Содержание

Введение. 3

1. Ф. Кенэ - основоположник школы физиократов. 5

2. Научные заслуги Ф.Кенэ. 7

2.1. Понятие «затраты» у Ф.Кенэ. 7

2.2. «Экономическая Таблица» Ф.Кенэ. 8

2.3. «Зерно» как основная идея физиократов. 9

3. Физиократы.. 15

3.1. Особенность физиократии. 15

3.2. Последователи и сподвижники Ф.Кенэ. 16

Заключение. 21

Список литературы.. 24

Введение

         Первые научные разработки по экономической теории появились в 15-18 веках, что нашло отражение, прежде всего, в учениях меркантилистов и физиократов.          Меркантилизм. Ярким представителем этого направления в Англии был Мен Ман Томас (1571-1641), француз Антуан де Монкретьен (ок. 1575-1621) первым употребил термин "политическая экономия" (1615). В этот период (15-16 век) экономическая наука рассматривалась как учение о национальном общественном хозяйстве, искусстве его ведения. Меркантилизм можно рассматривать как рекомендации государству по ведению всего общественного хозяйства, управлению экономикой страны. Сущность меркантилизма сводилась к следующему: богатство это прежде всего золото, на которое можно купить все, его приносит торговля, при этом богатеют лишь те государства, которые в состоянии ввозить много золота, не допуская при этом его вывоза. Поэтому государство должно поощрять мануфактуры, производящие товары для вывоза, торговлю, занимающуюся вывозом товаров и запрещать вывоз самого золота, а также ограничивать ввоз товаров из других стран, за которые необходимо расплачиваться золотом. Меркантилисты игнорируют сферу производства и считают, что накопление национального богатства, это, прежде всего результат удачной деятельности торговцев.

         Физиократы. Центром физиократических идей была Франция. Наибольшее распространение эта теория получила в середине 18 века. Наиболее видным представителем физиократов был Франсуа Кенэ (1694-1774), основные надежды экономического развития общества связывались физиократами с сельским хозяйством, при этом, как они считали, государство должно отойти от практики поддержки промышленности, продукция сельского хозяйства и другие природные ресурсы это истинный источник богатства - реальные богатства «происходят от земли». Самое лучшее для государства, это дать событиям развиваться естественным путем, не вмешиваться в предпринимательскую деятельность «пусть идёт, как идет».

         Кенэ был и остался в истории символом учения физиократов, которое он выразил наиболее полно и глубоко. Но как мыслитель он был больше чем просто физиократ. Экономическая наука обязана Кенэ несколькими великими достижениями, вошедшими в ее золотой фонд.

         Кенэ в качестве лидера физиократов принадлежит ведущая роль в формировании таких категорий политической экономии, как чистый продукт и производительный труд. Впоследствии физиократическое понимание этих понятий было подвергнуто серьезной критике и преодолено научной мыслью. Замечательно, однако, что формальные признаки того и другого были даны физиократами почти безупречно.

         Цель данной работы – рассмотреть экономическое учение Франсуа Кенэ.

         Задачи:

-       изучить деятельность Ф.Кенэ;

-       выявить основные положения учения Ф.Кенэ;

-       рассмотреть взгляды физиократов.

1. Ф. Кенэ - основоположник школы физиократов

         Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694-1774) был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет.

         Ф. Кенэ - автор «Экономической таблицы», в которой показано, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между классами: производительным (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие), бесплодным (лица, занятые в промышленности, а также купцы) и собственниками (лица, получающие ренту, - землевладельцы и король). В этом произведении Ф. Кенэ представил основные пути реализации общественного продукта в виде направленного графа с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

         Само обращение годового продукта состоит из пяти актов:

1.     класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 миллиард ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается один миллиард ливров и одна треть годового продукта выходит из обращения;

2.     класс землевладельцев на второй миллиард ливров полученной ренты покупает у «бесплодного» класса промышленные изделия;

3.     класс «бесплодных» на полученный за свои товары миллиард ливров покупает у класса фермеров продукты питания. Следовательно, к классу фермеров возвращается второй миллиард ливров и две третьи части продукта выходят из обращения;

4.     класс фермеров покупает у «бесплодного» класса на миллиард ливров промышленные изделия, идущие на восстановление инструментов и материалов, стоимость которых вошла в стоимость произведенного годового продукта;

5.     класс «бесплодных» на этот миллиард ливров закупает сырье у класса фермеров. Таким образом, обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.

