1.    Финансово-экономический анализ ОАО «ИжЛадабанк»

1.1. Общая характеристика организации

Объектом исследования является коммерческий банк. Как известно, главное назначение коммерческого банка состоит в том, чтобы аккумулировать временно свободные денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому, в общем виде, коммерческий банк представляет собой коммерческое предприятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т.е. вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредиторами и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны. Поэтому коммерческий банк представляет собой:

во-первых, коммерческую организацию, которая привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях платности, возвратности и срочности, так же осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции;

во-вторых, финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов), выступает посредником во взаимных платежах и расчетах между юридическими и физическими лицами.

Хотя банки и не создают денежные потоки, а их обслуживают, функции коммерческих банков выражаются так же в том, что они являются средством продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственных связей других участников рынка – промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения – через их денежные потоки.

Коммерческие банки – это социально-экономическая отрасль, которая наиболее гибко реагирует на любые изменения, как в экономической, так и в политической жизни общества. Если рассматривать коммерческий банк с позиций удовлетворения общественных потребностей, а так же их структуры, то банк существует там, где имеется потребность в его услугах. Как правило, наличие подобной потребности является свидетельством растущей, развивающейся экономики. По причине вовлеченности в банковскую систему большого количества субъектов и денежных средств происходящие в ней процессы носят глобальный в масштабах страны характер и сопоставимы по степени воздействия на общество с влиянием государства.

Объектом исследования производственной практики является Инвестиционный Кредитный Банк “ИжЛадабанк” (открытое акционерное общество), сокращенное наименование ОАО “ИжЛадабанк”. В табл. 1.1. приведены сведения об изменениях в наименовании банка с момента его возникновения.

Таблица 1.1. Сведения об изменениях в наименовании объекта исследования

Дата

Тип

Полное наименование до изменения

Сокращенное наименование до изменения

Основание изменения

28.04.1992

изменение наименования

Акционерный частный банк "ИжЛадабанк"

Нет

Протокол собрания акционеров № 3 от 21.04.1992.

30.03.1995

изменение наименования

Акционерный банк "ИжЛадабанк"

Нет

Протокол Общего собрания № 1 от 04.03.1994.

12.02.1997

изменение наименования

Инвестиционный Кредитный Банк "ИжЛадабанк" (акционерное общество открытого типа)

«ИжЛадабанк»

Протокол Общего собрания акционеров Банка № 2 от 01.03.1996 года

29.11.2002

Изменение сокращенного наименования

Не изменилось

ОАО «ИжЛадабанк»

Протокол Общего собрания акционеров Банка

№ 14 от 12 сентября 2002 года

Одним из конкурентных преимуществ ОАО "ИжЛадабанк" является его выгодное месторасположение, ниже в табл. 1.2. приведены сведения о его действительном адресе и реквизитах:

Таблица 1.2. Сведения о месторасположении и реквизитах

ОАО “ИжЛадабанк”

Регион

Удмуртская Республика

Почтовый адрес:

426008, г.Ижевск, ул.Пушкинская, дом №268

Юридический адрес:

г.Ижевск, ул.Пушкинская, дом №268

Номер корреспондентского счета

в Банке России:

30101810200000000814 в ГРКЦ Национального банка Удмуртской Республики

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

1831002591

Основной государственный регистрационный номер (МНС России)

1021800001508

Дата регистрации в Банке России

02.04.1992

БИК

049401814

Номер контактного телефона (факса)

(3412) 22-24-90

Адрес электронной почты

contact@ilb.ru

Адрес страницы в сети «Интернет»

http://www.ilb.ru

Организационно правовая форма объекта исследования – открытое акционерное общество.

По состоянию на 01.01.2006 года общее количество акционеров Банка – 1371 в том числе имеющих не менее 1% от уставного капитала банка:

1.    Колпаков Владислав Юрьевич – 78,85%;

2.    Общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "СтрИЖ" 16,73%;

3.    Занков Андрей Николаевич – 1.71%.

