Содержание

 

1. Политический режим. 4

2. Тип государства. 4

3. Форма государства. 6

4. Изобразите схему политической системы РФ.. 6

5. Разделение властей, система противовесов между властями. 7

6.   Чем обеспечивается легитимность политической власти. 8

7.   Какие возможности превращения государства в правовое предусмотрено в Конституции РФ?. 10

8. Пути формирования российского гражданского общества, предусматриваемые Конституцией. 10

9. Как в конституции отражены функции государства и как оно с ними справляется, по Вашему мнению.. 12

10. Какие меры предусмотрены в Конституции против превращения РФ в авторитарное и тоталитарное государство?. 13

11. По каким признакам Вы определили демократичность (или недемократичность) политического режима в РФ?. 14

12. Любая система должна обладать следующими признаками: а) быть совокупностью элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом; б) целостностью; в) интегративными качествами. Как в Конституции представлены эти признаки политической системы РФ?. 14

13. Что в Конституции РФ предусмотрено для народовластия?. 15

14. Какие возможности все более широким слоям граждан включаться в экономические реформы открывает Конституция РФ?. 15

15. Как обеспечивается плюрализм в РФ?. 15

16. Как обеспечивается в Конституции РФ свобода личности и ее социальная ответственность?. 16

17. Что предусматривает Конституция РФ для того, чтобы человек становился субъектом социальной и политической жизни, источником ее ыункционирования?  17

18. Что предусмотрено для приоритетных прав личности по отношению к правам государства?. 18

19. Что разрешено и что запрещено в Конституции РФ?. 19

20. Каким образом в Конституции  РФ предусматривается экономический, политический, социальный и духовный прогресс общества?. 19

21. Какие изменения, дополнения нужно ввести в Конституцию РФ?. 20

Список литературы.. 23

1. Политический режим

Российский политический режим порочен в силу своего происхождения. Прошлое не было переосмыслено. Нет закона о люстрации – он не позволил бы Ельцину и Путину быть президентами. Демократическая процедура не была выработана. В России кадры решают все. И всегда в свою пользу.

Кажется, многим до сих пор неясно, почему после путча 1991 года Ельцин не использовал данный историей шанс построить правовое государство, демократию и свободную экономику. Его главной целью была власть, а слова демократия и реформы – прежде всего лозунгами. Ушел Горбачев с его номенклатурой – пришел Ельцин со своей, не более демократичной. Личная преданность чиновников была для него важнее их порядочности, политических взглядов и профессионализма. Никто из них не ушел в отставку по деловым или этическим причинам – лучше плохо, но с нами, чем хорошо, но без нас!

В ходе дальнейшей борьбы за власть Ельцин, нарушив конституцию, разогнал Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Их сменили Дума с весьма ограниченными правами и Совет федерации, составленный из губернаторов. Были урезаны полномочия Конституционного суда. Все это закрепила Конституция 1993 года, составленная никем не избранным органом под диктовку советников Ельцина и проштампованная на референдуме. Президент получил почти полную власть и возможность править с помощью указов. Баланс властей был разрушен [1, 199].

2. Тип государства

Западные идеологи давно встали на позиции провозглашения возникновения правового государства как закономерного и наивысшего этапа эволюции общества Сегодня в России строят так называемое "правовое государство". Однако как внутреннее, так и внешнее положение нашей Родины с каждым годом все ухудшается: ежегодно понижается уровень рождаемости, растет инфляция, еще быстрее растет безработица. Ежедневно происходит узаконенная продажа России (чего стоит только недавнее решение нашего правительства о продаже акций нефтяных компаний для того, чтобы рассчитаться с долгами). Даже человеку, неискушенному в экономике, политике становится ясен абсурд уверений о том, что реформы идут благополучно, и Россия движется к светлому будущему: страна постепенно превращается в сырьевой придаток Запада. Кроме этого, мы видим полное безразличие как государства к народу, так и народа к государству (пример чему - массовая неявка на выборы, прошедшие недавно в Новосибирске). Очевидно, что стране для того, чтобы приобрести вес в международной системе, снова вершить судьбы мира, необходимо согласие народа и государства, обоюдное доверие, а значит, соответствие государственного строя, государственной власти, государственной идеологии - всего того, что народ подразумевает под государством - культуре того этноса, который оно организует. В связи с этим можно задуматься о том, насколько приемлем сегодняшний тип государства для России и какое государство необходимо России.