         Налоги, по мнению Ф. Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников в размере 1/3 чистого продукта.

         Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка, в основе которой лежат моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти вразрез с общими интересами общества.

         Кенэ и его единомышленники впервые заговорили о больших социальных группах населения, или классах, с чисто экономической точки зрения. Определяющими признаками класса для физиократов были два: участие в создании общественного богатства и участие в распределении созданного богатства. В соответствии со своей центральной доктриной об исключительной производительности труда, прилагаемого к земле, физиократы выделили три основных класса населения: производительный, бесплодный и земельные собственники.

2. Научные заслуги Ф.Кенэ

2.1. Понятие «затраты» у Ф.Кенэ

         Кенэ научил экономическую мысль различать две категории затрат: единовременные и текущие.

         Применительно к земледельческому труду Кенэ называет их соответственно «первоначальными авансами» и «ежегодными авансами». Первое — это то, что нужно затратить сразу и на много лет вперед. Чтобы можно было хозяйствовать на земле, нужно купить скот, плуг, борону, семена… Построить коровники, сараи... Прорыть канавы, проложить трубы... Нанять работников... По сути дела, речь идет о создании фермерского капитала. «Первоначальные авансы», по Кенэ, — это инвестиции, или капитальные вложения. Они содержат вложения как в основную, так и в оборотную часть капитала. Прежде чем вложить эту сумму в землю, ее нужно иметь [3, с.197].

         «Ежегодные авансы», по Кенэ, — это постоянно требуемые расходы на ведение хозяйства: на содержание скота, оплату труда работников, ремонт техники, зданий и сооружений... Это издержки производства, которые составляют себестоимость продукта. Для них не требуется дополнительно привлекать деньги извне, они возмещаются в цене продукта производства при его продаже.

         И прежде люди, конечно, чувствовали разницу между инвестициями и издержками производства. Но четкое их разделение и выявление экономического различия между двумя категориями — бесспорная научная заслуга Кенэ.

         Кенэ не имел ученой степени «доктора экономических наук». Он был врачом. Первая статья, которую написал молодой Франсуа Кенэ, была посвящена методике кровопускания. Он знал об открытии Гарвеем системы кровообращения, которая работает независимо от разума или желания, Возможно, это впоследствии подсказало ему блестящую идею о круговороте общественных продуктов и встречном круговом потоке доходов, притом оба потока движутся без участия государства.

         Соответствующие идеи сложились у Кенэ в форме, как он ее назвал, «Экономической Таблицы». 

2.2. «Экономическая Таблица» Ф.Кенэ

         Экономическая Таблица Кенэ — это схема. И как всякая схема, она сильно упрощает реальность, для того чтобы видны были важнейшие закономерности. Вот эти упрощения:

1.     цены неизменны в течение года;

2.     все доходы расходуются на потребление (это значит, что инвестиции не растут по годам);

3.     покупки и продажи внутри каждого класса не принимаются во внимание;

4.     внешняя торговля не принимается во внимание;

5.     вся земля обрабатывается фермерами, арендующими ее у владельцев;

6.     нет различия между фермерами и их наемными работниками, между промышленниками и их рабочими.

         Подобные предпосылки вполне допустимы. От любой из них автор может потом отказаться, при этом схема немного усложнится, но общие закономерности из-за этого не изменятся.

         Экономическая Таблица показывает, как распределяется между классами совокупный общественный продукт; из чего складываются доходы трех классов общества; как между классами доходы обмениваются на продукты; как возмещаются расходы каждого класса. То, что показывает Таблица, называется процессом общественного воспроизводства (в течение года). Если бы схема принимала во внимание инвестирование какой-то части доходов (увеличение капитала), она показывала бы расширенное воспроизводство. В данном виде она показывает простое воспроизводство (капитал общества остается постоянным).

         До Кенэ мы не видим, чтобы экономические писатели рассматривали экономику страны как единый целостный организм, в котором все взаимосвязано. Никто не задавался мыслью о том, что общественное воспроизводство имеет определенные, притом сбалансированные, пропорции (только у Буагильбера есть это слово, но все же трудно сказать, что именно он имел в виду). Никто не представлял себе строение экономики как кругового потока продуктов и доходов.

