Содержание

Введение. 3

1. История краеведческого музея. 4

2. Фонды краеведческого музея. 8

3. Краеведческий музей сегодня. 12

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

Мысль о создании музея зародилась во время подготовки к празднованию двадцатилетнего юбилея царствования императора Александра II.

19 ноября 1879 года проходило заседания Новосибирской Городской Думы, на котором было решено избрать комиссию по выработке предложений к юбилею. На создание комиссии ушла целая неделя (с 19 по 27 ноября 1879 года). Образованная 27 ноября 1879 года Подготовительная комиссия по выработке предложений к юбилею двадцатипятилетия царствования Александра II, состояла из десяти гласных Новосибирской Городской Думы под председательством городского главы М.Н.Назарова. В Подготовительную Комиссию вошёл также и П.В. Алабин.

29 января 1880 года на заседании Новосибирской Городской Думы Алабин зачитал доклад Комиссии, которая признала необходимость сооружения памятника, «вполне достойного величине торжественного события и соответствующего идее, служащей основанием всей благотворной деятельности Царственного  Юбиляра».

«Таковым памятником, по мнению Новосибирской Городской Думы явилось бы каждое учреждение, которое бы образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития отечественного общества; следовательно предстояло только наметить такое учреждение означенного характера, которое в данном случае отвечало бы потребностям  Городского Общества в возможно большей степени».

Цель работы – рассмотреть особенности краеведческого музея города Новосибирска.

Задачи работы – изучить историю краеведческого музея; рассмотреть фонды краеведческого музея; охарактеризовать Краеведческий музей сегодня.

1. История краеведческого музея

Основание Новосибирского Краеведческого Музея относится к 80м годам XIX века. Это одно из свидетельств бурного социально-экономического развития не только Новосибирска, но и всей России в пореформенный период. Новосибирский краеведческий музей возник по инициативе общественности, признававшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народных массах.

Характерной особенностью Новосибирского краеведческого музея является то, что уже при создании он имел свою концепцию развития. В этом – целиком заслуга П.В. Алабина. Именно ему музей обязан своим рождением.

Фактически музей основывался в течении шести лет [3, 66].

Далее в докладе говорилось, что музеи «по всей Европе признаны одним из действительнейших средств образования – что в Европе издавна, а в последнее время и у нас в России, правильно устроенный и вполне  доступный публике музей, признаётся одним из лучших способов проведения необходимых сведений в народную массу».

Поэтому в заключении доклада был сделан вывод, что лучшим памятником к двадцатилетнему юбилею царствования Александра II является «сооружение вполне приличного здания для существующей уже в Новосибирске Публичной библиотеке и в том же здании – устройство Публичного Музея». Этот музей должен был иметь общеобразовательный характер и служить средством изучения Новосибирского края.

Пятого февраля этого же года Новосибирская Городская Дума постановила соорудить на углу Дворянской и Алексеевской улиц (ныне улица Куйбышева и улица Красноармейская) здание для библиотеки и музея.

Таким образом музей рассматривается как хранилище не только эстетических, но и научных образцов и технического опыта.

Формирование Музея с 1880 года с разрешения Новосибирской Городской Думы принял на себя действительный статский советник, член попечительского Комитета при Новосибирской Публичной библиотеке, а затем его председатель, гласный Городской Думы (в 1871-1877 году и  1892-1896 годах), городской голова (с 1885 по 1891 годы) Пётр Владимирович Алабин. Его энергии и неустанным трудам Музей обязан не только своим созданием, но и почти всем, что было в нём собрано с 1880 по 1896 годы.

Таким образом, П.В. Алабин стал первым заведующим Публичным Музеем и Залом императора Александра Второго. Ещё до официально открытия музея (13 ноября 1886 года).

По проекту публичного Музея, составленного П.В. Алабиным в июле 1886 года административное руководство музеем должен был осуществлять «хранитель», который отвечал за устройство и хранение музея, а также комплектовал, систематизировал, научно описывал  музейные предметы, составлял отчёты по работе музея и его смету. В последствии планировалось увеличение штата путём введения новых должностей – «руководителя по осмотру» и «служителя». Но, фактически, до 1886 года и после музей продолжил управляться Комитетом по заведыванию библиотекой и музеем, во главе которого до 1896 года стоял П.В. Алабин. Постоянными членами Комитета были В. Буслаев, Н. Арычкин, Н. Фёдоров и Н. Бюрно.

