Содержание:

Введение. 3

Инновации и их роль в развитии предприятия. 4

Сущность и понятие инноваций. 4

Влияние инноваций на уровень конкурентоспособности предприятий. 11

Инновационная деятельность предприятия. 15

Инновационная деятельность малых предприятий. 15

Исследование Центра экономической конъюктуры.. 19

Исследование Центра корпоративного предпринимательства. 23

Задачи подготовки нового производства. 27

Заключение. 31

Список использованной литературы: 32

Введение

Сегодня, когда с российского рынка ушли многие зарубежные конкуренты, отечественные товаропроизводители вступили в борьбу за потребителя между собой. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в этой борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.

С начала реформирования экономики России прошло более десять лет. Наиболее предприимчивые производственные субъекты относительно быстро сориентировались в рыночных условиях. Практически на всех адаптировавшихся к рынку предприятиях созданы отделы коммерции и маркетинга, которые осуществляют связь с потребителями; введены новые системы управленческого учета, направленные на выявление реальной картины финансово-экономического состояния предприятия. Вместе с тем, как показывает практика, для создания долгосрочной конкурентоспособности этого оказывается недостаточно. Одним из основных условий формирования конкурентоспособной стратегической перспективы промышленного предприятия может стать его инновационная активность.

По созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности руководство страны предпринимает различные шаги. В их числе реализация Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998 — 2000 годы, создание и начало работы в декабре 1999 года Правительственной комиссии по научно-инновационной политике и другие.

Производственные организации, в свою очередь, также пришли к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области инноваций.

Инновации и их роль в развитии предприятия

Сущность и понятие инноваций

Необходимо разграничить понятия «новшество» и «инновация». Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.

Другими словами, технологическое новшество является источником технологической инновации, которая приобретает такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. В свою очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке оно становится инновацией.

Инновации принято разделять на:

  • продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции
  • технологические, распространяющиеся на методы производства;
  • нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера, организационные, экономические формы хозяйственной деятельности

Согласно Проекту Федерального Закона «Об инновационной деятельности», инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Смысл состоит в том, что инновационная деятельность может осуществляться специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи (аренды) на рынке инновационных технологий. В то же время самый широкий круг предприятий занимается разработкой новых технологий в качестве вспомогательного направления для использования их в производстве продукции.

Процесс распространения инноваций называют диффузией технологий. Скорость диффузии зависит, в основном, от эффективности технологической инновации. Причем, чем больше число предприятий использовало данную инновацию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали. Более того, чем раньше предприятие начнет вести инновационную деятельность, тем быстрее (и дешевле) оно сможет догнать лидеров. В этой связи закономерно возникает необходимость выделения причин, связанных с инновационной активностью предприятий.

Актуальность осуществления технологических разработок обусловлена двумя группами изменений в среде функционирования предприятия, имеющих отечественную и международную природу. Иными словами, на предприятия оказывает давление внешний и внутренний рынок. Это давление выражается в изменении поведения потребителей; развитии рынков товаров и услуг и, как следствие, усилении конкуренции; общемировом развитии новых разнохарактерных технологий; глобализации спроса и предложения. Во всем мире инновации сегодня — это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания. Яркий пример тому, события на рынке мотоциклов в начале 1980-х годов. Когда компания Yamaha предприняла попытку атаковать компанию Honda, та в ответ вместо традиционного снижения цен выбрала инновационную стратегию и за восемнадцать месяцев выпустила на рынок 113 новых моделей мотоциклов, не оставив сопернику никаких шансов на успех.

Мировые тенденции в области развития технологий, на первый взгляд, кажутся далекими от российской действительности и не оказывающими существенного влияния на деятельность отечественных товаропроизводителей. Однако стремление России стать полноценным членом международной торговой системы вызывает необходимость приводить производимые товары и услуги в соответствие с мировыми требованиями. Так, введение в действие жестких экологических стандартов для производителей автомобилей в Европе, известные как «Евро-1, 2, 3», заставляет отечественных автомобилестроителей, хотя и с отставанием, учитывать эти требования при производстве своей продукции.

Международные товаропроизводители, в свою очередь, изменили требования отечественных потребителей к качеству товаров и услуг и оказали существенное влияние на формирование новых запросов и вкусов у них. Современные покупатели более образованы, более информированы и более требовательны. Они скептически относятся к рекламным объявлениям. Сегодня автолюбителей, например, привлекает машина только в том случае, если в ней есть климат- и круиз-контроль, подогрев сиденья и зеркал; любая домохозяйка не хочет обходиться без кухонного комбайна и стиральной машины-автомата; каждому школьнику и студенту нужен компьютер. Изменились не только жизненные нормы, но и стили. Современный мир отличается тем, что снижается производство стандартных товаров широко потребления. В наши дни становится все труднее найти два одинаковых галстука, два идентичных выходных платья или две похожие машины. Сегодня все чаще встречаются такие, к примеру, слоганы, как «индивидуальная мебель» или одежда «Не для всех» (Not for Everybody). Растущее, усиливающее многообразие рынков товаров и услуг означает, что стратегия многих продуктово-рыночных комбинаций становится все более дифференцированной. Это сокращает жизненный цикл товара, заставляет производить товары небольшими партиями, увеличивая при этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной для особых групп потребителей. Все эти процессы в совокупности приводят к необходимости постоянного обновления или совершенствования имеющихся товаров и предопределяют разработку новых технических решений. При этом конкуренция с каждым днем становится динамичнее. Одним из показателей ее динамики может служить время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка. Опыт успешно развивающихся компаний показывает, что сегодня выживает тот, кто умеет быстро реагировать на изменения и постоянно занимается инновациями.

Таким образом, изменение требований покупателей к качеству товаров и услуг, возрастающее многообразие новой продукции с одновременным сокращением времени ее выведения на рынок, усиление конкуренции, вызывают необходимость адекватного реагирования со стороны товаропроизводителей на изменения внешней среды.

Анализ промышленных предприятий, успешно ведущих инновационную деятельность, показывает, что основным побудительным мотивом для разработки инноваций является желание и стремление руководства вести стратегическую деятельность вообще и осуществлять инновационную в частности. Другими словами, на предприятии должен быть лидер-новатор, который готов выделить ресурсы на разработку новой продукции и постоянно заинтересовывать в инновациях весь персонал. Из мирового опыта нам известно, что стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из General Electric, привело их компании к мировому лидерству.

Другим основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие имеет важное значение, так как на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные». И большинство неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды. Обобщая эти и другие условия, отметим, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

  • интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия)
  • материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей)
  • финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);
  • кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами)
  • инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки)
  • иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности

От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как «меру готовности» выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Практика показывает, что далеко не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии, несмотря на постоянное возрастание значения инноваций. Некоторые виды и формы хозяйственной деятельности, скажем малые фармацевтические предприятия, неспособны самостоятельно разрабатывать новые лекарственные препараты. А предприятиям, находящимся в полном упадке или на стадии банкротства, просто не имеет смысла модернизировать производство. Отсюда следует необходимость выделения условий, при которых предприятиям полезно разрабатывать новые товары. Такими критериями являются: угроза устаревания существующих продуктов; возникновение новых потребностей у покупателей; смена вкусов и предпочтений потребителей; сокращение жизненного цикла товаров; ужесточение конкуренции. Среди внутренних факторов, при которых возрастает эффективность инноваций, можно назвать: способность руководства и персонала выделять и оценивать экономические, социальные и технологические изменения во внешней среде; ориентация руководства на долгосрочную перспективу и наличие четких стратегических целей; развитая система сбыта и маркетинга, способная исследовать и оценивать рыночные тенденции; осуществление непрерывного поиска новых рыночных предложений; умение анализировать и реализовывать новые идеи.

Оценивая инновационный потенциал своего предприятия, руководитель определяет свои возможности ведения инновационной деятельности, т.е. отвечает для себя на вопрос, «под силу» ли предприятию внедрение инноваций.

Следующим шагом на пути к организации инновационной деятельности на предприятии должна стать выработка инновационных целей. Такими целями могут быть: повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся изделий или создания принципиально нового продукта; сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и т.п. на основе использования новых технологий.

