ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Сущность финансового планирования на предприятии
Планирование деятельности предприятия является важной предпосылкой свободного предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. С переходом к новым условиям хозяйствования предприятия обрели возможность самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать ее результаты, распределять ресурсы [19].
При определении содержания и объектов финансового планирования целесообразно исходить из сущности материально-вещественного воплощения и назначения финансов.
Это дает основание отнести к объектам финансового планирования:
· движение финансовых ресурсов;
· финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов;
· стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов [17].
Планирование всегда использовалось в системе управления предприятиями, так как каждое предприятие стремится преуспеть в хозяйственной деятельности и своевременно выполнять свои обязательства перед бюджетами, банками, внебюджетными фондами и другими предприятиями. Для этого необходимо рассчитать доходы, расходы, прибыль, налоги, учесть изменения рыночной конъюнктуры, в том числе на финансовых рынках. Все эти показатели входят в состав финансового плана предприятий или являются источниками для его составления.
Сущность внутрифирменного планирования в рыночной экономике заключается в выборе целей развития, форм хозяйственной деятельности, способов их осуществления, которые при использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых качественных и количественных результатов.
Под планированием, как правило, понимается процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, определения путей их наиболее эффективного достижения [19].
Планирование как элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования (рис. 2.1). В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.
Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность между объемом финансовых ресурсов и их распределением.
Использование финансового планирования на российских предприятиях ограничивается действием ряда факторов:
· высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни;
· незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;
· отсутствие эффективной нормативно – правовой базы отечественного бизнеса [19].
Рис. 2.1. информационный цикл планирования.
По мнению Карелина В.С. [13], основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
· определить источники и размеры собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационного фонда и устойчивые пассивы – кредиторская задолженность, которая законно находится в обороте);
· принятие решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов. Уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций. Развиваться лучше не за счет своих средств, а за счет внешних кредиторов;
· выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности;
· определить финансовые взаимоотношения предприятия с госбюджетом, банками, с вышестоящими организациями;
· обеспечивается соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
· контролируется финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия [13].
Процесс финансового планирования представлен на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Содержание основных этапов процесса финансового планирования
Значение финансового планирования для организации заключается в том, что оно:
· содержит ориентиры, в соответствии с которыми организация будет действовать;
· позволяет сделать выбор наиболее эффективных путей развития из возможных альтернатив;
· дает возможность определить в перспективе экономическую эффективность деятельности организации;
· способствует постановке конкретных целей, которые служат способом мотивации работы менеджеров и позволяют установить критерий оценки их деятельности.
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий, а с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
2.2. Виды и методы финансового планирования
Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что – сами предприятия (субъекты планирования). Чтобы решит эту проблему необходимо рассмотреть виды планирования.
Существует множество вариантов классифицирования форм планирования. Изучив научные труды следующих авторов: Лихачевой О.Н. [17], Карелина В.С. [13], Стояновой Е.С. [22], Гиляровской Л.Т. [11], Ревенкова А.Н. [19], Бланка И.А [5] составлена следующая классификация видов (форм) планирования, которая представлена в табл. 2.1.
