Содержание
Вопрос 1. 3
Задача 1. 8
Задача 16. 8
Задача 33. 9
Список литературы.. 11
Вопрос 1
Принципы рыночной экономики. Классификация рынков. Модели рынков по формам конкуренции
Для рыночной экономики характерно наличие определенной рыночной экономической и социальной инфраструктуры, т.е. наличие некоторых признаков:
1) товарных и фондовых бирж,
2) биржи труда,
3) обслуживающей рынок рабочей силы,
4) рынка акций и других ценных бумаг,
5) рынка капиталов и т.д.
Все рынки, по крупному счету, можно разделить на три категории: а) инновационные, б) дифференцированные и в) конкурентные. На каждом из них успешными оказываются совершенно различные маркетинговые стратегии.
Инновационными, как следует из названия, являются новые рынки, возникшие на базе какой-то новой потребности, которой не существовало прежде. Примеры: российский рынок компьютеров в начале 90-х годов, рынок интернет-услуг и сотовой связи в конце 90-х. Отличительный признак инновационного рынка - большая часть покупателей не имеет прошлых марочных предпочтений в данной товарной категории.
Важно понимать, что очень редко новый рынок складывается вокруг существовавшей ранее, но "незамеченной" потребности. Эта ситуация имела место в пост-советской России, где многие потребности удовлетворялись существующими структурами плохо (продукты питания, fast food, фармацевтические товары, да что угодно). Но этот период можно считать уже пройденным.
Обычно же сама потребность создается фирмами, выходящими на этот рынок. Была ли у кого-то потребность в Интернет до того, как появились первые интернет-провайдеры? Нет. Именно провайдеры своей маркетинговой деятельностью и создали спрос на диалап, хостинг, веб-дизайн и прочие сомнительные вещи с нерусскими названиями.
Поэтому главным на инновацонном рынке является то, что я называю волной. Надо поднять волну. На этой стадии, чем больше людей и организаций начинают играть в новую игру, тем лучше. Другие участники рынка - не конкуренты. Наоборот, они - союзники. Они разделяют с вами расходы по созданию рынка. Они обеспечивают видимость спроса, пока будущие потребители раздумывают. Один из известных российских бизнесменов периода "первоначального накопления" рассказывал историю о том, как одна и та же партия компьютеров была продана несколько раз "компьютеризаторами" друг другу, так и не сдвинувшись со склада во Владивостоке. Интернет-провайдеры первого уровня поднялись за счет провайдеров второго уровня, а те - за счет третьего и т.д. (и все они - за счет множества недоучившихся программистов, собирающихся "круто заработать" на Интернете).
Короче говоря, главная стратегия на инновационном рынке - побольше шума. Гоните волну. Продавайте товарную категорию, а не свой товар.
Дифференцированный рынок. Это зрелый рынок, на котором нет сильной конкуренции. Отличительной чертой таких рынков является наличие большого числа отдельных рыночных ниш, в каждой из которых доминирует кто-то из продавцов. Типичные примеры: реклама, риэлтерские услуги, финансово-инвестиционные услуги, СТО, промышленное оборудование... (маркетинговое консультирование, кстати).
Причины, по которым рынок оказывается высоко дифференцированным, могут быть различны. Наиболее типичная - большая роль личных связей с клиентами. Иногда это связано с низкой рентабельностью бизнеса (если рентабельность высокая, всегда есть вероятность, что придет кто-то страшный со стороны и заберет все себе). Наконец, среди производственников достаточно часто конкуренция ограничивается профессиональной этикой и/или разного рода картельными соглашениями.
На таком рынке даже небольшая организация способна успешно обороняться в своей нише. Попробуйте отбить клиента у рекламного агентства! Такое, конечно, случается, но весьма редко (главным образом, когда у рекламодателя меняется начальник отдела рекламы). С другой стороны, ресурсы, предоставляемые нишей, недостаточны для успешной атаки на соседнюю. Конкуренция на таком рынке носит эпизодический характер. Что-то вроде пограничных конфликтов по поводу спорных территорий.
Отсюда: если вы работаете на дифференцированном рынке, ваш главный источник дохода - это ваши нынешние клиенты. Те, кто относится к вашей нише. Отнять клиента у конкурентов сложно. Гораздо проще увеличить объемы сделок с теми, кто уже работает с вами. Таким образом, главным в маркетинговой стратегии на дифференцированном рынке становится ориентация на потребителя, внимание к его нуждам.
И второе. Ваша сила заключается в том, что у вас есть собственная ниша. Но рыночная ниша существует лишь потому, что люди думают о ней, как об отдельном сегменте рынка. Поэтому - дифференцируйтесь. Надо четко понять, где ваша территория, и донести это понимание до всех, в первую очередь, до клиентов. Дифференциация - это позиционирование на конкретный сегмент рынка. "Мы рекламируем компьютерные фирмы". "Мы проводим серые финансовые операции для контор, связанных с комбинатом Х". "Мы выставляем квартиры в Советском районе". И так далее.