Здесь предприятиям следует принять важное стратегическое решение: приобретать инновации на стороне или разрабатывать самостоятельно. В первом случае предприятие, как правило, устанавливает стратегическое партнерство со специализированной научно-исследовательской или конструкторской организацией. При этом следует иметь ввиду, что единовременное приобретение технологии потребует аккумулирования значительных финансовых средств за достаточно короткий срок. Для наиболее эффективного использования финансовых вложений потребуется тщательное сканирование рынка новых технологий и детальный анализ базы данных организаций, специализирующихся на инновационных технологиях.

Во втором случае целесообразным представляется создание собственного научно-исследовательского инновационного подразделения. По сравнению с приобретением новой технологии такой подход позволяет избежать крупных единовременных затрат, так как суммы инвестиций растянуты во времени. Вместе с тем, новое подразделение, в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, можно создать посредством реорганизации службы главного технолога или конструкторского отдела.

Многие из отечественных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на мировом уровне, пошли по пути зарубежных компаний и создали в своем составе специализированные инновационные подразделения (по аналогии с отделами R&D — Research & Development). Такой подход позволяет, во-первых, приблизить научно-исследовательский поиск к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя. Во-вторых, привлечь высококвалифицированные научные кадры и, в-третьих, быть более уверенными в сохранении коммерческой тайны. В соответствии с Федеральным законом РФ «О науке и научно-технической политике» (ст. 5) самостоятельные научно-исследовательские организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, могут получить свидетельство о государственной аккредитации, дающее право на предоставление налоговых и иных льгот, установленных законодательством РФ. Одним из первых шагов к созданию собственного инновационного подразделения может стать посещение предприятий, имеющих в своем составе специализированное инновационное подразделение («научно-технологический институт» внутри предприятия), с целью ознакомления с их опытом развития.

Основное назначение инновационного подразделения заключается в проработке различных научно-технических идей по достижению поставленной инновационной цели. На основе таких идей разрабатываются и принимаются технические решения. В виде отчета эти решения могут использоваться как техническое задание для инновационного проекта.

Под инновационным проектом принято понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии. Так, регулярное обновление ассортимента производимой продукции можно получить путем создания нового продукта, а также путем внесения изменений в техническую характеристику или в упаковку уже реализуемых товаров.

По своей научно-технической значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдоинновации. К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера (форма, цвет) изменения устаревших поколений техники и технологии, которые по своей сути тормозят технический прогресс. За этим разделением стоят два типа инновационных процессов: пионерный и догоняющий.

Стратегия «пионера» или «первопроходца» означает, что компания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, появления новых финансовых инструментов и т.п. Современный мировой опыт показывает, что стратегия «пионера» связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопределенностью как самой разработки, так и реакции рынка на новое изобретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже.

С точки зрения долгосрочной перспективы наиболее продуктивны инвестиции в сектор новых технологий. Объекты этих инвестиций дают самую большую «кумулятивную отдачу». Однако, в связи с повышенным риском часто наиболее предпочтительными оказываются инвестиции в растущие и зрелые технологии. Наиболее эффективным и менее рискованным решением считается создание инновационного портфеля, состоящего из определенного набора продуктов-лидеров и продуктов-последователей. Результатом этого этапа должна стать выработка инновационных проектов по достижению отобранных инновационных решений. Для большей ясности здесь следует обратиться к теории инновационного менеджмента и рассмотреть концепцию жизненного цикла товара на рынке.

Развитие разнохарактерных технологий, как известно, существенно сократило время появления на рынке товара-последователя. Если в начале 1960-х годов жизненный цикл технологии составлял в среднем десять лет, то в середине 80-х он уже сократился до двух лет, а в последнее десятилетие время воспроизведения последователями новой продукции, скажем в малотоннажной химической промышленности, равняется, по оценкам компаний, шести месяцам. Динамичное сокращение жизненного цикла товаров заставляет производителей постоянно совершенствовать предлагаемые продукты и, как отмечают зарубежные экономисты, забыть те времена, когда лидеры рынка могли спокойно довольствоваться достигнутыми однажды результатами. Меньше чем через год после того, как компания Apple представила на рынок первый персональный компьютер, в отрасли конкурировали десять поставщиков. Через восемь лет их было уже более пятисот. Бурное развитие мультимедийных технологий служит ярким примером того, как в современном, стремительно развивающемся мире, новая технология может коренным образом изменить ситуацию на рынке. Microsoft является ярким представителем компаний нового поколения, которая стремительно став гигантом рынка, сегодня открыто заявляет о своих опасениях касательно будущего фирмы. Этот пример — еще одно подтверждение тому, что с течением времени активная жизнь большинства технологий на рынке значительно сокращается и для изделий рано или поздно наступает время заметного снижения объема реализации.

Период времени между появлением новации и ее воплощением называется инновационным лагом. Процесс от зарождения идеи и создания нового продукта до снятия его с производства в связи с устареванием принято называть процессом управления ассортиментом выпускаемой продукции. Промышленные предприятия в процессе управления номенклатурным набором производимых и продаваемых товаров и услуг руководствуются, в основном, концепцией жизненного цикла изделия на рынке, опираясь при этом на такие факторы, как: динамика объема реализуемой продукции, уровень нормы и массы прибыли, получаемой при этом. Согласно концепции жизненного цикла выделяют стадии: появления, роста, зрелости, насыщения и спада.

Когда на рынке появляется новый продукт (или услуга), конкуренты-последователи настораживаются, так как уровень провала только что введенных на рынок изделий, по разным оценкам, колеблется от 30 до 60 процентов. При появлении спроса на новый продукт со стороны потребителей в течение первых нескольких месяцев (или лет) наблюдается расширенный рост объема сбыта и, как правило, повышенный интерес со стороны конкурентов. Период роста в жизненном цикле продукта характеризуется значительным увеличением объема сбыта, прибыли и конкуренции соответственно.

В конце концов, уровень восприятия рынка и объем продаж достигает пиковой отметки. Объем сбыта может все еще продолжать свой рост, однако его темпы начинают сокращаться, в результате чего снижается норма прибыли. Это период усиления конкуренции за сбыт продукции, объем реализации которой значительно падает, так как продукт начинает морально устаревать и потребители переключаются на новый продукт (услугу).

Когда рынок достигает стадии зрелости, последователи начинают уходить с рынка. Объем продаж и норма прибыли значительно сокращаются. На стадии насыщения число конкурентов стабилизируется, так как многие уже ушли с рынка. Стратегия продвижения изделия концентрируется, в основном, на переманивании потребителей у конкурентов, а не на расширении рынка сбыта, так как потенциальный рынок уже насыщен.

С наступлением фазы спада резко возрастает число компаний, покидающих рынок данного товара. Они уходят для того, чтобы инвестировать свои средства в товары, которые завтра будут отвечать новым, изменившимся требованиям покупателей. И те, кто будут одними из первых на рынке нового товара, у них, соответственно, больше шансов завоевать значительную его долю.

Таким образом, анализ стратегического поведения инновационного продукта на рынке показывает, что промышленным предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг развития науки и техники для внедрения последних достижений в этих областях в производственный процесс и своевременного отказа от используемой устаревшей продукции и технологии ее производства. Источниками информации о среде могут служить отраслевые конференции, специализированные газеты и журналы, сеть научной информации (например, STN International), профессиональные совещания, деловые отчеты, личный опыт и другие каналы.

Результаты, полученные при исследовании перспектив в области научно-технического и технологического прогресса, являются ключевыми для разработки общей стратегии предприятия на рынке. Успех зависит от определения момента, когда нужно вовремя ввести на рынок новый продукт и уйти с рынка устаревшей технологии. Для снижения риска целесообразно иметь набор продуктов, находящихся на разных этапах жизненного развития.

В теории управления процесс формирования стратегии осуществляется, как правило, на основе портфельного анализа. С помощью этого инструмента оценивается вся хозяйственная деятельность предприятия с целью распределения инвестиционных ресурсов: вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления развития и сокращения инвестиций в неэффективные проекты. В результате проведения портфельного анализа компания дает оценку конкурентоспособности основных продуктов, определяет размеры вложений капитала в каждое подразделение. Для каждого отдельного продукта разрабатывается отдельный инновационный проект.