Таким образом, по содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов:
Таблица 2.1. Классификация видов (форм) планирования
Признак |
Виды |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1.В зависимости от направленности планирования (прошлое, настоящее или будущее): |
Реактивное |
Нет четких целей. Поиск начинается, когда проблема уже видна. Подход основан на экстраполяции прошлых тенденций. |
Инактивное |
Разрабатывается большое количество вариантов возможных путей решения. Подход основан на достигнутых целях. Слабо используются открывающиеся возможности. |
|
Преактивное |
Разрабатывается много различных альтернатив, но, как правило, цели не задаются. Упреждение будущего. Энергичный поиск новых целей. |
|
Интерактивное |
Цели конкретные, ориентированные на рост. Разрабатывается множество различных альтернатив. Основано на таких основополагающих принципах, как участие, непрерывность, координация и интеграция. Используется большое количество информации, требуется предпринимательская интуиция. |
|
2.С точки зрения обязательности плановых заданий: |
Директивное |
Представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. |
Индикативное |
Представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования. Не носит обязательный для исполнения характер. Носит направляющий, рекомендательный характер. |
|
3.В зависимости от срока, на который составляется план: |
Долгосрочное (перспективное) |
Охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие. |
Среднесрочное |
Осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план. |
Продолжение табл. 2.1
1 |
2 |
3 |
Краткосрочное (текущее) |
Охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. |
|
4.По содержанию плановых решений выделяют: |
Стратегическое |
Ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды. |
Тактическое |
В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. Охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. |
|
Оперативно-календарное |
Оперативно – календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. |
|
Бизнес-планирование |
Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций. |
|
5.По степени охвата: |
Общее |
Охватывает все аспекты проблемы. |
Частичное |
Охватывает только определенные области и параметры. |
|
6.По глубине планирования: |
Агрегированное |
Ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков. |
Детальное |
С подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта. |
Окончание табл. 2.1
1 |
2 |
3 |
7.По координации частных планов во времени: |
Последовательное |
Планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов. |
Одновременное |
Планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования. |
|
8. По очередности во времени: |
Упорядоченное (текущее) |
Планирование, при котором о завершении одного плана разрабатывается другой план, (планы чередуются последовательно один за другим). |
Скользящее |
Планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период. |
|
Внеочередное (эвентуальное) |
Планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия. |
Экономическая наука и практика в системе планирования вообще и в финансовом планировании в частности применяют различные методы, которые можно разделить на две группы:
I. Методы расчета отдельных финансовых показателей;
1. Расчетно-аналитический. В основе лежит использование экспертной оценки. Этот метод неоптимален – метод от достигнутого;
2. Нормативный. На основе заранее установленных нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках [11].
В РФ применяется система норм и нормативов:
· федеральные нормативы (ставки федеральных налогов, ставка рефинансирования ЦБ, МРОТ и т.д.);
· региональные нормативы (ставки областных налогов, нормы областной администрации);
· местные нормативы (Район);
· отраслевые нормативы (нормативы отрасли ли предприятий определенных организационно-правовых форм: нормативы числа работающих для малых предприятий);
· нормативы, принятые на предприятии (например: потребность в оборотных средствах, приказы по учетной политике). Это самая большая группа нормативов.
Достоинства нормативного метода: более точная оценка планируемых финансовых показателей и выявление резервов роста дохода.
Недостатки нормативного метода: трудоемкость создания норм и контроля за ними;
3. Балансовый. Применяется при прогнозировании поступления выплат из фондов потребления и накопления, при составлении квартального плана доходов и расходов, при составлении платежного календаря. Применяется по чисто финансовым показателям, следовательно, достигается синхронность во времени. Балансовый метод заключается в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материальных, трудовых и финансовых ресурсов [17].
Финансовые ресурсы должны быть сбалансированы между собой на наиболее рациональной основе, т.е. путем выбора эффективных методов формирования фондов денежных средств, распределения и использования полученного дохода. Для финансового планирования особенно важно, какими путями достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения финансовых ресурсов (собственных и заемных), финансовый менеджер обязан помнить об обеспечении платежеспособности и ликвидности с целью недопущения вероятного банкротства. Не следует забывать и о том, что механизм скупки долгов организации и последующая процедура банкротства активно используется в нашей стране для передела собственности.
Балансовый метод традиционно применяется при распределении прибыли, планировании финансовых фондов – накопления, потребления. Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:
Он + П = Р + Ок, (2.1)
где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, р.;
П – поступление средств в фонд, р.;
Р – расходование средств фонда, р.;
Ок – остаток средств фонда на конец планового периода, р.;
4. Метод оптимизации плановых решений. Он же метод многовариантности расчетов. Предполагает составление нескольких вариантов расчетов и выбора оптимального на основе принятого критерия.
Существует 2 направления выбора: 1 вариант – если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат от их использования; 2 вариант – если задан результат, то ищут вариант минимизации затрат;
5. Экономико-математическое моделирование. Эти методы количественно выражают тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными определяющими их факторами с помощью математических приемов [11].
Достоинства экономико-математического моделирования: более обоснованное предвидение эффективности намечаемых заданий; позволяют перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.
Недостатки экономико-математического моделирования: достаточно трудоемки, и требуют больших профессиональных знаний.
Можно выделить 5 этапов построения экономико-математической модели:
1) изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости;
2) расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов;
3) разработка различных вариантов плана финансового показателя;
4) анализ и экспертная оценка перспектив различных финансовых показателей;
5) выработка планового решения, выбор оптимального варианта;
6. Метод дисконтированных денежных потоков. Он основан на практической логике, используется при составлении финансовых планов, инвестиционных проектов и служит инструментом для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений выплат денежных средств [17].
