Содержание
Введение. 3
1. Основы формирования сервисных услуг. 5
1.1. Условия обеспечения качества. 5
1.2. Управление качеством услуг, контроль стандартов и безопасности обслуживания. 14
2. Различные услуги, предоставляемые турфирмами в соответствии с их привычками и пожеланиями. 22
2.1. Формирование услуг туристическими фирмами. 22
2.2. Сертификация туристских услуг. 24
Заключение. 28
Список литературы.. 30
Введение
Актуальность работы. Разработка критериев классификации нацеливается на определение и отбор важнейших типологических признаков услуг и сервисной деятельности, которые могут помочь в деле их разбиения на составные единицы (направления, разновидности, группы). Важно, чтобы эти качества были не случайными или малозначимыми, но отображали бы существенные свойства сервиса, позволяя формировать на основе множества реальных услуг важнейшие типологические единицы. Например, такой критерий, как «степень массовости», позволяет подразделять все услуги на два типа: массовые и немассовые. В свою очередь среди немассовых услуг на основе разных критериев можно выделить ряд дополнительных группообразующих единиц (услуги элитарные, эксклюзивные и др.).
Проблемой исследования является вопрос о структурировании сферы услуг, а также о классификации услуг и сервисной деятельности. Ниже затронем некоторые аспекты их классификационного деления.
Выработка классификационных критериев приобретает немаловажное значение, ибо в разных странах ныне действует множество подчас трудно сопоставимых подходов к созданию классификационных схем, что крайне затрудняет анализ сервисной деятельности даже в одной стране. Особенно многочисленными могут быть критерии классификации в научном анализе. Ведь исследователи нередко вырабатывают критерии классификации под решение сугубо теоретических проблем, не всегда учитывая практические требования, облегчающие группировку сервисной деятельности.
Практика внутриотраслевых связей сферы услуг, а также государственные и межгосударственные отношения требуют использования общепринятых классификационных подходов и схем, которыми можно было бы сравнительно легко оперировать в процессе хозяйственных связей.
Особенно важно договориться о разделении услуг по содержательным и функциональным критериям, т.е. по наиболее значимым признакам сервисной деятельности, связанным с характером труда, с областью применения услуг, с их назначением и т.п. Это непростая задача, так как в современном мире постоянно множатся новые виды сервиса; услуги приобретают все более сложный по своей природе и функциональному назначению характер.
Объект исследования – сервис туристической фирмы как возможность удовлетворения потребностей в соответствии в соответствии с привычками и желаниями клиентов.
Предмет исследования – условия сервисного обслуживания в туристической фирме в соответствии с постоянными желаниями клиентов.
Цель работы – изучить услуги гостиничных предприятий как составную часть индустрии гостеприимства.
Задачи работы – охарактеризовать основы формирования услуг туристическими фирмами; проанализировать различные услуги, предоставляемые турфирмами в соответствии с их привычками и пожеланиями.
Гипотеза исследования - через улучшение качества услуг создаются более благоприятные условия обслуживания, расширяется и обновляется ассортимент изделий, спрос удовлетворяется меньшим количеством изделий, результат услуги приобретает для потребителя более длительный эффект.
Теоретической базой исследования явились труды ученых, таких как Барчуковой Н.С., Медлика А.П., Браймера Р.А., Пузаковой Е.П.
Базой исследования является туристическая фирма.
Курсовая работа состоит из двух глав с подпунктами. Также курсовая работа включает введение и заключение. Список литературы содержит 11 источников.
1. Основы формирования сервисных услуг
1.1. Условия обеспечения качества
Проблема качества как экономическая категория возникла вместе с развитием общественного производства, с началом генерирования услуг как ответ на повседневные потребности людей. Как мы узнали из раздела I, законы Хаммурапи, действующие у древних вавилонян, предусматривали строгое наказание в том случае, когда работа строителя или врача не соответствовала потребительским ожиданиям или приводила к беде.
Сегодня все страны мира озабочены проблемой повышения качества производства, включая и производство услуг. Положительный результат повышения качества сервисной продукции важен для всех участников и сторон. В случае качественного сервиса государство фиксирует увеличение народно-хозяйственного эффекта на единицу затрат, получает расширенные экспортные возможности и валютные поступления, к тому же более полно удовлетворяются потребности населения в услугах.
Выигрыш изготовителей сервисных продуктов состоит в том, что лучше используются ресурсы, сокращаются потери от брака и рекламаций, увеличиваются доходы от реализации продукции повышенного качества, увеличиваются фонды экономического стимулирования за счет роста прибыли. Главное же состоит в том, что качество услуги повышает ее конкурентоспособность на рынке.
Свойства услуги, а также конкретные показатели качества сервиса широко используются представителями государственных контрольно-регулятивных органов, корпоративной средой, а также миллионами потребителей. Различают производственные, функциональные и потребительские свойства услуги. К производственным свойствам относятся те, которые создаются в процессе производства и имеют ярко выраженные физико-технические свойства.