Здесь может произойти противопоставление целей одних проектов общим целям развития компании, что, в свою очередь, приведет к несовпадению стратегии отдельных подразделений и общей корпоративной стратегии. Во избежание подобной ошибки к формированию инновационной политики в промышленной организации необходимо применять комплексный подход. Применение этого метода, во-первых, исходит из того принципа, что к формированию инновационных проектов необходимо подходить, как к составной части общей стратегии развития промышленного предприятия. Во-вторых, применение комплексного подхода к разработке и реализации инновационных проектов предполагает взаимоувязанную и скоординированную работу всех подразделений. В-третьих, это несет в себе и так называемый синергетический эффект. Синергию, как позитивный эффект комбинирования отдельных частей, можно получить путем совместного использования зданий, земельных участков; организации общего процесса исследования; обменом опыта и прочее.

Таким образом, выбор той или иной стратегии определяется внешними условиями, в то время как ее реализация зависит от внутренней организации и выполнения каждого вида деятельности. Новые задачи требуют установления новой системы связей как между уровнями управления, так и между подразделениями. Для эффективной реализации инновационных проектов необходимо создать специальную структуру, которая обеспечила бы устойчивость связей и надежное функционирование системы в целом. Для реализации поставленной задачи необходимо: определить соответствие имеющейся организационной структуры принятым к реализации инновационным проектам; провести необходимые изменения в части распределения прав и ответственности и согласовать информационные и финансовые потоки.

Этап организационно-структурных изменений можно считать заключительным этапом на пути к формированию принципиально новой корпоративной стратегии предприятия. К стратегическому планированию следует подходить по принципу того, что назначение маркетинга состоит в удовлетворении текущих требований покупателей, а инновации — будущих. Поэтому разработка стратегического поведения должна включать анализ перспектив в области научно-технического и технологического прогресса, обзор состояния отрасли в целом и перспективных планов предприятий-конкурентов в частности. Цель этой части формирования стратегического плана состоит в изучении внешних условий ведения бизнеса с тем, чтобы выявить угрозы и возможности, которые могут возникнуть во внешнем окружении по отношению к предприятию и определить направления дальнейшего развития. Далее следует оценить внутренний потенциал организации относительно своих конкурентов. Здесь выявляются сильные и слабые стороны предприятия с тем, чтобы использовать благоприятные преимущества и одновременно избежать предстоящих трудностей.

Состав и роль новых продуктов в повышении конкурентоспособности предприятия отражаются в инновационной программе.

В Проекте закона «Об инновационной деятельности» инновационная программа определяется, как комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий). По уровню реализации выделяют федеральные, межгосударственные, региональные и межрегиональные инновационные программы. Хотя в этой классификации должен быть представлен и микроуровень — промышленные предприятия, так как у каждого из них может быть своя инновационная программа, которая, в свою очередь, преумножает и является совокупной частью национального научно-технического потенциала.

Влияние инноваций на уровень конкурентоспособности предприятий

Конкуренция и инновационная деятельность взаимосвязаны. Производители и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предприятия, первые освоившие инновации, имеют возможность снижать издержки производства и, соответственно, стоимость реализуемых товаров, следствием чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с субъектами рынка, предлагающими аналогичные товары.

Таким образом, выживаемости субъектов рынка в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность. Конкуренция и инновации диалектически взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как,

·         во-первых, конкуренция – главный фактор восприимчивости субъекта рынка к техническим новинкам

·         во-вторых, конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям и могут удовлетворить их потребности

·         в-третьих, конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка с целью удержания потребителей

·         в-четвёртых, конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства

·         в-пятых, конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на желания потребителей

·         в-шестых, конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится

Конкурентоспособность предприятия включает в себя комплекс экономических характеристик, которые определяют его положение в отрасли, например, характеристики товара, факторы, формирующие экономические условия производства и сбыта продукции.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия соотносятся между собой как часть и целое. Конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности продукции и от совокупности экономических методов деятельности предприятия, отражающихся на результатах этой деятельности.

На уровень конкурентоспособности предприятия важное воздействие оказывают инновации. Для обеспечения конкурентных преимуществ необходимо выявить факторы, воздействующие на отношение потребителей к предприятию и его продукции. Эти факторы можно систематизировать следующим образом:

·         коммерческие условия;

·         организация сбытовой сети;

·         организация технического обслуживания продукции;

·         представление о предприятии со стороны потребителей;

·         воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение предприятия на рынке.

Организационными мерами, направленными на повышение конкурентоспособности предприятия, могут быть следующие:

·         обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке

·         изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя

·         выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с заменителями

·         выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами и использование этих результатов

·         определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик

·         выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции

·         нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, особенно инновационной

·         дифференциация продукции

Следовательно, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия.

Поэтому конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности системы управления инновациями.

Чтобы быть конкурентоспособным, предприятию необходимо применять высокоэффективные формы, системы и модели управления инновационной деятельностью. Эти системы управления способствуют постоянному улучшению качества выпускаемой продукции и обеспечивают повышение уровня удовлетворенности потребителей.

Инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя. Уровень качества продукции обеспечивается эффективным управлением инновационной деятельностью. Процесс формирования качества обеспечивается использованием инноваций на предприятии.

Конкурентоспособность товара означает соответствие товара условиям рынка, конкретным запросам потребителей по качественным, техническим, экономическим, эстетическим, коммерческим характеристикам и условиям его реализации, таким как цена, сроки поставок, каналы сбыта, сервис, реклама.

Для оценки конкурентоспособности предприятия необходимо решать следующий перечень вопросов:

·         располагает ли данное предприятие продукцией, хорошо продаваемой на рынке?

·         каковы тенденции рынка сбыта продукции, занимаемого данным предприятием?

·         располагает ли предприятие инновационной продукцией?

·         располагает ли оно конкурентоспособной продукцией?

·         располагает ли оно собственными торговыми представительствами?

·         имеет ли предприятие ведущее положение на рынке?

·         имеет ли свой рынок в данной отрасли промышленности?

·         является ли его марка популярной?

·         в какой степени развита инновационная деятельность на предприятии?

Управление инновационной деятельностью состоит из элементов, оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности предприятия (рисунок 1).

Элементы системы управления инновационной деятельностью предприятия

Рисунок 1

 

Управление инновациями представляет собой органическое сочетание экономических, правовых, и других факторов, формирующих конкурентные преимущества, в котором инновация подразделяются на 2 группы:

·         функциональные

·         системные

К функциональным относятся инновации, затрагивающие задачи одной функции управления и не требующие структурных изменений системы. К системным относятся инновации, которые затрагивают не одну, а несколько функций управления и вызывают необходимость внесения изменений в содержание элементов системы. Системные инновации более эффективны как по масштабу воздействия на конкурентоспособность предприятия, так и по величине экономических результатов.

Важно оценить степень влияния системных и функциональных инноваций на конкурентоспособность предприятия. Для этого необходимы соответствующие методические рекомендации.

Рассматривая различные определения конкурентоспособности можно сделать методически важный вывод о том, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Поэтому для обеспечения конкурентоспособности необходимо постоянно заботиться об эффективном использовании всех видов ресурсов.

Следует отметить, что конкурентоспособность на является имманентным качеством предприятия. Это означает, что конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к данной отрасли, либо предприятий, выпускающих аналогичные товары.

При оценке конкурентоспособности предприятия возникает несколько проблем:

1) выбор базовых объектов для сравнения, т.е. выбор предприятия-лидера в отрасли.

Предприятие-лидер должно, на наш взгляд, обладать следующими параметрами:

- соизмеримость характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью,

- соизмеримость сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция,

- соизмеримость фазы жизненного цикла, в которой функционирует предприятие.

В противном случае сравнение будет некорректным.

2) выбор критериев продуктивности использования ресурсов предприятия, предполагающих наибольшую отдачу, наилучший результат на единицу совокупных ресурсов предприятия (рентабельность).

Необходимо оценивать конкурентоспособность за длительный период, в течение которого могут быть достигнуты стратегические, а не тактические цели предприятия.

3) возможность сбора информации о рынке.