         Отметим одну интересную особенность Таблицы. Если отказаться от доктрины бесплодности промышленно-торгового класса, его доход должен оказаться суммой заработной платы рабочих и прибыли предпринимателей. Какие-то цифры в Таблице изменятся, могут возникнуть новые траектории. Но суть принципиально не изменится — останутся движения продуктов и доходов, сбалансированность, гармония. Адам Смит не замедлил внести в эту схему коррективы, притом очень значительные. Однако идея Кенэ осталась навеки и породила целые направления в науке.

         От Таблицы идут прямые линии к важнейшим научным изысканиям XIX и XX вв. — к теории общего рыночного равновесия, к теории исчисления национального дохода, к моделям «затраты-выпуск» В.ВЛеонтьева и к теории межотраслевого баланса [5].

2.3. «Зерно» как основная идея физиократов

         Ф. Кенэ написал, в частности, статью «Зерно» (1757). В ней проводится основная идея физиократов: в сельском хозяйстве труд создает больше продуктов, чем нужно для воспроизводства его самого и его условий. Такая повышенная производительность земледельческого труда обусловлена самой природой.

         Согласно статье Ф.Кенэ, вся продукция сельского хозяйства могла бы составить, по меньшей мере, четыре миллиарда, не считая конопли, лесоводства, рыболовства и т.д. «Мы не учитываем также доходы от домовладений, ренты, рудников, от продукции ремесел и художеств, судоходства и т.д., которые также будут увеличиваться по мере роста доходов и населения. Но самое главное из этих преимуществ, обеспечиваемых земледелием, состоит в том, что оно доставляет сырье для производства предметов первой необходимости, обеспечивает доходы государю и землевладельцам, десятину - духовенству и прибыли - земледельцам. Именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Но необходимо еще очень много для того, чтобы Франция могла воспользоваться всеми этими миллиардами доходов, которые, как мы видели, могли бы быть созданы в ней самой. В настоящее время общая величина ежегодного потребления или ежегодного расхода нации составляет не больше двух миллиардов. Расходы примерно равны доходам, включая сюда оплату рабочей силы, обеспечивающей существование рабочих всех видов профессий. Источником для оплаты всех этих рабочих является продукция земли (за исключением рыболовства, добычи соли и судоходства). Однако доходы, получаемые от судоходства, являются сами по себе очень незначительными, и основным источником доходов от судоходства являются доходы от торговли продуктами нашего земледелия» [4, с.27-29]. Сельское хозяйство и торговля всегда рассматриваются как два источника наших богатств. Между тем торговля, так же как и промышленное производство, представляет собою не что иное, как ответвление сельского хозяйства; но промышленное производство является гораздо большее обширным и гораздо более значительным, чем торговля. Обе эти отрасли существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырье для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую. Торговля и промышленность возвращают полученные ими прибыли, сельскому хозяйству, которое возобновляет богатства, ежегодно расходует их и потребляет. Действительно, без продукции наших земель, без доходов и затрат землевладельцев и земледельцев откуда могли бы возникнуть прибыль в торговле и заработная плата рабочих? Представление о том, что торговля имеет свое самостоятельное, отдельное от сельского хозяйства существование, является абстракцией, представляющей собою совершенно бесплодную идею. Такое представление, однако, соблазняет некоторых авторов, занимающихся исследованием такого рода проблем, и отдельные из них относят к производительной торговле, внутреннюю торговлю, которая в действительности ничего не производит, а только обслуживает нацию и оплачивается нацией.

         Доходы являются продуктом земли и человека. Без приложения труда человека земли не представляют никакой ценности. Первоначальными благами, которыми располагает государство, являются люди, земли и скот. Без продукции сельского хозяйства нация не может иметь других источников существования, кроме промышленности и торговли. Но и промышленность и торговля могут существовать в этом случае, только если они поддерживаются иностранными богатствами. Однако такая поддержка является очень ненадежной и имеет очень ограниченные возможности; она может быть достаточной для очень небольших государств.

         Труд в сельском хозяйстве возмещает издержки, оплачивает рабочих, занятых возделыванием земли, доставляет доход земледельцу и, кроме того, производит доходы земельной собственности. Те, кто покупают изделия промышленности, оплачивают произведенные затраты, рабочую силу и прибыль торговца; но сверх этого в таких изделиях не производится никакого дохода. Все затраты на производство изделий промышленности покрываются за счет доходов, получаемых от земельной собственности, так как работы, которые не производят никакого дохода, могут производиться только за счет богатств тех, кто их оплачивает.