Эта проблема вызывала интерес многих русских исследователей. Еще славянофилы заговорили об особом пути развития России, об особой русской государственности, ее отличии от пути западного. Эту точку зрения разделяли русские евразийцы: Петр Савицкий, Николай Алексеев и др. Особо проблемами исследования типа русского государства занимались Н. Алексеев, В. Кавелин, А, Зиновьев и ряд других исследователей. Однако их работы носят скорее умозрительный характер: при анализе типа государства эти исследователи не опирались на источники, не углублялись в русскую историю. Новизна этого исследования в том, что оно основано на исторических документах, которые, явились отражением тех реальных процессов оформления государства, которые имели место быть в России.

Анализируя ряд основополагающих исторических документов, некоторые события русской истории, я попытаюсь обосновать, что результат естественноисторического процесса развития России - тягловое государство, при ином типе государственности Россия перестает существовать как субъект истории [5, 119].

3. Форма государства

Форма государства - это структура государственного устройства, которая состоит из таких компонентов как форма правления, государственное устройство, политический режим.

Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения компетенции между ними. Форма правления характеризует степень участия населения в формировании системы государственной власти. Форма правления показывает, кто управляет государством, кто стоит во главе его.

В настоящее время в теории государства выделяют две формы правления - монархию и республику [3, 173].

4. Изобразите схему политической системы РФ

           

       Требования                                                                                      Решение

                   

       Поддержка                                                                                        Действия                  

                                                                    Обратная связь

5. Разделение властей, система противовесов между властями

Форма правления в конституционном государстве характеризует схему разделения властей, в первую очередь между главой государства, парламентом и правительством. В разных конституционных государствах были установлены различные формы правления и сложились различные системы разделения властей.

При ограниченной (дуалистической) монархии (Великобритания после "Славной революции", Российская империя между двумя революциями) законодательная власть принадлежит парламенту, монарх формирует правительство и обладает правом абсолютного вето. В парламентарной монархии (Великобритания, Япония) монарх является номинальным главой государства и свои полномочия самостоятельно не осуществляет. Монарх формирует Правительство из представителей политических партий, победивших на парламентских выборах и составивших парламентское большинство. Монарх может иметь и другие полномочия (роспуск парламента, право вето), но осуществляет их по совету правительства. Выражение парламентом недоверия правительству влечёт отставку последнего. Фактическим главой государства является глава правительства. Система может эффективно функционировать только при устойчивой двухпартийной системе, при многопартийной системе действуют коалиционные правительства, возможна частая смена правительств (так называемая "правительственная чехарда").

Наиболее полно принцип разделения властей проведён в Конституции США 1787 года, в форме президентской республики. Основные черты этой формы правления - строгое разделение властей, президент избирается внепарламентским путём, возглавляет правительство и всю систему исполнительной власти, обладает правом отлагательного вето и не вправе распускать парламент. Такая форма правления может функционировать независимо от системы партий, однако она не предусматривает механизмов разрешения конституционных кризисов.

Парламентарная республика (Италия) отличается от парламентарной монархии тем, что президент - номинальный глава государства - избирается парламентом, в определённых случаях он может распускать парламент, он может осуществлять часть своих полномочий самостоятельно, но большинство актов требуют контрассигнации. Конституционная практика идёт по пути сокращения полномочий Президента: в Италии даже традиционную для главы государства представительскую функцию (участие в заседаниях глав "большой восьмёрки", переговоры на высшем уровне) осуществляют главы правительств, а фактически - реальные главы таких государств [2, 125].