Искажение информации может создать впечатление о невысоком уровне продуктивности использования ресурсов предприятием-конкурентом.

Для оценки конкурентоспособности предприятия более предпочтителен подход И.Ансоффа, который определяет понятие конкурентного статуса как позицию в конкуренции, своеобразный измеритель положения на рынке.

При данном подходе необходимо определить соотношение фактической и базовой продуктивности использования ресурсов. И.Ансофф определяет данный показатель как рентабельность стратегических капитальных вложений, откорректированную на степень «оптимальности» стратегии предприятия и степень соответствия потенциала предприятия этой оптимальной стратегии.

Для определения факторов стратегий и факторов возможностей И. Ансоффом предлагаются наборы типовых факторов и характер их влияния на рост объемов производства и рентабельность предприятия.

Если КС = 1, то предприятие сможет обеспечить себе исключительно сильный конкурентный статус и будет одним из самых эффективных. Если хотя бы один из показателей конкурентного статуса равен нулю, то предприятие не получит прибыли. Предлагаются следующие градации конкурентного статуса предприятия:

О < КС < 0,4   слабая позиция

0,5 < КС < 0,7 средняя позиция

0,8 < КС < 1,0 сильная позиция

Таким образом, конкурентный статус должен отвечать на следующие вопросы:

·         обеспечены ли в полном объеме ресурсами возможности предприятия для захвата лидирующих позиций в отрасли;

·         достаточно ли благоприятны и в какой мере используются предприятием условия внешней среды для создания и поддержания на высоком уровне конкурентоспособности предприятия.

На основании вышеизложенного следует вывод о том, что инноваций на конкурентоспособность предприятия заключается в том, что они предполагают изменение элементов системы управления предприятием, формируя ему конкурентные преимущества.

Инновационная деятельность предприятия

Инновационная деятельность малых предприятий

Наряду с крупными, в инновационной деятельности всегда существенную роль играли малые предприятия и компании. В развитых странах они находятся на острие научно-технического прогресса. Даже в тех отраслях, где риск и неопределенность получения результатов максимальны, малый инновационный бизнес, потребляя от 2 до 5% общего объема затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений. Так, и в США, и в Западной Европе малый бизнес является лицензиаром почти 50% нововведений на мировом рынке.

По официальной статистике, в России число малых предприятий в 1997 году насчитывало почти 50 тыс., к концу 1999-го их число возросло до 900 тыс., а количество занятых работников составляет около 7 млн человек. Однако далеко не все из них заняты научно-производственной деятельностью. Эволюция российских малых предприятий, формирование которых началось на первых этапах реформ, идет таким образом, что большинство из них включились в торговую и посредническую деятельность, и только очень небольшая часть занята в сфере науки и инноваций. Удельный вес российских малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в настоящее время, составляет всего 6%.

На первом этапе своего развития малый инновационный бизнес обеспечил себе прочное место в НИОКР, причем это практически сразу сопровождалось получением конкурентоспособной продукции и выводом ее сначала на внутренний, а затем и на внешний рынок. Возможность быстрого реагирования на его требования, мобильность и экономичность делают такую организационно-структурную форму, как малое предприятие, наиболее предпочтительной при освоении целого ряда новшеств.

Малые инновационные организации в России – это не только объективная реальность, но и важный фактор государственной научно-технической политики. Ограниченные экономические возможности государства в краткосрочной и среднесрочной перспективе не в состоянии обеспечить устойчивое развитие научно-технической сферы, причем достаточно реально дальнейшее, примерно трехкратное сокращение государственных ассигнований на развитие гражданской науки и техники. Это означает, что перспективы развития науки и технологий уже не могут быть всецело связаны с государственным бюджетом и будут в основном определяться спросом на исследования и разработки со стороны негосударственного сектора экономики. Поэтому государству от отдельных акций по спасению важнейших предприятий и организаций научно-технической и производственной сферы следует переходить к целенаправленной работе по усилению роли мелких и средних наукоемких фирм, частнопредпринимательского инновационного сектора.

Малые инновационные предприятия в России в настоящее время действуют в сфере разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований, в области «улучшающих» нововведений, т.е. в основном заняты модернизацией продукции, производимой крупными предприятиями и имеющей хорошие рыночные перспективы. Именно поэтому они могли бы оказать существенное влияние на улучшение качества и повышение конкурентоспособности производимой продукции. Малые предприятия, созданные специалистами научно-исследовательских институтов, крупных НПО и функционирующие по сути как их необходимые партнеры, занимаются, в зависимости от текущих потребностей, исследованиями, разработками и даже производством. Основное приложение сил таких фирм ориентировано на оказание научно-инженерных услуг.

Сейчас, когда операции купли–продажи и финансовые операции на валютных рынках не дают высокой доходности, можно предполагать, что инновационная деятельность будет становиться все более привлекательной для квалифицированных специалистов, покинувших большую науку и наукоемкие производства. Однако пока этому препятствует целый ряд обстоятельств, в числе которых несовершенство законодательной базы, прежде всего налоговой, и практически полное отсутствие инфраструктуры, необходимой для успешной деятельности малых предприятий инновационного профиля, информационной поддержки, а также трудности с получением банковских кредитов, высокая арендная плата за помещения в крупных городах и т.п.

Во всех развитых странах для поддержки малого бизнеса используются следующие меры экономической и бюджетной политики:

  • включение затрат на НИОКР частного сектора в себестоимость продукции;
  • списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации
  • применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях, привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий
  • льготное кредитование научных разработок и долевое финансирование крупных проектов
  • безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий (в первую очередь для мелкого и среднего бизнеса, а также для создания научной инфраструктуры в регионах)

Этот набор методов адресован частному бизнесу и носит универсальный характер. Применяя их в той или иной последовательности и комбинации, правительства новых индустриальных государств, используя постоянно или временно действующие скидки на суммы средств, вложенных в первую очередь малыми компаниями в исследования и разработки, добиваются желаемого результата – роста производства, компенсирующего потери бюджета от недобора налогов.

Кроме налоговых льгот для малых предприятий важны система информационного обеспечения; возможность получить доступ к информационным базам для поиска нужного продукта; пакет услуг технологического аудита и маркетинга, начиная от коммерческой оценки технической идеи и кончая созданием опытных образцов, исследованиями рынков сбыта; помощь в покупке и продаже соответствующих лицензий на основной вид продукции и сопутствующие технологии. Большую роль в поддержке малого инновационного предпринимательства может сыграть создание инновационных центров и «инкубаторов фирм», которые уже получили широкое распространение за рубежом.

Инновационные центры оказывают услуги по подбору продукции определенного назначения, обладающей наивысшим техническим уровнем или потребительскими характеристиками; осуществляют так называемый технологический аудит различных разработок. Подобранные инновационными центрами проекты могут быть использованы для улучшения качества производимой продукции, выпуска новых конкурентоспособных изделий. Для соблюдения законных прав патентообладателей, заключения лицензионных договоров и соглашений привлекаются специалисты в области охраны промышленной собственности. Инновационные центры могут также оказывать малым предприятиям такие услуги, как оценка идеи с точки зрения ее эффективности при коммерциализации, потенциального рыночного и технического риска; разработки бизнес-плана; помощи в поиске и привлечении венчурного капитала; организации опытного производства.

Учитывая большую степень неопределенности результата и риска инновационной деятельности, важное значение придают созданию «инкубаторов фирм». Они специализируются на оказании вновь создаваемым фирмам целого комплекса льгот и услуг с целью снижения объемов требуемых первоначальных капиталов обычно на срок от 3-х до 5-ти лет. В их числе льготы на оплату помещений, проведение бухгалтерских и расчетных работ; помощь в технической проработке проекта, организации рекламных услуг, продвижении продукции, подготовке руководителей и специалистов компании. Только после такого «инкубационного» облегченного периода существования фирма пускается в самостоятельное плавание.

Подобные инновационные центры и фирмы создаются в системе Минпромнауки России и пока еще только приступают к активной деятельности. Предприняты попытки создания отдельных венчурных фондов и компаний. В настоящее время существует не более двух – трех десятков российских консалтинговых фирм, специализирующихся в области поиска и коммерциализации высоких технологий, причем реально действующими являются лишь единицы. Все эти компании базируются в Москве.