Вместе с тем производственные свойства услуги представляют собой лишь потенциальное качество. Любой товар, сервисный продукт всегда необходимо протестировать на функциональную пригодность, которая обычно проверяется в период испытаний, в начале выхода новой услуги на рынок, при первой оценке клиентом предлагаемой услуги.
Но и функциональные свойства не позволяют сделать окончательный вывод о качественных характеристиках услуг и сервисных продуктов — необходимо учитывать их потребительские свойства. Потребительскими свойствами выступает совокупность показателей, которые являются для потребителя наиболее значимыми. Именно они отображают реальное качество продукции.
Каждый тип, каждая разновидность сервисных продуктов и услуг содержат разные сочетания свойств, составляющих производственные и потребительские характеристики качества. Различия между разными группами показателей качества, отображающие производственные и потребительские свойства, легко можно видеть на примере любого вещного товара — автомобиля, одежды, с одной стороны, и сервисного продукта, который создается в процессе обслуживания клиента, с другой. Потенциальное качество промышленного товара осуществляется специальной системой технического контроля и стандартизации на определенных стадиях его производства.
В отличие от свойств промышленного товара свойства сервисного продукта, свидетельствующие о качестве, являются гораздо более сложными для вычленения, объективного измерения, подсчета стоимости. Вместе с тем производство любого вида услуг также приобретает ряд производственно-технологических и физических свойств, которые можно фиксировать, подсчитывать, сравнивать с эталонными критериями. Именно на базе представлений об эталонных качествах сервисной деятельности вырабатываются государственные стандарты и нормативы. На основе данных стандартов и нормативов осуществляется техническое обеспечение труда работников сервисного предприятия, нормируются конкретные трудовые операции, создаются инструкции и служебные документы, регламентирующие процесс обслуживания.
К числу наиболее распространенных свойств разного рода услуг, которые можно фиксировать, подсчитывать и сравнивать, относятся обычно следующие:
* количественные характеристики оборудования, инструментов, разного рода материалов и средств, с помощью которых осуществляется услуга;
* особенности протекания технологического цикла выполнения услуги и некоторых ее физико-технических характеристик (звук, освещение и др.);
* информационное обеспечение потребителя относительно важнейших особенностей услуги, ее результатов и т.п.;
* период времени обслуживания потребителя с его участием или срок, в течение которого услуга выполняется без его участия;
* длительность и надежность использования результатов сервисной деятельности;
* характеристики, связанные с санитарией, гигиеной, порядком в помещении, где выполняется услуга или процесс обслуживания;
* экологические характеристики услуги, процесса обслуживания;
* характеристики, связанные с безопасностью потребителя и обслуживающего персонала;
* численный состав сотрудников, участвующих в процессе обслуживания, а также их профессионально-квалификационные характеристики, включая умение, мастерство, опыт, коммуникабельность;
* этические качества обслуживания — ответственность, вежливость, чуткость и др.;
* эстетические качества обслуживания — комфортность обстановки обслуживания, внешнее оформление товара, дизайн интерьера и др.
Так, для услуг пассажирского транспорта важнейшими характеристиками качества выступают такие, как скорость и точность движения, безопасность услуги, комфортность мест и условий пребывания пассажиров до и во время передвижения, их информированность об этапах передвижения и др.
В таких местах общественного питания, как ресторан, высокоразрядное кафе, качество обслуживания отображают следующие характеристики:
* широкий ассортимент блюд и напитков;
* приготовление блюд из свежих, высококачественных или редких продуктов, требующих особой обработки и точной рецептуры;
* неукоснительное соблюдение всех технологий приготовления пищи;
* высокий уровень профессиональной подготовки работников важнейших служб;
* комфорт и безопасность общей обстановки в залах обслуживания;
* этика и предупредительность обслуживающего персонала;
* продуманная эстетика интерьера, наличие музыкальной программы и др.
В случае посещения ресторана показатель времени может носить вариативный характер, так как посетитель обычно отводит время на посещение ресторана, намного превышающее время обеда в столовой или кафе самообслуживания.
В целом ряде услуг, связанных с удовлетворением социокуль-турных потребностей, на первый план выходят другие производственно-технологические качества обслуживания. Так, в ходе спектакля или на концерте ведущее значение для зрителя приобретает содержание происходящего на сцене, а также игра артистов. Но при этом важны такие аспекты обслуживания, как вежливость обслуживающих работников, наличие информации о составе артистов (программки), удобство зрительских кресел, хорошая акустика зала, наличие просторного фойе, пункта питания (буфета), туалета и др [4, 111].
Во многих областях сервиса производственно-технологические свойства, связанные с качеством, соотносятся с неодинаковым по широте и детализации набором услуг, использованием разного оборудования и материалов. Через это, как отмечено выше, отображается неодинаковый уровень выраженности качества, а также разные возможности потребителей оплачивать сервис разного уровня. Эта сторона качества отражена в наличии, например, на морском транспорте кают разной классности, на железнодорожном пассажирском транспорте — разных типов вагонов, в системе гостеприимства — гостиниц разного класса, в общественном питании — ресторанов разных категорий: люкс, высшая, первая и др. Цена обслуживания в каждом случае будет неодинаковой. Однако следует особо отметить: качество производимых операций в каждом классе услуг должно быть наилучшим, отвечая определенному уровню стандартов.