ОАО “ИжЛадабанк” был основан 2 апреля 1992 года. Важно отметить, что в Удмуртии это был первый самостоятельный банк, до этого имелись лишь филиалы и представительства крупных столичных банков. В ту пору банком была создана сеть филиалов по всем крупнейшим городам Удмуртии, среди которых г.Глазов, г.Сарапул, г.Воткинск. Совершенно уникальная финансовая система была построена в поселке Кез. В этом поселке было установлено 10 терминалов для расчетов по карточкам “Золотая корона”. В сеть безналичных расчетов были задействованы практически все магазины поселка, АЗС, предприятия и бюджетный счет района. Для удобства служащих воинской части в Пибаньшуре сделали отдельный пункт. Всего в поселке было выдано более тысячи карточек, то есть он мог обходиться практически без наличных денег. Банк первый приступил к депозитарному обслуживанию владельцев ценных бумаг, первым вышел на торги по клиентским поручениям на Санкт-Петербургской и Московской фондовых биржах. Первыми банк познакомил клиентов и с системами “Форекс” и “Рейтерс”, и с возможностью участия в торгах на Екатеринбургской площадке ММВБ в режиме реального времени. Это был уже действительно современный уровень банковского обслуживания, реализованного как на уровне республики, так и на уровне отдельных городов и поселков. Это подтвердили и представители английской консалтинговой фирмы “Лаббок Файн”, помогавшей банку приводить в соответствие с международными стандартами бухгалтерскую отчетность и структуру управления. Однако, начиная с конца 1996 года, у банка начались тяжелые времена. Причиной стала невозможность найти общий язык руководством банка и республиканскими властями. Уже следствием этого стала рискованная финансово-кредитная политика руководства, которая  привела его на грань выживания. В сентябре 1997 года на имущество банка был наложен арест, а в марте 1998 года Национальный банк наложил запрет на совершение практически всех банковских операций. На середину лета 1998 года состояние банка оценивалось как катастрофическое. Общая сумма долга, включая проценты и штрафы, оценивалась в 135-140 млн. рублей, банк был хронически убыточен. Значительную часть этих средств составляли обязательства перед частными вкладчиками. Это стало причиной социальных волнений в республике. Но тут возникают два момента – близость выборов главы Госсовета, а также нежелание акционеров терять контроль над ситуацией. В марте 1999 года акционеры банка, и в частности основной – ОАО "Удмуртнефть", при поддержке правительства и Госсовета Удмуртии и Национального банка приняли решение о проведении операций по финансовому оздоровлению банка. К концу 1999г. банку были возвращены права на осуществление банковских операций, к руководству пришла новая команда управленцев.

С 2004 года банк реализует стратегию развития банковских услуг, разработанную на 2004-2006 годы. Приоритетными банковскими услугами на стратегическую перспективу определены:

1.    привлечение срочных депозитов;

2.    работа с долговыми обязательствами;

3.    выдача кредитов малому бизнесу;

4.    выдача кредитов частным лицам на потребительские нужды;

5.    выдача ипотечных кредитов.

Основными потребителями услуг банка считаются малые предприятия и частные лица. Стратегическим принципом развития является расширение объемов деятельности за счет развития и удовлетворения новых потребностей клиентов и расширение рынка по старым услугам.

14.01.2005 ОАО «ИжЛадабанк» был включен в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов.

1.2. Виды предоставляемых ОАО "ИжЛадабанк" банковских услуг

В настоящее время ОАО "ИжЛадабанк" предлагает своим клиентам практически полный перечень банковских продуктов и услуг включающий в себя:

1. Депозитные услуги:

1.1 прием срочных рублевых депозитов от юридических и физических лиц;

1.2 прием срочных валютных депозитов от юридических и физических лиц.

2. Услуги по коммерческому кредитованию:

2.1 прямое кредитование;

2.2 предоставление кредитной линии;

2.3 овердрафт по расчетному счету юридического лица и частного предпринимателя;

2.4 овердрафт по счету для расчетов по пластиковым картам физического лица;

2.5 потребительское кредитование;

2.6 ипотечное кредитование: ипотечное кредитование физических лиц и коммерческая ипотека;

3. Расчетно-кассовые услуги:

3.1 открытие и ведение расчетных и текущих счетов юридических лиц и частных предпринимателей в рублях;

3.2 открытие ведение расчетных, транзитных и текущих счетов юридических лиц и частных предпринимателей в иностранной валюте;

3.3 проведение безналичных расчетных операций в пределах остатков на счете юридического лица;

3.4 кассовое обслуживание (прием и выдача наличных денежных средств);

3.5 электронные платежи между удаленными клиентами и банком по системе «Банк-Клиент»;

4. Услуги, связанные с валютными ценностями:

4.1 покупка и продажа валюты на валютной бирже;

4.2 валютообменные операции.