За рубежом, практически во всех развитых индустриальных странах, есть система государственного стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий. Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности страны, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования. Поддержкой и обучением сотрудников малых предприятий занимается Ассоциация содействия развитию промышленности (APRODI), созданная при Министерстве промышленности и торговли Франции. Специальное акционерное общество SOFARIS (Societe Francaise de Garantie des Petits et Moyennes Enterprises), включающее 12 региональных агентств и коммерческие банки, располагая капиталом почти в 2 млрд франков, оказывает помощь малым предприятиям по линии модернизации оборудования и международной кооперации, а также имеет специальный фонд для кредитования их исследовательских проектов, разработок новых продуктов и выведения их на рынок. Во Франции существует также региональная сеть внедренческих центров и организаций, трансфертных центров по передаче технологий и фирм типа упоминавшихся «инкубаторов» технологий.

Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности. За годы реформ, благодаря продуманной государственной политике, Китай осуществил чрезвычайно быстрый переход от общества консервативного промышленного уклада к обществу высокой науки и технологий.

Однако, несмотря на достаточно обширный положительный зарубежный опыт, целостная система поддержки российского малого бизнеса пока фактически отсутствует. В настоящее время достаточно полезной для информационного обеспечения малых предприятий может оказаться деятельность Роспатента. Как известно, патенты содержат сведения не только о существе высокотехнологичных пионерных изобретений, но и об их владельцах, о фирмах-соперниках на рынке аналогичных товаров; о странах, лидирующих в определенной предметной области и поэтому рассматриваются во всем мире как источник не только технической, но и важнейшей предпринимательской информации стратегического значения. На основе уже сложившейся в Роспатенте системы оказания услуг информационного характера, специально для малых предприятий инновационной сферы возможно проведение следующих мероприятий, ориентированных на повышение уровня, качества и конкурентоспособности отечественной продукции:

·         обоснование перспективности выбранного направления или объекта производства, научно-технического проекта или программы в случае новых инвестиций в производство

  • определение технического уровня разрабатываемой и производимой продукции и ее конкурентоспособности на основе патентной информации
  • подбор изделий и технических объектов для конкретного технического направления или вида производства, удовлетворяющих условиям высокого технического и потребительского уровня
  • определение патентно-лицензионной ситуации и условий возможного экспорта конкретного вида продукции
  • проведение стоимостной или оценки коммерческой значимости интеллектуальной собственности для ее учета в составе нематериальных активов фирм и предприятий, а также при заключении контрактов о продаже лицензий, ноу-хау, иной технической документации

Таким образом, помощь Роспатента может оказаться чрезвычайно полезной в части анализа и отбора для реализации инвестиционных проектов и программ; при создании новых предприятий и производств, а также для сложившихся уже производственных структур, желающих упрочить свое положение на потребительском рынке и производить продукцию, соответствующую мировому уровню. Принятие важнейших решений, касающихся производства и сбыта, в зарубежных фирмах происходит только после экономической конкурентной разведки, проводимой также с использованием патентной информации. Однако весь накопленный в патентном ведомстве опыт по определению наиболее перспективных технологий, их правовой охраны и возможностей использования даже без приобретения лицензий пока остается невостребованным.

Несмотря на то, что широкомасштабная деятельность по коммерциализации технологий и поддержке малого инновационного предпринимательства в России ведется явно недостаточно, средства достижения цели известны, а примеры для подражания – перед нашими глазами. Остается только воплотить их в жизнь и надеяться, что малые инвестиционные предприятия смогут играть значительную роль в подъеме российской экономики.

Исследование Центра экономической конъюктуры

Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации совместно с территориальными комитетами государственной статистики провел в I полугодии 2003 года очередное выборочное конъюнктурное обследование инновационной деятельности промышленных предприятий России.

В ходе опроса выявлялись и обобщались мнения руководителей предприятий об основных целях и результатах инновационной деятельности, источниках финансирования, а также факторах, сдерживающих внедрение нововведений на предприятиях различных отраслей промышленности, форм собственности и численности занятых.

В обследовании приняли участие свыше 700 предприятий 11 укрупненных отраслей промышленности из 23 регионов России.

Под инновационной деятельностью в обследовании подразумевается деятельность организации, направленная на разработку и внедрение новых или значительно усовершенствованной продукции и технологий.

Основные итоги

Результаты обследования промышленных предприятий свидетельствуют о том, что с ростом предпринимательской активности в отрасли в I полугодии 2003 года наблюдалось некоторое оживление инновационной деятельности. Так, с 26% во II полугодии 2002 года до 32 % в I полугодии 2003 года возрос удельный вес предприятий, осуществляющих инновации.

Среди обрабатывающих отраслей промышленности самая высокая доля инновационно-активньгх предприятий по-прежнему сохранялась в машиностроении и металлообработке - 47% предприятий, а также химической и нефтехимической промышленности - 36% предприятий (во II полугодии 2002 года соответственно35% и 38%).

Возросли масштабы инновационной деятельности и в других отраслях, ориентированных на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. В частности, в I полугодии в пищевой и легкой промышленности доля инновационно-активных предприятий составила 27% (против 20% во II полугодии 2002 года). За этот же период увеличилась на 10 процентных пунктов (п.п.) и составила 33% доля инновационно-активных организаций в промышленности строительных материалов.

Более высокая инновационная активность характерна для крупных промышленных компаний с численностью занятых свыше 3000 человек, где до 60% предприятий осуществляют нововведения. Предприятия этой группы лучше обеспечены собственными финансовыми средствами, обладают более высоким научно-техническим потенциалом, зачастую имеют собственную исследовательскую базу и более квалифицированный персонал.

Для инновационно-активных предприятий характерен более высокий спрос на выпускаемую продукцию, которая поставляется не только на внутренний рынок, но и на внешний. Так, в целом по выборке, на внешний рынок выходят около 60% промышленных предприятий обрабатывающих отраслей, среди инновационно-активных промышленных предприятий - более 70%. Рост спроса на промышленную продукцию на внешнем рынке в I полугодии 2003 года в целом по выборке отмечен у 9% организаций, у инновационно-активных предприятий этот показатель выше - 18% организаций.

При заключении экспортных сделок предприятия, активно внедряющие инновации, также имеют заметное преимущество. В первой половине 2003 года 15% из них увеличили объем экспортных сделок, для 50% объем остался неизменным, у 17% предприятий объем экспортных сделок сократился. Для промышленности в целом эти показатели ниже - соответственно - 9%, 36% и 11% организаций.

Высокая конкуренция на рынке отечественных товаропроизводителей вынуждает предприятия внедрять инновации. Так, по мнению респондентов, мотивацией проведения инноваций для 76% промышленных предприятий в I полугодии 2003 г являлась высокая конкуренция на внутреннем рынке (во II полугодии 2002 года - 72%).

Значима и конкуренция на внешнем рынке. В частности, в I полугодии, также как и ранее, более чем для 40% промышленных предприятий конкуренция на внешнем рынке была побудительным мотивом инновационной деятельности.

Во многом инновационной активности способствуют требования предприятий-смежников и заказчиков. Так, возросла с 35% во II полугодии 2002 года до 44% в I полугодии текущего года доля промышленных предприятий, которым предприятия - смежники и заказчики предъявляют требования обновления производства.

Для 36% промышленных фирм побудительным мотивом проведения инновационных мероприятий в I полугодии 2003 года служило наличие собственных научно-технических разработок (против 32% во П полугодии 2002 года).

Вместе с тем, слабое воздействие на инновационную деятельность промышленных предприятий оказывают государственные программы в данной области. Так, по мнению большинства (95%) опрошенных руководителей, «участие в программах государственной поддержки» не оказало значимого воздействия на инновационную активность предприятий.

Продукция инновационно-активных предприятий обладает более высокой конкурентоспособностью на товарных рынках как внутри страны, так и на рынках других стран. Современный уровень конкурентоспособности промышленной продукции пока нельзя назвать высоким, однако внедрение технологических инноваций укрепляет позиции отечественного промышленного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Результаты инновационной деятельности промышленных предприятий

Основным результатом инновационной деятельности промышленных организаций в I полугодии 2003 года предприниматели так же, как и ранее, считают повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции(80% инновационно-активных предприятий), а также освоение новых видов продукции (78%).