Помимо физических свойств обслуживания не менее (а во многих случаях более) важное значение для оценки качества услуги приобретают потребительские свойства. Как отмечалось, потребительские свойства выражают реальное качество услуги и могут быть определены потребителем лишь в ходе обслуживания или после него.
Главным «экспертом» в определении реального качества услуги остается потребитель. Именно он выступает фигурой, на которую направлено обслуживание. Вместе с тем потребительская оценка услуги, опираясь на объективные ее свойства, содержит много субъективных моментов. Проистекает это в силу разных причин. Когда потребитель оценивает качество услуги, он сравнивает некоторые фактические параметры качества с ожидаемыми величинами. Если эти ожидания совпадают, то качество услуги признается им хорошим, удовлетворительным. При этом потребительские ожидания строятся на таких ключевых факторах, как личные потребности и интересы, прошлый опыт, внешние коммуникации (реклама и др.), межличностные коммуникации, включая и слухи, оценки близких людей. Воздействие многих из этих факторов способно серьезно исказить качественную сущность услуги.
Все же не следует считать оценивание качества услуги потребителем полностью ошибочным. Ведь он оценивает функционально-практические аспекты результатов услуги, что сразу делает его оценку наиболее значимой. Кроме того, взятые в целом потребители выступают коллективным субъектом оценивания, что также не может быть проигнорировано ни производителями услуг, ни контролирующими органами государства.
Все это определяет двусторонний подход к выявлению оценки качества услуги: учет производственно-физических (способных быть зафиксированными, просчитанными, отображенными в числовой форме) показателей, а также учет субъективных оценок потребителей. Последние в каждом отдельном случае приобретают нестрогий характер — они зависят от личных установок потребителя, а также от моды, национальных традиций и т.п. Вместе с тем сходные отзывы о качестве, высказанные тысячами потребителей, приобретают вполне объективный характер и должны расцениваться производителями услуг как неоспоримый факт.
Согласно теории конкурентной рациональности, степень удовлетворения потребителя следует признать важнейшим критерием контроля качества сервиса. А величина расхождения между ожидаемыми и фактическими параметрами услуги свидетельствует о степени эффективности работы конкретной сервисной фирмы — чем больше расхождение в худшую сторону в сознании потребителя, тем менее эффективно обслуживание данной фирмы. Особенно настораживающим показателем для производителя должно стать снижение удовлетворенности обслуживанием среди постоянных и приверженных фирме клиентов.
Если 25-30% всех клиентов выражают полную удовлетворенность обслуживанием, готовность оставаться приверженными потребителями данной фирмы, рекомендуют ее работу своим друзьям, то эти показатели считаются весьма благоприятными с точки зрения стандартов качества в данной сервисной организации. Именно такой подход в настоящее время закреплен в мировой сервисной практике, где ориентир на потребителя приобретает такое же важное значение, как и экономические критерии сервисной деятельности.
Специально рассмотрим один из показателей качества услуги, связанный с ее безопасностью. В целом безопасность человека в сфере услуг определяется эффективным функционированием данной сферы, отсутствием в ее рамках разного рода угроз, ущерба для жизни, здоровья и имущества потребителей, работников отрасли, а также для окружающей среды.
Существуют разные разновидности безопасности услуг, что подразумевает выделение различных аспектов процесса безущербного обслуживания потребителей. Принято выделять следующие аспекты безопасности:
* эксплуатационно-техническую (куда входит электробезопасность, пожарная безопасность, безопасность от воздействия химических веществ и др.);
* экологическую;
* информационную;
* правовую;
* финансовую;
* имущественную;
* психологическую;
* связанную со здоровьем людей.
Выделенные общие типы безопасности в разных направлениях сервисной деятельности конкретизируются по-разному.
Но во всех указанных разновидностях безопасности имеется возможность фиксации объективных сервисных качеств, отвечающих общим стандартам и требованиям. Качество услуг такого рода сравнительно легко фиксируется либо визуально, либо через опытное испытание приобретаемого товара, через примерку вещи, знакомство с документами, с маркировкой продукта. Таким путем нетрудно установить, например, дату производства скоропортящегося продукта питания, проставляемую на этикетке, уровень напряжения в сети для домашнего прибора и др.
Особая разновидность безопасности в сфере услуг связана со здоровьем, физическим состоянием, внешним видом клиента. С одной стороны, нормативные производственно-технологические требования, действующие в разных видах и направлениях сервиса, нацеливаются на то, чтобы исключить любую возможность нанесения ущерба здоровью и самочувствию клиентов. Особенно жесткими являются санитарно-гигиенические и технологические требования в оздоровительно-медицинских учреждениях, в пунктах общественного питания, в гостиничном хозяйстве и др.