         Если сравнить заработок рабочих, производящих изделия промышленности, с заработком рабочих, которых земледелец использует для сельскохозяйственных работ, можно найти, что заработок того и другого ограничивается средствами существования и никак не может служить источником увеличения богатства. Ценность изделий промышленности пропорциональна ценности средств существования, которые потребляются рабочим и торговцем. Иначе говоря, ремесленник потребляет столько средств существования, сколько он производит в результате своей работы.

         Таким образом, при производстве изделий промышленности не происходит никакого увеличения богатств, поскольку ценность этих изделий увеличивается только в зависимости от цен на средства существования, которые потребляются рабочими, производящими промышленные изделия. Крупные состояния; торговцев также не должны рассматриваться иначе, как с этой точки зрения. Они представляют собою крупные торговые предприятия, которые как бы объединяют вместе заработки, соответствующие заработкам многих мелких торговцев. Точно таким же образом крупные предприятия образуют крупные состояния в результате объединения небольших прибылей, которые извлекаются из работы большого числа рабочих. Все эти предприниматели составляют крупные состояния только потому, что другие лица производят расходы. Таким образом, при этом не происходит никакого роста богатств.

         Богатство - это источник средств существования для людей. Промышленность обрабатывает их для того, чтобы люди могли ими пользоваться. Землевладельцы, для того чтобы иметь возможность пользоваться изделиями промышленности, оплачивают труд, затрачиваемый в промышленности, и таким образом их доходы поступают ко всем людям.

         Выгоды внешней торговли не заключаются в увеличении денежных богатств. Прирост богатств, происходящий в результате внешней торговли нации, не всегда представляет собой прирост денежных богатств, так как внешняя торговля с иностранными государствами может производиться путем обмена на другие товары, которые потребляются данной нацией. Но от этого богатство, которым эта нация пользуется, не перестает быть богатством; в целях экономии она имеет возможность превратить его в денежные богатства и использовать их для другого употребления.

         К тому же продукты, рассматриваемые как товары, представляют в своей совокупности денежные богатства, причем богатства вполне реальные. Земледелец, продающий свое зерно торговцу, получает взамен его деньги, причем деньги эти служат ему для уплаты налогов, для оплаты прислуги, рабочих и для приобретения товаров, служащих для удовлетворения его собственных нужд.

         Торговец, продающий зерновые хлеба за границу и покупающий там другие товары или производящий непосредственный обмен одних товаров на другие, вновь продает по возвращении привезенные им товары и на полученные от этого деньги снова покупает зерно. Иначе говоря, зерновые хлеба, рассматриваемые как товар, представляют собою денежное богатство для продавцов и реальное богатство для покупателей.

         Таким образом, продукты, которые могут быть проданы, должны всегда рассматриваться в государстве как денежные богатства и как реальные богатства, которыми подданные могут располагать так, как это им представляется нужным [2, с.205-209].

         Богатство нации не определяется величиной денежных богатств. Денежные богатства могут увеличиваться или уменьшаться без изменения общего объема богатств нации, так как эти богатства всегда имеются в государстве или в виде непосредственной наличности, или в виде товаров, находящихся в обращении, причем скорость их обращения зависит от изобилия этих товаров и от цен на них. Испания, пользующаяся сокровищами Перу, всегда истощена необходимостью обеспечивать свои потребности. Изобилие же Англии основывается на ее реальных богатствах. Бумажные знаки, представляющие там деньги, имеют твердую ценность, которая обеспечивается торговлей, доходами, получаемыми от всего имущества нации.

         Таким образом, богатство государства не определяется большими или меньшими размерами его денежных богатств. В связи с этим запрещения вывозить деньги из королевства, наносящие ущерб выгодной торговле, могут основываться только на вредных предубеждениях.

         Для поддержания государства необходимы действительные богатства, иначе говоря, богатства, которые постоянно возобновляются, в которых всегда имеется потребность, и которые могут быть всегда проданы для того, чтобы их можно было бы использовать для получения определенных удобств и удовлетворения своих потребностей.

3. Физиократы

3.1. Особенность физиократии

         Особенность физиократии состояла в том, что ее буржуазная сущность скрывалась под феодальной оболочкой. Хотя Кенэ и собирался обложить чистый продукт единым налогом, в основном он обращался к просвещенному интересу власть имущих, обещая им рост доходности земель и укрепление земельной аристократии.