На каждом втором обследованном предприятии в I полугодии 2003 года (как и во II полугодии 2002 года), отмечено снижение себестоимости продукции за счет внедрения инновационных мероприятий.

Вместе с тем следует отметить, что практически не изменился по сравнению со II полугодием 2002 года удельный вес организаций, у которых зафиксирован рост объема продаж инновационной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

На внутреннем рынке лучшие результаты по росту объема продаж инновационной продукции в I полугодии 2003 года наблюдались на предприятиях промышленности стройматериалов (49% инновационно-активных предприятий), химической и нефтехимической промышленности (41%), пищевой промышленности (39%).

Заметное продвижение инновационной продукции отечественного производства на зарубежные рынки отмечено в отчетном периоде только в химической и нефтехимической промышленности (45% организаций в I полугодии 2003 года против 26% во П полугодии прошлого года).

Снизилась по сравнению со П полугодием 2003 года на 4 п.п. доля предприятий, у которых зафиксирован рост прибыли за счет реализации инновационной продукции. В целом по выборке удельный вес таких инновационно-активных предприятий составил 36%.

Наиболее высокие показатели роста прибыли от внедрения инноваций отмечены в химической и нефтехимической промышленности (44% инновационно-активных: предприятий), а также в промышленности строительных материалов (41%).

Практически каждому четвертому инновационно-активному предприятию в результате внедрения современных технологий удалось снизить вредные выбросы в окружающую среду.

Затраты на инновационную деятельность. Источники финансирования инновационной деятельности

Уровень технологического развития отрасли в немалой степени оценивается по объему расходов, выделяемых на научные исследования и разработки. Среди обрабатывающих отраслей промышленности наиболее высока доля предприятий, затративших в I полугодии на инновации до 5% от общего объема реализованной продукции, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности -46% инновационно-активных предприятий, пищевой отрасли - 26%, в химической и нефтехимической промышленности - 22%.

Наименьшие затраты на инновации осуществляют предприятия легкой промышленности.

Главным источником финансирования инновационной деятельности для большинства (89%) промышленных предприятий, по оценкам респондентов, остаются собственные финансовые средства.

Возросла доля промышленных организаций, использующих кредиты коммерческих банков для финансирования инноваций - с 25% во II полугодии 2002 года до 42% в текущем периоде.

Среди предприятий различных отраслей промышленности кредитные средства чаще использовали предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (свыше 70% инновационно-активных предприятий), химии и нефтехимии, промышленности строительных материалов (по 60%), пищевой промышленности (40%) и реже - в легкой промышленности (13% инновационно-активных предприятий отрасли).

Наиболее интенсивно - почти в три раза (с 5% до 14%) возросла доля промышленных предприятий, использующих для финансирования инновационной деятельности средства заказчиков. Более активными в использовании средств заказчиков были предприятия химической и нефтехимической промышленности (22%), а также легкой промышленности (18% организаций).

Доля бюджетных средств в инновационных затратах предприятий остается невысокой и не превышает 5%. Среди предприятий обрабатывающих отраслей в отчетном периоде государственное финансирование НИОКР было отмечено только в химической и нефтехимической промышленности (9% предприятий), а также в машиностроении и металлообработке (5%).

Иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной деятельности по-прежнему не имели широкого распространения на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности. Только на незначительном количестве предприятий машиностроения и металлообработки (3% организаций) инновационная деятельность в I полугодии 2003 года осуществлялась с участием иностранного капитала.

Наибольшая доля инновационных затрат в промышленности (40%) связана с приобретением новых машин, оборудования и установок, необходимых для технологического обновления производства. Больше, чем в среднем по совокупности обследованных предприятий, расходуется средств на закупку оборудования в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 55% от общего числа организаций, осуществляющих инновации, легкой промышленности (50% предприятий).

На научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы приходится 16%-18% всех затрат на инновации. Выше, чем в среднем по отрасли, доля затрат на НИОКР в легкой промышленности (24%), машиностроении и металлообработке (18%). Пятая часть затрат (21%) направляется предприятиями на освоение и внедрение нововведений.

Остается невысокой доля затрат на маркетинговые исследования рынка инновации, а также на правовую защиту НИОКР (по 6% организаций).

Факторы, сдерживающие инновационную деятельность

Среди факторов, ограничивающих инновационную деятельность, по мнению руководителей промышленных предприятий всех отраслей, доминирующими по-прежнему оставались финансовые проблемы: недостаток собственных финансовых средств (56% организаций), высокий процент коммерческого кредита (20% организаций).

Практически для каждого пятого предприятия ограничением служит длительный период окупаемости нововведений, для 15% - высокий экономический риск подобных мероприятий.

Во II полугодии 2003 года не ожидается существенной активизации инновационной деятельности в промышленном секторе. На большей части (54%) предприятий не предполагается никаких изменений, на 13% прогнозируется увеличение масштабов инновационной деятельности, у 12% - снижение.

Одновременно руководители каждого пятого обследованного промышленного предприятия не смогли ответить на вопрос об инновационной деятельности их организаций в ближайшей перспективе.

Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского Федерального округа

Исследование Центра корпоративного предпринимательства

Аналитическая записка по итогам исследования "СПРОС ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА ИННОВАЦИИ" 8-18 апреля 2002 года

Наша Лаборатория - проект Центра корпоративного предпринимательства г. Владивостока (www.ckpv.ru), целью которого является построение инновационной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Руководитель Лаборатории - предприниматель Юрий Геращенко, координатор проектной группы - стажёр ЦКП-В Валерий Нагорный.

I. Об исследовании.

Российская экономика, условно говоря, пережила период борьбы за выживание сегодня, и наступило время думать о будущем. Становится все более очевидным, что обеспечить его может только постоянное развитие. Внедрение инноваций - основа развития.

В апреле 2002 года Лабораторией инновационного проектирования ЦКП-В проведено исследование позиций предприятий Приморского края по отношению к инноватике. Этот термин подразумевает деятельность по разработке и внедрению новых технологий.

Мы проводили исследование для того, чтобы:

·         Узнать, есть ли спрос предприятий Приморского края на новые технологии

·         Привлечь руководителей предприятий, экспертов, профильные структуры в администрации Приморского края к дискуссии по вопросам политики в области внедрения новых технологий

·         Сориентировать научные учреждения осуществлять разработки под заказ тех сфер экономики, которые проявляют спрос на них

В список нашего исследования вошли 189 крупных и средних предприятий Приморского края из различных отраслей народного хозяйства. Им было предложено заполнить специальный опросник.

II. Общие итоги исследования.

Из выбранных для исследования предприятий 29 (15,34%) отказались заполнить предложенную анкету, а 137 (72,5%) приняли, но так и не заполнили. Причины отказа: 6,9% отказавшихся предприятий не захотели раскрывать подобного рода информацию, 10,34% считают, что заполнение подобного опросника - пустая трата времени. Все остальные отказавшиеся (и, видимо, все не заполнившие) по той или иной причине не интересуются новыми технологиями либо не посчитали нужным обозначить свой интерес.

Ответов получено 32 (16,93%). То есть приблизительно пятая часть опрошенных компаний понимают важность использования новых технологий. Одиннадцать предприятий (5,82% от общего числа) ответили заинтересованно. Отсюда можно сделать вывод о том, что в Приморском крае компания, интересующаяся, внедряющая или планирующая внедрять новые технологии и научные разработки -скорее редкое исключение, чем правило. Спрос на новые технологии существует, но не носит массового характера.

III. Перспективные отрасли народного хозяйства Приморского края.

Мы отнесли к перспективным сферы экономической деятельности, в которых есть хотя бы одно предприятие, ответившее заинтересованно.

Итак, на первом месте:

·         пищевая промышленность;

·         рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая промышленность;

·         строительство.

В каждой из этих отраслей по два перспективных предприятия.

Далее идут:

·         лесозаготовка;

·         добыча и обогащение полезных ископаемых;

·         портовая деятельность и погрузочно-разгрузочные работы.

В них нашлось по одной перспективной организации. Потребности перечисленных отраслей определяют спрос на научные разработки в Приморском крае.