6.    Чем обеспечивается легитимность политической власти

Свобода, специфика человека и человеческих обществ. - Из этой тетралогии типов легитимности, которыми украшает себя в самых различных вариантах политическая власть, именно демократическая легитимность имеет тенденцию к распространению в мировом масштабе своих всеобщих процедур. Сопровождается ли это историческое преимущество структурным, способным быть выявленным с помощью политической антропологии? На первый взгляд, нижеследующие две трактовки преобладания «демократической» легитимности покажутся противоречащими друг другу: или же демократический феномен - этап исторического развития обществ, свидетелем самого начала которого стал А. де Токвиль (а до первой половины XIX в. все происходило совсем не демократично), или же этот феномен вневременно присущ любой политической власти, но проявляет себя по-разному в зависимости от эпохи. Чтобы выйти из данного кажущегося антагонизма, потребуется осветить сами понятия «демократической легитимности» и «демократических режимов». Понятие режима отсылает к особым процедурам отношений между управляемыми и управителями, а также внутреннему распределению власти между управителями: периодическое использование процедур избрания, всеобщее избирательное право, представительный мандат, плюрализм мнений и свобода их выражения, разделение властей, принцип чередования и т.д. Понятие легитимности, хотя и неразрывно связано с правилами и процедурами, необходимыми для ее эффективного осуществления, больше относится к онтологии философии и других социальных наук, по содержанию близких к политике (антропология, например). Если власть в человеческих сообществах отличается от власти в животном мире, то только вокруг этой специфики человеческого может быть обоснована предпочтительная легитимность политической власти. Если, по общему мнению, разум и свобода выделяют человека из животного мира, то отсюда следует, что способность судить и выбирать, характеризующие поведение личности, должны быть каким-то образом продолжены в коллективном поведении и в управлении общественными делами. Политические общества должны, очевидно, быть построены в соответствии со специфическим принципом человека (разумом), свободой, свободным волеизъявлением, а значит и на согласии управляемых.

Историческая эволюция демократической легитимности. - Исторически, и достаточно долго, эта демократическая легитимность выражалась в том, что принцип доступа к власти по праву наследования нередко подкреплялся элементами религиозной сакральности. Управляемые, не избиравшие основного властителя, поскольку согласились с самим принципом отстранения их отданной процедуры, способствовали через своих представителей и в различных иных формах определенности осуществления властных полномочий. Национальные парламенты (как в Великобритании с XVII в. и позже во многих европейских странах) и/или органы местной власти (ассамблеи, советы городов, провинций и т.д.) составляли в равной мере и противовес (контрвласть) королевским прерогативам, и напоминание управителям об извечно господствующей религиозной этике, которую подданные разделяли с правителями. А главное - управляемые напоминали властелинам о возможном и последнем средстве воздействия на «верхи» - восстание или изменение династии и т.д. 

Последняя гипотеза часто упоминалась в теориях тираноубийства: появление монархической формы власти, тяготевшей к абсолютизму, было для народа-управляемого очень тяжелым знаком необходимости смены династии, нередко оплачивавшейся ценой жизни, с неопределенным результатом. Правда, эти долгие периоды преобладания наследственной власти прерывались краткими республиканскими опытами (греческие полисы, римская и средневековые итальянские республики...), отмеченными неравенством управляемых в том, что касалось доступа к осуществлению власти: свободные граждане, касты и олигархии, клиентелы и крупные семьи претендовали на эффективность, если даже не на саму законность власти [3, 330].

7.    Какие возможности превращения государства в правовое предусмотрено в Конституции РФ?

Построение правового государства предусмотрено Конституцией РФ. Однако до подлинной «диктатуры закона», предполагающей равенство перед законом всех виновных в правонарушениях, неотвратимость ответственности за преступления, приоритет криминологической профилактики, еще весьма далеко. Только-только из развалин поднимается система общественной профилактики и делаются наметки воссоздания правового обучения в школах и среди населения. Советскую систему общественного предупреждения правонарушений эффективно восприняли другие государства [5, 118].

8. Пути формирования российского гражданского общества, предусматриваемые Конституцией

Сегодня в России существует множество нерешенных социальных проблем. Осознание необходимости активного участия граждан, общества в их преодолении открывает новые возможности и способствует развитию новых общественных и гражданских инициатив.

