Содержание

Введение. 4

1. Теоретические основы формирования имиджа. 6

1.1.Анализ понятия «имидж», лингвистические и психологические аспекты.. 6

1.2. Технологические функции имиджа. 9

1.3. Типы имиджа. 12

2. Анализ и стратегия развития имиджа ООО «Фотоshop». 15

2.1. Анализ составляющих имиджа организации. 15

2.2. Разработка стратегии формирования имиджа организации. 17

Заключение. 22

Список литературы.. 24

Введение

         Имидж фирмы — лицо организации — специально созданный образ компании на рынке товаров и услуг. Имидж фирмы отражает ее коммерческую политику: ориентацию работы на определенные запросы определенного класса потребителей. Привлекательный имидж компании позволяет ей занять лидирующее место в мире бизнеса. Создание имиджа — результат кропотливой работы профессионалов в области маркетинга, дизайна, психологии, лингвистики и рекламы, PR-специалистов. Тщательно продуманный имидж компании формирует положительный образ у потребителей, который становится узнаваемым, привлекательным, наделенным особым характером. Его основные графические средства индивидуализации дают возможность позиционировать компанию на рынке, найти своего потребителя или клиента. Забота об имидже – признак развивающихся организаций, стремящихся обрести своё лицо, ищущих наиболее оптимальные направления своего движения, пытающихся найти гармоничные способы сосуществования с социумом.

         Сегодня трудно найти крупного политического деятеля, который специально не обращался к имиджмейкерам. Имидж таких личностей отшлифован буквально до мелочей. Например, на лицах пожилых людей мимика сильнее фиксирует возрастные изменения, поэтому во время телепередач их лица подаются на определённом расстоянии от съёмочной камеры. Или такой факт: весьма важен фон, на котором представлена личность. Маргарет Тэтчер было трудно получить политическое признание в стране со столь консервативными порядками. Поэтому её имиджмейкеры пристальное внимание уделяли выбору интерьеров: большинство её телевыступлений были отсняты в домашней обстановке на фоне зажжённого камина. Что чисто в английском классическом духе.

         Достойный имидж всегда волновал деловых людей и профессиональных руководителей. Вспомним русского предпринимателя Савву Морозова, Маршала Советского Союза И.С. Конева, американского менеджера Ли Якокку. Подбор приведённых имён не случаен. Это – энциклопедически образованные люди, талантливые организаторы, обладающие эффектом личного обаяния. Вот почему их личностное дарование и профессионализм, имея «товарный» вид, пользовались огромным признанием, что помогало им решать многие деловые проблемы.

         Цель данной работы – рассмотреть формирование имиджа.

         Задачи:

-       рассмотреть теоретические аспекты формирования имиджа;

-       разработать стратегию формирования имиджа для конкретной организации.

         1. Теоретические основы формирования имиджа

         1.1.Анализ понятия «имидж», лингвистические и психологические аспекты

         Термин «имидж» в российском лексиконе начал активно использоваться примерно с середины 90-х годов прошедшего века; в начале в основном в политологической области в контексте «имидж политика» («у него имидж мудрого политика», «у этого политика хороший имидж», «имидж этого политика оставляет желать лучшего», «необходимо, пока не началась предвыборная компания, поработать над его имиджем»). Сегодня термин «имидж» используется не только применимо к политикам, не только применимо к человеку вообще, но и к иным объектам («имидж данного продукта», «имидж банка») и явлениям («имидж образовательной системы в России…»), хотя некоторые авторы полагают, что правомерно утверждать, что «имидж» соотносим только с личностью,  поэтому некорректно говорить об имидже каких-то неодушевленных предметов. Надо полагать, что это - все еще отзвук того времени, когда у нас об имидже говорили только в связи с политиками, с людьми.

         Слово «имидж» происходит от английского «image», которое, в свою очередь, происходит от латинского «imago». В английском языке слово «image» имеет не одно, а, как минимум, пять значений («образ», «статуя (идол)», «подобие», «метафора», «икона»); при этом чаще в английской речи слово «image» употребляется в значении «образ».