Концепция денежных потоков основана на исчислении современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Использование метода дисконтированных денежных потоков позволяет выявить результат финансовых решений без ссылок на традиционные допущения бухгалтерского учета. Оценивая прогнозные изменения финансовых потоков за определенный период работы коммерческой организации на основе временного фактора, можно прийти к выводам, отличным от традиционного экономического анализа.
Дисконтирование денежных потоков (в инвестиционных проектах) основано на использовании дисконтной ставки – ставки сравнения. В качестве ставки сравнения может применяться средневзвешенная стоимость капитала (усредненный показатель доходности акции, процентных ставок по кредиту); существующие ставки по долгосрочному кредиту; субъективные оценки, основанные на опыте организации. Если финансовый менеджер занизит ставку дисконтирования денежных потоков либо переоценит будущую доходность проекта, учредители (собственники) понесут потери, так как инвестиционный проект не окупит расходов. Если финансовый менеджер недооценит будущие денежные притоки от реализации инвестиционного проекта, то этот проект, возможно, будет реализован более агрессивными организациями. Не следует забывать и о том, что ставка сравнения должна учитывать уровень риска и ликвидности.
Планирование потоков денежных средств происходит по трем видам деятельности:
· основная (операционная);
· инвестиционная;
· финансовая.
Эффективность управления финансами в значительной мере определяется тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени;
7. Метод многовариантности (сценариев). Метод заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому варианту приписывают его вероятную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения [17].
В современных условиях данный метод используется на основе ЭВМ и пакетов прикладных программ для табличных вычислений: Excel, Lotus, Quattro Pro 7;
8. Прогнозный метод. Метод является одним из базисных при выборе стратегических линий коммерческой организации. Прогнозирование представляет собой выработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений.
Прогнозирование имеет специфические методологические основы, отличные от методологии планирования. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана.
Элементы цикла прогнозирования показаны на рис. 2.3.
Постановка целей |
Сбор релевантной информации |
Применение прогностических методов |
Оценка результатов |
Координация с другими сферами управленческой деятельности |
||||
Рис. 2.3. Цикл прогнозирования
Чтобы обосновать свое мнение, специалисты по прогнозированию опираются на разнообразные источники информации и методы прогнозирования. К методам прогнозирования относятся методы экономической статистики, математическо - статистические методы изучения связей, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, эконометрические методы, методы исследования операций и теории принятия решений;
9. Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает на много больше полезной информации, чем метод балансовой сметы.
II. Общие методы составления финансового плана или программы в целом:
1. Балансовый метод;
2.
Сетевой
метод. Метод сетевого планирования – сумма приемов и способов, позволяющих на
основе применения сетевого графика (модели) планировать, организовывать,
координировать и контролировать любой комплекс работ. Используется при
управлении сложными системами (изобретен в США). При составлении: составляется
сетевой график и у этого графика выделяются
1)работа – любой процесс, требующий затрат времени и/или ресурсов;
2) событие – результат выполнения одной или нескольких работ, являющийся необходимым и достаточным условием для начала последующих работ. Предшествующее событие служит отправной точкой для работы, а последующее является ее результатом. Любая работа соединяет только 2 события, которые бывают простые (имеют только 1 входящую и 1 выходящую работу) и сложные (имеют несколько входящих и выходящих работ);
3) путь – непрерывная технологическая или логическая последовательность работ от первого события до последнего. Такой путь является полным. Полных путей может быть несколько;
3. Программно-целевой метод планирования. Процесс выработки и принятия совокупности разнохарактерных принимаемых на разных уровнях, но тесно взаимосвязанных решений. Метод используется для решения крупных проблем перспективного развития, включает в себя:
· цель, ориентированную на будущее;
· порядок действий, которые необходимо выполнить для достижения цели;
· задание определенному специалисту выполнять эти действия;
· ресурсы для достижения цели.
2.3. Оперативное финансовое планирование в современных условиях
Разработка оперативных планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия на текущий период является завершающей стадией внутрифирменного планирования. Оперативное планирование призвано обеспечить своевременное качественное выполнение годовых заданий, предусмотренных планами социально-экономического развития предприятия и фирмы. Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов.
Оперативное планирование производства заключается в разработке важнейших объемных и календарных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Всякий процесс оперативного планирования предусматривает выполнение экономистами-менеджерами таких этапов деятельности, как выбор стратегии развития предприятия, обоснование формы организации, определение логистической схемы движения материальных потоков, разработка основных календарно-плановых нормативов, оперативное планирование работы производственных подразделений, организационная подготовка производства, непосредственная организация оперативной работы, текущий контроль и регулирование хода производства [17].