Сила гражданского общества, уровень его развития заключены в нас самих и зависят от степени вовлеченности всех его членов в созидательную деятельность. Но сила гражданского общества зависит непосредственно и от того, насколько государство как институт власти развивает и поощряет инициативу своих граждан, создает инфраструктуру для реализации потенциала людей, добровольно участвующих в обновлении страны.

Рассказ о добровольцах – это о людях, которые бескорыстно отдают часть своего времени, сил, энергии и таланта, чтобы быть полезными другим людям- и обществу, которые исповедуют такие человеческие моральные ценности, как доброта, справедливость, честность, солидарность, бескорыстие, свобода, гражданская ответственность.

Каждый из нас, людей сегодняшнего дня российской истории, при оценке какого-либо явления общественной жизни обращается прежде всего к своему личному опыту и выносит суждения на основе сложившихся представлений, убеждений и устремлений.

Начало 90-х годов вошло в нашу жизнь как время перемен, предоставившее россиянам возможность активно участвовать в судьбе своей страны. Поднялась волна новых гражданских и общественных инициатив, направленных на улучшение жизни общества.

Чтобы реализовать свой потенциал, свою потребность сделать что-то доброе, принести пользу обществу, многие люди проявляют заботу о других, объединяют свои усилия и создают новые организации, ставящие перед собой цели социальных и культурных преобразований жизни. В результате многократно увеличиваются возможности одного человека или одной организации, а помощь приобретает всеобъемлющий характер.

Сегодня за нашими плечами пятилетняя история формирования и развития нового для нашей страны негосударственного (третьего) сектора. Он представляет собой важную составляющую российского общества, созданную самими гражданами ради успешного развития своей страны, скорейшего преодоления существующих проблем, формирования новой культуры

1994-1998 - годы начала активного распространения полученного опыта и знаний среди новых российских негосударственных организаций. На этом этапе продолжается формирование и укрепление российского негосударственного сектора, отмечается рост числа новых организаций "третьего сектора", их в настоящее время уже более 20 тысяч. Появляются материалы в средствах массовой информации, освещающие работу негосударственных организаций, создается ряд средств массовой информации, направленно работающих в целях формирования позитивного общественного мнения о деятельности "третьего сектора".

Формирование нового российского гражданского общества проходит в чрезвычайно сложных условиях экономической и политической нестабильности. В этих условиях очень непросто идет переосмысление многих привычных представлений, стереотипов, отказ от старых догм и существовавших в течение длительного времени механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Одной из причин, тормозящих продвижение реформ, является то, что на протяжении многих десятилетий не были отработаны научные и демократические механизмы взаимодействия государства и общества. Опыт прошлых десятилетий показал ограниченность государства как единственного фактора, обеспечивающего потребности и нужды людей. И этот опыт характерен не только для России, а вытекает из мировой практики, которая и подтверждает, что государство, опираясь лишь на собственные, созданные им государственные институты, не способно справиться с многообразием проблем без участия в их преодолении членов всего общества [5, 102].

9. Как в конституции отражены функции государства и как оно с ними справляется, по Вашему мнению

Формирование нового российского гражданского общества проходит в чрезвычайно сложных условиях экономической и политической нестабильности. В этих условиях очень непросто идет переосмысление многих привычных представлений, стереотипов, отказ от старых догм и существовавших в течение длительного времени механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Одной из причин, тормозящих продвижение реформ, является то, что на протяжении многих десятилетий не были отработаны научные и демократические механизмы взаимодействия государства и общества. Опыт прошлых десятилетий показал ограниченность государства как единственного фактора, обеспечивающего потребности и нужды людей. И этот опыт характерен не только для России, а вытекает из мировой практики, которая и подтверждает, что государство, опираясь лишь на собственные, созданные им государственные институты, не способно справиться с многообразием проблем без участия в их преодолении членов всего общества [4, 131].

10. Какие меры предусмотрены в Конституции против превращения РФ в авторитарное и тоталитарное государство?