4.3 определение подлинности валютных купюр.

5. Гарантийные услуги (предоставление гарантий и поручительств):

5.1 гарантии по сторонним ценным бумагам;

5.2 гарантии по совершаемым сделкам.

Надо заметить, что в настоящее время делается значительный акцент на необходимости стандартизации отдельных видов оказываемых услуг и проработке на их основе этих стандартов четких технологий их осуществления. Принятие качественных технологий осуществления отдельных банковских операций призвано ускорить процесс их осуществления, что, в свою очередь, позволит банку сократить часть переменных издержек.

Динамика структуры основных услуг по размещению денежных средств, оказываемых ОАО “ИжЛадабанк”, за последние 5лет представлена на         рис. 1.1.

 

Рис. 1.1 Динамика основных активных операций ОАО «ИжЛадабанк»

 Проанализировав данные (см. рис. 1.1) становится очевидным, что ключевым видом услуг оказываемых банком в области размещения денежных средств является кредитование физических лиц, доля данных кредитов в общей величине кредитного портфеля банка по состоянию на 01.01.2006 года составляет: 47,22%.

Основными видами кредитов физическим лицам, выдаваемых банком являются:

1.    Кредит на приобретение товаров длительного пользования (автомобили новые и б/у, мебель, компьютеры, пластиковые окна и т.д.);

2.    Кредит на приобретение товаров широкого потребления (шубы, сотовые телефоны и т.д.);

3.    Ипотечные кредиты;

4.    Бланковые кредиты – кредиты без обеспечения в сумме не более         50 000 руб.;

5.    Кредит на текущие нужды под залог ликвидных активов.

Динамика структуры основных услуг по привлечению денежных средств, оказываемых ОАО «ИжЛадабанк» за последние 5 лет, представлена на      рис. 1.2.

Анализируя данные (см. рис. 1.2) заключаем, что  ключевым видом услуг оказываемых банком в области привлечения денежных средств является: прием вкладов  физических лиц, доля депозитов физических лиц в общей величине пассивного портфеля банка по состоянию на 01.01.2006 года составляет: 58,73%.

Средневзвешенная ставка по депозитам физических лиц составляет 16%.

Таким образом, продуктовый ряд ОАО «ИжЛадабанк» ориентирован, прежде всего, на работу с физическими лицами, что полностью соответствует стратегии развития утвержденной банком на 2004-2006 года.

Рис. 1.2 Динамика структуры основных пассивных операций                         ОАО «ИжЛадабанк»

1.3. Структура управления организации

Действующая организационная структура ОАО "ИжЛадабанк" принята 17 сентября 2004г. и составляет коммерческую тайну банка. Поэтому в Приложении 1 приведена организационная структура головного офиса ОАО "ИжЛадабанк" существовавшая до 17 сентября 2004г.

Комментируемые сведения приведенные в Приложении 1. Хотелось бы остановиться на раскрытии, имеющемся между отделами и службами банка распределении функциональных обязанностей.

Аппарат президента банка ответственен за: поддерживание документооборота, фиксацию входящей корреспонденции, проведение отбора и тестирование персонала, контроль выполнения внутренних, регламентирующих работу персонала, документов, организацию проведения ежегодных собраний акционеров, проведение архивации банковских документов.

Управление экономического анализа и планирования проводит анализ текущей деятельности банка, на основе фактических показателей его деятельности. Составляет планы на долгосрочную и краткосрочную перспективу, отвечает за своевременное предоставление в Национальный Банк УР достоверно и корректно составленной внешней отчетности, проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщиков, составляет аналитические рекомендации о возможности предоставления банком инновационных видов банковских услуг. Обеспечивает распределение доходов и ликвидности ресурсов банка между территориально удаленными единицами

Правовое управление занимается разрешением юридических вопросов, представляет интересы банка в различных государственных инстанциях, защищают интересы банка в суде, составляет типовые формы договоров, проводит экспертизу договоров, извещает налоговую инспекцию об открытии клиенту счетов (расчетных, ссудных, вкладных).