С другой стороны, многие качества услуги оцениваются потребителями, которые в этом случае учитывают субъективные ощущения, внутреннее самочувствие. В данном случае возможны серьезные расхождения между мнением потребителя о качестве и безопасности услуги и ее оценкой производителем сервисного продукта, что способно создать конфликтную ситуацию.
Специального рассмотрения требует разновидность безопасности, которая предусматривает безущербное влияние услуги на человека, не создающее травмирующего эффекта его психике, духовному состоянию. Такого рода безопасность имеет место в сфере распространения общественной и художественной информации через СМИ, а также через предоставление познавательных, научно-консультационных услуг. Негативное действие такого рода услуг может быть обнаружено не сразу, а по прошествии продолжительного времени.
Менеджеры и персонал сервисных предприятий обязаны обращать особое внимание на предотвращение ситуаций, которые способны создать угрозу безопасности интересам и здоровью потребителей. Причины, способные порождать опасности, угрозы или ущерб как для клиентов, так и для работников, руководства фирмы, могут быть разными в разных видах сервисной деятельности. Специального внимания персонала требуют к себе следующие стороны процессов обслуживания, как наиболее возможные источники опасностей и угроз для клиентов и предприятия:
* работа технических средств, приборов, оборудования, а также состояние и качество материалов, веществ, продуктов, задействованных в процессе обслуживания (сервис, оказываемый в помещениях, медицинские, оздоровительные услуги, услуги общественного питания и др.);
* природно-ландшафтные, климатические и физические условия, которые сопровождают процессы обслуживания (спортивно-оздоровительные, туристские и другие услуги);
« деятельность криминальной среды или активность нечестных лиц, препятствующих безопасному обслуживанию (сфера посреднических, финансовых услуг и др.);
* неквалифицированные действия персонала (в любом сегменте сервисной деятельности);
* личные качества сознания или состояние здоровья клиента (в любом сегменте сервисной деятельности);
* форс-мажорные обстоятельства, сопровождающие процесс обслуживания (в любом сегменте сервиса).
Особого внимания требуют ситуации, когда клиент оказывается некомпетентным в достаточной степени для того, чтобы предотвратить угрозу для своего здоровья или благополучия. В современной сервисной практике существует множестве ситуаций, когда непосредственных ощущений и личных знаний клиента явно недостаточно, чтобы быстро определить степень своей безопасности. Ситуация может усложняться в связи с тем, что в сфере услуг индустриального общества существует сложная иерархия отношений с бюрократией, экспертами, рекламой на верхних этажах этих отношений и потребителями услуг на нижних этажах. Представители высших этажей могут, например, утаивать часть важной информации о сервисном продукте, необоснованно путать клиентов в одних случаях, навязывать выгодные для себя формы обслуживания в других. В случае причинения клиенту ущерба за ним остается право апеллировать в судебные инстанции с требованием возмещения ущерба.
В последние годы особенно остро ставится вопрос об информационной безопасности в сфере услуг. Широкое распространение экономического шпионажа, частые утечки деловой информации или раскрытие коммерческой тайны могут стать негативным фактором развития предпринимательства в целом.
Все это говорит о том, что за качеством услуги, включая и ее безопасность, необходим общественный и государственный контроль. Это диктует необходимость выработки управления качеством и контроля безопасности услуг, что связано с отработкой стандартов качества в общегосударственном, а в настоящее время и в мировом масштабе [2, 132].
1.2. Управление качеством услуг, контроль стандартов и безопасности обслуживания
После Второй мировой войны в международной практике обмена товарами и услугами не существовало единых стандартов качества, что затрудняло международный обмен. Фирмы разных стран осуществляли проверку качества своих изделий (сортировку, разбраковку, переделку) по своим правилам.
Наконец, в
Главная цель
международных стандартов ИСО серии 9000 — установление единого, признанного во
всем мире подхода к договорным условиям по оценке систем обеспечения качества
и регламентация отношений между покупателем продукции и ее производителем или
поставщиком по вопросам обеспечения качества продукции. В
В целом данный набор международных стандартов представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Собранные в этом сборнике стандарты отображают те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также реализуют ее с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и его улучшение.
Сегодня в состав ИСО входит более 90 стран, на долю которых приходится свыше 95% мирового промышленного производства. Появление международных стандартов способствовало тому, что на их основе во многих регионах мира и странах (включая Российскую Федерацию) стали вырабатываться собственные единые требования и процедуры, способные обеспечить эффективный обмен товарами, услугами и рабочей силой.
Международные стандарты позволили выработать схему обеспечения качества услуг, так называемую «петлю качества». Данная схема включает в себя важнейшие элементы системы качества: процесс маркетинга, процесс проектирования услуги, составление спецификации управления качеством и т.п. (рис. 4). Данная система качества предусматривает обеспечение контроля качества на всех этапах производства услуг: транспортировки, хранения результатов и утилизации отходов от производства услуг.