Как уже упоминалось, окончательный вариант проекта Публичного музея был составлен Алабиным в июле 1886 года. Официально на рассмотрение Новосибирской  Городской Думы проект был представлен 2 августа 1886 года. Только через три с небольшим месяца проект Новосибирчкой Городского Публичного Музея был утверждён. Дата принятия соответствующего постановления считается датой открытия музея – 13 ноября 1886 года. Сам по себе этот факт не внёс больших изменений в жизнь музея. Комитет по заведыванию музеем под представительством П.В Алабина продолжал заниматься комплектованием фондов по определённой системе, которая была разработана ещё в 1880 году и по сравнению с проектом 1886 года не претерпела существенных изменений. Единственное изменение – устраиваемое учреждение получило свою вывеску и печать. Следует отметить также и то, что с 1887 года Городская Дума стала выделять средства на устройство Музея и приобретение экспонатов и книг.

Что касается помещения, то с 1880 года до 1896 года Новосибирский Публичный Музей располагался под одной крышей с Александровской Публичной библиотекой, занимая несколько комнат в доме купца Христензена. Как  уже отмечалось, Дума ещё 5 февраля 1880 года приняла решения соорудить здание для музея и библиотеки на углу улиц Дворянской и Алексеевской. К 1885 году было всё готово к сооружению здания – было выбрано место, собрано 30 тысяч рублей – за  исключением плана самого здания.

«Таким образом, оказывается, что если здание для библиотеки, Зала и Музея не возводится доселе, то собственно по непредставлению Комитетом в Думу соответствующего плана здания. Это совершенно верно, но в оправдание Комитета надлежит сказать, что он неравнодушен к разработке этого вопроса, и, вносит их в Думу потому что не останавливается окончательно ни на одном из этих планов».

В 1887 году Комитет по заведыванию музеем нашёл выход из положения благодаря академику Шервуду В.О., известному строителю Исторического Музея в Москве, который принёс в дар  Новосибирской Городской Думы сделанный в древнегреческом стиле эскиз фасада планируемого здания. Комитет библиотеки при посредничестве городского архитектора К.Д. Гордеева разработал этот эскиз, применив его к своему плану здания, а также составил смету (сумму расходов на сооружения здания).

Несколько комнат в доме купца Христензена, которые арендовала Библиотека, Зал императора и Музей не позволяли их открыть для посещения.

Переезд в новое здание состоялся только в августе 1896 года. Это здание  -дом­ ­­­­­­­­Ушакова, на улице Дворянской, 145 (сейчас улица Куйбышева, 113), Благородное собрание.

Таким образом, можно сказать, что формирование музея в Новосибирске. Началось за шесть лет до официальной даты открытия (13 ноября 1886 года).  В течении этих шести лет единственным направлением деятельности был сбор предметов в музей и формирование коллекции. Но даже в эти первые шесть лет, когда музей официально не был зарегистрирован, а существовал как часть публичной библиотеки и Зала императора, пополнение музея экспонатами не было хаотичным. Причина этого в том, что уже с февраля 1880 года существовал первоначальный проект устройства музея, в котором были определены цели и задачи, направления деятельности музея. Что касается устройства музея, то с 1880 по 1886 год оно практически осталось неизменным – и в первом,  и во втором проекте предусматривалось 16 отделов. Поэтому можно сказать, уже при создании музей имел научную концепцию, разработанную П.В. Алабиным, а формирование коллекции имело систематическую основу.

2. Фонды краеведческого музея

В 1894 году соотношение купленных и подаренных частными лицами различных предметов было приблизительно таким же (соответственно 8 и 21 наименований).

Следует отметить, что пожертвования были разными – зависели, естественно, от лиц которые их делали. В одних случаях музей в качестве пожертвований получал очень ценные экспонаты, предметы и коллекции. Уже упоминались преподаватель Новосибирского реального училища П.А. Ососков, который неоднократно преподносил в дар музею различные ценные предметы (например, коллекция слепков вымерших третичных животных – в августе 1892 года, а также уникальная находка – небольшая медная фигурка бурхана или идола), и П.В. Алабин, который будучи в течении 16 лет заведующим Музея передал в качестве дара множество ценных предметов, экспонатов и коллекций. Среди подобных пожертвований можно отметить передачу в Музей альбом фотоснимков солнечного затмения в 1887 году в Новосибирске фотохудожника Васильева. Таких поступлений в Музей было достаточно много.

Но большая часть поступлений носила «кунсткамерный характер: монеты, рога, морские звезды, экзотические птицы и звери». «Сохранившиеся отчеты музея содержат целые страницы с фамилиями жертвователей». Предметы, которые они приносили в полной степени характеризовали их взгляды на музей. В большинстве случаев люди приносили в музей художественные открытки, репродукции, предметы собственного творчества – рисунки, вышивки и т.п.