         Эта хитрость была в духе его характера. Вот что говорил он своим друзьям, имея в виду сильных мира сего короля, министров, аристократов: «Если я буду читать им мораль, они не станут слушать меня, заявив, что я философ-мечтатель, или подумают, что я хочу распоряжаться ими, и пошлют меня к черту. Я же, напротив, ограничиваюсь тем, что говорю им: вот ваш интерес, интерес вашей власти, ваших развлечений и вашего богатства. Тогда они прислушаются к этому как к речи друга».

         И хитрость эта удалась в удивительной мере. Дело тут, конечно, не только в слепоте тех, о ком говорит Кенэ. Дело в том, что спасти земельную аристократию действительно могли только буржуазные реформы, как это случилось, правда, в других условиях в Англии.

         По этой причине школа физиократов в первые годы имела немалый успех. Ей покровительствовали герцоги и маркизы, иностранные монархи проявляли к ней интерес. И в то же время ее высоко ценили философы-просветители, в частности Дидро. Физиократам сначала удалось привлечь симпатии как наиболее мыслящих представителей аристократии, так и растущей буржуазии. С начала 60-х годов кроме версальского антресольного клуба, куда допускались только избранные, открылся своего рода публичный центр физиократии в доме маркиза Мирабо в Париже. Здесь ученики Кенэ (сам он не часто бывал у Мирабо) занимались пропагандой и популяризацией идей мэтра, вербовали новых сторонников. В ядро секты физиократов входили молодой Дюпон де Немур, Лемерсье де ла Ривьер и еще несколько человек, лично близких к Кенэ [1, с.17-19].

         Все они развивали новую систему взглядов, новую теорию. Чтобы коротко выразить ее суть, Дюпон придумал слово «физиократия», что означает буквально природовластие. Впоследствии этих мыслителей стали называть  физиократами. Все они были хорошо знакомы или даже дружны между собой. Школа формировалась в общении кружка единомышленников.

3.2. Последователи и сподвижники Ф.Кенэ

         При всем сказанном первым следовало бы упомянуть имя Ричарда Кантильона (1680 — 1734). Купец и финансист родом из Ирландии, много лет живший во Франции, писавший по-английски, Кантильон оставил нам единственное сочинение: «Опыт о природе торговли вообще», опубликованное лишь в 1755 г. Эта замечательная работа содержит множество основополагающих мыслей, обогатить, развить и дополнить которые предстояло вскоре Кенэ и Смиту.

         Венсан де Гурнэ (1712 — 1759) бесспорно считается одним из основоположников школы физиократии. Написал он совсем немного — несколько докладных записок правительству, которые не публиковались, — и рано умер. Памяти своего друга Тюрго посвятил статью, из которой только и стало всем известно о взглядах и влиянии Гурнэ.

         Установлено, что идеи Гурнэ оказали влияние на Кенэ. Известно также, что Гурнэ избежал многого из того, что потом было признано ошибками физиократической школы. Считается, что именно Гурнэ пустил в обиход знаменитую фразу laissez faire, laissez passer (лесэ фэр, лесэ пасэ). Прямому переводу на русский она не поддается, а означает примерно следующее: «Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом». Формулу эту так и пишут   во  всех  книгах  по-французски.  Она  стала  определенным знаком — знаком целой теории. Или, лучше сказать, идеологии.

         Формула laissez faire выражает идею полной экономической свободы, когда государство не вмешивается в производственную, торговую и финансовую деятельность своих подданных. Они платят ему налоги, оно обеспечивает охрану их жизни, имущества, прав и свобод. Этим ограничиваются экономические отношения между населением и государством. Никаких ограничений на ввоз-вывоз. Никаких препятствий вкладывать и изымать капиталы. Никаких запретов на роскошь. Никаких законов о минимальной или максимальной заработной плате. Никаких предписаний о стандартах на продукцию. Никаких указаний о том, по какой цене продавать и покупать. Все решают сами люди. Они вступают между собой в контакты, торгуются, покупают и продают, берут и дают взаймы. И сами договариваются о ценах, оплате труда, ставке ссудного процента и всем остальном.

         Такая идеология в науке называется экономическим либерализмом. Позднейшие мыслители не все одинаково представляли себе обстановку экономического либерализма. Иные считали, что в каких-то сферах деятельности, в известных формах и в определенных рамках вмешательство государства остается необходимым. Формула laissez faire осталась в науке знаком самого крайнего варианта либерализма: никакого вмешательства государства!