Государственная власть в широкой трактовке этого понятия осуществляется всеми государственными органами и должностными лицами государства. В более узкой трактовке — государственная власть принадлежит высшим (центральным) органам государства. Именно этот уровень — предмет развернутой конституционной регламентации, определяющей систему высших органов власти, порядок их формирования, компетенцию и т.д. Из принципов, которые могут быть положены в основу организационных форм осуществления государственной власти, исторически доказал свое преимущество принцип разделения властей. Он в наибольшей мере соответствует демократической республиканской форме правления в отличие от принципа единовластия, когда вся полнота власти сосредоточена в единой структуре, служит известной гарантией против опасности превращения государственной власти в авторитарно-тоталитарную диктатуру. Другой такой гарантией служит требование связанности государственной власти правом.

11. По каким признакам Вы определили демократичность (или недемократичность) политического режима в РФ?

Политический режим это показатель того, какими способами и методами государство управляет верным ему обществом. Из этих определений видно, что форма правления и политический режим оказывают в той или иной степени влияние на уровень демократичности в стране. Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи власти и индивида, даёт представление о способах реализации власти. Как сказал Шарль Л. Монтескье, «как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх». Таким образом, политический режим указывает на характер взаимоотношений властного и подвластного, а в конечном итоге характеризует уровень демократичности в стране.

12. Любая система должна обладать следующими признаками: а) быть совокупностью элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом; б) целостностью; в) интегративными качествами. Как в Конституции представлены эти признаки политической системы РФ?

Понятие «культура властвования» отражает двуединые признаки политической системы: а) совокупность объективированных в ней ценностей и основанных на них норм, определяющих характер и границы властного воздействия системы на граждан; б) уровень соответствия фактического функционирования власти к нормативному должному. Первое включает, в частности, права и свободы человека, провозглашаемые и защищаемые системой, а также методы властвования, административно-управленческие и идеологические аппараты государства, способы информации граждан, связанные с его деятельностью, методы согласования интересов и принуждения и т. д.

Второе прежде всего выражает характер легитимности власти: наличие или отсутствие согласованности ее нормативной базы с признанными в  обществе ценностями [2, 112].

13. Что в Конституции РФ предусмотрено для народовластия?

В соответствии с преамбулой законопроекта отзыв депутата Государственной Думы является формой осуществления народовластия, что не корреспондируется с частью третьей статьи 3 Конституции Российской Федерации, в которой предусмотрены только две формы осуществления народовластия: референдум и выборы. Взятое за основу автором законопроекта положение об отзыве как о форме осуществления народовластия приводит к фактическому приравниванию этой процедуры к процедуре выборов.

14. Какие возможности все более широким слоям граждан включаться в экономические реформы открывает Конституция РФ?

Конституция гласит, что основополагающий принцип экономического развития - это благо всего народа.

Реализуя возложенные Конституцией на главу государства обязанности по защите конституционного строя, охране Конституции и укреплению Российского государства, Президент выступает активным проводником реформ, в том числе в политической сфере. Им изданы указы, направленные на реформирование государственной власти, реализацию концепции судебной реформы, реформы местного самоуправления, проведение правовой реформы, созданы соответствующие комиссии и советы при Президенте.

15. Как обеспечивается плюрализм в РФ?

Индивидуалистический плюрализм основан на том, что государство обеспечивает право на свободу совести, а между челове­ком и государством нет посредников в решении религиозных проблем. Законодательная база регулирует сложные отношения между религией большинства (во Франции — католичества) и других религий. Высокая степень личной ответственности в решении этических дилемм — основная черта ментальности человека, живущего в режиме индивидуалистического плюрализма. Репродуктивные права в контексте такой ментальности обеспечиваются государством и ответственностью человека. Индивидуалистический плюрализм органично сочетается с пониманием репродуктивных прав как право женщины на "целостность ее тела", возможность распоряжаться своим телом по собственному усмотрению. Вмешательство Церкви в эти проблемы минимальны.

16. Как обеспечивается в Конституции РФ свобода личности и ее социальная ответственность?

По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ превосходит аналоги более детальным рассмотрением многих принципов, что конечно же защищает права и свободы личности более четко, ибо против Конституции открыто не будет действовать даже Президент. Защита личных прав и свобод соответствует всем международным соглашениям (то есть минимальному стандарту) и даже превосходит их.

Ст. 2 ст. 6 Конституции гарантирует, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст. 6 п. 2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством.