         В англоязычных странах в профессиональной литературе, посвященной проблемам формирования имиджа, термин «image» употребляется в значении, которое можно было бы сформулировать следующим образом: «отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления». А это означает, что термин «image» профессионалами интерпретируется как «образ», понимаемый как совокупность не только «материальных» («видимых») характеристик объекта, но и «идеальных» («не видимых») его характеристик.

         В настоящее время в русском языке (в том числе и в профессиональном) данный термин используется:

-       во-первых, в словосочетаниях, где дается ответ на вопрос «имидж - чей?»: «У этого политика имидж порядочного человека»; «Имидж этого банка оставляет желать лучшего»; «Имидж России в некоторых странах мира весьма положительный»; «Имидж социализма как общественной системы в последнее время в мире явно потускнел»; в данном случае «политик», «банк», «Россия» являются прототипами имиджа;

-       во-вторых, в словосочетаниях, где дается ответ на вопрос «имидж - у кого?»: «имидж этого политика у пенсионеров очень положительный, а вот у научной интеллигенции - наоборот, негативный»; «имидж этого товара, сформированный у новых русских, весьма положительный»; здесь группы людей, «научная интеллигенция», «новые русские» являются группами носителей имиджа или - аудиторией имиджа.

         Таким образом, следует различать выражения: «имидж - чей?» и «имидж - у кого?». Нельзя говорить о каком-либо конкретном имидже, если нет ответа на эти два вопроса: об имидже кого идет речь, и об имидже у кого идет речь.

         В настоящее время в отечественной литературе и в практике имиджмейкинга термин «имидж» интерпретируется настолько широко, что некоторые формы его употребления даже специалистами в области имиджелогии нередко противоречат друг другу.

         Имиджелогия – наука и искусство о том, как придать облику человека эффект личного обаяния, как овладеть умением «светиться» людям. Далеко не все являются его обладателями. Вот почему многие люди обрели интерес к имиджелогии, стремятся создать привлекательный индивидуальный облик. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не обрести уверенности в своём положении в семье, в общении с коллегами.

         Имидж – некое увеличительное стекло, которое позволяет проявиться лучшим личностным и деловым качествам человека, привнести в повседневное общение комфорт, создавать оптимистичное настроение. Деятельность педагога, врача, работника сервиса немыслима без их доброжелательного облика. Руководителю очень сложно стать магнетически привлекательным, но ещё больше проблем у того, кто не стремится быть таковым.

         Краткий психологический словарь определяет имидж как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.»[1]

         Специалисты по социологии права трактуют эту категорию как «обобщенную, эмоционально окрашенную в общественном и личном сознании форму отражения правовой действительности в виде комплекса представлений о законах и методах социально-правового воздействия[2].

         Специалист в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель дает такое определение: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания»[3].

         Маркетолог Ф. Котлер определяет имидж как «восприятие компании или её товаров обществом»[4].

         Специалист в области менеджмента О.С. Виханский дает общее определение имиджа: «Имидж явления – это устойчивое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления»[5].

         А.Б. Зверинцев, специализирующийся на разработке коммуникативных технологий, под имиджем понимает «относительно устойчивое представление о каком-либо объекте»[6].

         Не претендуя на абсолютную бесспорность, предлагаем следующее определение имиджа: Имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению.

         С возрастанием значения информационных компонентов в жизни общества (будущие цивилизации уже называют информационными) повышаются требования к формированию имиджа. Он становится полноценным информационным продуктом, а не просто образом, основанным лишь на эмоциональном восприятии. Работа над ним будет опираться на объективные закономерности и процессы, тем самым всё больше приближаясь к науке и удаляясь от искусства. Поэтому, вероятно, не следует трактовать имидж как исключительно иррациональное средство воздействия, как это делает, например, Т. Гринберг[7].  В противном случае мы бы оказались лишёнными возможности управлять имиджем на серьёзных основаниях. Хотя рассматриваемое понятие вошло в науку и повседневный обиход недавно, это не означает, что «управлением впечатлением», люди не занимались ранее. Существует точка зрения, что первым «имиджмейкером» можно считать библейского Аарона – первосвященника еврейского народа, брата по посвящению пророка и законодателя Моисея. По причине косноязычия Моисея Аарон должен был говорить вместо него перед народом, поэтому, и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его[8].

