционирования предприятия решаются индвидуальным предпринимателем.

Реальное же (т.е. не дискретное, а постоянное) управление возложено на управляющего, в обязанности которого входит следить за деятельностью парикмахерской, за финансами, заключать договора на поставку товаров, материалов, следить за правильной работой бухгалтера-администратора, а также – представлять ежегодный доклад о финансовом состоянии индивидуальному предпринимателю.

К функциям управляющего относится контроль за правильностью технологии обслуживания клиентов, а также непосредственное управление рабочими, инструктаж их по работе с клиентами.

К функциям бухгалтера-администратора относятся правильная организация работы персонала, разрешение возникающих конфликтов с клиентами и т.п.

Заработная плата руководящих работников представлены в табл. 8 выше, амортизация оборудования представлена в табл. 10.

Оценка стартовых затрат:

q  Реклама (в СМИ и т.д.) – 56450 рублей

q  Основные средства предприятия – 377000 рублей

q  другие затраты (на регистрацию, на отделку помещения, на получение лицензий и т.п.)

Итого стартовые затраты (включая отделку квартиры и т.п.): 557050 рублей.

Источники финансирования – собственные средства.

Показатели эффективности и надежности инвестиций представлены в табл. 11, показатели рентабельности – в табл. 12, фондоотдачи – в табл. 13.

Табл. 11. - Показатели эффективности и надежности инвестиций

Наименование показателя

Обозначение

Значение

Инвестиции

IC

557050

Дисконтированные доходы

PV

2130988

Чистый приведенный эффект

NPV

1573938

Индекс рентабельности

PI

3,825489

Срок окупаемости инвестиций

PP

1 год

Табл. 12. - Показатели рентабельности

Наименование показателя

Значение

Чистая прибыль

2544273

Рентабельность продукции

1,098769

Рентабельность собственного капитала

4,567405

Точка безубыточности QКР=2012 чел. / год, что вполне реально.

Табл. 13. – Показатели фондоотдачи, фондоемкости.

Наименование показателя

Значение

Фондоотдача

17,18833

Фондоемкость

0,058179

Длительность оборотного цикла

1 день

Коб

360

Заключение

Таким образом, открытие парикмахерской «Стиль» является вполне перспективным в финансовом плане.

В бизнес-плане были просчитаны различные коэффициенты, показывающие прибыльность данного проекта.

Значение чистого приведенного эффекта NPV=1573938 показывает ту сумму, на которую через 3 года величина дисконтированного дохода превышает величину инвестиций.

Индекс рентабельности PI=3,825 показывает, что вложение инвестиций в данный проект будет в достаточной степени рентабельным, т.к. данный индекс больше единицы.

Список литературы

1.     Бизнес-план. – М.: ИКК “Дека”, 1998.

2.     Как начать и вести собственное дело. – М.: РАПМ и СБ, 1999.

3.     Как начать собственный бизнес и получить финансовую независимость. – М., 1998.

4.     Как разработать бизнес-план. – М.: Изд. Европейской комиссии, 1999.

5.     Липсиц И. В. “Бизнес-план - основа успеха”. - М.: Машиностроение, 1997.

6.     Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план. Опыт, проблемы. – М.: Приор, 2000.

7.     Слука Т. А. Энциклопедия малого бизнеса, или как вести свое дело. – М., 1994.

 


* Показатели оцениваются по 10-ти балльной шкале