17. Что предусматривает Конституция РФ для того, чтобы человек становился субъектом социальной и политической жизни, источником ее функционирования?

Суждения о возможности признания человека субъектом политической системы общества весьма противоречивы. При всем многообразии подходов к определению понятия советской политической системы большинство мнений сходятся на том, что ее субъектами выступают организационно оформленные объединения граждан (высшим среди которых является государство), коллективы и организации, обеспечивающие осуществление социалистического народовластия. Сама природа политической системы как конституционного механизма осуществления народовластия предопределяет необходимость вычленения ее субъектов на институциональном, структурно-организационном уровне. Субъекты политической системы выступают, по выражению Ю. А. Тихомирова, как «организационные подсистемы», «структурные каналы» привлечения трудящихся к управлению и в этом качестве получают четкое институциональное закрепление в Основном Законе (гл. 1). Все это исключает возможность признания личности субъектом политической системы.

Категория самоуправления народа интегрирует в себе структурные и функциональные аспекты, нормативно-правовые и фактические характеристики институтов политической системы, отражает ее развитие по пути дальнейшего углубления демократии, расширения участия граждан в решении общих дел и усиления саморегуляции, самоорганизации людей при осуществлении принятых решений.

Человек - активный участник политической жизни общества, в данной сфере он выступает как личность, совместный (ассоциированный) участник социалистического самоуправления. Поэтому применительно к самоуправлению народа вопрос о положении личности решается независимо от организационных форм ее участия в соответствующих отношениях, членства в общественной организации, принадлежности к трудовому коллективу и т. п. «Личность при социализме является непосредственным субъектом в системе социалистической демократии, и в принципе все институты последней действуют в зависимости от этого обстоятельства». Формирование всесторонне развитой личности и повышение ее социальной активности, усиление роли человеческого фактора — важнейшие качественные характеристики социалистической демократии, которая, по выражению К. Маркса, «исходит из человека» и превращает само государство в «объективированного человека».

Поэтому, не умаляя значения коллективных, организационно упорядоченных форм осуществления власти народа, следует признать, что личность в системе социалистического самоуправления имеет самостоятельное значение, обладает высшей социальной ценностью и одновременно является самоцелью развития социалистического общества. Условием признания личности субъектом народного самоуправления выступает политическая правосубъектность лица как гражданина СССР. Причем наиболее принципиальные моменты, характеризующие роль личности как субъекта социалистического самоуправления, получили конституционное закрепление. Главное в этой проблеме — отношение личности к государственной власти как власти всего народа; самоуправленческие же начала развиваются не вне, а внутри нашей государственности [3, 129].

18. Что предусмотрено для приоритетных прав личности по отношению к правам государства?

Характерной в плане акцента рассматриваемого закона на приоритетную защиту прав личности является норма (статья 1), согласно которой при решении вопросов о выезде и въезде гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита. Законодательство СССР такой возможности не предусматривало.

19. Что разрешено и что запрещено в Конституции РФ?

Один из главных принципов Конституции - что не запрещено, то разрешено.

Ч.1 ст.4 Конституции РФ провозглашает, что "Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию". А в ч.3 ст.115 Конституции РФ разрешается Президенту РФ не защищать суверенитет России (бездействовать) тогда, когда постановления и распоряжения Правительства РФ противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам самого Президента РФ. За время бездействия Президента, России может быть нанесён огромный ущерб и она может лишиться своего суверенитета.

20. Каким образом в Конституции  РФ предусматривается экономический, политический, социальный и духовный прогресс общества?

В соответствии с предназначением политической системы можно сделать вывод, что она - основной субъект реализации Конституции. В этой связи различные способы, средства, формы воздействия Конституции на общественные отношения интегрируются в политическом процессе как общественной форме ее реализации. Такое предположение основывается на целевой и содержательной характеристике политического процесса, который представляет собой совокупностью деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы. Политический прогресс по существу выступает как способ реального существования Конституции (Л.С. Мамут, Б.А.Страшун). Это определенный, имеющий юридические последствия, порядок осуществления народовластия в формах непосредственной и представительной демократии, система процедур и процессуальных режимов, в соответствии с которыми субъекты политических отношений реализую конституционные полномочия.