         1.2. Технологические функции имиджа

         Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

         Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

         Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

         Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

         Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

         Знание технологических функций имиджа предлагает широкое практическое его использование. Сошлёмся на одно из высказываний Наполеона: «Я бываю то лисом, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим».

         Таким образом, имидж – это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен. Главное его назначение – достичь эффекта личного притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения. Акцент на практическом значении имиджа отличает наше понимание его содержания и предназначения от зарубежных подходов.

         Имидж бывает достоянием конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или государственной структуры. Как правило, имидж – явление положительное. Вместе с тем в жизни немало фактов, когда личность берёт на вооружение эпатажные модели поведения, тем самым, привлекая к себе внимание людей, получая доступ к средствам массовой информации.

         К сожалению, имеется немало людей, которые недооценивают роль имиджа в деловом преуспевании, хотя известно, что «доброе имя» всегда располагает людей к тому, кто имеет положительную репутацию. Если принять во внимание этнопсихологическую особенность россиян (имеется в виду склонность к лёгкому восприятию слухов), то очевидно, что привлекательный имидж предпринимательской структуры будет мощным рекламным фактором и по-человечески естественным условием расположения клиентов к сотрудничеству с ней.

         При разработке имиджа, к примеру, предпринимательской структуры, составляется концепция её деловых намерений, тщательно прописываются кадровые и технико-экономические характеристики, спонсорские и меценатские возможности. Затем создаётся технология презентации предпринимательской структуры для «глаз и ушей» партнёров и клиентов, для воспроизводства позитивного «социального эха». При реализации проекта задействуются реклама (особо тщательно готовятся пресс-релизы для СМИ), методы «паблик рилейшнз», дизайнеры для внутреннего и внешнего обустройства офиса.

         Особое внимание придаётся подготовке персонала на предмет умения производить приятное впечатление на деловых партнёров и клиентов. Организуется специальная работа по освоению правил служебной этики и делового этикета, проведения брифингов и переговоров. В процессе такой работы нередки факты, когда фирмы обращаются к имиджмейкерам с просьбой создать «Кодекс профессиональной чести» сотрудников, провести серию практикумов, обучить технологиям протокольного общения.

         При формировании имиджа любой структуры личная ответственность возлагается, прежде всего, на её руководителей. Вот почему целесообразно проводить с администраторами практические занятия по подготовке и произношению спичей, по приёму посетителей в своём кабинете, но общению с персоналом, по отработке модели поведения в командировках, по соблюдению требований к собственному внешнему виду. Иногда имиджевую подготовку по особой программе проходят «выездные» жёны руководителей. Как свидетельствует практика, инвестиции, затраченные на эти мероприятия, себя оправдывают.

         1.3. Типы имиджа

         Целесообразно разделять имидж на:

1.      корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.),

2.      индивидуальный (имидж политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.).

         Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны.

         И в том и в другом случае, т.е. по отношению к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации – это её образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности. Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт.

         Исследователи предлагают три возможных подхода к классификации имиджа: функциональный, при котором выделяют разные его типы, исходя из различного функционирования; контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации; сопоставительный, при котором сравнивают близкие имиджи.

         Ф. Джевкинз, сторонник функционального подхода, предлагает следующие типы имиджа:

-       Зеркальный – имидж, свойственный нашему представлению о себе.

-       Текущий – вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны.

-       Желаемый – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.

-       Корпоративный – имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.

-       Множественный – вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.

         Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты – не противоречить друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви.

         Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.

         Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.

         Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.

         Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.

         Некоторые исследователи в качестве самостоятельного выдвигают тип харизматического имиджа. Понятие харизмы, харизматического руководителя ввёл классик социологии М. Вебер. Он писал: «Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном образовании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него. Правда, сам «вождь» живет своим делом, «жаждет свершить свой труд», если только он не ограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев»[9].

         Сейчас, благодаря развитию средств массовой информации, особенно телевидения, сохранить и удержать харизму затруднительно, так как она в значительной мере покоится на закрытости, на приписывании «вождю», «герою» не существующих у него качеств. Однако появляется новое – харизматичностью наделяют лидера, используя его максимальную открытость публике (пример президент, поп-звезда).