Служба внутреннего контроля контролирует правильность ведения бухгалтерского учета, составления типовых форм договоров.

Управление автоматизации обеспечивает бесперебойное функционирование технических средств, обслуживает коммуникационные сети, обслуживает программное обеспечение, делегирует права доступа пользователей к внутри банковской информации, обеспечивает защиту информации от внешних посягательств, устанавливает клиентам систему «Банк – Клиент», проводит обучение пользователей программного обеспечения.

Служба безопасности обеспечивает защиту банка от внешних посягательств, ведет видео запись внутри банка и прилежащих к банку территорий, фиксирует время прихода и время ухода сотрудников с рабочих мест, обеспечивает охрану сотрудников банка в процессе заправки банкоматов наличными денежными средствами, проводит проверку заемщиков на предмет наличия или отсутствия связей с криминалом.

Управление бухгалтерского учета и отчетности головного офиса ведет бухгалтерский учет всех банковских операций и операций хозяйственной деятельности головного офиса, начисляет заработную плату сотрудникам головного офиса, проводит платежи через корреспондентские счета в других банках – корреспондентах.

Группа обеспечения ответственна за поддержание чистоты и порядка внутри банка, снабжает банк канцтоварами, способствует развитию организационной культуры, ориентированной на поддержание сотрудниками чистоты и порядка на рабочих местах.

Управление банковских операций принимает и проводит платежи клиентов с их расчетных и лицевых счетов, принимает вклады от населения и юридических лиц, эмитирует собственные векселя, оформляет кредитные договора, ведет приходно-расходную кассу и обменные пункты.

Управление по работе с клиентами способствует эффективному сбыту банковских продуктов и услуг, разрабатывает и внедряет новые схемы обслуживания клиентов, принимает кредитные заявки, проводит анализ бизнеса заемщиков.

1.4. Финансово-экономические показатели деятельности организации

Начиная с 2004 года банк реализует стратегию развития банковских услуг, разработанную на период с 2004 по 2006 годы. Приоритетными банковскими услугами на стратегическую перспективу были определены:

привлечение срочных депозитов; работа с долговыми обязательствами; выдача кредитов малому бизнесу; выдача кредитов частным лицам на потребительские нужды; выдача ипотечных кредитов.

Потребителями услуг банка считаются малые предприятия и частные лица. Стратегическим принципом развития является расширение объемов деятельности за счет развития и удовлетворения новых потребностей клиентов и расширение рынка по старым услугам. Реализуя стратегию развития, банк в период 2004-2005 гг. приводил свои активы и пассивы в соответствие со стратегическим планом и осуществлял инновационную деятельность в области розничных банковских услуг.

По результатам реализации данной стратегии, можно сказать, что банк значительно увеличил количество клиентов по своим операциям, динамика показана на рис. 1.3 , рис. 1.4.

Рис. 1.3 Динамика количества клиентов банка по вкладам

Рис. 1.4 Динамика количества клиентов банка по операциям кредитования

Также значительно были наращены кредитные вложения ОАО «ИжЛадабанк», динамика показана на рис. 1.5.

Рис. 1.5 Динамика кредитного портфеля банка

Были значительно улучшены основные финансовые показатели деятельности кредитной организации, данные табл. 1.4. и рис. 1.6.

Таблица 1.4. Основные финансовые показатели деятельности

ОАО “ИжЛадабанк“, млн. руб.