Присоединяясь к международным стандартам системы качества, каждая страна и каждый регион способны развивать собственные традиции в способах достижения качественной продукции. Так, американский опыт управления качеством отличается жестким контролем качества изготовления продукции на основе математико-статистических методов, планирования производства по количественным и качественным показателям с системой административного контроля, большой пропагандистской работой на национальном уровне по поддержке своих товаропроизводителей и т.д.
Японский опыт характеризуется внедрением научных разработок в области технологий и менеджмента, высокой степенью компьютеризации всех операций контроля, анализа и управления производством. Японский опыт также продемонстрировал возможность повышать качество посредством совершенствования работы персонала крупных производств и разных фирм. Благодаря широкому перечню мер по стимулированию творческой активности работников, их обучению в специальных кружках качества, воспитанию у них патриотизма к своей фирме японские производители в последние два десятилетия смогли добиться наиболее высоких результатов.
С целью управления качеством сложная система мер была предпринята в последние два десятилетия в рамках Европейского сообщества. Здесь понадобилось идти на взаимное признание национальных правил стандартизации, а также на их гармонизацию, увязку между собой. Страны ЕС выработали глобальный подход к испытаниям и сертификации, предусматривающий следующие меры: использование европейских стандартов, обеспечение высокого технического уровня производства и качества изделий, оценка испытательных лабораторий и сертификационных органов и их аккредитация и др.* В настоящее время страны, входящие в ЕС, а также другие развитые страны переходят к стратегии всеобщего управления и совершенствования качества.
Российское общество также включается в общемировые процессы управления качеством продукции и услуг. Производственная и сервисная деятельность у нас пока не достигла мирового уровня, но у нас действуют многие системные элементы такого рода. В настоящее время на российских предприятиях сферы услуг созданы и функционируют системы управления качеством на трех иерархических уровнях (общегосударственном, отраслевом и на уровне предприятия), а также на всех стадиях создания и использования продукции. Важная роль в этих системах принадлежит принятым в последнее десятилетие законам «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений», а также о разработке государственных стандартов качества и др.
Государственные, корпоративные и общественные усилия, которые направлены на повышение качества отечественного сервиса, не проходят даром. В сравнении с периодом доминирования советской сферы услуг происходит заметный отход от принципа «рынок производителей и продавцов», освоение принципа «рынок покупателей и потребителей». Рынок услуг сегодня все более насыщается. За покупателя сегодня идет серьезная конкурентная борьба, которая осуществляется при помощи многих средств, среди которых важное место занимает повышение качества сервиса.
В современных условиях услуги могут быть проконтролированы и оценены непосредственно потребителями, если у них возникают претензии к их качеству. В этом случае взаимоотношения производителя и потребителя регламентируются законом «О защите прав потребителей», который устанавливает права потребителей на приобретение товаров и услуг надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья, на получение информации о товарах, просвещение, государственную и общественную защиту потребителей, а также определяет механизм реализации данных прав.
Нередко имеет место и самоконтроль со стороны производителя своей услуги. Он нередко осуществляется для того, чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам должный уровень качества, декларируемый данной сервисной организацией. Может проводиться также ведомственный контроль, когда нижестоящая структура контролируется вышестоящей организацией.
Наконец, в сфере услуг имеет место государственная деятельность, направленная на регулирование, управление и надзор за качеством услуг. Рассмотрим важнейшие направления этой деятельности.
1. Стандартизация выступает нормативным условием обеспечения качества, безопасности и конкурентоспособности услуг. Закон Российской Федерации «О стандартизации» (1993) определяет меры государственной защиты интересов потребителей, а также государства в целом посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации (государственные стандарты РФ — ГОСТ Р, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, стандарты отраслей и др.).
Под государственными стандартами обслуживания понимаются организационно-инструктивные и методические документы, разрабатываемые системотехниками, специалистами сервиса и экономистами. В них заключаются требования к целям, организации, технологии и обеспечению различных видов сервисных работ, выполнение которых указанным образом гарантирует высокую степень удовлетворенности потребителей и является обязательным для организаций и предприятий сервиса в данной стране. У такого рода документов многоцелевое назначение. Они выступают профессиональными инструкциями, контрольно-оценочным инструментом, а также должны быть использованы начинающими работниками в ходе их профессионального обучения.
К обязательным для соблюдения требованиям государственных стандартов относятся требования, обеспечивающие безопасность продукции (работ, услуг) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей, техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продуктов, единство методов их контроля и единство маркировки и др. Государственные стандарты применяются в области экологии, санитарно-эпидемиоло-гического благополучия населения, безопасности воздушных, морских и речных судов, торговли, ветеринарии, автомобильного транспорта, противопожарной безопасности, охраны труда, строительства, производства лекарственных веществ и др. Там, где применяются утвержденные государственные стандарта, Госстандарт РФ осуществляет государственный контроль.
2. Сертификация - процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям. Она может иметь обязательный и добровольный характер.
Обязательная сертификация сопровождается государственным контролем за качеством и безопасностью продукции, услуги. Госстандарт России и другие органы управления создают системы сертификации однородной продукции и в соответствии с этим устанавливают правила и процедуры проведения сертификации в этих системах, устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации, выдают сертификат и лицензии на применение знака соответствия и др.