         Закрытый имидж тоже можно отнести к списку возможных имиджей. Он был характерен для многих советских руководителей. Каждый человек мог вписать в этот имидж те черты, которые сам считал для себя убедительными – как «черная дыра» он готов был принять все. И чем меньше информации будет иметь аудитория, тем серьезнее и значительнее начинает выглядеть фигура такого руководителя (пример: загадочный Ким Чен Ир, молчаливо и невидимо проследовавший на бронепоезде через всю Россию для встречи с президентом В.В. Путиным).

         В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления.

         Таким образом, формирование имиджа может и должно быть включено в систему рационального социального управления, так как здесь скрывается широкий пласт еще неиспользованных управленческих резервов. Не все практические работники, руководители осознали значение имиджа в деле презентации себя, своих фирм и организаций контрагентам и общественности, многие продолжают действовать по известному рекламному слогану: «Имидж – ничто, жажда – все!». И проигрывают в конкурентной борьбе.

         2. Анализ и стратегия развития имиджа ООО «Фотоshop»

         2.1. Анализ составляющих имиджа организации

         Объектом исследования выбрано предприятие ООО «Фотоshop». Основной вид деятельности предприятия – розничная торговля фототоварами и оказание услуг по проявке фотопленки и печатанию фотографий.

         Говоря об основных составляющих имиджа, необходимо отметить такие элементы, как словесный товарный знак (название фирмы, выполненное в определенной графическом стиле), графический товарный знак (некоторое условное обозначение фирмы или продукта), цветовая гамма (цвета, которые в сочетании с формой товарного знака создают определенный, запоминающийся образ), фирменный шрифт (для оформления печатной продукции может быть выбран определенный «свой» шрифт), фирменный блок (может включать товарный знак, почтовые, банковские реквизиты, перечень товаров и услуг, рекламный символ, слоган), схема верстки (определенная компоновка печатной), слоган (короткая фраза, девиз фирмы или товара), рекламный символ фирмы (определенный персонаж или образ, закрепленный за фирмой и/или выражающий суть ее деятельности).

         Как никогда ранее, торговая марка, товарный знак, название фирмы становятся объектом значительных ма­териальных вложений, символом деловой репутации и качества, к которому предприятие двигалось, быть мо­жет, многие годы. В идеале эти символы фирмы должны оставаться не­изменными многие десятилетия. В странах с несмет­ным количеством юридических лиц и строгим законо­дательством о товарных знаках, если речь идет о давно функционирующей на рынке фирме, крайне редко мож­но говорить о возможности смены товарного знака или названия фирмы, данных ей при рождении, даже если с точки зрения психологического воздействия оно крайне неблагоприятно.

         Как при создании новых фирм, так и при разработке марок для конкретных видов новых товаров разработка названий на базе психологических технологий — уже давно не роскошь, а средство продвижения фирмы или товара.

         Эффективная реклама может создать определенные и конкретные символы. Посредством повторения они становятся узнаваемыми обществом в целом и сами мо­гут посылать вторичные сообщения, когда этот продукт используется.

         Исследованиями влияния звуков установлено, что зву­ки, из которых состоит речь, бывают разные: приятные и противные, быстрые и медленные, мягкие и жесткие и т.д. Понятно, что речь идет не о свойствах самих зву­ков, а лишь о тех качествах, с которыми они подсозна­тельно связываются в нашем восприятии. Из звуков складываются слова, и в зависимости от преобладания в слове звуков с той или иной эмоциональной окраской, слово в целом тоже приобретает эту окраску.

         Эффективность товарного знака обусловлена соблю­дением ряда важных, чисто психологических требова­ний: эмоциональное и информационное соответствие знака статусу предприятия, роду его деятельнос­ти или отраслевой традиции. Считается, что лю­бой человек, увидевший тот или иной знак, дол­жен сразу и однозначно понять, какой товар или какую услугу этот знак представляет. Хороший знак, даже впервые увиденный, должен «узнавать­ся», апеллировать к ассоциациям. Недаром в сло­ве «знакомиться» — корень «знак».