Очень часто люди приносили в дар музею самые различные фотоснимки. Это было связано с тем, что сама администрация Новосибирского Городского Публичного Музея обращалась с призывом «придти со своими трудами на помощь Музею в выполнении его задачи. Для Музея было бы весьма важно иметь фотографии отдельных местностей губернии: виды возвышенностей, курганов, долины рек, лесов и другие виды» [2, 11].

Все абсолютно пожертвования музеем принимались, и к 1898 году их накопилось достаточно много. Но в течение 16 лет существования в Новосибирске Музея, для него не нашлось подходящего помещения. В одном из отчетов говорилось, что «открыть музей для посещений публики невозможно…. за неимением соответствующего помещения». Уже отмечалось, что с 1880 года Новосибирский Городской Публичный Музей занимал несколько комнат в доме купца Христензена. Все приобретённые и подаренные музею коллекции, экспонаты собирались в этих комнатах, теснота которых не позволяла развернуть выставку, хотя все собранные предметы были «строго систематизированы и каждый снабжен подробным объяснительным ярлыком».

Естественно, что переезд Музея в новое помещение, более ему соответствующее, внес в жизнь музея большие изменения. «С переводом библиотеки и Музея из частной квартиры в городской дом…. на долю администрации Музея выпал кропотливый труд разборки и распределения его коллекции, обстановки Музея приличной мебелью и рассылки к разным людям и учреждениям приглашений о присылке в Музей пожертвований». Все эти работы растянулись более, чем на год и, естественно, задержали открытие Музея для посещений [4, 116].

В 1898 году новый заведующий Музеем Н.М. Федоров издал подробный каталог Музея, который содержал списки всех предметов и коллекций, хранящихся в Музее, распределенных не просто по отделам, а по комнатам и даже витринам, в которых они располагались.

Этот каталог подвел итоги формирования коллекции за 1880 – 1896 годы и фактически существования Музея в этот период.

Для этого периода было характерно то, что по сути единственным видом деятельности Музея, был сбор экспонатов и укомплектование их в отделы. Но,  надо подчеркнуть, что формирование коллекции уже с самых первых экспонатов происходило на систематической основе, отраженной в проектах Музея 1880 года и 1886 года. Другой характерной чертой является то, что практически весь период формирование коллекции проводилось за счет пожертвований (особенно с 1880 по 1887 год – только на благотворительных началах) [3, 14].

Переехав в новое помещение  в 1896 году, разобрав свои фонды и оставив обширный, подробнейший каталог Новосибирский Городской Публичный Музей к 1898 году был готов к открытию для посещений.

Однако на этом формирование коллекции вовсе не закончилось.

Продолжалось ассигнование Музея Новосибирской Городской Думой, и продолжались благотворительные поступления. Администрация Музея продолжала выпуск в виде небольших брошюр отчетов о жизни и деятельности Музея. Но наряду с привычными рубриками по хозяйственной части, списком приобретенных и подаренных предметов, коллекций и книг появились подробные списки посетителей Музея. Привычные старые рубрики (списки приобретенных и подаренных предметов) претерпели некоторые изменения: появились отдельные списки пожертвований, сделанных учреждениями и пожертвований, сделанных частными лицами; а также – отдельные списки покупок для различных отделов Музея; а также – отдельный список книг, приобретенных Музеем.

Все отчёты с 1902 по 1909 год дают наглядное представление о том, как происходило формирование коллекции Музея и комплектование его фондов. Конечно, более наглядное представление дают списки приобретений, сделанных за такой-то год, по такому то отделу. Такая форма позволяет сделать вывод, что прежде всего интересовало Музей и что было необходимо для пополнения коллекции. В частности, в отчетах 1902-1906 годов и 1908 и 1909 годов отражены приобретения всевозможных чучел птиц и зверей, обитающих в Новосибирском крае. То есть в Музее целенаправленно создавалась орнитологическая коллекция отдела зоологии. То же самое можно сказать и по отделу археологии, и по художественному отделу. (Музеем постоянно приобретались картины).

Что касается отделов Музея, то следует заметить, что к 1898 году и в последующий период Музей насчитывал не 16, а 12 отделов:

1.Архиологическо – исторический

2.Нумизматический

3.Минералогический

4.Геологический

5.Палеонтологический

6.Зоологический

7.Ботанический

8.Технический

9.Сельскохозяйственный

10.Кустарный

11.Этнографический

12.Художественный

По сравнению с проектом 1886 года были объединены в один отдел исторический и археологический отделы, были упразднены географический, энтомологический, ихтиологический и антропологический отделы.