3. Лицензирование — это процедура выдачи лицензий юридическим лицам или индивидуальному предпринимателю на право осуществления конкретного вида деятельности при обязательном выполнении определенных требований и условий.
В России лицензируются такие виды сервисной деятельности, как телерадиовещание, аудиторская деятельность, производство драгоценных металлов и ювелирных изделий, медицинская и фармацевтическая, ветеринарная деятельность, физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, деятельность ломбардов, ритуальные услуги и др.
В целом, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, наиболее сложная проблема в ходе внедрения управления качеством и безопасностью на предприятиях сферы услуг чаще всего связана с людьми. Речь идет о важности повышения образовательного и квалификационного уровня работников (не только рядовых сотрудников, но и управляющего персонала, особенно среднего звена).
Немаловажное значение приобретает также совершенствование корпоративной культуры сервиса и внутрифирменной культуры обслуживания. Важно, чтобы в конкретной фирме было выработано внимательное отношение к интересам и нуждам потребителя, осуществлялась бы его снабжение всесторонней правдивой информацией о свойствах услуги, ее безопасности и результатах, а также не допускалось бы использования против него сведений о его характеристиках, жизненных обстоятельствах, которые он сообщил для процедуры обслуживания.
Рассмотрим взаимодействие разных аспектов качества и безопасности обслуживания на примере распространения информации в туризме. При этом будет учтена разная информация: функционирующая в рамках административных связей, включаемая в статистику, проходящая через рекламу и др.
Федеральный закон «О защите прав потребителей» содержит статьи, предписывающие производителям товаров и услуг предоставлять потребителям объективную и исчерпывающую информацию о продавце, изготовителе сервисного продукта, о потребительских качествах самого продукта. Вместе с тем проблема информационного обеспечения потребителей выступает одним из аспектов более широкой проблемы, связанной с информационной безопасностью сервисной деятельности в целом. На примере туристского продукта рассмотрим другие стороны информационного обеспечения сервисной деятельности.
Основная часть туристской информации касается сведений о видах отдыха, наборе услуг в путешествии, их стоимости и т.п. Данная информация проходит через справочные издания, рекламу, публицистику. В этом направлении сервисной деятельности производитель заинтересован в том, чтобы выделить наиболее выигрышные аспекты своего продукта и вместе с тем не допустить искажения каких либо его сторон.
Государственная политика в рекреационно-туристской сфере стимулирует развитие официальной отчетности, данные которой попадают в государственную статистику. Такого рода информацию следует признать надежным источником сведений, что позволяет использовать ее в сравнительных международных исследованиях туристской деятельности в разных странах. В рамках государственной статистики о туризме имеются материалы, приобретающие стратегический характер и попадающие под гриф «государственная тайна», — ими распоряжаются соответствующие государственные органы и учреждения.
Наряду с этим в распоряжении фирмы оказываются персональные сведения о возрасте, семейном состоянии и даже о состоянии здоровья клиентов. Данная часть документальных сведений о человеке приобретает статус частной собственности, и никто не вправе распоряжаться ими без согласия самого человека.
В свою очередь предпринимательские структуры, учреждения сервиса и фирмы, работающие в сфере туризма, располагают материалами о своей деятельности, приобретающими статус коммерческой тайны (например, финансовые данные). Они тоже заинтересованы в том, чтобы не допустить утечки подобной информации и манипулирования ею в ущерб своим интересам.
Более конкретные критерии качества и безопасности информации могут различаться в зависимости от того, кто выступает субъектом распространения, потребления и использования информации, а также, каков характер и назначение информационных материалов.
В основе расхождений оценок и отношения к информации о туризме лежат разные интересы, целевые установки и роли, выполняемые представителями социальных групп, участвующих в туристской деятельности. Так, критерии качества и безопасности информации могут не совпадать в процессе освоения информации представителями разных групп, участвующих в туристской деятельности. Например, тот объем информации, который осваивает руководитель гостиницы или туристской фирмы, выступает излишним для клиентов.
Перечисленные выше разновидности сведений о туризме, о деятельности конкретных фирм позволяют выдвинуть важные критерии качества и безопасности этой информации: объективность, адекватность, соответствующая тем или иным целям полнота информации, оправданность и целесообразность ее использования в разных ситуациях [8, 116].
2. Различные услуги, предоставляемые турфирмами в соответствии с их привычками и пожеланиями
2.1. Формирование услуг туристическими фирмами
Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы. Высокий потенциал развития туризма, который характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов. Кроме того, развитие туризма зависит от доступности туристских центров с точки зрения существующих и развивающихся коммуникации современных и перспективных видов транспорта в международном и внутреннем туризме, а также уровня необходимых затрат времени и средств туристов на путешествие по данному региону. Степень развития туризма определяется в значительной мере оснащенностью территории материальными возможностями для проживания туристов, торгово-ресторанной сетью и т.п., то есть всем, что принято включать в понятие туристской инфраструктуры и уровня сервиса, емкости территории для приема туристов, экологического состояния территории, уровня общеэкономического развития, обеспеченности трудовыми ресурсами, материальными средствами и финансовыми возможностями страны, принимающей туристов [6, 120].