Закономерно, что в Приморье лидирующее место удерживает рыбодобыча и рыбопереработка. В связи с этим, можно предположить, что те технологии, которые предлагают дальневосточные ученые, и которые являются конкурентоспособными, могут быть востребованы предприятиями рыбной отрасли.

IV. Рыночный ли продукт - инновация?

Группа предприятий, приславших ответы, едина во мнении о практической ценности инноваций. Подавляющее большинство опрошенных видит рынки сбыта для продукции, произведенной с применением новых технологий. Компании понимают, что инновация -очень практичная вещь.

V. А зачем нужны инновации?

Подавляющее большинство предприятий за счет внедрения новых технологий желает улучшить качество производимого продукта (84,38%) либо снизить себестоимость продукции (75%). Создавать новые виды продуктов хотят 59,38% компаний. Значительно меньше предприятий видят в инновациях инструмент диверсификации бизнеса (15,63%).

VI. Откуда следует ждать появления новых технологий?

Ровно 50% опрошенных ожидает появления новых технологий от российских государственных НИИ. Приморские предприятия надеются на российскую науку, и этому можно только порадоваться. Скорее всего, это объясняется тем, что именно отраслевые НИИ, выполняя госзаказ, периодически обеспечивали предприятия новыми разработками. Второе место в рейтинге принадлежит исследовательским отделам и КБ российских предприятий. Их разработками пользуются 40,6% опрошенных компаний. Все это вполне понятно: прежде существовали тесные производственные связи между предприятиями, особенно в рамках ВПК и приборостроения. На фоне этого 25% компаний устанавливают контакты с иностранными НИИ и еще столько же с исследовательскими отделами и КБ зарубежных предприятий. Эта тенденция тоже объяснима: зарубежные научные центры уже поставили "на поток" производство инноваций. Поэтому они могут предложить не отдельные технологии, а технологические пакеты по приемлемым для российских предприятий ценам. На какие-то другие источники надеются всего 6,25% предприятий.

Большинство опрошенных (78,13%) используют в своей деятельности результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) других компаний или институтов. При этом 34,38% предприятий ведут свои собственные НИОКР. Общее правило здесь такое - если ведутся свои НИОКР, то и чужие используются.

VII. Как финансируются НИОКР?

Исследования финансируются следующим образом: 43,75% компаний заключают хозяйственные договоры на проведение НИОКР; 21,86% приобретают лицензии; целевое финансирование организации используют 12,5% опрошенных; внебюджетный фонд НИОКР имеют 3,13% предприятий; какие-то другие механизмы финансирования применяют 15,63% организаций. Примечательно, что корпоративные венчурные фонды и выделение грантов конкретным исследователям не использует никто. Позитивным фактором для развития рынка инноваций является то, что 46,89% ответивших компаний планируют в 2002 году увеличение расходов на НИОКР.

VIII. Из каких источников компании получают информацию о новых технологиях? Удовлетворены ли они степенью информированности о научных открытиях?

Традиционно, самым популярным местом, где возможно получение необходимой информации в наиболее полной форме, являются выставки и выставочные каталоги. Этим информационным каналом пользуются 78,1% компаний.

Это и понятно, выставки являются неким, пусть еще не совсем развитым, средством презентации новых технологий. На выставках встречаются заказчики и производители научных разработок.

Средства массовой информации используют 68,8% опрошенных. Отрадно, что столько же предприятий информацию о новых разработках черпают из специализированных изданий.

Интернет становится все более популярным и востребованным источником информации о новых технологиях (56,3%). По нашему мнению, это связано с тем, что производители новых разработок (в частности, дальневосточные научные учреждения) все активнее используют интернет-пространство для публикации информации о своих разработках.

На наш взгляд, разнообразные источники информации используются предприятиями достаточно активно.

И тем не менее, только 53,13% организаций удовлетворены своей степенью информированности об открытиях и технологиях, появляющихся в сфере их деятельности. Мы считаем, что это связано с недостаточной развитостью инновационного рынка в Приморье.

IX. Каковы могут быть формы участия государства в НИОКР?

Как видно из таблицы, большинство предприятий - за стимулирование инновационного процесса путем предоставления налоговых льгот на затраты для НИОКР.

Задачи подготовки нового производства

Практика успешно развивающихся в инновационном плане компаний показывает, что процесс разработки новой продукции должен пройти пошаговую схему, состоящую из множества последовательных этапов. Основная цель такого подхода к выведению инновации на рынок заключается в тщательной проверке новинки на соответствие потребностям потребителя. Новинка, как правило, проходит такую последовательность этапов: генерация идей — отбор идей — разработка и проверка концепции — стратегия маркетинга — финансовый анализ — разработка продукции — пробный маркетинг — коммерциализация. При таком подходе к разработке новой продукции рыночный риск значительно снижается. Вместе с тем может возникнуть другая опасность, а именно: запоздалый вывод продукта на рынок. При последовательном подходе разработка и проверка концепции строится примерно по такой схеме. Сначала ведется научно-исследовательский поиск, который воплощается в некую идею. Затем в опытно-конструкторском отделе идея получает материальное выражение в форме некоторого продукта. После этого производственное подразделение проверяет техническую и промышленную обоснованность идеи. Здесь инновационная цепочка может не перейти в следующее звено, а снова вернуться в исследовательский отдел для проведения дополнительных научных испытаний ввиду производственной состоятельности. Этот процесс может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет и, когда оформленная новинка готова для выхода на рынок, она может оказаться уже устаревшей. Избежать подобной ситуации можно при применении параллельно-последовательного подхода к разработке инновации.

Некоторые компании в целях сокращения времени предпринимали попытки ввода принципа «одновременной разработки товара» функциональными подразделениями. Так, когда компания Ford изменила последовательность рассмотрения проекта и направила его параллельно в технический и финансовый отделы, экономия времени составила три с половиной месяца.

Путь от зарождения идеи до ее практического воплощения состоит из десяти шагов, которые можно объединить в три ключевых этапа: генерации и селекции идей; анализа, проверки и апробации выдвинутой идеи; контроля стратегической перспективы нового продукта, коммерциализации инновации, получения и перераспределения прибыли.

Рассмотрим задачи, которые необходимо решить на каждом этапе и снять вопросы, которые могут возникнуть.

В состав инновационного проекта входят основные функциональные подразделения, участвующие в его реализации. Это: маркетинг, НИИ, производство и финансы. Здесь функции научного поиска может осуществлять как стратегический партнер, т.е. сторонний научно-исследовательский институт, так и входящее в состав предприятия научно-исследовательское инновационное подразделение.

Высшие менеджеры, по замыслу модели, привлекаются на так называемые контрольные этапы для принятия решения о переводе новинки в следующий этап или отказа от нее. Такими этапами являются генерация и отбор идей, проверка концепции, контроль проекта и коммерциализация инновации. Здесь следует особо подчеркнуть смысл и значение параллельного принятия решения отделами маркетинга, НИИ, производства, финансов и руководством. Такой подход позволяет, во-первых, совместно оценить рыночные, научно-технические, производственные и финансовые перспективы нового продукта. Важно, чтобы относящаяся к проекту информация была известна всем. Производству необходимо знать о потребностях покупателей, финансовому отделу о научно-технических разработках и т.д. Во-вторых, этот метод предполагает: объединение ответственности между исполнителями инновационного проекта за его реализацию, работу в команде и исключение в будущем взаимных обвинений. В-третьих, совместное принятие решения о переходе на следующую стадию подразумевает также и общее участие в принятии решения об отказе от выдвинутых идей как на стадии генерации и отбора, так и последующих этапах, вплоть до коммерциализации. Такие решения являются поистине стратегическими, так как от них зависит вся дальнейшая деятельность предприятия. Не секрет, что ошибки, допущенные при разработке и выведении новых продуктов, несут угрозу не только утраты значительных финансовых средств, но и выживанию предприятия.