Показатели

01.07.2004

01.10.2004

01.01.2005

01.04.2005

01.07.2005

01.10.2005

01.01.2006

01.04.2006

Валюта

Баланса

872.57

890.28

1 068.84

1 238.54

1 532.09

1 895.82

2 117.44

2 240.85

Ссудная и приравненная к ней задолженность

734.48

732.74

895.14

1 035.27

1 297.29

1 461.71

1 596.58

1 767.18

Депозиты физических лиц

349.17

396.15

508.30

707.73

853.50

1 029.28

1 243.67

1 422.02

Капитал банка

134.63

130.29

146.34

146.48

176.88

184.77

184.10

212.28

Обязательные резервы в ЦБ РФ

24.57

14.61

12.58

16.23

20.57

23.39

28.91

34.04

Прибыль (нераспределенная)

8.78

22.71

42.67

56.50

24.05

38.72

54.56

93.64

Рис. 1.6. Динамика основных финансовых показателей

ОАО “ИжЛадабанк“

Успех реализуемой банком розничной стратегии совершенно очевиден и обоснован конкретными индикаторами финансового благополучия кредитной организации.

Любое бурное развитие и стремительное преобразование связано с серьезными рисками тем более в такой области бизнеса как банковское дело.

В отечественной практике ликвидность коммерческих банков с 1997 года оценивается с помощью определенных коэффициентов (нормативов), установленных Центральным Банком России. Рассмотрим несколько обязательных нормативов указанных в 110-И.

Норматив достаточности собственных средств банка (H1) регулирует риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков.

Для кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, минимально допустимое числовое значение норматива H1 установлено в размере 14 процентов.

Минимально допустимое числовое значение норматива H1 устанавливается в зависимости от размера собственных средств банка:

для банков с размером собственных средств не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро, - 10 процентов;

для банков с размером собственных средств менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро, - 11 процентов.

Для ОАО «ИжЛадабанк» норматив достаточности собственных средств (капитала) установлен в размере 10 процентов. Динамика норматив достаточности собственных средств показана в таблице 1.5. и на рисунке 1.6.

В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности, которые регулируют риски потери банком ликвидности и определяются, как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов.

Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регулирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15 процентов.

Норматив текущей ликвидности банка (Н3) регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50 процентов.

Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы.

Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 процентов.

Динамика нормативов ликвидности банка показана в таблице 1.5. и на рисунке 1.6.

Таблица 1.5. Норматив достаточности собственных средств и нормативы ликвидности

 

Норматив

Нормативное значение

01.01.2006

01.02.2006

01.03.2006

01.04.2006

H1

Норматив достаточности капитала

не менее 10%

10.6

11.2

10.9

11.3

H2

Норматив мгновенной ликвидности

не менее 15%

159

121.8

56.5

79

H3

Норматив текущей ликвидности

не менее 50%

99.7

119.3

82.2

61.1

H4

Норматив долгосрочной ликвидности

не более 120%

112.4

98.4

98.5

114.2

      

Рис.1.6. Динамика нормативов ликвидности и норматив достаточности собственных средств

Как видно из приведенной таблицы, ОАО «ИжЛадабанк» выполняет все нормативы Центрального Банка РФ, что свидетельствует о надежности функционирования банка. Увеличение норматива Н1 на 01.04.2006 произошло из-за увеличения собственные средства (капитал) банка, определенные в соответствии с Положением Банка России от 10 февраля 2003 года N 215-П. Увеличение норматива Н2 на 01.04.2006 произошло из-за увеличения высоколиквидных активов и уменьшения обязательства до востребования. Уменьшение норматива Н3 на 01.04.2006 произошло из-за увеличения обязательства (пассивы) до востребования  и уменьшения ликвидных активов. Увеличение норматива Н4 на 01.04.2006 произошло из-за увеличения собственные средства (капитал) банка, определенные в соответствии с Положением Банка России от 10 февраля 2003 года N 215-П.

Для анализа финансово – экономической ситуации в ОАО «ИжЛадабанк», рассмотрим динамику структуры кредитного портфеля ОАО «ИжЛадабанк» за период с 01.01.2002г. по 01.01.2006г., данные табл. 1.6. и рис.1.7.

Таблица 1.6. Структура кредитного портфеля банка за период

с 01.01.2002г. по 01.01.2006г.