Первоначальной основой развития являются, бесспорно, природные и географические условия. Не случайно туризм на ранней стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками. Эти страны и являются лидерами в мировом туризме, несмотря на развитие в наши дни таких видов туризма, как экологический, нуждающийся в девственной природе (которая сохранилась, главным образом либо в труднодоступных, либо в местах с неблагоприятным климатом) [5, 201].
Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности населения.
Трудовые ресурсы создают возможность обеспечения туристских потребностей обслуживающим персоналом.
Однако без развитой материально-технической базы туризма нормальное функционирование сферы туризма неосуществимо. В состав материально-технических ресурсов входят средства размещения, транспорт, предприятия общественного питания, сферы рекреации, розничной торговли и т.д.
Материальная база, предназначенная для размещения туристов, занимает одно из первых мест при формировании туристской инфраструктуры. Спецификой гостиничного хозяйства является то, что здесь создаются услуги нематериального характера, которые предоставляются непосредственно потребителям. По этой причине в процессе обслуживания сравнительно малое участие принимают предметы труда, зато решающую роль играют средства труда и живой труд. При анализе средств труда выясняется, что преобладают постройки, помещения, оснащение, санитарно-техническое оборудование, то есть "пассивные" фонды. Возможности механизации процесса обслуживания здесь ограниченны. Более благоприятные условия для механизации операций существуют при резервировании мест и учете услуг, а также в некоторых вспомогательных видах деятельности. В то же время строения, здания, составляющие основную часть материально-технической базы средств размещения, сравнительно медленно морально и физически изнашиваются и в течение продолжительного периода обслуживают процесс размещения [2, 116].
Широкое развитие гостиничных цепей с их сетью собственных и франшизных членов породило новую систему централизованного бронирования, в результате которой большая часть гостиничной квоты (60-70%) находится под контролем централизованной системы бронирования компаний. Остающееся число номеров может бронироваться непосредственно гостиницей [4, 121].
2.2. Сертификация туристских услуг
Сертификация продукции или услуг - это деятельность по подтверждению соответствия продукции или услуг установленным требованиям. Сертификация производится в целях:
-создания условий для деятельности предприятий, организаций, учреждений и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации;
- защиты потребителя от недобросовестности производителя товаров и услуг;
- контроля безопасности продукции и услуг для жизни, здоровья, охраны окружающей среды и имущества;
-подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Правовые основы сертификации в РФ, права, обязанности и ответственность участников сертификации устанавливаются Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 г., а также регламентируются постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» и Законом РФ от 07.02.92 г. «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями), а также постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации продукции от 01.05.92 г.
Указанные акты предусматривают обязательную сертификацию товаров, работ и услуг, потенциально опасных для здоровья граждан, в том числе туристов [11, 19].
Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации является национальным органом, в функции которого входит установление порядка сертификации и осуществление контроля за его соблюдением. Система сертификации разработана на основе международного опыта с привлечением ведущих специалистов.
Согласн'0 общепринятой международной практике ответственность за соответствие товаров и услуг требованиям законодательства несет изготовитель (исполнитель), а продавец отвечает за наличие сертификата и знак соответствия у реализуемой им продукции. Орган по сертификации отвечает за правильность выдачи сертификата.
Для сертификации туристских услуг используются следующие схемы сертификации:
- сертификация систем качества с последующим инспекционным контролем за ее функционированием;
- проверка профессионального мастерства (аттестация) исполнителя услуги;
- проверка туристского предприятия в целом с последующим инспекционным контролем [9, 121].
Орган по сертификации услуг проводит экспертизу всех материалов (протоколы, акты и другие документы, предусмотренные соответствующими схемами сертификации), в срок не более 10 дней после получения материалов оформляет сертификат, регистрирует его и оформляет лицензию на применение знака соответствия. Сертификат выдается после подписания лицензии.
Процесс оказания услуги характеризуют три блока документов, подтверждающие:
- статус туристского предприятия;
- наличие услуги;
- используемые предприятием для обслуживания клиента. К первому блоку относятся:
- учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя);
- свидетельство о регистрации предприятия;
- договор на владение (аренду, субаренду) помещения под офис;
- лицензия на право заниматься международной туристской деятельностью (если туристское предприятие проводит прием и обслуживание иностранных граждан и отправляет российских граждан за рубеж). Второй блок документов включает:
-договора с перевозчиками туристов и экскурсантов -предприятиями или владельцами транспортных средств;
- договора (прямые или агентские) с туроператорами по приему и обслуживанию;
- договора с экскурсоводами, гидами-переводчиками, руководителями туристских групп и квалифицированными инструкторами (при наличии маршрутов различной категории сложности);
- аккредитацию при Департаменте Консульской службы МИД РФ или зарубежных посольствах.