         Говоря о семантике цвета для формирования имиджа фирмы, следует отметить, что синий — помогает сконцентрироваться на самом не­обходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасывать­ся. Синяя деталь в рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от крас­ной, никогда не вызовет отрицательных эмоций. Желтый — настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. А еще он помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, об­рести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» пред­мет интеллектом. Черный — цвет самопогружения: он помогает от все­го отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому данный цвет в печатной рекламе лучше не использовать. Эта рекомен­дация, разумеется, не распространяется на шрифт и таблицы. Как раз в отношении их-то, за редким исклю­чением, лучше не экспериментировать.

         2.2. Разработка стратегии формирования имиджа организации

         Основными направлениями в формировании имиджа в краткосрочном периоде можно назвать совершенствование рекламной и маркетинговой стратегии через совершенствование основных элементов имиджа компании (логотипа, рекламного слогана, графических и цветовых приемов).

         Помимо этого, рекомендуется усовершенствовать образ самого заведения, к примеру, сделать акцент на интерьере помещения.

         Для дальнейшей работы необходимо определиться с таким понятием как брендинг.

         Брендинг – это приемы создания особого впечатления, которые вносят свой вклад в общий имидж и в отношении целевого сегмента рынка к бренду[10].

         Брендинг занимает пограничную область между маркетинговым исследованием, посвященным проблемам сегментирования и позиционирования товара, и созданием рекламного креатива[11].

         В современной российской экономике значимость проблем формирования и управления брендами во многом  определяется развитием конкуренции на потребительском рынке. Зарубежные производители, активно используя концепцию брендинга, создают устойчивые конкурентные преимущества своих торговых марок в сознании отечественных потребителей.

         По существу, на современном рынке идет борьба торговых марок и их рекламных образов за место в сознании покупателей. Результатом является  присутствие  в поведение индивидуальных  потребителей эмоциональных мотивов, которые зачастую преобладают над рациональными. Вследствие этого факторы успеха потребительских товаров и услуг базируются не на объективно заданных, а на субъективно воспринимаемых потребителями преимуществах. Эти преимущества заключаются в уникальности торговых марок, способности покупателей идентифицировать марки при совершении покупок. Чисто функциональная ценность изделия или услуги может при этом перемещаться на второй план.

         С учетом всего вышесказанного необходимо определить стратегию разработки фирменного стиля.

         Так как название у организации уже есть, и с нашей точки зрения отвечает требованиям удачной маркетинговой кампании. Образ, который несут товарный знак и назва­ние фирмы, включает в себя несколько ассоциативных уровней.

         Первый — это уровень содержательных ассоциа­ций. Исследования показывают, что название всегда по­зволяет строить гипотезы о профиле фирмы, даже тогда, когда оно является бессмысленным, ничего не зна­чащим словом. Другой вопрос, что степень разброса до­гадок для разных названий довольно многочисленная. Одни из них оставляют безграничный простор для пред­положений, в то время как другие направляют догадки в определенное русло, соответствующее истинному про­филю прямо или косвенно. Некоторые, бывает, направ­ляют и по ложному следу. Исследования показывают, что очень часто в названиях фирм фигурируют слова, ничего не значащие, слова, значение которых не имеет отношения к роду деятельности фирмы, или слова, со­вершенно одинаковые для множества разных фирм.

         Второй уровень — уровень архетипических и куль­турных ассоциаций. По ним можно делать выводы о национально-государственной принадлежности и исто­рических корнях фирмы. При этом введение в реклам­ный текст архетипических символов, характеризующих коллективное бессознательное (термин австрийского психолога К. Юнга) позволяет вызвать у потребителей эффективные ассоциативные комплексы.

         Третий уровень — это эмоциональная окраска зву­чания. При использовании в названии иностранных слов, искусственных слов или аббревиатур именно эта сторо­на выходит на передний план.