Проблема политического процесса сравнительно новая в науке конституционного права и требует повышенного внимания специалистов. Ее изучение открывает дополнительные возможности познания и совершенствования механизма реализации политической функции Конституции.

Реализация Конституции отражает все основные параметры развития общества, степень зрелости его экономических, политических и правовых институтов. Она не только оказывает влияние на социальные процессы, но и на себе испытывает воздействие социальных факторов. Именно от них в решающей зависит осуществление многих конституционных установлений. Изучение социальных аспектов реализации функций Конституции имеет большое теоретическое и практическое значение. Оно направлено на установление общих и конкретных условий, в которых эти нормы, тех факторов, от которых зависит их социальное бытие, а, в конечном счете - эффективность Конституции в целом.

21.              Какие изменения, дополнения нужно ввести в Конституцию РФ?

Отличительная черта поправок первой категории состоит в том; что они трактуют не о вопросах Конституции, а о вопросах текущей законодательной работы будущих законодательных органов. Отдельные вопросы страхования, некоторые вопросы колхозного строительства, некоторые вопросы промышленного строительства, вопросы финансового дела, - таковы темы этих поправок. Видимо, авторы этих поправок не уяснили себе разницы между конституционными вопросами и вопросами текущего законодательства. Именно поэтому они стараются втиснуть в Конституцию как можно больше законов, ведя дела к тому, чтобы превратить Конституцию в нечто вроде свода законов. Но конституция не есть свод законов. Конституция есть основной закон, и только основной закон. Конституция не исключает, а предполагает текущую законодательную работу будущих законодательных органов. Конституция дает юридическую базу для будущей законодательной деятельности таких органов. Поэтому поправки и дополнения такого рода, как не имеющие прямого отношения к Конституции, должны быть, по-моему, направлены в будущие законодательные органы страны.

Ко второй категории следует отнести такие поправки и дополнения, которые пытаются внести в Конституцию элементы исторических справок или элементы декларации о том, чего еще не добилась Советская власть и чего она должна добиться в будущем. Отметить в Конституции, какие трудности преодолели на протяжении долгих лет партия, рабочий класс и все трудящиеся в борьбе за победу социализма; указать в Конституции конечную цель советского движения, т.е. построение полного коммунистического общества, - таковы темы этих поправок, повторяющиеся в разных вариациях. Я думаю, что такие поправки и дополнения также должны быть отложены в сторону, как не имеющие прямого отношения к Конституции. Конституция есть регистрация и законодательное закрепление тех завоеваний, которые уже добыты и обеспечены. Если мы не хотим исказить этот основной характер Конституции, мы не должны заполнять ее историческими справками о прошлом или декларациями о будущих завоеваниях трудящихся СССР. Для этого дела имеются у нас другие пути и другие документы.

Наконец, к третьей категории следует отнести такие поправки и дополнения, которые имеют прямое отношение к проекту Конституции.

Значительная часть поправок этой категории имеет редакционный характер. Поэтому их можно было бы передать в Редакционную комиссию настоящего Съезда, которую, я думаю, создаст Съезд, поручив ей установить окончательную редакцию текста новой Конституции.

О поправках к 1-ой статье проекта Конституции. Имеется четыре поправки. Одни предлагают вместо слов «государство рабочих и крестьян» сказать: «государство трудящихся». Другие предлагают к словам «государство рабочих и крестьян» добавить: «и трудовой интеллигенции». Третьи предлагают вместо слов «государство рабочих и крестьян» сказать: «государство всех рас и национальностей, населяющих территорию СССР». Четвертые предлагают слово «крестьян» заменить словом «колхозников» или словами: «трудящихся социалистического земледелия» [5, 144].

Список литературы

1.                          Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 1998. – 430 с.

2.                          Агешин Ю. А. Политика. Право. Мораль. – М.: Юрист, 2002.- 367 с.

3.                          Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. – М.: Зерцало, 2005. – 329 с.

4.                          Александров Н. Г. Понятие источника права // Ученые труды М., 2006.

5.                          Лившиц Р. З. Теория права. - М.: ВИА, 2004. – 330 с.