Третий блок документов характеризует работу туристского предприятия с клиентом:
- договор на туристское обслуживание граждан, который может включать три приложения - лист (заявка) на бронирование тура, информационный листок (краткая характеристика потребительских качеств туристского маршрута - проживание, питание, транспорт, экскурсии, дополнительные услуги, страхование, культурная программа и т.д.) и памятку для туриста о стране (месте) временного пребывания (информация о природно-климатических особенностях страны, таможенных и визовых формальностях, сведения о санитарно-эпидемиологической обстановке, культурно-этнографических особенностях и традициях местного населения, о криминогенной обстановке, особенностях национальной кухни, условиях ввоза и вывоза национальной валюты и т.д.);
- путевка (бланк, утвержденный Минфином РФ);
- ваучер (при выезде туристов за границу);
- страховой полис (согласно ст. 17 Закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ»);
- рекламная продукция (каталоги, видеоматериалы и т.д.) ( 50.С.16).
Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на сертифицируемую услугу, результатов оценки услуги, или системы качества, но не более чем на три года.
Инспекционный контроль качества услуг предусматривает использование данных оценки качества услуг, полученной от потребителя путем анкетирования (интервьюирования), проводимого обществами потребителей, местными органами управления и исполнителями услуг, и осуществляется в течение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок. Его осуществляют органы, выдавшие сертификат. Внеплановые проверки осуществляются в случае поступления рекламаций от потребителей. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, оценивающим результаты контроля и дающим заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.
В соответствии с системой сертификации органом по сертификации выдается туристской фирме сертификат соответствия - документ, подтверждающий соответствие данного турпродукта установленным требованиям.
Сертификация может быть обязательной и добровольной. Не подлежат сертификации услуги туристского предприятия, реализующего услуги туроператора по договору поручения (ст.971 ГК РФ), а также те услуги, которые клиент оплачивает в стране (месте) временного пребывания. Все большее количество туристских фирм предпочитает пройти сертификацию, чтобы получить возможность рекламировать высокое качество туристских услуг, предлагаемых ими [7, 100].
Заключение
В большинстве стран в международном туризме наблюдается разделение сфер деятельности: в государственной сфере заняты национальные туристские организации, в частной - коммерческие предприятия туристской индустрии (гостиницы, рестораны, туристские агентства и бюро, транспортные предприятия и т.д.), занимающиеся привлечением туристов, продажей туров, обслуживанием иностранных туристов и действующие самостоятельно.
Формы и масштабы государственных инвестиций в сферу туризма зависят от места и роли туризма в национальной экономите. Практически во всех странах государству принадлежит особая роль в финансировании и создании инфраструктуры туризма.
Выделяются следующие типы помощи государства туристскому сектору:
1. Субсидии, помогающие решить проблему наличности, особенно на первой стадии реализации турпроекта. Система субсидий широко используется в таких странах, как Греция, Австрия, Франция, Италия и особенно Великобритания, в которых субсидии направляются в инвестиции инфраструктуры (использование природных ресурсов в сфере туризма, спортивные сооружения и т.д.)
2. Льготные займы (по льготным процентам), позволяющие компенсировать разрыв между фиксированной и коммерческой ставкой. Контроль за исполнением проекта, под который выдается заем, осуществляется в течение всего его срока реализации.
3. Бонификация процентов и поручительство в отношении займов и субсидий - правительство или специальный орган гарантируют займы, предоставленные коммерческими банками на развитие туризма. При этом контроль предусматривает оценку возможностей проекта выполнить условия, зафиксированные при предоставлении займов, а также оценку риска использования гарантий в случае краха заемщика.
4. Налоговые льготы, как правило, предоставляющиеся не с начала реализации проекта, а после того как он начинает приносить доход. В различных странах применяются разные налоговые льготы. Например, в Италии существуют пути финансового и налогового поощрения иностранных инвесторов, в том числе в форме сокращения ставок налога на добавленную стоимость.
Национальные туристские организации отвечают за разработку и осуществление политики развития туризма в своих странах, направленной на максимально эффективное использование национальных туристских ресурсов. В их задачи входит также продвижение национального туристского продукта на основных зарубежных рынках.
Список литературы
1. Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. М. ,1986.
2. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект-Пресс, 1995.
3. Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 318 с.
4. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. М.: «Экономпресс», 1998.
5. Ердавлетов С.Р. Основы географии туризма. М.: ИНФРА-М, 2004.
6. Карпова Г.А., Быков А.Т., Воронцова М.Г., Натаров М.В., Никифоров В.И., Яковенко Г.В., Воловода А.В., Рохмалева О.В. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
7. Медлик С. Гостиничный бизнес: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности сервиса. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
8. Обслуживание посетителей в гостиницах и ресторанах / Под ред. М.Н. Захаровой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
9. Папирян Г.А. Экономика туризма. М.: «Финансы и статистика», 1998.
10. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. М.: «Экспертное бюро – М», 1997.
11. Сенин В.С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.