         То же самое можно сказать и про графичес­кие изображения эмблем, символов. Графика тоже может быть представлена несколькими разными ассо­циативными уровнями:

-       содержательные ассо­циации - направляют ли они ассоциации в нужном или другом направлении, или не дают никакой им направ­ленности;

-       изобразительные знаки и сим­волы - несут заряд эмоционального опыта, непроизвольно воскрешающие этот опыт в под­сознании людей;

-       аналог уровня культурных ассо­циаций - изображение может быть выпол­нено в разной стилистике, которая отражает место и время его создания, и определенную содержательную область;

-       эмоциональная на­грузка изобразительных элементов - линии, цвета и другие элементы изображения несут ту или иную эмоциональную нагрузку, за счет которых можно сделать знак более или менее устойчивым.

         Фирменный стиль делает продукцию или услугу узнаваемой для по­требителя. Он подчиняется группе прикладных требо­ваний: запоминаемости; информативности; удобочитаемости; броскости; ощутимой эмоциональности.

         Название «Фотоshop» говорит само себя. Название является очень эмоциональным, особенно, когда произносится с характерной интонацией. Можно отметить, что товарный знак  является удачным и полностью соответствует замыслу, стратегии и миссии фирмы.

         Важное значение имеет и логотип фирмы. Исходя из названия, необходимо сделать его таким же радостным, вызывающим только приятные ощущения и ассоциации у потребителя. В формировании логотипа необходимо уделить внимание цветам, которые должны там присутствовать.

         Цвет, как известно, не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависи­мости от его эмоционального состояния, но и опреде­ленным образом формирует его эмоции.        Можно рекомендовать следующее сочетание цветов:

-       оранжевый цвет – «возбуждение ради возбуждения», хорошо смотрится в небольших дозах и вызывает чувство радости;

-       белый цвет – вызывает чувство новизны, необходимости попробовать что-то новое;

-       синий цвет – вызывает ощущение покоя и расслабленности, символизирует постоянство.

         Сочетание этих цветов, несмотря на разнообразные чувства, которые они вызывают отдельно друг от друга, способствует формированию у потребителя чувства радости и умиротворения, удерживает зрительный образ в сознании и «говорит» о постоянстве и незыблемости. Однако общий цветовой образ должен выглядеть загадочным, навевая потребителю представления о возможности первооткрывателя.

         Восприятие потребителя – это значение, которое он приписывает вещам. Этот процесс происходит на индивидуальном уровне, таким образом, получается, что каждый объект имеет различный образ у каждого отдельного потребителя. Потребитель может считать, что определенный продукт имеет хорошее качество в плане рациональном, техническом, однако при этом не любит и не желает его покупать в плане восприятия (иррациональное, аффективное восприятие).

         Считается, что товары и марки надолго сохраняют один и тот же образ, независимо от того, плох он или хорош, и требуется длительное время и большие усилия, чтобы этот образ усовершенствовать.

         Поэтому необходимо в рекламных  и PR-кампаниях изначально формировать тот образ организации, который впоследствии не придется переделывать. Именно эти кампании способствуют формированию образа организации в сознании потребителя, и поэтому необходимо уделить как можно больше внимания процессу разработки и введению фирмы на рынок.

         Цели и задачи рекламной кампании заключаются в продвижении продукта на потребительском рынке.

         Кроме того, для удержания и привлечения внимания клиента возможны:

-       подача уже известного материала с новыми акцентами;

-       последовательное увеличение какого-либо параметра сигналов (под сигналами следует понимать любые воздействия на аудиторию);

-       переход к другому средству PR-композиции или даже каналу восприятия;

-       «свертка» всех акций в хорошо опознаваемый клиентом символ или имя.

         Только планомерное изучение рынка и правильное позиционирование фирменного стиля способствует развитию и расширению любой организации.

         Немаловажную роль для привлечения непостоянного клиента имеет уровень сервиса: степень внимания со стороны персонала, изысканность интерьера, спокойная располагающая атмосфера всего заведения. Другими словами, клиент должен получить такой уровень комфортности, к которому хотелось бы вернуться. А уж способы достижения этого самые разнообразные: от вышколенного обслуживающего персонала до изучения личных вкусов клиентов.

Заключение

         Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренцией на разнообразных рынках – потребительском, политическом и прочих. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, общественная организация, университет или банк должны создать себе соответствующий имидж. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика.