Конкурентный рынок. Признаком рынков этого типа является наличие явного лидера (фирмы с наибольшей долей рынка) и одного, редко двух претендентов на лидерство. Все участники такого рынка постоянно сражаются за клиентов. Единственный способ увеличить свою долю - отнять часть рынка у другой фирмы. Соотношение между игроками определяется успешностью маркетинговых акций.
Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
1. совершенная (чистая) конкуренция
2. монополистическая конкуренция
3. олигополия
4. монополия
На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.
При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок.
Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм.
Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.
Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).
Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легкопреодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.
Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.
Задача 1
Условие
Выпускник школы имел возможность устроиться на работу помощником повара с зарплатой 1000 руб. в месяц или помощником слесаря с зарплатой 1200 руб. в месяц, но предпочёл продолжить образование в колледже с платой за обучение 20000 руб. в год и одновременно подрабатывать почтальоном за 500 руб. в месяц. Определите альтернативную стоимость его выбора.
Решение
Финансовое сальдо в год при поступлении на работу помощником повара составляет: 1000 руб. * 12 месяцев = 12 тыс. руб.
Финансовое сальдо в год при поступлении на работу помощником слесаря составляет: 1200 руб. * 12 месяцев = 14,4 тыс. руб.
Финансовое сальдо в год при поступлении в колледж составляет: 500 руб. * 12 месяцев – 20 000 руб. = - 14 тыс руб.
Альтернативная стоимость по сравнению с первой должность ю оставляет: 14 +12 = 27 тыс. руб.
Альтернативная стоимость по сравнению со второй должностью составляет: 14 +14,4= 28,8 тыс. руб.
Задача 16
Условие
Рассчитайте индекс инфляции в году Х по стоимости «рыночной корзины» исходя из данных таблицы 1 (учтите, что приведённый фрагмент «рыночной корзины» составляет 10% от всей «рыночной корзины»):
Таблица 1
№ п/п |
Товары, составляющие «рыночную корзину» |
Цена товаров в базисном году Х |
Цена товаров в году Y |
1 2 3 4 5 6 |
А Б В Г Д Е |
5000 3200 8000 10000 25000 80000 |
7500 6000 12000 14000 26700 82450 |
Решение
Для определения индекса инфляции надо рассчитывать по средней .
№ п/п |
Товары, составляющие «рыночную корзину» |
Цена товаров в базисном году Х |
Цена товаров в году Y |
Удельный вес |
Индекс инфляции |
1 |
А |
5000 |
7500 |
0.0381 |
1.5 |
2 |
Б |
3200 |
6000 |
0.0244 |
1.875 |
3 |
В |
8000 |
12000 |
0.061 |
1.5 |
4 |
Г |
10000 |
14000 |
0.0762 |
1.4 |
5 |
Д |
25000 |
26700 |
0.1905 |
1.068 |
6 |
Е |
80000 |
82450 |
0.6098 |
1.031 |
Всего по фрагменту |
131200 |
148650 |
1 |
Х |
Расчет индекса инфляции: 1,5 * 0,0381 + 1,875 * 0,0244 + 1,5 * 0,061 + 1,4 * 0,0762 + 1,068 * 1,1905 + 1,031 * 0,6098 = 1,1332
Задача 33
Условие
Определите, какой налог (прогрессивный, регрессивный, пропорциональный) уплатили субъекты, если доход А составил 10 тыс., Б – 100 тыс., В – 1 млн. Согласно принятому законодательству, А должен уплатить налог в сумме 100 руб., Б – 1 тыс., В – 10 тыс.
Решение
Для определения типа налога рассмотрим удельный вес налога в сумме базы (ставку)?
А: 100 / 10 000 * 100% = 1%
Б: 1 000 / 100 000 * 100% = 1%
В: 10 000 / 1 000 000 * 100% = 1%
Т.а. ставка налога одинаковая, то налог пропорциональный.
Список литературы
1. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательство. М.: ИНФРА, 2001.- 594с.
2. Долан Э. Д. Микроэкономика /Пер. с англ. СПб.: Дельта, 2002.-587с.
3. Микро- и макроэкономика, практикум. СПб: АО Литера плюс, 2003.-498с.
4. Экономика предприятия в условиях рынка под ред. А. И. Руденко М.: Мир, 2000.-541с.
5. Экономика предприятия. под ред. А. И. Руденко. СПб: Дельта, 2002.-623с.
6. Экономика Фишер С., Дорнбуш Р., Р. Шмапензи. М.: ИНФРА, 2003.-643с.