         В русле этого учения возникли еще два понятия: естественная свобода и естественный человек. На подобные идеи и опирался экономический либерализм физиократов. Общество состоит из отдельных людей, которых Природа наделила различными склонностями, способностями и потребностями. Очевидно, говорили физиократы, что неразумно игнорировать природные закономерности. Каждому человеку должно быть позволено действовать естественно; он лучше всех знает, что для него хорошо и что плохо. Общественный договор (и плод его — государство) нужен лишь для того, чтобы никто не употреблял свою свободу во вред другим.

         Вторым устоем учения физиократов было представление о земле как единственном источнике богатства народа. Для меркантилизма были характерны (а для французской его разновидности — кольбертизма — абсолютно характерны) пренебрежение сельским хозяйством и весь упор политики на промышленно-торговое развитие. Физиократы провозгласили, что все должно быть наоборот (вскоре Адам Смит заметит об этом: «Если палка слишком перегнута в одну сторону, для выпрямления ее следует настолько же перегнуть в другую»).

         Их учение основывалось на глубоких и тонких рассуждениях, на новых понятиях и свежих идеях. Физиократы создали понятие чистого продукта. Это то, что остается от суммы произведенного продукта, если вычесть все затраты на производство. В масштабе всей страны именно чистый продукт, его величина, определяет прирост народного богатства. Данное положение в общем сохранилось в науке до сих пор (хотя содержание его сильно изменилось).

         Только земля рождает столько, что возмещаются все затраты труда, материалов, семян, рабочего скота и еще остается некоторый избыток продукта земли. Сюда они относили и добычу полезных ископаемых, хотя в основном речь вели о сельском хозяйстве. Этот избыток — дар Природы, результат ее собственной производительной силы. Но получить этот дар можно только путем приложения труда к земле. А что же промышленная обработка всяческого сырого материала, который дает земля? Это и есть только обработка, говорят физиократы, она не прибавляет нового количества, добавочного продукта к тому, что дала земля. Промышленный труд только придает продукту земли — будь то зерно, лен, шерсть, кожа, лес, камень, руда... — новую форму. Возникает вопрос; но ведь цена промышленных изделий выше цены сырья, из которого они сделаны? А как же, отвечают физиократы, так и должно быть — ведь ремесленник несет расходы. Его инструменты изнашиваются, он покупает еще какие-то вспомогательные материалы (смазка, краска...), свечи и дрова для освещения и обогрева рабочего места и т.п. Поэтому цена его продукта должна все эти расходы возместить. Но и только. Чистого продукта этот труд не создает. Тем более торговля, которая лишь обменивает ценность на равную ценность. Торгово-промышленный класс «бесплоден».

         Но ведь и в промышленности капитал приносит прибыль, и торговый капитал дает прибыль своему владельцу. Правильно ли тогда этот класс называть бесплодным? Никто и не отрицает, что капиталы, употребляемые в промышленности и торговле, дают прибыль, отвечают физиократы. Однако в обоих случаях эта прибыль лишь образует фонд, предназначенный для содержания предпринимателя. Авансируя капитал в виде сырья, орудий труда, зарплаты рабочих и пр., он при этом авансирует и свое собственное содержание. Эти последние затраты он соизмеряет с прибылью, которую ожидает получить. И когда он ее получает, она возмещает ему произведенные авансом издержки. Дополнительной ценности, дополнительного продукта при этом нет — чистого продукта не остается. Поэтому такие издержки бесплодны. Похожим образом обстоит дело и с капиталом фермера: он тоже приносит прибыль, возмещающую ему издержки собственного содержания, но не эта прибыль составляет чистый продукт его труда, а дополнительный продукт сверх этой прибыли — земельная рента.

         По понятиям физиократов торгово-промышленная прибыль оказывается подобием заработной платы, которую ремесленник и торговец выплачивают сами себе.

         Тот труд, который создает чистый продукт, физиократы назвали производительным, а всякий другой — непроизводительным (он может при этом быть весьма полезным для общества, только, мол, чистого продукта не создает). Это определение тоже, как и понятие чистого продукта, в основном осталось в современной науке. Но по учению физиократов выходило, что производителен лишь труд, прилагаемый к земле. Поэтому класс земледельцев — тех, кто обрабатывает землю, — они назвали производительным классом. А класс тех, кто, так или иначе, обрабатывает и перемешает продукт земли, получил название бесплодного.