На этапе поиска инновационных технологий и последующего отбора наиболее перспективных идей закладывается основа инновационного проекта. Практика показывает, что в процессе отбора совершаются, как правило, две ошибки. А именно: можно остановиться на проекте, который окажется неэффективным, либо отказаться от действительно перспективной идеи. Для минимизации подобного риска необходимо рассмотреть как можно больше идей. В этом случае риск неудачи окажется меньше. Источниками идей могут быть: потребители, оптовые покупатели, поставщики, конкуренты, производственники, маркетологи, технологи, специализированные инновационные организации. При этом, основная задача заключается в обеспечении соответствия будущего проекта и последующей его интеграции в общую стратегию развития предприятия. Идея должна отвечать также социальным, экологическим, культурным и другим стандартам. Результатом этапа отбора идей должна стать постановка стратегической цели, которая будет являться составной частью корпоративного стратегического плана.

Для достижения поставленной цели необходимо сначала осуществить тщательный пофункциональный анализ, затем провести совместную проверку полученных результатов и дать оценку выдвинутой концепции. Основная задача этого этапа заключается в правильном позиционировании будущего товара, т.е. определении места нового товара в ряду существующих. Позиционирование осуществляется с целью уяснения потенциальных возможностей выхода с новым товаром на рынок. Параллельно финансовые структуры предприятия осуществляют поиск источников инвестиций, осуществляют анализ риска и оценивают размеры необходимых вложений. Размер инвестиций определяется совместно с НИИ и производством. На основании проведенного исследования осуществляется сначала совместная с руководством проверка выдвинутой концепции и, в случае ее утверждения, постановка тактических задач по апробации нового продукта.

Если принимается решение о продолжении реализации проекта, то начинается разработка бизнес-плана. На этом этапе особое внимание необходимо также уделить проведению не только маркетинговых исследований, но и патентно-правовой экспертизе. Согласно законодательству, разработка или приобретение интеллектуальной собственности приравнивается к основным средствам производства, которые можно внести в уставный капитал. Были случаи, когда права на использование интеллектуальной собственности служили основанием для выпуска акций и вели к увеличению посредством этого рыночной стоимости самого предприятия. Более того, если сразу не уделить достаточного внимания защите своей конкурентной позиции на рынке и не защитить свою технологию патентом, то впоследствии это может привести к сокращению валового дохода от вложения инвестиций, так как конкуренты могут воспользоваться вашей технологий. Кроме технологии необходимо зарегистрировать также и торговую марку во избежание в будущем обвала подделок. Финансовому подразделению, в свою очередь, необходимо привести все расчеты в соответствие с требованиями оформления бизнес-плана. При этом особое внимание следует уделить издержкам, которые предприятие понесет в случае неудачи нового товара на рынке. На этапе контроля анализ перспектив инновационного проекта проводится совместно с потенциальными инвесторами.

Если проект окончательно утверждается, то начинается этап разработки торговой марки, сертификации и стандартизации производства продукции, осуществляется закупка необходимого оборудования. Здесь нельзя ошибиться с поставщиком производственной линии, так как от ее качества будет зависеть качество продукции. Кроме того, станки и оборудование приобретаются на достаточно длительный срок, и весь этот период предприятию предстоит работать с производителем оборудования, который в дальнейшем станет поставщиком запасных частей и комплектующих изделий. Частые поломки означают частые простои. Поэтому, к выбору оборудования необходимо подходить стратегически и очень осторожно.

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Всей проектной группе следует решить где, когда и при каких обстоятельствах лучше представить новый товар. При этом за основу следует взять концепцию адаптации потребителей. На основании первых полученных данных по реальным продажам рассматриваются различные возможности дополнительного сегментирования. Так, «группа средств по уходу за ребенком Johnson’s baby» со временем начала представляться на рынке, как «группа средств по уходу за кожей для всей семьи». Бумага для записей на клейкой основе была изобретена как изделие промышленного назначения, однако свою популярность этот товар завоевал на потребительском рынке. Поэтому, первых неудач не стоит бояться.

Завершается работа над инновационным проектом перераспределением полученной прибыли в другие проекты. Действуя по такому принципу, предприятие, во-первых, обеспечивает себе постоянное обновление ассортимента товарной номенклатуры. Во-вторых, поддерживает высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. В-третьих, посредством инновационного портфеля распределяет экономический риск.

Таким образом, мы рассмотрели процессы, связанные с организацией инновационной деятельности на предприятии и выведением нового товара на рынок, и можем сделать следующие основные выводы:

В условиях современной конкуренции, сокращения жизненного цикла товаров и услуг, развития новых разнохарактерных технологий одним из основных условий формирования конкурентной стратегической перспективы промышленного предприятия все больше становится его инновационная активность.

Предприятия, которые формируют стратегическое поведение на основе инновационного подхода, то есть главной целью стратегического плана ставят освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг, имеют возможность завоевать лидерские позиции на рынке, сохранить высокие темпы развития, сократить уровень издержек, добиться высоких показателей прибыли.

Эффективность проведения инновационных разработок зависит от состояния инновационного потенциала предприятия, основу которого составляют интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые, инфраструктурные и другие ресурсы. Для постоянного внедрения новых товаров или новых технологий предприятия могут создать собственное инновационное подразделение. Актуальность использования такого подхода обусловлена рядом причин, в том числе: проблемами научно-технического комплекса, экономией ресурсов, повышением эффективности конечного результата.

При разработке и выведении инновации на рынок необходимо использовать научные методы и подходы: портфельный анализ, комплексный и параллено-последовательный подходы и другие. В противном случае они будут утверждаться к реализации, будучи недостаточно аргументированными.

Все ускоряющиеся темпы изменений внешней среды функционирования предприятий увеличивают риск предпринимательской деятельности вообще и инновационной в частности. С целью распределения риска необходимо формирование портфеля товаров и услуг. Для этого требуется создание инновационной программы предприятия и постоянное перераспределение средств из завершенных проектов в развивающиеся.

Заключение

Опыт показывает, что далеко не все проекты, в основе которых лежат уникальные качества товаров, завершаются успешно. По разным оценкам, от 60 до 70 процентов всех научных разработок в производство вообще никогда не вводятся. Успех, как и неудача, зависит от множества факторов и, в основном, от правильного выявления перспектив развития на рынке того или иного продукта, представляемого предприятием.

При рассмотрении общепризнанных недочетов представления инновации на рынок можно сделать вывод о том, что успех инновационных технологий может во многом зависеть от системы управления, применяющейся на предприятии вообще и инновационными технологиями в частности.

Одним из основных недостатков инноваций является то, что нововведения не всегда сопровождаются реструктуризацией управленческой структуры предприятия, в частности, не всегда ставится задача повышения эффективности работы маркетинговых подразделений. Действительно, повышение конкурентоспособности промышленных предприятий обусловлено не только внедрением новых технологий, но и применением эффективных схем управления. Для поддержания конкурентоспособности товаров необходимо иметь стратегическую программу развития бизнеса, постоянно прогнозировать поведение потребителей, оперативно и взвешенно принимать управленческие решения. Именно этот ресурс может быть использован предприятиями отечественной промышленности для повышения конкурентоспособности своих товаров.

Инновации должны внедряться самими предприятиями для повышения конкурентоспособности продукции. Эта цель достижима посредством модернизации оборудования при одновременной реструктуризации управленческой структуры, повышении качества продукции и учета требований конечных потребителей. Однако видение частных предприятий ограничено только одной отраслью. Частные корпорации не всегда могут оценить влияние технологических изменений в одной отрасли на всю экономику.

Для того, чтобы ускорить инновационные процессы, необходимо обеспечить формирование у ее предприятий экономической потребности в нововведениях, а также создание рынка нововведений и благоприятного инновационного климата на самом предприятии.

Список использованной литературы:

·         Проект Федерального Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации»//Инновации. — 1998. — № 2—3. — С. 32—38.

·         Управление организацией/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. — М.: ИФРА-М, 1999.

·         Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб: Издательство «Питер», 1999.

·         Экономика предприятия. Учебник. /Под ред. Проф. Волкова О. И. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  • www.innovbusiness.ru  - Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского Федерального округа.
  • (www.ckpv.ru)  - проект Центра корпоративного предпринимательства г. Владивостока.
  • http://science-bsea.narod.ru - Фёдоров А.С. (МГИЭТ(ТУ), г. Москва, г. Зеленоград, РФ).
  • http://conf.susu.ru/doc/menedg/mironova.shtml - МИРОНОВА В.С. Курганский государственный университет, г. Курган.