ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование по исполнению бюджета города Ижевска, подтверждает актуальность выбранной темы, так как в последнее время в среде финансистов настойчиво обсуждаются вопросы повышения эффективности управления бюджетом. Исполнение бюджета осуществляет взаимодействие всех бюджетных потоков, включая поступления налогов и других платежей, с одной стороны, и финансирование расходов, с другой стороны.

Город Ижевск является муниципальным образованием. На территории города расположено более 3 тысяч предприятий различных форм собственности, из них 50 – это крупные промышленные предприятия. Основой промышленного потенциала города являются предприятия оборонного комплекса. Налоги с промышленных предприятий дают 80% поступлений в бюджет города. Из городского бюджета финансируется более 36 тысяч работников  бюджетной сферы. Бюджет города аккумулируется на едином счете, а также имеет валютный счет, при получении мэрии ссуд и кредитов открываются ссудные счета.

Разработка и исполнение бюджета, финансирование целевых программ и мероприятий, осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств возложена на Управление финансов города Ижевска, которое является структурным подразделением Администрации города Ижевска. Работа Управления финансов оценивается через показатели качества и результативности работы, которые выражаются в количественном и достаточно точном  прогнозировании объема доходов бюджета города Ижевска, чему способствует повышение профессионализма участников бюджетного планирования, творческий поиск выхода из критической финансовой ситуации, оценка и анализ поступлений по доходам, полнота и своевременность финансирования бюджетных организаций и эффективность использования финансовых ресурсов города.

Управление финансов является открытой системой, так как в процессе своей производственной деятельности оно взаимодействует с окружающей средой, а именно, со следующими организациями: Администрацией города Ижевска, Министерством финансов Удмуртской Республики, Министерствами по налогам и сборам  по городу Ижевску, городским отделением федерального казначейства, территориальными финансовыми органами.

Решением о бюджете г. Ижевска большая часть финансовой помощи ЖКХ носит целевой характер. А это означает, что субвенциям, субсидиям, различным видам финансовой помощи по экономической сути и по положениям закона о бюджете прописан целевой характер. Соответственно закон относит все эти нормы к ответственности Управления финансов, которое обязано обеспечить исполнение бюджета города таким образом, чтобы установленные нормативы и целевой характер расходов были гарантированно обеспечены.

Однако любой финансист понимает, что все подобные нормы законов могут быть реализованы только тогда, когда имеется организационная, техническая, технологическая возможность обеспечить реализацию закона.

Единая система (организационно, методологически, технологически) – предполагает единую систему расходования бюджетных средств муниципального образования, единую информационную систему, единые процессы и процедуры осуществления бюджетных расходов на основе бюджетной классификации, централизованное взаимодействие с банковской системой.

Непременным условием является законодательное установление единой системы казначейского исполнения бюджета города для всех муниципальных учреждений и предприятий г. Ижевска.

Преимущества – внедрение единой методологии и технологии, механизмов исполнения бюджета, использование единой методологии взаимодействия (электронного, технического, платежного) с платежной системой  Национального банка УР, повышение качества исполнения бюджета, прозрачности, повышение достоверности отчетов об исполнении бюджета, повсеместное обеспечение исполнение положений бухгалтерского учета, единство отчетности, сокращение расчетного времени, сокращение затрат на внедрение и техническую поддержку кассового обслуживания исполнения бюджета города, обеспечение принципа единства кассы и т.д.

Для реализации полноценного и эффективного управления в городе важно обеспечить построение единого информационного пространства и уже на его основе создать единую систему управления. Поэтому необходима дальнейшая автоматизация и оптимизация финансово-бюджетной сферы города и смежных сфер. И здесь непременным условием эффективной модернизации всей системы управления муниципальными финансами является обеспечение единства информационной базы, используемых методик и регламента, программно-технического комплекса.

Оптимизация процессов в финансовой, социально-экономической и других сферах позволит построить комплексную систему оперативного управления городом и консолидировать всю актуальную информацию о ходе этих процессов в едином центре для обеспечения принятия эффективных решений на различных этапах управленческого процесса. Таким образом, для построения единого информационного пространства города необходимо создание единой системы управления не только бюджетным процессом, но и всей финансово-бюджетной сферой как важнейшего инструмента реализации бюджетной и социально-экономической политики города. А дальнейшая оптимизация смежных сфер является не только механизмом принятия управленческих решений, но и позволит рассчитать и проанализировать последствия таких решений, обеспечит полный мониторинг управленческой деятельности, т.е. позволит выявлять тенденции развития ситуаций, моделировать их и прогнозировать  развитие (метод имитационного моделирования - при исполнении бюджета; метод ситуационного моделирования - для руководителя), а также обеспечит возможность последующей оценки полученных результатов.

В целях рациональной организации работы по  осуществлению предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением муниципального бюджета и на основе результатов, полученных в процессе изучения системы функционирования муниципальных органов,  предлагаю реализацию следующих мероприятий:

-              ускорение процесса перевода муниципальных предприятий ЖКХ на финансирование  расходов с лицевых счетов, открытых в Управлении в целях сокращения периода прохождения денежных средств до получателя, ликвидации фактов нецелевого использования бюджетных средств и установление полного контроля за состоянием расходной части бюджета;

-              разработка и внедрение компьютерных программ, упрощающих статистическую обработку больших потоков информации;

-              передача функции последующего контроля позволит более либерально подходить к добросовестным бюджетополучателям на стадиях предварительного и текущего контроля, это позволит сократить общее число проверок, проводимых в учреждениях, финансируемых из городского бюджета, что значительно сократит документооборот, связанный с координацией планов многочисленных проверок и реализацией их результатов; 

-              постоянное повышение квалификации специалистов, регулярное проведение совещаний и учебных занятий на базе Управления финансов.

Для более полного выполнения возложенных на Управление финансов задач необходимо укрепление нормативной базы на уровне Городской думы и выполнение всеми участниками бюджетного процесса финансовой дисциплины.

Таким образом, сегодня в г. Ижевске создана уникальная система контроля за направлением и использованием бюджетных средств, которая реализуется с помощью новейших компьютерных технологий. Современная казначейская система контроля за расходованием бюджетных средств позволяет осуществить учет исполнения муниципального бюджета и ведет к укреплению платежной и финансовой дисциплины, снижает возможность совершения злоупотреблений, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, а также позволяет обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения муниципального бюджета. Неразрывность процесса контроля на всех этапах бюджетного процесса является, на мой взгляд, объективно наиболее эффективной.