         Так как одна лишь земля дает чистый продукт, она одна только и несет всю тяжесть налогов. Что бы и как бы ни облагалось решением правительства, бесплодный класс не может отдавать налог из своего кармана: если нет чистого продукта, не из чего отдавать налог. Бесплодный класс перекладывает налоги на производительный. Но и производительный  класс  ничего  не  имеет  лишнего  от  своих  трудов. В этом отношении что «производительный» крестьянин, что «бесплодный» ремесленник — все едино. Ибо чистый продукт достается владельцам земли. Это земельная рента, которую им отдают арендаторы-земледельцы. Вот этот самый класс, чье богатство проистекает не от своего труда, а лишь из права владения землей, — этот- то класс и несет бремя всех налогов. Поэтому, чтобы взимание налогов было проще и дешевле, нужно все их виды заменить одним — земельным — налогом. Таков был третий столп учения физиократов. Экономический либерализм; исключительная производительность труда, прилагаемого к земле; единый земельный налог — это и есть «три кита» физиократии. В указанные рамки не вмещаются лишь три фигуры: Гурнэ, Кенэ и Тюрго. Каждый из них по своим причинам.

         Гурнэ отвергал учение о том, что промышленный и коммерческий труд непроизводителен. Для физиократов здесь был момент весьма принципиальный. Но Гурнэ слишком рано ушел из жизни, и потому, возможно, этот его взгляд не оказал корректирующего воздействия на физиократическую доктрину при ее окончательном формировании.

Заключение

         Первая значительная группа экономистов — это Кенэ и его последователи. У них общая доктрина, они образуют школу. Свою доктрину они назвали физиократией, что означает естественное управление обществом. Вот почему сегодня их называют физиократами. Помимо Кенэ, автора «Экономической таблицы» (1758 г.), основные представители физиократов — это Мерсье де ля Ривьер, Дюпон де Немур, авторы двух работ — «Естественный и сущностный порядок политических обществ» (1767 г.) и «Физиократия, или Естественное становление правления, наиболее выгодного для человеческого рода» (1767 1768 гг.), а также аббат Бодо, Ле Трон. Особое место занимает Тюрго. Из самих названий работ видно, что физиократы пытались скорее расширить область данной науки, нежели ограничить ее. Теория естественного управления обществом — это не столько политическая экономия, сколько общественная наука. Термин «физиократия» был бы, следовательно, слишком широким определением.

         Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка, в основе которой лежат моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти вразрез с общими интересами общества.

         В сочинениях Ф.Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что, по сути, явилось отражением нараставшей во Франции на протяжении ряда десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А.Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б. Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.

         Методологической платформой экономического исследования Ф.Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. Как утверждает ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Поэтому, по его мысли, желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию.

         Одновременно Ф.Кенэ предупреждает, что верховная власть не должна быть аристократической или предоставленной крупным земельным собственникам; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и создать самую разнузданную анархию.

         В теоретическом наследии Ф.Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Ф.Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества — классов. При этом Ф.Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного; к производительному классу относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к классу собственников — землевладельцев, включая короля и духовенство; к бесплодному классу — всех граждан вне земледелия, т.е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг.

         Вместе с тем, Ф.Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, как он полагал, «трудолюбивые представители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выгодой. Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище и одежде и боятся бедности и, как следствие, воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию, а удача доставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию.

         Ф.Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положения о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф.Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы» (по современной терминологии — основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда работников и другие, осуществляемые в период одного производственного цикла (обычно до года), он относил к «ежегодным авансам» (по современной терминологии — оборотный капитал). Но заслуга Ф.Кенэ состоит не только в подразделении капитала на основной и оборотный по его производительному признаку. Кроме того, он смог убедительно доказать, что в движении находится наряду с оборотным и основной капитал.

Список литературы

1.     Аникин В. Юность науки. – М., 2003.

2.     Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономическим учениям. – М.: Юристъ, 2000.

3.     История экономических учений. /Ред. - сост. Д.И. Платонов. — М.: ПРИОР, 2000.

4.     Кенэ Ф. Зерно. / Избранные экономические произведения. – М., 2000.

5.     Кенэ Ф. Экономическая таблица. / Избранные экономические произведения. – М., 2000.