Статья

01.01.2002

01.01.2003

01.01.2004

01.01.2005

01.01.2006

кредиты физическим лицам

0.59%

1.69%

34.04%

46.65%

47.22%

кредиты юридическим лицам

24.16%

52.87%

21.67%

23.18%

23.26%

Векселя

33.24%

15.88%

15.18%

8.21%

2.68%

МБК размещенные

13.40%

3.32%

6.35%

3.96%

0.47%

кредиты ЧП

0.38%

3.06%

3.05%

0.58%

0.19%

Рис. 1.7. Динамика структуры кредитного портфеля ОАО "Ижладабанк"

Проанализировав сведения (см. рис. 1.7) можно заключить, что основой кредитных вложений, а значит и основным источником доходов кредитной организации являются вложения в кредиты выданные физическим лицам, доля подобных кредитов составляет на 01.01.2006г. 42.77%, что говорит о слабой диверсифицированности структуры кредитного портфеля и свидетельствует о наличии угрозы потери основного источника доходов вследствие падения ставок на рынке потребительских кредитов, которая принимая во внимание данные рис.1.8, о сравнительной характеристике ставок на потребительские кредиты в Удмуртии и других регионов с более развитыми программами потребительского кредитования выглядит вполне реальной.

Также значительна доля просроченной задолженности в общем объеме активов банка. Данные табл. 1.7 и рис. 1.8., что говорит о неготовности внутренней инфраструктуры банка к возросшим объемам операций.

Рис. 1.8 Средние ставки по кредитам в сравнении с развитыми регионами.

Таблица 1.7. Величина просроченной доли просроченной задолженности по кредитам банка

Показатель

01.01.2002

01.01.2003

01.01.2004

01.01.2005

01.01.2006

Доля просрочки по кредитам

4.29%

2.23%

3.37%

1.78%

2.27%

Таким образом, (см. рис. 1.9) структура активных операций банка не выглядит сбалансированной и надежной.

Рассмотрим структуру пассивов ОАО «ИжЛдабанк», данные табл. 1.8. и рис. 1.10.

Как видно из рис. 1.10 основным источником ресурсов являются депозиты ФЛ, следовательно, массовое изъятие вкладов населением будет иметь для банка катастрофические последствия. Усугубляет ситуацию то, что досрочное изъятие вкладов не запрещена по действующему законодательству, а вероятность очень мала, что кредит будет погашен досрочно, так как основная доля кредитов выдана физ. лицам.

Отношение «депозитов физических лиц/собственный капитал» составляет на 01.04.2006г. 7:1.

Рис.1.9. Динамика доли просрочки по кредитам.

Таблица 1.8. Структура пассивов ОАО «ИжЛадабанк»

Статья

01.01.2002

01.01.2003

01.01.2004

01.01.2005

01.01.2006

депозиты физ. лиц

3.04%

12.62%

33.79%

47.61%

58.96%

эмит. долг. обяз-ва

25.84%

13.04%

16.64%

11.05%

9.80%

МБК привлеченные

0.05%

0.00%

6.54%

11.74%

8.47%

остатки на счетах

19.06%

21.48%

12.96%

4.84%

4.56%

депозиты юр. лиц

0.49%

0.00%

1.26%

5.06%

4.71%

уставный фонд

39.36%

32.10%

16.90%

6.90%

3.51%

 

Рис. 1.10 Динамика структуры ресурсной базы ОАО «ИжЛадабанк»

Таким образом, структура пассивов также не может быть признана надежной и сбалансированной.

Рассмотрев особенности организации финансовой работы и основные вопросы финансово-экономического анализа деятельности в ОАО «ИжЛадабанк», можно сделать следующие выводы:

- структура активов и пассивов баланса банка не является диверсифицированной и сбалансированной по срокам;

- вследствие высокой конкуренции на рынке розничного кредитования Банк вынужден снижать доходность потребительских кредитов. В то же время для привлечения ресурсов поддерживается высокий уровень процентов по вкладам физических лиц. На основании этого маржинальная прибыль банка не может быть признана стабильной в долгосрочной перспективе;

- усиление конкуренции на рынке розничных кредитов может привести к выдавливанию банка с этого рынка, поскольку предлагаемые банком ставки выше ставок крупных федеральных банков.

В сложившейся ситуации необходимо осуществлять поиск дешевых и длинных ресурсов, которые могли бы снизить процентные расходы и обеспечить банку потенциал для расширения деятельности. Это, возможно, сделать только путем поиска крупного стратегического партнера, который способен профинансировать кредитные программы банка.