         Именно поэтому в рамках традиционных научных дисциплин – психологии, экономики, социологии, политологии – появляются специальные научно-практические отрасли: теория и практика рекламы, public relations, имиджелогия и другие, основным предметом которых становится формирование образов, в том числе и социальных образов. Оперируя преимущественно в пространстве символов, они, тем не менее, способствуют решению задач в реальной жизни.

         Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др. В социологии, и, прежде всего социологии управления имидж может рассматриваться в контексте теории социальных статусов и ролей, концепции социального действия и взаимодействия, теории конфликта.

         Если в рамках практической психологии, имиджелогии и других прикладных дисциплин преимущественное внимание уделяется проблемам социальной перцепции, аттракции, атрибуции, самомониторинга, управления путём произведения впечатления для создания внешне привлекательного образа объекта и разрабатываются соответствующие методы и инструментарий (позиционирование, вербализация, детализация, визуализация и т.д.), то социологию имидж интересует с несколько иных позиций. Для социологии, и прежде всего социологии управления важно, как имидж организации, социальной или профессиональной группы, а также имидж их программ, целей, планов, намерений влияет на качество выполнения организациями, коллективами, целевыми группами своих функций, насколько имидж воздействует на статус того или иного социального объекта, каковы социальные механизмы, которые можно задействовать, чтобы создать адекватный (не обязательно положительный) имидж.

         Самостоятельность имиджа открывает возможность воздействовать на него путём тех или иных влияний. С их помощью могут быть созданы более или менее искусственные конструкции, вбирающие сознательно выделяемые качества.

         С психологической точки зрения этот процесс должен опираться на ряд механизмов. Фасцинация (от англ, fascination – очарование, обаяние) связана с речевым, словесным воздействием, при котором минимизируются потери информации, возбуждаются внимание и интерес. Аттракция (от англ, attraction – привлечение, притяжение) – визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии и готовности к общению. Как считает В.М. Шепель, фасцинация и аттракция – неотъемлемые элементы имиджирования и имеют множество способов обеспечения их наилучшего эффекта.

В целом задачи имиджирования весьма специфичны. С одной стороны, процесс имиджирования есть некая технология, основанная на строгих правилах, разработках пакета процедур, критериях и методах замера результатов. С другой – он имеет вполне творческий характер, близкий задачам искусства.

         Успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. В качестве таковых выступают: принцип самовоспитания, принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности – многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза, принцип речевого воздействия.

Список литературы

1.      Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Высшая школа, 1994.

2.      Гринберг Т. Политическая реклама: портрет лидера. – М., 1995.

3.      Гусева О. Брендинг. – М.: Дашков и К, 2003.

4.      Зверинцев А.Г. Коммуникативный менеджмент. – СПб.: Речь, 1999.

5.      Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

6.      Котлер Ф. Маркетинг. – М.: Олма-Пресс, 2003.

7.      Краткий психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского,  М.Г.Ярошевского. – М., 1999.

8.      Муромкина И.А. Особенности использования брендинга на российском потребительском рынке. – СПб.: Питер, 2003.

9.      Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. – М., 2003.

10. Утлик Э.П. Практическая психология имиджа // Вестник университета. Серия: социология и психология управления. М.: ГУУ, 1999.

11. Шепель В.М. Имеджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Линка-Пресс, 1997.


[1] Краткий психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского,  М.Г. Ярошевского. – М., 1999.

[2] Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. – М., 2003.

[3] Шепель В.М. Имеджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Линка-Пресс, 1997.

[4] Котлер Ф. Маркетинг. – М.: Олма-Пресс, 2003.

[5] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Высшая школа, 1994.

[6] Зверинцев А.Г. Коммуникативный менеджмент. – СПб.: Речь, 1999.

[7] Гринберг Т. Политическая реклама: портрет лидера. – М., 1995.

[8] Утлик Э.П. Практическая психология имиджа // Вестник университета. Серия: социология и психология управления. М.: ГУУ, 1999.

[9] Цит. по: Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

[10] Гусева О. Брендинг. – М.: Дашков и К, 2003.

[11] Муромкина И.А. Особенности использования брендинга на российском потребительском рынке. – СПб.: Питер, 2003.