Основная задача оперативного планирования сводится в конечном итоге к обеспечению на предприятии слаженного и ритмичного хода всех производственных процессов с целью наибольшего удовлетворения основных потребностей рынка, рационального использования имеющихся экономических ресурсов и максимизации получаемой прибыли.
В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:
1. Определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов цехами-поставщиками их потребителями;
2. Осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставка на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснасткой, необходимой для выполнения плана производства продукции;
3. Ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика;
4. Оперативно-календарное планирование увязывает все эти элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции.
В рамках оперативного финансового планирования решаются следующие задачи:
· конкретизация установленного бюджетного задания для структурных подразделений;
· контроль (мониторинг) исполнения бюджета самими структурными подразделениями (центрами финансовой ответственности) и финансово-экономической службой;
· увязка финансовых показателей с движением материальных ценностей и с системой материального стимулирования;
· эффективное управление оборотным капиталом (денежными средствами и их эквивалентами, дебиторской задолженностью) и кредиторской задолженностью, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках утвержденного бюджета.
В процессе оперативного финансового планирования происходит конкретизация установленного бюджетного задания по более узким показателям, структурным подразделениям – объектам планирования (или, как их еще называют, центрами финансовой ответственности) на короткое время с целью обеспечения его выполнения. Речь идет об уточнении движения финансовых ресурсов в пределах короткого промежутка времени, для того чтобы сбалансировать доходы с расходами, обеспечить платежеспособность организации, установив персональную ответственность за выполнением бюджетных показателей руководителей структурных подразделений.
В оперативном планировании производства в зависимости от разрабатываемых показателей применяются такие основные методы, как объемный, календарный, а также их разновидности: объемно-календарный и объемно-динамический. Одни из них позволяют планировать деятельность предприятия в целом, другие – деятельность структурных подразделений предприятия. Ниже я хочу привести их краткую характеристику.
Объемный метод предназначен для распределения годовых объемов производства и продажи продукции предприятия по отдельным подразделениям и более коротким временным интервалам – квартал, месяц, декада, неделя, день, час. Этот метод предусматривает не только распределение работ, но и оптимизацию использования производственных фондов и в первую очередь технологического оборудования и сборочных площадей за планируемый интервал времени. С его помощью формируются месячные производственные программы основных цехов и планируются сроки выпуска продукции или выполнения заказа во всех выпускающих подразделениях предприятия.
Календарный метод применяется для планирования конкретных временных сроков запуска и выпуска продукции, нормативов длительности производственного цикла и опережений производства отдельных работ относительно выпуска головных изделий, предназначенных для реализации на соответствующем рынке продукции. Данный метод основывается на использовании прогрессивных норм времени для расчета производственных циклов изготовления отдельных деталей, планируемых комплектов продукции и выполнения сборочных процессов. В свою очередь производственный цикл основного изделия служит нормативной базой для формирования проектов месячных производственных программ остальным выпускающим цехам и участкам предприятия.
Объемно-календарный метод позволяет планировать одновременно сроки и объемы выполняемых на предприятии работ в целом на предусмотренный период времени – год, квартал, месяц и т.д. С его помощью рассчитывается продолжительность производственного цикла выпуска и поставки продукции на рынок, а также показатели загрузки технологического оборудования и сборочных стендов в каждом подразделении предприятия. Этот метод можно использовать для разработки месячных производственных программ как выпускающих, так и невыпускающих цехов участков.
Объемно-динамический метод предусматривает тесное взаимодействие таких планово-расчетных показателей, как сроки, объемы и динамика производства продукции, товаров, услуг. В условиях рынка этот метод позволяет наиболее полно учитывать объемы спроса и производственные возможности предприятия и создает планово-организационные основы оптимального использования наличных ресурсов на каждом предприятии. Он предполагает построение планов-графиков выполнения заказов потребителей и загрузки производственных участков и выпускающих цехов.
Планированием потоков денежных средств обычно занимается финансовая служба во главе с финансовым менеджером. Для этого составляется бюджет движения денежных средств, в котором оценивается потребность в денежных средствах и контроля за ними. В целях оперативного контроля денежных средств разрабатывается более детальный бюджет – платежный календарь на предстоящий месяц (квартал) с разбивкой по декадам или дням.