Судя по отчетам 1902 – 1909 годов активнее всего пополнялись, кроме уже упоминавшихся зоологического, археологического и художественного, также минералогический, палеонтологический и особенно нумизматический отделы. Пополнение нумизматического отдела связано с тем, что среди пожертвований частных лиц большое место занимали различные монеты, современные и старинные, и медали [1, 52].

3. Краеведческий музей сегодня

В краеведческом музее Новосибирска открылась выставка, на которой представлены златоустовская сувенирная продукция - винные и охотничьи наборы, предметы интерьера, столовые и чайные приборы и украшенное оружие художественной мастерской "ХИТ". Выставка произвела на местные власти сильное впечатление - один из руководителей обладминистрации заказал у ее организаторов морской кортик для личных целей.

Художественная мастерская "ХИТ" специализируется на изготовлении эксклюзивных образцов холодного оружия и предметов быта, украшенных лучшими художниками, - представителями трех поколений художников-оружейников. При изготовлении изделий они используют приемы украшения и художественной обработки, которыми пользовались их знаменитые предшественники, что позволяет говорить о преемственности и продолжении традиций златоустовской школы украшенного холодного оружия, которое берет свое начало с 1815 года. Тогда на базе одного из первых на Урале железоделательных заводов была основана Оружейная фабрика.

На открытие выставки собрались в основном ценители антиквариата. И не случайно. По словам директора охранного предприятия "Торнадо и К" Владимира Ефименко, который выступил автором проекта, представленные на выставке изделия в большинстве своем являются эксклюзивными либо копиями образцов оружия 17-19 веков. Для наглядности организаторы выставки расположили экспонаты так, чтобы посетители смогли сравнить старинные и современные клинки, офицерские и солдатские сабли, палаши, шпаги, спортивное и охотничье оружие, морские кортики, восточные кинжалы, а также индийский булат 17-18 века, секрет изготовления которого потерян для современных мастеров.

Несмотря на внешнюю декоративность, все представленное оружие функционально и обладает хорошими боевыми свойствами. По словам господина Ефименко, долгое время только японские мастера были признанными лидерами в технологии по совмещению ржавеющей и нержавеющей стали, применяемой для изготовления оружия. Но затем уральские мастера раскусили этот секрет. Благодаря подобному альянсу стали, оружие отличается великолепными боевыми свойствами. Кроме этого, мастера еще могут и с цветом "поиграть" - темные и светлые стальные полоски придают клинку или даге (оружие для левой руки, которое использовал шекспировский Гамлет, решая вопрос "быть или не быть?") особый изыск.

"Каждый мужчина мечтает иметь такое оружие", - признался миролюбивый на вид начальник управления культуры администрации области Владимир Миллер. Узнав, что представители мастерской выполняют изделия на заказ, он скромно высказал пожелание иметь изящный морской кортик. Как сообщает "Коммерсантъ-Новосибирск" со ссылкой на директора мастерской Александра Алпацкого, все изделия выполняются индивидуально, в строгом соответствии с замыслом автора и поэтому являются уникальными. Лишь по желанию заказчика один образец может быть повторен в двух или нескольких экземплярах [5].

Заключение

Что касается культурно-просветительской деятельности, то следует отметить, что Музей был открыт не всегда, но «чтение лекций проводилось постоянно».

Чаще всего Музей открывался по специальным заявкам, иногда был открыт целый день. Это продолжалось до конца сентября 1919 года. С сентября 1919 до марта 1921 года Музей не работал, и, естественно, был закрыт для посещений. В марте 1921 года Самарский Городской Музей начинает возрождаться, но и в этот период Музей был по существу закрыт для посещений.

Судить о содержании экспозиции в эти годы довольно трудно, т.к. она постоянно испытывала различные изменения. С начала революционных событий Музей находился под контролем самарских научных обществ. В течении 1,5 лет они проводили работы по реорганизации Музея с целью его открытия. Оно состоялось в мае 1919 года, и до сентября этого года Музей был открыт постоянно. Однако функционировала экспозиция всего по пяти отделам: войны, естественно-исторический, археологический, художественный, японо-китайская комната, хотя планировалось создать, как и прежде, 16 отделов.

Помимо экспозиции следует отметить также и активное участие в общественно-культурной жизни Самары. Архив истории Музея содержит отчёт Музея о проведении «Дня Советской Пропаганды» 17 августа 1919 года.

Список литературы

1.     Большая советская энциклопедия. – М., 1986.

2.     В помощь музеям. Новосибирск, 2005.

3.     Краеведческий музей / Под ред. Б.Ю. Борисова. – М., 2004.

4.     Российский энциклопедический справочник. – М.: Российская энциклопедия, 2003.

5.     www.museum.ru