Платежный календарь – это план организации производственно-финансовой деятельности предприятия, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы за определенный период времени. Он полностью охватывает денежный оборот коммерческой организации; дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи, как в наличной, так и безналичной форме; позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность.
Платежный календарь составляется финансовой службой путем концентрации плановых показателей бюджета движения денежных средств и разбивки их по месяцам и более мелким периодам (15 дней, декаду пятидневку). Сроки определяются исходя из периодичности основных платежей организации.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
· организация учета временной «стыковки» денежных поступлений и предстоящих расходов коммерческой организации;
· формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;
· ежедневный учет изменений в информационной базе;
· анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по преодолению неплатежей;
· расчет потребности в краткосрочном финансировании (кредите) в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
· расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств организации;
· анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств.
На многих предприятия на ряду с платежным календарем составляется налоговый, что позволяет избежать просрочек и пени.
Кассовый план представляет собой план оборота наличных денежных средств через кассу. Для его составления необходима информация о предполагаемых выплатах по фонду заработной платы, о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, о командировочных расходах, о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами, о суммах налогов, а также календарь выдачи заработной платы и других платежей.
Значительная часть расходов предприятия финансируется за счет кредитных средств, поэтому важным аспектом финансового планирования является разработка кредитного плана, в котором обосновывается размер испрашиваемого кредита, сумма, которую необходимо будет выплатить банку с учетом процента, эффективность кредитного мероприятия [19].
В механизме взаимодействия различных служб и подразделений предприятия, обеспечение взаимосвязи производственного планирования с финансовым все возрастающая роль принадлежит системе бюджетного планирования и управления (бюджетирования).
В технологиях бюджетного управления, составляющих ядро управленческого механизма большинства зарубежных и растущего числа российских компаний, реализуется современный подход к управлению, сущность которого может быть сведена к постановке целей, планированию, контролю на основе разработанных планов, анализу результатов, выявлению причин отклонений и принятию решений, их устраняющих.
В отличии от бюджета, под которым понимается насыщенный количественными показателями документ, в соответствии с которым предприятие ведет свою хозяйственную деятельность, бюджетирование – это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании или план, оформленный в виде системы бюджетов.
Сущностью бюджетирования является балансирование доходов и расходов с четко определенными местами их возникновения и закреплением ответственности за их движение конкретными лицами, благодаря чему появляется возможность отслеживания во времени соотношения между изменением прибыльности, платежеспособности и экономическим потенциалом предприятия.
Бюджеты разрабатываются для всех структурных подразделений предприятия, затем сводятся в единый бюджет, называемый генеральным.
Основной целью управления денежными средствами является предотвращение появления их дефицита при одновременной минимизации их среднего остатка. Размер остатка денежных средств, которым оперирует организация в процессе хозяйственной деятельности, определяет уровень ее платежеспособности и ликвидности, влияет на продолжительность операционного цикла (а, следовательно, на размер финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы), а также характеризует в определенной мере инвестиционный потенциал осуществления организацией краткосрочных финансовых вложений.
Минимально допустимый уровень денежных средств на счетах и в кассе должен быть достаточным для осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности, а именно:
1. Для своевременной оплаты всех своих неотложных финансовых обязательств (закупки, оплата труда, выплата налогов и дивидендов);
2. Для оплаты непредвиденных расходов (чем более предсказуемы денежные потоки в коммерческой организации, тем меньше необходимый резервный остаток);
3. Для осуществления организацией краткосрочных финансовых вложений с целью получения определенного дохода;
4. Для поддержания неснижаемой суммы денежных активов, которую коммерческая организация в соответствии с условиями соглашения о банковском обслуживании должна постоянно хранить на своем расчетном счете.
Таким образом, формируемые предприятием денежные запасы, соответственно, включают:
· операционный (или трансакционный) остаток денежных средств;
· страховой (или резервный) остаток денежных средств;
· инвестиционный (или спекулятивный) остаток денежных средств;
· компенсационный остаток денежных средств.
Оптимальный уровень денежных средств зависит от потребностей в них, возможности планирования объема этой потребности, процентных ставок по ликвидным ценным бумагам и стоимости перевода денежных средств в ценные бумаги и обратно.
Таким образом, оперативное планирование производства играет главную роль в обеспечении своевременного выпуска и поставки продукции потребителям на основе рационального использования ограниченных экономических ресурсов в текущем периоде времени. Совершенствование оперативно-производственного планирования на отечественных предприятиях будет способствовать подъему производства и росту эффективности в условиях действующих рыночных отношений.